Виды работ по изобразительному искусству 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды работ по изобразительному искусству



Уроки рисования с натуры

Рисование с натуры является методом наглядного обучения и даёт прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и в деле общего развития ребёнка. Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдения, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает школьника к дальнейшей учебной работе.

Процесс познания объективной реальности во многом зависит от степени развития зрительного аппарата, от способности человека анализировать и синтезировать полученные знания, зрительные впечатления. Рисование с натуры располагает большими возможностями для развития этой способности.

Как бы ни была мала задача, поставлена учителем перед ребёнком на уроке рисования, решение её невозможно без значительной активизации его умственной деятельности. В учебном рисунке процесс познания натуры является не простым созерцанием, а переходом единичных и неполных понятий о предмете к полному и обобщённому представлению о нем. Рисуя с натуры, ученик внимательно рассматривает натуру, старается отметить её характерные особенности, понять структуру предмета. При рисовании с натуры понятия, суждения, умозаключения о предмете становятся всё более конкретными и ясными, ибо находящаяся перед глазами натра доступна зрению, осязанию, измерению и сравнению.

Необходимо приучить детей к правильному суждению о форме предметов на основе научных данных о явлениях перспективы, теории теней, цветоведении, анатомии. Большое значение рисование с натуры, и особенно перспективное рисование, имеет для развития пространственного мышления и воображения.

Изучение элементов перспективы на уроках изобразительного искусства в школе.

Линейно-контурному рисунку в то время уделялось большое внимание. Большой интерес с методической точки зрения представляет пособие ТИБО. В этом пособии в ясной и наглядной форме раскрываются сложнейшие законы перспективного построения изображения интерьера и экстерьера.

Наглядность тесно связана с правильной организацией наблюдения и анализа натуры, что существенным образом влияет на правильность суждения о предметах и явлениях, а, следовательно, и на качество построения изображения. Особенно большое значение наглядность имеет на первоначальной ступени обучения. Принцип наглядности требует такого преподнесения учебного материала, при котором понятия и представления учащихся становится более ясными и конкретными.

Например: мы знакомим детей с основными положениями наблюдаемой перспективы. Учителю надо раскрыть понятие горизонта. Линия горизонта в рисунке – это определение уровня глаз рисующего по отношению к натуре. Это можно продемонстрировать детям на примере. Пусть они посмотрят в окно, затем привстанут, присядут – и увидят, как вместе с ними опускается и поднимается вид за окном по отношению к оконной раме.

Здесь же надо показать детям явления перспективы на примере изменения положения в пространстве квадрата и круга, затем перейти к примерам из окружающей действительности: закрытая и полуоткрытая дверь, то же с рамой окна. Когда дети увидят явления перспективы в реальной действительности, им можно показать плакат или рисунок с изображением: например – железнодорожные пути или пейзаж, где будут видны и явления воздушной перспективы. После этого знакомим детей с основами перспективы, которые нужно соблюдать при рисовании с натуры:

Величина предметов изменяется по мере удаления их от глаз рисующего – чем дальше предмет, тем он кажется меньше.

Все прямые, уходящие в глубину картины, стремятся в одну точку.

Сложность передачи трёх мерности объёмного предмета при изображении на плоскости листа бумаги заставляет ученика развивать пространственное мышление и воображение. Всякое графическое выражение мысли основывается на умении зрительно представить изображаемые предметы. Рисовальщику необходимо ясно представить конструкцию предмета, взаимосвязь его частей, характер формы, положение предмета в пространстве.

Развивая у учащихся способность к ясным образным представлениям, рисование с натуры влияет и на развитие памяти. В жизни человека роль образной памяти огромна. Но влияние рисования с натуры не ограничивается только образной памятью, она сказывается и на других видов памяти; двигательной, эмоциональной и словесно-логической.

На основе ясных представлений о предметах, образной памяти у ученика развивается и способность воображения.

Во время рисования с натуры развивается и абстрактное мышление. Дать конкретный образ, конструктивный анализ формы предмета, не прибегая к абстрактному мышлению, не возможно, в рисунке постоянно приходится иметь дело с конструктивным анализом. Причём надо отметить, что рисование с натуры, как никакой другой вид изучения формы предмета, даёт возможность развивать все моменты процесса абстрактного мышления.

