Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билеты по психологии и педагогике

Поиск

Психология как наука и практика.Объект, предмет, задачи психологии.Этапы становления.

Ссылки: https://vk.com/doc141848211_566380634?hash=e66238ef2af6e42441&dl=b8c8be5068ea242e52 презентация (1-29 сл.)

Определение: Психология – (научное) учение о душе, знания полученные в процессе теоретического и экспериментального изучения психики людей и животных; (житейское) обоснование психологических особенностей индивида\группы, знания, полученные из житейского опыта. Слово психология было предложено в 1590 году учёным Гоклениусом. Миф о Психее. Понятие «душа» ввёл Гераклит Эфесский.

Объект: Носители психики (люди, животные…).
Предмет:
В современной психологии нет чёткого представления о её предмете (факты, механизмы, закономерности психики).
Задачи:
Главной задачей психологии как науки является исследование особенностей формирования, развития и проявления психических явлений и процессов.

История: Психология имеет длинное прошлое, но краткую историю.
Психология как наука о душе: с 7 века б.с., попытки объяснить непонятное существованием души. Учёные – Демократ, Эпикур (философы материалисты), Платон, Аристотель (философы-идеалисты), Фома Аквинский (антагонизм).

· Психология как наука сознании: начиная с 17 века, развитие естественных наук, сознанием называли способность думать, чувствовать, желать, в основном просто люди наблюдали за собой. Декарт (противопоставление), механическая теория.

· Психология как наука о поведении: начиная с 19-20 века, наблюдение за поведением, поступками, реакцией – внешними проявлениями. Отделение психологии как науки, гуманизация.

· Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики: современная психология, закономерное осмысление теории отражения (сознание есть свойство высокоорганизованной материи отражать материю).


Место психологии в системе наук. Отрасли психологии. Отличие житейской психологии от науки

Ссылки: https://vk.com/doc141848211_566380634?hash=e66238ef2af6e42441&dl=b8c8be5068ea242e52 презентация (10,11, 29-35 сл.)

 

Место психологии в системе наук: Психология является наукой, в которой соотносятся гуманитарные, естественные и технические знания, что определяет её как фундаментальную в системе наук, объединяющую данные области знаний

Отрасли психологии: Современная психология представляет из себя комплекс дисциплин.

Области исследований и психологической практики формируются на основе следующих критериев:

1. Предмет, с которым они связаны

2. Связи с другими отраслями

3. Изучаемые проблемы

4. Используемые методы

Отрасли:

1. Научная и практическая психология

2. Экспериментальная

3. Математическая

4. Психодиагностика

5. Психотерапия

6. Консультационная психология

Отличие житейской психологии от науки:

Научная психология Житейская психология
Обобщённость знаний Конкретность знаний
Рациональность Интуитивность
Большие возможности передачи знаний Ограниченные возможности передачи знаний
Методы: наблюдение, беседа, эксперимент Методы: наблюдение, беседа
Большой объём фактического материала Ограниченный объём материала

Самосознание. Я-концепция

 

Самосознание - сознание субъектом самого себя в отличие от иного - других субъектов и мира вообще

Я-концепция (или образ Я) представляет собой относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе. Эта концепция - результат познания и оценки самого себя через отдельные образы себя в условиях самых разнообразных реальных и фантастических ситуаций, а также через мнения других людей и соотнесения себя с другими. Всю информацию об окружающем мире человек оценивает на основе представлений о себе и формирует поведение исходя из системы своих ценностей, идеалов и мотивационных установок. «Я-концепция» человека строго индивидуальна, так как разные люди по-разному оценивают происходящие события, одни и те же объекты реального мира, причем оценки одних людей достаточно объективны, т. е. соответствуют реальности, а оценки других, наоборот, крайне субъективны.


 

Ощущение:

· Отражает внешние признаки

· Отражает состояние внутренних органов

· С физиологической точки зрения представляет деятельность: рецепторов, нервных путей, осознание сигналов корой полушарий г. мозга.


