Описание результатов индивидуального психологического консультирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Описание результатов индивидуального психологического консультирования



 

По результатам проведенного психодиагностического исследования было составлено 5 заключений, с целью проведения консультативной работы с пятью респондентами по вопросам реагирования и разрешения непредвиденных обстоятельств.

В связи с установленным принципом конфиденциальности в рамках психологии, Ф.И.О. респондента не разглашается.

5.1 Психодиагностические заключения с практическими рекомендациями

 

Заключение № 1. Обследуемый М., возраст 15 лет.

Основным поводом по составлению заключения послужило ряд причин. Во – первых, это высокий социометрический индекс по методике в модификации Л.Я. Коломинского, а  во – вторых,  желание самого респондента.  

В ходе наблюдения за испытуемым на протяжении практики, а также при проведении беседы с преподавательским составом были получены следующие сведения. Обследуемый М принимает активное участие в жизни класса (ездит на все спортивные соревнования, участвует во многих олимпиадах и конкурсах). По предметам имеет отметки отлично, со слов преподавателей, испытуемый быстро усваивает материал, очень разносторонний, имеет много интересов. При наблюдении было выявлено, что респондент уверен в себе, хорошо ладит с одногрупниками, перед началом и во время занятия ребята неоднократно подходили к нему за помощью или за советом. Отсюда можно предположить, что подросток имеет большой авторитет в классе и поэтому у него был выявлен высокий социометрический статус - «звезда».

Со слов испытуемого было сказано то, что он ведет здоровый образ жизни, любит спорт, ему нравится решать трудные задачи, поэтому своими любимыми предметами считает физкультуру, математику и физику.

Для диагностики респондента были использованы следующие методики:  методика рисуночных фрустраций Розенцвейга (взрослый вариант); вербальный фрустрационный тест Л.Н. Собчик (детский вариант); опросник «Способы совладающего поведения» Лазаруса; методика «Индекс жизненного стиля» Р. Плутчика, Г. Келлермана, Г. Конте; социометрическая методика (модификация Я.Л. Коломенского). Все вышеперечисленные методики направлены на изучение особенностей реагирования человека (в данном случае подростка) в стрессовой ситуации и способов преодоления этой ситуации. 

Результаты по методике рисуночных фрустраций Розенцвейга (взрослый вариант) показали, что респондент имеет высокие показатели по шкале М – 39 (импунитивная реакция) – где ситуация рассматривается как незначительная, преодолимая в течение промежутка времени и шкале OD - 32 «с фиксацией на препятствии». Таким образом, возникшее препятствие воспринимается как незначительное или полностью отвергаться испытуемым, но при этом фиксируется в памяти и может негативно отразиться на продуктивности его деятельности.

Из полученных данных по методике «Индекс жизненного стиля» Р. Плутчика, Г. Келлермана, Г. Конте следует, что подросток либо отрицает наличие препятствия на пути к цели А – «отрицание» 19,5; либо пытается подавить негативные эмоции при осознании трудности своего положения В – «вытеснение» 28,5. 

Однако результаты опросника  «Способы совладающего поведения» Лазаруса свидетельствуют о том, что испытуемый при возникновении стрессовой ситуации хорошо себя контролирует и не допускает паники «самоконтроль» - 30,5, помимо этого он готов нести ответственность за произошедшее, о чем говорят показатели по шкале «принятие ответственности» - 30,5; а также, несмотря на случившееся, обследуемый пытается позитивно мыслить и добиться хорошего исхода в сложившихся обстоятельствах – шкалы «положительная переоценка» - 37 и «планирование решения проблемы» - 39,5.

Необходимо отметить, что респонденту очень важна оценка преподавателей «уч-ца/уч-ль» - 18,5 и одногрупников «од-к/од-ца» - 23. Помимо этого, испытуемого М очень волнует его внешний вид и его благополучие. Эти данные были получены из вербального фрустрационного теста Л.Н. Собчик (детский вариант).

