Методы обучения рисованию в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы обучения рисованию в России



Воспитание и обучение на Руси до 17 века. Воспитание у восточных славян в 6–9 веках соответствовало их общинно родовому образу жизни, особенностям среды обитания. Уклад жизни определил особенности воспитания детей и подростков, породил нравственные ценности, в передаче которых от поколения к поколению состояла сущность воспитания. В семье старшие учили младших. С молоком матери, с первых осознанных поступков впитывалась идея жертвенности во имя сохранения жизни сородичей.

До 3–4 лет мальчики девочки находились под опекой матери. В 3–4 года дети в семьях крестьян и ремесленников выполняли посильную работу. Детей знати часто отдавали до 7–8 – летнего возраста в другую семью. Такой обычай именовался кормильством. С 7 лет ребенок переходил в возраст отрока, длившийся от 14 до 15 лет. Девочки по истечении отрочества оставались под присмотром матери, приучаясь к ведению домашнего хозяйства, а мальчики попадали под опеку отца. Дети дружинников учились ратному искусству. С 12-летнего возраста они жили в особых домах-гридницах, где овладевали военным искусством.

Особую роль в воспитании играли обряды, связанные с жизнью восточных славян. Опыт трудового и нравственного воспитания передавался словесно посредством различных пословиц, поговорок. Огромное влияние на развитие детей оказывала аграрно-календарная поэзия.

Характер воспитания в 10–13 веках был в прямой зависимости от Византии, прежде всего, от православия. Смешение язычества и христианства наложило отпечаток на психологию и мироощущение русичей. Возник сплав мифологического сознания и культа бога – человека.

Главным очагом воспитания для всех сословий была семья. Церковь это контролировала. В семье обучали религии, навыкам ремесел и промыслу.

Важные сведения о воспитательных идеалах Киевской Руси содержат «Поучение Владимира Мономаха детям». Главным способом воспитания объявлялось подражание детей отцу. Главным очагом воспитания для всех сословий была семья. Дети знати и горожан могли получить элементарное образование в семье.

В 14–16-х веках многовековое монголо-татарское иго наложило определенный отпечаток на миро ощущение и воспитание на Руси. В них прибавились жесткость, взгляд на человека как ничтожную пищику. В течение 14 – 16 веков Москва стремилась покончить с подобной идеологией. Сведения об идеалах, формах воспитания содержатся в ряде письменных памятников: «Пчела», «Домострой», «Послание Геннадия» и др. В одной из глав «Домостроя» перечислены запреты, которые должны соблюдать дети и взрослые: «Не красть, не распутничать, не лгать, не клеветать, не обижать чужого, не бражничать, не насмехаться, не помнить зла «и т.д. «Домострой» требует воспитания и иных добродетелей: мужества, настойчивости, трудолюбия, бережливости и др. основными способами воспитания признавались суровая дисциплина, систематические наказания, в том числе физические. Особое значение русский народ придавал традиции патриотического воспитания.

Воспитание происходило, прежде всего, в семье и при общении с наставниками «приходские священники, книжники, монахи».

В XI веке книжная графика и миниатюра достигают очень высокой степени развития («Остромирово Евангелие», 1056–1057; «Изборник Святослава», 1073, и др.). Почти во всех рукописных книгах мы находим рисунки и рисованные заглавные буквы. Все это говорит о том, что вместе с грамотой ученики овладевали и рисунком, который помогал вырабатывать каллиграфический почерк. Рисование преподавали в монастырских школах, как мужских, так и женских.

Для приобретения четкого и уверенного почерка и навыков в рисунке ученики рисовали главным образом пером, так как работа им требует особенно твердой и уверенной руки. Однако метод обучения рисованию строился главным образом на копировании образцов. Самостоятельного значения рисунок еще не имел, ему отводилась лишь техническая роль.

Роль художественного и художественно-образовательного центра в Московской Руси допетровского периода принадлежала Оружейной палате, этой «Академии XVII века». Она возникла в XVI столетии как учреждение, предназначенное обслуживать одну из сторон царского обихода – ее начало принято относить к установлению особого звания оружничего. Она была связана первое время своего существования почти исключительно с оружейным делом, но с годами приобретает все более широкие функции, очень скоро превратившись из хранилища великокняжеского оружия в его мастерскую. В нее постепенно входят оружейники, кузнецы, чеканщики, златописцы, ювелиры, золотых и серебряных дел мастера, художники (первыми «прикладники», занимавшиеся расписыванием знамен, стягов, палаток, а затем и иконописцы), каменных дел мастера, плотники, мастера, росписи и украшения книг, басменного и финифтяного дела и другие. Все это во многом способствовало распространению влияния центра на художественную жизнь всего Московского государства.

