Лекция 1. Социология как наука 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 1. Социология как наука



1. Социокультурные предпосылки возникновения социологии. С момента своего возникновения общество жестко регламентировалось определенными культурными нормами и ценностями. К концу XVIII начало XIX ситуация меняется и появляются скрытые сомнения в устоявшемся в обществе порядке. Это побудило людей к поиску принципиально новых факторов общественного развития, новых интерпретаций поведения человека и в конечном счете способствовало появлению социологии как самостоятельной науки.

На ее возникновение оказали влияние следующие социокультурные факторы:

1. Буржуазные революции в европейских странах, которые разрушили старое сословно-монархическое устройство общества и привели к возникновению новых классов, с одной стороны. С другой стороны утвердили новую систему морально-этических ценностей (благосостояния, власти, славы, комфорта, благополучия, удовольствий). В погоне за этими ценностями происходит столкновение больших социальных групп, что приводит к катаклизмам и социальному хаосу.

2. В основе буржуазных революций лежит промышленный переворот, связанный с внедрением машин и технологий, а также научных достижений в производство. Это приводит к установлению фабричной системы хозяйствования и скоплению больших групп людей в городах, которые составляют рабочий класс становящийся субъектом исторических действий, выдвигающий свои требования.

3. Радикальные изменения происходят в духовной сфере жизни общества. Они связаны с тем, что принципиально новую роль начинают играть науки. Повсюду возникают университеты, колледжи. Возникают представления о том, что с помощью наук люди могут контролировать мир и даже им управлять. Особую популярность приобретают естественные науки. Благодаря открытиям ученых расшатываются религиозные и метафизические представления о мире. Поэтому и первые социологи стремились подражать естественным наукам.

В обществе возникла объективная потребность создать новые подходы к изучению общества в целом, его структур. Социальные мыслители в то время разделились на три большие группы, составили три подхода.

1. Представители первого выступали за возвращение к старому монархическому прошлому. Они считали, что наследственная власть, религиозные ценности лучший способ управления обществом.

2. Второй подход основан представителями утопического социализма: Сен-Симоном, Ф. Фурье, Р. Оуэном и др. Они стали предлагать умозрительные проекты преобразования общества, основанные на социальном идеале, полагая, что в их успехе достаточно убедить правительство.

3. Третий подход образовал собственно основоположник социологии О. Конт. Он считал, что социология должна строиться по образцу естествознания, опираться на эмпирические исследования. Ее задача предотвратить деструктивные процессы в обществе, способствовать прогрессу, зарождению идеалов свободы и справедливости.

Когда и где начинается социология как наука? Существуют разные точки зрения на вопрос о времени и месте возникновения социологии. Одни социологи относят зарождение социологии к античности, другие к XVII-XVIII, другие к  XIX в., четвертые к лишь к XX столетию. По разному определяется и место ее возникновения. Одни считают, что она явление изначально европейское, другие находят ее зачатки в обществах древнего Востока.

Некоторые исследователи не без оснований находят прообраз социо­логии в творчестве арабского историка и социального философа Ибн Халъдуна (1332-1406). Он разрабатывал идеи, занимавшие впоследствии важное место в развитии социологического знания. К ним, в частности, относятся следующие: о сущности общества и социального взаимодей­ствия; о роли разделения общественного труда в поддержании социаль­ной солидарности; о типах, образах жизни, или «состояниях» обще­ства («животная», сельская и городская жизнь); о социальной эволюции; о месте производительного труда в жизни общества; о влиянии геогра­фической среды на социальную жизнь; о законосообразности социальных явлений; о значении опыта в социальном познании и т. д. (см. фрагмен­ты из Ибн Хальдуна в: [38, 559-628; 39,121-155]).

Тем не менее, в древних и восточных обществах можно обнаружить лишь некоторые элементы социологического знания, но еще не социо­логию как таковую. То, что мы сегодня воспринимаем эти элементы как социологию, обусловлено тем, что у нас есть возможность ретроспек­тивного взгляда на них, взгляда с позиций науки уже сформировавшей­ся, но сформировавшейся в целом в другое время и в другом месте.

Из предыдущего изложения следует, что возникновение социологии явилось результатом соединения ряда интеллектуальных и социальных факторов, которые пересеклись в определенный исторический период в определенной точке мирового культурного пространства. Этим периодом стала первая половина XIX в., а этой точкой - Западная Европа. В это время и в этом месте произошло рождение новой науки — социологии. Далее началось ее развитие и распространение в самых разных социо­культурных ареалах земного шара. Предыстория науки закончилась, нача­лась ее история. Разумеется, граница между предысторией и историей социологии в значительной мере условна, как и условны этапы ее развития. Ведь в про­цессе своего развития наука постоянно вновь определяет и переопреде­ляет свои принципы, границы, предмет и методы.

