Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления исследовательской деятельности

Поиск

Основные направления исследовательской деятельности

Системный анализ и теория оптимальных систем;

· прикладная математика и её приложения для решения сложных задач физики и техники;

· теория и методы расчёта систем управления и траекторий космических объектов;

· теория управления (общие вопросы теории и методы расчёта конкретных систем управления космическими объектами) и методы оптимизации, в том числе природопользования;

· модели динамики биосферы и её стабильности при антропогенных воздействиях (в 1983 году были получены количественные оценки возможных последствий ядерной войны, известные как «ядерная зима» и «ядерная ночь»);

· философия естествознания, в том числе методологические проблемы взаимоотношения биосферы и общества и математические модели стабильности биосферы в условиях антропогенных воздействий;

· философские и политологические проблемы общества в условиях переходного периода России, процессов самоорганизации (или универсального эволюционизма, по терминологии Н. Н. Моисеева) и необратимости эволюционных процессов;

· педагогические и этические проблемы формирования нового мировоззрения для пересмотра взаимоотношения человека и природы, идей эпохи ноосферы В. И. Вернадского и провозглашение коэволюции человека и биосферы как условия выживания человека на планете.

Н. Н. Моисеев — основоположник целого ряда новых направлений в прикладной математике. Его работы посвящены механике и гидродинамике, численным методам в теории оптимального управления, теории иерархических систем, имитационному моделированию, автоматизации проектирования, междисциплинарным исследованиям экологических проблем. В каждой из этих областей Никите Николаевичу принадлежат основополагающие достижения.

Научные интересы Н. Н. Моисеева были широки и разнообразны. Понимание перспектив развития прикладной математики, вычислительной техники, острая гражданская заинтересованность проблемами страны 50 с лишним лет определяли направления и характер его деятельности. Будучи заместителем директора Вычислительного центра АН СССР (впоследствии — РАН), Н. Н. Моисеев открывал новые области исследований, устанавливал тесные контакты с отраслевыми НИИ и КБ, создавал новые отделы.

Никита Николаевич содействовал созданию Российского общества экологической экономики (РОЭЭ) и выступил с пленарным докладом на открытии его Первой Международной конференции в 1993 году. Был членом Совета общества.

Награды и признание

Государственные награды

Орден Красной Звезды (1944)

· орден Отечественной войны II степени (1945)

· медаль «За оборону Ленинграда».

· медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

· Государственная премия СССР за цикл работ по динамике движения тел (1980);

· Премия Совета Министров СССР (1981);

· орден Ленина (1987);

Награды иностранных и общественных организаций

международная премия Glob-500 (ООН) (1995);

· золотая медаль РАЕН им. П. Л. Капицы (1997).

Почётное членство

· почётный член Российской академии естественных наук (РАЕН);

· член Международной академии астронавтики (Париж),

· президент Российского отделения «Зелёного креста»,

· президент Российского национального комитета содействия Программе ООН по охране окружающей среды,

· президент Международного независимого эколого-политологического университета (МНЭПУ) (1993—2000),

· Президент Независимой консультативной ассоциации.

Редакторская деятельность

· главный редактор журнала «Экология и жизнь» (1995—2000).

· Председатель серии «Оптимизация и исследование операций» (издательство «Наука»),

· член редакционной коллегии серии «Академические чтения» АН (издательство «Наука»),

· член редколлегии серии «Кибернетика — неограниченные возможности и возможные ограничения» (издательство «Наука»).

Был членом редакционной коллегии ряда журналов:

· «Известия АН СССР. Серия биологическая»,

· «Журнал вычислительной математики и математической физики»,

· «Коммунист»,

· «Вопросы философии»

· «Детектив и политика» (журнал, основанный Юлианом Семёновым).

Основные труды

Препринты

· Методы оптимизации. Гл. 1. Задача отыскания экстремума функций многих переменных. — М.: Б. и., 1968. — 96 с. (Переиздание: М.: Б. и., 1969. — 96 с.)

· Методы оптимизации. Гл. 2. Нелинейное программирование. — М.: Б. и., 1969. — 74 с.

· Методы оптимизации. Гл. 6. Задачи синтеза оптимальных систем управления. — М.: Б. и., 1969. — 174 с.

· Моисеев Н. Н., Кононенко А. Ф. Методы оптимизации. Гл. 2; 3. Нелинейное программирование; Динамическое программирование. — Долгопрудный: Б. и., 1972. — 156 с.

Научно-популярные книги

· Математик задаёт вопросы… (Приглашение к диалогу). — М.: «Знание», 1974. — 191 с.

· Слово о научно-технической революции. — М.: «Молодая гвардия», 1978. — 222 с.

· Математика ставит эксперимент. — М.: «Наука», 1979. — 223 с.

