Лекция 4. Общество как целостная система 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 4. Общество как целостная система



Ступени развития общества

Предшественниками человеческого общества являются групповые объединения животных: по терминологии, используемой Ю.И. Семёновым, «безусловные зоологические объединения» и «условные зоологические объединения», то есть зоологические семьи (материнские, отцовско-материнские и гаремные) и стада/стаи. Стремление к объединению у животных обусловлено проявлением «индивидуальных» и «видовых» инстинктов.   Групповые объединения животных формируются на основе взаимодействий: по выявлению доминирования, по совместному отпору врагу (хищнику) или взаимодействия при совместной охоте. Промежуточной формой между групповыми объединениями животных и первой человеческой социальной организацией гипотетически выступает первобытное стадо (квазисоциальное образовние). Первобытное стадо подводит эволюцию жизни на планете Земля к точке зарождения новой: социальной или точнее социо-антропоцентрической реальности.

Предполагается, что жизнь в первобытном стаде протекала в пульсирующем режиме: какое-то время (в период действий табу) стадо функционировало как почти социальный организм, в другое время (период ослабления действий табу) возвращалось в состояние зоологического образования (дальним отголоском этих периодов в истории человечества, возможно, являются карнавальные фестивали). Таким образом, жизнь в границах первобытного стада, определялась двумя видами действий/взаимодействий: биологических, обусловленных инстинктами и социальных, только зарождающихся и ориентирующихся на устанавливаемые запреты или табу, обусловленные созданием условий для синергии в совместной производственной деятельности и обороне.    

Простое общество. Вероятно, примером фрагментов одной из самых древних социально-антропологических реальностей являются социумы аборигенов Австралии. Австралийские социумы в связи со специфическим географическим положением Австралии и её климата сохранили до появления там европейцев строй одной из самых древних цивилизаций – первобытной доземледельческой общины. Община – элементарная клетка первобытного организма. Цивилизация австралийских аборигенов насчитывает примерно 40 тысяч лет. Ясно, что даже простые социальные системы не могли, не эволюционировать в течение такого времени. И всё же вероятно, что внешне, морфологически социальный строй австралийцев выглядел (отчасти кое-где ещё выглядит) следующим образом: бродячие кочевые племена, не отличающиеся особой сплочённостью, внутри них ряд «орд». На социумную сеть накладывается довольно сложная родственная и поло-возрастной градация. Руководящим слоем племён и орд были и есть старейшины.

Силовые схватки между племенами и ордами случались, но считается, что нормой в отношениях между австралийскими племенами скорее был всё-таки мир, нежели война [См.: Джеральд Уиллер «Племя и межплеменные отношения в Австралии» (1910) // Организация власти. Общественные обычаи австралийцев. Вооружённые столкновения. http://lib7.com/narody-avstralii-i-okeanii/7-organizacija-vlasti.html].

Если сопоставить реконструкцию социального строя североамериканских индейцев (йоркезов) Л. Морганом и имеющиеся описания общества австралийцев-аборигенов, то при всех их различиях, по поводу и смыслу которых спорят профессионалы-этнографы мы видим, то общее, что их роднит: общинный строй, доминирование общественной собственности, значительная роль кровнородственных и половозрастных отношений и различий [См.: Артемова О.Ю. Отечественная теория «первобытности» и социальная организация австралийских аборигенов. http://www.etnograf.ru/node/121]

В простом обществе статусы индивидов определяются возрастными и половыми различиями. Социально же все равны, и это позволяет называть простое общество первобытным коммунизмом. Понятия бедность и богатство здесь просто отсутствуют. Главной социальной (общественной) ценностью в этом социуме считаются родственные или родовые связи. В некоторых уголках планеты и по сей день сохраняются похожие формы обществ, остающихся несмотря на свои малые размеры социетальными, хотя в связи с разрушительным воздействием доминирующих цивилизаций на природные факторы, их поддерживающие, возможности социетальности простых обществ сокращаются и на сегодня близки к нулю. Сказывается жёсткая привязанность простого социума к окружающей природной среде. Кардинальные изменения в ней могут привести простое общество к гибели.