 Рекомендации:

Особенность выбора способа реагирования на ситуацию по первым двум методикам может быть связана с возрастными изменениями. Поскольку испытуемый является еще подростком, то его гормональные и физиологические особенности претерпевают ряд изменений, которые сильно сказываются на психическом и физическом состоянии. Частая смена настроения, резкая утомляемость, изменения в работе таких психических процессов, как: память, внимание и др. Поскольку нагрузок на организм как физических, так и умственных слишком много, то происходит сильное истощение организма и как результат выгорание, безразличное отношение ко всему, что приносило радость. Поэтому, чтобы избежать таких негативных последствий, необходимо перераспределить свои нагрузки, делать перерывы, больше гулять.

Также важно отметить, что избегание проблемы или отрицание ее наличия, не приводит ни к чему хорошему, а лишь усугубляет положение, поскольку проблема остается неразрешенной. Поэтому очень важно научиться делиться своими переживаниями с другими и откинуть все предрассудки по поводу того, что «мальчики не плачут» и т.д. Такие мнения распространены и в наше время, из-за чего человек старается держать все в себе и в результате этого испытывает стресс, напряжение и т.д. А в подростковом возрасте все усугубляется тем, что психика еще не устойчива и подросток в состоянии стресса совершает необдуманные поступки.

Заключение № 2. Обследуемый М. 14 лет.

Основным поводом по составлению заключения послужило ряд причин. Во – первых, это хороший социометрический индекс по методике в модификации Л.Я. Коломинского, а во – вторых, это заинтересованность самого респондента в том, чтобы получить обратную связь по пройденным методикам.

В ходе наблюдения за испытуемым на протяжении практики, а также при проведении беседы с преподавательским составом были получены следующие сведения. Обследуемый учится на отметки отлично, благодаря высокому уровню своих знаний был переведен с пятого класса в седьмой. Хорошо общается с одногрупниками, всегда готов помочь с заданиями и даже дать «списать». Однако, если что-то вдруг стало не получаться, то может сорваться, кричать и сильно жестикулировать руками, при этом вся агрессия, как правило, направлена не на окружающих, а на себя. Испытуемый М очень требовательно относится к себе, любит, чтобы все было точно и по плану. Хорошо решает логические задачи, поэтому любимыми предметами считает геометрию, физику, химию, легко усваивает новый материал, в конфликты с ребятами не влезает.

Для диагностики респондента были использованы следующие методики: методика рисуночных фрустраций Розенцвейга (взрослый вариант); вербальный фрустрационный тест Л.Н. Собчик (детский вариант); опросник «Способы совладающего поведения» Лазаруса; методика «Индекс жизненного стиля» Р. Плутчика, Г. Келлермана, Г. Конте; социометрическая методика (модификация Я.Л. Коломенского). Все вышеперечисленные методики направлены на изучение особенностей реагирования человека (в данном случае подростка) в стрессовой ситуации и способов преодоления этой ситуации. 

По ходу прохождения методик, респондент неоднократно переспрашивал вопросы, хотя закончил раньше остальных. В конечном счете, результаты исследования были следующие. Методика рисуночных фрустраций Розенцвейга (взрослый вариант) показала, что испытуемый в случае возникновения трудной ситуации изначально исходит из того, что ситуация завершится благополучно – I` - интропунитивная реакция (где реакция направлена на себя) – 33; OD – «с фиксацией на препятствии».

Из полученных данных по методике «Индекс жизненного стиля» Р. Плутчика, Г. Келлермана, Г. Конте следует, что респондент пытается подавить негативные эмоции при осознании трудности своего положения В – «вытеснение» 35,5. 

Результаты опросника «Способы совладающего поведения» Лазаруса свидетельствуют о том, что испытуемый при возникновении стрессовой ситуации хорошо себя контролирует и не допускает паники «самоконтроль» - 25,5, помимо этого он готов нести ответственность за произошедшее, о чем говорят показатели по шкале «принятие ответственности» - 30,5; а также, несмотря на случившееся, обследуемый пытается позитивно мыслить и добиться хорошего исхода в сложившихся обстоятельствах – шкалы «положительная переоценка» - 31,5 и «планирование решения проблемы» - 33,5.