· Человек, среда, общество. Проблема формализации описания. — М.: «Наука», 1982. — 240 с.

· Люди и кибернетика / Н. Моисеев. — М.: Молодая гвардия, 1984. — 224 с.

· Слово о научно-технической революции / Н. Моисеев. — 2-е изд., доп. изд. — М.: Молодая гвардия, 1985. — 238 с. — (Эврика).

· Человек, природа и будущее цивилизации: «Ядерная зима» и проблема «запретной черты»: [Пер. с рус.] / Никита Моисеев. — М.: Изд-во агентства печати «Новости», 1986. — 92, [1] с.

· Алгоритмы развития / Н. Н. Моисеев; АН СССР. — М.: Наука, 1987. — 302, [2] с.

· Социализм и информатика. — М.: Политиздат, 1988. — 285 с.

· Экология человечества глазами математика: (Человек, природа и будущее цивилизации) / Н. Моисеев. — М.: Молодая гвардия, 1988. — 251,[3] с. — (Эврика). ISBN 5-235-00061-7

· Человек и ноосфера (ознаком. часть от LitRes.Ru) / Н. Моисеев. — М.: Молодая гвардия, 1990. — 351, [1] с. ISBN 5-235-01070-1

· Пути к созиданию / Н. Н. Моисеев. — М.: Республика, 1992. — 254, [1] с. ISBN 5-250-01303-1

· Восхождение к Разуму: Лекции по универс. эволюционизму и его прил. / Н. Н. Моисеев. — М.: Фирма коммерч. рекламы и науч.-техн. пропаганды «ИздАТ», 1993. — 174, [1] с. ISBN 5-86656-011-9

· Как далеко до завтрашнего дня… Свободные размышления, 1917—1993. — М.: «Аспект Пресс», 1994. — 304 с.

o Как далеко до завтрашнего дня…: Свободные размышления, 1917—1993 / Н. Н. Моисеев; Междунар. независимый экол.-политол. ун-т. — М.: Изд-во МНЭПУ, 1997. — 309, [1] с. ISBN 5-7383-0045-9

o Переизд. в кн.: Как далеко до завтрашнего дня…: Свободные размышления, 1917—1993; Воспоминания о Н. Н. Моисееве. — М., 2002. — 487, [1] с. — (Библиотека журнала «Экология и жизнь»). ISBN 5-94702-003-3

o Переизд. в кн.: Как далеко до завтрашнего дня…: Свободные размышления, 1917—1993; В том же томе — Вехи-2000. Заметки о русской интеллигенции кануна нового века. К 100-летию со дня рождения Н. Н. Моисеева. Сост. Самсонов А. Л. М.: АНО «Экология и жизнь», 2017. 440 с. 24 с. илл. ISBN 978-5-9500751-0-0.

· Современный рационализм / Н. Н. Моисеев; Рос. науч. гуманитар. фонд, Междунар. независимый экол.-политол. ун-т. — М.: МГВП КОКС, 1995. — 376 с.

· Цивилизация на переломе. Пути России / Н. Н. Моисеев; Ин-т соц.-полит. исслед. РАН, Акад. соц. наук. — М.: РИЦ ИСПИ, 1996. — 167 с. ISBN 5-7556-0039-2

· Экология и образование / Н. Н. Моисеев. — М.: ООО «Юнисам», 1996. — 190,[1] с. ISBN 5-86986-028-8

· Время определять национальные цели / Н. Н. Моисеев; Междунар. независимый экол.-политол. ун-т. — М.: Изд-во МНЭПУ, 1997. — 256 с. ISBN 5-7383-0047-5

· Мировое сообщество и судьба России / Н. Н. Моисеев; Междунар. независимый экол.-политол. ун-т. — М.: Изд-во МНЭПУ, 1997. — 268,[1] с. ISBN 5-7383-0046-7

· С мыслями о будущем России / Н. Н. Моисеев. — М.: Фонд содействия развитию соц. и полит. наук, 1997. — 210 с. ISBN 5-7556-0079-1

· Расставание с простотой / Никита Моисеев. — М.: Аграф, 1998. — 472 с. — (Путь к очевидности). ISBN 5-7784-0050-0

· Быть или не быть… человечеству? / Никита Моисеев. — М., 1999. — 288 с. ISBN 5-86646-131-5

· Размышление о современной политологии. Политические науки: новые проблемы. — М.: Изд-во МНЭПУ, 1999. — 212 с. (Переизд.: Н. Н. Моисеев. Размышление о современной политологии. Политические науки: новые проблемы. — М.: Изд-во МНЭПУ, 2000. — 212 с.)

