Выпускная квалификационная работа. Заместитель директора По ур   


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выпускная квалификационная работа. Заместитель директора По ур  



УТВЕРЖДАЮ

         Заместитель директора по УР                      

_____________ С.В. Барсукова

«___»______________2021 г.

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Социальная работа с лицами, совершившими домашнее насилие

 

39.02.01 Социальная работа, группа СР-18-33 кз

 

 

ЛИСТ УТВЕРЖДЕНИЯ

 

 

Студент ______________ (Е.И.Пахомова)

Руководитель _________ (Т.А.Муравьева)

Рецензент _________________(О.В.Иванова)

Председатель П(Ц)К ______( О.В.Иванова)

 

 

Санкт-Петербург

2021


 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. Теоретические аспекты проблемы домашнего насилия…………………………...6

1.1 Понятие насилия в семье и причины его возникновения………………6

  1.2 Виды и формы домашнего насилия……………………………….........15

1.3 Нормативно - правовое регулирование в области защиты прав граждан, пострадавших от домашнего насилия…………………………………..……...22

2. Социальная работа с мужчинами, совершившими домашнее насилие…...26

2.1 Зарубежный опыт решения проблемы домашнего насилия средствами социальной работы………………………………………………………………26

2.2 Исследование проблемы домашнего насилия…………………..……..31

2.3 Программа «Выбирая другую роль» по профилактике и коррекции поведения у мужчин, применяющих насилие в семье ………………….........44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……...52

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………54

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….........58

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В истории любой страны присутствуют периоды, когда актуальность определенных социальных проблем или процессов становится чрезвычайной и общепризнанной. В наши дни в России к числу таких бесспорных проблем относится задача предотвращения насилия в семье, а именно, жестокого обращения с женщинами. Семейное насилие является одной из самых сложных, противоречивых и латентных проблем в большинстве современных обществ, включая многие зарубежные страны. Поэтому проблема семейного насилия и методы его искоренения заслуживают специального рассмотрения и анализа.

В изменившихся социально–экономических условиях изменилось положение мужчины и женщины в семье. Это вызвано тем, что многие женщины попали в сильную экономическую зависимость от своих партнеров, не могут позволить себе родить ребенка, так как не в состоянии его содержать, не решены жилищные проблемы. Во многих семьях женщины подвергаются избиениям, запугиванию, угрозам, принудительным сексуальным отношениям.

Информация о преступлениях против женщин, полученная на основе открытых уголовных дел, не создает полного представления о масштабе этого явления, так как уголовные дела по данному вопросу далеко не всегда открываются и доводятся до конца. В силу различных причин женщины, являющиеся жертвами домашнего насилия, не всегда обращаются в правоохранительные органы с заявлением о привлечении к ответственности виновных. Кроме того, в 2017 году был принят Федеральный закон от 07.02.2017 № 8-ФЗ "О внесении изменения в статью 116 Уголовного кодекса Российской Федерации"[8]. Согласно принятым поправкам, статья 116 УК РФ регулирует только те побои, что были совершены «из хулиганских побуждений», а равно по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти, или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой - либо социальной группы". За первичное совершение побоев на сегодняшний день предусмотрена административная ответственность: штраф от 5 до 30 тысяч рублей, арест от 10 до 15 суток или исправительные работы на срок от 60 до 120 часов (ранее за побои была установлена уголовная ответственность сроком до двух лет лишения свободы). Фактически, в случае нанесения побоев в кругу семьи в первый раз применяется именно административное наказание. А это значит, что правонарушитель, избивший супругу, имеет высокие шансы «отделаться» штрафом в размере 5000 рублей.

По официальным данным Федеральной службы государственной статистики за 2017 год от насильственных действий, совершенных в отношении членов семьи, пострадали 25,7 тысяч женщин и 10,4 тысяч мужчин [13]. В то же время, согласно данным, представленным западными СМИ в 2013 году, смертность женщин от бытового насилия за десять лет заметно не снизилась. Британская общественная телерадиовещательная организация «ВВС» распространила информацию из источников МВД РФ о том, что 600 тысяч женщин подверглись физическому или психологическому насилию дома, и 14 тысяч из них умерли в том же году от травм, нанесенных их партнером [17].

