Методика проведения занятий по изобразительному искусству на разных ступенях школьного обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика проведения занятий по изобразительному искусству на разных ступенях школьного обучения



1 Ступень – 1–4 класс. Закладываются основы художественно-творческой деятельности ребенка по всем направлениям: живопись, рисунок, композиция. Даются основные понятия «цвет», «композиция», «линия», «пятно» и т.п. Учащиеся знакомятся с видами изобразительного искусства «пейзаж», «портрет», «натюрморт». Основой является Декоративно-прикладное искусство.

2 ступень – 5–7 класс. В этот период обучения у учащихся систематизируются и углубляются знания по всем направлениям художественно-творческой деятельности. Изучаются закономерности в композиции, цветоведении и т.д.

3 ступень – 8–9 класс. На заключительном этапе учащиеся обобщают полученные знания и знакомятся с основами дизайна.

Методика преподавания в Дошкольном Образовательном учреждении Обучение в детских дошкольных учреждениях призваны развивать творческие способности детей, закладывать основы общего интеллектуального развития. Поэтому все программы обучения изобразительному искусству в этот период представляют собой разнообразие и вариативность использование активных форм деятельности по живописи, лепке, аппликации. Занятия должны быть сопряжены с игровой деятельностью

По мнению ряда педагогов доцента кафедры интеллектуального развития, к.п.н. Никифорова А.С., к.п.н. Рыбкиной И.Н., д.ф.н. Шкатовой Л.А., академика МАИ Чапцова Р.П. и др. первейшая задача взрослого человека, родителя дать ребенку «щит» – интеллектуальное воспитание, которое заключается в способности человека отображать действительность «человеческим образом» при помощи хорошо известных только ему средств, способов и символов отображения.

Для человека, как и для общества такими издревле «хорошо известными» способами, средствами отображения как раз и являются СЛОВО, МУЗЫКА и ЖИВОПИСЬ.

Именно факт формирования интеллекта к 8-10 годам жизни индивида заметил и выделил как некую особенность академик А. Нефах. Вследствие чего ученый утверждает, что следует заниматься интеллектуальным воспитанием ребенка с рождения, в крайнем случаи с раннего возраста.

Умения и практические навыки:

1-й год обучения (2–3 года)

УМЕНИЯ: определить цвет, назвать его; лепить круглые и плоские формы; располагать рисунок по центру из цветных бумажных элементов.

ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ: держать правильно карандаш и кисть; смачивать кисть в воде и набирать краски кистью; смешивать краски.

2-й год обучения (4–5 лет) УМЕНИЯ: определить цветовую гамму, назвать краски теплой и холодной гаммы; лепить круглые и плоские формы, соединяя их в различной комбинации; составлять несложные композиции, располагать динамично. ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ: владение техникой работы кистью «по – сырому», пастозно;вырезать из цветной бумаги элементы по шаблону; смешивать краски и получать оттенки красного и синего цвета.

Методика преподавания на общеобразовательном и профильном уровнях обучения

Общеобразовательная школа должна раскрывать эстетические, общекультурные аспекты искусства. Общеобразовательная система -двухуровневая. Первый уровень – это традиционная система с одночасовым регламентом. Соответственно и организация подачи материала здесь включает основные аспекты искусства. Второй уровень – эстетические двухчасовые классы.

Начальная школа – основы эстетического воспитания и художественного образования – интерес к реальной жизни через искусство, знакомство с видами художественной деятельности.

Средняя школа – изучение видов искусства и его синтез с временными (музыка, литература) и пластическими (театр, кино, цирк, телевидение).

Однако задачи общеобразовательной школы и системы дополнительного образования разняться.

Главной задачей обучения детей на профильном уровне обучения является углубленное обучение изобразительной грамоты, воспитание их эстетического вкуса и выявление наиболее одаренных учащихся для продолжения художественного образования в средних специальных учебных заведениях (профориентационная работа).

Методика проведений занятий значительно отличается по структуре, продолжительности и направленности. В образовательном процессе происходит деление на отдельные дисциплины; живопись, композиция, рисунок, декоративно-прикладное искусство, история искусств, дизайн и др.

Система дополнительного образования – кружки, ДХШ.

Начальное профессиональное образование в ДХШ строится по предметно: рисунок, живопись, композиция, декоративно-прикладное искусство, история искусств.

Рисунок. Основная методическая проблема – привитие навыков конструктивно-аналитического мышления. Поэтапная работа над постановкой, при которой особое внимание уделяется конструктивному анализу формы. Работа по памяти и воображению. Наброски и зарисовки.

Живопись. Пластическая и свето-воздушная организация пространства. Лепка объемов цветом. Этюдная работа. Сочетание длительных и краткосрочных работ. Композиция. Понимание законов, принципов и средств композиции. Знакомство с различными видами художественной деятельности, с опытом работы мастеров. Декоративно-прикладное искусство. Материалы, используемые в декоративно – прикладном искусстве. Синтез архитектуры, скульптуры, монументального и прикладного искусства. Форма, цвет, текстура и фактура в предметах декоративно-прикладного искусства. Стилизация и декорирование. Виды композиций и способы их построения. Скульптура. Лепка с натуры, по памяти, представлению и наблюдению людей предметов быта, птиц, животных. Лепка плоского рельефа. Объемный рельеф. Натюрморт в скульптуре. Объемная скульптура композиция. История искусств. Мировой историко-художественный процесс – это не ряд параллельных национальных «линий», а сложная сеть взаимных пересечений, влияний, заимствований, обменов, сближений и расхождений, что всякая культура диалогична, и в разных культурах это свойство проявлялось и проявляется в разной степени.