Рисование с натуры является прекрасным средством эстетического воспитания детей. Рисуя с натуры пейзаж, дерево, цветок, изучая характер формы этих предметов, ребёнок проявляет интерес к красотам природы, к богатству и разнообразию её форм и красок. Он видит пропорциональное соотношение частей и целого, улавливает ритм и гармонию форм природы, цветовых оттенков. Развивая у детей наблюдательность, чутьё, мы тем самым осуществляем и задачи эстетического воспитания. (Ростовцев Н.Н.,.93)

Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя также рисование по памяти и по представлению объектов действительности карандашом, а также акварельными красками, пером и кистью.

Задания по рисованию с натуры могут быть длительными (1–2 урока) и кратковременными (наброски и зарисовки выполняются в течение 7–15 минут). Наброски и зарисовки выполняются в начале, в середине или в конце урока (в зависимости от конкретных задач урока). Для развития зрительной памяти, пространственных представлений у учащихся важно как можно чаще давать им задания рисовать по памяти и по представлению.

Предметы для рисования с натуры в I–III классах ставятся во фронтальном (или профильном) положении. Основное внимание учащихся направляется на определение и передачу пространственного положения, пропорций, конструкций, а также цвета изображаемых объектов.

С IV класса начинается изучение детьми закономерностей перспективы, конструкции, светотени. В IV классе дети усваивают навыки изображения объемных предметов, находящихся во фронтальной и угловой перспективе (предмет расположен углом к рисующему и имеет две точки схода для сокращающихся в перспективе форм).

Натурные постановки (не менее трех на класс), за небольшим исключением, располагают несколько ниже уровня зрения учащихся. Модели небольшого размера раздаются на парты (опавшие листья, коробки, посуда, кубики, пирамиды).

Рисунки с натуры выполняются простым карандашом или акварельными красками. Они могут предшествовать выполнению рисунков на темы и декоративным работам.

В V–IX классах учащиеся продолжают изучать простейшие закономерности перспективы, конструктивного строения предметов, светотени, цветоведения. Они приобретают навыки изображения объема предметов, находящихся во фронтальной и угловой перспективе. Учащиеся овладевают умением анализировать, сравнивать, обобщать изображаемые объекты, явления, учатся наблюдать и передавать их наиболее типичные черты.

В разделе «Живопись» содержание обучения направлено на развитие у детей восприятия цветовой гармонии, основано на рисовании с натуры, по памяти и по представлению акварельными или гуашевыми красками. По разделу «Живопись» в V–IX классах детей продолжают знакомить с понятиями холодных и теплых, хроматических и ахроматических цветов, совершенствуют их умение видеть цветовые отношения, колорит, чувствовать красоту цвета.

В 5–9 классах в содержание разделов «Рисунок» и «Живопись» входит рисование с натуры, а также выполнение набросков по памяти и по представлению отдельных предметов быта простой формы, выполнение с натуры и по представлению набросков птиц, рыб, игрушек, цветов, листьев, веток деревьев. В 5-9 классах дети продолжают учиться изображать с натуры фигуру человека, натюрморты.

Школьники должны усвоить, что рисунок и живопись – это стержневые основы художественного отображения действительности, одно из главных выразительных средств передачи мысли, чувств художника [26, 212].

Примерная схема и содержание уроков рисования с натуры.

1. В начале урока учитель объясняет тему занятия, время, в течение которого должно выполняться учебное задание, материал, которым следует пользоваться. Если задание рассчитано на 2–3 урока, необходимо сообщать детям, что конкретно им нужно выполнить на первом и что на последующих.

2. Подробный анализ натурой постановки. Анализируются форма, конструктивное строение, пропорции, пространственное положение объектов натурой постановки, их композиционная связь (если предметы составляют натюрморт). Так же подробно изучается распределение светотени на объектах изображения и цвет натурой постановки. Анализ постановки по всем этим направлениям должен проводиться в соответствии с указаниями учебной программы, с учётом знаний, умений и навыков по предмету. Учитель систематизирует знания учащихся об изображаемых предметах как называется предмет, его назначение, как и где он изготавливается, отмерить его эстетическую сущность, показать, в чём заключается красота изучаемого предмета. Анализ натурных постановок осуществляется при максимальной активности учащихся. Анализ формы, конструкции, светотени и цвета проводится то общего к частному и от главных частей к деталям и от деталей к основным частям.

3. Учитель задаёт учащимся ряд вопросов с целью проверки понимания ими и закрепления учебного материала.

