Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дать понятие методики как науки.Содержание книги
Поиск на нашем сайте Дать понятие методики как науки. Методика – наука, исследующая закономерности обучения определенного учебного предмета. Методика как наука изучает цели, средства, методы организации формы обучения ИЯ, способы учения, восприятия и овладения языком в процессе его изучения. Методика относится к педагогическим наукам и является самостоятельной наукой, так как: - имеет свою научную основу; - имеет свои методы исследования; - имеет экспериментально - техническую базу; - имеет предмет изучения. Методика тесно связана с психологией, педагогикой, лингвистикой, социологией, социолингвистикой, культурологией. OCHOBHЫE КАТЕГОРИИ МЕТОДИКИ Методические категории – обобщенные знания о явлениях из области методики преподавания языка, отражающие их существенные признаки, которые выражены в виде терминов: - принципы обучения – исходные положения, призванные определять стратегии и тактики обучения. Способ организации учебно-воспитательной деятельности. - приемы обучения - действия с учебным материалом; составная часть или отдельная сторона метода обучения. - средства обучения - то, что находится в распоряжении учителя и призвано помочь в организации проведении учебно-воспитательного процесса (по их роли - основные и вспомогательные; по адресату – деятельность учителя, деятельность обучаемого: по каналу связи: зрительные, слуховые, зрительно-слуховым: по использованию: технические, нетехнические. Форма – характер общения в процессе взаимодействия учителя и учащегося
В качестве объекта методики рассматривают процесс обучения иностранному языку, включающий деятельность учителя и учащихся, основные организационные формы их взаимодействия (уроки, внеклассная работа), программы, учебники, учебные пособия, обеспечивающие обучение учебному предмету. В предмет методики входят подсистемы внутри учебного предмета (Знания, выраженные в категориях, цели, содержание, методы, принципы и т.д): 1) Общая методика занимается изучением закономерностей и особенностей иностранному языку не зависимо от языка; 2) Частная методика освещает закономерности и особенности конкретному иностранному языку; 3) Специальная методика исследует закономерности и особенности обучения отдельным аспектам языка (произношение, лексика, грамматика, аудирование и т.д..). Таким образом, в предмет методики входят подсистемы внутри учебного предмета, т.е. знания о нем, зафиксированные в категориях, цели, содержании, методов обучения и др., находящихся в тесной взаимосвязи друг с другом. Специфические:
1. Принцип коммуникативности – предполагает, что обучение ИЯ осуществляется через общение, в ситуациях, максимально приближенных к реальной коммуникации. 2. Принцип взаимодействия обучающих видов речевой деятельности – овладение новым языковым материалом осуществляется, если новый учебный материал пропускается через 4 вида речевой деятельности: говорение, чтение, аудирование, письменная речь. 3. Принцип учета родного языка – предусматривает выявление трудностей, вызванных различиями в системе изучаемого и родного языков с целью преодоления отрицательного влияния родного языка. 4. Принцип обучения в контексте диалога культур – изучая язык мы параллельно изучаем культуру носителей языка.
- методы обучения – способ организации учебно-воспитательной деятельности. Схематизированный и проектируемы учителем способ деятельности. Всегда осознан. Также, это определенная система приемов - приемы обучения – действия с учебным материалом; составная часть или отдельная сторона метода обучения - средства обучения – то, что находится в распоряжении учителя и призвано помочь в организации проведении учебно-воспитательного процесса - система обучения – включает: подходы к обучению, цели и задачи, содержание, процесс, принципы, методы, средства. Доминирующая роль – цели и задачи. Предметные Сюжетные Ролевые Деловые Имитационные Игры-драматизации Интуитивный Установление связи слов с их значениями. Использование последовательности. Без родного языка. Функциональный Раскрытий функций ЛЕ. Создание готовности к использованию. Интенсивный Большой объём слов. Использование переводного и беспереводного способов. ||) Интуитивный Многократное повторение. Имитационные упражнения. Речевые упражнения. Функциональный Использование условно-речевых упражнений. Комбинирование ЛЕ в процессе формирования мысли. Использование на связках текста. Интенсивный Воспроизведение языкового материала в контексте Условно речевые упражнения. ) Интуитивный Использование ЛЕ в общении. Речевые упражнения. Функциональный Употребление ЛЕ в речевых упражнениях (ролевые игры, проблемные ситуации, дискуссия) Интенсивный Употребление в подстановочных упражнениях. Речевые упражнения. Отбор лексики осуществляется по основным принципам: 1. Статистические принципы (частотность, распространённость) 2. Лингвистические принципы (сочетаемость, строевая способность, значимость смысла, семитическая ценность, словообразовательная ценность) 3. Методический принцип (соответствие тематике) Требования к организации контроля на уроках иностранного языка -диктуемые условиями обучения (на разных этапах разные цели контроля, время, периодичность) - связанные с принципами обучения (научность, доступность, возраст. особ. и т.