Дать понятие методики как науки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дать понятие методики как науки.



Дать понятие методики как науки.

Методика – наука, исследующая закономерности обучения определенного учебного предмета.  

Методика как наука изучает цели, средства, методы организации формы обучения ИЯ, способы учения, восприятия и овладения языком в процессе его изучения. Методика относится к педагогическим наукам и является самостоятельной наукой, так как:

- имеет свою научную основу;

- имеет свои методы исследования;

- имеет экспериментально - техническую базу;

- имеет предмет изучения.

 Методика тесно связана с психологией, педагогикой, лингвистикой, социологией, социолингвистикой, культурологией.

OCHOBHЫE КАТЕГОРИИ МЕТОДИКИ

Методические категории – обобщенные знания о явлениях из области методики преподавания языка, отражающие их существенные признаки, которые выражены в виде терминов:

- принципы обучения – исходные положения, призванные определять стратегии и тактики обучения. Способ организации учебно-воспитательной деятельности.

- приемы обучения - действия с учебным материалом; составная часть или отдельная сторона метода обучения.

- средства обучения - то, что находится в распоряжении учителя и призвано помочь в организации проведении учебно-воспитательного процесса (по их роли - основные и вспомогательные; по адресату – деятельность учителя, деятельность обучаемого: по каналу связи: зрительные, слуховые, зрительно-слуховым: по использованию: технические, нетехнические.
- система обучения - включает: подходы к обучению, цели и задачи, содержание, процесс, принципы, методы, средства. Доминирующая роль – цели и задачи.

Форма – характер общения в процессе взаимодействия учителя и учащегося

 

В качестве объекта методики рассматривают процесс обучения иностранному языку, включающий деятельность учителя и учащихся, основные организационные формы их взаимодействия (уроки, внеклассная работа), программы, учебники, учебные пособия, обеспечивающие обучение учебному предмету.

В предмет методики входят подсистемы внутри учебного предмета (Знания, выраженные в категориях, цели, содержание, методы, принципы и т.д):

1) Общая методика занимается изучением закономерностей и особенностей иностранному языку не зависимо от языка;

2) Частная методика освещает закономерности и особенности конкретному иностранному языку;

3) Специальная методика исследует закономерности и особенности обучения отдельным аспектам языка (произношение, лексика, грамматика, аудирование и т.д..).

Таким образом, в предмет методики входят подсистемы внутри учебного предмета, т.е. знания о нем, зафиксированные в категориях, цели, содержании, методов обучения и др., находящихся в тесной взаимосвязи друг с другом.


Специфические:

 

1. Принцип коммуникативности – предполагает, что обучение ИЯ осуществляется через общение, в ситуациях, максимально приближенных к реальной коммуникации.

2. Принцип взаимодействия обучающих видов речевой деятельности – овладение новым языковым материалом осуществляется, если новый учебный материал пропускается через 4 вида речевой деятельности: говорение, чтение, аудирование, письменная речь.

3. Принцип учета родного языка – предусматривает выявление трудностей, вызванных различиями в системе изучаемого и родного языков с целью преодоления отрицательного влияния родного языка.

4. Принцип обучения в контексте диалога культур – изучая язык мы параллельно изучаем культуру носителей языка.

 

- методы обучения – способ организации учебно-воспитательной деятельности. Схематизированный и проектируемы учителем способ деятельности. Всегда осознан. Также, это определенная система приемов

- приемы обучения – действия с учебным материалом; составная часть или отдельная сторона метода обучения

- средства обучения – то, что находится в распоряжении учителя и призвано помочь в организации проведении учебно-воспитательного процесса

- система обучения – включает: подходы к обучению, цели и задачи, содержание, процесс, принципы, методы, средства. Доминирующая роль – цели и задачи.


Предметные

Сюжетные

Ролевые

Деловые

Имитационные

Игры-драматизации

Интуитивный

Установление связи слов с их значениями.

Использование последовательности.

Без родного языка.

Функциональный

Раскрытий функций ЛЕ.

