Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Снова об экологическом императиве

Поиск

Наибольшие трудности порядок «нового тоталитаризма» встретит при реализации экологического императива. По существу вопрос стоит так: либо человечество втянется в новую бифуркацию и тогда ему грозит более или менее быстрая деградация, либо оно сможет создать иную цивилизацию, обладающую обновленной системой ценностей.

В первом случае общество, вероятнее всего, не сможет преодолеть катастрофу. Борьба за убывающие ресурсы постепенно расшатает систему «нового тоталитаризма», борьба за выживание переведет «холодные» фронты в горячие. При наличии ядерного оружия это равносильно гибели человека как биологического вида. Биосфера в каком-то виде сохранился на планете, но без человека.

Я думаю, что формирующийся мировой порядок окажется неспособным целенаправленно изменить свою структуру и обеспечить такое устройство, которое сможет реализовать экологический императив и сформировать необходимую социальную систему. Об этом свидетельствуют низкая эффективность деятельности Организации Объединенных Наций и тех международных конвенций, манифестов и хартий, которые почти ежегодно появляются в печати. Нужна СТРАТЕГИЯ — стратегия развития человечества, в основе которой лежат истинный гуманизм, правда, умение не врать, хотя бы самим себе.

МЫСЛИ О РАЦИОНАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ И СОЦИАЛИЗМЕ

Об утопиях XXI века

О причинах появления мифов, их необходимости и, если угодно, об их неизбежности как составляющих миропредставления я уже много раз говорил в своих работах, особенно тогда, когда речь шла о вопросах, посвященных проблемам философии истории. Человек не может не задумываться о своем будущем. А картина того, что его ожидает, неизбежно носит мифологический характер. По-другому и быть не может — горизонт предвидения очень недалёк.

В этой части работы я позволю себе пофантазировать и попробовать выстроить свою утопию, основанную на той логике природы, той логике истории, о которых я постарался рассказать в предыдущих разделах, как и о тех сценариях, которые они порождают. Первую часть я тоже закончил мифом — попробовал наметить черты СТРАТЕГИИ, необходимой для продолжения истории развития homo sapiens. В этой части я поведаю, какой мне видится планетарная организация общества, способная сформулировать и реализовать подобную СТРАТЕГИЮ.

История знает множество утопий и антиутопий. Но то, о чем я хочу сказать, это представление не об «идеальном обществе» — в существование подобного общества «а ля Тейяр де Шарден» или основанного на реальном гуманизме Маркса я просто не верю, — а попытка увидеть общество, которое окажется способным преодолеть неизбежный кризис и обрести нужную потенцию для своего дальнейшего развития. Делая такую попытку, я думал лишь о тех особенностях общества, которые действительно необходимы для выживания человечества в посткапиталистические времена.

Конец XX века поставил человечество и биосферу в совершенно новые условия существования, для которых традиционные стандарты жизни вряд ли окажутся пригодными. Новые формы существования проявятся — и уже проявляются — во всех сферах жизнедеятельности: экономике, культуре, этнических отношениях, особенностях гражданского общества и т. д. И они станут определяющими, если… если люди проявят необходимую общую волю, ясное понимание бесперспективности пользования старыми стандартами и ориентации на пропагандируемые ныне «общечеловеческие ценности», тем более в их современном поп-исполнении!

Но, может быть, именно в этом и заключается утопичность моей конструкции? Может быть, люди никогда не откажутся от стремления воровать, жить за счет других, заменять истинную демократию, неотделимую от идеалов социализма, той «демократией», которая поощряет их быть мерзавцами, пренебрегать этическими принципами, декларируемыми всеми мировыми религиями, независимо от религиозных мифов, которые лежат в их основании?

Вот некоторые факты, ставящие меня в положение Дон-Кихота, воюющего с мельницами.

Мы — свидетели формирования единого общепланетарного экономического организма. Зависимость людей друг от друга, при всей их внешней разобщенности, становится пугающей: они уже не могут жить друг без друга. Конец века подвел человечество к рубежу, за которым оно становится единым организмом и приобретает общую цель, которую, может быть, не все пока осознают: общепланетарный гомеостаз. Никакое государство, даже США, самостоятельно не сможет обеспечить собственную стабильность. «Железные занавесы» исчезают сами собой — они для всех смертельны!

Однако у этого в муках рождающегося организма пока еще нет института, формирующего общее понимание ситуации и — самое главное — общую ВОЛЮ; института, способного направить усилия людей на достижение этой общей цели. Люди еще не осознают происходящего и живут в оковах собственного локального эгоизма, как это было во времена палеолита. Они еще не осознают, что несмотря на разноцветие палитры цивилизаций, без которого человечество просто не выживет, неизбежна некая стандартизация во взаимоотношениях с природой на основе как бы свода новых биосоциальных законов (о них я упоминал при описании управления жизнью людей в доисторические времена). Хотя «все возвращается на крути своя», природа этих законов будет уже совсем иной, ее сформирует не природа, а коллективный разум человека.

То обстоятельство, что ойкуменой людей сделалась вся планета и что человечество обретает черты организма, то есть общую цель и определенную потенцию для её достижения, позволяет говорить об экологическом императиве как о некой общепланетарной системе запретов и о желаемом состоянии общества, способного в рамках экологического императива обеспечить развитие цивилизации в данных конкретных природных условиях. В этом состоянии планетарное сообщество должно не содействовать деградации тех или иных цивилизаций, а наоборот — поддерживать и развивать их многообразие и их способность к адаптации, то есть обеспечивать их sustainability.

Такое общество я и буду называть рационально организованным.

Это ещё не общество ноосферы, и тем более не социализм, каким он представлялся мыслителям — социалистам XX века. Но я думаю, что общество эпохи ноосферы, если оно состоится, обязательно будет обладать рациональной организацией. Таким образом, основной смысл моей утопии — это вера в то, что может существовать общество, способное следовать принципам экологического императива, и что оно не будет противоречить логике природы и природе человека!

Я всегда стараюсь подчеркнуть невозможность реализации экологического императива без императива нравственного. Последний не может не содержать в себе основных идей Нагорной Проповеди и желания создать на Земле такой порядок, при котором люди получали бы благ земных и духовных в меру своих усилий и стремились отдавать свои способности обществу. Без этого будущность человека, если он хочет остаться человеком, бесперспективна!

Вот почему я и употребляю выражение «экологический социализм».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.29.246 (0.006 с.)