Глава 7. Источник учительского таланта. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 7. Источник учительского таланта.



 

"Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас все­му" (Иоан. 14:26).

Локомотив должен вырабатывать достаточно энергии, чтобы дви­гаться к цели; он также должен иметь сцепление с вагонами, чтобы и их продвигать к той же цели вместе с собой. Учитель получает энер­гию из сверхъестественного источника - из Слова Божьего посред­ством Святого Духа.

"Научит вас всему" - это слова Иисуса Христа, которые Он про­изнес перед распятием и вознесением, обращаясь к ученикам, чтобы подготовить их к жизни без Его присутствия во плоти.

I. Личность Святого Духа.

А. Святой Дух - третье лицо Троицы, поэтому Он есть Бог. Он - лич­ность, хотя и бестелесная. Личность обладает тремя свойствами. Святой Дух также обладает ими.

1. Он мыслит (Рим. 8:27).

2. Он способен чувствовать (Рим. 15:30).

3. Он обладает волей (1Кор. 12:11). Б. Святой Дух - божественная, святая личность, равная Богу Отцу и

Богу Сыну (Матф. 28:19; Деян. 5:3,4). В. Признаете ли вы Его как личность? Обращаетесь ли вы к Нему как к личности? Любите ли вы Его, доверяетесь ли, послушны ли вы Ему, почитаете ли вы Его? Ощущаете ли вы Его присутствие в классе во время занятий?

II. Присутствие Святого Духа.

А. После вознесения Христа на землю пришел Святой Дух, чтобы воз­двигнуть здесь дом Его (Деян. 2:33; Иоан. 16:7).

1. Его дом (жилище) - это Церковь, совокупность всех тех, кто верует в Господа Иисуса Христа (Еф. 2:22).

2. Его дом располагается в сердцах всех истинно верующих в Него (1 Kop. 6:19).

Б. Хороший ли вы дом для Него? Чувствует ли Он Себя как дома в вашем сердце? Все ли ваше сердце в Его распоряжении? Доверяете ли вы Ему свои мысли, чувство, волю? Можете ли вы сказать, что ваша воскресная школа - Его дом? Обращаетесь ли вы к Нему, го­товясь к занятиям? Обращаетесь ли вы к Нему с молитвой об ук­реплении ваших способностей к обучению детей? Полагаетесь ли на Него, когда строите свои отношения с учениками? Уверены ли вы в том, что Он производит работу в их сердцах?

III. Сила Святого Духа.

А. Воздействие Святого Духа на учителя. Ваши ученики должны убедиться, что видят Иисуса Христа через вас. Святой Дух имеет власть и возможность:

1. Сделать вас в глазах учеников подобием Христа (Еф. 3:16,17; 2Кор. 3:3).

2. Научить вас понимать Слово Божье так, что вы обретаете спо­собность передавать ученикам его животворную силу и божественные истины (2Кор. 3:14-17).

3. Укрепить вашу способность быть учителем (Лук. 4:18).

4. Научить вас молиться за учеников (Рим. 8:26).

Б. Воздействие Святого Духа на учеников.

1. Святой Дух обличает грех (Иоан. 16:8,9).

2. Он являет ученикам Иисуса Христа (Иоан. 16:14).

3. Он подводит их ко второму рождению (Иоан. 3:5,6,8).

4. Он наставляет их к поступкам по духу (Гал. 5:16).

5. Он свидетельствует их сердцам божественную истину (Деян. 5:29-32).

IV. Сотрудничество со Святым Духом.

А. Я не должен оскорблять Его (Еф. 4:30).

Я оскорбляю Его, когда забываю о Нем или позволяю себе посту­пки, которые свидетельствуют не о святости, а о грехе, даже если эти поступки и ничтожны. Желаемое — это радостное присутствие Святого Духа, не оскорбленного ничем. В книге Рут Паксон "Жизнь на самом высоком уровне" предлагается такой исполненный любви взгляд:

1. Святой Дух - это Дух истины (Иоан. 14:17). Его оскорбляет всякая неправда, искажение истины.

2. Святой Дух - Дух веры (1Kop. 4:13). Его оскорбляют нервоз­ность, подозрительность, недовольство, придирчивость, неверие.

3. Он - Дух благодати (Евр. 10:29). Его оскорбляют грубость, бес­культурье, черствость, бестактность.

4. Он - Дух святыни (Рим. 1:4). Его оскорбляют неуважение к святыням, привязанность к порокам.

5. Он - Дух премудрости (Еф. 1:17). Его оскорбляют невежество, высокомерие.

