Анализ себестоимости продукции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ себестоимости продукции



Важнейшим фактором роста прибыли является снижение затрат на производство и себестоимости продукции. Поиск резервов снижения затрат начинается с исследования и общей оценки их состава и структуры. Это дает возможность установить тип производства и основные направления поиска резервов снижения этих затрат. Так преобладание в общей сумме затрат удельного веса материальных затрат свидетельствует о том, что производство материалоемкое и, следовательно, главное направление поиска резервов снижения затрат – это экономное и рациональное использование материалов в производстве.

Если значительную долю составляют расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды, то производство является трудоемким и поиск резервов следует вести в направлении экономии рабочего времени, роста производительности труда. В соответствии с основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) все затраты, образующие себестоимость, группируются по следующим элементам:

1) Материальные затраты;

2) Расходы на оплату труда;

3) Отчисления на социальные нужды;

4) Амортизация основных средств;

Для анализа состава и структуры затрат используется таблица 2.9.

 

Таблица 2.9 – Общая оценка состава и структуры затрат на ЗАО «МИЗ»

Состав затрат

За предыдущий год

Отчетные данные

Отклонение

Отчетные данные в % к предыдущему году

сумма уд. вес сумма уд. вес сумма уд. вес
1.Материальные затраты 4595619 52,9 7708704 55,0 +3113085 +2,1 167,7
2. Расходы на оплату труда 2191434 25,2 3864510 27,6 +1673076 +2,4 176,3
3.Отчисления на социальные нужды 752865 8,7 1330574 9,5 +577709 + 0,8 176,7
4.Амортизация 751678 8,6 359422 2,6 - 392256 - 6  47,8
5.Прочие 393915 4,6 745129 5,3 +351214 + 0,7 189,2
Всего затрат 8685511 100 14008339 100 +5322828 х 161,2

 

Показатели таблицы свидетельствуют о том, что значительную долю затрат и в предыдущем (базисном) и в отчетном периодах составили материальные и трудовые затраты. Первые занимают около 55 % от общей суммы затрат, вторые более 25 % от общей суммы затрат. Из этого следует, что важнейшими факторами снижения себестоимости продукции данного предприятия является сокращение материальных и трудовых затрат. Так, повышение уровня использования материальных ресурсов и сокращение вследствие этого материальных затрат на 1 % обеспечит снижение себестоимости на 77087 тыс. руб. (1 % от 7708704). А улучшение использования трудовых ресурсов, т.е. рост производительности труда, сокращение потерь рабочего времени, непроизводительных затрат рабочего времени на 1 % обусловит уменьшение себестоимости на 51951 тыс. руб. ((3864510 + 1330574) ·1 %).

Анализ изменения структуры показывает, что доля материальных затрат, расходов на оплату труда, отчислений на социальные нужды, прочих расходов в отчетном периоде увеличилась по сравнению с базисным периодом соответственно на 2,1; 2,4; 0,8; 0,7 процентных пункта. Доля же амортизации основных средств уменьшилась на 6 процентных пунктов.

Средний процент изменения всех затрат составил 161,2.

Анализ затрат на рубль продукции – обобщающий показатель себестоимости. Он рассчитывается как отношение полной себестоимости к стоимости продукции. Этот показатель измеряется в копейках.

 

Таблица 2.10– Расчет затрат на рубль продукции

Показатели

2007 год

2008 год

Отклонение от

по плану

фактически

2008 года

плана

по плану фактически абсолютное в %
Полная себестоимость 6926475 10500400 12181847 +3573925 +5255372 +1681447 +16,01
Стоимость продукции 6573091 11146550 12230233 +4573459 +5657142 +1083683 +9,8
Затраты на рубль 105,4 94,2 99,6 - 11,2 - 5,8 +5,4 +5,7

 

Данные таблицы показывают, что себестоимость продукции повысилась и по сравнению с предыдущим годом и по сравнению с планом. Однако, для того, чтобы оценить это экономическое явление необходимо изучить динамику и выполнения плана по затратам на рубль продукции.

