Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Социальная реальность (общество, отношения между людьми, процессы происходящие в обществе и т.п.) исследуются как научными, так и ненаучными методами (философскими, религиозными, художественными и др.) Все мы повседневно опираемся и на обыденный уровень познания социальных явлений. В истории социального познания следует выделять два больших периода: донаучный и научный. В донаучный период (период предсоциологии) социальная мысль развивалась в рамках философии, религии, утопических учений. С I тысячелетия до н. э. размышления об обществе встречались уже в письменных источниках Древнего Египта, Вавилона, Индии, Китая. В качестве непосредственных идейно-теоретических предпосылок возникновения социологии могут быть названы: социальные философы (Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо и др.), социальная антропология (работы Ж.Л. Бюффона), «политическая арифметика» (Д. Граунт и др.). С середины XIX века социология развивалась как самостоятельная наука, в ее становлении различают: классический и неклассический этапы и некоторые социологи выделяют постнеклассический этап. Наиболее развитые теории общества появились в античной Греции. Так, Платон (427-347 до н.э.) проблемам общества посвятил следующие труды: «Государство», «Политик» и «Законы». Платон в этих произведениях установил: 1. наличие в обществе разделения труда; 2. значимость разделения труда для общества и человека; 3. зависимость человека от общества; 4. предвосхитил учение о классовой борьбе. Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) которого вообще можно считать главным предшественником социологии в античном мире. Он утверждает, что человек представляет собой существо общественное еще в большей степени, чем пчелы и разного рода стадные животные. Доказательство этого он видит в том, что среди всех живых существ только человек одарен речью. Под обществом Аристотель понимает любое объединение людей, чем-нибудь соединенных между собой. В качестве элементарного социального объединения он рассматривает семью, домохозяйство. Это объединение основано на природных отношениях: муж - жена и господин - раб. Совокупность этих первичных объединений образует селение. В свою очередь соединение селений составляет высшую форму социального существования - государство (в греческой форме - полис, город-государство). Государство, по Аристотелю, - разновидность общества, а потому оно является естественным образованием. Вместе с тем оно в определенной мере механизм, созданный человеком. Государство первично по отношению к семье и отдельным селениям, так как вообще целое предшествует частям и доминирует над ними. Аристотеля, таким образом, как и его учителя Платона (427—347 гг. до н. э.), можно считать одним из первых социальных реалистов. Аристотель считает общество абсолютно необходимым условием существования человека. С его точки зрения, тот, кто вследствие своей природы (а не случайных обстоятельств) живет вне государства, - либо недоразвитое в нравственном отношении существо, либо сверхчеловек. Помимо Аристотеля к идее общества как естественного образования в античности склонялись и стоики, в том числе самый выдающийся из них, римский философ и писатель Сенека (ок. 5 г. до н. э.— 65 г. н. э.). В своем сочинении «О благодеяниях» (63—65 гг.) он поет настоящий гимн обществу, доказывая, что оно опирается на природные основания и взаимопомощь людей. И все же представление об обществе как результате естественного развития не было господствующим ни в Древней Греции, ни в Древнем Риме. Преобладал взгляд, согласно которому общество - это искусственное образование, результат изобретения и целенаправленной деятельности людей: монархов, законодателей или самих членов определенных обществ. Такой точки зрения в античности придерживались Платон, Эпикур и его последователи (в частности, Лукреций), римские юристы Гай, Ульпиан и др. Но и представители этой традиции, считая общество изобретением человека, как правило, исходили из того, что оно основано на фундаментальных потребностях людей и выполняет в их жизни важнейшие функции. Античное понятие общества в сравнении с тем, каким оно стало впоследствии, имело более узкое и вместе с тем более определенное и конкретное значение. Оно включало только такие формы взаимоотношений, в которых очевидным и наглядным образом присутствовали общность, союз, совместная деятельность. Это, прежде всего, семья и имущественное объединение, основанное на тесных эмоциональных связях, юридических договорах и конкретных практических целях. Понятие об обществе как таковом, обществе людей, еще не утвердилось; это, как правило, общество каких-то