Законодательство об административной ответственности предусматривает следующие классификации административных проступков. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законодательство об административной ответственности предусматривает следующие классификации административных проступков.



I. Анализируя положения Особенной части КоАП, можно подразделить административные проступки в зависимости от родового объекта посягательства на:

— административные проступки в области охраны труда и здоровья населения (глава 5 КоАП);

— административные проступки, посягающие на собственность (глава 6 КоАП);

— административные проступки в области охраны природы, использования природных ресурсов, охраны памятников истории и культуры (глава 7 КоАП);

— административные проступки в промышленности, строительстве и в сфере использования топливно-энергетических ресурсов (глава 8 КоАП);

— административные проступки в сельском хозяйстве, нарушение ветеринарно-санитарных правил (глава 9 КоАП);

— административные проступки на транспорте, в области дорожного хозяйства и связи (глава 10 КоАП);

— административные проступки в области жилищных прав граждан, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства (глава 11 КоАП);

— административные проступки в области торговли, общественного питания, сфере услуг, области финансов и предпринимательской деятельности (глава 12 КоАП);

— административные проступки в области стандартизации, качества продукции, метрологии и сертификации (глава 13 КоАП);

— административные проступки, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность (глава 14 КоАП);

— административные проступки, на установленный порядок управления (глава 15 КоАП).

II. Анализируя положения статей 10 и 11 КоАП, учитывая форму вины противоправного деяния, можно выделить:

1. Умышленные административные проступки — это проступки при совершении, которых лицо, их совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий (ст. 10 КоАП).

Особенность административных проступков в том, что для многих из них форма вины не имеет квалифицирующего значения, а учитывается лишь при индивидуализации административного взыскания — для ужесточения или смягчения административной ответственности. Однако Кодекс Украины об административных правонарушениях содержит целый ряд статей, где наличие умысла является обязательным квалифицирующим признаком административного проступка (например, умышленное сокрытие источника заражения венерической болезнью — ст. 46 КоАП; самовольный захват земельного участка — 531 КоАП; сокрытие или искажение данных земельного кадастра — ст. 532 КоАП; умышленная порча учетно-во-инских документов — ст. 211 КоАП и др).

2. Неосторожные административные проступки — это проступки, при совершении которых лицо, их совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (ст. 11 КоАП). Например, нарушение установленных законодательством требований пожарной безопасности очень часто совершается в форме неосторожности (ст. 175 КоАП).

Кроме классификаций административных проступков, предусмотренных действующим законодательством, в юридической литературе встречаются и другие классификации.

І. В зависимости от объективной стороны состава административного проступка различают:

1. Материальные проступки — это проступки, обязательным признаком объективной стороны которых является наличие последствий правонарушения материального характера. Отсутствие таких последствий исключает наличие состава административного проступка, а, следовательно, и административную ответственность по данному составу правонарушения. К таким правонарушениям относятся, например, хищение государственного или коллективного имущества (ст. 51 КоАП); повреждение внутреннего оборудования судов (ч. 1 ст. 115 КоАП); нарушение правил содержания собак и кошек, повлекшее причинение вреда здоровью людей или их имуществу (ч. 2 ст. 154 КоАП) и т.п.

2. Формальные проступки — это проступки, совершение которых не всегда сопровождается причинением материального вреда, поэтому материальные последствия проступка являются не обязательным признаком объективной стороны таких правонарушений и ответственность наступает за сам факт нарушения требований законодательства. К таким проступкам следует отнести: искажение данных государственного земельного кадастра и сокрытие информации о наличии земель запаса или резервного фонда (ст. 532 КоАП); незаконное изъятие паспортов должностными лицами у граждан или принятие паспортов в залог (ст. 201 КоАП); неявка граждан по вызову в военный комиссариат без уважительных причин для приписки к призывному участку (ст. 2111 КоАП) и т.п.

ІІ. В зависимости от степени общественной опасности административного проступка, а также меры взыскания за его совершение, можно выделить:

1. Административные проступки повышенной степени общественной опасности — это проступки, за которые предусмотрено административное взыскание в виде административного ареста либо выдворения за пределы Украины иностранцев и лиц без гражданства. К таким административным проступкам относятся правонарушения, предусмотренные ст. 173; ч. 3 ст. 178; ст. 185; ст. 1851; ст. 18510 Кодекса Украины об административных правонарушениях, так как санкции этих статей предусматривают возможность применения к правонарушителю такой меры административного взыскания, как административный арест.