Стоит отметить, что в последнее десятилетие формируется все больше кризисных центров для женщин (и женщин с детьми), попавших в трудную жизненную ситуацию. Практически при каждом «Центре социальной помощи семье и детям» организовано стационарное отделение для помощи женщинам и детям, также, например, в Москве и центральных регионах работают различные ассоциации, центры и горячие линии, направленные на разностороннюю помощь женщинам, пострадавшим от домашнего насилия.

Однако организаций, которые реализуют коррекционные программы для лиц, совершивших домашнее насилие, в России наберется едва ли с десяток.

Цель представленной работы – поиск наиболее эффективных методов социальной работы с лицами, совершившими домашнее насилие.

Объект исследования – жестокое обращение в семье.

Предмет исследования – насилие со стороны мужчины, проявляемое в партнерских отношениях.

Для достижения вышеуказанной цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить причины возникновения насилия в семье.

2. Исследовать распространенность явления домашнего насилия.

3. Рассмотреть опыт социальной работы зарубежных стран с гражданами, совершающими насильственные действия.

4. Разработать программу социально–психологической работы с мужчинами, склонными к насилию.

При написании данной работы были использованы следующие методы: анализ литературы, анализ нормативно–правовых документов, изучение и обобщение зарубежной и отечественной практики.


 

Основные источники

9. Бэнкрофт, Л. Почему он делает это? Кто такой абьюзер и как ему противостоять. [Текст]: / Л. Бэнкрофт – М.: Эксмо-Пресс, 2020. - 400 с.

10. Виктимблейминг или жила-была девочка, сама виновата [Электронный ресурс]: // B17.ru – сайт психологов №1: сайт – Электрон. текстов. дан. – [Б.м.], 2017. – Режим доступа: https://www.b17.ru/article/82429/.

11. Гендерный разрыв в оплате труда [Электронный ресурс]: аналитический доклад / И.А. Николаев, Т.Е. Марченко, О.С. Точилкина – М., 2017., – 26 с. – Режим доступа: https://www.fbk.ru/upload/medialibrary/bce/Gendernyi%20razryv%20v%20oplate%20truda_doklad.pdf.

12. Домашнее насилие в условиях COVID-19 в России [Электронный ресурс]: // Зона Права: сайт – Электрон. текстов. дан. – [Б.м.], 2020. – Режим доступа: https://zonaprava.com/info/ – загл. с экрана.

13. Женщины и мужчины России. 2018 [Текст]: Стат.сб./ Росстат. - М., 2018. – 241 с.

14. Лысова А.В., Щитов Н. Г. Системы реагирования на домашнее насилие: опыт США [Электронный ресурс] / Н. Г. Щитов, А. В. Лысова // Методическое пособие «Обзор зарубежного и российского опыта работы по выявлению и предотвращению случаев жестокого обращения с детьми (дайджест)». – 2010. – с. 6-9. – Режим доступа: http://perm-deti.ru/.

15. Старикова М., Мишина В. Жертвам дадут ордер [Электронный ресурс]: / М. Старикова, В. Мишина // Коммерсантъ. – 2020. – №224/П. – Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4603180.

16. Что нужно знать о домашнем насилии [Электронный ресурс]: // Wonderzine: сайт – Электрон. текстов. дан. – [Б.м.], 2016. – Режим доступа: https://www.wonderzine.com/wonderzine/life/life/205141-domestic-violence.

 

Дополнительные источники

 

17. The silent nightmare of domestic violence in Russia [Электронный ресурс]: BBC.com: сайт – Электрон. текстов. дан. – [Б.м.], 2013. – Режим доступа: https://www.bbc.com/news/world-europe-21474931. – Загл. с экрана.

18. Typologies of male batterers: three subtypes and the differences among them [Электронный ресурс]: // National Library of Medicine: сайт – Электрон. текстов. дан. – [Б.м.], 1994. – Режим доступа: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/7809309/

19. Violence Risk Assessment Study [Электронный ресурс]: // MacArthur Research Network: сайт – Электрон. текстов. дан. – [Б.м.], 2001. – Режим доступа: https://macarthur.virginia.edu/risk.html.

20. Walker, Lenore E. A. The Battered Woman Syndrome. [Текст]: – 4-е изд. – Нью-Йорк: Springer Publishing Company, 2016. - 580 с.

21. What to know about toxic masculinity [Электронный ресурс]: // MedicalNewsToday: сайт – Электрон. текстов. дан. – [Б.м.], 2020. – Режим доступа: https://www.medicalnewstoday.com/articles/toxic-masculinity.

