Программа «Выбирая другую роль» по профилактике и коррекции поведения у мужчин, применяющих насилие в семье 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа «Выбирая другую роль» по профилактике и коррекции поведения у мужчин, применяющих насилие в семье



Принимая во внимание высокий уровень домашнего насилия в России, а также обострение случаев в период самоизоляции из-за распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 [12], можно сказать, что начинать проводить работу с мужчинами-обидчиками необходимо прямо сейчас.

В ходе выполнения дипломной работы мной была разработана программа по профилактике и коррекции поведения у мужчин, применяющих насилие в семье «Выбирая другую роль» (Приложение В), основанная на диссертации Криса Лэминга – специалиста из Австралии, который более 20 лет практиковал работу с мужчинами. Курс вдохновлен его работой с SHED (Self Help Ending Domestics), организацией, которая помогает мужчинам помочь себе, взяв на себя ответственность и изменив себя и свое поведение. Хотя SHED находится в восточной сельской местности Австралии, программа может быть актуальной для любого региона.

Цель программы: снизить уровень домашнего насилия путем работы с мужчинами, склонными к его совершению.

  Задачи программы:

Ø Способствовать положительным изменениям в общении мужчин со своими партнершами и детьми;

Ø Объяснить участникам, какое поведение является оскорбительным и насильственным, как различные виды насилия усиливают друг друга;

Ø Научить мужчин отслеживать сигналы, свидетельствующие о грядущем акте насилия;

Ø Продемонстрировать, какими путями они могут лучше справляться с отцовством, чтобы их сыновья не прибегали к жестокому обращению, а их дочери не считали насилие нормальным поведением взрослых;

Ø Рассмотреть понятие мужественности с разных сторон;

Ø Познакомить участников с инструментами, с помощью которых можно изменить свое поведение в лучшую сторону («Семь мух на стене», «Передышка», «Персональный план изменений» и т.д.).

Целевая группа: мужчины, осознающие, что в их семье они являются источником жестокого обращения, как привлеченные к административной (уголовной) ответственности, так и еще нет. Возможные кандидаты должны пройти собеседование, во время которого координатор заполнит форму оценки. Мужчину можно принять, если:

· он берет на себя некоторую ответственность за свое оскорбительное поведение;

· у него есть мотивация измениться;

· он не употребляет наркотики или алкоголь;

· в настоящее время он не страдает психическим заболеванием, которое не позволяет ему брать на себя ответственность;

· координатор чувствует, что им можно управлять в группе.

Когда каждый мужчина проходит собеседование на курс также приглашается вовлеченная женщина, с которой проводят собеседование отдельно. Ее можно пригласить еще один или два раза в течение курса, это даст возможность получить обратную связь с обеих сторон. Для многих женщин это дает чувство безопасности - они знают, что происходит, и не чувствуют себя обделенными, и не задаются вопросом, что происходит в этих группах. Но для проведения интервью с партнершей потребуется опытный координатор (желательно женщина).

Формат курса: курс рассчитан на двенадцать занятий по два часа один раз в неделю. После окончания курса должны быть проведены еще три встречи.

Размер группы: от 8 человек до 12 – для специалистов

Координаторы программы: Главным координатором должен быть специалист с опытом, который может хорошо управлять группой. Для наилучшей практики в группе всегда должен быть помощник, независимо от количества мужчин. Мужчины, которые сами прошли курс по изменению поведения, такой как этот курс, могут вернуться в качестве со-координаторов, опираясь на свой собственный опыт и свидетельствуя, что изменение возможно.

Координаторам необходимо учитывать свои собственные потребности в процессе, особенно вопрос личной безопасности, как в группе, так и за ее пределами. Например, они не должны сообщать свои адреса или личные номера мобильных телефонов.

В процессе координаторы будут иметь возможность получить подробные отчеты о жестоком обращении и насилии в отношении женщин. Также информацию о том, как сами мужчины подвергались жестокому обращению и дегуманизации в детстве. Очень важно, чтобы у них был хотя бы один доверенный коллега, с которым они могли бы регулярно разговаривать, особенно после каждого занятия. Эти переговоры будут касаться возникших вопросов и сосредоточены на эмоциональном воздействии на координаторов. Для них это возможность «разгрузиться». Они могут обсудить, какие стратегии можно использовать, чтобы продолжать справляться.

Во время занятий важно использовать повседневный язык обычных людей. Однако, координаторы не должны использовать жаргон. Они не должны говорить снисходительно или пытаться опекать.

Площадка для проведения: Центр Социальной Помощи Семье и Детям, Комплексный Центр Социального обслуживания.

Методы обучения и инструменты:

· Для проведения занятий требуется отдельное помещение; стулья, доска, маркер (мел). Листы белой бумаги формата А3 и А4, фломастеры, скотч;

· Перед началом курса необходимо подготовить раздаточный материал;

· Каждому участнику следует выдать принадлежности для хранения раздаточных материалов. Это может быть папка для бумаг или большой конверт.

Содержание занятий и длительность упражнений представлены в Таблице 2.1.