Противоречия простого общества: полная зависимость общины от милостей природы и торможение жёсткими ограничительными нормами развитие индивида. Низкая эффективность простых орудий труда ограничивает возможности продолжения себя, человека, в неживой и живой природе, и, следовательно, развитие социума первобытного человека. И всё же медленное развитие вместе с совершенствованием орудий труда происходило. Изменения в природе регулярные и нерегулярные были важными побудителями развития простого общества.

Итак, самой древней морфологической формой социально-антропологической реальности является человек в единстве с общиной (вероятнее всего родственной или родовой) и природой, её окружающей.      

Основными социальными компонентами выступают: социальные действия/взаимодействия, родственные связи, община, освоенный фрагмент природы (природно-климатические условия) и магия. 

Основой  простого общества является наличие родителей с детьми (вначале, вероятно, матерей с детьми). Родители, ближайшие родственники объединяли вокруг себя других родственников с детьми. Забота о детях и матерях объединяла взрослых индивидов.

Традиции, ценности общин (общинное сознание как выражение общинного гевоса) в значительной части передаются из поколения в поколение и переносятся на отношения в квазиобщинных образованиях (религиозных, коммунальных, корпоративных, земляческих, профессиональных и т. п. общинах). В структуре современных социумов явно или неявно сохраняется сеть квазиобщиннных отношений. На Востоке традиционно общинные связи более сильны, ушедшие в прошлое общинные или квазиобщинные образования напоминают о себе в той или иной форме и в настоящее время: социальные и одновременно квазиобщинные реликтовые образования: жузы, тейпы и т. п.

Продуктом распада в целом и одновременно формой сохранения фрагментов общинных связей выступает семья. Семья подрывает социальное равенство внутри родовой общины, но сама она в себе сохраняет дух общины. В семье «заморожены» общинные отношений между членами семьи. Ячейкой соседской общины и других видов квазиобщин часто становится семья, выходящая из патриархальной общины. Нормальная семья в социальных отношениях между своими членами выступает как остаток простого общества в современной социоантропоцентрической реальности. Одновременно семейные отношения становятся своеобразным фундаментом, социальных отношений в морфологии сложных обществ, идеологической основой патернализма.

      Социоантропоцентрическое пространство «сложных обществ».

Общества, которые представляют собой кровнородственную общину или состоят из множества кровнородственных и квазикровнородственных общин, являются простыми или «примитивными» обществами. Основными видами производства в таких обществах является: охота, собирательство и зачатки земледелия. Но плужное и ирригационное земледелие открывает возможность уже появления сложного общества. Сложное включает в себя три типа: традиционное, индустриальное и постиндустриальное (информационное). Последнее ещё не сложилось. Сложное общество предстаёт как единство способа производства, экономического уклада, сложной социальной структуры и цивилизации. Рядом и внутри сложного общества продолжает функционировать «простое».

 Традиционное (аграрное) общество. Рабство. Феодализм.