22. АНО «Левада-Центр» [Электронный ресурс] URL: https://www.levada.ru/ (Дата обращения 12.01.2021)

23. Информационно-методический центр «АННА» [Электронный ресурс] URL: http://anna-center.ru/index.php/ru/ (Дата обращения 08.11.2020).

24. Правовая система Консультант Плюс [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения 01.12.2020).

25. Сеть взаимопомощи женщин «#ТыНеОдна» [Электронный ресурс] URL: https://tineodna.ru/ (Дата обращения 28.12.2020).

26. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] URL: https://rosstat.gov.ru/ (Дата обращения 15.12.2020).

27. Центр консультирования «Альтернатива» [Электронный ресурс] URL: https://altdv.ru/ (Дата обращения 26.12.2020)


 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А

Опрос «Отношение к проблеме домашнего насилия» среди жителей Санкт-Петербурга

1) Укажите Ваш пол:

o Женский

o Мужской

2) Укажите Ваш возраст:

o 18-25

o 26-35

o 36-45

o старше 45

3) Существует ли на Ваш взгляд в России проблема домашнего насилия?

o Да, это распространенная проблема

o Да, но масштабы распространения невелики

o Нет, домашнее насилие встречается нечасто

4) Какая форма насилия в семье на Ваш взгляд является самой распространенной?

o Физическая

o Психологическая

o Экономическая

o Сексуальная

5) Приходилось ли Вам лично или членам Вашей семьи сталкиваться с домашним насилием?

o Да, приходилось

Продолжение приложения А

o Нет, не приходилось

6) Знаете ли Вы, куда можно обратиться за помощью, если Вы или Ваши близкие стали жертвой домашнего насилия?

o Да

o Нет

7) Какие меры профилактики домашнего насилия, на Ваш взгляд, могут быть наиболее эффективными (несколько вариантов ответа)?

◙ Профилактические беседы в семьях

◙ Специальные образовательные программы в учебных заведениях

◙ Выделение преступлений в рамках домашнего насилия в отдельную статью Уголовного кодекса, ужесточение законодательства по фактам применения домашнего насилия

◙ Создание кризисных центров, приютов для пострадавших от домашнего насилия

◙ Пропаганда нетерпимого отношения к домашнему насилию в СМИ

◙ Принудительное прохождение специальных программ для лиц, применяющих домашнее насилие

◙ Работа телефонов доверия, дистанционных служб психологической помощи

◙ Другие меры (какие) _____________________________

8) Знаете ли Вы о существовании проекта Федерального закона об «Основах системы профилактики домашнего насилия в Российской Федерации»?

o Да, знаю, с текстом проекта ознакомлен(а)

o Да, знаю, но с содержанием не ознакомлен(а)

o Нет, не слышал(а) о таком проекте

Окончание приложения А

9) Как Вы считаете, нужен ли такой законопроект в России?

o Да

o Нет

10) Считаете ли Вы эффективной мерой профилактики домашнего насилия программы по работе с лицами, его совершившими?

o Да, считаю это эффективной мерой

o Нет, преступник никогда не изменит своего поведения

o Сложно сказать, слишком мало человек прошли подобные программы в России


 

Приложение Б

Опрос «Мужской взгляд на проблему насилия»

1) Состоите ли Вы в отношениях?

o Да, в официальном браке

o Да, в «гражданском» браке (совместное проживание)

o Да, но без совместного проживания

o Не состою

2) Если Вы состоите в отношениях, то как долго?

o Менее 1 года

o 1-3 лет

o 4-7 лет

o Более 7 лет

3) У людей в отношениях возникают споры и конфликты, которые все решают по-разному. Иногда они приводят к применению физической силы (побоям, ударам и т.д.). Как Вы относитесь к подобным методам урегулирования конфликта?

o Крайне негативно, считаю их недопустимыми

o В целом негативно, но в некоторых без этого не обойтись

o Нейтрально, можно прибегать к ним время от времени

o Положительно, они помогают быстрее прекратить конфликт

4) Были ли Вы свидетелем насилия над женщинами со стороны их супруга/партнера, которые происходили бы с вашими близкими, знакомыми, людьми из вашего окружения?

o Да

o Нет

Продолжение приложения Б

5) Были ли Вы жертвой жесткого обращения в детстве?

o Да

o Нет

6) Если да, опишите виды насилия, которым вы подвергались:

◙ Физическое (применение телесных наказаний)

◙ Сексуальное (принуждение к сексуальным действиям, демонстрация ребёнку гениталий, демонстрация ребёнку порнографии)