В последней четверти XVII века ученика впервые начинают заставлять систематически рисовать. В произведениях русских мастеров заметны и начатки линейной перспективы, и попытки передачи объема, и введенная Симоном Ушаковым светотеневая лепка.

В начале XVIII века впервые рисование появляется как общеобразовательный предмет. В этот период на рисование начинают смотреть как на одно из средств, способствующих развитию образного представления и умений, которые можно применить в любой профессии. Так, в 1715 году рисование было включено в число учебных предметов Морской академии. С 1716 года рисованием стали заниматься учащиеся хирургической школы при Санкт-Петербургском военном госпитале. В 1721 году рисование вводится в число учебных предметов в Карповской школе Феофана Прокоповича. В 1724 году в Российской Академии наук наряду с прочими науками преподавали «знатнейшие художества» и студенты академии, «буде охота есть», могли заниматься рисованием. Постепенно рисование как общеобразовательный предмет вводится все шире: с 1732 года оно преподается в Кадетском корпусе, с 1747 – в гимназии при Академии наук, с 1764 – в Институте благородных девиц при Воскресенском (Смольном) монастыре.

В 1735 году был издан на немецком и одновременно на русском языке учебник по рисованию И. Д. Прейслера «Основателъные правила, или Краткое руководство к рисовальному художеству». Иоганн Даниил Прейслер (1666 – 1737) – немецкий художник; с 1688 по 1696 год жил и работал в Риме, был директором Нюрнбергской Академии художеств. Обучение по системе Прейслера начинается с рисования прямых и кривых линий, геометрических фигур и объемных тел, после чего ученик переходит к рисованию частей человеческого тела, затем головы и, наконец, всей фигуры. Как и большинство художников-педагогов, в основу обучения рисунку Прейслер кладет геометрию и рисование с натуры. [29, c.118].

Большой вклад в методику преподавания рисунка был сделан художниками и педагогами Академии художеств А. П. Лосенко и В. К. Шебуевым. Лосенко разрабатывает очень подробную последовательность заданий, начиная с подбора оригиналов для копирования, гипсовых отливок, живописных оригиналов вплоть до постановок натуры, развитию образного представления и умений ого класса. Лосенко использовал метод наглядного показа, вел занятия в натурном классе, рисуя вместе с учениками. Он создал первые в практике Академии художеств учебные и методические пособия. По написанному им «Объяснение краткое пропорций человека» учились вплоть до 30 годов XIX века. Андрей Иванович Иванов, Алексей Егорович Егоров, Василий Козьмич Шебуев представляли различные направления в национальном искусстве первой половины XIX века. [14, с.74].

К началу XIX века русская Академия художеств выдвинулась в первый ряд среди художественных академий Европы. Она стала и центром методической работы в России. В Академии художеств зарождались новые взгляды на искусство, предлагались и утверждались новые методы преподавания рисования для целой сети учебных заведений. Так, постоянно держала связь с академией Арзамасская школа рисунка А. В. Ступина; под наблюдением академии была школа А. Г. Венецианова; «Курс рисования» А. П. Сапожникова для общеобразовательных школ также был апробирован академией.

Постановка художественного образования в Академии художеств оказала плодотворное влияние на развитие методики преподавания рисования не только в специальной художественной школе, но и в общеобразовательной.

Василий Козьмич Шебуев (1795-1855) – военный инженер и известный художник-любителъ в 1834 году издал «Курс рисования». Это был первый учебник для общеобразовательных учебных заведений, составленный русским художником. Учебник переиздавался затем много раз, последнее его издание – 1889 года. Курс рисования А. П. Сапожников начинает со знакомства с различными линиями, потом знакомит с углами, после чего идет освоение различных геометрических фигур. Вторая часть «Курса рисования» посвящена рисованию человеческой фигуры, а также некоторым правилам композиции. Ценность метода Сапожникова заключается в том, что он основан на рисовании с натуры, причем это не просто копирование натуры, а анализ формы. Сапожников поставил своей целью приучить рисующих с натуры мыслить, анализировать, рассуждать. Для демонстрации явлений перспективы Сапожников предлагал пользоваться специальными подставками и моделями, для демонстрации законов светотени – также особыми моделями.