4. Затем учитель наглядно показывает и устно разъясняет последовательное (поэтапное) выполнение рисунка (на доске мелом, на больших листах бумаги). Обычно 4 этапа линейного построения и 4 этапа нанесения светотени, 6 этапов работы в цвете. Демонстрирует рисунки, таблицы, модели.

5. Учитель задаёт ряд вопросов, чтобы проверить, как дети поняли ход выполнения рисунка.

6. Самостоятельная работа учащихся над рисунком. Учитель следит за соблюдение последовательности выполнения задания, сравнение рисунка с натурой, правильными приёмами работы карандашом и кистью, за посадкой учащихся. Сочетает индивидуальную и фронтальную работу.

7. Подведение итогов урока. Учитель анализирует 2–3 ученических рисунка, отмечает положительные и отрицательные стороны, отмечает, как класс в целом работал (Кузин, с. 121).

Уроки рисования на темы

Рисование на темы – это рисование композиции на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки.

Содержание раздела «Тематическое рисование и иллюстрирование» в V–IX классах так же, как и в I–IV классах, включает рисование на темы окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению и иллюстрирование повестей, рассказов, сказок, басен и других литературных произведений. Но в V классе учащимся рекомендуется и рисование на исторические темы.

От учащихся требуется: самостоятельно выбрать сюжет из предложенной темы, передать художественно-выразительными средствами свое отношение к нему. Совершенствование умений применять эффекты светотени, передавать пространственное расположение предметов, выделять композиционный центр с целью повышения выразительности сюжетного рисунка.

Изучение новых композиционных закономерностей: учащиеся знакомятся с особенностями симметричной и асимметричной композиции и узнают о средствах художественной выразительности, необходимых для передачи состояния покоя или движения в рисунке. Необходимо, чтобы дети использовали эти знания в своих тематических композициях.

Важнейшим средством выразительности в сюжетном рисунке остается цвет.

В связи с предложенной для рисования темой учащиеся под руководством учителя могут провести наблюдения, выполнить наброски и зарисовки до выполнения задания или после первого урока по теме.

По-прежнему большое внимание уделяется развитию воображения и творчества учащихся в сюжетных рисунках.

Особое внимание в V–IX классах обращается на художественные достоинства иллюстрируемых произведений или предложенных для рисования тем. Необходимо стремиться к тому, чтобы образы героев, обстановка в рисунках учащихся соответствовали их описанию в литературном произведении. Школьники продолжают знакомство с творчеством ведущих художников-иллюстраторов, изучают средства художественной выразительности, которые те используют, совершенствуется умение детей узнавать творческий стиль этих художников (прог 5–9 Кузин).

Примерная схема и содержание уроков рисования на темы

Обычно урок рисования на тему начинается с объяснения учебного задания, особенностей выполнения рисунка. Учитель подробно сообщает о времени, отводимом на тематическое задание (обычно такой рисунок выполняется в течение одного – трех уроков), материале, в котором следует вести работу (как правило, рисунки на тему выполняются акварельными или гуашевыми красками по предварительно выполненному простым карандашом линейному изображению).

Затем проводится беседа, раскрывающая содержание темы, различные ее сюжеты, возможные варианты решения композиции. Предварительные беседы должны иметь большое воспитательное значение. Во время беседы анализируются материалы, специально подобранные по данной теме учащимися,- репродукции, фотографии, открытки, наброски и этюды, выполненные с натуры. (Такие задания даются школьникам предварительно в конце предыдущего урока изобразительного искусства: сообщается тема следующего урока, дается задание, что учащиеся должны нарисовать, какой материал подобрать.)

На классной доске учитель показывает два-три варианта композиционного решения темы и после объяснения стирает их с доски. Одновременно демонстрируются лучшие рисунки школьников из методического фонда школы, репродукции картин известных художников.

Любой тематический рисунок следует выполнять в определенной последовательности. Примерными этапами работы над тематической композицией могут быть следующие:

1. Выбор конкретного сюжета по заданной теме.

2. Предварительные наблюдения по теме (если это возможно).

3. Оформление зрительного представления о сюжете темы в первом, рабочем (небольшого размера, в одну четвертую часть обычного альбомного листа бумаги) эскизе.

4. Сбор материала для тематического рисунка (наброски и зарисовки, выполняемые как в школе, так и вне ее, если это возможно).

5. Выполнение линейного рисунка.

