Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дать понятие методики как науки.Стр 1 из 20Следующая ⇒
Дать понятие методики как науки. Методика – наука, исследующая закономерности обучения определенного учебного предмета. Методика как наука изучает цели, средства, методы организации формы обучения ИЯ, способы учения, восприятия и овладения языком в процессе его изучения. Методика относится к педагогическим наукам и является самостоятельной наукой, так как: - имеет свою научную основу; - имеет свои методы исследования; - имеет экспериментально - техническую базу; - имеет предмет изучения. Методика тесно связана с психологией, педагогикой, лингвистикой, социологией, социолингвистикой, культурологией. OCHOBHЫE КАТЕГОРИИ МЕТОДИКИ Методические категории – обобщенные знания о явлениях из области методики преподавания языка, отражающие их существенные признаки, которые выражены в виде терминов: - принципы обучения – исходные положения, призванные определять стратегии и тактики обучения. Способ организации учебно-воспитательной деятельности. - приемы обучения - действия с учебным материалом; составная часть или отдельная сторона метода обучения. - средства обучения - то, что находится в распоряжении учителя и призвано помочь в организации проведении учебно-воспитательного процесса (по их роли - основные и вспомогательные; по адресату – деятельность учителя, деятельность обучаемого: по каналу связи: зрительные, слуховые, зрительно-слуховым: по использованию: технические, нетехнические. Форма – характер общения в процессе взаимодействия учителя и учащегося
В качестве объекта методики рассматривают процесс обучения иностранному языку, включающий деятельность учителя и учащихся, основные организационные формы их взаимодействия (уроки, внеклассная работа), программы, учебники, учебные пособия, обеспечивающие обучение учебному предмету. В предмет методики входят подсистемы внутри учебного предмета (Знания, выраженные в категориях, цели, содержание, методы, принципы и т.д): 1) Общая методика занимается изучением закономерностей и особенностей иностранному языку не зависимо от языка; 2) Частная методика освещает закономерности и особенности конкретному иностранному языку;
3) Специальная методика исследует закономерности и особенности обучения отдельным аспектам языка (произношение, лексика, грамматика, аудирование и т.д..). Таким образом, в предмет методики входят подсистемы внутри учебного предмета, т.е. знания о нем, зафиксированные в категориях, цели, содержании, методов обучения и др., находящихся в тесной взаимосвязи друг с другом. Специфические:
1. Принцип коммуникативности – предполагает, что обучение ИЯ осуществляется через общение, в ситуациях, максимально приближенных к реальной коммуникации. 2. Принцип взаимодействия обучающих видов речевой деятельности – овладение новым языковым материалом осуществляется, если новый учебный материал пропускается через 4 вида речевой деятельности: говорение, чтение, аудирование, письменная речь. 3. Принцип учета родного языка – предусматривает выявление трудностей, вызванных различиями в системе изучаемого и родного языков с целью преодоления отрицательного влияния родного языка. 4. Принцип обучения в контексте диалога культур – изучая язык мы параллельно изучаем культуру носителей языка.
- методы обучения – способ организации учебно-воспитательной деятельности. Схематизированный и проектируемы учителем способ деятельности. Всегда осознан. Также, это определенная система приемов - приемы обучения – действия с учебным материалом; составная часть или отдельная сторона метода обучения - средства обучения – то, что находится в распоряжении учителя и призвано помочь в организации проведении учебно-воспитательного процесса - система обучения – включает: подходы к обучению, цели и задачи, содержание, процесс, принципы, методы, средства. Доминирующая роль – цели и задачи. Предметные Сюжетные Ролевые Деловые Имитационные Игры-драматизации Интуитивный Установление связи слов с их значениями. Использование последовательности. Без родного языка. Функциональный Раскрытий функций ЛЕ. Создание готовности к использованию.