Анализ затрат на рубль свидетельствует о том, что их уровень снизился и по сравнению с прошлым годом и по сравнению с планом. Это означает, что затраты для выпуска каждого рубля продукции сэкономлены. Если в предыдущем году они составили 105,4 копеек на каждый рубль выпускаемой продукции, то в отчетном (2008) их уровень составил 99,6 копеек, т. е. на 5,8 копеек ниже. Уровень затрат на рубль фактически выпускаемой продукции оказался выше на 5,4 копейки (99,6 – 94,2).

Условно-переменными являются:

1) прямые материальные затраты;

2) прямые трудовые затраты;

На прямые материальные затраты оказывают влияние следующие факторы:

-  изменение объема продукции;

-  изменение структуры продукции;

-  изменение уровня материальных затрат на отдельные изделия.

Результаты анализа показали, что прямые материальные затраты по сравнению с планом увеличились на 101104 тыс. руб. Этот перерасход в основном обусловлен ростом объема производства, вследствие которого материальные затраты могли бы возрасти на 847637 тыс. руб. Незначительно, на 8104 тыс. руб., материальные затраты увеличились в результате несоблюдения норм расхода материалов на отдельные изделия. Общий перерасход мог бы составить 855741 тыс. руб. (847637 + 8140). Однако, увеличение доли изделий с меньшей материалоемкостью в общем выпуске продукции и соответствующее сокращение удельного веса более материалоемких изделий привело к снижению материальных затрат на 754637 тыс. руб (таблица 2.11).


Таблица 2.11 – Анализ прямых материальных затрат по ЗАО «МИЗ»

Прямые материальные затраты

По плану

По плану на фактический объем при плановой структуре продукции

По плану на фактический объем

Фактически

Отклонение от плана

Всего

В т.ч. за счет изменения

Объема продукции Структуры Уровня затрат
Всего 7607600   8455237   7700600 7708704 +101104 +847637 -754637 +8104

 

На прямые трудовые затраты оказывают влияние следующие факторы:

- изменение объема продукции СМР;

- изменение структуры продукции СМР;

- изменение уровня трудовых затрат на отдельные изделия СМР.

Методика анализа прямых материальных затрат аналогична методике анализа материальных затрат. Анализ прямых трудовых затрат представлен в таблице 2.12.

 

Таблица 2.12 – Анализ прямых трудовых затрат

Прямые трудовые затраты

По плану

По плану на фактический объем при плановой структуре продукции

По плану на фактический объем

Фактически

Отклонение от плана

Всего

В т.ч. за счет изменения

Объема продукции Структуры Уровня затрат
Всего 4986050 5474683 5068965 5195084 +209034 +488633 -405718 +126119

 

Как показывают данные таблицы на предприятии получен перерасход трудовых затрат в размере 209034 тыс. руб.

В процессе анализа себестоимости отдельных изделий используется дифференцированный подход к анализу отдельных статей калькуляции. Так, на материальные затраты в себестоимости отдельного изделия оказывают влияние следующие факторы первого порядка:

1) изменение норм расхода (количество израсходованного материала);

2) изменение цены материала;

3) замена одного материала другим;

4) изменение стоимости возвратных отходов.

Анализ факторов осуществляется на основании расшифровки к статье калькуляции «Материалы» (таблица 2.13).

 

Таблица 2.13 – Выписка из расшифровки к статье калькуляции «Материалы»

Наименование материалов

По плану

Фактически

количество цена стоимость количество цена стоимость
Блок 25ХГТ 4,5 650890 2929005 4,15 643500 2670525
Перемычка 25ХГТ D100  -  -  - 5,065 496945 2517026,4
Блок 45ХГМ 4,02 651063 2617273,26  -  -  -
Возвратные отходы     759800     696540

 

Для анализа первых двух факторов факторная модель имеет вид:

 

М = К · Ц, (2.12)

 

где М – материальные затраты;

К – количество;

Ц – цена материалов.

Анализ двух последних факторов проводится прямым счетом. Результаты факторного анализа обобщены в таблице 2.14.