Вербальный фрустрационный тест Л.Н. Собчик (детский вариант) показал, что испытуемому важно знать мнение одногрупников «од-к/од-ца»; «пр-ль/пр-ца» - 24,5. Помимо этого можно выделить ряд фрустрационных ценностей, которых может вызвать у респондента обиду или даже агрессию. К этим фрустрационным ценностям относятся: D «благополучие» – 21,5 и G «нравственность» -34,5

 Рекомендации:

Испытуемый обладает хорошими интеллектуальными способностями, большим запасом знаний, всегда организован, однако малейшая оплошность может разозлить респондента, что приводит к торможению деятельности и скорости выполнения работы. Обследуемому необходимо научиться контролировать свои эмоции и адаптироваться во внезапно меняющихся условиях. Поскольку с данной проблемой сталкиваются множество людей, то существует ряд упражнений для снятия эмоционального напряжения и возвращения в нормальное рабочее состояние. Кто-то считает до 5 или 10, а кто-то в трудные моменты выстраивает мысленно картинку или место где чувствует себя в безопасности и при этом очень счастлив. Представленный ряд методик и многие другие могут помочь респонденту научиться контролировать и регулировать свои эмоции.   

Заключение № 3. Обследуемая Ж., возраст 14 лет.

Основным поводом по составлению заключения послужило ряд причин. Во – первых, это низкий социометрический индекс по методике в модификации Л.Я. Коломинского, а во – вторых, это заинтересованность самого респондента в том, чтобы получить обратную связь по пройденным методикам.

В ходе наблюдения за испытуемой на протяжении практики, а также при проведении беседы с преподавательским составом были получены следующие сведения. Обследуемая учится на 4 и 5, предпочитает находиться в полном одиночестве, если кто-то из одногрупников начинает придираться, то сразу же вступает в конфликт.

Для диагностики респондента были использованы следующие методики: методика рисуночных фрустраций Розенцвейга (взрослый вариант); вербальный фрустрационный тест Л.Н. Собчик (детский вариант); опросник «Способы совладающего поведения» Лазаруса; методика «Индекс жизненного стиля» Р. Плутчика, Г. Келлермана, Г. Конте; социометрическая методика (модификация Я.Л. Коломенского). Все вышеперечисленные методики направлены на изучение особенностей реагирования человека (в данном случае подростка) в стрессовой ситуации и способов преодоления этой ситуации. 

Методика рисуночных фрустраций Розенцвейга (взрослый вариант) показала, что испытуемая в случае возникновения трудной ситуации перекладывает свою ответственность на другой объект/субъект, возникшие обстоятельства  – E` - экстрапунитивная реакция (реакция направлена во вне) – 35,5; E – враждебность направлена по отношению кого-либо, чего-либо; e – в сложной ситуации предпочитает бездействовать, давая знать, что кто-то другой должен разрешить проблему; ED – «с фиксацией на самозащите».

Из полученных данных по методике «Индекс жизненного стиля» Р. Плутчика, Г. Келлермана, Г. Конте следует, что респондент пытается подавить негативные эмоции при осознании трудности своего положения или перенести негативные качества человека на внешние объекты или предметы E – «проекция» 27; F – «замещении е» 30. 

Результаты опросника «Способы совладающего поведения» Лазаруса свидетельствуют о том, что обследуемая при возникновении стрессовой ситуации   использует такие формы поведения как агрессия, обесценивание и уход от ответственности в сложных ситуациях  «конфронтация» - 30,5 и «бег/изб» - 34.

Вербальный фрустрационный тест Л.Н. Собчик (детский вариант) показал, что испытуемой очень важно мнение и оценка членов семьи 37. Помимо этого можно выделить ряд фрустрационных ценностей, критика или негативное высказывание которых может вызвать у респондента обиду или даже агрессию. К этим фрустрационным ценностям относятся: F «» –  E «социальный статус» - 31. Отсюда следует, что если кто-то из окружающих позволит негативно высказаться в адрес испытуемой с такими репликами как: «ты ужасно одета», «худая как палка», «дурной у тебя характер», «посмотри на себя, ты хуже всех» и т.д., то за этим последует агрессия, нецензурная брань, гнев, обида и плачь в адрес обидчика.

 Рекомендации:

Из результатов методик можно сделать вывод, что испытуемому трудно брать на себя ответственность возможно из-за неуверенности в себе, страха сделать хуже или желания. Помимо этого респондент очень трудно переносит критику или замечания в свой адрес и часто срывается на других. В связи чего, по результатам социометрического исследования обследуемая Ж имеет очень низкий статус в группе. Возможно это особенность темперамента и характера, или существуют другие внешние или внутренние причины, оказывающие влияние на поведение подростка. Для объективности данного исследования нужны другие методики и беседа с самим респондентом, чтобы докопаться до сути проблемы и проработать ее.

