Глава 14. Средства мотивации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 14. Средства мотивации



 

"Принявши от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, - каково оно есть по истине" (1 Фесс. 2:13).

Один из принципов обучения, как мы уже знаем, заключается в том, что ученик не будет знать, если он не хочет знать. Мы достигнем цели, если ученик захочет посещать воскресную школу, читать и за­поминать Слово Божье, передавать содержание прочитанных стихов во имя Иисуса Христа. Это высший тип мотивации. Но это относится лишь к верующим. Существуют другие средства мотивации, способ­ствующие возрастанию в вере, о них пойдет речь в этой главе. Однако мы должны помнить нашу главную цель: нужно, чтобы ученик прихо­дил в воскресную школу из любви к Иисусу Христу; нужно, чтобы ученик читал и заучивал Слово Божье из любви к Библии.

 

I. Дети должны быть заинтересованы в том, чтобы регулярно посещать воскресную школу.

Святой Дух имеет возможность трудиться и формировать духов­ный мир ребенка, когда тот регулярно ходит в воскресную школу. Контроль за посещением осуществляется несколькими способами. А. Искусственные способы мотивации детей к посещению.

1. Учительский журнал.

Одно лишь сознание того, что учитель имеет такой журнал, где отме­чается посещение, может заставить ученика отнестись к вопросу се­рьезно.

2. Стендовый график посещения.

Такой график, помещенный на видном месте, также стимулирует по­сещение. Здесь ученик может сравнивать свои данные с другими уче­никами.

3. Дневнички.

В индивидуальных дневничках отмечается не только посещение, но и другая информация: знание стихов и пр. Дневнички обычно красиво оформлены и могут демонстрироваться в качестве примера.

4. График соревнований.

Вызывает интерес и может явиться хорошим стимулом к посещению график по командам или индивидуальный график, где могут быть от­ражены и другие данные, кроме посещаемости.

а. Соревнование команд.

Такое соревнование устраивается на 6-8 недель и даст хорошие ре­зультаты. Награды достаются не только победителям, но и побежден­ным. Примеры соревнований:

1). Полет на луну (в двух ракетах).

2). Футбольные команды.

3). Кто быстрее: гонки (пара животных). Рекомендуется для млад­шего возраста.

4). Снеговик (в соответствии с набранными очками все более за­конченным становится рисунок).

5). Регата: гонка яхт.

б. Индивидуальные соревнования.

1). Результаты за год.

Ведите учет в течение всего года, в конце - вручение наград или особое поощрение.

2). Результаты за шесть недель.

а). Награда: книга Нового Завета, Библия, другие призы.

б). Награда: право вскрыть Сундук с Сокровищами.

В сундук можно положить карандаши, ручки, книжные закладки, игры, открытки со стихами, шоколад, книгу Нового Завета и пр. Боль­шему количеству очков присуждается более ценный предмет. Если у вас есть проблема опозданий, присуждайте очки за аккуратность во времени. Б. Что отмечать в учительском журнале?

1. Многочисленная группа.

Можно отмечать в журнале все что угодно. Однако в условиях многочисленной группы вам будет трудно отмечать что-либо еще, кро­ме посещаемости и наличия Библий. Если у вас есть помощники, то они могут отмечать для вас знание стихов наизусть.

2. Малочисленная группа.

Отмечайте очки по следующей схеме:

а. Посещаемость                    2

б. Пришел вовремя                 1

в. С Библией                           1

г. Знает золотой стих            2

д. Ежедневное чтение Библии 2

е. Привел новичка                  1

Лучше подсчитать очки не единицами, а сотнями, т. е. присуж­дать не одно очко по схеме, а сразу 100. Дети любят большие числа.

 

II. Нужно учить детей запоминать библейские стихи постоянно и последовательно.

Об этом подробно говорится в главе 13. Ваше собственное отноше­ние к необходимости знать стихи может убедить детей в особой важ­ности этого знания.