· Судьба цивилизации. Путь разума (ознаком. часть) / Н. Н. Моисеев. — Москва: Яз. рус. культуры, 2000. — 223, [1] с. — (Язык. Семиотика. Культура.). ISBN 5-7859-0118-8

· Универсум. Информация. Общество / Никита Николаевич Моисеев. — М.: Устойчивый мир, 2001. — 198, [1] с. — (Библиотека журнала «Экология и жизнь». Устройство мира). ISBN 5-93177-016-X

· Заслон средневековью: Сборник / Никита Николаевич Моисеев. — М.: Тайдекс Ко, 2003 (ГУП Смол. обл. тип. им. В. И. Смирнова). — 309, [2] с.- (Библиотека журнала «Экология и жизнь» / Фонд глобал. проблем выживания человечества им. Н. Н. Моисеева). ISBN 5-94702-018-1

Брошюры

· О математических методах исследования нелинейных колебаний жидкости. — М.: ВЦ АН СССР, 1961. — 15 с.

· Исследование операций. Лекция. — М.: Б. и., 1969. — 41 с.

· Математика — управление — экономика. — М.: Знание, 1970. — 62 с.

· Математические модели экономической науки. — М.: Знание, 1973. — 64 с.

· Простейшие математические модели экономического прогнозирования. — М.: Знание, 1975. — 63 с.

· Неформальные процедуры и автоматизация проектирования. — М.: Знание, 1979. — 63 с.

· Модели экологии и эволюции / Н. Н. Моисеев. — М.: Знание, 1983. — 64 с.

· Информатика в экономике и управлении: Текст лекций / Н. Н. Моисеев; Акад. нар. хоз-ва при Совете Министров СССР, Каф. автоматизир. систем управления и экон.-мат. методов. — М.: АНХ, 1986. — 39 с.

· Идеи естествознания и общественные науки / Н. Н. Моисеев; АН СССР, ВЦ. — М.: ВЦ АН СССР, 1991. — 55 с.

· Современный антропогенез и цивилизационные разломы: (Экол.-политол. анализ) / Н. Н. Моисеев; Междунар. независимый экол.-политол. ун-т. — М.: МНЭПУ, 1994. — 46, [1] с.

· Агония России. Есть ли у неё будущее?: Попытка систем. анализа пробл. выбора / Н. Н. Моисеев; Открытый экол. ун-т «ЗМ». — М.: ЭКОПРЕСС-«ЗМ», 1996. — 78 с. ISBN 5-207-00123-X

· Экологический социализм / Н. Н. Моисеев; Рос. движение за новый социализм. — М.: Реалисты, 1998. — 47 с. ISBN 5-7918-0042-8

Редакторская работа

Введение в динамику тела с жидкостью в условиях невесомости; Сб. статей / Отв. ред. Н. Н. Моисеев. — М.: Б. и., 1968. — 279 с.

· Системы распределения ресурсов на графах: Сб. статей / Отв. ред. Н. Н. Моисеев. — М.: Б. и., 1970. — 127 с.

· Методы системного анализа в проблемах рационального использования водных ресурсов. Т. 2 / Под ред. Н. Н. Моисеева. — М.: Б. и., 1976. — 502 с.

· Методы системного анализа в проблемах рационального использования водных ресурсов. Некоторые модели социально-экономических систем: Сборник / Под ред. Н. Н. Моисеева. — М.: Б. и., 1977. — 135 с.

· Математические методы в исследовании операций: Сб. статей / Под ред. Н. Н. Моисеева, П. С. Краснощёкова. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. — 192 с.

· Бисвас А. К., Линслей Р. К., Матейлис Н. К. и др. Системный подход к управлению водными ресурсами / Пер. с англ. С. Б. Огнивцева; под ред. Н. Н. Моисеева. — М.: Наука, 1985. — 392 с.

· Кибернетика и вычислительная техника. Сборник статей. Вып. 3 / Ред.-сост. Н. Н. Моисеев, А. А. Петров. Под ред. В. А. Мельникова. — М.: Наука, 1987. — 316 с.

· Пути применения и совершенствования современных вычислительных средств: Межвуз. сб. науч. тр. / Смол. гос. пед. ин-т им. Карла Маркса; Под ред. Н. Н. Моисеева. — Смоленск: СГПИ, 1987. — 93, 5 с.

· Информатика в планировании и управлении: [Сб. науч. тр.] / Акад. нар. хоз-ва при Совете Министров СССР, Каф. автоматизир. систем управления и экон.-мат. методов; [Редкол.: Н. Н. Моисеев (отв. ред.) и др.]. — М.: АНХ СССР, 1987. — 193 с.

· Глобальная нравственность: Материалы симпоз., провед. под эгидой комис. СССР по делам ЮНЕСКО и Сов. ком. защиты мира (30-31 янв. 1989 г.) / [Редкол.: Н. Н. Моисеев (отв. ред.) и др.]. — М.: Информ.-изд. центр «Экспресс»: НИИ общ. педагогики, 1989. — 121, [2] с.

