Построение выборки социологического исследования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Построение выборки социологического исследования.



В эмпирическом социологическом исследовании можно выде­лить три этапа: подготовительный, основной и завершающий.

Приступая к социологическому исследованию, мы должны определиться, с какой конкретной группой людей мы будем работать, изучать их взгляды, мнения и поведение. Все члены интересующей исследователя группы называются генеральной совокупностью. Если мы будим изучать политические взгляды избирателей, то генеральную совокупность составят граждане, достигшие избирательного возраста. Если мы будим изучать факторы, влияющие на семейный бюджет горожан, то генеральную совокупность составят городские семьи. Генеральной совокупностью в предельном случае может быть все общество. Однако это практически очень сложно, требует времени и больших финансовых затрат. По этой причине мы исследуем генеральную всю совокупность в исключительных случаях, при переписи населения, выборах и референдумах. А так же в тех случаях когда генеральная совокупность – маленькая группа людей (например студенческая группа). В остальных случаях мы строим выборку социологического исследования.

  Выборка представляет часть генеральной совокупности. Обязательным условием выборки является репрезентативность (выборочной совокупности), т.е. выборка должна представлять структуру генеральной совокупности. Задача построения выборки возникает, когда необходимо собрать информацию о какой-либо большой совокупности людей без опрашивания всех подряд. Существуют два метода построения выборки: вероятностная и целевая. Остановимся подробно на вероятностных методах построения выборки.          

1. Процедура построения простой случайной выборки заключается в следующем: во-первых, необходимо иметь список всей генеральной совокупности (предположим, поток студентов из 100 человек); во-вторых, необходимо определить объем выборки (предположим, 20 человек); в-третьих, необходимо выбрать случайно 20 фамилий и опрашивать этих студентов в зависимости от целей исследования. Например, как влияет на успеваемость студента проживание с родителями, на съемной квартире или в общежитии.

2.  С истематическая выборка также требует полного списка генеральной совокупности и по качеству приближается к простой случайной. В основе ее осуществления лежит техника элементарного систематического отбора. Сначала случайным образом отбирается первая единица, затем отбору подлежит каждый k -й элемент. Число k в данном случае называют шагом отбора.

3. Стратификационной выборкой называется процедура, при которой отбор осуществляется из нескольких социальных групп. Принадлежность к социальной группе важна в том, случае если мы хотим определить влияние рода деятельности на что-либо (например. на посещение театра). Необходимым условием стратификационного отбора является наличие предварительной информации. Предварительная информация, например, заключается в том, что мы имеем дело с 30% рабочих и 70% служащих и т.п. В описании ситуации очень важно представить интересующие нас страты в равной пропорции, поэтому будем выбирать из каждой и объединим случайные подвыборки. 

3. Еще один вид вероятностной выборки – это выборка кластерная. Кластеры – естественные группировки единиц наблюдения. Например, военнослужащие, которые живут в воинских частях, студенты, которые живут в студгородках, сельские и городские жители. Кластерная выборка основана на изучении всех единиц внутри кластеров. При изучении специфических популяций кластерами могут выступать учащиеся школ, пациенты больниц и т.д. Для успеха кластерной выборки необходимо следующее: каждый член генеральной совокупности должен принадлежать к одному кластеру, число членов генеральной совокупности, входящих в каждый кластер, должно быть известно или поддаваться точной оценке, кластеры должны быть не слишком велики и географически компактны. Использование кластерной выборки связано с повышением эффективности затрат на проведение исследования. При фиксированном бюджете и объеме выборки возможно снизить расходы на проведение личных интервью за счет снижения транспортных расходов.

4. Последней формой случайного отбора является многоступенчатая выборка. Она состоит из двух фаз случайного отбора. На первой фазе отбираются первичные единицы отбора (районы, предприятия, учреждения и т.д.). На второй фазе отбираются случайно единичные члены генеральной совокупности, т. е. отдельные респонденты, семьи и т. д. Достаточно часто сочетают многоступенчатый отбор со стратификацией. Последние повышает качественные характеристики выборки.

Помимо вероятностной выборки существует выборка не основанная на вероятностях. В ее основании лежит следование каким-либо субъективным критериям (доступность, типичность, равная представленность). В социологической литературе выделяют следующие типы не основанных на вероятности выборок: выборка доступных случаев, метод «снежного кома», квотная выборка. Выборка доступных случаев может быть обоснована в экспериментах (например, психологических). Доступную выборку может составлять студенческая группа. Идея метода «снежного кома» заключается в том, что первоначально идентифицированная исследователем небольшая группа людей служит источником сведений о других членах генеральной совокупности. Идея квотной выборки заключается в том, что изучаемая совокупность разбивается на социально-демографические группы, которые исследователь считает важными (критерии: пол, возраст, семейное положение, социальный статус). Затем, зная пропорцию данных групп в генеральной совокупности, социолог составляет полевые задания для интервьюеров, указывая, кого нужно опросить.