Виды

1. Активное воображение

2. Пассивное

3. Творческое

4. Воссоздающее

Выделяют несколько приёмов создания творческих образов воображений: агглютинация, аналогия, преувеличение/преуменьшение, акцентирование, типизация.

Управляемое воображение – эффективный инструмент для решения большого спектра задач: начиная с избавления от проблем и заканчивая достижением желаемого.


 

Характеристика

· Внимание сопутствует любой деятельности как составной элемент различных психических (восприятие, память, мышление) и двигательных процессов.

· Внимание принимает участие в процессах памяти, оказывая помощь познавательным процессам в воспроизведении, восстановлении или формировании образа объекта. Благодаря вниманию из памяти извлекаются наиболее актуальные в данный момент времени образы объектов (предметы, люди, даты, звуки и др.).

Виды:

1. Непроизвольное

2. Произвольное

3. Постпроизвольное

Свойства внимания:

1. Переключаемость

2. Объём

3. Устойчивость

4. Концентрация

5. Распределение

Управление вниманием - это способность распознавать моменты, когда ваше внимание украдено (или может быть украдено), это способность держать фокус внимания на том виде деятельности, который вы сами выбрали. Вместо того, чтобы позволять отвлекать вас, вы выбираете, куда вы направляете своё внимание в любой момент времени, опираясь на ваши приоритеты и цели

 

 

Мотивация.

 

Мотивация - это внутреннее состояние, которое активизирует, направляет и поддерживает поведение, направленное на достижение определённых целей. Таким образом, мотивация является причиной поведения и способностью человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Мотивация тесно связана с человеческим развитием. Она начинается с мысли, что при достижении цели мы почувствуем себя хорошо (или перестанем чувствовать себя некомфортно). Это заставляет нас действовать в направлении достижения данной цели и оценивать, эффективны ли наши действия и приведут ли они к ожидаемым результатам.

У каждого человека есть свои собственные мотивы, которые могут сильно отличаться от мотивов окружающих. С другой стороны, у каждого из нас есть свои энергетические резервы, которые мы можем задействовать. То же самое можно сказать и об уровнях постоянства. Кроме того, мы не всегда сохраняем одинаковую степень мотивации, т.е. мотивация динамична.

Мотивация предшествует удовлетворённости, т.е. удовольствию, испытываемому при достижении желаемой цели.

Мотивацию изучают многочисленные теории, такие как пирамида Маслоу, теория ожиданий Врума, теория потребностей МакКлелланда и многие другие

Типы:

1. Внешняя или экстернальная мотивация обусловлена внешними факторами, такими как вознаграждения и наказания. Это не имеет никакого отношения непосредственно к самой поставленной цели. Пример внешней мотивации - когда ребёнок что-то не делает, чтобы избежать наказания со стороны родителей, или демонстрирует поведение, которое нравится его друзьям.

2. Внутренняя или интроецированная мотивация зарождается внутри человека. Это желание заниматься определённой деятельностью только ради удовольствия делать это. Внутренняя мотивация связана с самореализацией, личностным ростом и развитием. Например, когда вы пишете что-то для удовольствия, а не для хорошей оценки.

3. Также существует самомотивация, которая определяется как следующий уровень внутренней мотивации. Она характеризуется наличием чётких определённых целей, плана и действий по их достижению. Это связано с самоуважением, самооценкой, принятием, психологическим равновесием и т.д.

Задатки и способности.

Задатки – это особенности нервной системы, выступающие основой для формирования тех либо иных способностей.

Способности – это психические качества человека, благодаря которым он успешно занимается какой-либо деятельностью.

Часто способности человека отождествляют с талантом и одарённостью. Это может быть вполне оправданным, если учитывать, что при оказании содействия ребёнку в развитии его навыков, улучшении их, спустя какое-то время действительно можно будет говорить о его одарённости. Например, ребёнку нравится рисовать. Если постоянно отводить его на занятия в художественной школе, через определённый период времени вполне возможно, что он станет одарённым ребёнком.

Можно выделить два вида задатков:

1. Врождённые, присущие человеку с рождения;

2. Приобретённые, которые обуславливаются социальным развитием человека. Он может приобрести их только с помощью постоянного развития.