Таблица 2.14 – Анализ влияния факторов на затраты материалов в себестоимости изделия

Факторы

Расчет влияния

Результат

Алгоритм Цифровой расчет
1.Изменение норм расхода блок 25ХГТ (4,15-4,5) · 650890 -227811,2
2.Изменение цены перемычки (643500-650890)·4,15 -30668,2
3.Замена одного материала другим 2517026,4-2617273,26 -100246,8
4.Изменение стоимости возвратных отходов -1 -1(696540-759800) +63260
Итого 4491011,4-4186478,2 -295466,2

 

Результаты анализа показали, что по изделию фактические материальные затраты снизились на 295 466 рублей по сравнению с запланированными. Эта экономия получена в результате рационального использования блока 25ХГТ и снижения цен на нее. В частности уменьшение расхода блока 25ХГТ на 0,35 тонн обеспечило экономию материальных затрат на 227811,2 рублей. Снижение же цены на 7390 рублей привело к экономии материальных затрат на 30668,2 рубля. За счет этих факторов экономия материальных ресурсов могла бы быть 258479,4 рубля. Однако, замена одного материала другим и уменьшение по сравнению с планом возвратных отходов, сократили возможную экономию материальных затрат соответственно на 100246,8 и 63260 рублей.

 

Анализ прибыли предприятия

Для налоговых органов и предприятий большой интерес представляет налогооблагаемая прибыль, так как от этого зависит сумма налога на прибыль, а соответственно и сумма чистого дохода.

Следует обратить внимание на тот факт, что «Отчет о прибылях и убытках» позволяет раскрыть влияние факторов не только на прибыль от продаж, но и на другие виды прибыли, и, прежде всего на такие, как прибыль до налогообложения (экономическая прибыль) и чистая или нераспределенная прибыль (бухгалтерская прибыль). Так, на экономическую прибыль оказывают влияние все факторы формирования прибыли от продаж, а также изменения по сравнению с предыдущим годом: процентов к получению (+); процентов к уплате (-); доходов от участия в других организациях (+); прочих операционных доходов (+); внереализационных расходов (-).

После формирования прибыли отчетного периода, она корректируется для целей налогообложения.

Составим промежуточную таблицу 2.15, в которой раскрываются факторы формирования прибыли до налогообложения.

 

Таблица 2.15 – Факторы формирования экономической прибыли (прибыли до налогообложения) ЗАО «МИЗ»

Факторы изменения прибыли до налогообложения Сумма, млн. руб. % к итогу
Общее изменение прибыли до налогообложения В том числе за счет факторов: +7,0 +100,0
Изменения объема продаж +151,2 +2160
Изменения себестоимости проданных товаров -263,0 -3757,1
Изменения коммерческих расходов +273,0 +3900
Изменения управленческих расходов +2,0 +28,6
Изменения цен на товары, продукцию (работы, услуги) +563,0 8042,9
Изменения структурных сдвигов в объеме продаж -64,2 -917,1
Итого влияние факторов изменения прибыли от продаж на прирост экономической прибыли +12,0   +171,4
Изменения процентов к получению +0,7 +10,0
Изменения процентов к уплате - -
Доходы от участия в других организациях - -
Изменения прочих операционных доходов +1,4 +20,0
Изменение прочих операционных расходов (они увеличились, а, следовательно, уменьшили экономическую прибыль)   -10,0   -142,9
Изменение внереализационных доходов -2,1 -30,0
Изменение внереализационных расходов (также с обратным знаком) +5,0 +71,4
Итого влияние факторов изменения операционных и внереализационных доходов и расходов на прирост (снижение) прибыли до налогообложения (п.9 + п.12 – п.13 – п.14 + п.15)   -5,0   -71,4
Всего влияние факторов на изменение прибыли до налогообложения (п.8- п.16) +7,0 100,0

 

Данные таблицы 2.15 показывают, что на увеличение прибыли до налогообложения существенное влияние оказали такие факторы, как прирост прибыли от продаж (+12 млн. руб.) и прочих операционных расходов (-10), а на уменьшение прибыли до налогообложения воздействовали другие факторы:

-  увеличение процентов к получению (0,7 млн. руб.);

-  уменьшение внереализационных доходов (-2,1 млн. руб.);

-  снижение внереализационных расходов (+5,0 млн. руб.),

что в конечном итоге привело к уменьшению экономической прибыли на 5 млн. руб. (+0,7 + 1,4 – 10 – 2,1 + 5), или на 71,4 %, по сравнению с прибылью от продаж (+12 млн. руб.), в связи с чем сумма экономической прибыли в ЗАО «МИЗ» составила только 7 млн. руб. (12 – 5).