Новый метод, предложенный Сапожниковым, нашел самое широкое применение не только в общеобразовательных школах, но и в специальных художественных учебных заведениях. Сапожников рекомендует педагогу не столько выправлять рисунок ученика, сколько объяснять его ошибки словесно. Нужно, чтобы ученики, следуя устным указаниям и отвечая на направляющие вопросы педагога, по собственному соображению могли правильно нарисовать каждую из поставленных перед ними новых моделей

В 1844 году Г. А. Гиппиус издает фундаментальный труд – «Очерки теории рисования как общего учебного предмета». Здесь были сконцентрированы все передовые идеи педагогики того времени.

Методика, говорит Гиппиус, не должна придерживаться определенного шаблона, разными методами преподавания можно достигнуть хороших результатов. Чтобы научиться рисовать, нужно научиться рассуждать и мыслить, говорит Гиппиус, а это необходимо всем людям, и развивать умение мыслить надо с детского возраста.

К педагогу Гиппиус предъявляет очень высокие требования. Педагог должен не только многое знать и уметь, но и выступать перед учениками как актер. Работа каждого ученика должна быть в поле зрения преподавателя. Большое внимание Гиппиус обращает на материалы и оборудование: «Как худым пером невозможно хорошо писать, так точно нельзя хорошо рисовать худым карандашом. Следственно, учитель должен заботиться о хорошем материале; никто более его не чувствует в нем нужды, никому другому недостаток в хорошем материале столь не чувствителен, как учителю. Пусть же он потрудится выбрать оный».

Много было сделано в этот период и в области издания различных пособий по рисованию. Целый ряд пособий представляет большой интерес, как с методической точки зрения, так и с точки зрения художественного оформления.

В 40-е годы 19 века в методах обучения стал обнаруживаться застой. От преподавания были отстранены многие выдающиеся педагоги. Натура так таковая не изучалась. Академию художеств начинает затягивать рутина. С педагогической деятельностью Карла Павловича Брюллова (1799-1852) связано временное оживление академической системы преподавания. Брюллов придавал особое значение рисованию с натуры, внимательно подходил к индивидуальности каждого ученика, был сторонником строгого академического рисунка, был против ложной идеализации, ратовал за реализм и непосредственность жизненных наблюдений. Большое значение в обучении рисунку Брюллов отводил личному показу, так усваивается не только учебный материал, но и возможности техники исполнения.

Много ценного в методику преподавания академического рисунка внес Иван Николаевич Крамской (1837-1887). Он считал, что педагог перед учениками всегда несет большую ответственность, он не отходил от ученика, пока не убеждался, что тот понял все, что объяснил ему учитель. Большое значение в рисунке Крамской придавал форме, правильному пониманию объема. Чтобы ученик успешно продвигался в рисунке, ему необходимо заниматься и скульптурой, только тогда он сможет правильно понимать рельеф формы. Крамской издал «Школу рисования», состоящую из 60 рисунков.

Исследуя историю развития методики преподавания рисования, необходимо несколько слов сказать и о постановке обучения рисунку в общеобразовательных школах России.

В 1804 году школьным уставом рисование вводится во все уездные училища и гимназии.

Из-за недостатка учителей в 1825 году в Москве по инициативе графа С. Г. Строганова основывается Училище технического рисования, где было отделение, готовившее учителей рисования для общеобразовательной школы.

Со второй половины XIX века вопросам методики преподавания начинают уделять особое внимание не только выдающиеся художники-педагоги, но и рядовые учителя школ. Они понимали, что без специальной методической подготовки нельзя успешно вести педагогическую работу. Весьма показательной в этом отношении является «Записка по предмету рисования» учителя Н. К. Зарянко. «Записка» была им подана в Академию художеств в 1858 году. Он обращал внимание Академии на слабую педагогическую и методическую подготовку учителей рисования. Особое внимание Зарянко обращает на порочный метод «рисуй, как видишь, как умеешь». С горечью говорит Зарянко и о недооценке рисования как общеобразовательного предмета: «Рисование есть единственный предмет, который учит видеть предметы такими, как есть они в природе; единственный предмет, который строго научает этому и также строго рассматривать природу».

В 1864 году уставом средних учебных заведений рисование было исключено из числа обязательных предметов. В уставе говорилось, что отказаться от преподавания приходится, с одной стороны, «по недостатку времени», а с другой стороны, «по недостатку хороших учителей».

В 1870 году для поощрения и развития художественного образования учреждаются художественные конкурсы для учащихся средних общеобразовательных учебных заведений, с присуждением поощрительных наград. Художественная комиссия не только присуждала награды за присланные рисунки, но и обсуждала вопросы методики преподавания в общеобразовательных классах.

