Результаты сравнительного анализа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Результаты сравнительного анализа



 

Социометрия (модификация Л.Я. Коломенского) – разделения в соответствии с социометрическим статусом в группе

В рамках исследования, для изучения особенностей распределения социометрических статусов подростков в классе, было предложено ответить на несколько вопросов. Представленные на бланке вопросы были построены по типу:

1) Кого бы ты хотел(а)/не хотел(а) пригласить на День рождение?;

2) К кому бы ты обратился (ась)/не обратился (ась) за помощью при подготовке к контрольной работе?

Вопросы изначально были сформулированы так, чтобы изучить особенности распределения статусов, как в учебной деятельности, так и вне учебной деятельности (досуговой).

В ходе изучения распределения значений показателя социометрических статусов в учебной деятельности у обучающихся 7 и 8 классов, было выявлено, что 40% обследованных подростков являются отвергаемыми. Вероятно, это проявление особенностей подросткового возраста, когда наблюдается снижение интереса к учебе

Количество обучающихся с разными социометрическими статусами

Статусы/классы 7 класс 8 класс Общее кол-во
«Звезды» 4 4 8
«Предпочитаемые» 2 4 6
«Пренебрегаемые» 0 0 0
«Изолированные» 4 6 10
«Отвергаемые» 9 7 16

Таблица 4.1. Распределение статусов в учебной деятельности у обучающихся 7 и 8 классов

 

При сравнении особенностей распределения статуса между мальчиками и девочками можно сделать вывод, что среди девочек в рамках учебной деятельности больше «звезд», чем среди мальчики. Помимо этого, можно наблюдать, что девочек по статусу «Отвергаемые» меньше, чем мальчиков.

 

Количество обучающихся с разным социометрическим статусом

Статусы/классы

Мальчики

Девочки

Общее кол-во

«Звезды»

3

5

8

«Предпочитаемые»

3

3

6
«Пренебрегаемые»

0

0

0

«Изолированные»

5

5

10

«Отвергаемые»

9

7

16
             

Таблица 4.2 Распределение статусов в рамках учебной деятельности между мальчиками и девочками 7 – 8 классов

Изучение распределения показателя социометрического статуса в досуговой деятельности у обучающихся 7 и 8 классов показало, что среди обучающихся 8 класса количество подростков со статусом «Предпочитаемые» выше, нежели у обучающихся 7 класса.

 

Количество обучающихся с разным социометрическим статусом

Статусы/классы

7 класс 8 класс Общее кол-во

«Звезды»

3 2 5

«Предпочитаемые»

9 14 23

«Пренебрегаемые»

4 3 7
«Изолированные»

0

0 0

«Отвергаемые»

3 2 5
         

Таблица 4.3 Распределение статусов в рамках досуговой деятельности между обучающимися 7 и 8 классов

 

Анализ результатов сравнения показателей социометрических статусов между мальчиками и девочками в досуговой деятельности показал, что среди девочек больше предпочитаемых, но меньше отвергаемых, чем в выборке мальчиков.

 

Количество обучающихся с разным социометрическим статусом

Статусы/классы

Мальчики

Девочки

Общее кол-во
«Звезды»

3

2

5
«Предпочитаемые»

9

14

23
«Пренебрегаемые»

4

3

7

«Изолированные»

0 0

0

«Отвергаемые»

4

1

5
           

Таблица 4.4 Распределение статусов в рамках досуговой деятельности между мальчиками и девочками 7-8 классов.

 

Таким образом, на основе полученных данных можно сделать вывод, что среди подростков, обучающихся в 7-х и 8-х классах, больше лиц со статусом «Отвергаемые» в учебной деятельности и со статусом «Предпочитаемые» в досуговой деятельности. При этом мальчики чаще являются отвергаемыми как учебной, так и досуговой деятельности.

Методика рисуночных фрустраций С. Розенцвейга

В рамках исследования был проведен сравнительный анализ значений показателя фрустрационных реакций у подростков, обучающихся в 7 и 8 классах, с разным социометрическим статусом.

В ходе сравнительного анализа были выявлены существенные различия значений показателя ED «фиксация на самозащите» у подростков с разным социометрическим статусом. У обучающихся 7-8 классов со статусом «Звезды» значения данного показателя существенно ниже по сравнению с обучающихся с другими статусами. Отсюда следует, что при возникновении конфликтной ситуации «Звезды» меньше, чем их сверстники, будут склонны к поиску виновных за возникновение проблемы.