Традиционное или аграрное общество включает в себя три типа формаций, по Марксу, рабство, феодализм, азиатский способ производства. Каждый тип представлен множеством цивилизаций. Но во всех его типах широко распространённым феноменом являются квазиобщины или соседские общины. Как и в первобытном «стаде» происходит раздвоение, но не во времени, а в пространстве. Внизу социального пространства крестьянские общины – социум простого общества, а наверху: развивающиеся или деградирующие государства – царства, королевства, империи, обладающие сложной иерархичной структурой: монарх, иногда он же – высший религиозный служитель, жрецы (духовенство), воины, сословии гражданских чиновников и обслуживающая их прислуга из рабов, и крепостных. Монархии, опираясь на простой социум общин, концентрируют социальную мощь. Более крупные монархии вобрали в себя мелкие. Монархиям свойственно длительное сохранение патернализма. Слабые социумы становятся частью более сильных. Большие расширяются и надрываясь распадаются (древнеегипетские царства, Римская империя, империя Карла Великого, империя Рюриковичей, империи Индостана, китайские империи, империи ацтеков и инков). Истории знакомы гибридные социальные образования, обладающие признаками и общины и государства:  города-общины-государства. Они могут быть самоуправляемыми общинами (греческие город-полисы, средневековые города-республики). Они же могут быть крошечными аналогами монархий-империй продуктами их распада (феодальные уделы). Тем не менее и мелкие княжества, и города – республики представляют собой сложное общество. Сложное общество в качестве основной формы организации социальной жизни выдвигает государство. Отличие сложного общества от простого определяется структурой. В сложном обществе социальный статус (значимость) индивида определяется прежде всего количеством и объёмом общественного богатства, которым он владеет в виде ценностей: политических, социальных, духовных. Различия между людьми по количеству и объёму общественного богатства называются социально-классовыми. Сложное общество представляет собой систему взаимодействии социальных классов, принимающих различный вид социальных отношений.

Свободные и рабы (раб – вещь, продолжение того свободного которому он принадлежит). Раба хозяин имел право убить, но мог и отпустить на свободу. Кастовый строй – пожизненная принадлежность к той или иной группе. Перейти из одной касты в другую невозможно. Низшие касты являются функциональным продолжением высших. Высшие касты усиливают свою силу низшими. Сословный строй – система функционально зависимых социальных групп и слоёв, пребывание в которых преимущественно было пожизненным, но в некоторых случаях переход был возможен и, как правило, санкционировался властью государства.

Классовая структура  в индустриальном обществе определяется капиталом и считается истинной классовой структурой. Увеличение/уменьшение капитала индивидов или социальных групп соответственно увеличивало/уменьшало их социальный статус. Всю историю социальных классов сопровождает классовая борьба. Государство и появилось как главный блокиратор классовой борьбы и главный индикатор её. В тоже время рабство, крепостничество и азиатский способ как типы социумов не могут функционировать не опираясь в основании на общинные отношения в реальности или в сознании. Власть государства (как необходимое социальное насилие) – индикатор традиционного общества. Социальные группы малые и большие являются социумами, отражают в себе весь макросоциум.

 Капитализм. Индустриальное общество.

Формами богатства (формами стабилизации положения и усиления мощи индивидов или групп индивидов) в первых трёх типах сложного общества выступают земля, рабы, крепостные, золото, драгоценности, власть, опирающаяся на вооружённую силу. Золото, отчасти серебро признаются эквивалентами остальных форм богатств. Но это признание не носит универсального характера. На Земле ещё значительная часть социального пространства оказывается занятой простыми социумами, в которых золото ещё не очень выделялось из других видов ценностей. Традиционные общества – уже экономические общества, но не развитые.

Развитие средств производства приводит к появлению универсальной формы богатства. Универсальной формой богатства становится капитал во всех его исторических и функциональных ипостасях: ростовщический (ссудный), торговый, производственный, финансовый. Индустриальное общество взламывает квазиобщинные отношения, а вместе с ними систему сословий. Личность, её положение, статус теперь определяется имеющимся в её распоряжении капиталом. Целью и смыслом человека индустриального становится: приобретение капитала, если его нет и увеличение капитала, если он есть. Капитал пытается капитализировать всё с чем он так или иначе соприкасается: идеи, чувства, семейные и дружеские отношения. Капитализм разрушает общинный дух даже в семье. Капитал – система условий позволяющая ему непрерывно увеличивать себя. Капитал в сущности как процесс непрерывного увеличения самого себя становится настоящим фундаментом индустриального общества, одновременно угрожающим его существованию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.54.128 (0.02 с.)