В 1872 году рисование вновь включается в круг учебных предметов реальных и городских училищ. В том же 1872 году были учреждены «Бесплатные воскресные классы рисования для народа».

С целью выработки методов преподавания рисования в общеобразовательных школах была создана специальная комиссия при Академии художеств. В эту комиссию входили выдающиеся художники: Н. Н. Ге, И. Н. Крамской, П. П. Чистяков. Комиссия занималась также составлением программы для средних учебных заведений.

Члены комиссии имели в виду, что общие методические указания для учебных заведений должны быть едиными и что учащиеся должны идти по пути постепенного накопления и углубления знаний и совершенствования умений.

Павел Петрович Чистяков

Большое влияние на развитие методики преподавания рисования оказал выдающийся художник-педагог Павел Петрович Чистяков (1832-1919). Его взгляды на цели и задачи искусства и художественной школы начали формироваться в 60-е годы XIX века. Это было время борьбы передовых общественных сил с остатками крепостничества, время борьбы против реакционной идеологии, налагавшей цепи на свободную научную и творческую мысль. Революционно-демократические идеалы разночинной интеллигенции России указывали новый путь в развитии науки и искусства.

Императорская же Академия художеств к этому времени погрязла в рутине, стала придерживаться догматического метода преподавания, отгородилась от жизни неприступной стеной. П. П. Чистякову стало ясно, что Академия нуждается в реформе, ее мертвящая власть над художниками и искусством недопустима. Двадцатилетие деятельности Чистякова в качестве адъюнкт-профессора Академии художеств (1872 – 1892) было основным и плодотворнейшим педагогическим периодом его жизни. В это время он вырабатывал новую методику преподавания, проверял на практике свою педагогическую систему. В царской России заслуги П. П. Чистякова не были оценены должным образом. Особый интерес для нас представляют мысли П. П. Чистякова о методике преподавания рисования в общеобразовательной школе. С 1871 года Чистяков принимал активное участие в комиссии по присуждению премий за рисунки учащихся средних учебных заведений, и эта деятельность привлекла его внимание к постановке рисования в общеобразовательных школах.

Чистяков писал: «Изучение рисования, строго говоря, должно [начинаться и] оканчиваться с натуры; под натурой мы разумеем здесь всякого рода предметы, окружающие человека». Копировальный метод он отвергал категорически.

На рисование в средней школе Чистяков смотрел как на общеобразовательный предмет: «Рисование как изучение живой формы есть одна из сторон знания вообще; оно требует такой же деятельности ума, как науки, признанные необходимыми для элементарного образования» Хотя мы в общеобразовательной школе и не готовим художников, говорит П. П. Чистяков, однако преподавание рисования должно проходить по всем правилам и законам этого искусства. «Во втором отделении, где рисуют с натуры геометрические тела, следует предварительно дать учащимся простое и ясное понятие об устройстве глаза человеческого, объяснить правила перспективы, как науки, вытекающей из оного устройства глаза и относительного расстояния предметов. Дать понятие о картинной плоскости, о горизонте, точке зрения, схода, об отдалении и прочее».

И далее: «Требуется при рисовании с геометрических тел соблюдать точное исполнение необходимых условий теории линейной перспективы, а именно: требуется сознавать положение картинной плоскости под прямым углом к оси зрения и с точкой зрения посредине оной плоскости. Следствием чего является необходимость объяснять ученику положение его картинной плоскости относительно срисовываемого предмета на том основании, что предмет всегда остается в одном положении, а места рисующего относительно его различно изменяются».

Педагогические взгляды Чистякова основываются на данных науки. Главную роль в системе обучения Чистякова играла картинная плоскость, которая являлась посредником между натурой и рисующим, помогала сверять изображение с натурой – «система проверочного рисования». При обучении рисованию с натуры нужна строгая система и методическая последовательность выполнения учебных задач. Обучая рисованию, педагог должен в ясной и понятной форме разъяснить основные положения академического рисунка, активизировать познавательную деятельность ученика.