 

Пок-ли

ф/р

Звезды

Предпочи-таемые

Изолированные

Отвергаемые

H-критерий

Крускала-Уоллиса

Mx R Mx R Mx R Mx R
ED 5 10 6,6 20,3 6,7 19,1 7,7 27,1 11,48; р < 0,01

Таблица 4.5 Результаты сравнительного анализа значений показателей фрустрационных реакций (методика С. Розенцвейга) у подростков, обучающихся в 7 и 8 классах, с разным социометрическим статусом в учебной деятельности

 

Существуют значимые различия значений показателей фрустрационных реакций E, I и i у подростков с разным социометрическим статусом. Подростки с социометрическими статусами «Пренебрегаемые» и «Отвернаемые» существенно реже по сравнению со сверстниками используют фрустрационные реакции самообвинения и реакции, направленные на самостоятельное разрешение проблемных ситуаций. В то же время они существенно более склонны к обвинению окружающих, чем одноклассники.

Пок-ли

ф/р

Звезды

Предпочи-таемые

Пренебре-гаемые

Отверга-емые

H-критерий

Крускала-Уоллиса

Mx R Mx R Mx R Mx R
E 2,4 21,2 1,4 14,1 4,4 28,6 4 28,6 11,6; р <0,05
I 2,4 18,3 3,6 28,4 1,4 9,9 2,2 16,4 13,05; р<0,01
i 1,6 24,5 1,8 22,6 0,9 15,3 0,2 8,9 9,601; р<0,05

Таблица 4.6 Результаты сравнительного анализа значений показателей фрустрационных реакций (методика С. Розенцвейга) у подростков, обучающихся в 7 и 8 классах, с разным социометрическим статусом в досуговой деятельности

 

Методика фрустрационных реакций Л.Н. Собчик

При сравнительном анализе были выявлены существенные различия значений показателя E «социальный статус» (методика Л.Н. Собчик) у подростков с разным социометрическим статусом в учебной деятельности. Следовательно, подростки с низкими социометрическими статусами в учебной деятельности «Изолированные» и «Отвергаемые» существенно чаще сталкиваются с обвинениями взрослых в некомпетентности, несостоятельности, неспособности чего-либо добиться, нежели подростки с высоким социометрическим статусом. 

Пок-ли

ф/р

Звезды

Предпо-читаемые

Изолиро-ванные

Отверга-емые

H-критерий

Крускала-Уоллиса

Mx R Mx R Mx R Mx R
E «социальный статус» 5,5 15,8 4,5 13,1 6 20,3 7,07 26,6 8,75; р < 0,05

Таблица 4.7 Результаты сравнительного анализа значений показателей фрустрационных реакций (методика Л.Н. Собчик) у подростков, обучающихся в 7 и 8 классах, с разным социометрическим статусом в учебной деятельности

 

Тест – опросник «Индекс жизненного стиля»

В рамках исследования был проведен сравнительный анализ значений показателей механизмов психологической защиты у обучающихся 7-8 классов с разным социометрическим статусом в классе.

В ходе сравнительного анализа были выявлены существенные различия значений показателя F «замещение» у подростков с разным социометрическим статусом в учебной и досуговой деятельности (табл. 3.2.1 и 3.2.2). Подростки с социометрическими статусами «Пренебрегаемые» и «Отвернаемые» в учебной деятельности более склонны по сравнению со сверстниками к использованию замещения как механизма психологической защиты. То есть, они пытаются всячески избегать нежелательного эмоционального напряжения, возникающего в процессе учебной деятельности, и не достигают высоких результатов.

Показатели

МПЗ

Звезды

Предпочи-таемые

Изолированные

Отвергаемые

H-критерий

Крускала-Уоллиса

Mx R Mx R Mx R Mx R
F (замещение) 4,12 12,2 5,5 17,3 6 19,4 8,4 30 9,16; р<0,05

Таблица 4.8 Результаты сравнительного анализа значений показателей механизмов психологической защиты (тест – опросник «Индекс жизненного стиля») у подростков, обучающихся в 7 и 8 классах, с разным социометрическим статусом в учебной деятельности

Подростки с низкими социометрическими статусами «Пренебрегаемые» и «Отвергаемые» в досуговой деятельности чаще используют такие механизмы  психологической защиты, как E «проекция» и F «замещение». Отсюда следует, что у данных подростков разрешение возникающих трудностей осуществляется путем проявления агрессии по отношению к окружающим и избеганию любой ответственности при выполнении задания, чего нельзя сказать о подростках с высокими социометрическими статусами, таких как «Звезды» и «Предпочитаемые».