◙ Эмоциональное (враждебное отношение, унижение, высмеивание, угрозы)

◙ Отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребёнка в еде, одежде, жилье, медицинской помощи)

7) Как Вы считаете, допустимо ли применять телесные наказания по отношению к детям?

o Нет, абсолютно недопустимо

o Допустимо только в крайних случаях

o Допустимо время от времени

o Да, полностью допустимо

8) Как Вы считаете, влияет ли применение телесных наказаний на формирование личности ребенка в будущем?

o Да, влияет положительно

o Да, влияет отрицательно

o Сложно сказать, иногда влияет, иногда нет

o Нет, не влияет

9) По Вашему мнению, влияет ли употребление алкоголя и/или

Окончание приложения Б

наркотических средств на случаи жесткого обращения внутри семьи?

o Да, однозначно влияет

o Влияет, но частично

o Нет, не влияет

10) Приходилось ли Вам в текущих или предыдущих отношениях прибегать к следующим действиям:

◙ Угрожать партнерше уходом из отношений

◙ Кричать или повышать голос на партнершу

◙ Ударять в стену, дверь, бить кулаком по столу и т.д. во время конфликта

◙ Стыдить партнершу за ее ошибки или неудачи

◙ Контролировать круг общения партнерши, ее переписки и встречи

◙ Толкать, хватать, опрокидывать партнершу

◙ Дать пощечину или ударить партнершу

◙ Требовать сексуальной активности от партнерши, заставлять партнершу заниматься сексом, когда она не хочет этого

◙ Принимать все важные решения в одиночку, не учитывая мнения партнерши

◙ Вести себя как начальник вашей партнерши

11) Что Вы думаете о поговорке «Бьет – значит любит»? Опишите своими словами_____________________________________________

12) Как Вы думаете, какие черты характера присущи человеку, который применяет жестокое обращение в семье?__________________________________


 

Приложение В

Программа «Выбирая другую роль» по профилактике и коррекции поведения у мужчин, применяющих насилие в семье

 

АНКЕТА ПЕРВИЧНОЙ ОЦЕНКИ УЧАСТНИКА

 

Дата__ __ _____ФИО _______________________________Возраст____

 

Спросите мужчину, почему он здесь.

 

Как долго он в отношениях со своей нынешней партнершей?

 

Когда насилие стало серьезным?

 

Каким было его самое жестокое поведение?

 

Каков уровень абьюза в настоящее время?

 

Использовал ли он жестокое обращение в предыдущих отношениях?

 

Как менялось его жестокое поведение с течением времени?

 

Его отец жестоко обращался с матерью? Да Нет

Если да, объясните:

 

Был ли он жертвой жестокого обращения в детстве? Да Нет

Если да, опишите:

Продолжение приложения В

Физически:_____________________________________________________

Эмоционально:__________________________________________________

Сексуально:_____________________________________________________

Угрозы и запугивание:____________________________________________

Пренебрежение и игнорирование:___________________________________

Затрагивает ли в настоящее время его жестокое поведение детей? Да Нет

Если да, то как это отражается на детях?

 

Как он воспитывает детей?

 

Были ли у него эпизоды депрессии? Попытка самоубийства?

Если да, прописали ли ему лекарства? Какие?______________________________

Другое лечение?____________________________________________________

             

Страдает ли он психическим заболеванием?

             

Есть ли у него история злоупотребления алкоголем?

 

Пригодность для групповой программы по изменению поведения мужчин:

Принимает на себя ответственность 0__________10

Есть мотивация к изменению       0__________10

Имеет поддержку и ресурсы         0__________10

Устойчив к изменениям                 0__________10

Имеет агрессию и гнев                   0__________10

Продолжение приложения В

Кажется опасным и готовым             0__________10

причинить вред кому-то

(воспринимается таким образом)


 

Продолжение приложения В

Перерыв (15 мин.)

Упражнение 1.4. Определение типов насилия и жестокого обращения (40 мин.): Подготовьте копии Раздаточного материала 1.Попросите участников вспомнить недавний серьезный инцидент, когда они применили насилие.

На большом листе бумаги на стене напишите «Типы насилия» и попросите группу провести мозговой штурм - группа перечисляет как можно больше примеров насилия. Напишите примеры на большом листе бумаги. Сгруппируйте их, чтобы показать, что существуют разные категории насилия: физическое, эмоциональное, психологическое, сексуальное, финансовое и т. д.

