Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Виды мер административно-правового принуждения
Классификация мер административно-правового принуждения имеет огромное теоретическое и практическое значение. Наличие такой классификации необходимо, во-первых, для осознания сути разнообразных мер принуждения, применяемых в рамках государственного управления, их оснований и целей применения; во-вторых, для более качественного правового регулирования и, как следствие, качественного и эффективного правоприменения этих мер; в-третьих, для дальнейшего развития данного института административного права. На сегодняшний день существует большое количество научных работ, посвященных особенностям мер административно-правового принуждения, что говорит о повышенном интересе со стороны ученых к данной тематике. Однако, единства мнений в вопросе содержания мер административно-правового принуждения не наблюдается. Так одни авторы делят меры административно-правового принуждения на: а) меры административного предупреждения; б) меры пресечения; в) административные взыскания. Причем в качестве критерия классификации указывается последовательность применения этих мер принуждения, «поскольку сначала применяются меры предотвращения, потом меры пресечения правонарушений и, лишь когда они не достигнут своей цели и лицо совершит административный проступок, к нему можно будет применить административное взыскание». Другие авторы, соглашаясь с основными положениями предложенной выше классификации мер административно-правового принуждения, считают, что третий вид мер принуждения корректнее называть мерами административной ответственности либо мерами ответственности за нарушение административно-правовых предписаний. Эти ученые сходятся во мнении о том, что выделение группы мер административного взыскания сужает сферу применения мер административно-правового принуждения, оставляя за ее пределами меры воздействия административных санкций, которые не являются административными взысканиями. Для уяснения данной точки зрения ученых, необходимо разобраться в соотношении понятий «административно-правовое принуждение» и «принуждение, предусмотренное нормами административного права». Второе понятие является по содержанию более объемным и включает в себя не только административные, но и дисциплинарные (например, в отношении государственных служащих) и материальные (например, в отношении военнослужащих) санкции. Поэтому под мерами административной ответственности следует понимать предусмотренные законодательством административные санкции, применяемые к лицам, совершившим административный проступок.
К мерам административной ответственности можно отнести: а) административные взыскания, применяемые к физическим лицам (ст. 24 КоАП); б) меры воздействия, применяемые к несовершеннолетним (ст. 241 КоАП) и в) административные взыскания, применяемые к юридическим лицам. Отнести с полной уверенностью к мерам административной ответственности другие административные меры воздействия, применяемые к юридическим лицам за нарушение административно-правовых предписаний, не возможно, так как законодательство избегает в данном случае таких терминов, как «административный проступок», «административная ответственность» и «административное взыскание». Однако отрицать их принадлежность к принуждению, предусмотренному нормами административного права, нельзя. Поэтому под мерами ответственности за нарушение административно-правовых предписаний, следует понимать предусмотренные нормами административного права санкции административного, дисциплинарного и материального характера. К таким мерам относятся не только меры взыскания, предусмотренные ст. 24 КоАП и меры воздействия, применяемые к несовершеннолетним согласно ст. 241 КоАП, но и дисциплинарные взыскания в отношении физических лиц за совершение административных проступков согласно ст. 15 КоАП, наложение взысканий, предусмотренных административным законодательством, в отношении юридических лиц, меры административного воздействия, применяемые к юридическим лицам, и не признанные законодательством взысканиями. Особой точки зрения в вопросе классификации мер административно-правового принуждения придерживается Д.Н. Бахрах, считая, что применение мер административного принуждения связано только с совершением административного проступка. Поэтому, характеризуя виды мер административно-правового принуждения, Д.Н.