Интенсивный Большой объём слов. Использование переводного и беспереводного способов. ||) Интуитивный Многократное повторение. Имитационные упражнения. Речевые упражнения. Функциональный Использование условно-речевых упражнений. Комбинирование ЛЕ в процессе формирования мысли. Использование на связках текста. Интенсивный Воспроизведение языкового материала в контексте Условно речевые упражнения. ) Интуитивный Использование ЛЕ в общении. Речевые упражнения. Функциональный Употребление ЛЕ в речевых упражнениях (ролевые игры, проблемные ситуации, дискуссия) Интенсивный Употребление в подстановочных упражнениях. Речевые упражнения. Отбор лексики осуществляется по основным принципам: 1. Статистические принципы (частотность, распространённость) 2. Лингвистические принципы (сочетаемость, строевая способность, значимость смысла, семитическая ценность, словообразовательная ценность) 3. Методический принцип (соответствие тематике) Требования к организации контроля на уроках иностранного языка -диктуемые условиями обучения (на разных этапах разные цели контроля, время, периодичность) - связанные с принципами обучения (научность, доступность, возраст. особ. и т.д.) -соответствующие определенным качественным характеристикам (объективность, надежность, соответствие содержанию обучения, адекватность объекту контроля) -корректность его организации (регулярность, охват уч-ся, ясность и понятность формулировок) Виды контроля 1.Контроль готовности к овладению деятельностью (предваряющий учебный процесс и как часть учебного процесса) – предварительный. Проводится в начале учебного года, четверти для изучения готовности учащихся к восприятию нового материала (тестирование) 2.Контроль процесса овладения компонентами деятельности в ходе учебного процесса - текущий Опрос: фронтальный, индивидуальный, комбинированный, взаимный, уплотненный.) Тестирование 3.Контроль результатов учебной деятельности как часть учебного процесса – тематический (промежуточный) - разные виды опроса, контрольная работа, тестирование, диктант (на орфографию), изложение 4. Итоговый контроль результатов учебной деятельности после завершения учебного процесса (в конце года)- зачет, экзамен
Объекты контроля: А) языковая компетенция (знания и речевые навыки); Б) коммуникативная компетенция – умение пользоваться ЗУН на практике в ситуациях общения; В) социально-культурная компетенция – знание страны изучаемого языка, национальные особенности речевого и неречевого поведения его носителей.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ: 1. индивидуальный – считается наиболее объективным, однако не пригоден для младшего этапа, его рекомендуется сочетать с фронтальным. 2. фронтальный – протекает в форме беседы со всеми. Достоинства: высокая активность, охват всех учащихся. Недостатки: поверхностный характер, не всегда объективен (текущий вид, но не итоговый). 3. групповой/ парный – задание выполняет вся группа. Например, ролевая игра, разыгрывание диалога. Они могут осуществляться устно или письменно.
СПОСОБЫ: традиционный – со стороны учителя (вопрос – ответ, дополни предложение).
самоконтроль – установка на сравнение своих результатов с эталоном. взаимный – взаимная проверка и оценка качества выполнения задания. программированный. Взаимный – взаимная проверка и оценка качества выполненного задания Программированный – проверка компьютером. 23. Дать представление об обучении чтению (цели, содержание). Назвать виды чтения, дайте им краткую характеристику. Чтение как рецептивный вид РД – это процесс зрительного восприятия печатного текста и его понимание с различной степенью полноты, точности и глубины. Чтение может выступать как цель и средство обучения. Если обучают пониманию читаемого, это цель; если формируются и совершенствуются языковые навыки и развивается умение говорения, то это средство. Содержание обучения чтению включает в себя три компонента: Лингвистический компонент включает в себя: а) знание определенного лексического, грамматического и фонетического материала; б) знание графической системы иностранного языка и правил чтения; в) разные виды текстов, их тематика и предъявляемые к ним требования (познавательная ценность текста, соответствие текста возрасту и интересам учащихся, языковая доступность текста, его фабульность и аутентичность). Психологический компонент чтения включает в себя: а) учет мотивов и интересов учащихся при овладении этим видом речевой деятельности; б) навыки и умения чтения; в) механизмы чтения (механизмы восприятия и узнавания; механизм антиципации; механизмы ОП и ДП; механизмы осмысления); г) характер взаимодействия чтения с другими видами речевой деятельности. Методологический компонент чтения предполагает: а) обучение навыкам разных видов чтения (стратегиям чтения); б) навыкам пользования справочной литературой; в) знание правил чтения; г) умелое использование разных памяток. Виды чтения: 1) по участию голоса: 1. вслух, 2. про себя; 2) по характеру участия родного языка: 1. с непосредственным пониманием, 2. переводное 3) по степени проникновения в содержание читаемого: 1. ознакомительное чтение (с общим обхватом содержания); 2. изучающее чтение (с глубоким проникновением); 3. просмотровое (с получением общего представления); 4. поисковое (с быстрым нахождением в тексте данных). 4) по характеру подготовки: 1. подготовленное (с предварительно снятыми трудностями) 2. неподготовленное; 5) по соотношению синтеза и анализа: 1. синтетическое, 2. аналитическое;
6) по месту: 1. классное, 2. домашнее; 7) по степени обязательности: 1. обязательное, 2. дополнительное Изучающее чтение является средством обучения чтению, так как оно представляет собой максимально развернутую форму чтения. Оно отличается точным и полным пониманием содержания текста, воспроизведением полученной информации в пересказе, реферате и т.д. Ознакомительное чтение предполагает извлечение основной информации из текста, получение общего представления об основном содержании, понимание главной идеи текста (приблизительно 70%), при этом, благодаря воссоздающему воображению, читатель частично восполняет смысл текста. Поисково-просмотровое чтение направлено на получение самого общего представления о содержании текста. Учащийся ищет в тексте лишь интересующую его информацию. Преобладающим видом чтения является ознакомительное чтение. Изучающее и поиско-просмотровое чтение занимают подчиненное место в системе обучения чтению. I. Предтекстовый этап · Соотнесение значения слова с темой (ситуацией, контекстом); - заполните пропуски в предложении из ряда предложенных слов; - соотнесите слова с дефинициями; - соотнесите слова с переводом.