· Персональный компьютер: рабочее место профессионала: [Сб. ст.] / АН СССР; [Ред.-сост. Н. Н. Моисеев; Предисл. И. М. Макарова]. — М.: Наука, 1989. — 168,[3] с. — (Сер. «Кибернетика — неогранич. возможности и возмож. ограничения»). ISBN 5-02-007151-X

· Экзистенциальная самозащита биосферы: Сб. рефератов / Отв. ред. Н. Н. Моисеев. — М.: ИНИОН, 1990. — 55 с.

· Глобальная нравственность: [Сборник] / Ассоц. «Действия в защиту биосферы» Фонда социал. изобрет. СССР и др.; [Редкол.: Н. Н. Моисеев (отв. ред.) и др.]. — М.: ИНИОН, 1990. — 31 с. — (Специализир. информ. по пробл. экологии. АН СССР, ИНИОН).

· Россия на новом рубеже: [Сб. ст.] / Междунар. фонд соц.-экон. и политол. исслед. (Горбачёв-фонд), Центр пробл. культуры; [Под ред. Н. Н. Моисеева, В. Б. Иорданского]. — М.: Апрель-85, 1995. — 286 с. — ISBN 5-86493-004-0

Высокий уровень, представительность и разнообразие научных школ, конференций и иных мероприятий, проводившихся под руководством Никиты Николаевича Моисеева, привели к тому, что многие учёные считают себя принадлежащими к Школе Моисеева.

В добрую память Никиты Николаевича

· проводятся научные конференции (обычно к юбилеям со дня его рождения)[9];

· в 2017 году учреждена Премия имени Н.Н. Моисеева РАН, присуждаемая "за выдающиеся работы в области теории систем управления и методов оптимизации, а также методологии исследования проблем взаимоотношений человека-природы-общества."[10], [11];

· В соответствии с постановлением президиума РАН от 24.04.2018 г. №84 «Об утверждении положения о Комиссии РАН по изучению научного наследия академика Н.Н. Моисеева и ее состава» 12 сентября в Президиуме РАН состоялось первое (организационное) заседание Комиссии по научному наследию Н.Н. Моисеева [12].

· представителями семьи и коллегами Никиты Николаевича вскоре после его ухода учреждён Фонд глобальных проблем выживания человечества им. Н.Н. Моисеева, поставивший перед собой цель поддержки разнообразных задач - от издания и более широкого переиздания научного наследия Н.Н. Моисеева, экологической учёбы и просвещения до целого спектра соответствующих научных направлений[13].

· Союзом негосударственных вузов Москвы и Московской области учреждена Медаль Н.Н. Моисеева "За заслуги в образовании и науки"[14]

· Создано несколько виртуальных музеев памяти Н.Н. Моисеева. Один - на портале ВЦ РАН[15], другой - отдельно[16]

· Продолжается осмысление научного вклада Н.Н. Моисеева в мировую культуру и цивилизацию[17]

· Появились сценарии произведений, посвящённых бурной научной, человеческой жизни и научным исканиям Никиты Николаевича, в частности, сценарий Рене Арманда "Откровение Никиты Моисеева"[18]

Примечания

↑ Показывать компактно

1. ↑ Биографическая энциклопедия РАСХН, ВАСХНИЛ, РАН

2. ↑ Laurence Badash A Nuclear Winter’s Tale Massachusetts Institute of Technology, 2009 ISBN 0-262-01272-3 ISBN 978-0-262-01272-0 (англ.)

3. ↑ Петров А. А. Никита Николаевич Моисеев — судьба страны в судьбе учёного. — М.: АНО журн. «Экология и жизнь», 2011. — 152 с., ил. — (Библиотека журнала «Экология и жизнь»). — 2 000 экз. —ISBN 978-5-904553-04-3.

4. ↑ История журнала «Экология и жизнь»

5. ↑ Почётные доктора МЭИ

6. ↑ Могила Н. Н. Моисеева на Даниловском кладбище

7. ↑ Моисеев Н. Н. Об альпинизме и Игоре Евгениевиче Тамме // Как далеко до завтрашнего дня. — М.: МНЭПУ, 1997.

8. ↑ «Уже много лет назад академик Никита Моисеев выдвинул свой проект. Он сказал: единственное, что мы можем предложить миру, — это наше геополитическое положение. Мы являемся кратчайшим путём между двумя очагами цивилизации, между двумя регионами — между Европой, роль которой в XXI веке будет возрастать, и всей азиатско-океанической цивилизацией. Если бы мы сумели сегодня наладить транспорт — Севморпуть, железные дороги, авиацию и так далее, мы бы получили гигантские инвестиции, потому что путь Лондон—Токио через Россию в три раза дешевле, чем вокруг Африки. Значит, есть выход» (цит. по: В. Т. Логинов. Россия на грани, или постижение Путина Архивная копия от 20 мая 2005 на Wayback Machine).

