Раздел 5. Организация учебного материала. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 5. Организация учебного материала.



 

"Проклят, кто дело Господне делает небрежно" (Иер. 48:10). В каждом деле есть определенные правила, которых нужно придержи­ваться. Подготовка к занятиям также требует определенного порядка. Рассмотрим этот порядок на примере одного из уроков, а именно: "Шаги к вере через Евангелие. Урок десятый". Для краткости мы опустим моменты, которые увязывают этот урок с предыдущими.

 

I. Библия.

Сначала прочтите отрывки из Библии: Иоан. 1:3-9; 8:12,13,59; 9. (Читает один ученик или вся группа хором). Затем можно познако­мить группу (без обсуждения) с текстом из учебника.

 

II. Цель и задачи.

А. Цель урока.

Без четко поставленной цели урок не имеет смысла. В методичес­ких рекомендациях к уроку предлагается такая цель: "Знать и понимать, что всякий грех - тьма и выход из тьмы озна­чает выход ко Христу, к свету". Напишите цель урока на доске, чтобы и ученики знали, о чем пойдет речь.

Б. В чем должны разобраться ученики, чтобы достичь этой цели?

Предложите ученикам ответить на вопрос. Прокомментируйте от­веты, подведите итог.

1. Что такое грех? (Это понятие нужно конкретизировать).

2. Что для вас означает Христос, Его свет?

3. Как от греха обратиться ко Христу?

В. Как соотносятся между собой золотой стих и цель урока?

Что есть свет? Можно ли грех сравнить с тьмой? Что нужно сде­лать, чтобы не ходить во тьме? Как нужно раскрыть содержание стиха, чтобы он был понят в полном объеме? Назидательное ядро урока находится в этом золотом стихе, а иллюстрация к нему - в главе Иоан. 9.

Г. Какую ответную реакцию ожидаете вы от своих учеников?

1. Какое чувство желательно?

Обсудите этот вопрос, направьте дискуссию в русло двух правиль­ных ответов: а. Отвращение ко греху, б. Любовь к Господу Иисусу Христу и желание следовать за Ним.

2. Каких действий ожидаете вы от своих учеников?

Одного лишь чувства, переживания недостаточно. Нужен поступок, требуется проявление воли. Обсудите этот вопрос, дайте воз­можность ученикам правильно сформулировать свои действия:

а. Исповедав грехи, обратиться ко Христу,

б. Добиваться хождения в свете.

 

III. Приближение к теме: вступление.

А. Для чего нужно вступление?

Вступление необходимо для того, чтобы вызвать интерес к теме и завладеть вниманием учеников.

Б. Как это сделать?

Воспользуйтесь примером физической слепоты, предложите детям закрыть глаза, погрузиться таким образом в темноту. Слепота ду­ши подобна отсутствию зрения, а Иисус Христос - это свет. Здесь место золотого стиха.

 

IV. Содержание и ход урока.

А. С карандашом и бумагой пройдитесь по материалу Иоан. 9.

1. Читая, выписывайте трудные слова и выражения.

2. Найдите действующих лиц (Иисус, слепой, ученики, соседи, фа­рисеи, родители).

3. Определите место, где это происходило. (Ключ к решению - в стихе Иоан. 8:59; это было возле храма).

4. В каком городе был этот храм?

Б. Разбейте главу на несколько частей по ходу событий. Должен полу­читься приблизительно такой план:

1. Встреча Иисуса со слепым.

2. Слепой прозревает.

3. Разговор с соседями.

4. Разговор с фарисеями.

5. Свидетельство родителей.

6. Изгнание слепого.

7. Иисус находит слепого.

 

V. Пример для опыта в жизни.

Вернемся к нашей цели. Что еще нужно сделать? Истина должна осуществиться в жизни. Смысл библейской истории и золотого стиха должны проявиться в поведении учеников.

Все ли ученики в классе находятся на одинаковом духовном уров­не? Наверное, нет. Стало быть, и подход к ним должен быть разным: к христианам и к тем, кто еще не знает Христа. Какие именно момен­ты урока более всего могут способствовать достижению такой цели?

Этапы укрепления веры, через которые прошел слепой в этой главе Евангелия от Иоанна, могут послужить хорошим ориентиром для ду­ховного возрастания в классе.

РЕЗЮМЕ. Еще раз назовем этапы урока:

1. Приближение к теме: вступление.

2. Золотой стих (здесь центральная мысль урока).

3. Библейский рассказ Иоан. 9.

4. Пример для опыта в жизни.

Прочтя таким образом материал, поразмыслив над ним, обра­тившись к Богу с молитвой, вы уже не станете жестко привязываться к учебнику. После того, как вы определили цель урока и наметили пути достижения цели, можно подумать и о наглядных пособиях и других дополнительных материалах.

Вопросы и задания по теме:

1. Всегда ли одинакова схема урока? Всегда ли центральная мысль урока выражена золотым стихом?