При изучении способностей и задатков человека следует помнить о влиянии наследственности, которая начинает проявляться с рождения, в разной степени. Человек с рождения обладает многими свойствами, которые впоследствии сказываются на его индивидуальности, могут облегчать или затруднять формирование у него других личностных свойств. Тот факт, что у младенцев вскоре после рождения могут быть обнаружены различия в доминирующем психофизиологическом состоянии, свидетельствует, что определённые психические состояния и формы поведения находятся в сфере прямых генетических влияний.

Акцентуации характера.

Дать определение, назвать 2-3 автора, 2-3 классификации
Акцентуация характера - дисгармоничность развития характера, которая проявляется преувеличении отдельных его черт. Акцентуация психопатична, тотальна, необратима, дезадаптивна.

Акцентуированный характер возникает и развивается под воздействием множества причин. Самой основной является наследственность. К причинам возникновения также относится недостаточное количество общения в подростковом возрасте как со сверстниками, так и с родителями.

Влияет на появление заострённых черт характера социальное окружение ребёнка (семья и друзья), неправильный стиль воспитания (гиперопека и гипоопека). Это приводит к недостатку общения. Отсутствие удовлетворения личных потребностей, комплекс неполноценности, хронические заболевания нервной системы и физические недуги тоже могут привести к акцентуации

Виды (по К. Леонгарду):

1. Темперамент (гипертимный, дистимический, экзальтированный, тревожный и эмотивный);

2. Характер (демонстративный, застревающий и возбудимый);

3. Личностный уровень (экстравертированный и интровертированный)

Виды (по А. Е. Личко):

1. Гипертимный

2. Циклоидный

3. Лабильный

4. Астено-невротический

5. Сенсетивный

6. Психастентический

7. Шизоидный

8. Эпилептиоидный

9. Неустойчивый

10. Истероидный

11. Педантивный….


12.

Психологические защиты.

Психологическая защита – один из механизмов, препятствующих изменению личности. Психологическая защита никогда не решает возникших проблем, она способствует уходу от них, создаёт временную иллюзию того, что все нормально.

Виды защитных механизмов по З. Фрейду:

Защитные механизмы Описание
Проекция Приписывание своих отрицательных черт другим, защита себя от их осознания Ошибочное восприятие своих внутренних процессов как приходящих извне
Отрицание Отрицание явлений\их влияния
Смещение Стремление переключить внимание с объекта интереса
Рационализация Поиск рациональных (логичных, научных) объяснений явлений\их влияния
Сублимация Направление энергии, полученной от отрицательных эмоций, на (социально приемлемую) деятельность
Идентификация Отождествление себя с другим индивидом\социальной группой
Расщепление Чёткое деление явлений\их влияния на позитивное и негативное для упрощения анализа
Регрессия Возвращение в тот момент в прошлом, в котором психика не была подвержена отрицательному влиянию Возврат к детским моделям поведения

 

 


 

Эпоха возрождения.

Представители эпохи  Возрождения Основные педагогические идеи
Витторино да Фельтре (1378-1446)  Обучение основывается на стремлении заинтересовать детей изучаемыми предметами с учётом индивидуальных особенностей учеников.
Франсуа Рабле (1483-1553)  Гуманистическое образование построено на доступности, конкретности, наглядности и целесообразности, сухая «зубрёжка» осуждается.  
Эразм Роттердамский (1469-1536)   Важнейшим направлением образования является интеллектуальное развитие сознательного индивидуума в комплексе с формированием нравственности и религиозных убеждений, а также физическим развитием.
Томмазо Кампанелла (1568-1639) Воспитание, начинающееся с двух лет, является личностно-ориентированным, широко используется визуализация (всеми науками заведует правитель Мудрости.

 

В 1654 году Чешский педагог Ян Амос Коменский издаёт в Амстердаме работу «великая дидактика». В работе «материнская школа» он пишет о целях воспитания. Ценности: уважение, равноправия, пацифизм.
Джон Локк первый показал, что воспитание может быть средством дискриминации одних людей и способом возвеличивания других.
Роберт Оуэн разработал программу воспитания в детских садах.

