Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика проведения занятий по изобразительному искусству на разных ступенях школьного обучения
1 Ступень – 1–4 класс. Закладываются основы художественно-творческой деятельности ребенка по всем направлениям: живопись, рисунок, композиция. Даются основные понятия «цвет», «композиция», «линия», «пятно» и т.п. Учащиеся знакомятся с видами изобразительного искусства «пейзаж», «портрет», «натюрморт». Основой является Декоративно-прикладное искусство. 2 ступень – 5–7 класс. В этот период обучения у учащихся систематизируются и углубляются знания по всем направлениям художественно-творческой деятельности. Изучаются закономерности в композиции, цветоведении и т.д. 3 ступень – 8–9 класс. На заключительном этапе учащиеся обобщают полученные знания и знакомятся с основами дизайна. Методика преподавания в Дошкольном Образовательном учреждении Обучение в детских дошкольных учреждениях призваны развивать творческие способности детей, закладывать основы общего интеллектуального развития. Поэтому все программы обучения изобразительному искусству в этот период представляют собой разнообразие и вариативность использование активных форм деятельности по живописи, лепке, аппликации. Занятия должны быть сопряжены с игровой деятельностью По мнению ряда педагогов доцента кафедры интеллектуального развития, к.п.н. Никифорова А.С., к.п.н. Рыбкиной И.Н., д.ф.н. Шкатовой Л.А., академика МАИ Чапцова Р.П. и др. первейшая задача взрослого человека, родителя дать ребенку «щит» – интеллектуальное воспитание, которое заключается в способности человека отображать действительность «человеческим образом» при помощи хорошо известных только ему средств, способов и символов отображения. Для человека, как и для общества такими издревле «хорошо известными» способами, средствами отображения как раз и являются СЛОВО, МУЗЫКА и ЖИВОПИСЬ. Именно факт формирования интеллекта к 8-10 годам жизни индивида заметил и выделил как некую особенность академик А. Нефах. Вследствие чего ученый утверждает, что следует заниматься интеллектуальным воспитанием ребенка с рождения, в крайнем случаи с раннего возраста. Умения и практические навыки: 1-й год обучения (2–3 года) УМЕНИЯ: определить цвет, назвать его; лепить круглые и плоские формы; располагать рисунок по центру из цветных бумажных элементов.
ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ: держать правильно карандаш и кисть; смачивать кисть в воде и набирать краски кистью; смешивать краски. 2-й год обучения (4–5 лет) УМЕНИЯ: определить цветовую гамму, назвать краски теплой и холодной гаммы; лепить круглые и плоские формы, соединяя их в различной комбинации; составлять несложные композиции, располагать динамично. ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ: владение техникой работы кистью «по – сырому», пастозно;вырезать из цветной бумаги элементы по шаблону; смешивать краски и получать оттенки красного и синего цвета. Методика преподавания на общеобразовательном и профильном уровнях обучения Общеобразовательная школа должна раскрывать эстетические, общекультурные аспекты искусства. Общеобразовательная система -двухуровневая. Первый уровень – это традиционная система с одночасовым регламентом. Соответственно и организация подачи материала здесь включает основные аспекты искусства. Второй уровень – эстетические двухчасовые классы. Начальная школа – основы эстетического воспитания и художественного образования – интерес к реальной жизни через искусство, знакомство с видами художественной деятельности. Средняя школа – изучение видов искусства и его синтез с временными (музыка, литература) и пластическими (театр, кино, цирк, телевидение). Однако задачи общеобразовательной школы и системы дополнительного образования разняться. Главной задачей обучения детей на профильном уровне обучения является углубленное обучение изобразительной грамоты, воспитание их эстетического вкуса и выявление наиболее одаренных учащихся для продолжения художественного образования в средних специальных учебных заведениях (профориентационная работа). Методика проведений занятий значительно отличается по структуре, продолжительности и направленности. В образовательном процессе происходит деление на отдельные дисциплины; живопись, композиция, рисунок, декоративно-прикладное искусство, история искусств, дизайн и др. Система дополнительного образования – кружки, ДХШ. Начальное профессиональное образование в ДХШ строится по предметно: рисунок, живопись, композиция, декоративно-прикладное искусство, история искусств.
