Социальные институты семьи и брака 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальные институты семьи и брака



 Семья – это специфическое образование, одновременно малая социальная группа и социальный институт. По мнению социологов, семья и необходимость ее сохранения возникают из потребностей в физическом и духовном воспроизводстве населения. С институтом семьи тесно связан институт брака. Брак – это санкционированная обществом, социально и личностно целесообразная устойчивая форма половых отношений. Основой семьи, как правило, является брачная пара, исключение составляют неполные семьи и юридически не оформленные. Таким образом, совершенно ясно, что феномены, обозначаемые терминами «брак» и «семья», тесно взаимосвязаны.

Как и почему возник брак? Попытаемся ответить на этот вопрос, поставив ногу на порог человеческой истории. Возьмем на вооружение определение брака как традиционного средства формирования семьи, общественного контроля над ней, регулирования половых отношений между представителями различных половых групп. В достаточно развитом социуме мужчины и женщины потенциально или актуально находятся в брачных отношениях. Брак и основанная на браке семья выступает побочным продуктом борьбы социума против саморазрушения, за упорядочение половых отношений. Поэтому фазы упорядочения половых отношений одновременно являются и фазами развития брака и семьи. Рассмотрим их подробно.

В глубокой древности, на стадиях перехода зоологической семьи в человеческое общество отношения между полами, как все остальные отношения между особями, регулировались чисто биологическими импульсами. В это время в половые отношения между собой могли вступать все члены рода, т.е. кровные родственники: братья с сестрами, родители с детьми и т.д. Некоторые исследователи называют, эти беспорядочные отношения промискуитетом. Когда каждая женщина могла принадлежать каждому мужчине того же стада, так называемый «внутренний брак», назывался эндогамией. Но конфликты в отношениях между людьми на сексуальной почве стали угрожать их существованию, и общество было вынуждено ввести искусственное регулирование сексуальных отношений. Было введено половое табу, полный и безусловный запрет на сексуальные отношения между людьми данного рода, первоначально в определенные периоды (охота и т.д.). Нарушители этих запретов карались жесточайшим образом, и человечество, на уровне психики, впервые ощутило жестокое противоречие биологического и социального. Постепенно это породило новые, экзогамные связи между людьми: индивиды одного рода стали вступать в брачные отношения с индивидами другого рода. Экзогамные отношения сразу обнаружили свое биологическое преимущество по отношению к эндогамным, потому что от этих связей рождалось более жизнеспособное потомство. Таким образом, первой формой брака фактически был групповой дуально-родовой брак. При нем все мужчины одного рода «имели право» на супружеские отношения со всеми женщинами другого рода. Иными словами, любая женщина одного рода была женой любого мужчины другого рада. Групповой брак существовал в конце каменного века.

Исторически социум стремился не к удовлетворению «потребности» своих индивидов в браке, а к преодолению конфликтов на половой почве, чтобы предотвратить повсеместно то, что произошло в истории колонизации и освоения острова Питкерн. Колония была основана мятежниками с брига «Баунти». В колонии, состоявшей из девяти моряков с брига «Баунти», восьми таитян и десяти таитянок, ожесточенные конфликты, возникшие, главным образом, на половой почве, продолжались до тех пор, пока из семнадцати мужчин в живых не остались только двое.

Уже в рамках группового брака могли складываться определенные предпочтения, которые легли в основу парного брака. В нем объединялась уже только одна супружеская пара, правда, любой из напарников мог составлять такие пары одновременно, а тем более последовательно. Все хозяйство в это время: производство вещей и продуктов питания – оставалось в рамках рода. Производство же потомства выходило за рамки рода, т.е. супруги жили и работали отдельно. Биологическое отцовство в таких условиях установить было исключительно трудно, практически невозможно и родство считалось по материнской линии.

В конце каменного века, особенно в бронзовом и железном веках, с ростом производительности труда создаются условия для хозяйственной самостоятельности супружеской пары; постепенно парная семья отделяется от рода; Муж и жена объединяют свои усилия не только в деторождении, но и в хозяйственной деятельности; отношения между полами стабилизируются; более определенным становится отцовство. Мужчина все больше осознает ответственность за судьбу семьи, а вместе с этим и свою власть в ней. Таким образом, матриархатные отношения постепенно перешли в патриархатные, когда родство уже считалось по отцовской линии. И на смену парной семье пришла новая форма семьи – моногамия (т.е. единобрачная семья). Полностью закрепилась моногамия как новая форма брака с возникновением частной собственности на средства производства, с разделением общества на классы. Жена перешла на жительство к своему мужу и вместе с детьми попадала под его власть. Былое равенство супругов закончилось на многие века.

Возникшие формы брака и семьи становятся сферами интенсивного взаимодействия, как позитивного, так и негативного, между мужчинами и женщинами. Сфера семейно-брачных отношений (при всем ее историческом, религиозном этническом разнообразии) повсеместно выступает как антропологически нагруженная: здесь наиболее благоприятные условия для взаимообогащения личности мужчин и женщин. Большая часть истории брака и семь прошла при сознательно культивируемом главенстве в семье мужчины. Но в тоже время только благодаря семейным связям и отношениям женщины выходили из царства безмолвия в мир мужской политики и проявляли себя в качестве правительниц (королев, цариц, императриц). В настоящее время главенство мужчины уже не является общепризнанным. Однако и возможность функционирования самого брака ставится под сомнение.