Создание готовности к использованию.

Интенсивный

Большой объём слов.

Использование переводного и беспереводного способов.

||)

Интуитивный

Многократное повторение.

Имитационные упражнения.

Речевые упражнения.

Функциональный

Использование условно-речевых упражнений.

Комбинирование ЛЕ в процессе формирования мысли.

Использование на связках текста.

Интенсивный

Воспроизведение языкового материала в контексте

Условно речевые упражнения.

)

Интуитивный

Использование ЛЕ в общении.

Речевые упражнения.

Функциональный

Употребление ЛЕ в речевых упражнениях (ролевые игры, проблемные ситуации, дискуссия)

Интенсивный

Употребление в подстановочных упражнениях.

Речевые упражнения.

Отбор лексики осуществляется по основным принципам:

1. Статистические принципы (частотность, распространённость)

2. Лингвистические принципы (сочетаемость, строевая способность, значимость смысла, семитическая ценность, словообразовательная ценность)

3. Методический принцип (соответствие тематике)


Требования к организации контроля на уроках иностранного языка

-диктуемые условиями обучения (на разных этапах разные цели контроля, время, периодичность)

- связанные с принципами обучения (научность, доступность, возраст. особ. и т.д.)

-соответствующие определенным качественным характеристикам (объективность, надежность, соответствие содержанию обучения, адекватность объекту контроля)                

-корректность его организации (регулярность, охват уч-ся, ясность и понятность формулировок)

Виды контроля

1.Контроль готовности к овладению деятельностью (предваряющий учебный процесс и как часть учебного процесса) – предварительный. Проводится в начале учебного года, четверти для изучения готовности учащихся к восприятию нового материала (тестирование)

2.Контроль процесса овладения компонентами деятельности в ходе учебного процесса - текущий

Опрос: фронтальный, индивидуальный, комбинированный, взаимный, уплотненный.)

Тестирование

3.Контроль результатов учебной деятельности как часть учебного процесса – тематический (промежуточный) - разные виды опроса, контрольная работа, тестирование, диктант (на орфографию), изложение

4. Итоговый контроль результатов учебной деятельности после завершения учебного процесса (в конце года)- зачет, экзамен

 

Объекты контроля:

А) языковая компетенция (знания и речевые навыки);

Б) коммуникативная компетенция – умение пользоваться ЗУН на практике в ситуациях общения;

В) социально-культурная компетенция – знание страны изучаемого языка, национальные особенности речевого и неречевого поведения его носителей.

 

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ:

1. индивидуальный – считается наиболее объективным, однако не пригоден для младшего этапа, его рекомендуется сочетать с фронтальным.

2. фронтальный – протекает в форме беседы со всеми. Достоинства: высокая активность, охват всех учащихся. Недостатки: поверхностный характер, не всегда объективен (текущий вид, но не итоговый).

3. групповой/ парный – задание выполняет вся группа. Например, ролевая игра, разыгрывание диалога.

Они могут осуществляться устно или письменно.

 

СПОСОБЫ: традиционный – со стороны учителя (вопрос – ответ, дополни предложение).

 самоконтроль – установка на сравнение своих результатов с эталоном. взаимный – взаимная проверка и оценка качества выполнения задания. программированный.

Взаимный – взаимная проверка и оценка качества выполненного задания

Программированный – проверка компьютером.


23. Дать представление об обучении чтению (цели, содержание). Назвать виды чтения, дайте им краткую характеристику.

Чтение как рецептивный вид РД – это процесс зрительного восприятия печатного текста и его понимание с различной степенью полноты, точности и глубины.

Чтение может выступать как цель и средство обучения. Если обучают пониманию читаемого, это цель; если формируются и совершенствуются языковые навыки и развивается умение говорения, то это средство.

Содержание обучения чтению включает в себя три компонента:

Лингвистический компонент включает в себя: а) знание определенного лексического, грамматического и фонетического материала; б) знание графической системы иностранного языка и правил чтения; в) разные виды текстов, их тематика и предъявляемые к ним требования (познавательная ценность текста, соответствие текста возрасту и интересам учащихся, языковая доступность текста, его фабульность и аутентичность).