 

III. Нужно учить детей привычке читать Библию ежедневно. Ученик не будет возрастать во Христе, если не будет читать Биб­лию самостоятельно и молиться.

А. Каждый ребенок должен иметь свой экземпляр библейского текста. Если ребенок научился читать, у него должна быть своя книга -часть Библии. Если у него нет Библии, то ему можно подарить Евангелие от Иоанна. Но сделать это нужно в качестве поощрения за выученные 2-3 стиха или другое старательно выполненное зада­ние.

Б. Разработайте план обучения чтению.

Чтобы разработать хороший план, вам потребуется немалое время, но зато вы научите детей правильно читать Библию.

1. Чтение в классе.

При чтении в классе объясняйте значение слов, смысл предложе­ний, непонятные места, если в этом есть необходимость.

2. Чтение до занятий.

С учениками, пришедшими до начала занятий, начните беседу о прочитанном дома: что нового они узнали, кто помогал им дома, что из прочитанного касается их самих, что они прочитали об Иисусе Христе и т. д.

3. Проверочные задания.

Включите в проверочные задания 2-3 вопроса, касающиеся ежед­невного чтения.

4. Чтение глав..

Предложите детям прочесть дома главу или главы, из которых выделена библейская история для изучения в классе. В этом случае дети лучше поймут историю, с которой только что познакомились.

5. Предложите детям план ежедневного чтения Библии. Совершенно недостаточно сказать детям: "Читайте ежедневно!" Нужно разработать или взять готовый план ежедневного чтения и предложить его в качестве образца,

 

IV. Нужно учить детей отдавать.

А. С чего начинать?

Христианский образ жизни отличается умением отказываться от своих интересов ради других людей. Такое умение нужно воспи­тывать осторожно, избегая резких форм. Можно, например, пред­ложить детям изготовить особый подарок Иисусу Христу к Рож­дественским праздникам или выполнить особое задание к другому празднику.

Б. Повествование о миссионерской деятельности, о конкретной работе миссионера может вызвать ответное желание в сердцах детей. По­могите детям отказаться, может быть, от особого удовольствия ра­ди христианского милосердия.

 

V. Несколько предостережений относительно средств мотивации.

А. Избегайте сложных систем.

Чересчур усложненный подход может испортить вес дело, оказать­ся бременем и для вас и для учеников.

Б. Если эффективность вашего приема убывает, откажитесь от не­го. Переключитесь на что-нибудь другое. Для соревновательной де­ятельности достаточно, например, шести - восьми недель.

В. Молитесь, чтобы Господь подсказал вам правильный выбор средств.

РЕЗЮМЕ. Наша обязанность состоит в том, чтобы подготовить детские сердца для работы Святого Духа. Мы должны взрастить в де­тях желание приходить в воскресную школу и учиться Слову Божье­му ради любви Иисуса Христа.

Вопросы для беседы по теме:

1. Для чего нужен учительский журнал?

2. Как решить и предотвратить проблемы соревновательных зада­ний?

 

ЧАСТЬ ПЯТАЯ

ДРУГИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

 

Глава 15. Дисциплина.

 

"Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомуд­рия" (1Тим. 1:7).

 

I. Что такое дисциплина?

Словарное значение дисциплины - выдержанность, подчинение и привычка к строгому (установленному) порядку.

Дисциплина как методическое понятие означает:

- воспитание с целью исправления,

- наказание с целью исправления,

- свод правил поддержания порядка,

- порядок, основанный на послушании.

Воспитание добрых нравов, поддержание порядка, наказание - эти элементы дисциплины необходимы для нормального хода учебного процесса.

 

II. Учитель и дисциплина.

Чем более учитель послушен целомудрию Святого Духа, тем луч­ше он умеет управлять классом. Дисциплину учителя составляют три элемента: А. Убежденность.

1. Убежденность в том, что Господь укрепляет в мудрости и послу­шании (Иак. 1:5; Филип. 4:13).