Когда класс найдет как можно больше примеров, раздайте копии Раздаточного материала 1. Попросите участников сохранить раздаточный

Продолжение приложения В

материал в целости и сохранности, так как он будет снова использован на последующих занятиях. Затем прочтите раздаточный материал вслух и заполните все пробелы на большом листе бумаги. Затем спросите участников об их нынешнем и предыдущем понимании насилия. Обсудите их усвоенное поведение:

¾ Где они впервые стали свидетелями такого поведения.

¾ Развивают ли их дети подобное жестокое поведение по отношению к своей матери, братьям и сестрам, друзьям.

¾ Какой ущерб наносится их собственным отношениям.

¾ Что такое страх и что он заставляет нас делать.

¾ Что понимается под изменением и как его осуществить.

¾ Обсудите гнев, другие эмоции и выученные реакции/поведения участников.

Упражнение 1.6. Подведение итогов (15 мин.): Вкратце вернитесь к основным моментам, изученным на занятии, и предложите задать последние вопросы. Узнайте у участников, как они себя чувствуют и что они чувствуют.

 Напомните им, что материал сложный и может вызвать у них эмоции. Один из способов, который может помочь им справиться с этим, — это поговорить об этом с близким другом, с их парой в группе, а также написать в дневник.

Домашнее задание:

 В течение следующей недели участникам следует прочитать Раздаточный материал 1 о типах насилия. Они должны найти в своей жизни примеры различных типов насилия и мысленно взять на себя обязательство менять курс поведения.

Продолжение приложения В

Перерыв (10 мин.)

Упражнение 2.4. Признаки оскорбительного и агрессивного поведения (30 мин.): Цель этого упражнения - дать возможность каждому участнику определить, каким образом его тело, разум и эмоции предупреждают о надвигающемся насилии. Если участники более осведомлены об этих личных сигналах, они могут остановить себя – как перед дорожным знаком.

Такие личные предупреждающие знаки (или сигналы) могут возникать

Продолжение приложения В

внезапно, и после этого мужчина может очень быстро принять решение оскорбить или прибегнуть к насилию. Как и в случае с дорожными знаками, если их игнорировать, жизнь подвергается опасности. Предупреждающий знак для одного мужчины может сильно отличаться от знака для другого. Каждый мужчина должен осознавать свои собственные признаки и нести ответственность за выбор реакции таким образом, чтобы его партнерша и дети оставались в безопасности.

Повесьте на стене наброски лиц, которые вы подготовили - каждое из них нарисовано на отдельном листе бумаги - которые иллюстрируют эмоции: хмурый взгляд, мрачный вид, напряжение плеч, отстранение, хождение большими тяжелыми шагами, крик, конфликт. Обсудите каждый из них и убедитесь, что достигнуто соглашение о том, где каждая эмоция или действие могут возникнуть в результате словесного или физического насилия.

Попросите одного человека направить другого в соответствии с тем, как это происходит в его собственной жизни: «Сейчас вы изображаете обиженного - подойдите к рисунку, на котором изображена обида - и скажите: «Как ты могла предать меня?» Теперь вы сердитесь - двигайтесь к рисунку, который показывает гнев, и говорите, какое обвинение вы могли бы предъявить своей жене». И так далее через все эмоции и действия.

Теперь попросите участников разделиться на пары и, в свою очередь, рассказать, как они пережили эмоции и действия в недавнем инциденте. Каждый мужчина должен определить момент, в котором он потерял контроль. Какие были эмоции и действия перед этим?

Затем мужчины возвращаются в группу и рассказывают другим о своей точке потери контроля и этапах предупреждения непосредственно перед тем,

Продолжение приложения В

как это произойдет.

Упражнение 2.5. Подведение итогов (15 мин.): Кратко пересмотрите основные моменты, изученные на занятии, и предложите задать вопросы.

Узнайте у участников, как они себя чувствуют и что они чувствуют. Напомните им, что материал сложный и может вызвать у них эмоции. Один из способов, который может помочь им справиться с этим, — это поговорить об этом с близким другом, с их парой в группе, а также написать в дневник.

Домашнее задание: В течение недели поговорите с кем-нибудь, кто хорошо вас знает и может рассказать вам больше о ваших предупреждающих сигналах.Составьте список ваших собственных предупреждающих сигналов.


 

Продолжение приложения В

Перерыв (10мин.)

