Раскрыть сущность методики обучения монологической речи ИЯ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раскрыть сущность методики обучения монологической речи ИЯ.



 

Монолог – форма речи, которую выстраивает один человек, сам определяет структуру, композицию и языковые средства.

Монологическая речь – связное, непрерывное изложение мыслей одним лицом, обращенное к одному или нескольким лицам (аудитории).

 

Психологическая характеристика МР (логическая связность, смысловая завершенность, контекстность, ситуативность, мотивированность).

Лингвистическая характеристика МР (полносоставность, развернутость, разноструктурность предложений, наличие в них связующих элементов).

Разновидности монолога: приветственная речь, похвала, порицание, лекция, рассказ, характеристика, описание, обвинительная, оправдательная речь.

Пути обучения МР:

 

1. на базе текста, включает три этапа

1. работа с текстом (прочитайте текст и ответьте на вопросы, составьте план в виде вопросов или тезисов, упорядочить предлагаемый план, к каждому пункту подбери ключевые слова – подготовительные упражнения).

2. пересказ (выборочный, сжатый, развернутый, от лица) – подготовительные упражнения.

3. изменение ситуативных условий, речевые упражнения.

 

2. на основе ситуации

А) Фразовый уровень (прослушайте предложения, повторите вслух, прослушайте и дополните собственным, подходящим по смыслу предложением, согласитесь или не согласитесь, расширьте предложения).

 Б) сверхфразовый уровень - несколько предложений, построенных по разным структурно- функциональным моделям и объединенных между собой ситуацией. (расскажите о …, используя на доске логико-синтаксическую схему, выражения на доске или на карточках, расположите предложения в логической последовательности).

 С) Текстовый уровень – текст, состоящий из нескольких микродиалогов, характеризующийся смысловой и языковой связностью и композиционной завершенностью.

 

3. На основе образца МР

А) письменный образец (прочтите образец вслух, отработайте технику чтения, выделите в тексте ключевые слова, составьте план содержания монологического высказывания, дополните МВ)

 Б) устный (звуковой) образец (прослушайте фонограмму, просмотрите видеофонограмму, определите тему, идею, составьте план, перескажите, составьте свое собственное высказывание по плану, ключевым словам, теме.

Рекомендации к оцениванию:

1. раскрыта ли тема;

2. связно и логично ли высказывание;

3. разнообразны ли языковые и речевые средства;

4. грамотна ли речь (ошибки, которые нарушают коммуникацию);

5.  соответствует ли объем высказывания требованиям программы;

6. эмоционально ли окрашена речь, имеет ли место непросто передача фактов, а их оценивание, интерпретация.


Перечислить виды, приемы и формы контроля навыков и умений речевой деятельности на ИЯ.

 

Контроль является одним из важных компонентов при обучении иностранному языку

Контроль – это выявление уровня сформированности речевых навыков и умений, определение характера протекания этого процесса, диагностика трудностей, испытываемых учащимися, и проверка эффективности используемых приемов и способов обучения

Требования к организации контроля на уроках иностранного языка

-диктуемые условиями обучения (на разных этапах разные цели контроля, время, периодичность)

- связанные с принципами обучения (научность, доступность, возраст. особ. и т.д.)

-соответствующие определенным качественным характеристикам (объективность, надежность, соответствие содержанию обучения, адекватность объекту контроля)                

-корректность его организации (регулярность, охват уч-ся, ясность и понятность формулировок)

Виды контроля

1.Контроль готовности к овладению деятельностью (предваряющий учебный процесс и как часть учебного процесса) – предварительный. Проводится в начале учебного года, четверти для изучения готовности учащихся к восприятию нового материала (тестирование)

2.Контроль процесса овладения компонентами деятельности в ходе учебного процесса - текущий

Опрос: фронтальный, индивидуальный, комбинированный, взаимный, уплотненный.)