6. Он - Дух силы, любви и целомудрия (2Тим. 1:7). Его оскорбля­ют безразличие, угрюмость, невоздержанность, неразборчивость, нео­бузданность.

7. Он — Дух жизни (Рим. 8:2). Его оскорбляют бесчувственность,' тупое самодовольство.

8. Он - Дух славы (Петр. 4:14). Его оскорбляют суета и привя­занность к вещам.

Б. Я должен проявлять усердие к более  тесному сотрудничеству со Святым Духом (2Кор. 13:13).

1. Нужно стремиться познать Его труды, чтобы привести в соот­ветствие с ними свои старания (1Kop.2:10-12).

2. Нужно ожидать, что Святой Дух ответит на наши старания, и готовиться к этому.

3. Всю свою деятельность педагога стройте по благодати Святого Духа, не уставая помнить о своей греховности, чтобы кровь Христа не переставала очищать вас.

РЕЗЮМЕ. Вы имеете возможность пользоваться наглядными посо­биями, техническими средствами обучения, печатными материалами, однако помните: ваши занятия будут эффективны лишь в том случае, если вы будете постоянно обращаться за помощью к божественному Учителю, Богу Святому Духу.

 

Глава 8. Подготовка учителя.

 

Раздел 1. Подготовка воскресной школы к работе.

 

"Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас" (Псал. 33:12).

I. Предварительные шаги.

А. Убедитесь в том, что ваше намерение открыть воскресную школу - воля Божья.

Б. Продумайте и найдите место и время для занятий.

1. Время: удобное и для учителя и для учеников.

2. Место: приспособленное помещение вблизи линий общественного транспорта и церкви или в самой церкви.

В. Договоритесь с родителями.

1. Пригласите лично и по почте.

2. Ознакомьте родителей с программой воскресной школы.

II. Подготовка программы и учебных материалов.

А. Программа: прежде всего продумайте план занятий первого дня.

Б. Учебные материалы: чем будете пользоваться на уроке.

1. Фланель.

2. Подставка для фланели (напольная или настольная).

3. Фоновые изображения места действия (сценок).

4. Фланелевые фигурки: вырезать и разложить в нужном порядке.

5. Золотые стихи для каждого ученика отдельно.

6. Учебные пособия: изучите всю книгу и задания к урокам, лишь после этого подготовьте первый урок.

 

 

Раздел 2. Подготовка годового плана.

 

"Соверши дела твои вне дома, окончи их на поле твоем, а потом устрой и дом твой" (Прит. 24:27).

 

I. Почему нужно планировать на год?

Конечная цель воскресной школы - "представить всякого челове­ка совершенным во Христе Иисусе". А раз так, то в программе обуче­ния нужно предусмотреть этапы постепенного возрастания в вере. Все это нужно хорошо продумать и правильно спланировать. Если изуче­ние основополагающих истин христианского вероучения не будет спланировано заранее, то вероятнее всего им и не будет уделено должного внимания-или же они останутся вовсе без него. Погрузив­шись в круговорот еженедельных занятий, вам трудно будет без плана рассмотреть свою деятельность со стороны и выделить главное. Это нужно сделать до начала занятий.

 

II. Как составить план на год?

В течение года нужно предъявить и раскрыть несколько выделен­ных тем, при этом на каждую тему уйдут несколько недель. Поэтому целесообразно разбить учебный год на несколько этапов, длящихся от четырех до шести недель. Этой одной выделенной теме этапа рекомен­дуется посвятить 5-10 минут в начале каждого занятия.

 

III. Основные методические акценты.

Не все они могут найти отражение в годовом плане.

А. Посещение.

Этим вопросом лучше заняться в самом начале учебного года и сразу позаботиться о том, чтобы с посещением не было проблем. Скажем, можно предложить ученикам стать участниками сорев­нования.

Б. Спасение.

О Божьем плане спасения лучше начать разговор в течение первых недель занятий, когда могут прибывать новые ученики. Хотя этой теме посвящается особый этап, нелишне возвращаться к ней на каждом уроке хотя бы в течение нескольких минут, например, с помощью хорового исполнения песен, чтения стихов с плаката и т. д.

В. Библия.

В течение первых четырех-шести недель ученики должны привык­нуть к регулярному чтению Библии. Ознакомьте их с Библией в общем плане, то есть расскажите о том, что Библия составлена из 66 книг, что писали ее 36 авторов в течение 1600 лет и т. д. Раз­дайте план регулярного чтения Библии. На этом же этапе можно начать изучение отдельных книг.

Г, Свидетельство.