 

2. Административные проступки с незначительной степенью общественной опасности — это проступки, за которые предусмотрено административное взыскание в виде предупреждения. К таким административным проступкам относится большое количество правонарушений, предусмотренных в Кодексе Украины об административных правонарушениях.

3. Административные проступки со средней степенью общественной опасности — это проступки, за которые предусмотрены все иные административные взыскания, кроме предупреждения и административного ареста. Это самая распространенная группа административных проступков, за совершение которых законодатель предусмотрел санкцию в виде либо административного штрафа, либо возмездного изъятия предмета, либо конфискации предмета, либо лишения специального права, либо исправительных работ.


ВЫВОДЫ

 

Подводя итоги лекции отметим, что под административной ответственностью следует понимать наложение на нарушителей общеобязательных правил, действующих в государственном управлении, административных взысканий, которые влекут для этих лиц обременительные последствия материального или морального характера. Административная ответственность является одним из видов юридической ответственности, которому присущи все признаки последней. Вместе с тем, административная ответственность является составной частью административного принуждения и наделена всеми его признаками.

Основные черты административной ответственности заключаются в том, что ее основанием является административное правонарушение (проступок). Привлечение к административной ответственности-обязанность государственных органов, являющихся субъектами исполнительной власти. Их перечень приведен в разделе III Коап.

Административным правонарушением (проступком) признают противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, посягающее на общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления и за которую законом предусмотрена административная ответственность (ст. 9 КоАП).

В законе одновременно приведены два термина: «административное правонарушение» и «административный проступок», но последний не является особой разновидностью административных правонарушений.

Административное правонарушение (проступок) характеризуется рядом признаков. Это, прежде всего деяние, поведение, поступок человека, действие или бездействие, а также акт внешнего выражения отношения лица к реальной деятельности других людей, общества, государства. Закона неподвластны убеждения, мысли людей, если они не нашли внешнего проявления.

Деяния признают административным правонарушением при наличии четырех признаков: общественной вредности, противоправности, вины и административной наказуемости.


 

ЛИТЕРАТУРА НПА

Нормативно-правоввые акты

1. Конституция Донецкой Народной Республики, принятая Постановлением Верховного Совета Донецкой Народной Республики № 1-1 от 14 мая 2014 года (С изменениями, внесенными Законами, от 27.02.2015 года № 17-ІНС, от 29.06.2015 года № 63-ІНС, от 11.09.2015 года № 92-ІНС, от 29.12.2017 года № 205-IНС, от 30.11.2018 года № 01-IIНС),

2. Постановление Совета Министров ДНР № 9-1 от 02.06.2014г. «О применении Законов на территории ДНР в переходный период»

3. Кодекс Украины об административных нарушениях (редакция, действующая на территории Донецкой Народной Республики);

4. Постановление Совета Министров ДНР № 2-22 от 27.02.2015 г. «О временном порядке применения на территории Донецкой Народной Республики Кодекса Украины об административных правонарушениях» (с изменениями и дополнениями).

 

Учебники, монографии, учабно – методическая литература:

1. Бандурка А.М., Тищенко Н.М. Административный процесс: Учебник. – Харьков: Изд-во НУВД, 2001. – 353с.

2. Миколенко А.И. Административный процесс и административная ответственность в Украине. Учебное пособие. — X.: «Одиссей», 2004. — 272 с.

3. Бахрах Д. Н., Ренов Э. Н. Административная ответственность по российскому законодательству. М., 2004.

4. Кодекс Украины об административных правонарушениях: Научно-практический комментарий. Авторы: Г. А. Калюжный, А. Т. Комзюк, А. Погребной и др. учебное пособие, К.: Всеукраинская ассоциация издателей "Правовое единство», 2008, 781 С

5. Постатейный комментарий к Кодексу об административных правонарушениях Российской Федерации. Нормативная литература Автор: Липатов Э. Г., Чаннова С. Е. Год издания: 2008 Издат.:Гросс Медиа Страниц: 555 Размер: 3.4 ISBN: 978-5-476-00487-5 Язык: Русский 85

6. Комментарий к Кодексу об административных правонарушениях РБ, Aвтор: Бондарович С.П. 2009 г., Республика Беларусь (http://www.docme.ru/doc/56701/kommentarij-k-kodeksu-ob-administrativnyh-pravonarusheniy...)

7. Административно-процессуальное право: Курс лекций / Под ред. И. Ш. Килясханова. М., 2004.

 

Преподаватель кафедры

административного права

и административной деятельности                                          Емельянов С.Н.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.93.44 (0.017 с.)