Психологический компонент чтения включает в себя: а) учет мотивов и интересов учащихся при овладении этим видом речевой деятельности; б) навыки и умения чтения; в) механизмы чтения (механизмы восприятия и узнавания; механизм антиципации; механизмы ОП и ДП; механизмы осмысления); г) характер взаимодействия чтения с другими видами речевой деятельности.

Методологический компонент чтения предполагает: а) обучение навыкам разных видов чтения (стратегиям чтения); б) навыкам пользования справочной литературой; в) знание правил чтения; г) умелое использование разных памяток.

Виды чтения:

1) по участию голоса: 1. вслух, 2. про себя;

2) по характеру участия родного языка: 1. с непосредственным пониманием, 2. переводное

3) по степени проникновения в содержание читаемого: 1. ознакомительное чтение (с общим обхватом содержания); 2. изучающее чтение (с глубоким проникновением); 3. просмотровое (с получением общего представления); 4. поисковое (с быстрым нахождением в тексте данных).

4) по характеру подготовки: 1. подготовленное (с предварительно снятыми трудностями) 2. неподготовленное;

5) по соотношению синтеза и анализа: 1. синтетическое, 2. аналитическое;

6) по месту: 1. классное, 2. домашнее;

7) по степени обязательности: 1. обязательное, 2. дополнительное

Изучающее чтение является средством обучения чтению, так как оно представляет собой максимально развернутую форму чтения. Оно отличается точным и полным пониманием содержания текста, воспроизведением полученной информации в пересказе, реферате и т.д.

Ознакомительное чтение предполагает извлечение основной информации из текста, получение общего представления об основном содержании, понимание главной идеи текста (приблизительно 70%), при этом, благодаря воссоздающему воображению, читатель частично восполняет смысл текста.

Поисково-просмотровое чтение направлено на получение самого общего представления о содержании текста. Учащийся ищет в тексте лишь интересующую его информацию.

Преобладающим видом чтения является ознакомительное чтение. Изучающее и поиско-просмотровое чтение занимают подчиненное место в системе обучения чтению.


I. Предтекстовый этап

· Соотнесение значения слова с темой (ситуацией, контекстом);

- заполните пропуски в предложении из ряда предложенных слов;

- соотнесите слова с дефинициями;

- соотнесите слова с переводом.

 

· Расширение потенциального словаря учащихся:

- просмотрите текст и скажите, сколько слов общего корня в нем содержится (синонимы, антонимы, словообразование)

 

· Распознавание значения грамматических явлений:

- выделите смысловой глагол в составном сказуемом и дайте его перевод;

- определите степени сравнения;

- найдите подлежащее;

- напишите 3 формы глагола.

 

· Прогнозирование языковых средств и содержания текста:

- прочитайте вслух только те части предложений, которые отвечают на вопрос учителя;

- прочтите заглавие и скажите, о чем будет речь (или на картинки);

 

· Совершенствование навыков работы с двуязычным словарем

- найдите значение слова, форма которого не совпадает со словарной формой;

Пронумеруйте слова в списке так, чтобы расположить их по алфавиту.

 

II. Текстовый этап

· Выделение в тексте ключевых предложений (слов):

- проверка техники чтения;

- прослушайте и повторите за диктором;

- читайте предложения по цепочке.

 

· Контроль понимания текста на уровне значений и смысла:

- ответьте на вопросы;

- True or False?

- заполните пропуски.

 

· Выделение основных частей (смысловых опор) текста;

 

· Соотнесение отдельных частей текста:

- прочитайте (вторично) третий абзац текста и найдите подтверждение факту, изложенному в предыдущем абзаце.

 

· Сокращение (перифраз) текста:

- замените данные предложения более краткими синонимичными оборотами.

 

· Анализ трудных в языковом отношении предложений текста и их перевод:

- определите основной абзац и переведите.

