Близкие отношения: выигрыши и риски 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Близкие отношения: выигрыши и риски



О проблеме отношений с другими людьми в психологии написано едва ли не больше, чем на какую-либо иную тему. И эта проблема, возможно, важ- нейшая в практике психологической работы: жалобы на трудности в от- ношениях с окружающими, с детьми и родителями, конфликты и кризисы в семье и на работе и т. д. занимают одно из ведущих мест (если не первое) при обращениях к психологам.

Близкие отношения неоднократно были предметом разнообразных психологических исследований. Их сложный характер, богатство и мно- гоаспектность делают эту тему поистине неисчерпаемой. Их ценность для нас является столь очевидной и само собой разумеющейся, что нам даже часто нелегко ответить на вопрос о том, чем мы, собственно, дорожим в от- ношениях с другими людьми. По мнению психологов, как уже отмечалось, главное, что они нам дают, — это чувство защищенности в этом мире. Ка- кие именно особенности близких отношений дают нам это важное чувство опоры? Обычно отмечается следующее.

1. Устойчивые близкие отношения создают более благоприятные ус- ловия для повседневной жизни и продолжения рода, т. е. обладают преимуществами для выживания и репродукции.

2. Близкие отношения обеспечивают защиту от угрожающих и опас- ных обстоятельств, особенно для детей.

3. Формирование и поддержание близких отношений рассматрива- ется как культурно ценное поведение. Многие социальные инсти- туты и существующие правила, в свою очередь, поддерживают их. Более того, как уже отмечалось, в обществе существуют стереоти- пы, в соответствии с которыми люди, терпящие неудачу в форми- ровании или поддержании близких отношений с другими, счита- ются несчастливыми и проблемными, а их одиночество рассма- тривается как их личностная проблема и аномальное социальное состояние. В большинстве сообществ формирование и поддержа- ние близких отношений является важным компонентом культуры, источником смысла и порядка, и их ценности передаются из поко- ления в поколение.


 

 

Фото А. Моргулис-Якушевой

 

 

4. Близкие отношения — важный источник самоуважения. Авторы ссылаются на исследования, в соответствии с которыми на само- уважение оказывает большое влияние то, как человек принимается и оценивается другими людьми. Показано, что низкое самоуваже- ние проистекает от социального отвержения и неудач в поддержа- нии близких отношений.

5. Близкие отношения дают символическое обещание продолжения жизни и чувство личного бессмертия через биологическое воспро- изведение себя в потомстве.

6. Один из глубинных страхов человека связан с тем, что после его ухода в мире не остается никакого следа и никто не вспомнит о нем после смерти, а близкие отношения обещают память близких [Mi- kulingeir, Florian, Hirschberger, 2004, p. 289–291].

 

Обсуждая характеристики близких отношений, авторы акцентируют внимание прежде всего на выполнении ими функций защиты от тревоги смерти. В этом они усматривают экзистенциальную функцию близких от- ношений — стремление к любви и близким отношениям является допол- нительным механизмом смягчения тревоги смерти. Соответственно, одна из важнейших мотиваций формирования и поддержания близких отноше- ний — потребность человека в отрицании экзистенциальной угрозы конеч- ности существования.

На основе анализа эволюционных, социокультурных и личностных функций близких отношений — в контексте экзистенциального подхо- да — высказываются предположения относительно защитных функций


близких отношений, связанных с конечностью существования: (1) мыс- ли о собственной смертности усиливают попытки людей формировать

и укреплять близкие отношения, чтобы смягчить страх осознавания смер- ти; (2) в то время как формирование и укрепление близких отношений обеспечивает символическую защиту против осознавания смерти, потен- циальные или актуальные угрозы целостности близких отношений, такие как развод или утрата, ведут к усилению осознавания экзистенциальной ситуации; (3) усиление защит отношений в ответ на мысли о смерти сни- жает активацию других механизмов защиты от страха смерти; (4) опора на близкие отношения как механизм защиты от страха смерти зависит от внутренних ресурсов, таких как самоуважение и безопасные привязанно- сти [Ibid., p. 287–288].

В любом случае можно утверждать, что близкие отношения с другими людьми выполняют мощную функцию защиты, в том числе от экзистен- циальных угроз, прежде всего от угрозы конечности существования. Это наш личный ресурс, а вот то, как мы его используем, относится к глубоко индивидуальным механизмам нашей жизнедеятельности.