9. ↑ Завершила свою работу III Общероссийская научная конференция «Моисеевские чтения. Культура и гуманитарные проблемы современной цивилизации»

10. ↑ Премия имени Н.Н. Моисеева РАН // на портале РАН.

11. ↑ Постановление Президиума Российской академии наук от 28 февраля 2017 г. N 44 "О проведении юбилейных мероприятий, посвящённых 100-летию со дня рождения академика Н.Н. Моисеева" // Garant.Ru

12. ↑ Состоялось первое заседание Комиссии по научному наследию Н.Н. Моисеева // "Природа России", 16.10.2018

13. ↑ Фонд глобальных проблем выживания человечества им. Н.Н. Моисеева

14. ↑ Об учреждении Медали Н.Н. Моисеева // на портале "Виртуальный музей Н.Н. Моисеева"

15. ↑ Человек и биосфера. Виртуальный музей академика Н.Н. Моисеева // ВЦ РАН

16. ↑ Виртуальный музей Н.Н. Моисеева (nnmoiseev.ru)

17. ↑ Малинецкий Г.Г. Идеи академика Н. Н. Моисеева и государственное управление России в XXI веке // доклад на конф. «Российская цивилизация в эпоху глобализации» в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ 01.03.2011

18. ↑ Рене Арманд. Откровение Никиты Моисеева // Proza.Ru

Литература

Петров А. А. Никита Николаевич Моисеев — судьба страны в судьбе учёного. — М.: АНО журн. «Экология и жизнь», 2011. — 152 с., ил. — (Библиотека журнала «Экология и жизнь»). — 2 000 экз. —ISBN 978-5-904553-04-3

· Михайлов И. А. Воспоминания о пережитом и тревоги о будущем (статья о Н. Н. Моисееве) // Свободная мысль. — 1999. — № 12.

· Поспелов И.Г., Костюк Ф.В. Учёный и учитель Н.Н. Моисеев (1917-2000) // в сб.: Моделирование коэволюции природы и общества: проблемы и опыт. К 100-летию со дня рождения академика Н.Н. Моисеева (МОИСЕЕВ-100) труды Всероссийской науч. конф. М.: ФИЦ ИУ РАН, 2017. С. 5-7.

 

Академик Никита Моисеев о необходимости экологического социализма

                                                Аннотация

В докладе «Экологический социализм», ещё в 1998 году, академик Н. Н. Моисеев заявил о принципиальной неспособности ООН и национальных политических институтов, бизнеса и обслуживающего их экспертного сообщества найти решение важнейших проблем человечества. Есть ли выход из ситуации фундаментальной несостоятельности власти и науки, которую сегодня все прочувствовали на себе в условиях таинственной пандемии, читайте в пророческой работе выдающегося российского мыслителя

«Я думаю, что необходим некий Совет мудрецов, формируемый не по национальному признаку, а по принципу компетенции. В него не должны входить политики. Вопрос о будущем человечества чересчур сложен и опасен, чтобы доверить его решение политикам! Или, например, бизнесменам, стремящимся накапливать капитал ради накопления… Я хочу высказать убежденность в необходимости, если хотите, планетараной дискуссии. Импровизации сегодня недопустимы.».

— Н. Н. Моисеев

                                                    Введение

Я различаю идею социализма и систему или, точнее, практику социализма.

Идея социализма изначально близка человеку, его глубинным представлениям, как и идеи свободы и равенства, с которыми первая неразрывно связана. С другой стороны, вполне очевидно, что они находятся в противоречии. В самом деле, свобода только усиливает неравенство людей, поскольку позволяет более ярко проявляться индивидуальности. А законы общества, стремящегося обеспечить равенство, неизбежно рождают несвободу, сдерживая проявление этой индивидуальности. Тем не менее понятия свободы и равенства живут в сознании людей как далекая и прекрасная мечта. К той же категории относится и идея социализма. Разве не она лежит в основе мифов о счастливом будущем да и всех религиозных мифов вообще? И не является ли эмпирическим обобщением тот факт, что последовательная реализация любого из подобных мифов в практике жизни рождает трагедии?

И все же не случайно идея социализма, неотделимая от идеи демократии, как и идея демократии от идеи социализма (что бы ни говорили «демократы»), органически входит — порой и бессознательно — в миропонимание большинства людей.