Заключение № 4. Обследуемая Ж., возраст 15 лет.

Основным поводом по составлению заключения послужило ряд причин. Во – первых, это низкие показатели по методике «Социометрия» в модификации Л.Я. Коломинского, а во – вторых, заинтересованность в получении обратной связи о результатах исследования самого респондента. 

В ходе наблюдения за респондентом на протяжении практики, а также при проведении беседы с преподавательским составом были получены следующие сведения. Испытуемая учится хорошо, в классе практически ни с кем не общается. Имеет хорошую физическую подготовку, в связи с чем, ездит вместе с другими одногрупниками на спортивные соревнования. В свободное от школы и уроков время посещает тренировки, а также занимается рисованием, шитьем и вязанием. Очень любит находиться одна, поэтому любым шумным компаниям и вечеринкам предпочтет просмотр фильма или чтение книги. В будущем хочет стать юристом или адвокатом, поскольку считает, что эта профессия помогает отстаивать права людей

Для диагностики респондента были использованы следующие методики: методика рисуночных фрустраций Розенцвейга (взрослый вариант); вербальный фрустрационный тест Л.Н. Собчик (детский вариант); опросник «Способы совладающего поведения» Лазаруса; методика «Индекс жизненного стиля» Р. Плутчика, Г. Келлермана, Г. Конте; социометрическая методика (модификация Я.Л. Коломенского). Все вышеперечисленные методики направлены на изучение особенностей реагирования человека (в данном случае подростка) в стрессовой ситуации и способов преодоления этой ситуации. 

Методика рисуночных фрустраций Розенцвейга (взрослый вариант) показала, что испытуемая в случае возникновения трудной ситуации предпочитает самостоятельно ее решать, тем самым намекая на свою причастность и ответственность за случившееся I – интропунитивная реакция (реакция направлена на себя) ED – «с фиксацией на самозащите» - 36,5.

Из полученных данных по методике «Индекс жизненного стиля» Р. Плутчика, Г. Келлермана, Г. Конте следует, что респондент в случае трудной ситуации пытается подавить негативные эмоции, но при этом не оставляет проблему нерешенной, а пытается найти адекватное рациональное решение  D – «компенсация» 34; G – «интеллектуализация» 33. 

Результаты опросника «Способы совладающего поведения» Лазаруса свидетельствуют о том, что обследуемая при возникновении стрессовой ситуации   использует такие формы поведения как  «самоконтроль» - 38,5; «принятие ответственности» - 39,5.

Вербальный фрустрационный тест Л.Н. Собчик (детский вариант) показал, что испытуемой очень важно мнение и оценка членов семьи 38,5. Помимо этого можно выделить ряд фрустрационных ценностей, критика или негативное высказывание которых может вызвать у респондента обиду или даже агрессию. К этим фрустрационным ценностям относятся: A «внешний вид» – 33,5; B  «здоровье» -26,5 C «характер» - 31,5 E «социальный статус» - 31. Отсюда следует, что если кто-то из окружающих позволит негативно высказаться в адрес испытуемой с такими репликами как: «ты ужасно одета», «худая как палка», «дурной у тебя характер», «посмотри на себя, ты хуже всех» и т.д., то за этим может последовать агрессия, гнев в адрес обидчика.

 Рекомендации:

Из результатов методик и беседы можно сделать вывод, что испытуемой трудно устанавливать контакты с людьми, респондент предпочитает все контролировать и скрывать свои эмоции и чувства от посторонних. В связи чего, по результатам социометрического исследования обследуемая Ж имеет очень низкий статус в группе. Возможно это особенность темперамента и характера, или существуют другие внешние или внутренние причины, оказывающие влияние на поведение подростка. Для объективности данного исследования нужны ряд методик и беседа с самим респондентом, чтобы докопаться до сути проблемы и проработать ее.

Заключение № 5. Обследуемый М., возраст 14 лет.

