Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 5. Ученик и учебный процесс.
"Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и людей" (Лук. 2:52). Исполненность Святым Духом - необходимое условие для учителя, преподающего Библию. Никакие способности, ум, профессиональный навык не заменят этого качества. Вместе с тем существуют определенные закономерности процесса обучения, с помощью которых Святой Дух действует через человека, учителя. Эти закономерности располагаются в ряду других человеческих факторов, ничем не выделяясь среди них, однако учителю необходимо их знать, чтобы подготовка к занятиям и учебный процесс проходили наилучшим образом по воле божьей. Остановимся на некоторых закономерностях, определяющих ход учебного процесса.
I. Учебный материал (Библейские истины) должен быть предъявлен. "И начал учить их много" (Марк. 6:34). Если мы обязались учить, то должны предъявить учебный материал. Новый материал должен будить мысль, удовлетворять стремление к познанию. Необычный подход, новое освещение знакомого материала способствует более глубокому осмыслению того, что было известно ученику ранее.
II. Ученик должен быть готов к восприятию учебного материала. "И проповедовал им слово, сколько они могли слышать" (Марк. 4:33). Ученик только тогда воспринимает учебный материал, когда он видит его, слышит, понимает и реагирует на него. Чтобы состоялось такое восприятие, нужно особым образом подготовить ученика. Нужно, чтобы он был готов к этому. А. Физически. Усталость, недостаток отдыха, недомогание, слабое зрение, нарушение слуха - все это не способствует нормальному процессу обучения, полноценному участию в нем ученика. Б. Психологически. Ученик не должен ощущать себя лишним, незащищенным, обделенным любовью. В. Духовно. (1Кор. 2:9-14). Обучение будет христианским лишь в том случае, если оно приближает ученика к Богу. Цель христианского обучения состоит в том, чтобы жизнь Бога вошла в душу ученика. Духовную истину можно познать лишь после рождения свыше.
III. Ученик должен испытывать желание учиться. "Кто хочет творить волю Его, тот узнает..." (Иоан. 7:17). Ученик не станет учиться до тех пор, пока сам не захочет этого. Урок должен быть построен так, чтобы ученику было интересно, однако не за счет содержания урока, не за счет потерь в назидании. Кто или что может служить источником мотивации, заинтересованности? А. Иисус Христос.
Это высший тип мотивации. Его действие с наибольшей силой распространяется на детей Божьих. Б. Библия. Молодые люди и взрослые могут изучать Библию сознательно, однако для детей это не характерно. В. Средства, не относящиеся к духовной сфере. Это низший тип мотивации, однако при разумном, молитвенном использовании и они могут быть эффективны. Некоторые из них указаны в Библии. Мы предстаем перед Богом такими, какие мы есть, и там, где Он застает нас. Пустой желудок заставил блудного сына вернуться к отцу. Но радость отца была неподдельной. К таким средствам прежде всего относятся разного рода наглядные пособия, игры, соревнования. Личность учителя также создаст значительную мотивацию. Учитель - это не только фигура назидающая, но и пример для подражания. Собой он демонстрирует образец, в соответствии с которым формирует духовное развитие своих учеников.
IV. Ученик должен приходить к знанию через понимание. В притче о сеятеле Иисус Христос, рассказывая о том, что зерно, посеянное при дороге, поклевали птицы, на самом деле имеет в виду того, кто слушает и не разумеет "слово о Царстве": к такому человеку приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его. Нужно учитывать, что дети зачастую не знакомы со словарем Библии, им нужно пояснять и показывать на примерах абстрактные понятия, скажем, такие, как грех, вера, святость, праведность, спасение. Слово "грех" для них будет несложно, если конкретизировать его такими понятиями, как дурное поведение, ложь, непослушание. В Библии во многом отражена восточная культура, не всегда понятная современным детям. Некоторые обычаи, традиции, нашедшие отражение в Библии, загадочны для человека западной культуры, требуют пояснений. Детям приходится иногда пояснять, например, что такое колодец, масляный светильник и т.д. В этих случаях могут хорошо помочь иллюстрации, картинки. Рассказывать нужно как можно проще и затем контролировать понимание. Овладеть искусством простого, доходчивого рассказа помогает предварительное чтение для себя библейских историй в изложении для детей.
Готовясь к занятиям, в молитвенном размышлении, спросите себя: Что поймут мои ученики из всего этого? Не находятся ли за пределами их жизненного опыта некоторые слова, обычаи, истины, о которых я поведу речь? Как объяснить им все это? Не слишком ли обширен материал? Не запутаются ли в нем ученики? Поймут ли его? Самая сложная истина дойдет до учеников, если изложить ее простым, разговорным языком. Но, конечно, прежде всего нужно научить детей молитвенному отношению к Библии, любви к ней, к чтению со смыслом и разумением.
V. Ученик должен быть активен. "Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете" (Иоан. 13:17). Ученик приобретает знания посредством активного участия в процессе обучения. Бог устроил так, что лишь пробуя и ошибаясь, человек овладевает материалом. Но самым важным в этом процессе нужно считать участие сердца и воли. Лишь в этом вы можете увидеть в учениках результаты своих трудов.
VI. Ученик должен повторять, чтобы знать. "Заповедь на заповедь, правило на правило..." (Ис. 28:10).Чтобы закрепить знания необходимо постоянное, регулярное, сознательное повторение библейских источников. Для этого можно использовать самые разнообразные формы и виды работ: соревновательные упражнения, проверочные тесты, упражнения с повторяющимися шаблонами, драматизация, вопросно-ответные упражнения, повторный разбор стихов и пр. Необходимо много раз и постоянно обращаться к тем местам в Библии, которые особенно воспитывают благочестие, послушание. РЕЗЮМЕ. Учитель добьется большего, если будет строить учебный процесс по определенным принципам, правилам. Святой Дух поможет ему использовать эти принципы и правила для приближения учеников к Богу. Вы можете пользоваться различными методическими приемами, изменять их по своему усмотрению, но принципы движения учебного процесса должны оставаться неизменными. В форме вопросов эти принципы изложены ниже. Проверьте себя, качество своего урока с помощью таких вопросов: 1. Соответствовал ли материал возрасту и уровню знаний учеников? 2. Были ли ученики духовно подготовлены к знаниям, которые были им предъявлены? 3. Можно ли было сделать еще что-то, чтобы больше заинтересовать учеников содержанием Слова Божьего? 4. Поняли ли они все, что услышали от меня? 5. Не забыл ли я что-нибудь объяснить? 6. Не препятствовал ли я активному участию учеников в учебном процессе? 7. Была ли ответная реакция учеников на материал? 8. Достаточно ли закреплен материал? Не утомились ли ученики от процесса закрепления материала? Примечание: Приготовьте для занятий такие плакаты (а также портрет ребенка из какого-нибудь журнала): Материал должен быть ПРЕДЪЯВЛЕН. Ученик должен быть ГОТОВ к восприятию. Он должен ХОТЕТЬ учиться. Он должен ПОНИМАТЬ материал. Он должен быть АКТИВЕН. Он должен ПОВТОРИТЬ материал.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.59 (0.009 с.) |