Рисованные библейские рассказы на картоне или в буклетах могут быть хорошей основой для свидетельства, если они будут розданы детям специально для этой цели. На следующем занятии интерес­ной будет беседа о том, как происходило свидетельство и что из этого вышло. В то же самое время можно обсудить и другие воз­можности свидетельства. Дети старшего возраста готовы испыты­вать потребность постоянного свидетельства.

Д. Молитва.

С первого дня занятий учеников следует приучать к молитве. На каждом занятии несколько минут выделяйте на вопросы, которые могут вам задать ученики: Что такое молитва? Кто имеет право молиться? Всегда ли Бог отвечает на молитву? Назначьте постоян­ное время для молитвы на каждом занятии. Сделайте это самым важным моментом занятий. Е. Заучивание наизусть.

К заучиванию наизусть нельзя относиться легко. Первый месяц за­нятий посвятите выработке у учеников навыка заучивать наизусть больше, чем обычно. Организуйте соревнование между командами. Подводите итог заученным стихам в конце каждого этапа. Следите за тем, чтобы стихи запоминались прочно и правильно.

Ж. Праздники.

В годовом плане предусматривайте специальные уроки к Рождест­ву и Пасхе. Нужно, чтобы это были особые уроки с соревнования­ми, тестами и другими интересными заданиями.

3. Тренировочные упражнения.

1. Описание.

а. Дети кладут Библию на колени, б. По команде "Покажите Библию!" ученики поднимают Библии над головой.

в. Учитель называет ссылку (книгу и стих), г. Ученики хором повторяют ссылку.

д. По команде "Откройте Библию!" ученики отыскивают стих, е. Найдя стих и держа палец на стихе, ученики один за другим вста­ют.

ж. Заметив, что первые ученики уже встают, учитель предлагает са­мому первому ученику прочесть стих вслух.

з. Ученик, первым нашедший стих и зачитавший его, выходит на се­редину.

и. Среди победителей затем устраивается соревнование, и отличивше­муся присваивается звание Победителя Дня.

2. Другие виды упражнений,

а. Найти книгу в Библии,

б. Найти стих по теме.

в. Найти одинаковые слова в разных стихах,

г. Найти стих по памяти.

д. Те же задания в группах.

3. Методические указания к упражнениям,

а. Учите детей уважительному, благоговейному отношению к Библии.

б. Выполняя задание, дети не должны отвлекаться,

в. Убедитесь, что дети поняли задание.

г. Основой заданий должны быть уже изученные книги и стихи,

д. Устраивайте итоговые соревнования в конце месяца занятий.

И. Миссионерский акцент.

1. Рассказы о миссионерах.

2. Практическое задание.

а. Отыщите информацию о миссионере, его фотографию.

б. Напишите ему письмо, зачитайте его всей группе.

в. Попросите миссионера выступить со свидетельством перед

учениками.

г. Молитесь за успех его дела.

К. Некоторые пояснения к свидетельству.

1. Объясните, что свидетельство

а. представляет собой рассказ из первых рук о том, что сделал Гос­подь;

б. не допускает хвастовства.

2. С каких слов начинать?

а. "Я благодарю Иисуса за..."

б. "Я люблю Иисуса, потому что..."

в. "Я радуюсь, что знаю Иисуса..."

IV. Вариант годового плана.

А. Октябрь

Акцент на посещаемость и наполненность воскресной школы*

Выделенная тема: Божий план спасения.

Б. Ноябрь, декабрь.

Беседы о Библии и чтение Библии по плану, составленному вами

для учеников.

В. Январь, февраль.

Беседы о молитве. Несколько итоговых соревнований.

Г. Февраль, март.

Свидетельство и дела учеников.

Д. Апрель, май.

Соревнования между группами по заученным наизусть стихам.

Беседы о миссионерской деятельности.

РЕЗЮМЕ. Составьте годовой план занятий, указывая тему каждо­го урока, псалмы для хорового исполнения и другие важные детали. Если это будет сделано с молитвой и разумением, то вы впоследствии убедитесь в несомненной полезности такого плана. Вам не придется впопыхах собирать нужный материал, ибо ваши действия будут опре­делены заранее с высокой степенью предусмотрительности.

 

Раздел 3. Подготовка к часу занятий (уроку).

 

"Только все должно быть благопристойно и чинно" (1Кор. 14:40)

 

I. Планирование часа (урока).

А. Помолитесь.

Планирование начинается с молитвы на коленях.

Б. Распределите время.

Ниже предлагается примерное распределение времени по этапам урока.

1. До начала урока (10-15 минут).

