Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Раздел «работа с бумагой и картоном» как программный компонент трудового обучения младших школьников

Поиск

Тема 1. РАЗДЕЛ «РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ» КАК ПРОГРАММНЫЙ КОМПОНЕНТ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Значение работы с бумагой и картоном в трудовой подготовке учащихся младших классов.

Работа по изготовлению изделий из бумаги и картона способствует развитию мышц кистей рук, совершенствует глазомер у ребенка, подготавливает его к работе навыков письма. Трудовые умения, получаемые учащимся в процессе обработки бумаги и картона, становится основой при обучении другим видам труда; а формируемые практические навыки позволяют успешно усваивать правила и приемы обработки других материалов. Кроме того поделки из бумаги и картона находит широкое применение в жизни детей. Поэтому при их изготовлении учащиеся с раннего возраста осознает целесообразность своего труда, его практическую значимость. Такой труд помогает воспитывать трудолюбие, желание приносить пользу окружающим.

1.2 Место работы с бумагой и картоном в содержании учебной программы «Трудовое обучение» для учащихся 1-4 классов для учреждений, обеспечивающих получение общего образования русским и белорусским языками обучения.

Комплекс программных знаний и умений, приобретаемых младшими школьниками при работе с бумагой и картоном.

У учащихся формируются представления и знания об организации рабочего места, правилах безопасной работы и санитарно-гигиенических требованиях на занятиях с различными материалами; об их свойствах, видах, производстве, применения в подделках и в быту, хранении правилах обработки; устройстве и назначении инструментов; изучаемых видах работ и правилах их выполнения; некоторых профессиях.

В основном эти представления и знания непосредственно используется в процессе учебно-трудовой деятельности, в том числе при овладении приемами труда.

Инструменты для работы с бумагой и картоном в начальных классах. Организация рабочего места.

К инструментам относятся:

1) бумага и картон (в 1 очередь);

2) линейка;

3) циркуль;

4) простой карандаш;

5) ножницы (тупоконечные);

6) кисточкой баночка для клея;

7) клей.

Большое место в организации трудовой деятельности учащихся на уроках трудового обучения по работе с бумагой и картоном, и выработке навыков трудовой культуры, занимают "Правила рабочего человека":

- каждый работает за своим рабочим столом;

- прежде чем начать работу, правильно подготовить рабочее место;

- во время работы держать рабочие места в порядке;

- беречь инструменты и материалы;

- нужно всегда думать, как сделать работу лучше, быстрее и аккуратнее;

- когда закончил работу - убери рабочее место быстро и аккуратно.

Повседневная работа учителя по данным "Правилам" повышает познавательные и воспитательные результаты урока труда.

 

Тема 2. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ТЕХНОЛОГИИ ИГОТОВЛЕНИЯ И ВИДАХ БУМАГИ И КАРТОНА

История изобретения бумаги.

Сегодня мы не можем представить свою повседневную жизнь без бумаги, которую используем во всех сферах и областях жизни. Бумага сегодня представляет собой материал в виде листов, предназначенный для письма, рисования, выпуска книг и т.д., изготавливаемый из сырья растительного происхождения и вторсырья.

А теперь, вкратце, расскажем истории изобретения бумаги!

Первым изобрел бумагу в 105 году н.э. согласно китайским летописям чиновник по имени Цай Лунь. Для этого он взял волокна шелковицы, старые тряпки и пеньку, древесную золу, все это тщательно растолок и смешал с водой. Полученную массу выложил на деревянную раму и сито, сделанная из узких длинных полосок бамбука. После того, как вода стекла, массу сушили на солнце и тщательно разглаживали с помощью камней. В итоге были получены прочные листы бумаги, не уступающие по качеству бумаге шелкового сырья,  но намного дешевле. Впервые в истории человечества был получен доступный и качественный материал, пригодной для письма, замены которому нет и сегодня. Подробно изложил императору технологию производства бумаги из нового материала, что стало его официальным признанием.