Целевые процедуры формирования выборки имеют существенные недостатки. «Основной недостаток неслучайных процедур отбора связан с тем, что не существует строгих статистических методов, позволяющих обобщить результаты, полученные в ходе исследования выборки. Оценка точности и валидности этих результатов (и основанных на них выводов) остается делом субъективного суждения, опыта теоретических предпочтений» [ Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. М., 2003. С. 227].

 Есть последний вопрос, связанный с формированием выборки. Как определить ее размеры? Выделяют целый ряд факторов. К основным можно отнести два: ценность и новизна информации, которая получается в результате исследования, а также затраты на проведение опроса, в том числе и временные. После того, когда мы решили какое исследование про­водить, составили выборку, начинается собственно исследование, сбор информации.

3. Методы сбора социологической информации. На основном этапе социологического исследования происходит сбор социологической информации при помощи специальных методов.Методы социологических исследований – это способы построения и обоснования социологического знания; совокупность приемов процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной действительности. Методы социологического исследования включают: общенаучные (сранительно-исторический, системный, метод моделирования и др.) и частные методы сбора информации (наблюдение, опрос, анализ документов, эксперимент и др.); методы обработки и анализа данных (факторный, латентно-структурный, корреляционный, регрессивный, дисперсионный анализ, ранжирование, шкалирование, индексирование и т.д.); методы построения теории (дедуктивный, индуктивный, сравнительный, причинный, структурно-функциональный, генетический и др.). Остановимся на методах сбора социологической информации.

    Наблюдение. Оно о существляется путем непосредственной регистрации исследователем событий, явлений и процессов, происходящих в определенных условиях. Основное достоинство этого метода заключается в непосредственном личном контакте социолога с изучаемым явлением, что позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их появления. Наблюдения можно классифицировать по разным основаниям. Например, в зависимости от положения наблюдателя различают включенное и невключенное наблюдение.

Включенным называется такой вид наблюдения, при котором исследователь непосредственно живет или работает среди тех, чью культуру, образ жизни и нравы изучает. Включенное наблюдение чаще всего используется при изучении социальных основ профессиональной деятельности, молодежных организаций, политических и религиозных движений. Преимущества включенного наблюдения заключаются в том, что оно позволяет увидеть и описать исследуемое явление изнутри. Сам исследователь становится очевидцем. Однако недостаток его заключается в том, что исследователь волей-неволей становится соучастником ситуации и формирует свои симпатии и антипатии, они мешают объективности исследования. При невключенном наблюдении объективность исследования обеспечивается тем, что исследователь не взаимодействует с участниками ситуации, а только фиксирует то, что с ними происходит.

Опрос – один из наиболее распространенных методов сбора информации в социологии посредством обращения с вопросами к определенной группе людей (респондентов). И.Н. Кузнецов классификацию опросов проводит на следующих основаниях:

По способу получения и интерпретации информации различают:

o анкетный опрос, когда опросный лист напечатан и непосредственно социологом или опосредованно через прессу, почту вручается респонденту для заполнения;

o социологическое интервью – непосредственная беседа очная или заочная (по телефону), социолога и респондента по заданной проблеме.

По степени охвата генеральной совокупности:

o сплошные опросы – анкетным опросом охвачена вся генеральная совокупность;

o выборочные опросы, когда опросом охвачена часть генеральной совокупности по определенным принципам и правилам выборки.

По процедуре проведения:

o индивидуальные опросы – опрос проходит в индивидуально-личностной форме, всегда конфиденциально;

o групповые опросы – социолог работает сразу с несколькими респондентами, даже с целой группой и др. [См.: Кузнецов И.Н. Технологии социологического исследования. М., 2005. С. 21-22].

Когда проводится опрос, чрезвычайно важно, чтобы лицо, которое его проводит, не влияло на респондента. Письменный опрос (анкетирование) включает в себя два этапа: инструктирование и собственно ответы на вопросы респондентом. На первом этапе социолог предоставляет респондентам всю необходимую информацию, а на втором этапе вмешательство опрашивающего исключается.