Человек нуждается в свободе поиска — это закон жизни, закон эволюции! И он стремится преодолеть свою ущербность, стать равным богам — это понимали ещё античные греки. Что из того, что подобные стремления противоречивы: вся наша жизнь — преодоление противоречий и поиск компромиссов, способных обеспечить наше существование и наше будущее.

Собственно такие компромиссы существовали всегда. В далеком прошлом они находили выражение в биосоциальных законах, которые управляли первобытной общиной, позднее возникли нравы и нравственность, наконец появились законы общества, определяющие структуры этого извечного компромисса сегодня. Пределом желаемого на интуитивном уровне является сочетание «абсолютной свободы» и «абсолютного равенства». Но оно, такое сочетание, принципиально недостижимо, это утопия, и к тому же опасная. Поэтому социалистическая идея — не просто возможный компромисс — это компромисс между paвенством и осознанной (необходимой для выживания общества) мерой несвободы, фиксируемой в системе нравственных идеалов и общественных законов. Для нас, людей, живущих на переломе тысячелетий, особенно важно, что по мере роста могущества цивилизации, по мере того, как человек становится равным если не богам, то природе, идеи социализма приобретают все большую практическую значимость. Особую роль она играет в понимании собственной несвободы во взаимоотношениях с природой, и поэтому я употребляю словосочетание «экологический социализм». И эта идея реализуется порой неосознанно, не целенаправленно, как все законы самоорганизации, как необходимые свершения, обусловленные логикой природы. В этом, может быть, заключена великая правда жизни — не дай нам Бог снова стать на «столбовую дорогу социальной инженерии»: Но надо осознавать, чувствовать тенденции, чтобы не плыть против течения!

Именно потому, что «экологический социализм», если человечество собирается выжить, неотвратим, нам предстоит сделать определенные шаги в его сторону. Причем целенаправленно! Но шаги эти должны отвечать тенденциям развития общества, согласованности его развития с жизнью природы, а не являться «построением социализма» по шаблону, рожденному разумом некоего, может быть и очень талантливого, мудреца.

Предлагаемая работа состоит из двух частей. В первой я стремлюсь дать эскиз своего видения современного этапа общественной эволюции и его основных тенденций — как ведущих к летальному исходу, так и обнадеживающих. Они отражают противоречивость реальности, отсутствие предначертанности и, значит, открывают определенные возможности для проявления активности человека. Вторая часть — размышления о рациональном обществе, способном реализовать необходимые компромиссы и, следовательно, обеспечить дальнейшее развитие человеческого рода.

Я думаю, что такая структура объяснит мою убежденность в неотвратимости поиска компромисса между свободой и демократией (властью для народа), компромисса, который я склонен именовать социализмом. Я надеюсь на успех такого поиска, хотя порой и кажется, что мои усилия напоминают порыв Дон Кихота в его сражении с ветряной мельницей.

Об утопиях XXI века

О причинах появления мифов, их необходимости и, если угодно, об их неизбежности как составляющих миропредставления я уже много раз говорил в своих работах, особенно тогда, когда речь шла о вопросах, посвященных проблемам философии истории. Человек не может не задумываться о своем будущем. А картина того, что его ожидает, неизбежно носит мифологический характер. По-другому и быть не может — горизонт предвидения очень недалёк.

В этой части работы я позволю себе пофантазировать и попробовать выстроить свою утопию, основанную на той логике природы, той логике истории, о которых я постарался рассказать в предыдущих разделах, как и о тех сценариях, которые они порождают. Первую часть я тоже закончил мифом — попробовал наметить черты СТРАТЕГИИ, необходимой для продолжения истории развития homo sapiens. В этой части я поведаю, какой мне видится планетарная организация общества, способная сформулировать и реализовать подобную СТРАТЕГИЮ.

История знает множество утопий и антиутопий. Но то, о чем я хочу сказать, это представление не об «идеальном обществе» — в существование подобного общества «а ля Тейяр де Шарден» или основанного на реальном гуманизме Маркса я просто не верю, — а попытка увидеть общество, которое окажется способным преодолеть неизбежный кризис и обрести нужную потенцию для своего дальнейшего развития. Делая такую попытку, я думал лишь о тех особенностях общества, которые действительно необходимы для выживания человечества в посткапиталистические времена.

Конец XX века поставил человечество и биосферу в совершенно новые условия существования, для которых традиционные стандарты жизни вряд ли окажутся пригодными. Новые формы существования проявятся — и уже проявляются — во всех сферах жизнедеятельности: экономике, культуре, этнических отношениях, особенностях гражданского общества и т. д. И они станут определяющими, если… если люди проявят необходимую общую волю, ясное понимание бесперспективности пользования старыми стандартами и ориентации на пропагандируемые ныне «общечеловеческие ценности», тем более в их современном поп-исполнении!

