Нормативная основа административной ответственности. Систематизация законодательства об административной ответственности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормативная основа административной ответственности. Систематизация законодательства об административной ответственности



 

Обычно выделяют три основания административной ответственности: нормативное, фактическое и процессуальное.

Нормативное основание — это наличие правовой нормы, предусматривающей административный проступок и ответственность за его совершение.

Фактическое основание — это совершение противоправного, виновного деяния лицом, за что предусмотрена законодательством административная ответственность.

Процессуальное основание — это постановление (решение) органа административной юрисдикции о наложении на правонарушителя определенного вида административного взыскания либо меры воздействия, предусмотренной ст. 241 КоАП.

Реальное наступление административной ответственности возможно только в том случае, когда будут иметь место все три перечисленных выше основания ответственности. Прежде всего, необходимо наличие нормы предусматривающей административную ответственность, затем компетентные органы (должностные лица) выясняют, подпадает ли под признаки административного проступка совершенное деяние и только тогда компетентный орган выносит мотивированное решение о применении к виновному соответствующей меры ответственности.

Основным законодательным актом, устанавливающим административную ответственность, является Кодекс Украины об административных правонарушениях.

В системе законодательства об административных правонарушениях он занимает особое место, что определяется рядом обстоятельств:

1. КоАП не только первый, но и основной в настоящее время кодифицированный акт Донецкой Народной Республики, содержащий нормы об административной ответственности;

2. Этот акт является наиболее полным по содержанию нормативным актом, включающим в себя нормы материального и процессуального характера, так как в нем определяются и общие вопросы административной ответственности, и конкретные составы административных проступков, устанавливаются санкции за их совершение, а также предусмотрен процессуальный порядок применения мер административной ответственности.

Тот факт, что КоАП представляет собой синтез материальных и процессуальных норм, сказался и на структуре кодекса. КоАП состоит из 5 разделов, 33 глав и примерно 360 статей.

В первом разделе «Общие положения» определены: задачи Кодекса об административных правонарушениях (ст. 1 КоАП); источники законодательства, устанавливающего административную ответственность (ст. 2 КоАП); полномочия местных советов по принятию решений, за нарушение которых предусматривается административная ответственность (ст. 5 КоАП); полномочия органов государственной исполнительной власти, органов местного самоуправления и общественных организаций по предупреждению административных правонарушений, выявлению и устранению причин и условий, способствующих их совершению (ст. 6 КоАП); гарантии обеспечения законности при применении мер воздействия за административные правонарушения (ст. 7 КоАП), а также особенности действия закона об административной ответственности во времени и в пространстве (ст. 8 КоАП).

Раздел 2 (главы 2-15) представляет собой совокупность норм материального права и состоит из Общей и Особенной части, каждая из которых имеет свое специфическое функциональное назначение.

В Общей части сформулировано понятие административного правонарушения (ст. 9 КоАП); определен круг субъектов административной ответственности, их право- и дееспособность (ст.ст. 12-16 КоАП); установлен перечень административных взысканий (ст. 24 КоАП), цель их применения (ст. 23 КоАП) и даны легальные определения понятий каждого из них (ст.ст. 26-32 КоАП). Кроме того, регламентированы общие правила наложения взысканий за совершение административных проступков и установлены сроки наложения этих взысканий (глава 4, ст.ст. 33-40 КоАП).

В Особенной части сформулированы составы административных проступков с указанием конкретных видов административных взысканий, применяемых за их совершение, и дана классификация административных проступков, размещенных в одиннадцати главах Кодекса. Так, например, глава 5 посвящена административным правонарушениям в области охраны труда и здоровья населения; глава 7 регулирует административную ответственность за нарушения правил охраны природы, памятников истории и культуры, за неправильное использование природных ресурсов; глава 10 посвящена административным правонарушениям на транспорте, в области дорожного хозяйства и связи, в главе 14 определяются административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность и т.д.

Можно сказать, что все предусмотренные КоАП виды административных правонарушений классифицированы по объекту посягательства с точным определением составов конкретных административных проступков.

Специфика структуры КоАП состоит также в том, что он не только определяет составы административных проступков, но и содержит перечень органов, уполномоченных рассматривать дела об этих правонарушениях, устанавливает их компетенцию и перечень подведомственных им дел (раздел III), регулирует производство по делам об административных правонарушениях (раздел IV), а также исполнение постановлений о наложении административных взысканий (раздел V), т.е. исполнительное производство.

В настоящее время положения КоАП подвергаются постоянным корректировкам и уточнениям. Вносятся изменения и дополнения, имеющие целью привести содержание отдельных статей Кодекса в соответствие с реалиями сегодняшнего дня.

За последние десятилетия назрела коренная переработка законодательства Украины, устанавливающего административную ответственность. Систематизация законодательства в данной сфере должна сводиться к тому, что на смену множества нормативных актов, устанавливающих административную ответственность, придет единый кодифицированный нормативный акт (при этом не важно как он будет называться), представляющий собой единственный источник законодательства Украины, устанавливающего административную ответственность. Систематизация законодательства, устанавливающего административную ответственность, необходима, прежде всего, для того, чтобы привести Кодекс об административных правонарушениях в соответствие с Конституцией Донецкой Народной Республики, Законами ДНР и иными нормативными актами, имеющими отношение к регулированию общественных отношений в данной области.

Кодекс об административных правонарушениях не регулирует применение специальных мер административного принуждения, которые осуществляются органами внутренних дел, службой безопасности, пограничных войск и др.

В систему законодательства об административных правонарушениях помимо Кодекса включаются также иные нормативные акты, которые устанавливают административную ответственность как физических, так и юридических лиц, и действуют автономно вплоть до включения их в Кодекс соответствующим Законом Донецкой Народной Республики. Причем между принятием указанных актов и включением их в Кодекс проходит нередко значительное время, хотя установившие административную ответственность акты действуют, как правило, с момента их опубликования.

Особого внимания требует статья 5 КоАП, регламентирующая полномочия местных советов по принятию решений, за нарушение которых предусматривается административная ответственность. Органам местного самоуправления предоставлено право принимать общеобязательные решения по вопросам борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями. Указанные органы могут также устанавливать правила борьбы с эпизоотиями, ответственность за нарушение которых предусмотрена ст. 107 КоАП. Кроме этого, сельские поселковые и городские советы имеют право устанавливать правила благоустройства территорий городов и других населенных пунктов, обеспечения в них чистоты и порядка, правила торговли на рынках, а также правила обеспечения тишины в общественных местах, за нарушение которых административная ответственность предусмотрена соответственно ст.ст. 152, 159 и 182 КоАП.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 34; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.121.242 (0.005 с.)