6. Завершение тематического рисунка в цвете (акварелью или гуашью).

Предложенная схема последовательности выполнения тематического рисунка является примерной и в зависимости от специфики содержания конкретной темы, уровня подготовки школьников, развития их изобразительных способностей может быть изменена. Это может выражаться как в расширении работы по отдельным предварительным этапам выполнения тематической композиции, так и в изменении последовательности этапов работы над рисунком.

Обычно на выполнение тематического задания отводится 2–3 урока. На первом школьники выбирают конкретный сюжет по заданной теме, выполняют рабочий эскиз и линейное построение рисунка темы, делают наброски с натуры. На втором (и третьем) уроке работа над композицией заканчивается красками.

Во время самостоятельной работы учащихся преподаватель следит за тем, чтобы соблюдалось последовательное выполнение тематического рисунка. Педагог должен строго следить за тем, чтобы каждый школьник переходил к следующему этапу только после того, как учитель посмотрит его рисунок и, убедившись в завершении работы предыдущего этапа, разрешит перейти к новому.

Во время объяснения учебного задания и самостоятельной работы учащихся преподаватель демонстрирует различные наглядные пособия. Особый эффект дают кинофрагменты и диафильмы.

В конце каждого урока обязательно проводится подведение итогов и анализ нескольких рисунков учеников. Иногда после завершения тематического задания рекомендуется проводить коллективные анализы рисунков учащихся. В этом случае сравнение рисунков одних учащихся с рисунками других должно проводиться с исключительным тактом и педагогической осторожностью, чтобы поддержать веру школьников в свои силы, в свои возможности и способности и, наоборот, развить интерес ребенка к рисованию [12, 157].

Уроки декоративного рисования

Уроки декоративного рисования служат для пробуждения творческих сил и самостоятельности учащихся, привлечениях их к общественно-полезной работе.

Декоративное рисование ставит своей задачей ознакомить учащихся с принципами ДПИ. Декоративное оформление объекта совершается на основании определённых правил и законов, соблюдение ритма, симметрии, гармонического сочетания красок.

На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся и с основами художественного конструирования.

Декоративное рисование тесно связано с рисованием с натуры, со стилизацией природных форм. Большое воспитательное значение имеет работа по образцам народного ДПИ. Декоративное рисование развивает эстетический вкус детей, знакомит их с ролью ДПИ в жизни, быту.

Необходимо следить за аккуратностью рисунка. Порядок выполнения декоративного рисунка (начиная с проведения полосы или круга, определяющих композиционное расположение декоративного украшения), строгое распределение отдельных элементов требуют исключительно аккуратного проведения каждой линии, нанесение каждого мазка. Надо сделать за тем, чтобы учащихся при рисовании орнаментов не мельчили отдельные элементы [28, 97].

Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.

Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов – листьев, цветов, бабочек, жуков и т.д., дети рисуют кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи.

В содержании раздела «Декоративная работа» раскрывается значение народного искусства как мощного средства эстетического, трудового и патриотического воспитания. Простые и красивые художественные изделия народных мастеров помогают прививать детям любовь к родному краю, учить их видеть и любить природу, ценить традиции родных мест, уважать труд взрослых. Произведения декоративно-прикладного искусства передают детям представление народа о красоте, добре. Понимание ритма, гармоничности цветовых отношений зрительного равновесия форм и цвета, полученное учащимися в процессе декоративной работы, находит затем применение в различных работах на уроках трудового обучения: в аппликациях, плетенках, изготовлении игрушек вышивке и т.д.

По разделу «Декоративная работа» учащиеся V–IX классов продолжают знакомиться с народным декоративно-прикладным искусством. Новые области народного творчества раскрывают перед учащимися разнообразные выразительные возможности орнаментальной и сюжетной декоративной композиции. Они видят подлинно поэтическое воплощение замыслов народного мастерства, постигают звонкость и сил цвета через декоративную содержательность искусства.

В содержание раздела включается ознакомление с примерами различной символики.

Учащиеся учатся самостоятельно выполнять эскизы оформления различных изделий на основе орнаментальной и сюжетной декоративной композиции. Практическая направленность данного раздела программы подчеркивается тем, что эскизы используются в изделиях, которые выполняются по ним. Связь уроков декоративной работы с уроками труда продолжает укрепляться.