 

Пок-ли

МПЗ

Звезды

Предпочит.

Пренебр.

Отверг.

H-критерий

Крускала-Уоллиса

Mx R Mx R Mx R Mx R
E 5,4 19,8 6,2 22,2 8,1 28,4 7,4 26,7 9,8; р<0,05
F 6,6 20,5 5,3 10,6 9,3 30,4 8,4 27,1 10,01; р<0,05

Таблица 4.9 Результаты сравнительного анализа значений показателей механизмов психологической защиты (тест – опросник «Индекс жизненного стиля») у подростков, обучающихся в 7 и 8 классах, с разным социометрическим статусом в досуговой деятельности

 

Опросник «Способы совладающего поведения» Лазаруса

Существуют значимые различия значений показателя предпочитаемых способов поведения в трудных жизненных ситуациях, таких как: конфронтация, принятие ответственности, бегство/избегание, планирование решения проблемы у подростков с разным социометрическим статусом в учебной деятельности. Подростки с социометрическими статусами «Изолированные» и «Отвергаемые» в учебной деятельности существенно реже, по сравнению со сверстниками, используют такие механизмы психологической защиты как, принятие ответственности и планирование решения проблемы, что говорит о способности принимать на себя ответственность за возникшие обстоятельства в учебной деятельности и находить пути решения из сложившихся ситуаций.

 

 

Показатели

МПЗ

Звезды

Предпочи-таемые

Изолирован.

Отвергаем.

H-критерий

Крускала-Уоллиса

Mx R Mx R Mx R Mx R
Конфронтация 5,4 8,3 6,7 14,9 8,7 23 9,3 27,4 16,07; р<0,01
Принятие ответствен-ности 9,9 30,1 9 26,7 7,5 20,3 5,7 13,03 13,26; р<0,01
Бегство/ Избегание 9,7 10,06 14,2 17 13,6 21,05 15,07 24,8 8,64; р<0,05
Планирование. решения  Проблемы 14,1 30,6 12,2 24,7 10,09 18,6 8,6 14,9 10,47; р<0,05

Таблица 4.10 Результаты сравнительного анализа значений показателей механизмов психологической защиты (опросник «Способы совладающего поведения» Лазаруса) у подростков, обучающихся в 7 и 8 классах, с разным социометрическим статусом в учебной деятельности

 

Подростки с низкими социометрическими статусами «Пренебрегаемые» и «Отвергаемые» в учебной деятельности чаще использую такие механизмы психологической защиты как конфронтация и бегство, нежели подростки с высокими социометрическими статусами как «Звезды» и «Предпочитаемые» (табл. 3.3.13). Отсюда следует, что они пытаются разрешать возникающих трудностей путем проявления агрессии по отношению к окружающим или по типу уклонения: отрицания проблемы, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения и т.п.

Подростки с низкими социометрическими статусами «Пренебрегаемые» и «Отвергаемые» в досуговой деятельности чаще использую такой механизм психологической защиты как конфронтация, нежели подростки с высокими социометрическими статусами как «Звезды» и «Предпочитаемые». Отсюда следует, что они пытаются разрешать возникающих трудностей путем проявления агрессии по отношению к окружающим.

 

Пок-ли

МПЗ

Звезды

Предпо-читаемые

Принятые

Пренебр.

Отверг.

H-критерий

Крускала-Уоллиса

Mx R Mx R Mx R Mx R Mx R
Конф-ронтация 6,4 13,4 6,2 12,5 7,8 19,4 9,71 29,9 10,6 31,9 15,42; р<0,01

Таблица 4.11 Результаты сравнительного анализа значений показателей механизмов психологической защиты (опросник «Способы совладающего поведения» Лазаруса) у подростков, обучающихся в 7 и 8 классах, с разным социометрическим статусом в досуговой деятельности

 

Итак, в результате сравнительного анализа значений показателей механизмов психологической защиты у подростков, обучающихся в 7 и 8 классах, было выявлено, что:

1) подростки с социометрическими статусами «Пренебрегаемые» и «Отвернаемые» в учебной деятельности существенно более склонны по сравнению со сверстниками к использованию таких механизмов психологической защиты, как замещение, конфронтация и бегство. При этом они существенно реже по сравнению с одноклассниками используют такие механизмы психологической защиты как, принятие ответственности и планирование решения проблемы.

2) подростки с низкими социометрическими статусами «Пренебрегаемые» и «Отвергаемые» в досуговой деятельности чаще используют такие механизмы  психологической защиты, как замещение, конфронтация и проекция.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.143.31 (0.07 с.)