определенных людей, объединившихся для определенных целей. Поэтому Аристотель начинает рассмотрение общества с семьи. В Риме семья также считалась обществом, так как она была основана на договоре; семейная любовь называлась «социальной» любовью, а отношение жены к мужу считалось «социальным» отношением. Кроме семейных союзов под обществом понимались объединения друзей, коммуны, братства. Но главным образом обществами назывались союзы, заключаемые для каких-то имущественных целей. Это понятие носило преимущественно договорно-юридический характер. Поскольку общество — это объединение, формируемое определенными людьми для определенных целей, оно не может создаваться навеки: его существование продолжается и прекращается по воле участников. Вступая в общество, каждый обязуется только за себя, но не за своих наследников. Когда же древние греки и римляне применяли понятие общества к государству, это понятие выражало отчасти действительность, отчасти стремление, пожелание, идеал. Представители стоической философии попытались расширить господствовавшее в античности понятие об обществе как сугубо договорной группе и только своей гражданской общине. Они доказывали, что мудрец - гражданин всего мира. Согласно стоикам, идеальное человеческое общество охватывает всех людей, граждан Космополиса, единого всемирного государства. Вместе с тем они считали необходимым участие граждан в жизни отдельного государства, при условии, что это участие не принуждает их к совершению безнравственных поступков. Идея единства человеческого рода, понимаемого как сверхобщество, или общество обществ, была продолжена и развита европейским средневековьем. Христианский философ и теолог Аврелий Августин (Августин Блаженный) (354-430) в трактате «О Граде Божием» (ок. 413-426) обосновывал идею единства человечества общностью его происхождения от единого предка - Адама. Но при этом человечество разделено на два царства, два вида общества: «град земной» (государство), основанный на грехе и насилии, и «град Божий», в котором царствуют божественная правда и добро. «Град Божий» - это высшая духовная общность, которая все более утверждается в человечестве благодаря христианской церкви. Но и «град земной», где господствует, по выражению Августина, «мрак общественной жизни» и правит большая «разбойничья шайка» (государственная власть), также необходим для человека, хотя и занимает подчиненное место. Другой христианский мыслитель, Фома Аквинский (1225/1226-1274), главный теологический авторитет католической церкви. Он написал трактат «О правлении государей». В нем он указывает на то, что люди по природе своей являются общественными существами. Государство – естественное и необходимое образование, стоит над сословиями и социальными слоями, служит защитой общих интересов. В средневековой Европе понятие общества носило прежде всего конфессиональный характер; оно относилось главным образом к католической церкви и ее приверженцам. Кроме того, обществом считались сельская община, городская коммуна, цех, корпорация. Ярким представителем средневековой социальной мысли был арабский ученый Ибн-Хальдун (1332 –1406 гг.) Он является автором труда по истории мусульманских народов. Его сочинение «Книга примеров..... по истории арабов, персов и берберов и наций, живших с ними на земле») состоит из четырех частей: 1) введение в историю, 2) история от создания мира до Мохаммеда, 3) арабы в Африке и Испании и берберы, 4) мелкие мусульманские династии Египта в Азии, образует самостоятельный трактат. Во введении к этому труду он излагает свои взгляды на общество: o общественную жизнь определяют географическая среда и климат; o отдельные народы отличаются друг от друга образом жизни и способом производства; Ибн-Хальдун создал теорию циклического движения в обществе. Общество может быть более или менее устойчивым в течение жизни 3-поколений, т.е. 100 лет, после этого оно может рухнуть. В переходный период от Средних веков к Новому времени следует отметить ряд сочинений и трактатов, сыгравших важную роль в развитии социальной мысли, в подготовке условий возникновения социологии: Это –Т. Мора «Утопия» (1516 г.), Т. Кампанелла «Город солнца» (1623 г.), Н. Макиавелли «Государь» (1532 г.), Жана Бодена «Шесть книг о республике» (1576г.). В Новое время следует отметить труды Ш. Л. де Монтескье, «Размышления о причинах величия и падения римлян» и «О духе законов», в которых он рассмотрел связь между географическим положением и формами правления в том или ином обществе. Он использовал методы исследования предшествующие социологии: сравнение (сравнительный метод) и непосредственное наблюдение. Важнейший вклад в становление и развитие социологии внесли