Основные категории педагогики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные категории педагогики.



Фундаментальные понятия: образование, воспитание, обучение, развитие
Сейчас пед-ка это наука о передаче опыта

Основные категории:

1. Воспитание (питание, педагог подобен садовнику по Каменскому): в широком соц. смысле - это многогранный процесс постоянного духовного обновления и обогащения, вследствие передачи личности всего накопленного социального опыта, это воздействие на личность общества в целом; в узком соц. смысле – это целенаправленная деятельность со стороны институтов (уч. и труд. коллективы, семья, СМИ, ср-ва лит-ры и др. искусств, органы правопорядка и др.), призванная сформировать сис-му качеств, взглядов, убеждений, нрав. ценностей и подготовить человека к жизни в данном обществе.

Виды: умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое, гражданское, правовое, экологическое, семейное.

2. Обучение – это спец. организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников для усвоения ими ЗУН (знаний, умений, навыков), формирующий мировоззрение для раскрытия потенциальных возможностей.

3. Образование – процесс и результат обучения (ЗУН остаточн.); либо: сис-ма учебно-воспитательных учреждений, в кот. человек получает ЗУНы. (нач., среднее, высшее; общее, профессиональное, политехническое).

4. Формирование – процесс становления человека как социального существа под воздействием множества факторов (эколог., экономич., территор., соц., идеологич., психологич., санитарно – гигиенич.). 4 генеральных фактора: наследственность, среда, воспитание, деятельность.

5. Развитие – результат колич. и кач. изменений в организме человека. Связано с постоянными непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое (от простого к сложному). Компоненты: физиологич., психологич., соц. взросление, духовное развитие.

В процессе В. работы ученик усваивает нормы жизни (этич., эстетич., правовые и т. д.), т. е. обучается. В результате обучения человек получает образование. Все это сопровождается процессом развития и формирования личности. В этом проявляется целостность пед. процесса.


 

Методы обучения (2-3 классификации).

1 классификация, разница м\ методом и технологией обучения. Т- всегда воспроизв, один результат, М – авторская окраска

Классификация методов обучения зависит от того, какое основание избирается для из разработки.

Первое наиболее полное описание системы методов обучения, сложившихся к 60-м гг. XX в., дал Е. Я. Голант, который предложил классификацию методов обучения по уровню активности учащихся:

· Пассивные

· Активные

Затем классификацию методов обучения по уровню включенности в продуктивную (творческую) деятельность сделали М. Н. Скаткин и И. Я. Лернер, выделившие следующие методы:

· Объяснительно-иллюстративные

· Репродуктивные

· Проблемное изложение изучаемого материала

· Частично-поисковые

· Исследовательские

С иных позиций к классификации подошли Е. И. Перовский и Д. О. Лордкипанидзе, предложившие классификацию методов обучения по источникам получения знаний:

· Словесные

· Наглядные

· Практические

М. А. Данилов и Б. Н. Есипов разработали классификацию методов обучения по дидактическим целям, выделив следующие методы:

· Приобретение новых знаний

· Формирование умений и навыков и применения знаний на практике

· Проверка и оценка знаний, умений и навыков. Ю. К. Бабанский предложил следующую классификацию методов обучен

Виды обучения.

3 вида: объяснительно-иллюстративное (обычное, конвенциональное, традиционное), проблемное, программированное (компьютерное).

1. Объяснительно – иллюстративный вид обучения.
Деятельность учителя: препод. мат-ал в гот. виде.
Деятельность ученика: слушают, понимают, записывают, запоминают, возвращают в том же виде.

+ экономит время и силы
- ориентация на среднего ученика, невозможна индивидуальная работа и дифференцированный подход к ученикам, главное «зло» - дремлющие мозги.

Проблемное обучение.

Деятельность учителя: не объясняет нового материала, а организует решение проблемного вопроса, задачи или задания.

Этапы организации:

1. Создание мыслительного затруднения - ученики озадачены

2. Попытки поиска решения - обсуждение вслух

3. Эврика! - один из учеников нашёл правильный ответ

4. Решение найденным способом

5. Анализ результата

+ интерес к учёбе, активность, самостоятельность
- слабая управляемость мыслительным процессом, затраты времени (неизвестно сколько времени уйдёт на решение проблем у учеников)

3. Программированное обучение.
Деятельность учителя: не подаёт материал в готовом виде, а предлагает алгоритм работы на уроке. Весь материал делится на дозы: теория, практика, контроль. Консультирует несправившихся учеников, свободен для индивидуальных консультаций.
Деятельность ученика: поэтапно разбирает новый материал на карточках либо с доски, либо в компютере. Если справляется - переходит к следующей дозе, если нет -консультируется с учителем, получает 2ой вариант 1ой дозы материала, если справляется, то преходит к след. дозе.

+ каждый работает самостоятельно в удобном темпе - снимается психологическое напряжение, учитель свободен для индивидуальных консультаций, видны промежуточные результаты
- необходим учёт исходного уровня знаний, трудоёмкий процесс при отсутствии компьютеров.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.61.142 (0.008 с.)