Глава 1. Призвание и роль учителя. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Призвание и роль учителя.



ВВЕДЕНИЕ

 

Глава 1. Призвание и роль учителя.

 

"Иисус, вышед, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много" (Марк. 6:34).

 

I. Что говорит нам окружающий мир?

" Множество народа... как овцы, не имеющие пастыря". Разве не это видим мы повсюду вокруг себя? Перенаселенность, нехватка школ, разрушенные семьи, рост психических заболеваний, социальная неустроенность, наркомания и алкоголизм, страх перед возможностью термоядерной войны и, наконец, преступность среди подростков - все это подтверждает слова Евангелия: "Множество народа... как овцы, не имеющие пастыря".

 

II. Что говорит нам Библия?

Слова "учить", "учитель" встречаются в Библии более 250 раз.

"И Он поставил иных... учителями" (Ефес. 4:11).

 

А. По страницам Ветхого Завета.

1. Отцам заповедано было учить своих детей Закону Божьему (Втор. 6:7; 30:2).

2. Из двенадцати колен Израилевых одно было поставлено учите­лями (Втор. 31:9-13).

3. Когда народ Израиля следовал Божьим заповедям и учил зако­ну, то был силен, а когда стал пренебрегать законом, то ослабел. В четвертой книге Царств 17:7-10 рассказывается, как Бог оберегал этот народ от врагов, когда он был послушен закону и учил Его Слову.

 

Б. По страницам Нового Завета.

1. Иисус Христос был учителем. "И начал учить их много" (Марк. 6:34). Он знал, что тем самым Он может удовлетворить запро­сы человеческой души. Он был совершенным учителем.

а. Он учил как власть имеющий (Матф. 7:29).

б. Он учил отдельных людей (Иоан. 3).

в. Он учил множество народа одновременно (Иоан. 6).

г. Он учил Своих двенадцать учеников терпеливо и постоянно (Матф. 5:2).

д. Его последней заповедью было: "Учите". Говоря так, Он предпола­гал, что следование этой заповеди будет способствовать распростране­нию Евангелия.

2. Апостолы были учителями.

а. Они ежедневно учили в храме и в домах (Деян. 4:2; 5:42).

б. Апостол Павел был одаренным учителем. Уча, он основал церкви повсюду, где бывал (Деян. 13:44; 18:11; 28:30,31).

 

III. Что говорит нам история раннехристианской церкви?

В раннехристианской церкви высоко ценилось призвание учителя. Христиане учили друг друга и нехристиан, распространяя Евангелие по всей Римской империи. Уже к третьему столетию десятая часть на­селения империи приняла христианство, и страх перед именем Иисуса Христа присутствовал во многих сердцах.

IV. Что говорит Писание о детях?

В Писании совершенно определенно говорится об отношении к де­тям и об ответственности перед ними.

А. "Не презирайте ни одного из малых сих" (Матф. 18:10).

Б. "Пустите детей приходить ко Мне" (Марк. 10:14).

В. "А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской " (Матф. 18:6).

Г. "И внушай их (слова сии) детям твоим" (Втор. 6:6,7).

Д. "Наставь юношу при начале пути его" (Прит. 22:6).

Е. "Паси агнцев Моих" (Иоан. 21:15).

Ж. "Так нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих" (Матф. 18:14).

 

РЕЗЮМЕ. Дети Божьи, прежде всего, должны помнить о следовании заповедям Божьим, ибо лишь через послушание обретается благосло­вение (Ис. 48:18). Последняя заповедь Христа перед вознесением бы­ла: "Идите, научите все народы" (Матф. 28:19). Его примеру следуют все те, кто подчинил Ему свою жизнь и служение. Однако для испол­нения заповеди требуется, чтобы воля человека пришла в движение, и совершилось действие.

 

Глава 2. Процесс обучения.

 

"Вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе " (Кол. 1:28).

 

I. Что такое обучение?

А. Определение: Обучение есть целенаправленный процесс преоб­разования человека.

Б. Иллюстрация к определению: Железнодорожный состав.

1. Железнодорожный состав предназначен для перемещения вагонов и грузов из одного места в другое. Точно так же и обуче­ние продвигает учащихся из одного состояния в другое, предусмот­ренное целью обучения.

2. С помощью иллюстрации проведем некоторые параллели,

а. Двигатель - преподаватель,

б. Движущая сила - Святой Дух.

в. Вагоны - учащиеся.

г. Место назначения - цель, открытая Богом в Его Слове,

д. Правильно выбранный путь - осознанное продвижение к цели,

е. Механизмы сцепления — любовь и понимание между учителем и учениками.