Во время практических работ важно использование школьниками самых разнообразных художественных материалов и техник: графические карандаши, акварель, гуашь, пастель, цветные мелки, цветная тонированная бумага, ретушь, линогравюра, аппликация и т.д. Следует помнить, что каждый из названных художественных материалов обладает своими выразительными особенностями и самостоятельный выбор их школьниками содействует развитию художественно-творческих способностей, индивидуальности, самовыражению ребят [26, 216].

Примерная схема и содержание урока

1. Предварительный сбор материала (листья деревьев, репродукции, фотографии) по заданию учителя.

2. Предварительное изучение объектов, форма которых должна быть декоративно переработана в рисунок.

3. Выполнение нескольких вариантов декоративной переработки различных элементов орнамента.

4. Выполнение схематичного, рабочего эскиза декоративного рисунка в четверть альбомного листа.

5. Линейное построение рисунка на основе рабочего эскиза и предварительных набросков и зарисовок.

6. завершение работы над рисунком в цвете. [12, 176]

Лепка – это процесс создания скульптурного изображения из мягкого пластического материала способом прибавления к первоначально взятому объему небольших кусочков пластического материала, его уплотнения, вытягивания, расплющивания, заглаживания. Физические усилия в наращивании объема, стремление придать ему характерную форму, выявить характерные особенности и пропорции способствуют развитию мускулатуры кистей рук глазомера, согласованности движений обеих рук, воспитания привычки последовательного выполнения работы, накоплению знаний о свойствах материалов и приемах передачи объемной формы [9, 181]. Этот вид художественного творчества развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.

Основным содержанием этого раздела в начальных классах является лепка из пластилина (а где возможно, и из глины) листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, птиц и животных с натуры, по памяти и по представлению. Лепка фигурок человека по памяти и на темы сюжетов быта и труда человека. Материалы и принадлежности: глина, пластилин, стека, подкладная доска, тряпочка, блюдце с водой. Приемы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание, прищипывание, оттягивание, сглаживание. Способы лепки: пластический, конструктивный, комбинированный.

Аппликация – это составление изображения на основе склеивания его элементов из разнообразных кусочков бумаги, ткани, засушенных листьев деревьев, соломки, фольги и т.п.

В содержание этого раздела входит составление цветных наклеенных рисунков (аппликаций) с натуры овощей, фруктов, цветов, животных, фигуры человека, составление сюжетных композиций и декоративных работ.

Большую рель в выработке у детей умения видеть и передавать красоту действительности, в формировании интереса к изобразительной деятельности играет подбор моделей, тематики композиций и заданий, широко отражающих различные стороны жизни (природу, быт, учебную работу, труд, технику, спорт и т.п.)

В содержании занятий тематическим рисованием входит изображение различных сюжетов из окружающей жизни, иллюстрирования литературных произведений, творческие сочинения картин на разнообразные темы, придуманные самими детьми. Тематическое рисование дает уч-ся возможность приобрести умения передавать свои мысли и представления средствами изобразительного искусства, то есть учит их пользоваться рисунком как графическим языком, языком художественных образов.

Рисование на темы развивает творческие способности, приучает детей к самостоятельности в работе, дает возможность полнее выразить свои мысли и чувства. В рисунках-композициях дети непосредственнее выражают свои впечатления, свой способ восприятия окружающего мира. Однако и этот вид работы школьника должен проходить под непосредственным наблюдением и руководством учителя. Успех занятий рисованием на темы, как и всех прочих зависит от него. Если учитель сумеет заинтересовать детей сюжетом, активизировать их творческое воображение, направить их работу в нужное русло, то и творческий процесс будет протекать очень активно. Учитель может провести предварительную беседу, использовать отрывки из литературных произведений. Показать примеры из творчества выдающихся художников.

Изображения сюжетов из окружающей действительности желательно строить таким образом, чтобы они были связаны с зарисовками с натуры. В отдельных случаях могут быть организованы экскурсии за город, на предприятия, стройки и колхозные поля. В старших классах на занятиях тематическим рисованием учитель сообщает необходимые сведения о правилах изображения человека, в частности о пропорциональных соотношениях между частями человеческого тела, дает схемы движения человеческий фигуры и т.д. Для обогащения зрительных представлений уч-ся предлагаются задания по зарисовкам отдельных предметов и объектов с натуры – это подсобный материал для композиции. Тематическое рисование имеет известное значение и для преподавателя: оно дает возможность ближе познакомиться с духовным миром воспитанников, узнать особенности характера каждого ученика. Проследить, как развиваются его способности образного представления и воображения.