2. Убежденность в том, что Господь поставил его на это место и через него распространяет Свою власть (Марк. 1:27; Ис. 30:15). Б. Призвание.

Учитель должен знать о своем призвании выполнять задачу, ли­шенную всякого эгоистического интереса. Господь поставил его на это место представлять Христа. Он должен возлюбить Христовой любовью.

В. Готовность.

1. Молитва, знание метериала, подготовка наглядных пособий и технических средств обучения.

2. Заранее спланированный порядок предъявления материала.

3. Порядок и чистота в классе до прихода учеников.

4. Предусмотрительность и решение вопросов до занятий: располо­жение столов и стулЕ>ев, пометки в журнале и т.д.

 

III. Ученик и дисциплина.

А. Предъявите ваши требования в первый же день занятий.

Требований должно быть как можно меньше, но они должны быть понятны всем. Последовательно требуйте их исполнения на всех занятиях. Послушание не должно быть насильственным, но должно стать внутренней потребностью. Терпеливо обучайте детей спо­койствию, уважительному, почтительному отношению.

Б. Ограничения не должны быть слишком строгими.

Не делайте свой урок монотонным. Нужно предоставлять детям свободу движений в некоторых случаях при смене занятий, во вре­мя коротких перерывов. Получая такую свободу, дети не должны понимать ее как ослушание, неподчинение.

В. Приходите раньше всех.

До прихода учеников подготовьте класс к занятиям. От вас должны распространяться на учеников спокойствие, уравновешенность. До урока привлеките учеников к разговору или другому занятию по теме.

Г. Дисциплина в ходе урока.

Больше поощряйте хорошее поведение, меньше привлекайте вни­мание детей к случаям непослушания. Будьте тверды, но добры. Любите детей, молитесь за них. Не обращайте внимания на мелкие проступки, если они не нарушают нормального хода урока.

Д. Наказывайте нарушителей.

С первого занятия не делайте послаблений, накажите первого же нарушителя, тогда, возможно, не будет второго. Никогда не угро­жайте наказанием напрасно. Ваши правила и ограничения должны быть хорошо известны всем и все должны знать, что исключений не бывает. Об этом находим в Писании: Притчи 29:15; 13:23; 22:15. Держите слово. Будьте последовательны.

Е. Найдите причину плохого поведения.

Довольно часто причиной плохого поведения может быть желание выделиться, обратить на себя внимание. Причиной беспокойства может быть Сатана. В молитве сосредоточьтесь на трудном ребен­ке, возложив разрешение вопроса на его собственные плечи (Ис. 9:6). Но если нарушается учебный процесс, лучше удалить учени­ка из класса, оставив возможность вернуться, когда захочет.

 

IV. Дисциплина - это процесс.

Необходимый порядок, обстановка сосредоточенности - результат длительного процесса. "Заповедь на заповедь, правило на правило" (Ис. 28:10) Путем постоянной, настойчивой заботы достигаются по­слушание, смирение сердца. Не забывайте, что дети не имеют жиз­ненного опыта. Будьте нелицеприятны, снисходительны, терпеливы.

РЕЗЮМЕ. Спокойная сосредоточенная обстановка в классе - ус­ловие хороших результатов детских стараний и вашей работы. Дис­циплина начинается с учителя, с того момента, когда он соглашается с призванием быть учителем, любить детей, не разделяя их на "пло­хих" и "хороших". Основа дисциплины, выработанный вами порядок. Понимание возрастных особенностей детей - ключ к решению многих проблем поведения. Любовь и молитва приведут вас к цели.

Вопросы к беседе по теме:

1. Является ли дисциплина одномерным или сложным понятием?

2. Какую роль играют нижеприведенные факторы в решении воп­роса дисциплины?

а. Последовательность.

б. Продуманность и планирование.

в. Терпение.

г. Знание личностных свойств каждого ученика.

д. Любовь.

е. Молитва.

3. Как ваш личный опыт помогает вам находить причину непос­лушания и решать проблему дисциплины?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.63.252 (0.034 с.)