Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Результаты корреляционного анализа. Была выявлена обратная корреляционная связь значений показателя количества
Была выявлена обратная корреляционная связь значений показателя количества положительных выборов в учебной деятельности со значениями показателей фрустрационных реакций Е (r=-0,332) и фрустрационных реакций по типу ЕD (r=-0,378) методики С. Розенцвейга. Следовательно, чем больше подросток склонен к обвинению окружающих и самозащите, тем реже его выбирают сверстники для совместного выполнения учебного задания. Прямая корреляционная связь прослеживается между значениями показателя количества положительных выборов в учебной деятельности и значений показателя фрустрационных реакций i (r=0,314). То есть, чем чаще подросток берет на себя ответственность за разрешение проблемы, тем чаще сверстники проявляют готовность сотрудничать с ним в учебной деятельности (рис. 4.8).
Примечание: r<0, p<0,05 r<0, p<0,01 r>0, p<0,05
Рис. 4.8 Корреляционная связь количества положительных выборов в учебной деятельности и фрустрационных реакций (методика С.Розенцвейга) обучающихся 7-8 классов
Можно наблюдать обратную корреляционную связь значений показателя количества положительных выборов в досуговой деятельности и значений показателя фрустрационных реакций E методики С. Розенцвейга (r=-0,420). То есть, чем больше подросток склонен к обвинению окружающих, тем реже его выбирают сверстники для совместной досуговой деятельности (рис. 4.9).
Примечание: r<0, p<0,01 Рис. 4.9 Корреляционная связь количества положительных выборов в досуговой деятельности и фрустрационных реакций (методика С. Розенцвейга) обучающихся 7-8 классов.
В процессе исследования была выявлена обратная корреляционная связь значений показателя количества положительных выборов в учебной деятельности со значениями показателя реакции на фрустрацию Е методики Л.Н. Собчик (r=-0,310). Следовательно, чем ниже социометрический статус подростка, тем чаще он слышит обвинения в его некомпетентности и необразованности.
Примечание: r<0, p<0,05 Рис. 4.10 Корреляционная связь количества положительных выборов в учебной деятельности и фрустрационных реакций (методика Л.Н. Собчик) обучающихся 7-8 классов.
Таким образом, в результате корреляционного анализа значений показателей количества положительных и отрицательных выборов подростка со значениями показателей фрустрационных реакций (методики С. Розенцвейга и Л.Н. Собчик) были выявлены следующие взаимосвязи: 1) социометрический статус в учебной деятельности у подростков, обучающихся в 7-8 классах, тем ниже, чем они более склонны к обвинению окружающих в фрустрирующей ситуации, менее склонны к принятию на себя ответственности за разрешение проблемы и чем чаще они слышат от взрослых упреки в несостоятельности и некомпетентности. 2) социометрический статус в досуговой деятельности у подростков, обучающихся в 7-8 классах, тем ниже, чем они более склонны к обвинению окружающих в фрустрирующей ситуации. В ходе изучения взаимосвязи количества положительных и отрицательных выборов в учебной и досуговой деятельности с механизмами психологической защиты у обучающихся 7 и 8 классов были получены следующие результаты.
Примечание: r<0, p<0,05
Рис. 4.11 Корреляционная связь количества положительных выборов в учебной деятельности и механизмов психологической защиты (тест – опросник «Индекс жизненного стиля») обучающихся 7-8 классов.
Прослеживается обратная корреляционная связь значений показателей количества положительных выборов в учебной деятельности подростков и механизмов психологической защиты «Регрессия» С (r=-0,353) и «Замещение» F (r=-0,385) теста – опросника «Индекс жизненного стиля». Отсюда вытекает, что чем больше подросток склонен к применению неадекватных (примитивных) образцов поведения и снятию негативного эмоционального состояния за счет окружающих, тем реже его выбирают одноклассники для совместной работы на уроках (рис. 4.11)
Прямая корреляционная связь наблюдается между показателем количества отрицательных выборов в учебной деятельности и механизмом психологической защиты «Компенсация» D (r=0,317) теста – опросника «Индекс жизненного стиля». Чем чаще подросток заостряет внимание на своих мнимых или реальных недугах в попытках восполнить их, тем больше у него количество отрицательных выборов в учебной деятельности, то есть тем чаще с ним отказываются вместе выполнять задания (рис. 4.12).
Примечание: r>0, p<0,05 Рис. 4.12 Корреляционная связь количества отрицательных выборов в учебной деятельности и механизмов психологической защиты тест – опросник «Индекс жизненного стиля») обучающихся 7-8 классов.