Упражнение 3.4. Принимая другую роль (40 мин.): Это упражнение предназначено для того, чтобы участники увидели, как можно создать другого человека - не совсем нового, конечно, но с изменениями. И в какой-то мере сделать это самому.

1. Попросите одного из участников придумать четыре слова, которые типичны для него в данный момент, например: «Устрашающий», «обиженный», «одинокий», «в ловушке». (Это было частью домашнего задания Занятия 2).

2. Слова написаны слева на одном из больших листов бумаги на стене.

3. Затем координатор спрашивает: «Как бы вы описали кого-то другого?»

4. Эти ответы записываются в правой части листа и обсуждаются. Группа помогает участнику понять, как прилагательные можно превратить в действия - как они могут стать «выполнимыми», например, разыгрывая действия по ролям и перенастраивая их.

5. Предполагается, что каждый может выбрать альтернативную роль и действовать по-новому.

Продолжение приложения В

6. Теперь каждый человек записывает четыре основных элемента своей новой роли (шаг 4) на небольшом листе бумаги. Теперь он создал для себя новую роль на следующей неделе. Он должен носить с собой новую роль и регулярно напоминать себе, что теперь он может действовать по-другому.

7. Человека, которого звали, например, Асмир, приглашают дать своей новой роли имя - например, Нельсон - и затем просят покинуть комнату. Теперь Асмира отправляют в отпуск (который может быть постоянным!), и мужчина возвращается в комнату как Нельсон.

8. Только участники группы должны знать, что этот человек теперь Нельсон и что он будет играть эту роль в течение следующих нескольких недель.

9. Каждый мужчина должен отмечать реакцию людей, которых он встречает в течение недели, и видеть, есть ли разница в том, как они видят его и его поведение.

Упражнение 3.5. Подведение итогов (15 мин.): Вкратце вернитесь к основным моментам, изученным на занятии, и предложите задать вопросы.Спросите у участников, как они себя чувствуют и что они чувствуют.

Домашнее задание: В течение следующей недели в качестве домашнего задания участник должен определить моменты, когда он проявляет абьюз или может начать проявлять. Затем он должен спросить себя: «Что представляет из себя человек, который не ведет себя подобным образом, но вместо этого несет ответственность?» Затем, если это возможно, он должен начать применять конструктивное поведение.

Он должен вернуться на следующую встречу с примерами конструктивного поведения, которое ему удалось выполнить или которое он хотел бы выполнить.

Продолжение приложения В

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ 4: ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ К ЗАНЯТИЮ 3

· Начните вести дневник или заметки, чтобы следить за своими изменениями. Запишите свои основные мысли и чувства, а также любые случаи насилия, гнева или жестокого обращения с момента предыдущей встречи.

· Спросите себя: что я узнал на этой неделе во время занятия?

- Какова была моя эмоциональная реакция на то, что я услышал, увидел или сказал во время сеанса?

- Насколько жестоким, агрессивным или злым было мое отношение к сказанному?

- Насколько сложно признаться в моем агрессивном или оскорбительном отношении даже самому себе?

- Что мне понравилось в занятиях на этой неделе? Что мне не понравилось?

- Что я узнал на этой неделе? Над чем мне нужно продолжать работать?

· Возьмите чистый экземпляр Раздаточного материала 2: «Семь мух на стене». Вспомните эпизод, когда вы стали оскорблять и проявлять насилие. Проработайте семь пунктов, делая пометки под каждой мухой.


 

Продолжение приложения В

Перерыв (10 мин.)

Упражнение 4.5. Опасные зоны (30 мин.): Попросите участников достать свои экземпляры Раздаточного материала 3. Одна из проблем, перечисленных в разделе "Опасные зоны":время или место, которые обычно создают сцену для оскорбительного поведения - например, по прибытии домой после работы на ужин;

Частью плана личного изменения каждого участника должно быть поиск способов избежать или изменить эти опасные зоны. Например, некоторые мужчины очень напряжены в конце рабочего дня. Они могут пойти домой все еще напряженные и готовые взорваться. Физические упражнения помогают справиться с таким стрессом - например, они могут

Продолжение приложения В

организовать неформальную футбольную игру на полчаса перед отъездом домой. (Но они должны предупредить свою партнершу, что опаздывают!)

Попросите группу провести мозговой штурм по опасным ситуациям. Где? Когда? Какое поведение они могут изменить, чтобы избежать опасных зон, или, если это невозможно, сделать их менее опасными? Напишите ответы на большом листе бумаги на стене. Каждый мужчина может написать несколько таких стратегий в своем Плане личных изменений, если это ему подходит.

