Подходы к пониманию одиночества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подходы к пониманию одиночества



Одиночество — это междисциплинарный феномен, соответственно, каждая область знания выделяет свои интересующие ее аспекты в этой теме. Даже в рамках только психологических подходов можно увидеть и разнообразие акцентов, и различия в интерпретации проблемы одиночества человека.

Систематизация существующих в разных направлениях представлений позволила выделить восемь различных подходов к описанию одиночества: психодинамический, феноменологический, экзистенциально-гуманисти- ческий, социологический, интеракционистский, когнитивный, интимный и теоретико-системный [Перлман, Пепло, 1989].

Поскольку наш интерес связан прежде всего с экзистенциальным понима- нием одиночества, остановимся в целях сравнения лишь на некоторых из них.

Социологический подход к феноменологии одиночества акцентирует внимание на факторах, ведущих к усилению чувства одиночества в совре- менном мире. Его главным источником, по мнению социологов, является


 

ослабление так называемых первичных связей — семейных, дружеских, со- седских отношений. Это ослабление, констатируемое в жизни современно- го общества, имеет несколько основных причин.

Одна из них — увеличение дистанции между поколениями из-за куль- турных и ценностных различий, подчас создающих трудности во взаимо- понимании разных поколений в семье. Межпоколенные семьи, когда в од- ном доме живут три, а то и четыре поколения, ушли в прошлое. На смену им пришла нуклеарная семья (супруги с детьми или одни супруги, когда уходят взрослые дети), и это не в последнюю очередь стало следствием трудностей взаимопонимания между разными поколениями близких лю- дей. Но и «малая» семья становится всё менее стабильной, о чем говорит увеличение числа разводов.

Еще один важный фактор, ослабляющий первичные связи, — усиле- ние мобильности современного человека: частая смена работы (по крайней мере по сравнению с прошлым) и перемена места жительства. Стреми- тельно ушли в прошлое жизненные модели, основанные на стабильности и неизменности («всю жизнь на одном предприятии», «всю жизнь в одном доме»). В последние годы к этим факторам прибавилось распространение виртуальных форм общения, усиливающих свое влияние. Кроме того, по- лучены данные, свидетельствующие о неоднозначной связи переживаемого людьми одиночества с особенностями культурного контекста; например, представители культур, традиционно рассматриваемых как индивидуали- стические, меньше страдают от чувства одиночества [Крюкова, 2016].

В целом в социологии одиночество продолжает интерпретироваться скорее как негативный феномен, хотя ученые и признают, что его уже труд- но рассматривать как аномалию, настолько распространенный характер оно приобретает.

Интеракционистский подход (от англ. interaction — взаимодействие) рассматривает поведение человека прежде всего как результат его взаимо- действия с ситуацией. Соответственно, и переживаемое им одиночество понимается как следствие ситуации, в которой оказался данный человек с его личностными особенностями и предрасположенностями, приводя-

щими к тому, что он начинает ощущать одиночество. Интеракционистский подход акцентирует внимание на ситуациях, которые — по сравнению

с обычными — потенциально обладают большей вероятностью вызывать у человека чувство одиночества. Это, например, ситуации развода или по- тери близкого человека, переезда в другой город или другую страну и т. д.

Психодинамический (психоаналитический) подход в соответствии со своими принципами рассматривает одиночество как некую патологию, ко- торая берет начало в детском опыте. Корни одиночества — в детской нар- циссической ориентации и тогда же зарождающемся чувстве отчужденно- сти. Психоаналитиков интересует, какие черты характера и глубинные осо- бенности человека приводят к состоянию одиночества.


 

Феноменологический подход К. Роджерса выводит переживаемое чело- веком одиночество из его Я-концепции. Это чувство возникает у индивида, осознающего свою индивидуальность, свое истинное Я, но при этом ис- пытывающего страх, что если он проявит свое истинное Я, то может быть отвергнут другими. Мы чувствуем себя одинокими, когда думаем, что дру- гие не поймут нас или даже разочаруются в нас, осудят, если мы позволим себе быть самими собой. Это вынуждает нас прятать свое истинное Я за привычными ролями во взаимодействии с другими. Ощущая свою отде- ленность, отчужденность от других, мы чувствуем себя одинокими. Соот- ветственно Роджерс считает, что одиночество есть следствие противоречий в представлениях человека о самом себе, а потому свидетельствует о незре- лости или недостаточной приспособленности личности.