· Расширение потенциального словаря учащихся: - просмотрите текст и скажите, сколько слов общего корня в нем содержится (синонимы, антонимы, словообразование)
· Распознавание значения грамматических явлений: - выделите смысловой глагол в составном сказуемом и дайте его перевод; - определите степени сравнения; - найдите подлежащее; - напишите 3 формы глагола.
· Прогнозирование языковых средств и содержания текста: - прочитайте вслух только те части предложений, которые отвечают на вопрос учителя; - прочтите заглавие и скажите, о чем будет речь (или на картинки);
· Совершенствование навыков работы с двуязычным словарем - найдите значение слова, форма которого не совпадает со словарной формой; Пронумеруйте слова в списке так, чтобы расположить их по алфавиту.
II. Текстовый этап · Выделение в тексте ключевых предложений (слов): - проверка техники чтения; - прослушайте и повторите за диктором; - читайте предложения по цепочке.
· Контроль понимания текста на уровне значений и смысла: - ответьте на вопросы; - True or False? - заполните пропуски.
· Выделение основных частей (смысловых опор) текста;
· Соотнесение отдельных частей текста: - прочитайте (вторично) третий абзац текста и найдите подтверждение факту, изложенному в предыдущем абзаце.
· Сокращение (перифраз) текста: - замените данные предложения более краткими синонимичными оборотами.
· Анализ трудных в языковом отношении предложений текста и их перевод: - определите основной абзац и переведите.
III. Послетекстовый этап Формирование речевых навыков на основе упражнений: ·Определение познавательной ценности прочитанного
·Развитие умений МР на материале текста
-Пересказ текста
·Написание аннотации текста Ролевая игра. Ролевая игра (РИ) - это методический приём, предусматривающий создание ситуаций общения, которые пробуждают учащегося к импровизации речевого/ неречевого поведения в соответствии с характером получаемых роли, меж-ролевых и межличностных отношений. РИ согласно коммуникативное ситуации могут быть: ● РИ этикетного содержания (в гостях: правила Дорожного движения) ● Имитационная РИ познавательного содержания (экскурсия по театру Шекспировского времени) ● Деловая игра (проект школы будущего) ● РИ бытового содержания (визит к врачу) Цель РИ - формирование и развитие речевых навыков и умений. Она характерна особым отношением к окружающему миру, субъективной деятельность участников, социально значимым видам деятельности, особыми условиями процесса усвоения знаний. Структура ролевой игры. Роли, ситуация, ролевые действия. Значение: РИ обладает большими обучающими возможностями. РИ это точная модель общения. Она способствует дальнейшему усвоению языкового материала, имеет воспитательное значение. Требования: Должна стимулировать мотивацию. Её нужно заранее подготавливать (при изучении лексики) Должно проходить в доброжелательной творческой атмосфере, чтобы использовать материал эффективно. Схема проведения РИ: 1.Подготовительный этап. ● Определение коммуникативной ситуации, в рамках которой будет происходить РИ ● Определение объёма и характера лексических единиц и грамматических явлений которые будут активизироваться в ходе ролевой игры. ● Выбор типа и вида игры, соответвующей данной коммуникативной ситуации. ● Распределение ролей с учётом социально-психологических характеристик учащегося (интересы, характер, статус) и их уровень языковой подготовки. ● Подготовка реквизита и ролевые карточки, которые содержат описание ролевой ситуации для каждого персонажа, при необходимости - речевой и языковой материал, либо применение схему речевого поведения. 2. Игровой этап. ● Вступительная беседа учащихся (уточнение цели и задачи) ● Изучение учащихся ролевых заданий ● Разыгрывание с учётом различных форм взаимодействия учащихся 3. Послеигровой этап ● Подведение итогов РИ и её оценка, а) успешно прошла? б) уровень подготовки? с) кто не участвовал и почему? ● Анализ типичных языковых ошибок Ролевая игра бывает с подсказкой и без. С A: You are a foreign student in Belarus. An excursion is a plan of outstanding natural beauty is organized. You are… of joining the… Ask the organizer B about: ● Where is the place ● Means of transport ● Length of excursion ● Cost/ Meals/ Clothes and equipment. B: You are an organizer of an excursion to a place of outstanding natural beauty. Select a real place about 2-3 hours` drive from where you live. Give information to A, answer A`s questions, make your own suggestions, details about -the place and what can be done there, -a special bus, -departure and arrival, -food, -equipment. Без Задаётся ситуация, а ход разговора и сами реплики создаются участниками. Количество реплик не менее 6 и с каждой стороны. Оба участника проявляют инициативу при разговоре. Planning party: You and your English speaking friend are planning a party. 