В 19 веке развиваются идеи Гербарта и Дистервена. В основе воспитания должна лежать идея порядка и покорности.

Россия, вторая половина 19-20 века.
Чернышевский, Белинский, Герцен, Добролюбов формулируют проблемы гражданского воспитания, образование женщин, обучение на родном языке и т.д.
Л. Н. Толстой организовал несколько школ и разработал все программы, подбирал учителей, вёл ряд предметов.
Н. И. Пирагов предложил сделать классическую и реальную гимназию. После классической гимназии ученик поступает без экзаменов, а после реальной выпускник идёт в университеты, но дальше отправляется на производство, агрономом и т.д.
Ушинский: Превратил русскую педагогику в научную дисциплину, дал определение педагогики, сформулировал предмет. Отделил теорию от практики, показал как они влияют друг на друга. Переформулировал все принципы обучения воспитания. Предложил сделать труд – воспитательным средством. Выступал за научность в воспитании.

20 век выбрал для себя лозунг Гельвеция (воспитание может все).
Крупская подняла вопросы воспитания до государственного уровня (появились детские лагеря и т.п.).
Макаренко разработал методику воспитания коллектива, разработал теорию формирования детского коллектива.

70-80-е годы: интерес к обучению стал снижаться.
Амонашвили, он предложил разделить 1 класс на 2 года, предложил обучать с 6 лет. (часть в детском саду, часть в 1 классе).
Лысенкова развивала опережающее обучение. Предложила учебные карточки.
В практике используют элементы отдельных новаторских систем.

Периодизация стилей воспитания: (доп.)

Образование как общечеловеческая ценность.

Признание образования в качестве общечеловеческой ценности сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Это подтверждается конституционально закреплённым в большинстве стран правом человека на образование. Его реализация обеспечивается существующими в том или ином государстве системами образования, которые отличаются по принципам организации. В них находит отражение мировоззренческая обусловленность исходных концептуальных позиций.

Однако далеко не всегда эти исходные позиции формулируются с учётом аксиологических характеристик. Так, в педагогической литературе нередко утверждается, что образование основывается на фундаментальных потребностях человека. Человек якобы нуждается в образовании, так как его природа должна быть преобразована посредством образования. В традиционной педагогике широкое распространение получили представления о том, что в образовательном процессе реализуются прежде всего социальные установки. Общество нуждается в том, чтобы человек был воспитан. Более того, воспитан определённым образом в зависимости от принадлежности к тому или иному социальному слою.


 

37. Характеристики современного образования

Стадия модернизации, 2013 игида, инклюзивное образование, вариативность, специалитет и магистратура, стремимся в топ 5(10) стран по образованию, глобальность, международность

Чертами, характеризующими современное образование, являются:

1. Гуманизация (мягче, с пониманием)

2. Гуманитаризация (гуманитарии)

3. Дифференциация (знания как ценность личности)

4. Диверсификация (многообразие учебных заведений, образовательных программ и органов управления)

5. Стандартизация (гиа егэ)

6. Вариантность (выбор)

7. Системность

8. Многоуровневость (организация многоэтапного образовательного процесса)

9. Фундаментализация (усиление взаимосвязи теоретической и практической подготовки)

10. Информатизация (компуктеры)

11. Индивидуализация (учёт индивидуальных особенностей)

12. Непрерывность

13. Быстрота и многомерность (краткие содержания)

14. Глобализация (международный опыт)

15. Трансформация (переход от знания «культа идеи гуманизма» к «знанию продукту»)


 

Виды обучения.

3 вида: объяснительно-иллюстративное (обычное, конвенциональное, традиционное), проблемное, программированное (компьютерное).

1. Объяснительно – иллюстративный вид обучения.
Деятельность учителя: препод. мат-ал в гот. виде.
Деятельность ученика: слушают, понимают, записывают, запоминают, возвращают в том же виде.