Из таблицы 2.16 видно, что сумма налогооблагаемой прибыли увеличилась в основном за счет увеличения прибыли от реализации продукции (услуг), уменьшения операционных расходов и за счет оплаты заказчиками выполненных работ прошлого года (согласно учетной политике «по оплате»).

Но рост себестоимости способствовал уменьшению суммы налогооблагаемой прибыли.

 

Таблица 2.16– Расчет налогооблагаемой прибыли, млн. руб.

Показатели 2006г 2007г. 2008 г. Отклонения (+,-)
1. Выручка от реализации товаров, продукции, услуг 8570 8680 11375 +2695
2. Себестоимость (производственная) реализации товаров, продукции, работ, услуг. 7990 8075 10656 +2581
3.Расходы периода коммерческие управленческие   62 522   67 283   81 342   +14 +59
1. Прибыль от реализации продукции и услуг 220 255 296 +41
2. Прибыль от прочей реализации - - -  
3. Операционным доходы 1 1 1 0
4. Операционные расходы 90 106 10 -96
5. Балансовая прибыль 140 150 287 +137
6. Увеличение (+), уменьшение (-) суммы прибыли в результате ее корректировки для нужд налогообложения   -8   -8   +19   +27
7. Льготы по налогу на прибыль - - -  
8. Налогооблагаемая прибыль (стр.1+стр.3-стр.4) 142 142 306 +164
9. Ставка налога на прибыль 24% 24% 24% +5%
10. Сумма налога на прибыль 43 43 107 +64

 

На основе данных таблицы 2.17 рассмотрим, какие факторы оказали влияние на изменение суммы налогооблагаемой прибыли.

 

Таблица 2.17 – Расчет влияния факторов на изменение налогооблагаемой прибыли

Фактор изменения налогооблагаемой прибыли Расчет влияния Изменение суммы налога млн. руб.
1. Изменение балансовой прибыли 137х0.3 +41.1
1.1.1. Выручка от реализации продукции, работ, услуг 2695х0.3 +808.5
1.1.2. Себестоимость реализации товаров, услуг 2581х03 -774.3
1.3. Коммерческие расходы 14х0.3 -4.2
1.1.4.Управленеские расходы 59х0.3 -17.7
1.1. Прибыль от реализации 41х0.3 +12.3
1.2. Операционные расходы 96х0.3 +28.8
4. Изменение суммы прибыли в результате ее корректировки для нужд налогообложения 27х0.3 +8.1
5.Отклонение налогооблагаемой прибыли 164х0,3 +49,2

 

Сумма налога на прибыли изменилась, за счет изменения суммы налогооблагаемой прибыли и изменения ставки налога на прибыль. Влияние этих факторов на сумму налога на прибыль можно определить умножением ее прироста за счет I-фактора на базовую ставку налога:

 

ДНп = ДПнхi · Сно/100,    (2.13)

где ДНп – прирост суммы налога на прибыль,

ДПнхi – прирост налогооблагаемой прибыли,

Сно - базовая ставка налога на прибыль.

Из таблицы 2.17 видно, что основными факторами, оказавшими влияние на увеличение налогооблагаемой прибыли оказали – увеличение прибыли от реализации на 12.3, уменьшение операционных расходов на 28.8, и за счет изменения суммы прибыли в результате ее корректировки для нужд налогообложения на 8.1. Но увеличение себестоимости на 774.3, увеличение коммерческих расходов на 4.2, и управленческих расходов на 17.7 – уменьшили налогооблагаемую прибыль.