Когда мы говорим, что история социологии началась в Западной Евро­пе в первой половине XIX в., то имеем в виду следующее. Соединение описанных выше социокультурных предпосылок привело к тому, что нача­ли определяться базовые критерии социологического знания, соответ­ствовавшие тем эталонным общенаучным критериям, которые сформи­ровались в научном сообществе. Это сообщество и его социальная среда осознали необходимость и возможность создания новой науки. Она нача­ла обретать собственное самосознание, что выразилось, в частности, в появлении нового термина - «социология», который постепенно стал главным, а затем единственным термином, обозначающим новую науку.

Многие ученые и социальные реформаторы в это время связывали свои надежды на усовершенствование общества с появлением науки о нем. Они ждали появления новой науки и призывали к ее созданию. Но этого, разумеется, было недостаточно. Для возникновения новой науки требовались огромные усилия по ее созданию. Эти усилия были сделаны пионерами социологической мысли. Именно благодаря им социология стала конституироваться в самостоятельную научную дисциплину со сво­ей собственной историей. О них пойдет речь в следующих лекциях.

2. Предмет социологии. Сам термин «социология» введен в научный оборот О. Контом. Наиболее распространенное определение социологии – «наука об обществе». Но выделение понятий «общество», «общество и человек» в качестве исходных для определения предмета социологии недостаточно. «Общество», «общество и человек» выступают объектом не только социологии, но и других социально-гуманитарных наук. При определении предмета социологии ключевым является понятие «социальное», которое выражает социальный аспект, присущий всем сферам жизнедеятельности людей. Социальное возникает в ходе взаимодействия людей и отражает все многообразие их связей и отношений, образующих общественную жизнь. Изучение этой реальности социальной реальности и составляет специфику социологии, поэтому почти все социологические понятия имеют приставку социальное. Например: социальная структура, социальная мобильность, социальные взаимодействия … Социальное – это постбиологические условия бытия человека, возникающие в ходе взаимодействия людей. Основные виды (формообразования) исторически специализировавшегося и дифференцировавшегося социального: «экономическое», «социальное» (в узком смысле), «политическое», «духовное».

Представления о предмете социологии с момента ее возникновения менялись и уточнялись. Так, О. Конт считал, что предметом социологии являются законы развития общества, Э.Дюркгейм считал – социальные факты, М. Вебер – социальное действие. В первой половине ХХ века заговорили о предметной области социологии, включающей в себя все многообразие социальных связей и отношений, происходящий в обществе. В разных современных направлениях социологии предмет социологии трактуют по разному.                                                                                                 

 Социология, как и любая другая наука, предстает в виде системы знаний, т.е. системы понятий (категорий, концептов), принципов, законов, теорий, отображающих, описывающих, объясняющих тот или иной фрагмент объективной реальности (объект социологии – общество, человек и т.д.). Сама система понятий («социальная система», «социальная структура», «социальные отношения», «социальный статус», «социальный институт», «социальная организация», «социальная роль», «социализация» и др.), выделяющая особый аспект объективной реальности, может быть определена как предмет социологии или «социальное». Метод в социологии – это система принципов и способов построения социологического (эмпирического и теоретического) познания, обеспечивающая получение знаний об обществе и о социальном поведении индивидов.

Являясь частью научного (социально-гуманитарного) знания, социология испытывает на себе влияние других социально-гуманитарных (психологии, истории, политологии и др.) и естественно-научных дисциплин (биологии, медицины, математики и др.). В характеристике современного научного знания принято использовать термин «парадигма». В социологии парадигма может быть определена как общие представления о характере социальной реальности, общие принципы ее объяснения, образец, на который ориентируется исследователь. В соответствии с общенаучными парадигмами выделяют классическую, неклассическую и постнеклассическую социологии. Современной социологии присущ многовариантный, полипарадигмальный характер. К основным концепциям современной социологии относят: теорию социального действия, структурный функционализм, марксизм, неоэволюционизм, понимающую социологию – символический интеракционизм, феноменологическую социологию, бихевиоризм и др.

3.Структура социологии. Современная социология – это разветвленная система знаний. Уровни социологического знания представлены:

- теоретической социологией (создает теории, раскрывающие универсальные закономерности и принципы построения различных социальных систем);

- теориями среднего уровня (призваны обобщать и структурировать эмпирические данные);

- эмпирической социологией (устанавливает и обобщает социальные факты).

Теории среднего уровня являются промежуточными между малыми рабочими гипотезами, которые во множестве развиваются в повседневной исследовательской практике, и всеобъемлющими теориями, включающими в себя главную концептуальную схему, благодаря которой надеются выявить очень большое число эмпирически наблюдаемых стереотипов поведения. Р. Мертон считал, что главным направлением в развития социологического знания является создание теорий среднего уровня. Их функция – обеспечить гибкую связь между эмпирическим и теоретическим уровнями знания. В настоящее время понятие теории среднего уровня употребляется по аналогии с термином «специальная или частная социологическая теория», под которой понимают установление логико-эмпирических связей между отдельными группами изучаемых переменных. Теории среднего уровня раскрывают два основных вида социальных связей. Во-первых, между обществом и данной сферой общественной жизни; во-вторых, внутреннее взаимодействие, присущее данной сфере общественной жизни. Теории среднего уровня служат методологией познания отдельных социальных процессов, общностей и институтов, используются как методологическая основа конкретных социологических исследований.