Приведенные примеры разных подходов (и они не исчерпывают всех возможностей) демонстрируют внимание к разным аспектам феноменоло- гии одиночества, хотя в общем сходятся в его интерпретации как негатив- ного явления.

Следует иметь в виду, что явления и проявления одиночества довольно разнообразны, а потому возможен и более многосторонний взгляд на проб- лему одиночества. Так, в философской литературе (прежде всего немецкой) упоминались четыре типа одиночества.

«1. Позитивный внутренний тип (“гордое одиночество”), пережива- емый как необходимое средство раскрытия новых форм свободы или новых форм общения с другими людьми.

2. Негативный внутренний тип, переживаемый как отчуждение от своего “Я” и от других людей, чувство отчужденности, даже в окру- жении других людей.

3. Позитивный внешний тип, наличествующий в ситуациях физиче- ского уединения, когда ведутся поиски нового позитивного опыта.

4. Негативный внешний тип, наличествующий в том случае, когда внешние обстоятельства (смерть партнера, потеря контакта) ведут к весьма негативным ощущениям одиночества» [Джонг-Гирвельд, Раадшелдерс, 1989, с. 302].

Действительно, у любого человека наряду с потребностью в близких отношениях присутствует и потребность в уединении. Формула их соот- ношения — индивидуальный выбор каждого из нас. Ограничение числа контактов с окружающими немногими близкими людьми и выраженная потребность в уединении может быть жизненной моделью человека, совер- шенно не ощущающего себя при этом одиноким.

Вместе с тем выделение позитивных типов одиночества, таких как опи- санное в литературе «гордое одиночество», всё же характерно скорее для философского или иного отвлеченного анализа, чем для обыденного со- знания или психолога, работающего с тяжелыми проблемами переживания людьми одиночества.


 

 

Рене Магритт. Влюбленные. 1928

 

Особенно тяжело человек переносит одиночество, когда оно затраги- вает сразу несколько измерений его жизни. Например, У. Садлер и Т. Джон- сон предлагают различать такие разновидности одиночества, как космиче- ское, культурное, социальное и межличностное. Космическое одиночество обозначает следующие формы самовосприятия: «1) постижения себя как цельной реальности, благодаря которому человек соотносится с приро-

дой и космосом; 2) причастности к мистическим, таинственным аспектам жизни, предельно близким к Богу или к глубинам бытия; 3) веры челове- ка в уникальность своей судьбы или причастности к великим историче- ским целям. Космическое одиночество присутствует там, где есть хотя бы один из этих аспектов; другие выражения космического одиночества мо- гут заключать в себе два или даже три указанных аспекта» [Садлер, Джон- сон, 1989, с. 33].

Культурное измерение одиночества авторы иллюстрируют примерами переживаний иммигрантов, испытывавших отчужденность, отрыв от того культурного наследия, которое раньше было частью их жизни. Приводятся и другие примеры, общей составляющей которых является «разъединен- ность человека с культурой», а потому такое одиночество может возникать и в рамках собственной культуры, например у отдельных социальных групп в условиях резких социальных изменений в обществе.

Социальное измерение одиночества относится к отдельным группам

в обществе, человек может испытывать чувство социального одиночества,


 

когда ощущает неприятие группы. Острые формы такого одиночества обо- значаются понятиями социальной изоляции (изгнание, уже упоминавший- ся остракизм, отвержение или неприятие и т. д.). Возникновению социаль- ного одиночества, по мнению авторов, способствуют такие факторы, как

«увеличивающаяся раздробленность общества вместе с растущей социа- лизацией, высокая степень мобильности, неопределенность традиционных социальных групп, распад традиционных групп и короткая жизнь групп, претендующих на свое место, высокий уровень ожидания, связанного с со- циальной позицией, и пренебрежительное третирование точки зрения от- дельного индивида» [Там же, с. 41].