д.) -соответствующие определенным качественным характеристикам (объективность, надежность, соответствие содержанию обучения, адекватность объекту контроля) -корректность его организации (регулярность, охват уч-ся, ясность и понятность формулировок) Виды контроля 1.Контроль готовности к овладению деятельностью (предваряющий учебный процесс и как часть учебного процесса) – предварительный. Проводится в начале учебного года, четверти для изучения готовности учащихся к восприятию нового материала (тестирование) 2.Контроль процесса овладения компонентами деятельности в ходе учебного процесса - текущий Опрос: фронтальный, индивидуальный, комбинированный, взаимный, уплотненный.) Тестирование 3.Контроль результатов учебной деятельности как часть учебного процесса – тематический (промежуточный) - разные виды опроса, контрольная работа, тестирование, диктант (на орфографию), изложение 4. Итоговый контроль результатов учебной деятельности после завершения учебного процесса (в конце года)- зачет, экзамен
Объекты контроля: А) языковая компетенция (знания и речевые навыки); Б) коммуникативная компетенция – умение пользоваться ЗУН на практике в ситуациях общения; В) социально-культурная компетенция – знание страны изучаемого языка, национальные особенности речевого и неречевого поведения его носителей.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ: 1. индивидуальный – считается наиболее объективным, однако не пригоден для младшего этапа, его рекомендуется сочетать с фронтальным. 2. фронтальный – протекает в форме беседы со всеми. Достоинства: высокая активность, охват всех учащихся. Недостатки: поверхностный характер, не всегда объективен (текущий вид, но не итоговый). 3. групповой/ парный – задание выполняет вся группа. Например, ролевая игра, разыгрывание диалога. Они могут осуществляться устно или письменно.
СПОСОБЫ: традиционный – со стороны учителя (вопрос – ответ, дополни предложение). самоконтроль – установка на сравнение своих результатов с эталоном. взаимный – взаимная проверка и оценка качества выполнения задания. программированный. Взаимный – взаимная проверка и оценка качества выполненного задания Программированный – проверка компьютером. 23. Дать представление об обучении чтению (цели, содержание). Назвать виды чтения, дайте им краткую характеристику. Чтение как рецептивный вид РД – это процесс зрительного восприятия печатного текста и его понимание с различной степенью полноты, точности и глубины. Чтение может выступать как цель и средство обучения. Если обучают пониманию читаемого, это цель; если формируются и совершенствуются языковые навыки и развивается умение говорения, то это средство. Содержание обучения чтению включает в себя три компонента: Лингвистический компонент включает в себя: а) знание определенного лексического, грамматического и фонетического материала; б) знание графической системы иностранного языка и правил чтения; в) разные виды текстов, их тематика и предъявляемые к ним требования (познавательная ценность текста, соответствие текста возрасту и интересам учащихся, языковая доступность текста, его фабульность и аутентичность). Психологический компонент чтения включает в себя: а) учет мотивов и интересов учащихся при овладении этим видом речевой деятельности; б) навыки и умения чтения; в) механизмы чтения (механизмы восприятия и узнавания; механизм антиципации; механизмы ОП и ДП; механизмы осмысления); г) характер взаимодействия чтения с другими видами речевой деятельности. Методологический компонент чтения предполагает: а) обучение навыкам разных видов чтения (стратегиям чтения); б) навыкам пользования справочной литературой; в) знание правил чтения; г) умелое использование разных памяток. Виды чтения: 1) по участию голоса: 1. вслух, 2. про себя; 2) по характеру участия родного языка: 1. с непосредственным пониманием, 2. переводное 3) по степени проникновения в содержание читаемого: 1. ознакомительное чтение (с общим обхватом содержания); 2. изучающее чтение (с глубоким проникновением); 3. просмотровое (с получением общего представления); 4. поисковое (с быстрым нахождением в тексте данных). 4) по характеру подготовки: 1. подготовленное (с предварительно снятыми трудностями) 2. неподготовленное; 5) по соотношению синтеза и анализа: 1. синтетическое, 2. аналитическое; 6) по месту: 1. классное, 2. домашнее; 7) по степени обязательности: 1. обязательное, 2. дополнительное Изучающее чтение является средством обучения чтению, так как оно представляет собой максимально развернутую форму чтения. Оно отличается точным и полным пониманием содержания текста, воспроизведением полученной информации в пересказе, реферате и т.д. Ознакомительное чтение предполагает извлечение основной информации из текста, получение общего представления об основном содержании, понимание главной идеи текста (приблизительно 70%), при этом, благодаря воссоздающему воображению, читатель частично восполняет смысл текста. Поисково-просмотровое чтение направлено на получение самого общего представления о содержании текста. Учащийся ищет в тексте лишь интересующую его информацию. Преобладающим видом чтения является ознакомительное чтение. Изучающее и поиско-просмотровое чтение занимают подчиненное место в системе обучения чтению. I. Предтекстовый этап · Соотнесение значения слова с темой (ситуацией, контекстом); - заполните пропуски в предложении из ряда предложенных слов; - соотнесите слова с дефинициями; - соотнесите слова с переводом.