 

II. Цели и задачи христианского учителя.

А. В чем заключаются его цели и задачи?

1. "...чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе " (Кол. 1:28).

2. "Да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен " (2 Тим. 3:17).

3. "... доколе не изобразится в вас Христос" (Гал. 4:19).

4. "... предопределил быть подобными образу Сына Своего" (Рим. 8:29).

Б. Для чего ставятся такие цели?

1. Бог создал совершенного человека. Он дал ему тело (плоть), душу и дух.

Человек осуществляет контакт с внешним материальным миром через свою плоть.

Посредством души человек проявляет себя как личность, мыс­лит и чувствует.

Жизнь Бога имела продолжение в духе Адама. Таким образом, Божья воля руководила первым человеком.

2. Совершив грех, Адам умер духовно, и случилось это прежде его физической смерти. Произошло отчуждение Духа Божия от духа Ада­ма. Покинув человека, Дух Божий оставил после Себя пустоту, запол­ненную тьмой. Не прекратилась лишь способность человека к позна­нию Бога.

3. Бог желает, чтобы мы примирились с Ним, возлюбили Христа. Божий план предусматривает всестороннее развитие человека. Это было продемонстрировано на примере земной жизни Иисуса Христа. Он возрастал физически, интеллектуально, духовно, в любви к чело­веку. Такое гармоничное развитие соответствовало Божьему плану. Но всегда ли наблюдается такое развитие среди нас сегодня? Мы мно­го внимания уделяем физическому совершенству, рациональному пи­танию, полезному отдыху и т. д.

 Мы заботимся о своем умственном развитии, умножаем знания в об­ласти культуры, науки. Мы стремимся к более совершенным формам общения между людьми. Однако слишком малое место занимает в этом процессе наша духовная жизнь.

В. Каким образом можно прийти к цели?

1. Путем мистическим, сверхъестественным.

"Представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе" (Кол. 1:28) можно лишь посредством второго рождения, рождения свы­ше. Такую работу способны совершить только мистические силы: Сло­во Божье и Святой Дух.

2. Через человека, посредством человека.

Апостол Павел говорит в послании к Колоссянам 1:29: "Для чего (чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе) я и тружусь, и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущест­венно". Мы должны признать, что достижение цели зависит от Бога, ибо Святой Дух, действуя через апостола Павла или через нас, учи­телей, обеспечивает продвижение к цели, к Богу. Признав это, мы признаем, что учитель есть средство Бога.

РЕЗЮМЕ. Обучение есть целенаправленный процесс преобразова­ния человека. Цель христианского учителя заключается в том, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе. Этот процесс не может привести к безгреховному совершенству, но он предусматривает улучшение отношений с Богом, христианское духов­ное возрастание.

Божья работа в душе человека осуществляется через Божье Слово и Святой Дух. Учитель должен постоянно задаваться вопросом. "Продвинулись ли ученики ближе к Богу? Проявляется ли в учениках свидетельство духовной жизни?"

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

УЧЕНИК

 

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

УЧИТЕЛЬ

 

Глава 8. Подготовка учителя.

 

Раздел 1. Подготовка воскресной школы к работе.

 

"Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас" (Псал. 33:12).

I. Предварительные шаги.

А. Убедитесь в том, что ваше намерение открыть воскресную школу - воля Божья.

Б. Продумайте и найдите место и время для занятий.

1. Время: удобное и для учителя и для учеников.

2. Место: приспособленное помещение вблизи линий общественного транспорта и церкви или в самой церкви.

В. Договоритесь с родителями.

1. Пригласите лично и по почте.

2. Ознакомьте родителей с программой воскресной школы.

II. Подготовка программы и учебных материалов.

А. Программа: прежде всего продумайте план занятий первого дня.

Б. Учебные материалы: чем будете пользоваться на уроке.

1. Фланель.

2. Подставка для фланели (напольная или настольная).

3. Фоновые изображения места действия (сценок).

4. Фланелевые фигурки: вырезать и разложить в нужном порядке.

5. Золотые стихи для каждого ученика отдельно.

6. Учебные пособия: изучите всю книгу и задания к урокам, лишь после этого подготовьте первый урок.

 

 

Раздел 2. Подготовка годового плана.

 

"Соверши дела твои вне дома, окончи их на поле твоем, а потом устрой и дом твой" (Прит. 24:27).