Тему ценности близких отношений можно было бы продолжить. Друж- ба, любовь, почитание старших, забота о детях — эти дорогие каждому чело- веку чувства являются постоянным предметом описания в искусстве. Одна- ко (и психологи это хорошо знают) эти чувства способны принимать разные формы, а иногда и трансформироваться в патологические проявления.

Как уже отмечалось, теме отношений человека с людьми посвящено огромное число работ психологов — от серьезных академических исследо- ваний до популярных изданий, содержащих рецепты приобретения друзей и завоевания расположения и успеха у окружающих. Это внимание пси- хологов к проблемам отношений людей отражает реальность: трудности, связанные с ними, болезненно переживаются людьми, разрушительно дей- ствуют на разные сферы жизни человека, снижают его психологическое благополучие и вообще делают нас несчастными.

Переживание своей отделенности порождает чувство тревоги; в сущ- ности, оно есть источник любой тревоги. Быть отделенным — значит быть лишенным возможности использовать человеческие силы и спо- собности. Быть отделенным — значит быть беспомощным, неспособ- ным активно постигать мир людей и вещей. Поэтому отделенность — источник сильной тревоги. Кроме того, она возбуждает чувство стыда и вины… Глубочайшая человеческая потребность состоит в том, что- бы преодолеть эту разделенность, вырваться из плена одиночества [Фромм, 2010, с. 78].

 

Глубоко переживаемое чувство одиночества может порождать тяже- лые депрессивные состояния. Так, в шкале, диагностирующей аномии, свя- занные с переживанием одиночества, присутствуют такие суждения, как

«Будущее совершенно пусто для меня» или «Всё в мире угасает» [Садлер,


 

 

Густав Вигеланд. Мальчик и девочка, едущие на спине женщины. Парк скульптур Вигеланда, Осло, Норвегия

 

Джонсон, 1989, с. 48–49]. Впечатляющие данные получены в результате опи- сания примеров и исследования последствий изоляции человека от других людей, в том числе расстройств, возникающих в экспериментальных усло- виях сенсорной депривации [Кузнецов, Лебедев, 1972]. Современные иссле- дователи также продолжают констатировать связь переживаемого людьми одиночества с риском развития сердечно-сосудистых, гипертонических

и других заболеваний.

Невозможно даже перечислить все проблемы, возникающие в отноше- ниях людей и встречающиеся в практике работы психологов. В контексте обсуждаемой нами темы одиночества остановимся на одной из наиболее частых проблем человеческих отношений — чрезмерной зависимости, воз- никающей между близкими людьми.

Близкие отношения — это всегда зависимость между людьми, но это, ко- нечно, не означает, что люди этой зависимостью непременно тяготятся. Во- обще первый опыт отношений ребенка с окружающими людьми — это всег- да опыт зависимых отношений. Маленький ребенок абсолютно беспомощен и полностью зависит от взрослых — не только в удовлетворении своих по- требностей, но и просто в выживании. Развитие ребенка — это постепенное обретение им всё большей самостоятельности. Задача родителей и состоит

в том, чтобы своей заботой, помощью и воспитанием подготовить ребенка к самостоятельной жизни, к тому, чтобы он был способен к автономному су-

ществованию, т. е. стал независимым человеком (что не мешает нам до конца наших дней испытывать чувства любви и привязанности к близким).

Когда психологи говорят о зависимости как о проблеме в близких от- ношениях, они имеют в виду те формы зависимости, которые ограничива- ют человека, лишают его автономии и уменьшают его открытость жизни.


 

В психологическом отношении зависимость часто приобретает двусто- ронний характер и становится взаимозависимостью. Ребенок зависит от матери, но и мать тем самым зависит от него. Даже отношения с собакой, которая ждет, когда придет хозяин, когда он погуляет с ней и накормит ее, фактически являются взаимозависимыми, поскольку через свою беспо- мощность собака управляет поведением хозяина, которому приходится

o ней заботиться. Любой человек, каким бы сильным он сам себе ни казал- ся, делая других (жену, подчиненных) зависимыми от себя, сам фактически создает и свою зависимость от них.

Психологи выделяют такой способ взаимной связи людей, как созави- симость, которая, по мнению специалистов, характерна для взаимоотноше- ний зависимых людей. Созависимость является одной из наиболее распро- страненных проблем человеческих отношений и обычно рассматривается как результат особенностей (искажений) развития человека, прежде всего в раннем детстве. К основным симптомам созависимости относятся ощу- щение своей зависимости от людей, ловушки дисфункциональных отноше- ний, низкая самооценка, потребность в постоянном одобрении окружаю- щих для подтверждения собственной состоятельности, ощущение своего бессилия что-либо изменить в деструктивных отношениях и др. [Уайнхолд, Уайнхолд, 2002].