Теории среднего уровня условно можно разбить на три группы: 1) теории социальных институтов (политика, экономика, образование, право, религия, семья); 2) теории социальных отношений (малые группы, организации, социальные слои, этносы); 3) теории специальных социальных процессов (отклоняющееся поведение, социальная мобильность, урбанизация). Примером теории среднего уровня является социология труда и производства.

По объекту исследования социологии выделяют:

Во-первых, общую социологию – она описывает и объяснение функционирование общества в целом; к ней относятся также и социологические теории, изучающие социальные законы и закономерности функционирования и развития социальных общностей. Общую социологию можно условно разделить на три раздела: социальная структура, социальное взаимодействие, социальная динамика.

Во-вторых, частную социологию – она изучает основные сферы, части, подсистемы, общества (экономическая социология, политическая социология и др.);

В-третьих, отраслевую социологию – изучает отдельные проявления социума (социология семьи, социология образования, социология молодежи, социология города, аграрная социология, социология управления, социология молодежи, социология строительства и др.) Социология строительства рассматривает социальные взаимодействия в строительной сфере, институционализацию строительной отрасли, формирование и функционирование городской среды. Ее эмпирическую базу составляют социологические исследования в строительной отрасли.

   Кроме того, различают: макросоциологию – направление в социологии, ориентирующееся на изучение крупных (макро) социальных объектов, процессов, больших социальных групп и т.п. (общество, цивилизация, нация), область развития социологии, охватывающая общественные мировые системы и их взаимодействие, различные типы культур, социальные институты и общественные структуры, глобальные процессы и общество как целостный социальный организм, его функционирование и изменение; микросоциологию – направление, ориентирующееся на изучение социальных явлений и процессов в относительно небольших социальных системах (семья, бригада, звено и др.), охватывающее социальное поведение, межличностные отношения, мотивации действий, стимулы групповых поступков, социализацию и индивидуализацию личности.

По преимущественной ориентации различают фундаментальные и прикладные исследования. Фундаментальные ориентированы на решение научных проблем, связаны с формированием социологического знания и т.д. Прикладные – на решение актуальных социальных проблем, связаны с преобразованием изучаемого объекта. Прикладная социология – область социально-практического применения теоретического и эмпирического социологического знания, социологической методологии, информации и методов исследования с целью реализации практических проблем и задач в различных сферах социальной жизни. Одной из наиболее широко распространенных форм практического приложения социологических знаний во многих сферах общественной жизни являются маркетинговые исследования, опросы общественного мнения.   Социологическое знание становится фактором, влияющим на общество. Социология представляет важную информацию для принятия решений по вопросам социальной политики. Информацию о социальных фактах социологи собирают, используя методы опроса, анализа документов, наблюдения и др.

В частности, социологии принадлежит ведущая роль в изучении общественного мнения. Общественное мнение – специфическое проявление общественного сознания, сложное духовное образование, выражающееся в оценке (как в вербальной, так и не в вербальной форме) и характеризующее явное или скрытое отношение к актуальным проблемам действительности, присущее отдельным группам или обществу в целом. Общественное мнение, существующее длительное время, трансформируется в обычаи, нормы, традиции. Потребность в изучении общественного мнения вызвало к жизни институт опросов, породивший специальные социологические организации по изучению общественного мнения: Институт Гэллапа (США), ВЦИОМ (Россия) и др.

Однако социология – это не только определенным образом систематизированное и зафиксированное теоретическое знание, но и особая социальная практика. Известный американский социолог Н. Смелзер отмечает, что благодаря деятельности социологов социологическое знание становится фактором, влияющим на общество: работы социологов могут изменять отношение людей к общественным явлениям, а также представляют информацию, которую необходимо учитывать при принятии решений по вопросам социальной политики; люди с социологической подготовкой работают в правительственных органах и частных организациях; социологическое исследование помогает оценить действенность существующей социальной политики. Поэтому выделяются следующие функции социологии:

o Познавательная и прогностическая – реализуются в социологических лабораториях НИИ социологами исследователями (теоретиками и эмпириками).

o Образовательная и воспитательная – реализуется в школах, высшей школе, образовательных программах телевидения, учителями, преподавателями социологии, ведущими программ ТВ.

o Практическая –  реализуется в специальных социологических лабораториях предприятий (фирм) социологами-практиками, менеджерами различных уровней и рангов.

Кроме того, выделяют еще следующие функции: информационную, методологическую, идеологическую и критическую.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.172.82 (0.018 с.)