Типы семейных структур

В современной литературе типы семейных структур многообразны и выделяются на основании различных критериев, в зависимости от характера супружества, особенностей родительства и родства. Однако следует заметить, что вопрос о классификации и типологии семей, с одной стороны, очень важен, потому что дает человеку возможность найти себе подобную структуру и перенять опыт, по аналогии решить свои жизненные проблемы. С другой стороны, межличностные отношения настолько многообразны, что исчерпывающая классификация вряд ли возможна. Попытаемся выделить самые общие параметры, лежащие в основе дифференциации семейных союзов.

Моногамное супружество – это брак одного мужчины с одной женщиной. Полигамия – это брак одного супруга с несколькими, причем полигамия бывает двух видов: полигиния – брак одного мужчины с несколькими женщинами и полиандрия – одной женщины с несколькими мужчинами (встречается в 20 раз реже моногамии и в 100 раз реже полигинии).

Там, где супружество возможно лишь вне данной родственно-семейной группы, фратрии, браки называются экзогамные. Напротив, эндогамные браки заключаются исключительно внутри данной фратрии. По критериям родительства-родства, типы семейных структур отражают связи с линиями отца или матери. В данном случае прибегают к выделению патрилинейных и матрилинейных семей, где наследование фамилии, имущества, социального положения ведется по отцу либо по матери.

 В. И. Зацепин предлагает следующую классификацию. 1) По семейному стажу супругов он выделяет семьи: молодоженов, молодую семью, семью, ждущую ребенка, среднего супружеского возраста, старшего супружеского возраста, пожилую супружескую пару. Для семьи молодоженов типичным является состояние эйфории, у них еще не развеялись радужные мечты, надежды и планы, нередко оторванные от реальности. Молодая семья – столкнувшаяся с первыми, неожиданными трудностями, начинаются первые размолвки, притирка характеров. Семья, ждущая ребенка – это пара ожидающая первенца. Семья среднего супружеского возраста (от трех до десяти лет совместного проживания). Это наиболее ответственный этап в жизни семьи, потому что именно в этот период появляется скука в отношениях, разгораются конфликты, именно на этот период приходится большинство разводов. Семья старшего супружеского возраста (десять – двадцать лет супружеского стажа). Морально-психологическое благополучие супругов на данном этапе во многом зависит от богатства их личностей, взаимной уступчивости, совпадения потребностей, интересов. Пожилые супружеские пары – это разновидность семей, возникающая после вступления в брак детей, появления внуков. Супруги входят в новые для себя роли бабушек и дедушек, осваивают новые функции в семье.

2) По количеству детей в семье В. И. Зацепин выделяет: выделяет бездетные семьи, однодетные семьи, малодетные семьи и многодетные семьи. Бездетные (или инф(е)ортильные семьи) – это те, где в течение десяти лет совместного проживания не появился ребенок. Их в нашей стране насчитывается примерно шестнадцать процентов от общего числа семей. Причем один процент из них остается бездетными по медико-биологическим причинам. Однодетные семьи в городах составляют 53,6 процента, а в селе – 38–41,1 процента. Из этих семей распадается примерно каждая вторая, поскольку чаще всего супруги ограничиваются одним ребенком, будучи убежденными, что жить вместе длительное время не будут. Многие психологи и социологи отмечают у этих людей безответственность, индивидуализм, неумение поддерживать нормальные отношения. Малодетная семья (с одним-двумя детьми), становится более стабильной с рождением второго ребенка. По данным социологов разводится лишь каждая шестая семья. Многодетные семьи – сегодня те, в которых более трех детей. Считается, что множество детей, в свою очередь, оказывает скрепляющее значение на семью.

По составу семьи различают: неполная семья, отдельная, простая (или нуклеарная) семья, сложная семья, большая семья. Неполная семья – когда в семье один родитель с детьми, чаще женщина. Это происходит: в результате смерти одного из супругов, в результате развода, в результате внебрачного рождения ребенка. Считается, что 50 процентов правонарушителей составляют выходцы из таких семей. В тоже время дети, растущие в неполных семьях, отличаются большей самостоятельностью, как правило, рано начинают трудовую жизнь. Отдельная, простая (или нуклеарная) семья (от слова нуклеа – ядро). Ее образуют супруги с детьми или без детей, живущие отдельно от родителей и других родственников. В такой семье созданы наилучшие условия для самореализации личности, но при определенных условиях обстановка отсутствия кого-либо из посторонних может привести к частым ссорам, несдержанности в разрешении конфликтов. Сложная семья (ее называют расширенной) – состоит из представителей нескольких поколений. По данным социологов, 70 процентов молодых супругов в возрасте до двадцати лет проживают в таких семьях, в возрасте старше 30 лет в таких семьях живут 20–25 процентов. В таких семьях нередко встает вопрос об отделении от родителей, из-за вмешательства их в жизнь своих детей. Большая семья – состоит из трех и более супружеских пар (например, родительская пара, да еще несколько детей со своими семьями). В европейской части нашей страны такие семьи крайне редки. В такой семье у всех членов, как правило, достаточно четко распределены их обязанности. То, что таких семей мало, свидетельствует о том, что современному человеку, перегруженному на производстве общением, они мало подходят.