выдающиеся социальные мыслители и философы: Т. Гоббс (1588 –1679 гг.), Д. Локк (1632–1704 гг.), Ж. Ж. Руссо (1712–1778 гг.), Г. В. Ф. Гегель (1770 –1830 гг.), большое значение имеет его понимание человека как деятельного существа. Необходимо отметить роль А. Сен-Симона (1760–1825 гг.), оказавшего значительное влияние как на К. Маркса, так и на О. Конта. Важный вклад в становление социологии как науки внесли труды, представителей так называемой классической политической экономии 2. Становление научной социологии. О. Конт (1798–1857 гг.) ввел в научный оборот термин «социология» и определил социологию (социальную физику) в качестве венца всей системы наук. Основная идея О. Конта – отделение науки от «метафизики» и богословия. Социальная теория Конта состоит из двух частей: 1) социальной статики и 2) социальной динамики. Основное внимание он уделяет «социальной динамике». «Социальная статика» описывает законы существования, а «социальная динамика» - законы и этапы изменения общества. Изучение динамики важно, так как оно помогает исследовать естественные изменения, происходящие в результате распада или переустройства социальных структур. Первичным фактором «социальной динамики», т.е. изменений развития общества, он считает духовное умственное развитие, к вторичным относит климат, расу, среднюю продолжительность человеческой жизни, прирост населения. Кроме того, О. Конт считал, что человеческое сознание проходит три фазы развития: теологическую, метафизическую и позитивную. Теологическая и метафизическая стадии опирались на умозрительное знание, не подкрепляемое фактами и их анализом, которое невозможно ни опровергнуть, ни проверить. Этим двум стадиям О. Конт противопоставляет позитивную стадию, которая характеризуется активным использованием научных методов анализа. Социология мыслилась как дисциплина, отражающая реальность последней научной стадии развития общества и позитивной стадии развития науки. Соответственно социология и должна опираться на методы характерные для естествознания и отвечать на вопрос: «как?» в отличие от теологии и метафизики, которые отвечают на архаичные вопросы «почему?» и «зачем?». В Х1Х в. появились направления натуралистической социологи:социальной биологии, социальной физики, социальной механики. Их представители сравнивали социальные процессы с природными (физическими, химическими и т. п.). К натуралистическим школам относят следующие: 1 Социальный дарвинизм (Т. Мальтус, У. Беджгот, Л. Гумплович). Т. Мальтус считается его непосредственным предтечей. В работе «Опыты о законе народонаселения» (1798 г.) им обосновывался тезис о борьбе за выживание сильнейшего в качестве важнейшего фактора социальной жизни. У. Беджгот стремился применить идеи Ч. Дарвина к социальной теории. Он считал, что особенно важную роль естественный отбор в биологическом смысле играет в начальный период человеческой истории, сильнейшие убивали слабейших. Основным социальным законом является стремление одних наций господствовать над другими, одних социальный групп над другими внутри нации. Л. Гумплович акцент делал на роли конфликтов в социальной жизни. Взаимоотношение между группами – это бесконечная и непрерывная борьба, которая может камуфлироваться, но не прекращаться. Если в начале истории, побежденные физически уничтожались, то впоследствии они стали порабощаться, возникло государство. Внутри государства конфликты не исчезают, а приобретают форму борьбы между социальными группами и политическими партиями. 2 Расово-антропологическая школа (А. Гобино). Для Гобино расовое неравенство представляется фундаментальным, исходным, первичным. Из иерархии рас проистекают все остальные иерархии, поэтому она выдвигается на первый план в качестве движущей силы истории. Гобино подчеркивал интеллектуальное превосходство белой расы, однако, считал он, другие расы имеют превосходство в области чувств, например, в сфере художественного творчества. В сфере смешения рас ищет ответ на проблему возникновения и гибели цивилизаций. Ведущую роль в процессе создания рас он отводит белой расе (ей присуще «мужское начало») и все человечество делит на активные и пассивные расы. 3 Географическая школа (К. Хаусхофер, Ю.Челлен, Л.И.