 

I. Почему нужно планировать на год?

Конечная цель воскресной школы - "представить всякого челове­ка совершенным во Христе Иисусе". А раз так, то в программе обуче­ния нужно предусмотреть этапы постепенного возрастания в вере. Все это нужно хорошо продумать и правильно спланировать. Если изуче­ние основополагающих истин христианского вероучения не будет спланировано заранее, то вероятнее всего им и не будет уделено должного внимания-или же они останутся вовсе без него. Погрузив­шись в круговорот еженедельных занятий, вам трудно будет без плана рассмотреть свою деятельность со стороны и выделить главное. Это нужно сделать до начала занятий.

 

II. Как составить план на год?

В течение года нужно предъявить и раскрыть несколько выделен­ных тем, при этом на каждую тему уйдут несколько недель. Поэтому целесообразно разбить учебный год на несколько этапов, длящихся от четырех до шести недель. Этой одной выделенной теме этапа рекомен­дуется посвятить 5-10 минут в начале каждого занятия.

 

III. Основные методические акценты.

Не все они могут найти отражение в годовом плане.

А. Посещение.

Этим вопросом лучше заняться в самом начале учебного года и сразу позаботиться о том, чтобы с посещением не было проблем. Скажем, можно предложить ученикам стать участниками сорев­нования.

Б. Спасение.

О Божьем плане спасения лучше начать разговор в течение первых недель занятий, когда могут прибывать новые ученики. Хотя этой теме посвящается особый этап, нелишне возвращаться к ней на каждом уроке хотя бы в течение нескольких минут, например, с помощью хорового исполнения песен, чтения стихов с плаката и т. д.

В. Библия.

В течение первых четырех-шести недель ученики должны привык­нуть к регулярному чтению Библии. Ознакомьте их с Библией в общем плане, то есть расскажите о том, что Библия составлена из 66 книг, что писали ее 36 авторов в течение 1600 лет и т. д. Раз­дайте план регулярного чтения Библии. На этом же этапе можно начать изучение отдельных книг.

Г, Свидетельство.

Рисованные библейские рассказы на картоне или в буклетах могут быть хорошей основой для свидетельства, если они будут розданы детям специально для этой цели. На следующем занятии интерес­ной будет беседа о том, как происходило свидетельство и что из этого вышло. В то же самое время можно обсудить и другие воз­можности свидетельства. Дети старшего возраста готовы испыты­вать потребность постоянного свидетельства.

Д. Молитва.

С первого дня занятий учеников следует приучать к молитве. На каждом занятии несколько минут выделяйте на вопросы, которые могут вам задать ученики: Что такое молитва? Кто имеет право молиться? Всегда ли Бог отвечает на молитву? Назначьте постоян­ное время для молитвы на каждом занятии. Сделайте это самым важным моментом занятий. Е. Заучивание наизусть.

К заучиванию наизусть нельзя относиться легко. Первый месяц за­нятий посвятите выработке у учеников навыка заучивать наизусть больше, чем обычно. Организуйте соревнование между командами. Подводите итог заученным стихам в конце каждого этапа. Следите за тем, чтобы стихи запоминались прочно и правильно.

Ж. Праздники.

В годовом плане предусматривайте специальные уроки к Рождест­ву и Пасхе. Нужно, чтобы это были особые уроки с соревнования­ми, тестами и другими интересными заданиями.

3. Тренировочные упражнения.

1. Описание.

а. Дети кладут Библию на колени, б. По команде "Покажите Библию!" ученики поднимают Библии над головой.

в. Учитель называет ссылку (книгу и стих), г. Ученики хором повторяют ссылку.

д. По команде "Откройте Библию!" ученики отыскивают стих, е. Найдя стих и держа палец на стихе, ученики один за другим вста­ют.

ж. Заметив, что первые ученики уже встают, учитель предлагает са­мому первому ученику прочесть стих вслух.

з. Ученик, первым нашедший стих и зачитавший его, выходит на се­редину.

и. Среди победителей затем устраивается соревнование, и отличивше­муся присваивается звание Победителя Дня.

2. Другие виды упражнений,

а. Найти книгу в Библии,

б. Найти стих по теме.

в. Найти одинаковые слова в разных стихах,

г. Найти стих по памяти.

д. Те же задания в группах.

3. Методические указания к упражнениям,

а. Учите детей уважительному, благоговейному отношению к Библии.

б. Выполняя задание, дети не должны отвлекаться,

в. Убедитесь, что дети поняли задание.

г. Основой заданий должны быть уже изученные книги и стихи,

д. Устраивайте итоговые соревнования в конце месяца занятий.

И. Миссионерский акцент.