Можно наблюдать обратную корреляционную связь значений показателя количества отрицательных выборов в досуговой деятельности и значений показателя механизмов психологической защиты «Проекция» E (r=-0,445) и «Замещение» F (r=-0,451) теста – опросника «Индекс жизненного стиля». То есть, чем больше подросток склонен приписывать негативные качества окружающим в целях собственного самоутверждения и избавляться от нежелательного эмоционального состояния за счет окружающих, тем реже одноклассники проявляют инициативу для проведения совместного досуга. Существует прямая корреляционная связь между количеством отрицательных выборов в досуговой деятельности и значениями показателя механизма психологической защиты «Отрицание» A (r=0,481) теста – опросника «Индекс жизненного стиля». То есть, чем чаще подросток пытается отрицать наличие возникающих трудностей, тем чаще сверстники отказываются его выбирать для совместной досуговой деятельности (рис. 4.13).
Примечание: r>0, p<0,01 r<0, p<0,01 Рис. 4.13 Корреляционная связь количества отрицательных выборов в досуговой деятельности и механизмов психологической защиты тест – опросник «Индекс жизненного стиля») обучающихся 7-8 классов.
Существует прямая корреляционная связь между количеством положительных выборов в учебной деятельности и значениями показателей таких способов поведения в трудных жизненных ситуациях как: принятие ответственности (r=0,458) и планирование решения проблемы (r=0,409) опросника «Способы совладающего поведения» Лазаруса. Из этого следует, что чем больше подросток способен самостоятельно отвечать за свои поступки и находить пути решения из возникающих обстоятельств, тем чаще к нему обращаются сверстники за советом или решением сложной задачи в процессе учебной деятельности.
Примечание: r<0, p<0,001 r<0, p<0,01 r<0, p<0,05 r>0, p<0,001 Рис. 4.14 Корреляционная связь количества отрицательных и положительных выборов в учебной деятельности и значений показателей способов поведения в тяжелой жизненной ситуации опросника «Способы совладающего поведения» Лазаруса у обучающихся 7-8 классов Существует обратная корреляционная связь количества положительных выборов в учебной деятельности и значений показателей таких способов поведения в трудной жизненной ситуации как: конфронтация (r=-0,595), дистанция (r=-0,339), бегство/избегание (r=-0,483) опросника «Способы совладающего поведения» Лазаруса. Согласно этому, чем реже подросток пытается прибегнуть к таким формам поведения как агрессия, обесценивание и уход от ответственности в сложных ситуациях, чем чаще сверстники предпочитают сотрудничать с ним в процессе учебной деятельности. Существует обратная корреляционная связь количества отрицательных выборов в учебной деятельности и значений показателей таких способов поведения в трудных жизненных ситуациях как: принятие ответственности (r=-0,374) и планирование решения проблемы (r=-0,406). Что свидетельствует о том, что чем чаше подросток избегает ответственности при принятии решения в и не умеет находить пути выхода из сложившихся обстоятельств, тем реже с ним взаимодействуют сверстники при выполнении учебного задания (рис. 4.15). Можно наблюдать прямая корреляционную связь значений показателя количества отрицательных выборов в досуговой деятельности и значений показателей таких способов поведения в трудных жизненных ситуациях как: самоконтроль (r=0,386), принятие ответственности (r=0,581), положительная переоценка (r=0,541). Следовательно, чем чаще подросток в сложившихся обстоятельствах пытается обвинить себя и найти смысл в случившемся, подавляя при этом свое внутреннее эмоциональное состояние, тем чаще сверстники будут отказываться от проведения с ним досуга.
Примечание: r<0, p<0,05 r<0, p<0,01 r>0, p<0,001 Рис. 4.15 Корреляционная связь количества отрицательных выборов в досуговой деятельности и предпочитаемых способов поведения в тяжелой жизненной ситуации опросника «Способы совладающего поведения» Лазаруса у обучающихся 7-8 классов
Обратная корреляционная связь была обнаружена между показателями количества отрицательных выборов в досуговой деятельности и способов поведения в тяжелой жизненной ситуации как: конфронтация (r=-0,466). Следовательно, чем больше подросток склонен отстаивать свои интересы во вред окружающим, тем реже одноклассники проявляют желание в проведении с ним совместной досуговой деятельности (рис. 4.15). Таким образом, в ходе изучения взаимосвязи механизмов психологической защиты и социометрического статуса подростков были сформулированы следующие выводы: Количество положительных выборов в учебной деятельности у подростков, обучающихся в 7-8 классах, будет тем ниже, чем чаще они используют такие механизмы психологической защиты как регрессия, замещение, конфронтация, дистанция, бегство и чем меньше они способны самостоятельно отвечать за свои поступки и находить пути решения из возникающих обстоятельств. Количество отрицательных выборов в учебной деятельности будет тем выше, чем чаще подростки используют такие механизмы психологической защиты как компенсация и чем менее склонны к принятию ответственности и планированию решения проблем. Количество отрицательных выборов в досуговой деятельности будет тем больше, чем чаще подросток использует такие механизмы психологической защиты, как проекция и замещение и чем чаще склоняется к отрицанию проблемы. Кроме того количество положительных выборов в досуговой деятельности у подростка будет тем больше, чем более он склонен к таким способам поведения в трудных жизненных ситуациях, как самоконтроль, принятие ответственности, положительная переоценка и чем менее склонен к конфронтации.