 

III. Послетекстовый этап

Формирование речевых навыков на основе упражнений:

·Определение познавательной ценности прочитанного

 

·Развитие умений МР на материале текста

-Пересказ текста

 

·Написание аннотации текста


Ролевая игра.

Ролевая игра (РИ) - это методический приём, предусматривающий создание ситуаций общения, которые пробуждают учащегося к импровизации речевого/ неречевого поведения в соответствии с характером получаемых роли, меж-ролевых и межличностных отношений.

РИ согласно коммуникативное ситуации могут быть:

● РИ этикетного содержания (в гостях: правила Дорожного движения)

● Имитационная РИ познавательного содержания (экскурсия по театру Шекспировского времени)

● Деловая игра (проект школы будущего)

● РИ бытового содержания (визит к врачу)

Цель РИ - формирование и развитие речевых навыков и умений. Она характерна особым отношением к окружающему миру, субъективной деятельность участников, социально значимым видам деятельности, особыми условиями процесса усвоения знаний.

Структура ролевой игры.

Роли, ситуация, ролевые действия.

Значение: РИ обладает большими обучающими возможностями. РИ это точная модель общения. Она способствует дальнейшему усвоению языкового материала, имеет воспитательное значение.

Требования:

Должна стимулировать мотивацию.

Её нужно заранее подготавливать (при изучении лексики)

Должно проходить в доброжелательной творческой атмосфере, чтобы использовать материал эффективно.

Схема проведения РИ:

1.Подготовительный этап.

● Определение коммуникативной ситуации, в рамках которой будет происходить РИ

● Определение объёма и характера лексических единиц и грамматических явлений которые будут активизироваться в ходе ролевой игры.

● Выбор типа и вида игры, соответвующей данной коммуникативной ситуации.

● Распределение ролей с учётом социально-психологических характеристик учащегося (интересы, характер, статус) и их уровень языковой подготовки.

● Подготовка реквизита и ролевые карточки, которые содержат описание ролевой ситуации для каждого персонажа, при необходимости - речевой и языковой материал, либо применение схему речевого поведения.

2. Игровой этап.

● Вступительная беседа учащихся (уточнение цели и задачи)

● Изучение учащихся ролевых заданий

● Разыгрывание с учётом различных форм взаимодействия учащихся

3. Послеигровой этап

● Подведение итогов РИ и её оценка, а) успешно прошла? б) уровень подготовки? с) кто не участвовал и почему?

● Анализ типичных языковых ошибок

Ролевая игра бывает с подсказкой и без.

  С

A: You are a foreign student in Belarus. An excursion is a plan of outstanding natural beauty is organized. You are… of joining the… Ask the organizer B about:

● Where is the place

● Means of transport

● Length of excursion

● Cost/ Meals/ Clothes and equipment.

B: You are an organizer of an excursion to a place of outstanding natural beauty. Select a real place about 2-3 hours` drive from where you live. Give information to A, answer A`s questions, make your own suggestions, details about -the place and what can be done there, -a special bus, -departure and arrival, -food, -equipment.

Без

Задаётся ситуация, а ход разговора и сами реплики создаются участниками. Количество реплик не менее 6 и с каждой стороны. Оба участника проявляют инициативу при разговоре.

Planning party:

You and your English speaking friend are planning a party.


52. Сравнить методику использования методов для организации самостоятельной работы (Модульное обучение/ Дальтон-план)

Для организации СР существует 2 основных метода: Дальтон-план и Модульное обучение. Оба развивают навыки СР. Одинаковое жесткое управление, вопроизводящий вид (при наличии плана действий). Отличаются по времени: Модуль длится около 45 минут, Дальтон-план – 10-20 дней. Для организации этих методов учитель разрабатывает индивидуальные задания для каждого ученика. Модуль используется для грамматики (тема Present Simple – это один модуль, например). При Дальтон-плане учащиеся сотрудничают, при Модульном обучении учащиеся самостоятельно выполняют задания. При Дальтон-плане проверку осуществляет учитель, при модульном – каждый ученик проверяет себя сам с помощью листков контроля. В модуле есть элементы общей структуры, в Дальтон-плане нет четко установленной процедуры работы. 