1. Рассказы о миссионерах.

2. Практическое задание.

а. Отыщите информацию о миссионере, его фотографию.

б. Напишите ему письмо, зачитайте его всей группе.

в. Попросите миссионера выступить со свидетельством перед

учениками.

г. Молитесь за успех его дела.

К. Некоторые пояснения к свидетельству.

1. Объясните, что свидетельство

а. представляет собой рассказ из первых рук о том, что сделал Гос­подь;

б. не допускает хвастовства.

2. С каких слов начинать?

а. "Я благодарю Иисуса за..."

б. "Я люблю Иисуса, потому что..."

в. "Я радуюсь, что знаю Иисуса..."

IV. Вариант годового плана.

А. Октябрь

Акцент на посещаемость и наполненность воскресной школы*

Выделенная тема: Божий план спасения.

Б. Ноябрь, декабрь.

Беседы о Библии и чтение Библии по плану, составленному вами

для учеников.

В. Январь, февраль.

Беседы о молитве. Несколько итоговых соревнований.

Г. Февраль, март.

Свидетельство и дела учеников.

Д. Апрель, май.

Соревнования между группами по заученным наизусть стихам.

Беседы о миссионерской деятельности.

РЕЗЮМЕ. Составьте годовой план занятий, указывая тему каждо­го урока, псалмы для хорового исполнения и другие важные детали. Если это будет сделано с молитвой и разумением, то вы впоследствии убедитесь в несомненной полезности такого плана. Вам не придется впопыхах собирать нужный материал, ибо ваши действия будут опре­делены заранее с высокой степенью предусмотрительности.

 

Раздел 3. Подготовка к часу занятий (уроку).

 

"Только все должно быть благопристойно и чинно" (1Кор. 14:40)

 

I. Планирование часа (урока).

А. Помолитесь.

Планирование начинается с молитвы на коленях.

Б. Распределите время.

Ниже предлагается примерное распределение времени по этапам урока.

1. До начала урока (10-15 минут).

Приветствуйте входящих детей, найдите возможность предвари­тельно побеседовать с ними о прочитанных стихах. Тут же можно дать детям первое представление о предстоящей теме урока.

2. Начальный момент (5 минут).

Эти пять минут выделяются на пение хором, разучивание изрече­ний или, если ученики уже умеют молиться, на молитву.

3. Выделенная тема (10 минут).

Выделенная тема (Божий план спасения) сопровождается пением короткого псалма, созвучного по содержанию.

4. Информационный момент (10 минут).

Эти десять минут уйдут на предъявление стихов с плаката, оцен­ки и поощрения, разную другую информацию.

5. Время Библии (30 минут).

Этот блок времени включает в себя повторение, чтение золотого стиха, разработку центральной темы урока и пение созвучной -песни. Разработка центральной темы не должна занимать более 20 минут за исключением тех случаев, когда золотой стих тоже входит в нес.

6. Заключительный момент (5 минут).

Время призвания по воле Святого Духа. Время молитвы и пения.

В. Определите цели.

Каждый час занятий должен быть спланирован так, чтобы он пре­следовал те же цели, что и все занятие. Если занятие посвящено теме послушания, то псалом о послушании будет весьма уместен. Общая же, основная и первая цель заключается в том, чтобы вся жизнь наша и поступки были продиктованы Святым Духом по Писанию.

Г. Планируйте повторение.

1. Зачем нужно планировать повторение?

а. Дети быстро забывают,

б. Дети плохо воспринимают с первого раза.

в. Дети трудно улавливают жизненную важность истины,

г. Библия говорит об этом.

1). Этот принцип просматривается в отрывке Ис. 28:10-13.

2). Предупреждение об опасности забвения содержится в Псал. 76:12-13; 77:7,42.

2. Что нужно повторять?

а. Золотые стихи.

1). Повторяйте каждый раз (каждую неделю), используя нагляд­ные пособия.

2). Повторяйте два золотых стиха, обращая внимание на правиль­ность и смысл стиха.

3). Повторением должны быть заняты все ученики,

б. Центральную тему.

1). Цель повторения: дать возможность ученикам свободно выска­заться по теме.

2). Методические приемы.

а). Вопросно-ответные упражнения.

б). Вставить пропущенные слова.

в). Дописать рассказ, используя не более 25 слов.

г). Исправить ошибки в рассказе.

3). Другие рекомендации.

а). Вовлекайте детей в соревнования, индивидуально и группами.

б). Поручите группе выполнить практическое задание (проект).

Д. Подготовьте материалы и пособия.