Тестирование

3.Контроль результатов учебной деятельности как часть учебного процесса – тематический (промежуточный) - разные виды опроса, контрольная работа, тестирование, диктант (на орфографию), изложение

4. Итоговый контроль результатов учебной деятельности после завершения учебного процесса (в конце года)- зачет, экзамен

 

Объекты контроля:

А) языковая компетенция (знания и речевые навыки);

Б) коммуникативная компетенция – умение пользоваться ЗУН на практике в ситуациях общения;

В) социально-культурная компетенция – знание страны изучаемого языка, национальные особенности речевого и неречевого поведения его носителей.

 

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ:

1. индивидуальный – считается наиболее объективным, однако не пригоден для младшего этапа, его рекомендуется сочетать с фронтальным.

2. фронтальный – протекает в форме беседы со всеми. Достоинства: высокая активность, охват всех учащихся. Недостатки: поверхностный характер, не всегда объективен (текущий вид, но не итоговый).

3. групповой/ парный – задание выполняет вся группа. Например, ролевая игра, разыгрывание диалога.

Они могут осуществляться устно или письменно.

 

СПОСОБЫ: традиционный – со стороны учителя (вопрос – ответ, дополни предложение).

 самоконтроль – установка на сравнение своих результатов с эталоном. взаимный – взаимная проверка и оценка качества выполнения задания. программированный.

Взаимный – взаимная проверка и оценка качества выполненного задания

Программированный – проверка компьютером.


23. Дать представление об обучении чтению (цели, содержание). Назвать виды чтения, дайте им краткую характеристику.

Чтение как рецептивный вид РД – это процесс зрительного восприятия печатного текста и его понимание с различной степенью полноты, точности и глубины.

Чтение может выступать как цель и средство обучения. Если обучают пониманию читаемого, это цель; если формируются и совершенствуются языковые навыки и развивается умение говорения, то это средство.

Содержание обучения чтению включает в себя три компонента:

Лингвистический компонент включает в себя: а) знание определенного лексического, грамматического и фонетического материала; б) знание графической системы иностранного языка и правил чтения; в) разные виды текстов, их тематика и предъявляемые к ним требования (познавательная ценность текста, соответствие текста возрасту и интересам учащихся, языковая доступность текста, его фабульность и аутентичность).

Психологический компонент чтения включает в себя: а) учет мотивов и интересов учащихся при овладении этим видом речевой деятельности; б) навыки и умения чтения; в) механизмы чтения (механизмы восприятия и узнавания; механизм антиципации; механизмы ОП и ДП; механизмы осмысления); г) характер взаимодействия чтения с другими видами речевой деятельности.

Методологический компонент чтения предполагает: а) обучение навыкам разных видов чтения (стратегиям чтения); б) навыкам пользования справочной литературой; в) знание правил чтения; г) умелое использование разных памяток.

Виды чтения:

1) по участию голоса: 1. вслух, 2. про себя;

2) по характеру участия родного языка: 1. с непосредственным пониманием, 2. переводное

3) по степени проникновения в содержание читаемого: 1. ознакомительное чтение (с общим обхватом содержания); 2. изучающее чтение (с глубоким проникновением); 3. просмотровое (с получением общего представления); 4. поисковое (с быстрым нахождением в тексте данных).

4) по характеру подготовки: 1. подготовленное (с предварительно снятыми трудностями) 2. неподготовленное;

5) по соотношению синтеза и анализа: 1. синтетическое, 2. аналитическое;

6) по месту: 1. классное, 2. домашнее;

7) по степени обязательности: 1. обязательное, 2. дополнительное

Изучающее чтение является средством обучения чтению, так как оно представляет собой максимально развернутую форму чтения. Оно отличается точным и полным пониманием содержания текста, воспроизведением полученной информации в пересказе, реферате и т.д.

Ознакомительное чтение предполагает извлечение основной информации из текста, получение общего представления об основном содержании, понимание главной идеи текста (приблизительно 70%), при этом, благодаря воссоздающему воображению, читатель частично восполняет смысл текста.

Поисково-просмотровое чтение направлено на получение самого общего представления о содержании текста. Учащийся ищет в тексте лишь интересующую его информацию.

Преобладающим видом чтения является ознакомительное чтение. Изучающее и поиско-просмотровое чтение занимают подчиненное место в системе обучения чтению.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.72.224 (0.011 с.)