+ экономит время и силы
- ориентация на среднего ученика, невозможна индивидуальная работа и дифференцированный подход к ученикам, главное «зло» - дремлющие мозги.

Проблемное обучение.

Деятельность учителя: не объясняет нового материала, а организует решение проблемного вопроса, задачи или задания.

Этапы организации:

1. Создание мыслительного затруднения - ученики озадачены

2. Попытки поиска решения - обсуждение вслух

3. Эврика! - один из учеников нашёл правильный ответ

4. Решение найденным способом

5. Анализ результата

+ интерес к учёбе, активность, самостоятельность
- слабая управляемость мыслительным процессом, затраты времени (неизвестно сколько времени уйдёт на решение проблем у учеников)

3. Программированное обучение.
Деятельность учителя: не подаёт материал в готовом виде, а предлагает алгоритм работы на уроке. Весь материал делится на дозы: теория, практика, контроль. Консультирует несправившихся учеников, свободен для индивидуальных консультаций.
Деятельность ученика: поэтапно разбирает новый материал на карточках либо с доски, либо в компютере. Если справляется - переходит к следующей дозе, если нет -консультируется с учителем, получает 2ой вариант 1ой дозы материала, если справляется, то преходит к след. дозе.

+ каждый работает самостоятельно в удобном темпе - снимается психологическое напряжение, учитель свободен для индивидуальных консультаций, видны промежуточные результаты
- необходим учёт исходного уровня знаний, трудоёмкий процесс при отсутствии компьютеров.

Педагогические технологии.

Технология против метод, 1 технология

Педагогическая технология – это система последовательных, взаимосвязанных действий педагога, направленных на решение педагогических задач: структурирования и конкретизации целей педагогического процесса; преобразования содержания образования в учебный материал; анализа межпредметных и внутрипредметных связей; выбора методов, средств и организационных форм педагогического процесса и т.д.

Признаки:

1. Чёткая разработка целей обучения

2. Структурирование информации, подлежащей усвоению

3. Комплексное применение дидактических средств обучения и контроля

4. Усиление диагностических функций обучения и воспитания

5. Гарантированность достаточно высокого уровня качества обучения

Виды:

1. Личностно-ориентированные

2. Информационно-коммуникационные

3. Развивающее обучение

4. Проблемное обучение

5. Разноуровневое обучение

6. Коллективная система обучения

7. Технологии использования в обучении игровых методов

8. Здоровьесберегающие технологии и др.


 

Дети группы риска.

Делинквы, овз, сироты, проблем семьи, продиджи

  «Дети группы риска» - это категория детей, которые испытывают трудности в обучении, личностном развитии, социальной адаптации.

Категории детей, которые находятся в группе риска:

· Дети с проблемами физического развития

· Дети с проблемами психического развития

· Дети сироты

· Дети из неблагополучных или ассоциальных семей

· Дети с выраженной социальной дезадаптацией

Чаще всего на дальнейшее асоциальное поведение влияет целый комплекс вышеперечисленным факторов.

Для того чтобы такие дети успешно развивались, необходимо создать определённые условия, например подходящие образовательные программы, дополнительные занятия, присутствие психотерапевта, создание более простой для адаптации среды, как психически, так и физически.

Возвращение ребёнка из группы риска к нормальной жизни должно происходить под чутким руководством определённых специалистов: психолога, невролога, педагогов, социальных педагогов и так далее, только в этом случае можно надеяться на положительный результат.

Билеты по психологии и педагогике

Оглавление

1. Психология как наука и практика.Объект, предмет, задачи психологии.Этапы становления. 4

2. Место психологии в системе наук. Отрасли психологии. Отличие житейской психологии от науки 5

3. Методы исследования в психологии. 6

4. Психика и особенности строения головного мозга. Структура психики человека. 7

5. Возрастная периодизация в психологии. Психологическая характеристика детства. 8

6. Психика, поведение, деятельность. 9

7. Сознание и его свойства. Виды сознания. 10

8. Самосознание. Я-концепция. 11

9. Познавательные процессы: ощущение (понятие, классификация, характеристики). 12