Рисунок. Основная методическая проблема – привитие навыков конструктивно-аналитического мышления. Поэтапная работа над постановкой, при которой особое внимание уделяется конструктивному анализу формы. Работа по памяти и воображению. Наброски и зарисовки. Живопись. Пластическая и свето-воздушная организация пространства. Лепка объемов цветом. Этюдная работа. Сочетание длительных и краткосрочных работ. Композиция. Понимание законов, принципов и средств композиции. Знакомство с различными видами художественной деятельности, с опытом работы мастеров. Декоративно-прикладное искусство. Материалы, используемые в декоративно – прикладном искусстве. Синтез архитектуры, скульптуры, монументального и прикладного искусства. Форма, цвет, текстура и фактура в предметах декоративно-прикладного искусства. Стилизация и декорирование. Виды композиций и способы их построения. Скульптура. Лепка с натуры, по памяти, представлению и наблюдению людей предметов быта, птиц, животных. Лепка плоского рельефа. Объемный рельеф. Натюрморт в скульптуре. Объемная скульптура композиция. История искусств. Мировой историко-художественный процесс – это не ряд параллельных национальных «линий», а сложная сеть взаимных пересечений, влияний, заимствований, обменов, сближений и расхождений, что всякая культура диалогична, и в разных культурах это свойство проявлялось и проявляется в разной степени. Планирование учебной работы по изобразительному искусству на учебный год и на каждую четверть. Приступая к планированию учебно-воспитательной работы, прежде всего необходимо хорошо изучить программу. Программа дает перечень основных заданий и постановок, указывает порядок и последовательность изучения курса по годам обучения, количество часов, отводимых на каждое задание, и средства выполнения. Знания и навыки, которые уч-ся должны усвоить в каждом классе, надо распределить по четвертям и неделям. Начинающим педагогам часто кажется, что такая работа не нужна, что в учебной программе все это есть. Но хотя программа и раскрывает методическую последовательность усложнения учебных задач по годам обучения, однако многих частных вопросов методики преподавания она не касается. Как мы уже выяснили, педагогический процесс – творческий процесс. Поэтому учебную программу надо рассматривать не как догму, а как общее руководство к действию. В программе дается лишь основное направление, а реализация его, решение многочисленных частных вопросов – дело самого учителя, организатора работы. Некоторые начинающие учителя спрашивают, как можно реализовать программу, когда в ней даются иногда невыполнимые рекомендации. Например, в беседах об искусстве указываются такие картины, репродукции которых найти в магазинах не всегда удается. Или в разделе по рисованию с натуры предлагается ставить натюрмортные постановки из таких предметов, которых в сельской местности нет. Учебная программа не требует такого буквального исполнения. Она указывает, с какими художниками надо знакомить уч-ся и какие произведения наиболее ярко раскрывают творческое лицо художника. Вполне понятно, что если у преподавателя нет указанных репродукций картин того или иного художника, то он может заменить их другими картинами того же художника. То же и с натюрмортными постановками. Программа указывает только степень сложности форм предметов для натурных постановок, но если у учителя нет указанных предметов, он может заменить их другими аналогичными по форме.
Поэтому, планируя учебную работу по программе, педагогу необходимо, с одной стороны выделить основное содержание учебного материала, с другой стороны – согласовать его с тем дидактическим материалом, который имеется в его распоряжении. При составлении индивидуального плана работы в школе учителю необходимо разработать и годовые планы работы для каждого класса. Такие годовые планы лучше всего делать иллюстративными: они позволяют наглядно видеть сразу весь комплекс работ. Составляя годовой план работы без иллюстраций, многие неудачно планируют отдельные виды занятий по четвертям: на конец четверти относят либо беседы об искусстве, либо уроки рисования с натуры. Такое планирование занятий нельзя назвать удачным. Дети, заканчивая занятия в школе, уходят на каникулы без всякого настроя на дальнейшую работу по изобразительному искусству. Если бы последним заданием в четверти было декоративное или тематическое рисование, то реябта легко настроились бы на продолжение этой работы ив каникулярное время. Дети охотно выполняют декоративные работы и тематические композиции, связанные с праздниками – Новый Год, Восьмое Марта, Первое мая и др. Иллюстрированный план сразу позволяет увидеть эти недочеты. Кроме того, в иллюстрированном плане легко отразить и характер учебных постановок, и их методическую направленность. Годовой учебный план лучше всего составить в виде таблицы, в клетках которой распределяется учебный материал и по четвертям, и по отдельным урокам. В каждой клетке указывается вид учебной работы, тема урока и наглядно показывается содержание работы. Некоторые методисты считают такой вид работы излишним, так как для выполнения иллюстрированного плана требуется известная затрата времени. Практика убедила в обратном. Те, кто не составляет иллюстрированного плана, тратят больше времени, им приходится перекраивать свой план работы по нескольку раз в год. Имея перед собой иллюстрированный план, учитель сразу видит, где целесообразнее дать школьникам то или иное задание. Кроме того, такие иллюстрированные планы в значительной степени облегчают дальнейшую работу по ежегодному планированию учебного материала – составлению календарных планов для каждого класса, тематических разработок и конспектов уроков. Одновременно с составлением учебного плана преподаватель подбирает дидактический и методический материал. Сюда входит методическая и специальная литература, выписки из нее в виде цитат, аннотаций, иллюстративный материал, различного рода пособия (схемы, плакаты, приборы), образцы народного творчества. Небольшой по размеру учебно-методический материал следует разложить по темам и хранить в отдельных папках или конвертах. Для материала крупного размера (репродукции, плакаты, методические таблицы) следует завести специальные папки. Более дентальная подготовка преподавателя к учебным занятиям может быть выражена в составлении тематических разработок. В них определяется конкретное содержание каждого урока, указываются методика построения учебного процесса, оборудование и те мероприятия, которые необходимы для усвоения и закрепления учебного материала.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 695; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.77.98 (0.006 с.) |