2. Как сделать, чтобы пример для опыта в жизни не был похож на проповедь?

3. Если вы хорошо продумали и спланировали урок, если сердце ваше приготовлено и удовлетворено, то как это скажется на ходе уро­ка, на ответной реакции учеников?

4. Обсудите дилемму: сосредоточить внимание на цели урока - со­средоточить внимание на содержании урока.

 

Глава 9. Учитель в классе.

 

"Но, как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие, так мы и говорим, угождая не людям, но Богу, испытующему сердца наши" (1Фесс. 2:4).

Существует некая основа учебного процесса от начала до конца урока. Такт, уважительное отношение, благодарность, щедрость души скорее улавливаются, чем заучиваются. Но центром всего происходя­щего на уроке всегда должна быть Библия.

Учитель овладевает искусством общения в классе, придерживаясь нескольких обязательных правил.

 

I. Быть мягким в обращении.

Нельзя допускать наставительного тона, без конца бранить уче­ников.

 

II. Не допускать колебаний, неуверенности.

Учитель должен быть совершенно убежден, что именно Бог поставил его быть учителем, что авторитет Библии непререкаем. Учи­тель постоянно должен проводить мысль, которую можно выразить так: "Перед вами Слово Божье. Каждое слово в этой книге - правда. Каждое слово исходит от Бога. Здесь мы можем найти ответ на любые наши вопросы".

 

III. Быть естественным.

Голос и поведение учителя должны быть естественными. Напуск-нос в голосе или монотонность производят неприятное впечатление. Можно говорить тише или громче, монологическую речь следует раз­бавлять диалогом.

 

IV. Не разбрасываться.

Динамика - обязательная характеристика урока. Существует вы­сказывание: "Если не будет двигаться урок, будут двигаться ученики". Задавая вопрос, говорите, кто должен на него ответить. Библия долж­на быть открыта на нужной странице. Предложите хотя бы 1-2 раЗа прочесть стих из Библии. Не теряйте из виду цель урока, снова и сно­ва возвращайтесь к ней. Можно заглянуть в план-конспект, но никог­да (никогда!) не зачитывайте конспект.

 

V. Чутко улавливать настроение ученика.

Учитель должен понимать интересы, духовные запросы учеников, видеть работу Святого Духа в классе. Нельзя разделять то, что проис­ходит в классе, и последующими переживаниями и поступками учени­ков. Эта связь должна быть неразрывной, она должна четко прослежи­ваться. Если ученики поняли назидание и если оно подкреплено мо­литвой, то можно ожидать, что Святой Дух совершит Свою работу и воля приведет к поступку явному и невидимому.

 

Глава 10. Оценка урока.

 

"Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чис­тоту, степенность, неповрежденность, слово здравое" (Тит. 2:7,8).

"Опытный учитель дает оценку не только знаниям учеников, но и собственному умению. Первый шаг христианского знания заключается в том, чтобы ученик, воспринимая свидетельство о Христе как Спаси­теле, трудами Святого Духа уверовал и шагнул от смерти к жизни. Истинно христианское назидание и обучение должно давать следую­щие результаты:

1. Личное знание Бога через веру в Иисуса Христа как Спа­сителя.

2. Хорошее знание Библии как руководство, в жизни.

3. Понимание основ христианской жизни.

4. Восприятие братства христиан как обязательство перед Хрис­том, церковью и братьями во Христе.

5. Осознание необходимости свидетельства и участия в распрост­ранении слова о Христовой любви повсюду в мире (К. Иви. Искусство эффективного обучения).

Даст ли такие результаты ваш труд? С точки зрения этих пяти положений проанализируйте ваш урок и сделайте выводы, как добить­ся большей эффективности. Учитывайте разные аспекты. Первое заня­тие рассмотрите с точки зрения своего умения, дайте оценку себе. По­сле второго занятия сделайте анализ знаний учеников. И так далее.

 

I. Вопросы к учителю.

А. Учитель в классе.

1. Чувствовали ли вы себя свободно в классе?

2. Как вы реагировали на неожиданные ситуации?

3. Испытывали ли вы радость от того, что вели занятие в воскрес­ной школе? Говорили о Библии? О Боге?

4. Не были ли вы иногда рассержены, раздражены?

5. Как воспринимали ваше "настроение" дети?

Б. Внешность учителя.

1. Хорошо ли звучал ваш голос? Были ли в нем добрые нотки?

2. Внятно ли вы говорили, не слишком ли быстро? Была ли ваша речь грамматически правильной?

3. Спокойно ли, уверенно ли вели вы урок? Или же вы были сла­бо подготовлены и не могли собраться?

4. Как вы были одеты, как выглядели (прическа, одежда, обувь)?

5. Не слишком ли вызывающе были вы одеты?

В. Взаимоотношения с учениками.

1. Заметны ли были проявления уважительного отношения к вам со стороны учеников?

2. Заметна ли была их любовь к вам?

