Глава 5. Ученик и учебный процесс. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 5. Ученик и учебный процесс.



 

"Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и людей" (Лук. 2:52).

Исполненность Святым Духом - необходимое условие для учите­ля, преподающего Библию. Никакие способности, ум, профессиональ­ный навык не заменят этого качества. Вместе с тем существуют опре­деленные закономерности процесса обучения, с помощью которых Святой Дух действует через человека, учителя. Эти закономерности располагаются в ряду других человеческих факторов, ничем не выде­ляясь среди них, однако учителю необходимо их знать, чтобы подго­товка к занятиям и учебный процесс проходили наилучшим образом по воле божьей. Остановимся на некоторых закономерностях, опреде­ляющих ход учебного процесса.

 

I. Учебный материал (Библейские истины) должен быть предъяв­лен.

"И начал учить их много" (Марк. 6:34). Если мы обязались учить, то должны предъявить учебный материал. Новый материал должен будить мысль, удовлетворять стремление к познанию. Нео­бычный подход, новое освещение знакомого материала способствует более глубокому осмыслению того, что было известно ученику ранее.

 

II. Ученик должен быть готов к восприятию учебного материала. "И проповедовал им слово, сколько они могли слышать" (Марк. 4:33). Ученик только тогда воспринимает учебный материал, когда он видит его, слышит, понимает и реагирует на него. Чтобы состоялось такое восприятие, нужно особым образом подготовить ученика. Нуж­но, чтобы он был готов к этому.

А. Физически.

Усталость, недостаток отдыха, недомогание, слабое зрение, нару­шение слуха - все это не способствует нормальному процессу обу­чения, полноценному участию в нем ученика.

Б. Психологически.

Ученик не должен ощущать себя лишним, незащищенным, обде­ленным любовью.

В. Духовно. (1Кор. 2:9-14).

Обучение будет христианским лишь в том случае, если оно приб­лижает ученика к Богу. Цель христианского обучения состоит в том, чтобы жизнь Бога вошла в душу ученика. Духовную истину можно познать лишь после рождения свыше.

 

III. Ученик должен испытывать желание учиться. "Кто хочет творить волю Его, тот узнает..." (Иоан. 7:17). Ученик не станет учиться до тех пор, пока сам не захочет этого. Урок должен быть построен так, чтобы ученику было интересно, однако не за счет содержания урока, не за счет потерь в назидании. Кто или что может служить источником мотивации, заинтересованности? А. Иисус Христос.

Это высший тип мотивации. Его действие с наибольшей силой рас­пространяется на детей Божьих. Б. Библия.

Молодые люди и взрослые могут изучать Библию сознательно, од­нако для детей это не характерно. В. Средства, не относящиеся к духовной сфере.

Это низший тип мотивации, однако при разумном, молитвенном использовании и они могут быть эффективны. Некоторые из них указаны в Библии. Мы предстаем перед Богом такими, какие мы есть, и там, где Он застает нас. Пустой желудок заставил блуд­ного сына вернуться к отцу. Но радость отца была неподдельной. К таким средствам прежде всего относятся разного рода наглядные пособия, игры, соревнования. Личность учителя также создаст зна­чительную мотивацию. Учитель - это не только фигура назидающая, но и пример для подражания. Собой он демонстрирует обра­зец, в соответствии с которым формирует духовное развитие своих учеников.

 

IV. Ученик должен приходить к знанию через понимание.

В притче о сеятеле Иисус Христос, рассказывая о том, что зерно, посеянное при дороге, поклевали птицы, на самом деле имеет в виду того, кто слушает и не разумеет "слово о Царстве": к такому челове­ку приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его.

Нужно учитывать, что дети зачастую не знакомы со словарем Библии, им нужно пояснять и показывать на примерах абстрактные понятия, скажем, такие, как грех, вера, святость, праведность, спасе­ние. Слово "грех" для них будет несложно, если конкретизировать его такими понятиями, как дурное поведение, ложь, непослушание.

В Библии во многом отражена восточная культура, не всегда по­нятная современным детям. Некоторые обычаи, традиции, нашедшие отражение в Библии, загадочны для человека западной культуры, требуют пояснений. Детям приходится иногда пояснять, например, что такое колодец, масляный светильник и т.д. В этих случаях могут хо­рошо помочь иллюстрации, картинки. Рассказывать нужно как можно проще и затем контролировать понимание.

Овладеть искусством простого, доходчивого рассказа помогает предварительное чтение для себя библейских историй в изложении для детей.

Готовясь к занятиям, в молитвенном размышлении, спросите себя: Что поймут мои ученики из всего этого? Не находятся ли за предела­ми их жизненного опыта некоторые слова, обычаи, истины, о кото­рых я поведу речь? Как объяснить им все это? Не слишком ли обши­рен материал? Не запутаются ли в нем ученики? Поймут ли его?

Самая сложная истина дойдет до учеников, если изложить ее про­стым, разговорным языком. Но, конечно, прежде всего нужно научить детей молитвенному отношению к Библии, любви к ней, к чтению со смыслом и разумением.

 

V. Ученик должен быть активен.

"Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете" (Иоан. 13:17). Ученик приобретает знания посредством активного участия в процессе обучения. Бог устроил так, что лишь пробуя и ошибаясь, человек ов­ладевает материалом. Но самым важным в этом процессе нужно счи­тать участие сердца и воли. Лишь в этом вы можете увидеть в учени­ках результаты своих трудов.

 

VI. Ученик должен повторять, чтобы знать.

"Заповедь на заповедь, правило на правило..." (Ис. 28:10).Чтобы закрепить знания необходимо постоянное, регулярное, сознательное повторение библейских источников. Для этого можно использовать самые разнообразные формы и виды работ: соревновательные упраж­нения, проверочные тесты, упражнения с повторяющимися шаблона­ми, драматизация, вопросно-ответные упражнения, повторный разбор стихов и пр. Необходимо много раз и постоянно обращаться к тем местам в Библии, которые особенно воспитывают благочестие, послу­шание.

РЕЗЮМЕ. Учитель добьется большего, если будет строить учеб­ный процесс по определенным принципам, правилам. Святой Дух по­может ему использовать эти принципы и правила для приближения учеников к Богу. Вы можете пользоваться различными методическими приемами, изменять их по своему усмотрению, но принципы движе­ния учебного процесса должны оставаться неизменными. В форме воп­росов эти принципы изложены ниже. Проверьте себя, качество своего урока с помощью таких вопросов:

1. Соответствовал ли материал возрасту и уровню знаний учени­ков?

2. Были ли ученики духовно подготовлены к знаниям, которые были им предъявлены?

3. Можно ли было сделать еще что-то, чтобы больше заинтересо­вать учеников содержанием Слова Божьего?

4. Поняли ли они все, что услышали от меня?

5. Не забыл ли я что-нибудь объяснить?

6. Не препятствовал ли я активному участию учеников в учебном процессе?

7. Была ли ответная реакция учеников на материал?

8. Достаточно ли закреплен материал? Не утомились ли ученики от процесса закрепления материала?

Примечание: Приготовьте для занятий такие плакаты (а также портрет ребенка из какого-нибудь журнала):

Материал должен быть ПРЕДЪЯВЛЕН.

Ученик должен быть ГОТОВ к восприятию.

Он должен ХОТЕТЬ учиться.

Он должен ПОНИМАТЬ материал.

Он должен быть АКТИВЕН.

Он должен ПОВТОРИТЬ материал.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.59 (0.009 с.)