Обращения к правилам и законам композиции заставляет и преподавателя на уроках тематического рисования активно строить учебно-воспитательный процесс, а не просто предоставлять ученикам возможность заниматься детской самостоятельностью. Школьная практика показывает, что нередко учителя рисования пускают на самотек и уроки по сочинению тематических картин: дают только тему для композиции, а дети решают ее «кто во что горазд». Конечно, педагогу легко вдохновить детей на тематическое рисование, особенно в начальных классах. Стоит только спросить их, что они видели летом, как у них моментально возникают яркие воспоминания о лесе, купанье, ловле рыбы, и другие красочные картины. Этого оказывается достаточно не только для того чтобы вдохновить детей на работу, но и для того, чтобы оставить их без руководства, а учителю стать пассивным наблюдателем. Работа над тематической композицией начинается с поисков сюжета, и задача учителя – помочь детям выбрать такой сюжет для композиции, который был бы доступен уч-ся данного возраста и увлекателен для них. Успешному решению поставленной задачи, прежде всего, помогает использование прошлых длительных впечатлений детей, их представлений об окружающей действительности. Развивая творческое воображение на уроках тематического рисования учителю надо постоянно активизировать мыслительную деятельность уч-ся, помогать им в работе, начиная с поисков композиционного замысла и до его завершения в рисунке. Здесь же учитель объясняет, что композиция картины помогает художнику не только яснее раскрыть сюжет, но и выразить свое отношение к данному событию или явлению. Прежде чем уч-ся приступят к составлению эскиза композиции, их надо предупредить. Что обилие изобразительных объектов не всегда помогает раскрыть содержание темы. Излишек объектов часто мешает отображению идейного содержания.

Обучение самой композиции должно начинаться с раскрытия основных ее правил и законов. Старая Академия художеств обучала своих воспитанников правилам и законам композиции и сегодня художники-педагоги, уважающие традиции реалистического искусства стараются их восстановить. Так, например, указывает 10 правил композиции, Лаптев – 5 правил. В связи с затронутым вопросом рассмотрим ряд законов композиции с которыми часто приходится встречаться в тематических картинах: симметрия и асимметрия, равновесие и ритм, статика и динамика, подчинение второстепенного главному, выделение зрительного центра и выявление главного в композиции картины. Закон симметрии в композиции требует точного соответствия правой и левой частей композиции, как бы зеркального взаимного отражения левой и правой частей картины. Примером такого композиционного решения может служить фресковая роспись стены «Гадалка», «Сикстинская Мадонна». Асимметрия требует нарушения равновесия в композиционном размещении объектов изображения. Нарушение симметричного равновесия в композиции рождает динамику, вносит в картину элемент беспокойства (К. Кольвиц «Прорыв»).

Равновесие требует композиционной устойчивости картины. Здесь уже не требуется точного зеркального соответствия правой и левой частей картины, однако композиционное равновесие должно быть. Это равновесие может выражаться в таком расположении объектов изображения, когда, например, одна половина картины заполнена фигурами людей, а другая – домами или деревьями; в распределении цветовых и тоновых отношений – когда на первой половине картины верх решен в светлом тоне, низ в темных тонах, а на другой половине, наоборот, верх – в темных тонах, а низ – в светлых (К. Брюллов «Последний день Помпеи»).Ритм в композиции создается чередованием одного и того же предмета изображения или одного и того же движения фигуры. Закон ритма помогает художнику передать стройность и непрерывность движения (В.Гог «Прогулка заключенных»). Закон статики требует ровных, спокойных движений линий и масс, четких членений композиции по вертикалям и горизонталям (Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»). Закон динамики, наоборот, требует резкой смены в направлении движения масс, расположения фигур в картине по диагоналям, спиралям, зигзагообразного движения (В. Суриков «Боярыня Морозова»).

Закон подчинения второстепенного главному требует от художника такого расположения предметов в картине, чтобы один предмет привлекал к себе внимание через другие, чтобы все предметы были обращены к главному. Примером такого решения композиции может служить картина В. Серова «Ленин провозглашает Советскую власть». Закон выделения зрительного центра, то есть выделения главного необычным композиционным размещением его, требует от художника такого решения, чтобы зритель не видел в этом нарочитости. Например, в картине А. Саврасова «Грачи прилетели» – выделена центральная ось композиции. По законам перспективы зрительный центр в картине должен бы находится на линии горизонта, в точке пересечения центральной вертикали с линией горизонта. Однако художник переносит зрительный центр выше, туда, где изображены грачи. Конечно, дети не будут решать эти задачи в такой сложной форме. Каждому возрасту необходим свой объем знаний и навыков, своя методика изложения учебного материала. Но с основными законами композиции дети должны познакомиться в школе.