Примечательно, что описание одиночества в межличностном измере- нии Садлер и Джонсон помещают под рубрикой «От одиночества к аномии». Речь идет о том, что когда одиночество возникает одновременно в двух или более измерениях, то человек переживает сильный стресс, у него «появля- ются чувства безнадежности и бессилия, которые связаны с ощущением, что все жизненные связи в форме межличностных отношений ослаблены или разорваны». При нарастании интенсивности «всеобъемлющего одино- чества» возникает угроза расстройства личности — аномии.

Переживаемому человеком чувству одиночества посвящено множе- ство исследований. Люди связывают его с субъективно ощущаемыми труд- ностями в установлении социальных связей, с чувством собственной обо- собленности и отчужденности, ощущением собственной неполноценности или незначительности и т. д.; обычно оно описывается в негативных эмоци- ональных тонах — отсутствия позитивных чувств, связанных с близкими отношениями и привязанностями людей, и переживания беспомощности и тревоги и т. д. Изучая опыт одиночества, К. Рубинстайн и Ф. Шейвер с по- мощью факторного анализа выявили чувства, наиболее тесно связанные

с переживаемым одиночеством, которые интерпретировались авторами через четыре основных фактора, обозначенных ими как «отчаяние», «деп- рессия», «невыносимая скука», «самоуничижение» [Рубинстайн, Шейвер, 1989]. Они же показали, что среди реакций людей на одиночество наиболь- шим весом обладают ответы, объединенные авторами в фактор «печальная пассивность», который включал такие реакции, как «плáчу», «сплю», «сижу и размышляю», «ничего не делаю», «переедаю», «принимаю транквилизато- ры», «смотрю телевизор», «пью или “отключаюсь”»; при этом данный тип реагирования особенно характерен для пожилых людей. Однако, как счи- тают авторы, одиночество не следует считать характерной особенностью пожилого возраста, оно обычно является следствием бедности и болезней. В общем, качество жизни важнее возрастного фактора.

Чувство одиночества индивидуально, что не мешает ученым искать какие-то закономерности в его возникновении и особенностях прожива- ния. Логично пытаться увидеть особенности проявления одиночества в за- висимости от гендерного и возрастного факторов. В литературе не раз от-


 

мечались различия в оценках одинокого проживания женщин и мужчин. Традиционной для прошлого была оценка жизненного сценария женщины, не имеющей семьи, как несостоявшегося и неудачного. Социальные оценки жизненного сценария одинокого мужчины более благоприятны, его успеш- ность в большей мере связывается с профессиональными достижениями и социальным статусом. Кроме этого, существуют и несомненные содер- жательные различия в переживаемом чувстве одиночества между мужчи- нами и женщинами. Так, в одном из исследований были выявлены неко- торые гендерные различия в природе одиночества: одиночество женщин больше связано с тоской по конкретному человеку, отсутствием любимого человека, в то время как одиночество мужчин — с ощущением собствен- ной ненужности. При этом мужчины более, чем женщины, «склонны рас- сматривать одиночество как возможность поразмышлять над собой, своей жизнью, отношениями с другими людьми». В переживании одиночества женщины и мужчины испытывают разную палитру чувств: женщинам больше свойственна меланхолия, депрессия, ощущение собственной не- привлекательности, чувство незащищенности; мужчины в состоянии оди- ночества переживают скуку, более нетерпимы к себе, чем женщины, острее переживают сочувствие себе. В состоянии одиночества для мужчин харак- терно пассивное пребывание. Женщины испытывают более разнообразные чувства в состоянии одиночества, при этом они более активны и проявля-

ют большее разнообразие в способах преодоления одиночества. По мнению автора исследования, выявленные различия имеют не временный, ситуа- тивный характер, а экзистенциальный смысл, относящийся к обобщенной оценке мира и себя в нем. Общий вывод связан с тем, что «переживание одиночества женщинами приводит к утрате веры в позитивность челове- ческой природы и ожиданий принятия и уважения к своей личности от окружающих людей. Одиночество мужчин связано с неудовлетворенно- стью самореализацией, процессом жизни, наличием в ней целей и усилива- ет внутренние конфликты мужчин, снижая их способность к установлению эмоционально-глубоких контактов с другими людьми» [Мухиярова, 2006, с. 16–17]. Приведенные данные представляют интерес и вносят свой вклад в понимание непростой природы одиночества, однако выводы нуждаются в дальнейшей проверке, а сама тема гендерных различий — в дальнейших исследованиях. Одиночество, как уже отмечалось, — это социокультурный феномен, и то, как мужчины и женщины оценивают и переживают свое одиночество, не может не быть связано с принятыми в обществе гендер- ными социальными ролями, стереотипами, наделяющими женское и муж- ское одиночество разным смыслом. Изменяющаяся социальная реальность вносит в это свои коррективы, поэтому вопрос о гендерных особенностях переживания одиночества нельзя считать закрытым.