Таблица 2.1 - Содержание занятий программы «Выбирая другую роль»

№п/п Название занятия Упражнение Длительность

1

Введение, типы насилия

Приветствие и знакомство 10 мин
Знакомство в парах 15 мин
Соглашения, напоминания и ожидания 10 мин

 

Продолжение таблицы 2.1

 

 

Перерыв 15 мин
Определение типов насилия и жестокого обращения 40 мин
Подведение итогов 15 мин

2

Распознавание предупреждающих знаков

Приветствие 10 мин
«Семь мух на стене» 30 мин
«Называя эмоции» 30 мин
Перерыв 10 мин
Признаки оскорбительного и агрессивного поведения 30 мин
Подведение итогов 15 мин

3

Поиск альтернатив

Приветствие 10 мин
«Настройка радиоволны» 15 мин
Альтернативное поведение 30 мин
Перерыв 10 мин
Принимая другую роль 40 мин
Подведение итогов 15 мин

4

Еще больше инструментов для перемен

Приветствие 10 мин
«Передышка» 20 мин
Ролевая игра 20 мин
План личных изменений 20 мин
Перерыв 10 мин

 

Продолжение таблицы 2.1

 

 

Опасные зоны 30 мин
Подведение итогов 15 мин

5

Семейное прошлое

Приветствие 10 мин
Понимание вашего семейного прошлого 60 мин
Перерыв 10 мин
Проверка «Семи мух на стене» 30 мин
Подведение итогов 5 мин

6

Цикл жестокого обращения и насилия - и как это изменить

Приветствие 10 мин
Цикл жестокого обращения и насилия 20 мин
Изменение цикла 30 мин
Перерыв 10 мин
Переписывание события 30 мин
Подведение итогов 5 мин

7

Власть и контроль

Приветствие 10 мин
Власть и контроль 30 мин
Женский спикер 15 мин
Перерыв 10 мин
Кто принес деньги в ваш брак? 15 мин
Поговорки и пословицы 20 мин
Подведение итогов 5 мин
8 Сексуальное насилие Приветствие 10 мин

 

Продолжение таблицы 2.1

 

 

Что такое сексуальное насилие? 35 мин
Изменение отношений между мужчинами и женщинами 10 мин
Перерыв 15 мин
Методы действий в отношении сексуального насилия и связанных с ним вопросов 30 мин
Подведение итогов 5 мин

9

Разрешение конфликтов с использованием конструктивных альтернатив

Приветствие 10 мин
Переписывание сценария 60 мин
Перерыв 10 мин
Ролевая игра: переход к другой роли 15 мин
Уважительное разрешение конфликтов 15 мин
Подведение итогов 5 мин

10

Быть мужчиной

Приветствие 10 мин
Обсуждение: Как мужчины учатся быть «мужчинами» 10 мин
Ролевая игра 15 мин
Перерыв 15 мин
Обсуждение: Быть мужчиной в семье 40 мин
Подведение итогов 5 мин

11

Вопросы отцовства и разлуки

Приветствие 10 мин
Отношения отца и ребенка 30 мин

 

Продолжение таблицы 2.1

 

 

Метод действия 15 мин
Перерыв 10 мин
Ролевая игра: переход к другой роли 15 мин
Как справиться с разлукой 30 мин
Подведение итогов 5 мин

12

Оценка одногруппников

Оценка одногруппников 60 мин
Перерыв 25 мин
Куда вы идете отсюда? 25 мин

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема домашнего насилия уже несколько десятилетий не перестает быть актуальной. Широкие масштабы ее распространения демонстрируют дисгармонию и перекосы, существующие во взаимоотношениях в нынешнем российском обществе.

Распространенность явления подтверждают не только официальные статистические данные, но и результаты проведенного в ходе работы исследования: каждый четвертый опрошенный петербуржец пережил домашнее насилие, будучи ребенком, каждый третий стал свидетелем насилия над женщиной со стороны их супруга/партнера.

После изучения теоретических материалов был сделан вывод, что невозможно выделить лишь одну основополагающую причину возникновения насилия внутри семьи. Проблема кроется не только в поведении супружеской пары в целом или мужчины в частности, а во всей системе общественных взглядов, норм, ценностей. Неблагоприятную среду формирует ряд культурных, социальных, экономических и правовых норм, таких как, например, патриархальный уклад общества, принадлежность к маргинальным слоям общества, отсутствие закрепленного законодательно определения домашнего насилия и т.д.

В ходе ознакомления с нормативно–правовой базой в Российской Федерации было выявлено, что она может предложить только меры наказания для преступников и оказание социальной помощи жертвам, но меры профилактики домашнего насилия никак не закреплены законодательно. Если обратиться к зарубежному опыту решения этой проблемы (в частности, к шведскому), можно отметить, что сочетание прогрессивного законодательства и социальной политики, направленной на искоренение гендерного неравенства, а также создание широкой сети центров помощи пострадавшим от домашнего насилия и центров по работе с его авторами являются достаточно эффективными методами в борьбе с семейным насилием.

Поскольку практика зарубежных коллег показывает, что прохождение мужчинами–обидчиками специализированных программ помогает снизить количество актов домашнего насилия, было принято решение разработать подобную программу, которую можно было бы реализовать в России. Основными задачами программы «Выбирая другую роль» являются способствование положительным изменениям в общении мужчин со своими партнершами и детьми, рассмотрение понятие мужественности с разных сторон, знакомство участников с инструментами, с помощью которых можно изменить свое поведение в лучшую сторону. Данная программа проста и интуитивно понятна, и может быть без затруднений реализована на базе Кризисного Центра или Центра Помощи Семье и Детям.

Таким образом, можно сделать вывод, поставленные в начале исследования задачи решены в полном объеме, цель достигнута.


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.190.93 (0.016 с.)