1. Соберите по списку наглядные пособия, расположите их в нуж­ном порядке.

2. Подготовьте материалы для пения.

3. Подготовьте фланели.

Е. Как сократить задание?

Один урок не должен всегда длиться один час. Если убрать необя­зательные, лишние детали, то, уложившись в тридцать минут, вы до­кажете свою способность сосредоточиваться на главном. Но для этого нужно хорошо поработать над планом.

1. Разделяя уроки один от другого, не всегда нужно выделять пер­вые пятнадцать минут на первоначальное предъявление материала.

2. Можно сократить количество песен и их длительность.

3. Начните урок с повторения золотого стиха или теста. Сократи­те повторение и тест.

4. Вводите новые приемы, упражнения и задания, меняйте их, не накапливайте от урока к уроку.

5. Сократите время на молитву. Пусть помолятся двое: мальчик и девочка.

6. Планируйте особое конкретное задание с обращением к Биб­лии. Тогда ученики будут приносить ее с собой.

 

II. Помещение.

Воскресная школа может разместиться где угодно, лишь бы ком­ната была просторная и чистая. Но, независимо от того, какая она, примите се от Господа и испросите Его благословения и всегдашнего присутствия. Несколько дополнительных рекомендаций:

А. Придите пораньше', чтобы расположить учебные материалы в нужном порядке.

Б. Продумайте, где должны располагаться ученики. Нужно, чтобы было светло и просторно.

В. Наглядные пособия должны быть хорошо и без затруднений видны ученикам.

Г. Сделайте так, чтобы ученики без труда могли вставать, ухо­дить и приходить, передвигаться по комнате.

Д. В комнате должен быть порядок, чистота, ничего лишнего.

 

III. Внимание к себе.

А. Внешность.

В вашей внешности не должно быть ничего необычного, что мо­жет привлечь излишнее внимание учеников.

1. Вы должны быть аккуратно причесаны.

2. Ваша одежда должна отличаться от той, что была на прошлой неделе, всегда быть красивой, яркой.

3. Не съехал ли на бок галстук? Не забрызганы ли уличной гря­зью туфли?

4. Избегайте кричащих украшений.

Б. Как держать себя?

Начиная занятие, спокойно сядьте и поручите себя и весь даль­нейший ход занятий всемогущей воле Святого Духа.

В. Минуты приветствия.

Раскованно, весело, с улыбкой встречайте первых учеников и приступайте к началу занятий. Используйте время ожидания на об­суждение стихов по схеме "учитель - ученик" или "ученик - учи­тель", на беседу о личных переживаниях - это не всегда возможно по­сле занятий, когда ученики отправляются домой.

РЕЗЮМЕ. Хорошо спланированный и организованный урок не только гарантирует высокую результативность урока, но и наставляет на пути к более совершенной христианской жизни. Спокойная готов­ность к уроку освобождает учителя от второстепенных, мелких забот и позволяет сосредоточиться на главном: духовном возрастании уче­ников.

 

Раздел 4. Подготовка к наставлению и обучению.

 

" Для чего я и тружусь, и подвизаюсь силою Его" (Кол. 1:29).

Бог обращает наше внимание на необходимость подготовки, преж­де чем мы начнем наше дело. "И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить" (Откр. 8:6). Наша подготовка имеет три сто­роны.

 

I. Приготовление сердца (Прит. 16:1).

А. Через Слово Божье.

"Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоост­рого" (Евр. 4:12). Слово Божье не дойдет до сердца другого челове­ка никаким назиданием до тех пор, пока оно не войдет в сердце самого назидающего.

Б. Через молитву.

Молитва необходима. В стихах Иоан. 7:53-8:2 читаем о том, как Христос готовился к проповеди. Вечером все разошлись по домам, а Он отправился на гору Елеонскую, чтобы оттуда утром пойти в храм и учить. Из других книг Евангелия мы знаем, что ночью, уе­динившись, Он молился. Так Он готовился к проповеди. Как же нуждаемся в молитве мы! Молитва, размышление над Словом, упование на Духа Святого помогут приготовить сердце.

 

II. Приготовление мысли (Иак. 1:5; 2Тим. 2:15).

А. Изучите своих учеников.

Изучите каждого ученика, Помолитесь Господу, чтобы Он дал вам способность привести к Нему учеников через Слово Божье. На каждом этапе подготовки задавайте себе вопрос: Как поймут вас ученики, готовы ли они к такой информации?

Б. Начинайте с Библии.