В других работах затрагивается вопрос о роли возрастного факто- ра. Безусловно, общение с другими людьми в разные возрастные периоды


 

 

Франсиско Гойя. Автопортрет. 1795–1797. За несколько лет до создания этого автопортрета Гойя потерял слух

 

 

имеет и различное значение, и свое содержание, о чем немало написано в психологической литературе. Пожалуй, наиболее часто тема одиноче- ства обсуждается в связи со старшей возрастной группой, когда человек прекращает профессиональную деятельность, снижается его социальная активность, ослабляются межличностные связи. Эта проблема является предметом обсуждения в работах М. Кларк и Б. Эндерсон «Одиночество

и старость» [Кларк, Эндерсон, 1989] и Т. Биксон и Л. Пепло «Жизнь старого и одинокого человека» [Биксон и др., 1989].

Хотя содержание понятия одиночества и значения, которые ему при- писываются, меняются в зависимости от культурной среды, социальной и возрастной групп и т. д., переживаемое человеком одиночество остается

глубоко индивидуальным, и в его возникновении несомненную роль игра- ют особенности самого человека, в частности «личностные стандарты от- ношений» — имеющиеся у нас представления о некоем желательном для нас уровне и типе своих отношений с другими людьми. Именно сравнение с ними, равно как и с нашим прошлым опытом или опытом других людей, порождает удовлетворенность или неудовлетворенность своими отноше- ниями с близкими, а следовательно, и чувство одиночества.

В исследованиях получены разнообразные данные о связи личностных и ситуационных переменных с чувством одиночества, его интенсивностью и способами переживания. Исследовательские данные позволили постро-


 

ить типовое описание одинокого человека — прототип одинокой личности, основанный на 18 признаках. Наиболее общими из них оказались следую- щие: «сторонится социальных контактов и изолирует себя от остальных»,

«находится в состоянии депрессии» и «считает: “Мне хочется иметь дру- га”». Получены также данные о том, что одиночество человека часто связа- но с переживаемыми им межличностными проблемами и депрессией [Хо- ровиц, Френч, Андерсон, 1989].

Результаты различных исследований позволили выделить три базовых измерения одиночества.

«1. Эмоциональные характеристики одиночества выявляют отсут- ствие позитивных эмоций, таких как счастье, привязанность, и на- личие негативных эмоций, таких как страх и неуверенность.

2. Тип ущербности определяет природу недостающих отношений. Здесь решающим является сбор информации о значимых для ин-

дивида отношениях. Этот показатель, видимо, значительно ва- рьирует в зависимости от категории исследуемых индивидов. Для данного измерения возможна и дальнейшая дифференциация на три подкатегории: чувство ущербности, вызванное отсутствием интимной привязанности, чувство опустошенности и чувство по- кинутости.

3. Временнáя перспектива — третье измерение одиночества. Его

также можно подразделить на три подкомпонента: степень, до которой одиночество переживается как неизменное, степень, до которой одиночество переживается как врéменное, и степень, до которой индивид примиряется с одиночеством, усматривая при- чину одиночества в других (своем окружении)» [Джонг-Гирвельд, Раадшелдерс, 1989, с. 306–307].

Таким образом, обращение к различным подходам, в рамках которых интерпретируется и исследуется одиночество, и анализ эмпирических дан- ных подтверждают первоначальное описание феномена одиночества как переживаемого человеком субъективного состояния, не совпадающего

5.5
с объективной изоляцией, уединением или отсутствием первичных связей и сопровождающегося негативными эмоциями беспомощности, неуверен- ности, страха.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.118.99 (0.029 с.)