Далее рассмотрим формирование чистой прибыли. Особое внимание в процессе анализа чистой прибыли следует обратить внимание на наиболее значимую и существенную статью их формирования – прибыль (убыток) от продаж товаров, продукции, выполненных работ и оказанных услуг как важнейшую составляющую экономической и балансовой (чистой) прибыли и зачастую по своему объему превышающую ее. Данные этой аналитической таблицы показывают, что если в предыдущем году прибыль от продаж ЗАО «МИЗ» составляла 167 % от прибыли до налогообложения, а в сравнении с чистой прибылью – 240 %, то в отчетном 2004 году – соответственно 168 % (84 / 50) и 233,3 % (84 / 36), то есть прибыль до налогообложения и чистая прибыль формируются преимущественно из прибыли от продаж и тех объективных и субъективных факторов, которые воздействуют на изменение ее величины. Поэтому проведем анализ прибыли от реализации продукции в отчетном периоде по сравнению с предыдущим 2003 годом, учитывая ее изменение под воздействием факторов, оказавших либо положительное, либо отрицательное влияние.

В связи с процессом постоянного развития аналитических возможностей бухгалтерской отчетности, в частности «Отчета о прибылях и убытках», создана информационная база проведения анализа изменения прибыли от продаж под влиянием следующих факторов:

-  объема выручки (нетто) от реализации товаров, продукции (работ, услуг);

-  структуры реализации;

-  себестоимости проданных товаров, продукции;

-  коммерческих расходов;

-  управленческих расходов;

-  цен на реализацию товаров, продукции (работ и услуг).

Для проведения факторного анализа используем необходимую информацию из аналитической таблицы 2.18, исходные данные которых позволяют рассчитать влияние вышеназванных факторов на изменение прибыли от продаж товаров, продукции (работ, услуг).

 

Таблица 2.18 – Исходная информация для расчета влияния факторов на изменение (прирост) прибыли от продаж «Отчет о прибылях и убытках» и других учетных данных ЗАО «МИЗ»

Показатель и его условное обозначение 2006 год Реализация 2007 года по ценам и затратам предыдущего года (специальный расчет) 2008 год
Выручка от продаж товаров, продукции (работ, услуг), млн.руб N 504,0 1562,0 2125,
Себестоимость проданных товаров, продукции (работ,услуг),млн.руб Sпер 308,0 1140,0 1403,
Коммерческие расходы, млн.руб, КР 113,0 350,0 623,0
Управленческие расходы, млн.руб УР 11,0 13,0 15,0
Прибыль (убыток) от продаж Р 72,0 59,0 84,0
Темп роста выручки от продаж, рассчитанные в ценах предыдущего (базисного) года, % 504,0 1562,0 310

 

Исходя из данных таблицы 2.18 рассчитаем влияние факторов на изменение (прирост) прибыли от продаж, который составил +12 млн.руб.

Методика расчета влияния факторов на прирост прибыли от продаж.

Первый шаг. Расчет прироста прибыли от продаж (Р):

84 – 72 = +12 млн. руб.

 

Второй шаг. Расчет темпа роста объема продаж в сопоставимых ценах:

 

1562 / 504 · 100 = 310 %; тогда темп прироста объема продаж составил 210 %.

Третий шаг. Расчет прироста прибыли в связи с увеличением объема продаж на 210 % (310 – 100):

Р(N) = +210 · 72 / 100 = +151,2 млн.руб.

 

Влияние первого фактора – изменения объема продаж на прирост прибыли от продаж составил +151,2 млн.руб.

Четвертый шаг. Расчет изменения себестоимости проданных товаров, продукции и услуг:

 

1403,0 – 1140,0 = +263 млн. руб.

 

Это означает, что прибыль от продаж уменьшится на эту сумму в связи с увеличением себестоимости товаров, продукции (работ, услуг), т.е. Р(S) составит – 263 млн. руб., т.е. второй фактор оказал влияние на -263 млн.руб.

Пятый шаг. Расчет изменения коммерческих расходов при неизменном объеме продаж:

 

623 – 350 = +273 млн. руб.

 

Этот фактор (третий) также уменьшил прибыль от продаж на 273 млн. руб., т.е. P(КР) составил –273 млн. руб.

Шестой шаг. Расчет изменения управленческих расходов (четвертый фактор) при неизменном объеме продаж:


15 – 13 = +2 млн. руб.

 

За счет увеличения управленческих расходов прибыль от продаж уменьшилась на 2 млн. руб., т. е. P(УР) составил –2 млн.руб.

Седьмой шаг. Расчет влияния на изменение прибыли от продаж увеличения цен на продукцию, услуги (пятый фактор).

