Источники развития педагогики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источники развития педагогики.



Источниками развития педагогики являются:

1. Многовековой практический опыт воспитания, закреплённый в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике

2. Философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды

3. Текущая мировая и отечественная практика воспитания

4. Данные специально организованных педагогических исследований

5. Опыт педагогов-новаторов, предлагающих оригинальные идеи и системы воспитания в современных быстро изменяющихся условиях


 

Исторический аспект педагогики. Педагогический идеал. Деятельность отечественных и зарубежных педагогов прошлого (2-3 по выбору)

 

Древность:

Название школы Основные педагогические идеи
Шумерские школы Подготовка писцов для храмов\дворцов (лексическое деление на техническое и творческое направления) с помощью техники запоминания слов.
Школы в Древнем Египте Комплексное обучение мастеров (ремесленники и художники) и писцов (врачи, юристы, жрецы, чиновники, дипломаты).
Школы в Древнем Иране Воспитание воинов, чиновников, (реже) жрецов, основанное на жёсткой дисциплине.
Школы в Древней Индии Каждый человек должен развивать определённые нравственные, физические и умственные качества, чтобы стать полноправным членом своей касты (брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры).
Школы в Древнем  Китае Конфуцианство: гражданское воспитание, нормы поведения человека, лояльность и преданность, доверие (деление: сыны неба, опора государства и чернь).

Древнегреческие философы.   Сократ: знание, причина безнравственного поведение - незнание. Сократ сформулировал идею гармоничного развития личности. Аристотель воспринимал человека как природное существо, наделённое задатками. Демокрит сформулировал идею – природа сообразно в воспитании. В основе этого должен лежать труд.

Эпоха средневековья. 12 веков педагогика зависела от богословия.

Эпоха возрождения.

Представители эпохи  Возрождения Основные педагогические идеи
Витторино да Фельтре (1378-1446)  Обучение основывается на стремлении заинтересовать детей изучаемыми предметами с учётом индивидуальных особенностей учеников.
Франсуа Рабле (1483-1553)  Гуманистическое образование построено на доступности, конкретности, наглядности и целесообразности, сухая «зубрёжка» осуждается.  
Эразм Роттердамский (1469-1536)   Важнейшим направлением образования является интеллектуальное развитие сознательного индивидуума в комплексе с формированием нравственности и религиозных убеждений, а также физическим развитием.
Томмазо Кампанелла (1568-1639) Воспитание, начинающееся с двух лет, является личностно-ориентированным, широко используется визуализация (всеми науками заведует правитель Мудрости.

 

В 1654 году Чешский педагог Ян Амос Коменский издаёт в Амстердаме работу «великая дидактика». В работе «материнская школа» он пишет о целях воспитания. Ценности: уважение, равноправия, пацифизм.
Джон Локк первый показал, что воспитание может быть средством дискриминации одних людей и способом возвеличивания других.
Роберт Оуэн разработал программу воспитания в детских садах.

В 19 веке развиваются идеи Гербарта и Дистервена. В основе воспитания должна лежать идея порядка и покорности.

Россия, вторая половина 19-20 века.
Чернышевский, Белинский, Герцен, Добролюбов формулируют проблемы гражданского воспитания, образование женщин, обучение на родном языке и т.д.
Л. Н. Толстой организовал несколько школ и разработал все программы, подбирал учителей, вёл ряд предметов.
Н. И. Пирагов предложил сделать классическую и реальную гимназию. После классической гимназии ученик поступает без экзаменов, а после реальной выпускник идёт в университеты, но дальше отправляется на производство, агрономом и т.д.
Ушинский: Превратил русскую педагогику в научную дисциплину, дал определение педагогики, сформулировал предмет. Отделил теорию от практики, показал как они влияют друг на друга. Переформулировал все принципы обучения воспитания. Предложил сделать труд – воспитательным средством. Выступал за научность в воспитании.

20 век выбрал для себя лозунг Гельвеция (воспитание может все).
Крупская подняла вопросы воспитания до государственного уровня (появились детские лагеря и т.п.).
Макаренко разработал методику воспитания коллектива, разработал теорию формирования детского коллектива.

70-80-е годы: интерес к обучению стал снижаться.
Амонашвили, он предложил разделить 1 класс на 2 года, предложил обучать с 6 лет. (часть в детском саду, часть в 1 классе).
Лысенкова развивала опережающее обучение. Предложила учебные карточки.
В практике используют элементы отдельных новаторских систем.

Периодизация стилей воспитания: (доп.)

Образование как общечеловеческая ценность.

Признание образования в качестве общечеловеческой ценности сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Это подтверждается конституционально закреплённым в большинстве стран правом человека на образование. Его реализация обеспечивается существующими в том или ином государстве системами образования, которые отличаются по принципам организации. В них находит отражение мировоззренческая обусловленность исходных концептуальных позиций.

Однако далеко не всегда эти исходные позиции формулируются с учётом аксиологических характеристик. Так, в педагогической литературе нередко утверждается, что образование основывается на фундаментальных потребностях человека. Человек якобы нуждается в образовании, так как его природа должна быть преобразована посредством образования. В традиционной педагогике широкое распространение получили представления о том, что в образовательном процессе реализуются прежде всего социальные установки. Общество нуждается в том, чтобы человек был воспитан. Более того, воспитан определённым образом в зависимости от принадлежности к тому или иному социальному слою.


 

37. Характеристики современного образования

Стадия модернизации, 2013 игида, инклюзивное образование, вариативность, специалитет и магистратура, стремимся в топ 5(10) стран по образованию, глобальность, международность

Чертами, характеризующими современное образование, являются:

1. Гуманизация (мягче, с пониманием)

2. Гуманитаризация (гуманитарии)

3. Дифференциация (знания как ценность личности)

4. Диверсификация (многообразие учебных заведений, образовательных программ и органов управления)

5. Стандартизация (гиа егэ)

6. Вариантность (выбор)

7. Системность

8. Многоуровневость (организация многоэтапного образовательного процесса)

9. Фундаментализация (усиление взаимосвязи теоретической и практической подготовки)

10. Информатизация (компуктеры)

11. Индивидуализация (учёт индивидуальных особенностей)

12. Непрерывность

13. Быстрота и многомерность (краткие содержания)

14. Глобализация (международный опыт)

15. Трансформация (переход от знания «культа идеи гуманизма» к «знанию продукту»)


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 752; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.217.86 (0.007 с.)