Ключевой элемент структуры в данной технологии – информационный модуль. Модуль – это отдельный блок, включающий теоретический материал, тренировочные задания, методические рекомендации для учащихся (одна из грамматических тем). Включает в себя контрольные вопросы и тесты, а также ключи для самопроверки или взаимопроверки. Благодаря изучению модуля учащиеся достигают определенной дидактической или педагогической цели.

Цели использования модульного обучения в средней школе

• Освоение учебного материала в процессе активной деятельности учеников.

• Развитие навыков самостоятельности и самоконтроля.

• Повышения познавательного интереса обучающихся.

• Развитие у обучающихся умения планировать свою деятельность.

 

Принципы

Модульность. Учебный материал разбивается на отдельные законченные блоки, логически связанные между собой и объединенные одной дидактической целью.

Динамичность. Модули можно свободно дополнять, заменять в зависимости от изменений в программах, по которым строится обучение.

Гибкость. Адаптация содержания модуля к индивидуальным запросам обучающихся.

Осознанная перспектива. Перед учащимся ставятся ближние и дальние цели. Обучение строится на осознанном отношении к процессу освоения знаний.

• Индивидуальные консультации и инструкции для каждого обучающегося.

Дать понятие методики как науки.

Методика – наука, исследующая закономерности обучения определенного учебного предмета.  

Методика как наука изучает цели, средства, методы организации формы обучения ИЯ, способы учения, восприятия и овладения языком в процессе его изучения. Методика относится к педагогическим наукам и является самостоятельной наукой, так как:

- имеет свою научную основу;

- имеет свои методы исследования;

- имеет экспериментально - техническую базу;

- имеет предмет изучения.

 Методика тесно связана с психологией, педагогикой, лингвистикой, социологией, социолингвистикой, культурологией.

OCHOBHЫE КАТЕГОРИИ МЕТОДИКИ

Методические категории – обобщенные знания о явлениях из области методики преподавания языка, отражающие их существенные признаки, которые выражены в виде терминов:

- принципы обучения – исходные положения, призванные определять стратегии и тактики обучения. Способ организации учебно-воспитательной деятельности.

- приемы обучения - действия с учебным материалом; составная часть или отдельная сторона метода обучения.

- средства обучения - то, что находится в распоряжении учителя и призвано помочь в организации проведении учебно-воспитательного процесса (по их роли - основные и вспомогательные; по адресату – деятельность учителя, деятельность обучаемого: по каналу связи: зрительные, слуховые, зрительно-слуховым: по использованию: технические, нетехнические.
- система обучения - включает: подходы к обучению, цели и задачи, содержание, процесс, принципы, методы, средства. Доминирующая роль – цели и задачи.

Форма – характер общения в процессе взаимодействия учителя и учащегося

 

В качестве объекта методики рассматривают процесс обучения иностранному языку, включающий деятельность учителя и учащихся, основные организационные формы их взаимодействия (уроки, внеклассная работа), программы, учебники, учебные пособия, обеспечивающие обучение учебному предмету.

В предмет методики входят подсистемы внутри учебного предмета (Знания, выраженные в категориях, цели, содержание, методы, принципы и т.д):

1) Общая методика занимается изучением закономерностей и особенностей иностранному языку не зависимо от языка;

2) Частная методика освещает закономерности и особенности конкретному иностранному языку;

3) Специальная методика исследует закономерности и особенности обучения отдельным аспектам языка (произношение, лексика, грамматика, аудирование и т.д..).

Таким образом, в предмет методики входят подсистемы внутри учебного предмета, т.е. знания о нем, зафиксированные в категориях, цели, содержании, методов обучения и др., находящихся в тесной взаимосвязи друг с другом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.77.71 (0.087 с.)