Мечников). Мечников объяснял неравномерность общественного развития влиянием географических условий (водных ресурсов, путей сообщения и др.). Именно эти факторы, считал он, определяют историю человеческого общества в развитии от примитивных форм организации жизни к экономическим и социальным достижениям, покоящихся на кооперативных формах хозяйствования. В учебной и научной литературе по социологии понятие «классик» может быть использовано двояко: во-первых, как определение ученого, внесшего выдающийся вклад в основание и развитие социологии, и, во-вторых, как указание на использование исследователем преимущественно методологии классической парадигмы. Так как развитие социологии ХХ в. во многом исходило из социологического наследства, оставленного Главным вкладом К. Маркса в развитие социологии считается научный анализ социальной структуры современного ему капиталистического общества. К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали общество как качественно отличную от природы часть мира. Подчеркивая приоритетную роль экономического фактора в развитии общества, они создали учение об общественно-экономической формации как единице измерения общественного развития. Они указывали на ведущую роль интересов больших социальных групп (классов, наций), разработали теорию классовой борьбы и учение о диктатуре пролетариата. Трудящиеся массы рассматривались ими в качестве движущей силы социального прогресса. Вклад Маркса в области анализа классов и социальных изменений сохраняет значение и в настоящее время. М. Вебер является одним из разработчиков концепции идеальных типов. В центре его теории понятие – «социальное действие». Он проанализировал связь хозяйственной жизни общества, материальных и идеологических интересов различных социальных групп. По Веберу, идеологические (религиозные) ценности могут быть мощной силой влияния на социальные изменения. Э. Дюркгейм считал, что общество – это надындивидуальное бытие. Объединяясь в группы, люди подчиняются правилам и нормам, которые он называет «коллективным сознанием». Его идеи лежат в основе современного структурно-функционального анализа. 3. Западная социология ХХ в. Первоначально в США в 20 – 30-е гг. ХХ в., а затем и в других странах Запада начинает бурно развиваться эмпирическая социология: расширяется фронт исследований, осуществляется государственное финансирование, рекомендации социологов становятся составной частью реформ и программ по борьбе с бедностью, преступностью, наркоманией и другими социальными болезнями. Огромное влияние на развитие западной социологии оказали эксперименты американского исследователя Э. Мэйо в 1927–1932 гг. Их главной целью было изыскать дополнительные факторы повышения эффективности производства в условиях жесточайшего экономического кризиса. В ходе экспериментов выяснилось, что на производительность труда большое влияние оказывают психологические и социально-психологические факторы, а также было открыто явление неформальной организации трудовых коллективов. Э. Мэйо и его последователи сформулировали доктрину «человеческих отношений», которая дала толчок разработке проблем мотивации человеческого поведения и на ее основе А. Маслоу в 1943 г. была создана иерархическая теория потребностей. А. Маслоу разделил потребности личности на базисные (пища, безопасность, жилище и др.) и производные (справедливость, благополучие, порядочность и др.). Потребности каждого нового уровня становятся актуальными после того, как удовлетворены предыдущие. На основе этих идей была разработана двухфакторная теория мотивации Современной социологии присущ многовариантный, полипарадигмальный характер. В настоящее время социология характеризуется существованием и взаимодействием многих школ и направлений, что объясняется, по-видимому, преимущественно полипарадигмальной ситуацией. Парадигма в социальной науке – это общее представление о характере социальной реальности, общий принцип объяснения этой реальности, образец, на который ориентируются исследователи, придерживающиеся того или иного направления. В литературе представлены различные варианты названия парадигм. Наиболее часто выделяют следующие: функционализм (структурно-функциональный анализ), неоэволюционизм, конфликтологическая социология, символический интеракционизм, этнометодология, бихевиоризм (постбихевиоризм), представляющие академическую социологию, и марксизм, представляющий идеологически ориентированную социологию, и др. Структурно-функциональный подход (Т. Парсонс, Р. Мертон, К. Дэвис, Н. Луман и др.) предполагает исследование элементов и зависимостей между ними в рамках социальной системы, допущение, что отдельные социальные явления выполняют определенную функцию в поддержании и изменении социальной системы. В 80-е гг. социологи начинают говорить о «неофункционализме» как определенной устойчивой традиции в социологической науке. Функционализм (неофункционализм) как традиция предполагает следующее: 1. Общество в целом состоит из тесно связанных друг с другом компонентов; они тесно взаимодействуют друг с другом и в целом поддерживают существование всей системы. Общество развивает свои институты, которые адаптируются к внешней среде и обеспечивают этим выживаемость всей системы. 