Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы и методики исследованияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
3.2.1 Методы исследования: 1) организационные методы (сравнительный метод использовался для изучения различий механизмов психологической защиты и фрустрационных реакций у подростков с разным социометрическим статусом); 2) эмпирические методы (тестирование как психодиагностический метод); 3) методы обработки данных (математико-статистические методы); 4) интерпретационные методы (анализ результатов эмпирического исследования). 3.2.2 Методики исследования: 1) методика рисуночных фрустраций Розенцвейга (взрослый вариант); 2) вербальный фрустрационный тест Л.Н. Собчик (детский вариант); 3) опросник «Способы совладающего поведения» Лазарус 4) методика «Индекс жизненного стиля» Р. Плутчика, Г. Келлермана, Г. Конте; 5) социометрическая методика (модификация Я.Л. Коломенского).
1. Методика рисуночных фрустраций Розенцвейга (взрослый вариант); Автор методики: С.Розенцвейг 1945 г. Назначение методики: проективная методика, предназначена для исследования реакций на неудачу и путей выхода из сложившейся ситуации, препятствующей в достижении желаемого результата. Описание методики: материал теста представляет собой серию из 24 рисунков с репликой, на которых изображен персонаж в ситуации фрустрации. Респонденту предлагается, взглянув на ситуацию и прочитав монолог выдуманного персонажа слева, дать ответ в развернутом виде в пустом окошке с персонажем справа. Мимика и черты лица у обоих персонажей отсутствуют, поскольку это способствует проективной идентификации черт и получению более достоверных результатов исследования. Ситуации в стимульном материале можно разделить на две группы: 1) ситуации «препятствие»: 1,3,4,6,8,9,11,12,13,14,15,18,20,22,23,24; 2) ситуация «обвинение»: 2,5,7,10,16,17,19,21. Обработка результатов: методика разработана так, что каждый ответ можно свести к некоторому числу символов, которые соответствуют теоретической концепции. Где ответы испытуемого оцениваются с двух точек зрения: 1) направленность реакции: · экстрапунитивные (E) – человек агрессивно реагирует на возникшую ситуацию. Данная реакция направлена на внешние объекты или предметы; · интрапунитивная (I) – человек в сложившейся ситуации испытывает чувство вины за свои поступки (аутоагрессия); · импунитивные (М) – у человека не возникает чувства вины, неудовлетворенность в данной ситуации трактуется как малозначимое или неизбежное событие. 2) тип реакции: · OD «фиксация на препятствии» (E`, M`, I`) · ED «фиксация на самозащите» (E, M, I) · NP «фиксация на удовлетворении потребностей» (e, m, i) Из данных 6 комбинаций возможны 9 счетных факторов оценки Определение показателя «степень социальной адаптивности»: показатель «степени социальной адаптивности», или иначе говоря, меру индивидуальной адаптации субъекта к своему социальному окружению (GCR) определяют путем сравнения ответов респондента со стандартными величинами, полученными путем статистического подсчета [2, 7-34]. 2. Вербальный фрустрационный тест Л.Н. Собчик Автор методики: Л.Н.Собчик 2002 г. Назначение методики: данная методика была предназначена для изучения: 1) поведения испытуемого в ситуации фрустрации; 2) реакций тревоги, страха и агрессии. Описание методики: стимульный материал представляет собой различного рода гипотетические ситуации, на которые испытуемый должен дать ответ в письменной форме. Представленные фрустрирующие ситуации затрагивают самые важные области межличностного взаимодействия: 1) подросток – отец; 2) подросток – мать; 3) подросток – приятель/приятельница; 4) подросток – одноклассник/одноклассница; 5) подросток – учитель/учительница; 6) подросток – уличные контакты. Для учета данных обследования, методика включает в себя не только ответы – высказывания (Что бы я сказал?), но и описание испытанных чувств, в сложившейся ситуации (Что бы при этом почувствовал?). Эти ответы выстраиваются на основе 7 представленных ситуаций по всем категориям (отец, мать и т.д.). Каждая фрустрирующая ситуация носит ценностный смысл для подростка, который зашифрован в бланке ответов следующим образом: 1) A — внешний вид; 2) B — здоровье; 3) C — характер; 4) D — благополучие; 5) E — социальный статус; 6) F — кругозор; 7) G — нравственность. Обработка результатов: свои ответы респондент заносит в регистрационный бланк, которые переводятся в баллы. Баллы выставляются в соответствии с критериями, описанными в таблице «Вариантов возможных ответов и оценки». В каждой клеточке регистрационного листа отражаются баллы двух видов: 1) «Высказывания» (слева); 2) «Чувства» (справа). Баллы, полученные в вертикальных столбцах, суммируются и делятся на количество фрустрирующих лиц, что позволяет выявить усредненную оценку агрессивности по каждой ценностной категории. Баллы, полученные в горизонтальных строках, суммируются и делятся на количество фрустрационных ситуаций – их 7. Так мы определяем, какие ценности у подростка не реализованы и вызывают состояние агрессии и напряженности. Максимальные показатели по факторам A, B, C, G, E, F, G - позволяют выявить наиболее значимые ценности испытуемого. А максимальные показатели по факторам 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 – позволяют обнаружить, кто из ближайшего окружения подростка значим для него, имеет большой авторитет [9]. 