· Расширение потенциального словаря учащихся: - просмотрите текст и скажите, сколько слов общего корня в нем содержится (синонимы, антонимы, словообразование)
· Распознавание значения грамматических явлений: - выделите смысловой глагол в составном сказуемом и дайте его перевод; - определите степени сравнения; - найдите подлежащее; - напишите 3 формы глагола.
· Прогнозирование языковых средств и содержания текста: - прочитайте вслух только те части предложений, которые отвечают на вопрос учителя; - прочтите заглавие и скажите, о чем будет речь (или на картинки);
· Совершенствование навыков работы с двуязычным словарем - найдите значение слова, форма которого не совпадает со словарной формой; Пронумеруйте слова в списке так, чтобы расположить их по алфавиту.
II. Текстовый этап · Выделение в тексте ключевых предложений (слов): - проверка техники чтения; - прослушайте и повторите за диктором; - читайте предложения по цепочке.
· Контроль понимания текста на уровне значений и смысла: - ответьте на вопросы; - True or False? - заполните пропуски.
· Выделение основных частей (смысловых опор) текста;
· Соотнесение отдельных частей текста: - прочитайте (вторично) третий абзац текста и найдите подтверждение факту, изложенному в предыдущем абзаце.
· Сокращение (перифраз) текста: - замените данные предложения более краткими синонимичными оборотами.
· Анализ трудных в языковом отношении предложений текста и их перевод: - определите основной абзац и переведите.
III. Послетекстовый этап Формирование речевых навыков на основе упражнений: ·Определение познавательной ценности прочитанного
·Развитие умений МР на материале текста -Пересказ текста
·Написание аннотации текста Ролевая игра. Ролевая игра (РИ) - это методический приём, предусматривающий создание ситуаций общения, которые пробуждают учащегося к импровизации речевого/ неречевого поведения в соответствии с характером получаемых роли, меж-ролевых и межличностных отношений. РИ согласно коммуникативное ситуации могут быть: ● РИ этикетного содержания (в гостях: правила Дорожного движения) ● Имитационная РИ познавательного содержания (экскурсия по театру Шекспировского времени) ● Деловая игра (проект школы будущего) ● РИ бытового содержания (визит к врачу) Цель РИ - формирование и развитие речевых навыков и умений. Она характерна особым отношением к окружающему миру, субъективной деятельность участников, социально значимым видам деятельности, особыми условиями процесса усвоения знаний. Структура ролевой игры. Роли, ситуация, ролевые действия. Значение: РИ обладает большими обучающими возможностями. РИ это точная модель общения. Она способствует дальнейшему усвоению языкового материала, имеет воспитательное значение. Требования: Должна стимулировать мотивацию. Её нужно заранее подготавливать (при изучении лексики) Должно проходить в доброжелательной творческой атмосфере, чтобы использовать материал эффективно. Схема проведения РИ: 1.Подготовительный этап. ● Определение коммуникативной ситуации, в рамках которой будет происходить РИ ● Определение объёма и характера лексических единиц и грамматических явлений которые будут активизироваться в ходе ролевой игры. ● Выбор типа и вида игры, соответвующей данной коммуникативной ситуации. ● Распределение ролей с учётом социально-психологических характеристик учащегося (интересы, характер, статус) и их уровень языковой подготовки. ● Подготовка реквизита и ролевые карточки, которые содержат описание ролевой ситуации для каждого персонажа, при необходимости - речевой и языковой материал, либо применение схему речевого поведения. 2. Игровой этап. ● Вступительная беседа учащихся (уточнение цели и задачи) ● Изучение учащихся ролевых заданий ● Разыгрывание с учётом различных форм взаимодействия учащихся 3. Послеигровой этап ● Подведение итогов РИ и её оценка, а) успешно прошла? б) уровень подготовки? с) кто не участвовал и почему? ● Анализ типичных языковых ошибок Ролевая игра бывает с подсказкой и без. С A: You are a foreign student in Belarus. An excursion is a plan of outstanding natural beauty is organized. You are… of joining the… Ask the organizer B about: ● Where is the place ● Means of transport ● Length of excursion ● Cost/ Meals/ Clothes and equipment. B: You are an organizer of an excursion to a place of outstanding natural beauty. Select a real place about 2-3 hours` drive from where you live. Give information to A, answer A`s questions, make your own suggestions, details about -the place and what can be done there, -a special bus, -departure and arrival, -food, -equipment. Без Задаётся ситуация, а ход разговора и сами реплики создаются участниками. Количество реплик не менее 6 и с каждой стороны. Оба участника проявляют инициативу при разговоре. Planning party: You and your English speaking friend are planning a party. 