Не начинайте с учебных пособий. Начинайте с Библии. Дважды прочтите текст, стараясь хорошо разобраться, о чем идет речь, за­помнить последовательность изложения и факты. Чтобы все было ясно, задайте себе такие вопросы: Когда? Где? Кто? Что? Почему? Запишите ответы.

В. Затем переходите к пособию (учебнику).

Читая пособия, рассматривайте материал с точки зрения библей­ского текста. Подчеркивайте важные места. Делайте пометки на полях.

Г. Проработайте другие источники.

Всегда читайте больше, чем нужно. Перечитайте справочники и энциклопедии, какие найдутся.

Д. Продумайте ход урока.

Все, что вы будете говорить, должно быть четко сформулировано, основные моменты выделены, лишние подробности удалены.

Е. Испросите Божьего благословения.

Вся ваша подготовка нуждается в благословении Господнем. Обра­титесь к Нему с молитвой об этом.

Ж. Библия в руках.

Ведя занятие, держите Библию в руках. Учебник и другие пособия могут лежать на столе, но ученики должны видеть, что в руках у вас Библия.

 

III. Подготовка материалов.

Если вы спланировали урок с использованием наглядных посо­бий, приготовьте их заранее и расположите в запланированном поряд­ке. Если вы будете работать с фланелографом, сначала попрактикуй­тесь, чтобы потом не запутаться.

РЕЗЮМЕ. Библейский стих Иср. 48:10 содержит предупреждение о необходимости хорошей подготовки к делу. "Проклят, кто дело Гос­подне делает небрежно". Это слишком серьезное предупреждение, чтобы с ним не считаться.

Вопросы и задания по теме.

1. Для чего необходима тщательная подготовка к занятиям?

2. В чем заключается ответственность учителя в процессе подго­товки? В какой степени учитель должен полагаться при этом на Свя­того Духа?

3. Сверьте с этой главой вашу подготовку к занятию. Отметьте слабые места. Сначала это может показаться обременительным, но скоро вы поймете, сколько пользы в этом для всего вашего учительс­кого дела.

 

Глава 9. Учитель в классе.

 

"Но, как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие, так мы и говорим, угождая не людям, но Богу, испытующему сердца наши" (1Фесс. 2:4).

Существует некая основа учебного процесса от начала до конца урока. Такт, уважительное отношение, благодарность, щедрость души скорее улавливаются, чем заучиваются. Но центром всего происходя­щего на уроке всегда должна быть Библия.

Учитель овладевает искусством общения в классе, придерживаясь нескольких обязательных правил.

 

I. Быть мягким в обращении.

Нельзя допускать наставительного тона, без конца бранить уче­ников.

 

II. Не допускать колебаний, неуверенности.

Учитель должен быть совершенно убежден, что именно Бог поставил его быть учителем, что авторитет Библии непререкаем. Учи­тель постоянно должен проводить мысль, которую можно выразить так: "Перед вами Слово Божье. Каждое слово в этой книге - правда. Каждое слово исходит от Бога. Здесь мы можем найти ответ на любые наши вопросы".

 

III. Быть естественным.

Голос и поведение учителя должны быть естественными. Напуск-нос в голосе или монотонность производят неприятное впечатление. Можно говорить тише или громче, монологическую речь следует раз­бавлять диалогом.

 

IV. Не разбрасываться.

Динамика - обязательная характеристика урока. Существует вы­сказывание: "Если не будет двигаться урок, будут двигаться ученики". Задавая вопрос, говорите, кто должен на него ответить. Библия долж­на быть открыта на нужной странице. Предложите хотя бы 1-2 раЗа прочесть стих из Библии. Не теряйте из виду цель урока, снова и сно­ва возвращайтесь к ней. Можно заглянуть в план-конспект, но никог­да (никогда!) не зачитывайте конспект.

 

V. Чутко улавливать настроение ученика.

Учитель должен понимать интересы, духовные запросы учеников, видеть работу Святого Духа в классе. Нельзя разделять то, что проис­ходит в классе, и последующими переживаниями и поступками учени­ков. Эта связь должна быть неразрывной, она должна четко прослежи­ваться. Если ученики поняли назидание и если оно подкреплено мо­литвой, то можно ожидать, что Святой Дух совершит Свою работу и воля приведет к поступку явному и невидимому.

 

Глава 10. Оценка урока.

 

"Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чис­тоту, степенность, неповрежденность, слово здравое" (Тит. 2:7,8).