Сравним два объема продаж отчетного периода, рассчитанных по ценам предыдущего и отчетного годов:

 

2125,0 – 1562,0 = +563,0 млн. руб.

 

Это свидетельствует о том, что продавали продукцию, товары, услуги по более высоким ценам и получили в связи с этим прибыль P(ц) на сумму +563,0 млн.руб.

Восьмой шаг. Расчет влияния изменения структурных сдвигов в реализации продукции (в сторону увеличения или уменьшения продаж более рентабельных товаров, продукции, работ) на изменние прибыли от продаж (шестой фактор). Для этого выполним расчет по предлагаемой методике:

 

59 – (72 · 3,10) = 59 - 223,2 = -164,2 млн.руб.

 

Расчеты показывают, что в организации уменьшилась прибыль от продаж на 164,2 млн.руб в связи с изменением структуры продаж, в частности, за счет увеличения объема продаж нерентабельных товаров, продукции (работ, услуг) Р(стр) на сумму –164,2 млн.руб.

Для проверки правильности выполненных расчетов составим баланс отклонений по общему объему прибыли от продаж и факторов, оказавших влияние на ее изменение в отчетном периоде по сравнению с предыдущим годом 2003 годом:

12 млн.руб = +151,2 + (-263) + (-273) + (-2) + (+563) + (-164,2) = -12 млн. руб.

 

Факторный анализ изменения прибыли от продаж показал, что она увеличилась только за счет влияния двух факторов: изменения объема продаж (+151,2 млн.руб) и роста цен на товары (работы, услуги) (+563 млн.руб.). Остальные факторы – увеличение себестоимости продаж, коммерческих и управленческих расходов, а так же изменение структуры продаж – привели к понижению прибыли от продаж на общую сумму 702,2 млн. руб.

 

(-263 + (-273) + (-2) + (-164,2)) = -702,2

 

Обобщим результаты факторного анализа прибыли продаж, исходя из данных таблицы 2.15.

Расчет влияния факторов на изменение прибыли от продаж товаров, продукции (работ, услуг) в ЗАО «МИЗ» представлен в таблице 2.19.

 

Таблица 2.19– Расчет влияния факторов на изменение прибыли от продаж товаров, продукции (работ, услуг) в ЗАО «МИЗ»

Факторы и изменения прибыли от продаж Порядок расчета по данным табл.5 Результаты расчета, млн. руб. Оценка влияния фактора на изменение прибыли от продаж, млн. руб. (+, -)
А. Общее изменение +,- прибыли от продаж В том числе за счет факторов: Пю5,гр.3 – п.5,гр.1 84 – 72 = +12 -
1. Изменения объема продаж П.5,гр.1 · Прирост продажи,% / 100 72 · (310 – 100) / 100 = 151,2 +151,2
2. Изменение себестоимости проданных товаров, продукции (работ, услуг) П.2,гр.3 – п.2,гр.2 1403 – 1140 = +263 -263
3. Изменение коммерческих расходов П.3,гр.3 – п.3,гр.2 623 – 350 = +273 -273
4. Изменение управленческих расходов П.4,гр.3 – п.4,гр.2 15 – 13 = +2 -2
Изменение цен на проданные товары, продукцию (работы, услуги) П.1,гр.3 – п.1,гр.2 2125 – 1562 = +563 +563
6. Изменение структурных сдвигов в объеме продаж П.5,гр.2 – п.1,гр.1 · 310 / 100 59 – (72 · 310) / 100 = -64,2 -64,2
Б. Совокупное влияние факторов на изменение прибыли от продаж В гр.3, табл.3.5 сложить рассчитанные результат влияния факторов - +151,2 + (-263) + (-273) + (-2) + (+563) + (-164,2) = 12 млн.руб

 

Приведенные расчеты наглядно показывают, что ЗАО «МИЗ» располагает достаточными резервами увеличения прибыли от реализации продукции и прежде всего за счет снижения производственной себестоимости реализации, коммерческих и управленческих расходов, а так же за счет возрастания удельного веса в объеме реализации более рентабельных товаров и изделий.