Но, может быть, именно в этом и заключается утопичность моей конструкции? Может быть, люди никогда не откажутся от стремления воровать, жить за счет других, заменять истинную демократию, неотделимую от идеалов социализма, той «демократией», которая поощряет их быть мерзавцами, пренебрегать этическими принципами, декларируемыми всеми мировыми религиями, независимо от религиозных мифов, которые лежат в их основании?

Вот некоторые факты, ставящие меня в положение Дон-Кихота, воюющего с мельницами.

Мы — свидетели формирования единого общепланетарного экономического организма. Зависимость людей друг от друга, при всей их внешней разобщенности, становится пугающей: они уже не могут жить друг без друга. Конец века подвел человечество к рубежу, за которым оно становится единым организмом и приобретает общую цель, которую, может быть, не все пока осознают: общепланетарный гомеостаз. Никакое государство, даже США, самостоятельно не сможет обеспечить собственную стабильность. «Железные занавесы» исчезают сами собой — они для всех смертельны!

Однако у этого в муках рождающегося организма пока еще нет института, формирующего общее понимание ситуации и — самое главное — общую ВОЛЮ; института, способного направить усилия людей на достижение этой общей цели. Люди еще не осознают происходящего и живут в оковах собственного локального эгоизма, как это было во времена палеолита. Они еще не осознают, что несмотря на разноцветие палитры цивилизаций, без которого человечество просто не выживет, неизбежна некая стандартизация во взаимоотношениях с природой на основе как бы свода новых биосоциальных законов (о них я упоминал при описании управления жизнью людей в доисторические времена). Хотя «все возвращается на крути своя», природа этих законов будет уже совсем иной, ее сформирует не природа, а коллективный разум человека.

То обстоятельство, что ойкуменой людей сделалась вся планета и что человечество обретает черты организма, то есть общую цель и определенную потенцию для её достижения, позволяет говорить об экологическом императиве как о некой общепланетарной системе запретов и о желаемом состоянии общества, способного в рамках экологического императива обеспечить развитие цивилизации в данных конкретных природных условиях. В этом состоянии планетарное сообщество должно не содействовать деградации тех или иных цивилизаций, а наоборот — поддерживать и развивать их многообразие и их способность к адаптации, то есть обеспечивать их sustainability.

Такое общество я и буду называть рационально организованным.

Это ещё не общество ноосферы, и тем более не социализм, каким он представлялся мыслителям — социалистам XX века. Но я думаю, что общество эпохи ноосферы, если оно состоится, обязательно будет обладать рациональной организацией. Таким образом, основной смысл моей утопии — это вера в то, что может существовать общество, способное следовать принципам экологического императива, и что оно не будет противоречить логике природы и природе человека!

Я всегда стараюсь подчеркнуть невозможность реализации экологического императива без императива нравственного. Последний не может не содержать в себе основных идей Нагорной Проповеди и желания создать на Земле такой порядок, при котором люди получали бы благ земных и духовных в меру своих усилий и стремились отдавать свои способности обществу. Без этого будущность человека, если он хочет остаться человеком, бесперспективна!

Вот почему я и употребляю выражение «экологический социализм».

Если идеальное общество будущего Маркс называл реальным гуманизмом, то Тейяр де Шарден именовал его ноосферой. Как мы видим, Вернадский вкладывал в это понятие смысл, в гораздо большей степени соответствующий представлениям современного естествознания о процессах самоорганизации материального мира.

2.6. Потенциальные возможности планетарного гражданского общества

Я думаю, что ближе всего к тому потенциально возможному (подчеркну — не реально ожидаемому, а потенциально возможному) развороту событий, который окажется способным не допустить трагического сценария истории рода человеческого, это эпоха ноосферы в понимании Вернадского. Он сказал главное — человек может иметь будущее лишь в том случае, если примет на себя ответственность не только за развитие самого общества, но и биосферы в целом. Это основополагающее утверждение. Нельзя представить себе общество наступающего тысячелетия, в котором проблема взаимоотношений природы и человека не станет определяющим мотивом деятельности всех уровней общества — от правительств до отдельных обитателей планеты. Но многое здесь должно быть конкретизировано: ведь от общих положений до их реального воплощения в жизнь — дистанция огромного размера.

Вернемся, однако, к некоторым вопросам, рассмотренным в предыдущем параграфе. Прежде всего о возможности ликвидации противоречий. Такая возможность — утопия, и опасная. Хотя бы потому, что позволяет людям уповать на то, что все как-то образуется, а не побуждает их энергично искать пути преодоления противоречий, возможности новых компромиссов. Само собой в современных условиях ничего не образуется: мы живем уже не в неолите! Противоречия есть и будут — это источник развития. Жизнь — бесконечная череда компромиссов, это непрерывное движение по лезвию. Срыв в любую сторону — катастрофа. И постепенно — повторю ещё и ещё раз — на первый план выходят противоречия между природой и человеком. Противоречия между «генетической реальностью», которая запрограммирована миллионами лет развития нашего биологического вида, и той реальностью, которая нам предоставлена биосферой и которую мы только-только начали осознавать. И здесь возникает новый компромисс, или, если угодно, новый гомеостаз! В сущности, он-то и есть «экологический социализм».