Выводы по исследованию
Опираясь на результаты исследования, были сформулированы следующие выводы: 1. В ходе изучения распределения значений показателя социометрических статусов в учебной деятельности у обучающихся 7 и 8 классов, было выявлено, что 40% обследованных подростков являются отвергаемыми. Вероятно, это проявление особенностей подросткового возраста, когда наблюдается снижение интереса к учебе. Таким образом, на основе полученных данных можно сделать вывод, что среди подростков, обучающихся в 7-х и 8-х классах, больше лиц со статусом «Отвергаемые» в учебной деятельности и со статусом «Предпочитаемые» в досуговой деятельности. При этом мальчики чаще являются отвергаемыми как учебной, так и досуговой деятельности.
2. Подростки с низким социометрическим статусом в учебной деятельности по сравнению со сверстниками более склонны к фрустрационным реакциям ED, которые заключаются в определении виновного в сложившейся ситуации. Они существенно чаще сталкиваются с обвинениями взрослых в некомпетентности, несостоятельности, неспособности чего-либо добиться, нежели подростки с высоким социометрическим статусом. Подростки с социометрическими статусами «Пренебрегаемые» и «Отвергаемые» в досуговой деятельности существенно реже по сравнению со сверстниками используют фрустрационные реакции самообвинения и реакции, направленные на самостоятельное разрешение проблемных ситуаций, но более склонны к обвинению окружающих. 3. В результате сравнительного анализа значений показателей механизмов психологической защиты у подростков, обучающихся в 7 и 8 классах, было выявлено, что: - подростки с социометрическими статусами «Пренебрегаемые» и «Отвернаемые» в учебной деятельности существенно более склонны по сравнению со сверстниками к использованию таких механизмов психологической защиты, как замещение, конфронтация и бегство. При этом они существенно реже по сравнению с одноклассниками используют такие механизмы психологической защиты как, принятие ответственности и планирование решения проблемы; - подростки с низкими социометрическими статусами «Пренебрегаемые» и «Отвергаемые» в досуговой деятельности чаще используют такие механизмы психологической защиты, как замещение, конфронтация и проекция. 4. В результате корреляционного анализа значений показателей количества положительных и отрицательных выборов подростка со значениями показателей фрустрационных реакций (методики С. Розенцвейга и Л.Н. Собчик) были выявлены следующие взаимосвязи: - социометрический статус в учебной деятельности у подростков, обучающихся в 7-8 классах, тем ниже, чем они более склонны к обвинению окружающих в фрустрирующей ситуации, менее склонны к принятию на себя ответственности за разрешение проблемы и чем чаще они слышат от взрослых упреки в несостоятельности и некомпетентности. - социометрический статус в досуговой деятельности у подростков, обучающихся в 7-8 классах, тем ниже, чем они более склонны к обвинению окружающих в фрустрирующей ситуации. 5. В ходе изучения взаимосвязи механизмов психологической защиты и социометрического статуса подростков было выявлено: - количество положительных выборов в учебной деятельности у подростков, обучающихся в 7-8 классах, будет тем ниже, чем чаще они используют такие механизмы психологической защиты как регрессия, замещение, конфронтация, дистанция, бегство и чем меньше они способны самостоятельно отвечать за свои поступки и находить пути решения из возникающих обстоятельств; - количество отрицательных выборов в учебной деятельности будет тем выше, чем чаще подростки используют такие механизмы психологической защиты как компенсация и чем менее склонны к принятию ответственности и планированию решения проблем. - количество отрицательных выборов в досуговой деятельности будет тем больше, чем чаще подросток использует такие механизмы психологической защиты, как проекция и замещение и чем чаще склоняется к отрицанию проблемы. Кроме того количество положительных выборов в досуговой деятельности у подростка будет тем больше, чем более он склонен к таким способам поведения в трудных жизненных ситуациях, как самоконтроль, принятие ответственности, положительная переоценка и чем менее склонен к конфронтации.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.102.112 (0.027 с.) |