Основным поводом по составлению заключения послужило ряд причин. Во – первых, это низкие показатели по методике «Социометрия» в модификации Л.Я. Коломинского, а во – вторых, интерес самого респондента.

В ходе наблюдения за респондентом на протяжении практики, а также при проведении беседы с преподавательским составом были получены следующие сведения. Респондент не уделяет учебе должного внимания, поэтому по основным предметам (русский, математика) имеет отметки удовлетворительно «3». Однако, преподаватели отмечают, что несмотря на низкие результаты в учебной деятельности испытуемый участвует во всем школьных и вне школьных мероприятиях. Ездит на различные творческие конкурсы, играет на многих русских народных инструментах. В классе не пользуется популярностью, иногда бывает очень резок и груб в высказываниях по отношению к окружающим. Во время дискуссий на уроках всегда отстаивает свою позицию,  увлекается историей, поэтому по данному предмету всегда имеет оценку отлично. С одноклассниками общается исключительно в стенах класса и только по вопросам касающихся школьных заданий и мероприятий.

Для диагностики респондента были использованы следующие методики: методика рисуночных фрустраций Розенцвейга (взрослый вариант); вербальный фрустрационный тест Л.Н. Собчик (детский вариант); опросник «Способы совладающего поведения» Лазаруса; методика «Индекс жизненного стиля» Р. Плутчика, Г. Келлермана, Г. Конте; социометрическая методика (модификация Я.Л. Коломенского). Все вышеперечисленные методики направлены на изучение особенностей реагирования человека (в данном случае подростка) в стрессовой ситуации и способов преодоления этой ситуации. 

Методика рисуночных фрустраций Розенцвейга (взрослый вариант) показала, что испытуемый в случае возникновения трудной ситуации перекладывает свою ответственность на другой объект/субъект  E` - экстрапунитивная реакция (реакция направлена во вне) – 35,5; E – респондент враждебно реагирует по отношению кого-либо, чего-либо; e – в сложной ситуации предпочитает бездействовать, давая знать, что кто-то другой должен разрешить проблему; NP – «с фиксацией на удовлетворении потребностей».

Из полученных данных по методике «Индекс жизненного стиля» Р. Плутчика, Г. Келлермана, Г. Конте следует, что респондент в целях защиты применяет такой механизм как замещение, что дает возможность переноса желаемого действия с недосягаемого объекта на досягаемый, однако если данный способ борьбы с ситуацией фрустрации не приносит желаемого результата, то испытуемый предпочитает отступить и выбирает наиболее примитивный способ в сложившихся обстоятельствах: D «компенсация» - 34; С «регрессия» - 30,5. 

Результаты опросника «Способы совладающего поведения» Лазаруса свидетельствуют о том, что обследуемый при возникновении стрессовой ситуации   использует такие формы поведения как  «конфронтация» - 25. При выраженном использовании данной стратегии у респондента могут наблюдаться импульсивное поведение иногда с элементами враждебности и конфликтности, помимо этого возникают трудности в планировании своих действий, прогнозирования их результата, коррекции стратегии поведения и неоправданное упрямство.

Вербальный фрустрационный тест Л.Н. Собчик (детский вариант) показал, что испытуемой очень важно мнение и оценка членов семьи 35. Помимо этого можно выделить ряд фрустрационных ценностей, критика или негативное высказывание которых может вызвать у респондента обиду или даже агрессию. К этим фрустрационным ценностям относятся: B «здоровье» -38,5 C;  E «социальный статус» - 38. Отсюда следует, что если кто-то из окружающих позволит негативно высказаться в адрес испытуемого то за этим может последовать агрессия, гнев в адрес обидчика.

 Рекомендации:

Из результатов методик и беседы можно сделать вывод, что испытуемой трудно устанавливать контакты с людьми, респондент предпочитает находиться один, очень импульсивен, бывает через - чур настойчив в своей правоте, хотя такое поведение и не оправдывает ожидания обследуемого. В связи чего,  у респондента очень низкий социометрический индекс среди одногрупников. Возможно это особенность темперамента и характера, или существуют другие внешние или внутренние причины, оказывающие влияние на поведение подростка. Для объективности данного исследования нужны ряд методик и беседа с самим респондентом, чтобы докопаться до сути проблемы и проработать ее.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.255.134 (0.031 с.)