10.     Познавательные процессы: восприятие (понятие, основные свойства, уровни восприятия, виды, нарушения восприятия). 13

11.     Познавательные процессы: память (понятие, виды, формы, способы управления, мнемотехники). 14

12.     Познавательные процессы: мышление (понятие, стадии становления, виды, формы, мыслительные операции). 16

13.     Познавательные процессы: воображение (понятие, функции, виды, приёмы создания образов, управление). 17

14.     Познавательные процессы: внимание (понятие, общая характеристика, виды, свойства, основы управления). 18

15.     Интеллект. Структура интеллекта и его оценка. 19

16.     Эмоции и чувства (значение, характеристики, виды, способы управления). 20

17.     Воля (понятие, функции, этапы волевого действия, волевые качества). 21

18.     Мотивация. 22

19.     Задатки и способности. 23

20.     Деятельность (понятие, связь с потребностями, виды, структура, сущность). 24

21.     Общее понятие темперамента. Типы темпераментов и их психологические характеристики. Методы исследования темперамента. Учёт темперамента в деятельности. 25

22.     Общее понятие характера. Основные свойства характера. Структура характера. 27

23.     Акцентуации характера. 28

24.     Структура личности по З. Фрейду. 29

25.     Психологические защиты. 30

26.     К. Юнг. Архетипы. Понятие о коллективном бессознательном. 31

27.     Индивидуальная теория А. Адлера. Комплекс неполноценности и жизненный стиль. 32

28.     Психосоциальная теория личности Э. Эриксона. 33

29.     Бихевиоризм. (Теории Уотсона, поведенческая концепция Б. Скиннера). 34

30.     Гуманистическая психология Карла Роджерса. 35

31.     Иерархия потребностей А. Маслоу. Потребности и мотивы. Самоактуализация личности. 36

32.     Общение. Стили общения. Общение и речь. 37

33.     Предмет, объект, методы педагогики, связь педагогики с другими науками. Система педагогических наук. 38

34.     Источники развития педагогики. 40

35.     Исторический аспект педагогики. Педагогический идеал. Деятельность отечественных и зарубежных педагогов прошлого (2-3 по выбору). 41

36.     Образование как общечеловеческая ценность. 43

37.     Характеристики современного образования. 44

38.     Педагогический процесс: сущность, закономерности и принципы. ДОДЕЛАТЬ. 45

39.     Основные системы организации образовательного процесса. 47

40.     Сущность и структура обучения. 49

41.     Я.А. Коменский и его вклад в педагогику. 50

42.     Особенности педагогического общения. Стили педагогической деятельности. 51

43.     К.Д. Ушинский - основоположник отечественной педагогики. 53

44.     Основные категории педагогики. 54

45.     Методы обучения (2-3 классификации). 55

46.     Виды обучения. 56

47.     Формы организации учебной деятельности. 57

48.     Урок-основная единица обучения. Типы уроков. 58

49.     Педагогические технологии. 59

50.     Технология проблемного обучения. 60

51.     Технология развивающего обучения. 62

52.     Технология критического мышления. 64

53.     Инновационные технологии в образовании(проекты, деловые игры, арт-технологии). 65

54.     Воспитание как целостный педагогический процесс. Цели и содержание воспитания. Закономерности воспитательного процесса. 66

55.     Методы, средства и формы организации воспитания. 68

56.     Инклюзивное образование. 70

57.     Свободное воспитание (Л.Н. Толстой, К.Н. Венцель, Ж.Ж. Руссо). 71

58.     Воспитание личности в коллективе (Стадии формирования коллектива). Проблема коллективного воспитания в трудах отечественных педагогов (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, И.П. Иванов и т.д.). 72

59.     Семейное воспитание. Особенности взаимоотношений поколений в семье. Воспитательный потенциал семьи. 74

60.     Модернизация образования. Закон об образовании. 75

61.     Самообразование и самовоспитание. 77

62.     Педагогические конфликты и пути их решения. 78

63.     Дополнительное образование и внеурочная деятельность. 79

64.     Дети группы риска. 80

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.184.27 (0.016 с.)