Анализ документов – один из методов сбора информации в социологии и представляет собой оценку различных документов с помощью анализа их содержания. Документ – это специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи и хранения информации. Документом является любая информация, зафиксированная на каком-либо материальном носителе (в печатном виде или рукописном, на фото - кино- или видеопленке, на магнитофонной ленте, компакт-дисках, дискетах и т.д.). Для того, чтобы лучше ориентироваться в документах, в социологии их принято классифицировать. По форме фиксации содержания документы подразделяются на письменные, фонетические, иконографические (фотографии, кино, видеозаписи). По статусу источника все документы подразделяются на личные и официальные. Метод, основанный на анализе личных документов, называется биографический. К личным документам относят письма, дневники, хроники, мемуары, автобиографии и т.д. Суть этого метода заключается в том, что через биографии людей изучаются общественные явления. Достоинство метода заключается в том, что информация из жизни рядовых людей правдива в отношении политических событий, общественных изменений, к которым напрямую человек не имеет отношения. Истоки биографического метода связаны с Чикагской школой социологии. На основе этого метода в 1920-е гг. американский социолог К. Шоу (Чикаго) изучал подростковую преступность.

 В отдельную группу выделяют документы периодического характера (квартальные, годовые отчеты) [См.: Кузнецов И.Н. Технологии социологического исследования. М., 2005], первичные и вторичные документы. Первичные созданы на основе непосредственного опыта автора, вторичные – на основе обобщения первичных документов. Приступая к социологическому исследованию, важно обозначить круг возможных документов для исследования. Из всего разнообразия необходимо выбрать те, которые имеют непосредственное отношение к проблеме. Для анализа документов могут использоваться как неформализованные (качественные), так и формализованные (качественно-количественные) методы. Качественный анализ сводится к чтению документа, пониманию и интерпретации его содержания. Его недостаток заключается в том, что он несет на себе возможность субъективных оценок документа, поскольку неотделим от личности исследователя. Для преодоления субъективизма в исследовании стали разрабатываться приемы формализованного анализа – контент-анализа. Это качественно-количественный анализ массивов документов с целью получения достоверной информации об объективной реальности. Процедура состоит в выделении в тексте документа определенных элементов содержания, их классификация в соответствии с концептуальной схемой. (Примером может служить упоминание в газетах о том или ином политическом событии, о каком-то конкретном человеке или экологической катастрофе.) В дальнейшем производится подсчет этих элементов и количественное представление результатов.

Социальный эксперимент – метод изучения социальных явлений и процессов путем наблюдений за изменениями в социальном объекте под воздействием факторов, которые контролируют и направляют его развитие в соответствии с программой и практическими целями исследования. Социальный эксперимент предполагает внесение изменений в сложившиеся отношения, контроль за влиянием изменений на деятельность и поведением личности и социальных групп, анализ и оценку результатов этого влияния, позволяет проверять гипотезы и получать новое знание.

  Социометрия – метод исследования малых групп, коллективов, организаций с помощью описания системы межличностных отношений между их членами. Он представляет собой набор прикладных методик, используемых при изучении структуры группы и социальной дистанции между ее членами с точки зрения их личностных предпочтений. Продуктом социометрических опросов являются социограммы и социометрические таблицы, выявляющие социометрический статус индивидов в малой группе: «лидеров», «предпочитаемых» «изолированных», «отвергаемых».

4. Анализ и обобщение социологического исследования. Завершающий этап социологического исследования предполагает обработку, анализ и интерпретацию данных, получение эмпири­чески обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций. Процесс обработки и анализа данных включает следующие последовательные действия:

1) редактирование информации, основное назначение которого - проверка и унификация полученных данных. На этой стадии осyществляется выбраковка некачественно заполненных анкет;

2 ) кодирование информации — перевод данных на язык формализо­ванной обработки и анализа; 

3) статистический анализ, в ходе которого выявляются статистические закономерности, позволяющие исследователю сделать определенные обобщения и выводы. Для проведения статистического анализа социологи применяют программы математико-статистической обработки.

Далее производятся интерпретация и оценка полученных данных, отмечаются ведущие тенденции, устанавливается, какие гипотезы подтвердились, а какие не получили подтверждения.

Результаты социологического исследования оформляются в виде отчета, который включает характеристику исследования, анализ эмпирического материала, теоретические выводы и практические рекомендации.

В заключение необходимо отметить, что гарантией точности объективности и достоверности социологического исследования является сочетание методов сбора социологической информации, направленность их на решение одной задачи.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.103.10 (0.014 с.)