Цай Лунь по праву входит в список величайших изобретателей мира за всю историю человечества!!!

В IV веке бумага уже полностью вытеснила бамбуковые дощечки, совершенствовался процесс его производства, для прочности стали добавлять клей, крахмал, естественные красители и др.

Производство бумаги.

Производство начинается с изготовления бумажной массы, которая представляет собой смесь воды, целлюлозы и древесной массы с добавлением различных веществ для проклейки, окраски, которая представляет собой смесь воды, целлюлозы и древесной массы с добавлением различных веществ для проклейки, окраски, улучшение свойств материала (клея, смолы, крахмала, мела, калина и прочего).  Соотношение воды и волокон таково, что бумажная масса представляет собой 2,5 - 3% суспензию.

Предварительно очищенные бумажная масса поступает бумагоделательную машину - сложный агрегат огромных размеров (длина - свыше 100 м, ширина - 15-18м).

Этапы:

1) сеточная часть - по мере движения сетки вода постепенно уходит и осуществляется формирование бумажного полотна;

2) прессованная часть - в процессе прессования полотно проходит между несколькими парами прессов-валов, уплотняясь и отдавая большую часть влаги;

3) сушильная часть - в ней бумага-основа высушивается нагретыми парами цилиндрами. Но даже после этого в полотне остается до 8% влаги;

4) каландры - творительном остуженное холодными барабанами полотно проходит каландрирование - пропускается между тяжелыми полированными валами - каландрами для придания ему большей гладкости и прочности.

После и/или перед каландром могут быть установлены устройства для мелования бумаги - нанесения покрытия из каолина или диоксида титана для увеличения гладкости бумаги и улучшения ее печатных свойств.

Виды бумаги.

Самыми часто используемыми видами бумаги, применяемыми в офисах и полиграфическом производстве являются:

1) офсетная бумага - самого высокого качества, применяется в производстве журналов, книг;

2) газетная – в ней содержится примесь древесных волокон;

3) мелованная - используется при печати глянцевых журналов, рекламных буклетов и т.п.;

4)  офисная;

5) с защитой - бумага, с водяными знаками или другими защитными свойствами;

6) дизайнерская - бумага для визиток, скрапбукинга;

7) упаковочная - используется для упаковки товаров;

8) самокопирующаяся - состоит из нескольких слоев;

9) самоклеящаяся - состоит из 2-х слоев, защитного, а втоорой слой покрыт специальным клейким составом.

Виды картона.

Картон по сфере применения делится на 3 вида:

1) упаковочный - применяется для упаковки и тары, он должен обладать такими свойствами: каркасность, жесткость, высокий уровень практичности и барьерные свойства;

2) полиграфический - применяется при производстве разнообразной многоцветной продукции, которая требует высокого качества печати;

3) дизайнерские - применяется для изготовления элитной упаковки, печатной продукции (книг, каталогов, журналов), презентационной имиджевой продукции.

Окрашивание бумаги.

 

Свойства бумаги.

1) Структурные и геометрические свойства:

1.1. масса или вес

1.2. толщина

1.3. гладкость

1.4. пухлость

1.5. просвет

1.6. пористость

2) Механические свойства:

2.1. механическая прочность

2.2. сопротивление излому

2.3. сопротивления продавливанию

2.4. растяжимость

2.5. мягкость

3) Оптические свойства:

3.1. оптическая яркость

3.2. белизна

3.3. пожелтение

3.4. светонепроницаемость (непрозрачность)

3.5. прозрачность

3.6. лоск или глянец

4) Химические свойства:

4.1. влагопрочность

4.2. влажность

4.3. зольность

Правила сгибания.

Чтобы получить четкую, ровную линию сгиба, перед сгибанием ее хорошо проглаживают гладилкой.

Если линию сгиба надо получить посередине листа, его складывают так, чтобы противоположные стороны и углы совпали.