Приветствуйте входящих детей, найдите возможность предвари­тельно побеседовать с ними о прочитанных стихах. Тут же можно дать детям первое представление о предстоящей теме урока.

2. Начальный момент (5 минут).

Эти пять минут выделяются на пение хором, разучивание изрече­ний или, если ученики уже умеют молиться, на молитву.

3. Выделенная тема (10 минут).

Выделенная тема (Божий план спасения) сопровождается пением короткого псалма, созвучного по содержанию.

4. Информационный момент (10 минут).

Эти десять минут уйдут на предъявление стихов с плаката, оцен­ки и поощрения, разную другую информацию.

5. Время Библии (30 минут).

Этот блок времени включает в себя повторение, чтение золотого стиха, разработку центральной темы урока и пение созвучной -песни. Разработка центральной темы не должна занимать более 20 минут за исключением тех случаев, когда золотой стих тоже входит в нес.

6. Заключительный момент (5 минут).

Время призвания по воле Святого Духа. Время молитвы и пения.

В. Определите цели.

Каждый час занятий должен быть спланирован так, чтобы он пре­следовал те же цели, что и все занятие. Если занятие посвящено теме послушания, то псалом о послушании будет весьма уместен. Общая же, основная и первая цель заключается в том, чтобы вся жизнь наша и поступки были продиктованы Святым Духом по Писанию.

Г. Планируйте повторение.

1. Зачем нужно планировать повторение?

а. Дети быстро забывают,

б. Дети плохо воспринимают с первого раза.

в. Дети трудно улавливают жизненную важность истины,

г. Библия говорит об этом.

1). Этот принцип просматривается в отрывке Ис. 28:10-13.

2). Предупреждение об опасности забвения содержится в Псал. 76:12-13; 77:7,42.

2. Что нужно повторять?

а. Золотые стихи.

1). Повторяйте каждый раз (каждую неделю), используя нагляд­ные пособия.

2). Повторяйте два золотых стиха, обращая внимание на правиль­ность и смысл стиха.

3). Повторением должны быть заняты все ученики,

б. Центральную тему.

1). Цель повторения: дать возможность ученикам свободно выска­заться по теме.

2). Методические приемы.

а). Вопросно-ответные упражнения.

б). Вставить пропущенные слова.

в). Дописать рассказ, используя не более 25 слов.

г). Исправить ошибки в рассказе.

3). Другие рекомендации.

а). Вовлекайте детей в соревнования, индивидуально и группами.

б). Поручите группе выполнить практическое задание (проект).

Д. Подготовьте материалы и пособия.

1. Соберите по списку наглядные пособия, расположите их в нуж­ном порядке.

2. Подготовьте материалы для пения.

3. Подготовьте фланели.

Е. Как сократить задание?

Один урок не должен всегда длиться один час. Если убрать необя­зательные, лишние детали, то, уложившись в тридцать минут, вы до­кажете свою способность сосредоточиваться на главном. Но для этого нужно хорошо поработать над планом.

1. Разделяя уроки один от другого, не всегда нужно выделять пер­вые пятнадцать минут на первоначальное предъявление материала.

2. Можно сократить количество песен и их длительность.

3. Начните урок с повторения золотого стиха или теста. Сократи­те повторение и тест.

4. Вводите новые приемы, упражнения и задания, меняйте их, не накапливайте от урока к уроку.

5. Сократите время на молитву. Пусть помолятся двое: мальчик и девочка.

6. Планируйте особое конкретное задание с обращением к Биб­лии. Тогда ученики будут приносить ее с собой.

 

II. Помещение.

Воскресная школа может разместиться где угодно, лишь бы ком­ната была просторная и чистая. Но, независимо от того, какая она, примите се от Господа и испросите Его благословения и всегдашнего присутствия. Несколько дополнительных рекомендаций:

А. Придите пораньше', чтобы расположить учебные материалы в нужном порядке.

Б. Продумайте, где должны располагаться ученики. Нужно, чтобы было светло и просторно.

В. Наглядные пособия должны быть хорошо и без затруднений видны ученикам.

Г. Сделайте так, чтобы ученики без труда могли вставать, ухо­дить и приходить, передвигаться по комнате.

Д. В комнате должен быть порядок, чистота, ничего лишнего.

 

III. Внимание к себе.

А. Внешность.

В вашей внешности не должно быть ничего необычного, что мо­жет привлечь излишнее внимание учеников.

1. Вы должны быть аккуратно причесаны.

2. Ваша одежда должна отличаться от той, что была на прошлой неделе, всегда быть красивой, яркой.