3. Была ли любовь и радость в ваших приветственных словах, об­ращенных к ученикам?

4. Пытались ли вы установить более тесные отношения с ученика­ми до и после занятий?

 

II. Обратная связь.

А. Дисциплина.

1. Не было ли посторонних занятий в классе?

2. Достаточно ли решительно действовали вы в трудной ситуации?

3. Не остались ли незамеченными случаи, когда ученики отвлека­лись?

4. Достаточно ли мудро поступали вы во всех случаях, когда нуж­но было решать проблему дисциплины? Как предотвратить такие неприятные моменты?

5. С интересом ли слушали вас ученики? Завладели ли вы их вни­манием?

6. На всех ли этапах урока удавалось вам контролировать поведе­ние учеников, особенно при закреплении материала и во время са­мостоятельной работы? Если нет, то что нужно сделать, чтобы ход учебного процесса зависел только от вас?

Б. Усвоение материала.

1. Уверены ли вы в том, что ученики поняли все, что вы им предъ­явили?

2. Можно ли сказать, что они сделали выводы для себя?

3. Не тормозили ли вы их активность?

4. Было ли у них желание более активно участвовать в учебном процессе?

5. Учитывали ли вы личные особенности каждого ученика?

 

III. Некоторые общие моменты.

А. Помощники учителя.

1. Все ли ваши помощники знают свои обязанности и исполняют их?

2. Даете ли вы задание своим1 помощникам заранее?

3. Молитесь ли вы вместе с ними перед началом занятий?

Б. Мотивация.

1. Обостряют ли ваши занятия интерес к Библии? К воскресной школе?

2. Какого рода мотивацию нужно вам использовать, чтобы вы­звать интерес к воскресной школе у учеников?

В. Начало урока.

1. Вовремя ли начался урок?

2. Совпадает ли содержание песен с целью урока?

3. Вникают ли ученики в смысл песен?

4. Достаточно ли ученикам тех двигательных заданий, которые они выполняют?

5. Не слишком ли много времени уходит на некоторые задания?

 

IV. Учебный процесс.

А. Подготовка.

1. Имеется ли у вас общий годовой план занятий?

2. Начинаете ли вы подготовку к занятиям с молитвы?

3. Определили ли вы цель урока, изложили ли ее на бумаге?

4. Теперь, когда вы уже провели урок, уверены ли вы, что отвели на подготовку достаточно времени? Как улучшить подготовку?

5. Получили ли вы от Бога дерзновение и готовность провести урок с желанием и охотой?

Б. Предъявление материала.

1. Взят ли ваш материал из Библии?

2. Удовлетворены ли вы объемом материала, с которым пришли на урок? Все ли вы отдали ученикам из запасов своего сердца?

3. Были ли вы целиком поглощены уроком?

4. Не слишком ли затянули вы урок?

5. На всех ли этапах урока помнили вы о его цели?

6. Уверены ли вы в том, что достигли цели?

7. Завладели ли вы вниманием учеников с самого начала?

8. Оказали ли вы воздействие на каждого ученика? Достаточно ли отчетливо проявилось это воздействие?

В. Результаты.

1. Если говорить о цели урока, то близко ли к сердцу приняли ученики смысл разговора на уроке?

2. Вызвали ли вы у них желание к действию?

3. Была ли ученикам дана возможность проявить свое отношение к разговору на уроке? Если да, то как они проявили это свое отно­шение? Может быть, ваше приглашение было не действенным? Может быть, ученики были заняты чем-то иным, когда вы обра­щались к ним с призывом? Как все это сделать лучше?

 

V. Комната для занятий, учебные пособия и материалы. А. Комната для занятий.

1. Не слишком ли жарко или не слишком ли холодно было в клас­се? Как установить нормальную температуру в классе?

2. Успели ли вы прийти до занятий и подготовить комнату?

3. Все ли предметы, которые можно считать посторонними, из­лишне отвлекающими, были удалены из класса?

4. Правильно ли были расставлены столы и стулья? Б. Учебные пособия и материалы.

1. Подготовили ли вы наглядные пособия и другие учебные мате­риалы заранее и в нужном порядке?

2. Какие наглядные пособия оказались наиболее эффективными?

3. Хорошо ли вписывались наглядные пособия в содержание мате­риала, не привлекали ли они к себе излишнего внимания?

РЕЗЮМЕ. Добросовестный учитель сам оценивает свой урок. Но зачем нужно давать самому себе оценку? Учитель всегда может идти дальше того, к чему он пришел. Мы уже говорили о том, что целью учителя должно быть: представить каждого человека совершенным в Иисусе Христе. Для достижения этой цели должны, с помощью Свято­го Духа, работать все составные части учебного процесса: тщательная подготовка к уроку, эффективное предъявление материала, правильно построенные отношения между учителем и учениками. Детальная оценка хода учебного процесса способствует достижению поставленной цели.

 

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

ПРАКТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.165.180 (0.063 с.)