2. Все социальные явления должны рассматриваться под углом зрения их последствий. Конфликтологическая социология может быть обобщена следующими положениями: 1. Трения и конфликты между социальными группами – естественные состояния общества: социальная жизнь есть нескончаемый процесс борьбы за власть. В каждом обществе ресурсы и материальные средства распределяются неравномерно. 2. Социальные структуры закрепляют преимущества одних социальных групп по отношению к другим; группы находящиеся наверху, так организуют общество, чтобы поддерживать и укреплять свое господство. 3. Почти каждое социальное действие служит одним общественным элементам и наносит урон другим. Представители этого направления: Символический интеракционизм может быть обобщенследующими положениями: Общество – система символов: 1. Отдельные лица стремятся понять смысл социальных взаимосвязей. Социальное действие не имеет заранее обусловленного смысла; социальные смыслы постоянно изменяются и варьируются. 2. Для интерпретации социального акта (поведения) необходимо понять смысл поведения тех, кто осуществляет данный акт. Основателем этого направления считается Д.Г. Мид (1863–1931 гг.). Сегодня выделяют Чикагскую школу (Г. Блумер, А. Стросс, Т. Шибутани и др.), Айовскую (М.Кун, Постнеклассическая парадигма стремится к синтезу методологий, накопленных как естествознанием, так и социально-гуманитарным познанием. Современная социология – это наука о закономерностях самосотворения и саморазрушения социальных систем как объективного бытия социальной реальности, о роли человека в этих процессах. Человек – не только социальное существо (Аристотель), но и существо, творящее социальную реальность как впрочем, и разрушающее ее. Однако человек не всегда четко осознает свою креативную и свою деструктивную роль: часто не ведает, что творит. Социальное пространство есть одновременно и социоантропологическое пространство 4.Особенности развития социологии в России. Во второй половине ХIХ в., по мере становления социологии на Западе, новая социальная наука стала проникать и в Россию. На рубеже веков российская социологическая мысль стала выходить на мировой уровень. В развитии социологии в России выделяют ряд школ, направлений, близких к академическим: позитивистско-натуралистическое направление (Л.И. Мечников и др.); психологическое течение (Е.В. Де Роберти, Л.И. Петражицкий и др.);плюралистическая концепция общества (М.М. Ковалевский);неопозитивистское направление (П.А.Сорокин). Идеологизированное направление представляют: o анархизм (М.А. Бакунин); o субъективное течение (П.А.Лавров, Н.К. Михайловский и др.); o марксистское направление (Г.В.Плеханов, А.А. Богданов, В.И. Ленин) и др. Главной особенностью социологии в России считается ее ценностная направленность. Социология в России после октября 1917 года испытывала кратковременный подъем (начало 20-х г.г.). Развивались отраслевые социологии: социология труда – А.К.Гастев (1882–1942 гг.), С.Г. Струмилин (1877–1974 гг.); аграрная и экономическая социология – А.В Чаянов. (1888–1937 гг.), В 1922 г. многие известные российские ученые и философы были депортированы, среди них был и П. Сорокин. В течение 40 лет социология находилась под запретом: тоталитарные режимы не нуждаются в социологии. Только к концу 50-х гг. на волне так называемой «хрущевской оттепели» она начинает вновь возрождаться, была создана Советская социологическая ассоциация и некоторое время спустя первое социологическое подразделение в рамках Института философии – сектор труда и быта рабочего класса. В конце 1964 г. на философском факультете МГУ была создана кафедра конкретно-социологических исследований, в 1969 г. был создан Институт конкретно-социологических исследований АН СССР с отделениями в союзных республиках и крупных региональных центрах: Свердловске, Новосибирске, Ленинграде. С 1974 г. выходит специализированный журнал «Социологические исследования». С начала 70-х гг. появились работы Г.М. Андреевой, А.Г. Здравомыслова, Г.В. Осипова и др. посвященные программе и инструментарию, процедуре и организации социологического исследования. Социологи продолжали испытывать давление со стороны власти (обсуждение вышедших в свет «Лекций по социологии» Ю. Левады). Начиная с 1988 г. постановлением ЦК КПСС социология была призвана для решения проблем перестройки. В 1991 г. успехи российской социологии были закреплены образованием Института социологии РАН (В. А. Ядов). Среди известных современных российских социологов выделяют Ю. Давыдова, Т. Заславскую, Г. Осипова, Ж. Тощенко, В. Ядова и др.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.129.141 (0.016 с.) |