Упражнение 4.5. Подведение итогов (15 мин.): Вкратце вернитесь к основным моментам, изученным на занятии, и предложите задать вопросы.

Узнайте у участников, как они себя чувствуют и что они чувствуют. Напомните им, что материал сложный и может вызвать у них эмоции. Чтобы справиться с этим, им может быть очень полезно поговорить с близким другом (или со своей парой в группе). Также может помочь запись их чувств.

Домашнее задание: Каждый мужчина должен обсудить «передышку» со своей партнершей, используя раздаточный материал.Он должен практиковаться в использовании «передышек» несколько раз в день, чтобы сформировать привычку.Он должен взглянуть на свой План личных изменений и записать по крайней мере одну вещь, которую он хочет изменить, а также конкретные шаги, которые он предпримет, чтобы это изменить. Это будет способ избежать опасной зоны.

 


 

Продолжение приложения В

ЗАНЯТИЕ 5. СЕМЕЙНОЕ ПРОШЛОЕ

Подготовка: Подготовьте копии Раздаточного материала 6, по одной для каждого участника.

Упражнение 5.1. Приветствие (10 мин.): Обойдите группу, проверяя, достигли ли участники успехов с «передышкой». Затем ознакомьтесь с их планом личных изменений. Что они узнали о себе на этой неделе? Как они себя чувствуют?

Упражнение 5.2. Понимание вашего семейного прошлого (60 мин. + 10 мин. Перерыв): Раздайте каждому участнику по экземпляру Раздаточного материала 6, а затем просмотрите его, зачитывая вопросы, объясняя их и запрашивая отзывы.

Дайте группе достаточно времени, чтобы прочитать и подумать. Затем объясните, что вы попросите каждого из них по очереди рассказать свою историю. Это занятие поможет вам установить участникам связь между их прошлым опытом и нынешним поведением.

Попросите каждого мужчину по очереди рассказать свою историю - он использует свои ответы на раздаточные вопросы как основу своего рассказа о семье (или семьях), в которых он вырос.

Спросите: «Что вы видите в своем собственном агрессивном поведении сейчас, что связано с вашим собственным детским опытом?»

Каждому человеку дается около пяти минут, чтобы поделиться своей историей.

Перерыв (10 мин.)

Упражнение 6.4. Переписывание события (30 мин.): Участники работают парами. Используя иллюстрацию «Цикл жестокого обращения», каждый участник просматривает собственный инцидент с насилием в прошлом, чтобы увидеть, какие изменения они могут внести с начала аналогичного инцидента - изменения в своем поведении, чтобы конечная точка не была насильственной.

Упражнение 6.5. Подведение итогов (5 мин.): Напомните участникам, что это было трудное занятие, поскольку вы не только рассказывали о сложных вещах, но и слушали похожие истории от других мужчин.

Домашнее задание: Используя концепцию «Цикл жестокого обращения», определите свое собственное поведение, ведущее к оскорбительной ситуации и во время нее. Используя концепцию Цикла знания, измените свое поведение хотя бы в одной ситуации в течение недели, показывая себе и другим, что вы изменились.


 

Продолжение приложения В

Перерыв (10 мин.)

Упражнение 7.4. Кто принес деньги в ваш брак? (15 мин.): Спросите участников о браке в их культуре:

• Кто приносит деньги - семья мужчины или семья женщины?

• Если семья женщины приносит деньги, владеет ли она мужчиной?

• Если мужчина приносит деньги или товары, владеет ли он женщиной?

• Как все это влияет на то, как каждый мужчина ценит или не ценит свою жену?

Упражнение 7.5. Поговорки и пословицы (20 мин.): Расскажите

Продолжение приложения В

группе, что в Англии была поговорка: «Женщина, орех и собака - чем больше колотишь, тем лучше станут».Спросите участников, какие изречения и пословицы о мужчинах и женщинах используются в их культуре? Напишите их на одном из листов бумаги на стене.

Что эти пословицы говорят о том, как сегодня смотрят на мужчин и женщин? Дают ли они правдивую картину? Видят ли участники своих жен одинаково?

Упражнение 7.6. Подведение итогов (5 мин.): Вкратце вернитесь к основным моментам, изученным на занятии, и предложите задать вопросы. Узнайте у участников, как они себя чувствуют и что они чувствуют.