По типу главенства в семье различают две основных разновидности: эгалитарная семья и авторитарная семья. Эгалитарная – равноправная (60–80 процентов, в зависимости от региона), более всего распространены в городах. Распределение обязанностей в такой семье происходит демократично, в зависимости от того, какая работа лучше получается. Авторитарная семья основана на беспрекословном повиновении одного члена семьи другому. Их делят на два типа: матриархатные и патриархатные. Наименее благополучными и стабильными из них являются те, в которых главой является жена.

По однородности состава выделяют два типа семей: гомогенные и гетерогенные. Гомогенные – однородные по социальному составу (таких, примерно 70 процентов от общего числа семей). В этих семьях муж, жена и родители принадлежат к одинаковым социальным слоям. Единая культурно-профессиональная принадлежность обеспечивает лучшее взаимопонимание. Социально гетерогенных, т.е. разнородных в социальном плане семей насчитывается 30 процентов от общей массы семей. Супруги в этих семьях, как правило, имеют разный уровень образования, эгалитарные отношения встречаются достаточно редко.

Известный российский исследователь семьи С.И. Голод, исходя из авторитарно-эгалитарных отношений внутри нее, выделяет три идеальных типа семьи, сосуществующие в настоящее время: патриархальный (или традиционный), детоцентристкий (или современный) и супружеский (или постсовременный). Наиболее архаичный тип – это патриархальный, в его основе зависимость жены от мужа и детей от родителей, возник в результате ниспровержения материнского права. Со второй половины XIX в. в Европе сформировался детоцентристский тип семьи. Для него характерно возвышение роли чувственной жизни супругов, осознание того, что сексуальность, практикуемая в рамках брака, не сводится к деторождению. Последнее обстоятельство приводит к тому, что репродуктивный период семьи ограничивается непродолжительным временем (5- 10 лет) и рождением одного-двух детей. Желанный ребенок превращается в объект родительской любви и привязанности. В последние двадцать лет наблюдается зарождение еще одного типа моногамии – супружеского. В такой семье нормой жизни становится отказ родителей подчинять свои интересы детям. Если иметь в виду ее зрелую стадию, то открывается возможность для отхода от господства зависимых отношений всех членов семьи (родителей – детей, супругов – родственников, детей – прародителей). 

Функции семьи

Семья появилась на Земле с возникновением человеческого рода. Формирующийся человек использовал возникшую в животном мире форму сожительства для собственного самосохранения, выживания. Биологическая особенность воспроизводства человека заключается в более длительном периоде формирования человеческого ребенка по сравнению с детенышами животных, до приобретения ими навыков самостоятельной жизни. По мере развития человеческого общества шло развитие и вычленение новых функций семьи, связанных с материальными и духовными процессами, происходящими в обществе. На каждом историческом этапе развития та или иная функция приобретала большую историческую значимость, но в целом все функции тесно связаны между собой. Важным является то, что все функции характеризуют роль семьи как социального института среди других институтов общества. В социологической литературе принято выделять следующие основные функции семьи:

Репродуктивная функция – воспроизводство в численности детей численности родителей. Содержание и социализация детей на личной мотивированности индивидов к семейному образу жизни без всякого принуждения. Однако в наши дня появились такие технологии, как выращивание человеческого плода in vitro, искусственное оплодотворение, суррогатное материнство, клонирование человека, что грозит устранению семьи из интимной формы удовлетворения воспроизводства населения.
Хозяйственно-экономическая функция – организация бытовой жизни всех членов семьи. Ведение домашнего хозяйства; семейный бюджет; распределение домашнего труда; опека над малолетними и престарелыми; обеспечение жильем и необходимой инфраструктурой.  
Воспитательная функция (тесно связана с репродуктивной). Семья оказывает решающее влияние на формирование личности ребенка, а также взрослых членов семьи.
Рекреационная функция, т.е. восстановительная, связанная со снятием напряжения,  полученного в результате производственной деятельности. Создание чувства безопасности и психологического комфорта у членов семьи; организация семейного досуга и отдыха.
Коммуникативная функция – удовлетворение человека в двух противоположных явлениях: общении и уединении. В семье происходит общение с людьми социально и психологически близкими, уважающими нашу личность, общение желанно.
Фелицитологическая функция (выделяет В.И. Зацепин). «Фелиците» (от лат. счастье). Эта функция означает создание условий для счастья каждого члена семьи. Реализация этой функции свидетельствует о благополучии, культурности, полноценности в морально-психологическом отношении.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.113.188 (0.015 с.)