Я не случайно использовал этот термин. Социальную структуру человеческого общества, хотим мы того или нет, придется кардинальным образом перестроить. Или…

В этом новом компромиссе должно быть очень тонкое сочетание несвободы, диктуемой необходимостью обеспечить тот канал эволюции, внутри которого только и может существовать человек, и равенством, снимающим социальные напряженности, способные нарушить социальную стабильность и лишить общество возможности сфокусировать свои усилия на общих проблемах. А оплата по труду и максимальное использование творческого начала человека — это и есть неизбежное следствие того компромисса, который я назвал «экологическим социализмом». И вот здесь решающую роль призваны сыграть гражданское общество и гуманизм, который, как ни странно, тоже генетически присущ человеку. Ведь то, что принято называть «социалистической идеей», во всех религиях, у всех народов ассоциируется с понятием «добро». Так что у идеологов гражданского общества есть на что опереться!

А это означает, что гражданское общество потенциально способно разработать стратегию развития, исключающую период новой бифуркации. Но для этого необходима и специальная организация деятельности, отличная от той, которая обычно связывается с ООН и той бюрократической системой, в рамках которой пытаются реализовать «разборки» сильные мира сего! Я думаю, что необходим некий Совет мудрецов, формируемый не по национальному признаку, а по принципу компетенции. В него не должны входить политики. Вопрос о будущем человечества чересчур сложен и опасен, чтобы доверить его решение политикам! Или, например, бизнесменам, стремящимся накапливать, капитал ради накопления.

Я убежден, что подобный Совет начнет свою работу с проблем образования. Он не станет сразу декларировать свою концепцию цивилизации будущего и тем более разрабатывать систему социальной инженерии. Только по-настоящему интеллигентное общество способно преодолеть ожидающие его трудности. Только в подлинно интеллигентном обществе истинный стимул жизни не накопление богатства, а возможность реализовать свой творческий потенциал.

Так что первый шаг стратегии мне кажется очевидным. Может быть, и второй тоже: только фундаментальные науки, и прежде всего те, которые занимаются проблемами взаимодействия природы и общества, способны помочь очертить коридор, огибающий зону возможной катастрофы и выводящий человечество на новый путь развития. Но к компетенции фундаментальных наук я хочу отнести и проблемы человека, и проблемы собственности. Я думаю о неизбежности разнообразия форм собственности. О том, что коллективная собственность, например, по типу собственности трудовых коллективов, которая приобретает на Западе все большее значение, станет все более значимым предметом деятельности подобного Совета.

Заключение

Ч еловечество ожидают потрясения. И «мир ТНК», и страны «золотого миллиарда», и криминальный капитализм, формирующийся в России, не будут склонны идти на ослабление своих позиций. Но есть реальная угроза человечеству в целом. Недальновидная политика сегодняшних вершителей судеб человеческих может лишь оттянуть катастрофу — на одно-два поколения, не больше. И только гражданское общество и истинная демократия смогут уберечь нас от вселенской беды. Каким именно образом? Я хочу высказать убежденность в необходимости, если хотите, планетарной дискуссии. Импровизации сегодня недопустимы.

Я употребил словосочетание «экологический социализм», полагая, что гражданское общество сможет опереться именно на него, как на воплощение извечных представлений о добре. Такой социализм, если вдуматься, и есть истинный социализм — общество, в котором люди будут стремиться отдать себя людям, а их деятельность станет оцениваться тем реальным вкладом, который они внесли на благо общества.

https://regnum.ru/news/society/2951381.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/Моисеев,_Ники

Я придерживаюсь закона взаимной адаптации государств и народов живущих на планете ЗЕМЛЯ.

Основной закон взаимной адаптации гласит, что развитие любой системы включает в себя процессы внутренней взаимной адаптации между компонентами системы и внешней взаимной адаптации, протекающей между системой в целом и внешней средой, в том числе другими системами. Это значит, что для того, чтобы, например, сообщества с разными религиями и менталитетами мирно сосуществовали, жили без войны, эти сообщества должны взаимно адаптироваться.

Данное исследование основано на общей теории систем в диалектической интерпретации В.А. Лекторского и В.Н. Садовского. Важнейшее методологическое значение для данного исследования имеют некла<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.19.165 (0.016 с.)