"Опытный учитель дает оценку не только знаниям учеников, но и собственному умению. Первый шаг христианского знания заключается в том, чтобы ученик, воспринимая свидетельство о Христе как Спаси­теле, трудами Святого Духа уверовал и шагнул от смерти к жизни. Истинно христианское назидание и обучение должно давать следую­щие результаты:

1. Личное знание Бога через веру в Иисуса Христа как Спа­сителя.

2. Хорошее знание Библии как руководство, в жизни.

3. Понимание основ христианской жизни.

4. Восприятие братства христиан как обязательство перед Хрис­том, церковью и братьями во Христе.

5. Осознание необходимости свидетельства и участия в распрост­ранении слова о Христовой любви повсюду в мире (К. Иви. Искусство эффективного обучения).

Даст ли такие результаты ваш труд? С точки зрения этих пяти положений проанализируйте ваш урок и сделайте выводы, как добить­ся большей эффективности. Учитывайте разные аспекты. Первое заня­тие рассмотрите с точки зрения своего умения, дайте оценку себе. По­сле второго занятия сделайте анализ знаний учеников. И так далее.

 

I. Вопросы к учителю.

А. Учитель в классе.

1. Чувствовали ли вы себя свободно в классе?

2. Как вы реагировали на неожиданные ситуации?

3. Испытывали ли вы радость от того, что вели занятие в воскрес­ной школе? Говорили о Библии? О Боге?

4. Не были ли вы иногда рассержены, раздражены?

5. Как воспринимали ваше "настроение" дети?

Б. Внешность учителя.

1. Хорошо ли звучал ваш голос? Были ли в нем добрые нотки?

2. Внятно ли вы говорили, не слишком ли быстро? Была ли ваша речь грамматически правильной?

3. Спокойно ли, уверенно ли вели вы урок? Или же вы были сла­бо подготовлены и не могли собраться?

4. Как вы были одеты, как выглядели (прическа, одежда, обувь)?

5. Не слишком ли вызывающе были вы одеты?

В. Взаимоотношения с учениками.

1. Заметны ли были проявления уважительного отношения к вам со стороны учеников?

2. Заметна ли была их любовь к вам?

3. Была ли любовь и радость в ваших приветственных словах, об­ращенных к ученикам?

4. Пытались ли вы установить более тесные отношения с ученика­ми до и после занятий?

 

II. Обратная связь.

А. Дисциплина.

1. Не было ли посторонних занятий в классе?

2. Достаточно ли решительно действовали вы в трудной ситуации?

3. Не остались ли незамеченными случаи, когда ученики отвлека­лись?

4. Достаточно ли мудро поступали вы во всех случаях, когда нуж­но было решать проблему дисциплины? Как предотвратить такие неприятные моменты?

5. С интересом ли слушали вас ученики? Завладели ли вы их вни­манием?

6. На всех ли этапах урока удавалось вам контролировать поведе­ние учеников, особенно при закреплении материала и во время са­мостоятельной работы? Если нет, то что нужно сделать, чтобы ход учебного процесса зависел только от вас?

Б. Усвоение материала.

1. Уверены ли вы в том, что ученики поняли все, что вы им предъ­явили?

2. Можно ли сказать, что они сделали выводы для себя?

3. Не тормозили ли вы их активность?

4. Было ли у них желание более активно участвовать в учебном процессе?

5. Учитывали ли вы личные особенности каждого ученика?

 

III. Некоторые общие моменты.

А. Помощники учителя.

1. Все ли ваши помощники знают свои обязанности и исполняют их?

2. Даете ли вы задание своим1 помощникам заранее?

3. Молитесь ли вы вместе с ними перед началом занятий?

Б. Мотивация.

1. Обостряют ли ваши занятия интерес к Библии? К воскресной школе?

2. Какого рода мотивацию нужно вам использовать, чтобы вы­звать интерес к воскресной школе у учеников?

В. Начало урока.

1. Вовремя ли начался урок?

2. Совпадает ли содержание песен с целью урока?

3. Вникают ли ученики в смысл песен?

4. Достаточно ли ученикам тех двигательных заданий, которые они выполняют?

5. Не слишком ли много времени уходит на некоторые задания?

 

IV. Учебный процесс.

А. Подготовка.

1. Имеется ли у вас общий годовой план занятий?

2. Начинаете ли вы подготовку к занятиям с молитвы?

3. Определили ли вы цель урока, изложили ли ее на бумаге?

4. Теперь, когда вы уже провели урок, уверены ли вы, что отвели на подготовку достаточно времени? Как улучшить подготовку?

5. Получили ли вы от Бога дерзновение и готовность провести урок с желанием и охотой?

Б. Предъявление материала.

1. Взят ли ваш материал из Библии?