Большую ценность для нас представляют идеи Чистякова, касающиеся взаимоотношений педагога с воспитанниками. Ученик Чистякова, живописец М. Г. Платунов писал о мыслях Чистякова по этому поводу: «Прежде всего, говорил он, надо знать ученика, его характер, его развитие и подготовку, чтобы в зависимости от этого найти нужный подход к нему. Нельзя подходить с одной меркой ко всем. Никогда не надо ученика запугивать, а, наоборот, вызывать в нем веру в себя, чтобы он, не идя на поводу, сам разбирался в своих сомнениях и недоумениях. Главным образом руководство должно заключаться в том, чтобы направить ученика на путь изучения и вести его неуклонно по этому пути. В учителе ученики должны видеть не только требовательного учителя, но и друга». Давая советы учителю, П. П. Чистяков особо выделял умение смотреть на натуру: «Так как не все юноши одинаково талантливы, не все глядят при рисовании на натуру правильно, то, прежде всего надо научить их смотреть, как следует. Это почти что самое необходимое».

Для России конца XIX – начала XX века был характерен повышенный интерес к методике преподавания рисования и в специальных, и в общеобразовательных учебных заведениях. В частности, бурные дискуссии вызвал вопрос о преимуществах «геометрального» и «натурального» методов преподавания. Специалистов школьного воспитания всё больше начинают интересовать вопросы детского творчества, детской психологии, экспериментальной педагогики. Изучение и исследование детских рисунков увлекает не только учителей рисования, но и художников, искусствоведов, психологов, социологов, историков. Научному направлению в изучении детского творчества предсказывается большое будущее.

Такое широкое и повсеместное увлечение детским творчеством имело свои положительные стороны. Прежде всего, методика преподавания рисования стала получать научно-теоретическое обоснование, на изобразительную деятельность детей стали смотреть более серьезно, а на рисование в школе – как на важный учебно-воспитательный предмет.

Вместе с тем в этот период широкое распространение получают идеи «свободного воспитания», заимствованные у зарубежных специалистов. Наряду с положительными моментами здесь было и много отрицательного. Это, прежде всего сведение роли учителя к роли пассивного наблюдателя, излишнее преклонение перед непосредственностью и наивностью детского рисунка. Ложная точка зрения была заложена и в научном обосновании закономерностей развития ребенка и его психики. Теория спонтанного саморазвития ребенка, т. е. такого развития, которое не зависит от внешних воздействий окружающей среды, была неверной, идеалистической. Биогенетическая концепция приводила исследователей к ложному выводу, будто самое главное в ходе развития ребенка – это устранить обучающее и воспитывающее влияние взрослых, не делать из детей «преждевременных старичков». Все должно быть подчинено естественному развитию ребенка, отсюда – никакого насилия, никакого принуждения.

Эти ложные установки нашли отражение и в учебно-методических пособиях и руководствах [28, 68].

Развитие передового реалистического искусства19 века совпало по времени с развитием педагогической мысли. Экспериментальной педагогики и психологии. Поколения русских художников и педагогов воспитывалось на произведениях крупнейших художников – Федотова, Крамского, Перова, Репина, Васнецова, Левитана, Чистякова и др. – создателях выдающихся произведений русской реалистической живописи.

На выбранный метод обучения рисованию в школе, основанный на изучении натуры, считая натуру основой изучения живописи. Большое значение придавалось развитию памяти и воображения.

П. П. Чистяков – выдающийся художник-педагог уделял большое внимание профессиональному обучению в академии художеств и первоначальному обучению в общеобразовательной школе.

В 1860-е гг. преподавание в общеобразовательных учебных заведениях было поставлено крайне плохо. Не хватало учителей рисования, не было нужных учебных пособии и методических руководств.

В 1869 г. рисование исключили из числа обязательных предметов. Академией художеств и Чистяковым были подняты вопросы об организации специальных художественно-педагогических курсов для подготовки учителей рисования.

Исполнительный Комитет Всероссийского Съезда Художников, ссылаясь на вышеприведенные постановления Съезда, обратился летом 1912 года в Министерство Народного Просвещения с ходатайством о пересмотре программ, но так как ответа от Министерства до сего времени не последовало, то Общество Учителей Рисования, заинтересованное правильной постановкой дела и улучшением положения преподавателей рисования, обращается в Совет Императорской.

Примером могут служить пособия: А. Н. Смирнов. Таблицы для преподавания начального рисования. СПб., 1894; М. М. Попов. Стенные таблицы для элементарного рисования. СПб., 1896 и 1899; Ф. Ф. Пуцыкович. Рисование по сетке. СПб., 1881 и 1908; М. Маймистов. Пособие при первоначальном обучении рисованию. М., 1890; В. Я. Волчаскии. Элементарный курс рисования. Ч. 1–3. Лодзь, 1898.

Существенным недостатком многих работ было и то, что все методические положения строились на случайных, субъективных рассуждениях отдельных авторов, без достаточного научного обоснования установок реалистического искусства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.84.32 (0.026 с.)