52. Сравнить методику использования методов для организации самостоятельной работы (Модульное обучение/ Дальтон-план) Для организации СР существует 2 основных метода: Дальтон-план и Модульное обучение. Оба развивают навыки СР. Одинаковое жесткое управление, вопроизводящий вид (при наличии плана действий). Отличаются по времени: Модуль длится около 45 минут, Дальтон-план – 10-20 дней. Для организации этих методов учитель разрабатывает индивидуальные задания для каждого ученика. Модуль используется для грамматики (тема Present Simple – это один модуль, например). При Дальтон-плане учащиеся сотрудничают, при Модульном обучении учащиеся самостоятельно выполняют задания. При Дальтон-плане проверку осуществляет учитель, при модульном – каждый ученик проверяет себя сам с помощью листков контроля. В модуле есть элементы общей структуры, в Дальтон-плане нет четко установленной процедуры работы. Ключевой элемент структуры в данной технологии – информационный модуль. Модуль – это отдельный блок, включающий теоретический материал, тренировочные задания, методические рекомендации для учащихся (одна из грамматических тем). Включает в себя контрольные вопросы и тесты, а также ключи для самопроверки или взаимопроверки. Благодаря изучению модуля учащиеся достигают определенной дидактической или педагогической цели. Цели использования модульного обучения в средней школе • Освоение учебного материала в процессе активной деятельности учеников. • Развитие навыков самостоятельности и самоконтроля. • Повышения познавательного интереса обучающихся. • Развитие у обучающихся умения планировать свою деятельность.
Принципы • Модульность. Учебный материал разбивается на отдельные законченные блоки, логически связанные между собой и объединенные одной дидактической целью. • Динамичность. Модули можно свободно дополнять, заменять в зависимости от изменений в программах, по которым строится обучение. • Гибкость. Адаптация содержания модуля к индивидуальным запросам обучающихся. • Осознанная перспектива. Перед учащимся ставятся ближние и дальние цели. Обучение строится на осознанном отношении к процессу освоения знаний. • Индивидуальные консультации и инструкции для каждого обучающегося. Дать понятие методики как науки. Методика – наука, исследующая закономерности обучения определенного учебного предмета. Методика как наука изучает цели, средства, методы организации формы обучения ИЯ, способы учения, восприятия и овладения языком в процессе его изучения. Методика относится к педагогическим наукам и является самостоятельной наукой, так как: - имеет свою научную основу; - имеет свои методы исследования; - имеет экспериментально - техническую базу; - имеет предмет изучения. Методика тесно связана с психологией, педагогикой, лингвистикой, социологией, социолингвистикой, культурологией. OCHOBHЫE КАТЕГОРИИ МЕТОДИКИ Методические категории – обобщенные знания о явлениях из области методики преподавания языка, отражающие их существенные признаки, которые выражены в виде терминов: - принципы обучения – исходные положения, призванные определять стратегии и тактики обучения. Способ организации учебно-воспитательной деятельности. - приемы обучения - действия с учебным материалом; составная часть или отдельная сторона метода обучения. - средства обучения - то, что находится в распоряжении учителя и призвано помочь в организации проведении учебно-воспитательного процесса (по их роли - основные и вспомогательные; по адресату – деятельность учителя, деятельность обучаемого: по каналу связи: зрительные, слуховые, зрительно-слуховым: по использованию: технические, нетехнические. Форма – характер общения в процессе взаимодействия учителя и учащегося
В качестве объекта методики рассматривают процесс обучения иностранному языку, включающий деятельность учителя и учащихся, основные организационные формы их взаимодействия (уроки, внеклассная работа), программы, учебники, учебные пособия, обеспечивающие обучение учебному предмету. В предмет методики входят подсистемы внутри учебного предмета (Знания, выраженные в категориях, цели, содержание, методы, принципы и т.д): 1) Общая методика занимается изучением закономерностей и особенностей иностранному языку не зависимо от языка; 2) Частная методика освещает закономерности и особенности конкретному иностранному языку; 3) Специальная методика исследует закономерности и особенности обучения отдельным аспектам языка (произношение, лексика, грамматика, аудирование и т.д..). Таким образом, в предмет методики входят подсистемы внутри учебного предмета, т.е. знания о нем, зафиксированные в категориях, цели, содержании, методов обучения и др., находящихся в тесной взаимосвязи друг с другом.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.77.71 (0.087 с.) |