Домашнее задание: Каждый участник должен отметить два примера того, как они использовали тактику власти и контроля в своих оскорбительных отношениях, и два примера того, где у них дела обстоят уже лучше.


 

Продолжение приложения В

Перерыв (15 мин.)

Упражнение 8.4. Методы действий в отношении сексуального насилия и связанных с ним вопросов (30 мин.): Попросите участников выстроиться бок о бок вдоль одной стены в соответствии с их ростом (от самого высокого до самого низкого), чтобы они могли обсудить друг с другом свое положение. Затем попросите участников ранжироваться по возрасту, а затем, в-третьих, в зависимости от того, насколько здоровыми и спортивными они себя считают.

Затем напомните им, что сексуальному насилию подвергаются не только женщины, но и мужчины. Спросите их, как бы они себя чувствовали, если бы подверглись сексуальным угрозам, насилию или нападению. Попросите мужчин оценить себя по шкале от 0 (низкая) до 10 (высокая) в зависимости от того, насколько они а) злятся, б) обеспокоены, в) испуганы, г) разгневаны, д) виноваты, е) ответственны и т. д. Позвольте мужчинам разобраться и оценить каждую из своих эмоций, а также дайте им возможность поговорить о том, почему они поставили себя на какую-либо шкалу. Если есть время, дайте им возможность сформулировать другие эмоции, которые они могут испытывать, и оцените себя по ним.

Попросите участников снова сесть и приветствуйте вопросы или реакции на упражнение. Попросите участников вспомнить конкретный случай, когда они хотели секса, но их партнер не выглядел

заинтересованным. Их знакомые мужчины - что бы они сказали им?

Продолжение приложения В

Попросите участника сказать, что он думает о своих правах: а) заниматься сексом по своему желанию, б) ревновать, в) быть близкими. На его отношение влияет то, что происходило в родительской семье? Попросите следующего участника сказать, что его партнер может подумать о его правах на секс по желанию, ревность и близость.

На стене в левом углу повесьте листок с надписью «Сексуальное насилие» и в правом углу лист с надписью «Уважение». Объясните, что эти списки представляют собой две конечные точки континуума. Попросите участников встать на свои места. Затем попросите их встать там, где их поставили бы партнеры. Есть ли разрыв между точкой зрения участника и точкой зрения его партнерши? Почему? Что они чувствуют, когда испытывают этот разрыв? Как они думают, его можно закрыть? Что им нужно делать?

Упражнение 8.5. Подведение итогов (5 мин.): Поздравьте участников с тем, что они прошли трудное занятие, поскольку они смотрели на собственное сексуальное поведение. В предстоящую неделю им следует позаботиться о том, чтобы сохранить контроль, если возникнут сильные чувства. Напомните им о конфиденциальности - все сказанное в учебной аудитории остается в учебной аудитории.

Домашнее задание: Вспомните случай, когда вы совершали сексуальное насилие, и проанализируйте его в соответствии с «Семью мухами на стене».Посмотрите на свой план личных изменений и решите, можно ли в него добавить сексуальную область.


 

Продолжение приложения В

Перерыв (10 мин.)

Упражнение 9.3. Ролевая игра: переход к другой роли (15 мин.): Вернувшись на занятие 3, каждый участник получает другую роль, которую он мог бы сыграть, и записывает основные элементы своей новой роли на небольшом листе бумаги.

Поставьте два стула почти полностью развернув их лицом друг к другу и попросите участника сесть на один, а координатор садится на другой. Участник выступает в своей новой роли. Что бы он хотел спросить у своей жены, сказать или предложить ей?

Упражнение 9.4. Уважительное разрешение конфликтов (15 мин.): Координаторы указывают участникам, что они начали использовать целый набор навыков, которые вернут им контроль над своей жизнью и позволят им разрешать конфликты. Но им нужно будет продолжать практиковаться и отмечать, что лучше всего работает в какой ситуации, точно так же, как торговец использует правильный инструмент для правильной работы и практикует свои навыки:

Продолжение приложения В

Ø Они должны ясно смотреть на любую проблему и не допускать появления эмоций.

Ø Они должны вежливо сказать, что они чувствуют.

Ø Им следует встать на место своей партнерши и честно подумать о том, как устроен для нее мир.

Ø Им следует искать практические решения.

Ø Им необходимо найти решения, которые будут устраивать обе стороны - чтобы не было «проигравших».

&



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.103.209 (0.259 с.)