Но проблема зависимости этим не ограничивается. Дело не только в ис- кажении отношений с конкретным человеком, но и в возникающей у чело- века потребности в зависимых отношениях, в неспособности обходиться без них. Иначе говоря, если молодой человек или девушка воспитывают-

ся в родительской семье в условиях гиперопеки, находятся под давлением властных родителей, которые управляют их жизнью, принимают за них ре- шения, ограничивают их самостоятельность, то возникает угроза того, что, выходя из-под опеки родителей, он или она будут неосознанно стремиться к выстраиванию близких отношений теперь уже в своей собственной семье по той же схеме — искать кого-то, кто будет опекать, заботиться, помогать, т. е. фактически искать новую зависимость.

Отношения, выстроенные на основе зависимости, не освобождают че- ловека от чувства одиночества. В исследовании, направленном на изучение того, как люди справляются с переживанием одиночества, были получены данные, свидетельствующие о том, что «взрослые, испытывающие деструк- тивную привязанность к романтическому партнеру, склонны в большей мере использовать копинг-стратегии “дистанцирование”; “принятие от- ветственности”; “бегство—избегание” и “самоконтроль” по сравнению со взрослыми, испытывающими надежную привязанность» [Крюкова, 2016].

Даже если отношения не складываются, люди зачастую предпочитают сохранять даже не удовлетворяющие их отношения, лишь бы не остаться одному. Иногда люди осознают это, иногда нет, но очень часто за этим стоит именно страх одиночества.


 

5.3
Проблема одиночества

Проблема одиночества, как и другие фундаментальные проблемы человече- ского существования, имеет междисциплинарный характер.

Об одиночестве рассуждают философы и социологи, о нем пишут ху- дожественные произведения и ставят кинофильмы, психологи и психоте- рапевты с ним работают, но это, как ни удивительно, не свидетельствует о полноте понимания феномена одиночества и даже не дает оснований го- ворить о достигнутой ясности. Приходится согласиться с тем, что «одино- чество принадлежит к числу тех понятий, реальный жизненный смысл ко-

торых, казалось бы, отчетливо представляется даже обыденному сознанию, однако подобная ясность обманчива, ибо она скрывает сложное, противо- речивое философское содержание, как бы ускользающее от рационального анализа» [Лабиринты одиночества, 1989, с. 8].

Несмотря на это, даже беглый взгляд на проблему одиночества позволяет увидеть наиболее часто упоминаемые в работах разных авторов характери- стики этого феномена, которые можно рассматривать как общеприз нанные.

Первое, что важно упомянуть и что можно рассматривать как тради- цион ное в психологической литературе, — это признание того, что одиноче- ство — это субъективное чувство, и оно не совпадает с объективной изо- ляцией, уединением, отсутствием первичных связей, например семьи или друзей: «Одиночество не может быть приравнено к физическому состоя- нию изолированности человека. <…> Значение изоляции, однако, большей частью зависит от того, каким значением человек наделяет это состояние.

<…> В противоположность состоянию изоляции, которое является объек-

 


 

Дж. Кларк и Дж. Пайн. Фронтиспис к первому изданию «Робинзона Крузо». 1719

 

тивным, внешне обусловленным, одиночество — субъективное внутреннее переживание» [Садлер, Джонсон, 1989, с. 24].

Неравнозначность изолированности и одиночества, тема Робинзона — жизни в изоляции от людей — не раз становилась предметом художествен- ного и научного осмысления.

Вывод ученых о принципиальных различиях между объективным фак- том изолированности и субъективно переживаемым одиночеством, много- кратно проверенный и подтвержденный в многочисленных исследованиях, чрезвычайно важен. Фактически он означает, что переживаемое людьми чувство одиночества не связано с наличием или отсутствием у них близ- ких людей, интенсивным общением с окружающими или уединенным об- разом жизни, но целиком определяется оценкой человеком его собственной жизненной ситуации. Вместе с тем эта оценка может быть основана пре- жде всего на особенностях отношений людей. Так, Т. Л. Крюкова предлагает рассматривать одиночество «как воспринимаемый дефицит в социальных и межличностных отношениях, которые субъект определяет как не удов- летворяющие его потребности; результат его когнитивно-эмоциональной оценки своих социальных связей, отношений (социальной сети), которые качественно неадекватны или количественно невелики» [Крюкова, 2016].

