Функции административной ответственности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции административной ответственности



 

Некоторые ученые, характеризуя понятие административной ответственности, обращаются к описанию ее функций, определяя их как основные направления правового воздействия мер административной ответственности.

Рассматривая данную тему необходимо различать понятия «цели административной ответственности» и «функции административной ответственности». Так как цель административной ответственности — это, по сути, желаемый или планируемый результат, к которому стремится орган административной юрисдикции, применяя к виновному лицу меры административной ответственности. Если же речь идет о функциях административной ответственности, то их следует рассматривать как основные направления воздействия административной ответственности на общественные отношения, поведение субъектов, мораль, правосознание, культуру, в которых раскрывается ее сущность и социальное назначение.

К функциям административной ответственности относятся:

Воспитательная функция. Данная функция направлена на воспитание граждан в духе уважения Конституции и законов Украины. Испытав на себе силу государственного принуждения, правонарушитель может полностью отказаться от совершения административных проступков в будущем, осознав антисоциальную направленность своего поведения (поступка). Следует согласиться с М.П. Трофимовой, которая утверждает, что «воспитательная функция является общесоциальной функцией юридической ответственности». Другие функции юридической ответственности, по ее мнению, выступают в качестве классифицирующего критерия, благодаря которому можно определить вид юридической ответственности. Например, если санкция в большей степени направлена на восстановление имущественной сферы потерпевшего или на восстановление нарушенного права и в меньшей степени направлена на наказание виновного, то в данном случае речь идет о гражданско-правовых санкциях, которым как и другим правовым санкциям всегда присуща воспитательная функция. Именно поэтому в предыдущих главах отстаивалась точка зрения, согласно которой к мерам административной ответственности следует относить и меры воздействия, применяемые к несовершеннолетним согласно ст. 241 КоАП, тем более, что согласно действующему законодательству данная категория граждан (лица в возрасте от 16 до 18 лет) обладает административной деликтоспособностью.

Регулятивная функция. Данная функция проявляется в том, что административная ответственность, как правовой институт административного права, характеризуется установлением запретов, при помощи которых и происходит регулирование определенной сферы общественных отношений.

Карательная функция. Данная функция направлена на покарание (наказание) правонарушителя за совершенный им административный проступок с применением к нему соответствующих мер административной ответственности. В данном случае правонарушитель испытывает на себе силу государственного принуждения за несоблюдение охраняемых административным законодательством норм. Однако уместно заметить, что в нашем законодательстве отражена только идея наказания, а на его применение наложены значительные ограничения. Например, запрещены телесные наказания (взыскания). К тому же согласно Конституции ДНР каждый имеет право на уважение его достоинства. Никто не может быть подвергнут пыткам, жестокому, нечеловеческому или унижающему его достоинство обращению либо наказанию.

Превентивная функция. Данная функция направлена на предупреждение административных проступков в будущем, как со стороны правонарушителя, так и других граждан. Как видим, данная функция включает в себя две составляющие: общее и специальное предупреждение. Под общим предупреждением понимается предотвращение совершения административных проступков со стороны других лиц (общественности). Общее предупреждение предполагает моральное, нравственное воздействие на неустойчивых граждан, во-первых, путем закрепления административной ответственности за определенное противоправное деяние в законодательстве и, во-вторых, конкретными фактами привлечения виновных к административной ответственности, которые становятся известны общественности.

Специальное предупреждение административных проступков заключается в создании условий, препятствующих или исключающих возможность совершения новых правонарушений лицами, уже совершившими административный проступок и привлеченными к административной ответственности. Условия, исключающие возможность правонарушителя вновь совершить административный проступок, возникают при наложении таких видов административных взысканий, как лишение специального права (ст. 30 КоАП), административный арест (ст. 32 КоАП), а также таких мер воздействия, применяемых к несовершеннолетним, как передача несовершеннолетнего под надзор родителям или лицам их заменяющим, либо под надзор педагогическому или трудовому коллективу с их согласия, а также отдельным гражданам по их просьбе (п.4. ст. 241 КоАП).

Альтернативная функция. Данная функция заключается в том, что:

1) административное законодательство в санкциях статей Особенной части Кодекса Украины об административных правонарушениях предусматривает возможность органам административной юрисдикции применять вместо одного административного взыскания другое. Например, санкция ст. 50 — «Нарушение права государственной собственности на животный мир», предусматривает возможность органу административной юрисдикции применить к правонарушителю (гражданину) предупреждение или наложить штраф. Часть 1 статьи 51 — «Мелкое хищение государственного или коллективного имущества», предусматривает альтернативу между штрафом и исправительными работами;

2) статья 22 КоАП закрепляет такую меру воздействия на правонарушителя, как устное замечание. При малозначительности административного проступка органу административной юрисдикции (должностному лицу) предоставлено право освобождать правонарушителя от административной ответственности за фактически совершенное правонарушение и ограничиться устным замечанием, адресованным правонарушителю;

3) действующее законодательство об административной ответственности предусматривает возможность передачи материалов об административном проступке на рассмотрение общественной организации или трудового коллектива. Так согласно ст. 21 КоАП лицо, совершившее административный проступок, освобождается от административной ответственности с передачей материалов на рассмотрение общественной организации или трудового коллектива, если с учетом характера совершенного правонарушения и личности правонарушителя к нему целесообразно применить меру общественного воздействия.

4) действующее законодательство об административной ответственности допускает также возможность замены административной ответственности ответственностью дисциплинарной. Так согласно ст. 15 КоАП военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, а также лица рядового и руководящего составов органов внутренних дел несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам.

Правовосстановительная (компенсационная) функция. Если рассматривать ее как функцию, направленную на восстановление незаконно нарушенных прав и имущественных благ потерпевшего лица, то компенсационная функция, конечно же, в большей степени присуща гражданско-правовой ответственности. Однако полностью исключать ее в рамках административной ответственности не следует, так как законодательство об административной ответственности содержит в себе нормы, предусматривающие возможность осуществления такой компенсации гражданину или организации, пострадавшим от административного проступка. Например, вещи явившиеся непосредственным объектом совершения проступка, предусмотренного ст. 51 КоАП — «Мелкое хищение государственного или коллективного имущества», после рассмотрения дела и вынесения по нему мотивированного решения, согласно ч. 1 ст. 265 КоАП возвращаются законному владельцу.

Многие административные проступки связаны с причинением вреда государственной собственности. Основным видом административного взыскания при этом является штраф, который пополняет в итоге государственный бюджет. Поэтому по данной категории административных проступков, а они предусмотрены в основном в главе 6 КоАП, штраф одновременно с достижением других целей административной ответственности носит и компенсационный характер, так как взамен причиненного государству имущественного вреда пополняет государственный бюджет. Конечно же, в данном случае мы не должны подменять и путать две различных меры административно-правового принуждения — штраф и возмещение причиненного ущерба.

Если же рассматривать компенсационную функцию административной ответственности в отношении самого правонарушителя, то она проявляется в таком виде административного взыскания, как возмездное изъятие предметов явившихся непосредственным объектом или орудием совершения административного проступка. В данном случае, как и при другом любом виде административного взыскания, правонарушитель испытывает на себе силу государственного принуждения, так как из сферы его владения изымается определенное имущество. Однако изымается это имущество на возмездной основе, т.е. владельцу возвращается денежная сумма, полученная от реализации этого имущества, но с вычетом затрат, связанных с реализацией.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.41.214 (0.007 с.)