2. Удовлетворены ли вы объемом материала, с которым пришли на урок? Все ли вы отдали ученикам из запасов своего сердца?

3. Были ли вы целиком поглощены уроком?

4. Не слишком ли затянули вы урок?

5. На всех ли этапах урока помнили вы о его цели?

6. Уверены ли вы в том, что достигли цели?

7. Завладели ли вы вниманием учеников с самого начала?

8. Оказали ли вы воздействие на каждого ученика? Достаточно ли отчетливо проявилось это воздействие?

В. Результаты.

1. Если говорить о цели урока, то близко ли к сердцу приняли ученики смысл разговора на уроке?

2. Вызвали ли вы у них желание к действию?

3. Была ли ученикам дана возможность проявить свое отношение к разговору на уроке? Если да, то как они проявили это свое отно­шение? Может быть, ваше приглашение было не действенным? Может быть, ученики были заняты чем-то иным, когда вы обра­щались к ним с призывом? Как все это сделать лучше?

 

V. Комната для занятий, учебные пособия и материалы. А. Комната для занятий.

1. Не слишком ли жарко или не слишком ли холодно было в клас­се? Как установить нормальную температуру в классе?

2. Успели ли вы прийти до занятий и подготовить комнату?

3. Все ли предметы, которые можно считать посторонними, из­лишне отвлекающими, были удалены из класса?

4. Правильно ли были расставлены столы и стулья? Б. Учебные пособия и материалы.

1. Подготовили ли вы наглядные пособия и другие учебные мате­риалы заранее и в нужном порядке?

2. Какие наглядные пособия оказались наиболее эффективными?

3. Хорошо ли вписывались наглядные пособия в содержание мате­риала, не привлекали ли они к себе излишнего внимания?

РЕЗЮМЕ. Добросовестный учитель сам оценивает свой урок. Но зачем нужно давать самому себе оценку? Учитель всегда может идти дальше того, к чему он пришел. Мы уже говорили о том, что целью учителя должно быть: представить каждого человека совершенным в Иисусе Христе. Для достижения этой цели должны, с помощью Свято­го Духа, работать все составные части учебного процесса: тщательная подготовка к уроку, эффективное предъявление материала, правильно построенные отношения между учителем и учениками. Детальная оценка хода учебного процесса способствует достижению поставленной цели.

 

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

ПРАКТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА

 

Глава 12. Работа с песней.

 

"Милости Твои, Господи, буду петь вечно" (Псал. 88:2).

Пение - эффективное средство обучения, врученное Богом учите­лю воскресной школы. Его воздействие на человека нельзя сравнить ни с чем другим. Каждый, кто проповедует духовные ценности, кото­рые могут быть выражены музыкальными средствами, должен овладе­вать искусством песенного исполнения. Музыка, пение занимают осо­бое место в учебном процессе. Это место определяется несколькими условиями.

 

I. Звучит ли музыка в вашем сердце?

Прежде чем предложить мелодию для пения, нужно, чтобы она прозвучала в вашем сердце. Музыка, не исходящая из сердца - просто шум. Несколько раз внимательно прочтите слова песни (псалма), вду­майтесь в них, соотнесите их смысл со своим жизненным опытом. Ес­ли слова песни не будут с каждым разом все глубже и глубже прони­кать в ваше сердце, волновать вас, то не стоит разучивать ее в классе.

 

II. Почему мы поем?

А. О пении часто говорится в Библии. Из Библии мы узнаем, что пе­ние необходимо. Поэтому без песни в воскресной школе не будет послушания.

1. Основания земли были утверждены при общем ликовании (пе­нии) утренних звезд (Иов. 38:6,7).

2. Иоанну было дано знать, что в вечности дети Божий будут про­должать петь (Откр. 5:9).

3. Господь повелел Моисею написать слова песни, научить ей сы­нов Израилевых, вложить ее в уста их (Втор. 31:19).

4. Мы должны "служить Господу с веселием; идти пред лицо Его с восклицанием", то есть пением (Псал. 99:2).

5. Мы должны назидать самих себя "псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах наших Госпо­ду" (Ефес. 5:19).

Б. К духовной истине - через песнопение. Это одно из самых волную­щих занятий.

Пение доставляет удовольствие. Вместе с тем процесс пения связан с усвоением библейских истин, оказывающих влияние на мировоз­зрение человека.

В. Пение - средство самовыражения.

Знание приобретается через активное участие в учебном процессе, а пение - наиболее доступный путь к участию в нем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.238.76 (0.242 с.)