3. Не съехал ли на бок галстук? Не забрызганы ли уличной гря­зью туфли?

4. Избегайте кричащих украшений.

Б. Как держать себя?

Начиная занятие, спокойно сядьте и поручите себя и весь даль­нейший ход занятий всемогущей воле Святого Духа.

В. Минуты приветствия.

Раскованно, весело, с улыбкой встречайте первых учеников и приступайте к началу занятий. Используйте время ожидания на об­суждение стихов по схеме "учитель - ученик" или "ученик - учи­тель", на беседу о личных переживаниях - это не всегда возможно по­сле занятий, когда ученики отправляются домой.

РЕЗЮМЕ. Хорошо спланированный и организованный урок не только гарантирует высокую результативность урока, но и наставляет на пути к более совершенной христианской жизни. Спокойная готов­ность к уроку освобождает учителя от второстепенных, мелких забот и позволяет сосредоточиться на главном: духовном возрастании уче­ников.

 

Раздел 4. Подготовка к наставлению и обучению.

 

" Для чего я и тружусь, и подвизаюсь силою Его" (Кол. 1:29).

Бог обращает наше внимание на необходимость подготовки, преж­де чем мы начнем наше дело. "И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить" (Откр. 8:6). Наша подготовка имеет три сто­роны.

 

I. Приготовление сердца (Прит. 16:1).

А. Через Слово Божье.

"Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоост­рого" (Евр. 4:12). Слово Божье не дойдет до сердца другого челове­ка никаким назиданием до тех пор, пока оно не войдет в сердце самого назидающего.

Б. Через молитву.

Молитва необходима. В стихах Иоан. 7:53-8:2 читаем о том, как Христос готовился к проповеди. Вечером все разошлись по домам, а Он отправился на гору Елеонскую, чтобы оттуда утром пойти в храм и учить. Из других книг Евангелия мы знаем, что ночью, уе­динившись, Он молился. Так Он готовился к проповеди. Как же нуждаемся в молитве мы! Молитва, размышление над Словом, упование на Духа Святого помогут приготовить сердце.

 

II. Приготовление мысли (Иак. 1:5; 2Тим. 2:15).

А. Изучите своих учеников.

Изучите каждого ученика, Помолитесь Господу, чтобы Он дал вам способность привести к Нему учеников через Слово Божье. На каждом этапе подготовки задавайте себе вопрос: Как поймут вас ученики, готовы ли они к такой информации?

Б. Начинайте с Библии.

Не начинайте с учебных пособий. Начинайте с Библии. Дважды прочтите текст, стараясь хорошо разобраться, о чем идет речь, за­помнить последовательность изложения и факты. Чтобы все было ясно, задайте себе такие вопросы: Когда? Где? Кто? Что? Почему? Запишите ответы.

В. Затем переходите к пособию (учебнику).

Читая пособия, рассматривайте материал с точки зрения библей­ского текста. Подчеркивайте важные места. Делайте пометки на полях.

Г. Проработайте другие источники.

Всегда читайте больше, чем нужно. Перечитайте справочники и энциклопедии, какие найдутся.

Д. Продумайте ход урока.

Все, что вы будете говорить, должно быть четко сформулировано, основные моменты выделены, лишние подробности удалены.

Е. Испросите Божьего благословения.

Вся ваша подготовка нуждается в благословении Господнем. Обра­титесь к Нему с молитвой об этом.

Ж. Библия в руках.

Ведя занятие, держите Библию в руках. Учебник и другие пособия могут лежать на столе, но ученики должны видеть, что в руках у вас Библия.

 

III. Подготовка материалов.

Если вы спланировали урок с использованием наглядных посо­бий, приготовьте их заранее и расположите в запланированном поряд­ке. Если вы будете работать с фланелографом, сначала попрактикуй­тесь, чтобы потом не запутаться.

РЕЗЮМЕ. Библейский стих Иср. 48:10 содержит предупреждение о необходимости хорошей подготовки к делу. "Проклят, кто дело Гос­подне делает небрежно". Это слишком серьезное предупреждение, чтобы с ним не считаться.

Вопросы и задания по теме.

1. Для чего необходима тщательная подготовка к занятиям?

2. В чем заключается ответственность учителя в процессе подго­товки? В какой степени учитель должен полагаться при этом на Свя­того Духа?

3. Сверьте с этой главой вашу подготовку к занятию. Отметьте слабые места. Сначала это может показаться обременительным, но скоро вы поймете, сколько пользы в этом для всего вашего учительс­кого дела.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.151.141 (0.094 с.)