Планирование учебной работы по изобразительному искусству на учебный год и на каждую четверть.

Приступая к планированию учебно-воспитательной работы, прежде всего необходимо хорошо изучить программу. Программа дает перечень основных заданий и постановок, указывает порядок и последовательность изучения курса по годам обучения, количество часов, отводимых на каждое задание, и средства выполнения. Знания и навыки, которые уч-ся должны усвоить в каждом классе, надо распределить по четвертям и неделям. Начинающим педагогам часто кажется, что такая работа не нужна, что в учебной программе все это есть. Но хотя программа и раскрывает методическую последовательность усложнения учебных задач по годам обучения, однако многих частных вопросов методики преподавания она не касается. Как мы уже выяснили, педагогический процесс – творческий процесс. Поэтому учебную программу надо рассматривать не как догму, а как общее руководство к действию. В программе дается лишь основное направление, а реализация его, решение многочисленных частных вопросов – дело самого учителя, организатора работы.

Некоторые начинающие учителя спрашивают, как можно реализовать программу, когда в ней даются иногда невыполнимые рекомендации. Например, в беседах об искусстве указываются такие картины, репродукции которых найти в магазинах не всегда удается. Или в разделе по рисованию с натуры предлагается ставить натюрмортные постановки из таких предметов, которых в сельской местности нет. Учебная программа не требует такого буквального исполнения. Она указывает, с какими художниками надо знакомить уч-ся и какие произведения наиболее ярко раскрывают творческое лицо художника. Вполне понятно, что если у преподавателя нет указанных репродукций картин того или иного художника, то он может заменить их другими картинами того же художника. То же и с натюрмортными постановками. Программа указывает только степень сложности форм предметов для натурных постановок, но если у учителя нет указанных предметов, он может заменить их другими аналогичными по форме.

Поэтому, планируя учебную работу по программе, педагогу необходимо, с одной стороны выделить основное содержание учебного материала, с другой стороны – согласовать его с тем дидактическим материалом, который имеется в его распоряжении. При составлении индивидуального плана работы в школе учителю необходимо разработать и годовые планы работы для каждого класса. Такие годовые планы лучше всего делать иллюстративными: они позволяют наглядно видеть сразу весь комплекс работ. Составляя годовой план работы без иллюстраций, многие неудачно планируют отдельные виды занятий по четвертям: на конец четверти относят либо беседы об искусстве, либо уроки рисования с натуры. Такое планирование занятий нельзя назвать удачным. Дети, заканчивая занятия в школе, уходят на каникулы без всякого настроя на дальнейшую работу по изобразительному искусству. Если бы последним заданием в четверти было декоративное или тематическое рисование, то реябта легко настроились бы на продолжение этой работы ив каникулярное время. Дети охотно выполняют декоративные работы и тематические композиции, связанные с праздниками – Новый Год, Восьмое Марта, Первое мая и др. Иллюстрированный план сразу позволяет увидеть эти недочеты. Кроме того, в иллюстрированном плане легко отразить и характер учебных постановок, и их методическую направленность. Годовой учебный план лучше всего составить в виде таблицы, в клетках которой распределяется учебный материал и по четвертям, и по отдельным урокам. В каждой клетке указывается вид учебной работы, тема урока и наглядно показывается содержание работы.

Некоторые методисты считают такой вид работы излишним, так как для выполнения иллюстрированного плана требуется известная затрата времени. Практика убедила в обратном. Те, кто не составляет иллюстрированного плана, тратят больше времени, им приходится перекраивать свой план работы по нескольку раз в год. Имея перед собой иллюстрированный план, учитель сразу видит, где целесообразнее дать школьникам то или иное задание. Кроме того, такие иллюстрированные планы в значительной степени облегчают дальнейшую работу по ежегодному планированию учебного материала – составлению календарных планов для каждого класса, тематических разработок и конспектов уроков.

Одновременно с составлением учебного плана преподаватель подбирает дидактический и методический материал. Сюда входит методическая и специальная литература, выписки из нее в виде цитат, аннотаций, иллюстративный материал, различного рода пособия (схемы, плакаты, приборы), образцы народного творчества. Небольшой по размеру учебно-методический материал следует разложить по темам и хранить в отдельных папках или конвертах. Для материала крупного размера (репродукции, плакаты, методические таблицы) следует завести специальные папки. Более дентальная подготовка преподавателя к учебным занятиям может быть выражена в составлении тематических разработок. В них определяется конкретное содержание каждого урока, указываются методика построения учебного процесса, оборудование и те мероприятия, которые необходимы для усвоения и закрепления учебного материала.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 695; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.77.98 (0.006 с.)