Бахрах исключает из классификации административно-предупредительные меры и выделяет: а) меры пресечения; б) меры взыскания и в) административно-восстановительные меры (например, возмещение причиненного имущественного ущерба, снос самовольно возведенных строений и сооружений). Интересной представляется и точка зрения С. В. Тихомирова, который различает три вида мер административно-правового принуждения: а) меры административного предупреждения; б) меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении; в) меры административной ответственности. В данном случае С. В. Тихомиров ссылается на тот, факт, что меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении определены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и представляют собой средства и способы принудительного воздействия с целью пресечения правонарушения и обеспечения условий для своевременного и правильного рассмотрения дела, а также исполнения постановления о назначении административного взыскания. Другие ученые считают, что такие меры самостоятельного юридического значения не имеют, так как поглощаются другими существующими видами мер административно-правового принуждения. По нашему мнению, имеют право на существование, как меры пресечения, так и меры процессуально-обеспечительного характера, так как цель применения этих мер принуждения различна. Особенность института административной ответственности в науке административного права заключается в том, что одновременно рассматриваются особенности административной ответственности в сфере норм материального и процессуального права. Однако такая специфика не должна влиять на исследование данного правового института, в частности, на классификацию мер административно-правового принуждения. Поэтому меры административного пресечения — это сфера действия норм материального административного права, так как основания их применения и их виды закрепляются материальными административно-правовыми нормами, а административные меры процессуально-обеспечительного характера устанавливаются нормами процессуального права. Все названные выше меры административно-правового принуждения (меры предупреждения; меры пресечения, меры административной ответственности; меры процессуально-обеспечительного характера; административно-восстановительные меры) имеют право на свое существование и классифицируются в зависимости от целей их применения. Аднимистративно-предупредительные меры — совокупность средств и способов принудительного характера, применяемых к лицам с целью предупреждения возможных правонарушений и предотвращения иных вредных последствий катастроф, аварий, стихийных бедствий и т.д. Наиболее типичными являются следующие административно-предупредительные меры: а) контроль и надзорные проверки; б) досмотр вещей и личный досмотр, предусмотренный нормами Таможенного кодекса Украины; в) проверка документов, удостоверяющих личность; г) административное задержание с целью установления личности задержанного лица; д) введение карантина;
е) прекращение движения транспорта и пешеходов при возникновении угрозы общественной безопасности; ж) реквизиция имущества и т.п. Меры административного пресечения — совокупность средств и способов принудительного характера, применяемых с целью прекращения уже начатого правонарушения и предупреждения его возможных вредных последствий. Особенность этих мер принуждения заключается в том, что они могут применяться для прекращения не только административных проступков, но и преступлений. Интересным является тот факт, что уголовное законодательство и наука уголовного права также рассматривает вопросы уголовно-правового принуждения, но ограничивает свои исследования в основном мерами наказания; принудительными мерами медицинского характера и принудительного лечения; а также принудительными мерами воспитательного характера, применяемых к несовершеннолетним. Т.е. меры уголовно-правового пресечения не выделяются в качестве отдельного вида мер уголовного принуждения, как это сделано в рамках уголовно-процессуального права. Юридическая литература и действующее законодательство не дают исчерпывающего перечня мер административного пресечения. К их числу относятся: а) непосредственное физическое воздействие; б) применение специальных средств (слезоточивый газ, наручники и т.д.); в) административное задержание лица для прекращения совершаемого правонарушения; г) применение огнестрельного оружия; д) временное отстранение от управления транспортными средствами, запрещение эксплуатации механизмов и выполнения работ и т.д. Меры административной ответственности — совокупность предусмотренных законодательством административных санкций, применяемых к лицам, совершившим административный проступок. К мерам административной ответственности с полной уверенностью можно отнести: а) административные взыскания, применяемые к физическим лицам (ст. 24 КоАП); б) меры воздействия, применяемые к несовершеннолетним (ст. 241 КоАП); в) административные взыскания, применяемые к юридическим лицам. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (административные меры процессуально-обеспечительного характера) — это совокупность средств и способов принудительного характера, применяемых с целью обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. К таким мерам относятся:
а) административное задержание с целью составления протокола об административном правонарушении и привлечения виновного лица к ответственности (ст. 261 КоАП); б) личный досмотр и досмотр вещей (ст. 264 КоАП); в) изъятие вещей и документов (ст. 265 КоАП); г) доставление нарушителя (ст. 259 КоАП); д) привод в органы внутренних дел или в суд (ч. 2 ст. 268 КоАП). Административно-восстановительные меры — это совокупность средств и способов принудительного характера, применяемых к нарушителю административно-правовых предписаний с целью возмещения причиненного имущественного вреда и восстановления прежнего положения вещей, которое было до совершения правонарушения. Д.Н. Бахрах относит к таким мерам принуждения: а) возмещение имущественного ущерба в порядке производства по делам об административных правонарушениях (ст. 40 КоАП); б) снос самовольно возведенных строений и сооружений; в) пеню; г) взыскание недоимки. Выделение данной группы мер административно-правового принуждения является наиболее спорным в юридической литературе. Однако нельзя отрицать наличие в Кодексе Украины об административных правонарушениях статьи 40, устанавливающей право административно-юрисдикционных органов (административных комиссий; сельских, поселковых и городских советов; судей местных судов) одновременно с решением вопроса о наложении административного взыскания решать вопрос о возмещении виновным имущественного ущерба. Одни ученые считают, что данная мера принуждения является по своей природе гражданско-правовой, но, которая в виде исключения применяется в рамках производства по делам об административных правонарушениях. Другие ученые поддерживают позицию Д.Н. Бахраха, утверждая, что возмещение имущественного вреда в порядке производства по делам об административных правонарушениях, является по своей природе административно-правовой мерой принуждения и обладает всеми необходимыми для этого признаками.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.160.14 (0.014 с.) |