52. Сравнить методику использования методов для организации самостоятельной работы (Модульное обучение/ Дальтон-план) Для организации СР существует 2 основных метода: Дальтон-план и Модульное обучение. Оба развивают навыки СР. Одинаковое жесткое управление, вопроизводящий вид (при наличии плана действий). Отличаются по времени: Модуль длится около 45 минут, Дальтон-план – 10-20 дней. Для организации этих методов учитель разрабатывает индивидуальные задания для каждого ученика. Модуль используется для грамматики (тема Present Simple – это один модуль, например). При Дальтон-плане учащиеся сотрудничают, при Модульном обучении учащиеся самостоятельно выполняют задания. При Дальтон-плане проверку осуществляет учитель, при модульном – каждый ученик проверяет себя сам с помощью листков контроля. В модуле есть элементы общей структуры, в Дальтон-плане нет четко установленной процедуры работы. Ключевой элемент структуры в данной технологии – информационный модуль. Модуль – это отдельный блок, включающий теоретический материал, тренировочные задания, методические рекомендации для учащихся (одна из грамматических тем). Включает в себя контрольные вопросы и тесты, а также ключи для самопроверки или взаимопроверки. Благодаря изучению модуля учащиеся достигают определенной дидактической или педагогической цели. Цели использования модульного обучения в средней школе • Освоение учебного материала в процессе активной деятельности учеников. • Развитие навыков самостоятельности и самоконтроля. • Повышения познавательного интереса обучающихся. • Развитие у обучающихся умения планировать свою деятельность.
Принципы • Модульность. Учебный материал разбивается на отдельные законченные блоки, логически связанные между собой и объединенные одной дидактической целью. • Динамичность. Модули можно свободно дополнять, заменять в зависимости от изменений в программах, по которым строится обучение. • Гибкость. Адаптация содержания модуля к индивидуальным запросам обучающихся. • Осознанная перспектива. Перед учащимся ставятся ближние и дальние цели. Обучение строится на осознанном отношении к процессу освоения знаний. • Индивидуальные консультации и инструкции для каждого обучающегося. Дать понятие методики как науки. Методика – наука, исследующая закономерности обучения определенного учебного предмета. Методика как наука изучает цели, средства, методы организации формы обучения ИЯ, способы учения, восприятия и овладения языком в процессе его изучения. Методика относится к педагогическим наукам и является самостоятельной наукой, так как: - имеет свою научную основу; - имеет свои методы исследования; - имеет экспериментально - техническую базу; - имеет предмет изучения. Методика тесно связана с психологией, педагогикой, лингвистикой, социологией, социолингвистикой, культурологией. OCHOBHЫE КАТЕГОРИИ МЕТОДИКИ Методические категории – обобщенные знания о явлениях из области методики преподавания языка, отражающие их существенные признаки, которые выражены в виде терминов: - принципы обучения – исходные положения, призванные определять стратегии и тактики обучения. Способ организации учебно-воспитательной деятельности. - приемы обучения - действия с учебным материалом; составная часть или отдельная сторона метода обучения. - средства обучения - то, что находится в распоряжении учителя и призвано помочь в организации проведении учебно-воспитательного процесса (по их роли - основные и вспомогательные; по адресату – деятельность учителя, деятельность обучаемого: по каналу связи: зрительные, слуховые, зрительно-слуховым: по использованию: технические, нетехнические. Форма – характер общения в процессе взаимодействия учителя и учащегося
В качестве объекта методики рассматривают процесс обучения иностранному языку, включающий деятельность учителя и учащихся, основные организационные формы их взаимодействия (уроки, внеклассная работа), программы, учебники, учебные пособия, обеспечивающие обучение учебному предмету. В предмет методики входят подсистемы внутри учебного предмета (Знания, выраженные в категориях, цели, содержание, методы, принципы и т.д): 1) Общая методика занимается изучением закономерностей и особенностей иностранному языку не зависимо от языка; 2) Частная методика освещает закономерности и особенности конкретному иностранному языку; 3) Специальная методика исследует закономерности и особенности обучения отдельным аспектам языка (произношение, лексика, грамматика, аудирование и т.д..). Таким образом, в предмет методики входят подсистемы внутри учебного предмета, т.е. знания о нем, зафиксированные в категориях, цели, содержании, методов обучения и др., находящихся в тесной взаимосвязи друг с другом.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.015 с.) |