Содержание рисования на темы.

В содержание занятий тематическим рисованием входит изображение различных сюжетов из окружающей жизни, иллюстрирование литературных произведений, творческие сочинения картин на разнообразные темы, придуманные самими детьми.

Тематическое рисование дает учащимся возможность приобрести умение передавать свои мысли и представления средствами изобразительного искусства. То есть учит их пользоваться рисунком как графическим языком, языком художественных образов.

Рисование на темы развивает творческие способности, приучает детей к самостоятельности в работе, дает возможность полнее выразить свои мысли и чувства. В рисунках – композициях дети непосредственно выражают свои впечатления, свой способ восприятия окружающего мира. Однако и этот вид работы школьника должен проходить под непосредственным наблюдением и руководством учителя. Успех занятий рисованием на темы, как и всех прочих занятий, зависит от него. Если учитель сумеет заинтересовать детей сюжетом, активизировать их творческое воображение, направить их работу в нужное русло, то и творческий процесс будет протекать очень активно.

Учитель может провести предварительную беседу, использовать отрывки из литературных произведений, показать примеры из творчества выдающихся художников. Изображение сюжетов из окружающей действительности желательно строить таким образом, чтобы они были связаны с зарисовками с натуры. В отдельных случаях могут быть организованы экскурсии за город, на фабрики и предприятия, на стройки и колхозные поля.

В старших классах на занятиях тематическим рисованием учитель сообщает необходимые сведения о правилах изображения человека, в частности, о пропорциональных соотношениях между частями человеческого тела, дает схемы движения человеческой фигуры и т.д.

Для обогащения зрительных представлений учащихся предлагаются задания по зарисовкам отдельных предметов и объектов с натуры – это подсобный материал для композиции. Тематическое рисование имеет известное значение и для преподавателя: оно дает возможность ближе познакомиться с духовным миром воспитанников, узнать особенности характера каждого ученика, проследить, как развиваются его способности образного представления и воображения..

Методика преподавания изобразительного искусства в 1–4 классах

Обязательный минимум содержания художественного образования в школе содержится в Базисном учебном плане и включает в себя: «Требования к уровню подготовки выпускников» и «Обязательный минимум содержания образования». Различные вариативные программы строятся в соответствии с ними.

Изобразительное искусство. Начальная школа

Требования к уровню подготовки выпускников

Изучение искусства должно предоставить учащимся возможность:

– развить эмоциональную отзывчивость на искусство, отношение к творчеству и искусству как созиданию красоты и пользы;

– развить образное мышление, способность различать виды и особенности художественных произведений, получить представление о жанрах и формах искусства, его выразительных средствах;

– познакомиться с выдающимися произведениями отечественного и зарубежного искусства;

– участвовать в коллективной и самостоятельной творческой деятельности

Обязательный минимум содержания образования

Живопись. Графика. Скульптура. Декоративно-прикладное искусство. Архитектура. Знакомство с картинами разных жанров. Шедевры выдающихся русских и зарубежных художников. Художественные промыслы. Художественные музеи и выставки. Художник и зритель.

Рисунок, цвет, композиция – выразительные средства изобразительного искусства. Художественные материалы, инструменты, техники.

Художественная деятельность. Рисование с натуры, по памяти и по представлению; лепка, конструирование, аппликация.

Объем знаний и умений, планируемый в 1 – 4 классах. В результате освоения обязательного минимума по изобразительному искусству в начальной школе учащиеся будут иметь представления:

– об изобразительном искусстве, народном и декоративно-прикладном искусстве, дизайне как о виде искусства, об их роли в жизни человека;

– об основных понятиях изобразительной грамоты;

– о взаимосвязи видов искусства;

– о наиболее значимых музеях искусств России.

Дети научатся различать (узнавать) произведения национального искусства и иных культурных регионов, традиционных художественных народных промыслов России;

– передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами. При выполнении учебных и творческих работ школьники начальных классов смогут использовать:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.146 (0.064 с.)