На размер прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, влияют все налоги, уплачиваемые предприятием, независимо от налогооблагаемой базы. Но часть налоговых платежей, таких, как отчисления в дорожный фонд, пенсионный фонд, фонд мед. страхования, платежи в соцстрах, оказывают посредственное влияние на чистую прибыль – через себестоимость продукции и прибыль от реализации – и являются факторами второго порядка по отношению к чистой прибыли. Другая часть налогов, таких, как налог на недвижимость, налог на доходы, налог на прибыль, являются прямыми налогами, которые отчисляются от прибыли.

Таким образом, изменение чистой прибыли под влиянием налоговых платежей складывается из суммы отклонений в результате изменения налоговой базы и изменения налоговой ставки (таблица 2.20).


Таблица 2.20 – Налоги из прибыли

Виды налога

Сумма, млн.руб.

Доля отчисления %

Структура %

2007г 2008г. 2007г 2008г 2007г 2008г
Налог на недвижимость 10262 10512 1% 1% 0,9 % 1,3%
Налог на прибыль 95000 - 24% 24% 64,0 %  
Налог на доходы 9584 8810 15% 15% 6,5 % 7,5%
Итого 148347 117376     100 % 100%

 

Данные таблицы 2.20 показывают, что налоги из прибыли уменьшились по сравнению с прошлым годом на (11 7376: 148347)·100 – 100=-20,9 %.

 

Таблица 2.21 – Расчет влияния налога на прибыль на величину чистой прибыли

Показатели 2006г 2007 г. 2008 г. Отклонения (+, -)
1. Прибыль от реализации продукции и услуг 232 255 296 +41
2. Прибыль от прочей реализации - - -  
3. Операционным доходы 1 1 1 0
4. Операционные расходы 90 106 10 -96
5. Балансовая прибыль 140 150 287 +137
6. Увеличение (+), уменьшение (-) суммы прибыли в результате ее корректировки для нужд налогообложения   -8   -8   +19   +27
7. Льготы по налогу на прибыль - - -  
8. Налогооблагаемая прибыль (стр.1+стр.3-стр.4) 142 142 306 +164
9. Ставка налога на прибыль 24% 24% 24% -
10. Сумма налога на прибыль 43 43 107 +64
11.Чистая прибыль 107 107 180 +73

 

Сумма налога на прибыль увеличилась на 64 млн. руб., на ту же сумму уменьшилась чистая прибыль, за счет увеличения налогооблагаемой прибыли и не изменилась налоговая ставка (24 %).

На величину чистой прибыли оказывает влияние фактор первого уровня, влияющий на величину чистой прибыли, - налогооблагаемая прибыль и ставка налога на прибыль.

На величину налога оказало влияние увеличения налогооблагаемой прибыли в сумме:

 

, (2.14)

 

где  – приращение налогооблагаемой прибыли,

 – ставка налога на прибыль базисного года.

Чтобы увидеть какое влияние оказало увеличение налоговой ставки:

 

, (2.15)

 

где  СН – приращение ставки налога на прибыль,

 – налогооблагаемая прибыль отчетного года.

На величину чистой прибыли оказывают также влияние доходы, облагаемые по специальным, отличным от налога на прибыль, ставкам и вычитаемые из валовой прибыли при расчете налогооблагаемой прибыли. Это факторы второго уровня, влияющие на величину налогооблагаемой прибыли:

-  доходы, облагаемые по ставкам, отличным от налога на прибыль;

-  размер отчислений в резервный фонд;

-  размер льготируемых отчислений из прибыли.

На рассматриваемом предприятии не было доходов, которые облагаются по специальным ставкам, не производились отчисления в резервный фонд (резервный фонд на данном предприятии не сформирован, поэтому средства на пополнение резервного фонда не направлялись) и предприятие не имеет льгот по налогу на прибыль.

Итак, из таблицы 8. следует, что сумма чистой прибыли увеличилась основном за счет роста прибыли от реализации. Но рост себестоимости вызвали уменьшение суммы чистой прибыли. Поэтому, изыскивая пути увеличения чистой прибыли, данному предприятию необходимо в первую очередь обратить внимание на факторы, отрицательно влияющие на формирование ее величины.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.219.65 (0.143 с.)