Если бумага плотная (рисовальная, ватман, настольная) необходимо по линии сгиба сделать небольшой надрез. Выполняется он так: вдоль линии кладут металлическую или фальцлинейку и концом ножниц или специальным ножом с небольшим усилием проводят по линии сгиба. В этом месте образуется надрез или канавка, т.е. разрезаются или надламываются волокна, поэтому сгиб получается ровный. Надрез делают с внутренней стороны поделки. Если в дальнейшем получившееся на месте сгиба ребро будет оклеено, то надрез можно сделать на внешней стороне.

Чтобы выполнить игрушку, имеющую коническую или цилиндрическую поверхность, лист бумаги, из которой она будет сделана, протягивают между рабочей поверхностью стола и прижатой к нему линейкой. Эту операцию можно выполнить, протягивая бумагу о край стола.

Приемы сгибания.

Объемный картонаж.

Картонаж – это общее название техник изготовления изделий из картона (толщина картона не менее 1мм) и собирательное название изделий из картона: шкатулки, шкафчики, коробочки, ящики для хранения всяких мелочей, рукодельных принадлежностей и др. подобные изделия.

Картонаж отличается от любых других изделий из картона всего одним признаком: весь картон, являющийся основой, плотностью, со всех сторон (в том числе и торцы) должен быть закрыт (обтянут, обклеен, задекорирован), то есть картонная основа не видна.

Для оформления (декорирования) картонажа используют бумагу, обои, кожу и другие материалы.

 К таким видам игрушек можно отнести:

- объемный домик для кукол из картона;

- замок (для рыцарей);

- игрушки-конструкторы (слоны, ежик, зайчики) и многое другое.

Переплетные работы.

Цель урока (для преподавателя): сформировать представление о различных видах переплетов, о единстве функционального и эстетического аспектов в изделии.

Задачи урока:

- образовательные: научить изготавливать записную книжку-самоделку в мягкой обложке. Познакомить со способом сшивания книжки вразъем;

- развивающие: развивать мышление, фантазию, моторику рук;

- воспитательные: воспитывать любовь к чтению, бережное отношеие к книге.

Планируемые результаты:

- предметные: анализировать составные элементы книги, использовать эти знания для работы над изделием; осваивать технику переплетных работ, способ переплета местов в книжный блок; познакомить с видом бумаги – обложечной;

- регулятивные: выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания, соотносить полученный результат с поставленной целью;

- познавательные: осуществить поиск информации от книгопечатании из разных источников, называть основные этапы книгопечатания, характеризовать профессиональную деятельность печатника, переплетчика; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;

- коммуникативные: формировать высказывание в рамках учебного диалога, согласовывать позиции и находить общее решение;

- личностные: формирование желания выполнять учебные действия.

Тип урока: открытие нового знания.

Методы и приемы: беседа, рассказ, наглядный метод.

В 4 классе ученики изготавливают блокнот (еще один вид переплетной работы).

 

 

 

Тема 1. РАЗДЕЛ «РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ» КАК ПРОГРАММНЫЙ КОМПОНЕНТ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Значение работы с бумагой и картоном в трудовой подготовке учащихся младших классов.

Работа по изготовлению изделий из бумаги и картона способствует развитию мышц кистей рук, совершенствует глазомер у ребенка, подготавливает его к работе навыков письма. Трудовые умения, получаемые учащимся в процессе обработки бумаги и картона, становится основой при обучении другим видам труда; а формируемые практические навыки позволяют успешно усваивать правила и приемы обработки других материалов. Кроме того поделки из бумаги и картона находит широкое применение в жизни детей. Поэтому при их изготовлении учащиеся с раннего возраста осознает целесообразность своего труда, его практическую значимость. Такой труд помогает воспитывать трудолюбие, желание приносить пользу окружающим.

1.2 Место работы с бумагой и картоном в содержании учебной программы «Трудовое обучение» для учащихся 1-4 классов для учреждений, обеспечивающих получение общего образования русским и белорусским языками обучения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 1356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.69.138 (0.009 с.)