3. Тест – опросник механизмов психологической защиты «Индекс жизненного стиля» Авторы методики: - Р. Плутчик, Г. Келлерман и Г. Конте Назначение методики: опросник предназначен для диагностики механизмов психологической защиты «Я» Описание методики: опросник включает 97 утверждений, требующих ответа по типу «верно – неверно». Измеряются 8 видов защитных механизмов: 1) A «Отрицание» - механизм психологической защиты при помощи которого происходит отрицание обстоятельств, вызывающих тревогу; 2) B «Подавление» - механизм психологической защиты посредством которого неприемлемые для личности желания или чувства, вызывающие тревогу и страх - становятся бессознательными; 3) C «Регрессия» - механизм психологической защиты, с помощью которого личность в своих поведенческих реакциях стремится избежать напряженных ситуаций путем перехода на более упрощенные стадии в своем развитии, что существенно обедняет общий запас методов для выхода из конфликтных ситуаций; 4) D «Компенсация» - механизм психологической защиты, который проявляется в попытках найди замену своим реально существующим или надуманным недостаткам при помощи других имеющихся положительных качеств. Чаще всего это осуществляется посредством фантазирования или присвоение себе поведенческих характеристик другой личности; 5) E «Проекция» - механизм психологической защиты, который позволяет неприемлемые и неосознаваемые для личности чувства и мысли приписываются другим людям с целью оправдать себя; 6) F «Замещение» - наиболее распространенная форма психологической защиты, действие которого заключается в выплеске ранее подавляемых эмоций на объекты, не представляющие угрозы или более доступные; 7) G «Интеллектуализация» - защитный механизм, при помощи которого личность выходит из конфликтов используя свои интеллектуальные способности и достоверные данные; 8) H «Реактивное образование» - вид психологической защиты, заключающийся в предотвращении выражения неприятных поступков, чувств и мыслей путем преувеличенного развития противоположных стремлений. Каждому из этих видов защитных механизмов соответствуют от 10 до 14 утверждений, описывающих личностные реакции испытуемого, возникающие в тех или иных ситуациях. Обработка методики: подсчитываются сырые баллы по каждому типу психологической защиты, затем переводятся в проценты и в конце выстраивается профиль защитной структуры обследуемого [1]. 4. Социометрическая методика (модификация Я.Л. Коломенского) Авторы методики: Джекоб Леви Морено 1958 г., Я.Л. Коломенский (детский и специально адаптированный школьный вариант) Назначение методики: социометрия – метод количественного измерения отношения людей в группах. Методика направлена на выявление характера отношений по типу «симпатия – антипатия» между членами определенной группы. Описание методики: испытуемому выдается бланк с вопросами, которые выглядят следующим образом: «Кого бы ты пригласил / не пригласил на День рождение?»; «К кому бы ты обратился / не обратился за помощью при подготовке к контрольной работе?» и т.д. Варианты и количество вопросов может быть разным. На бланке прописано 2 положительных и 2 отрицательных вопроса. Это необходимо для того, чтобы определить позицию каждого из обследуемых в группе. В бланке необходимо вписать ФИО одноклассников, либо заменить ФИО числами. Как правило, испытуемому предлагается выбрать 3 человека по типу «симпатия-антипатия». Обработка методики: полученные баллы по каждому испытуемому в группе суммируются и выводятся персональные социометрические индексы, где мы можем увидеть статус подростка в группе и отношение остальных сверстников к нему. По итогам методики выводятся статусы всех участников, которые выглядят следующим образом: 1) «Звезды»; 2) «Предпочитаемые»; 3) «Принятые»; 4) «Пренебрегаемые» 5) «Отвергаемые» 6) «Изолированные» [3,375] 5. Опросник «Способы совладающего поведения» Лазаруса Авторы методики: Р. Лазарус и С. Фолкман 1988 г., адаптирована Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой в 2004 г. Назначение методики: методика предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудных жизненных ситуаций в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий. Описание методики: опросник состоит из 50 утверждений, которые отображены в 8 шкалах: конфронтационный копинг, дистанционирование, самоконтроль, поиск социальной поддержки, принятие ответственности, бегство – избегание, планирование решения проблемы, положительная переоценка. Обработка результатов: подчитываются баллы, суммируя их по каждой субшкале: · Никогда – 0 баллов; · Редко – 1 балл; · Иногда – 2 балла; · Часто – 3 балла Где от 0-6 низкий уровень напряженности, говорит о высоком адаптивном потенциале испытуемого; от 7-12 средний, адаптационный потенциал испытуемого находится в пограничном состоянии; от 13-18 высокий уровень напряженности, что свидетельствует о выраженной дезадаптации у испытуемого [4]. Для обработки полученных данных была использована система Excel, а также программа SPSS Statistics Base. Для математической обработки были задействованы следующие методы анализа психологических данных: 1) H-критерий Крускала-Уоллиса предназначен для проверки равенства медиан нескольких выборок. Данный критерий является обобщением аналогом критерия Уилкоксона-Манна-Уитни. Критерий Крускала-Уоллиса предназначен для оценки различий одновременно между тремя, четырьмя и т.д. несвязанными выборками. Данный критерий был применен в силу того, что необходимо было провести сравнение одновременно 4 и 5 выборок, которые были сформированы на основе социометрии [8, 181]; 2) первичные статистики – это наиболее упрощенная форма характеристики, при помощи которой происходит описание психологических данных, полученных в ходе тестирования испытуемых. К наиболее часто используемым описательным статистикам относятся: среднее значение, стандартное отклонение; 3) корреляционный анализ – в ходе исследования был использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена для расчета достоверности отличий признака между выборками. Критерий был применен для изучения взаимосвязи фрустрационных реакций и механизмов психологической защиты подростков с разным социометрическим статусом. [5, 121]
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.15.124 (0.011 с.) |