Одиночество — это острое чувство переживания человеком его отор- ванности от своего окружения, мира людей, ощущаемой пропасти между своим внутренним миром и ими.


 

Для психологов субъективный статус одиночества — понимание его как переживаемого чувства и состояния — очевиден. Одиночество — это твое переживание, то, что ты можешь переживать и можешь не пережи- вать, таким образом, оно обусловлено исключительно психологическими причинами.

Чувство одиночества хоть раз в жизни переживал каждый человек.

В. Серма на основании результатов своего многолетнего исследования (про- водившегося в Канаде) утверждает, что не более 1–2 % опрошенных, по их собственным ответам, никогда не чувствовали себя одинокими. Тщательно изучив сотни описаний и рассказов респондентов о пережитом опыте оди- ночества, он пришел к выводу, что «пожалуй, более тяжелая форма одино- чества характерна для ситуаций, когда человек не испытывает недостатка

в общении. Гораздо труднее преодолеть чувство одиночества, которое не проходит, несмотря на то что мы находимся в обществе друзей или членов семьи» [Серма, 1989, с. 230].

Аналогичные данные были получены нами в одном из исследований, посвященных семейным взаимоотношениям. Среди прочего мы задавали его участникам вопрос о чувстве одиночества: случалось ли им его пережи- вать, в каких обстоятельствах и т. д. Полученные ответы свидетельствова- ли, что опыт переживания одиночества связан прежде всего с ситуациями в близких отношениях, за пределами которых он редко имеет место. Это кажется удивительным лишь на первый взгляд. Чувство одиночества пере- живается чаще всего тогда, когда в контакте с близкими людьми мы вдруг сталкиваемся с их непониманием, неприятием каких-то наших действий или представлений, или просто бóльшим безразличием к нашим делам, чем нам хотелось бы. Уровень ожиданий по отношению к посторонним для нас людям (даже если это наши близкие коллеги по работе) у нас ниже, а потому и разочарования в случае несовпадения наших взглядов не так остры.

Эти эмпирические иллюстрации говорят о непростой природе одино- чества. Действительно, приходится признать, как было отмечено в начале, что одиночество, которое представляется обыденному сознанию таким знакомым и понятным чувством, на деле оказывается сложным и трудно- уловимым для исследования феноменом.

При этом еще одной фактически общепринятой его характеристикой является признание распространенности чувства одиночества, его зна- комости всем и каждому (о чем в частности говорят приведенные выше данные Серма). Дискуссионным является лишь вопрос о том, является ли чувство одиночества «вечным», свойственным человеку во все времена, или возникает на более поздних этапах человеческой истории, в частности в связи с развитием и упрочением городского образа жизни. Пожалуй, пос- ледняя точка зрения является более принятой. И. С. Кон считает, что по- явление одиночества связано с усложнением жизненного мира личности

и его можно датировать XVII–XVIII веками: «В средние века люди жили


 

теснее и редко обособлялись друг от друга… Одиночество чаще всего по- нималось как физическая изоляция… Более многогранная личность нового времени, не отождествляющая себя ни с одной из своих предметных и со- циальных ипостасей, нуждается в обособлении от других и добровольно ищет уединения. Вместе с тем она острее переживает одиночество как след- ствие дефицита значимого общения или неспособность выразить богатство своих переживаний». Практически общим местом в литературе являются рассуждения о распространенности чувства одиночества в современном мире и даже о всё большем распространении этого феномена в современ- ной культуре. Знаковым стало название вышедшей в середине прошлого века книги Д. Рисмэна «Одинокая толпа» (1950). В то же время сегодня че- ловеку благодаря интернету доступны такие широкие контакты, которые

в прошлом невозможно было себе представить. Попытки ответить на во- прос, как эти новые условия жизни сказываются на отношениях человека с окружающими людьми, помогают ли они не чувствовать себя одиноким или, напротив, усиливают это чувство, дают неоднозначные результаты.

В одном из недавних исследований изучалась динамика одиночества американской молодежи на протяжении последних десятилетий. Метаана- лиз данных, полученных на 48 выборках студентов американских коллед- жей, которые заполняли один и тот же опросник, показал, что на протяже- нии трех десятилетий (с 1978 по 2009 год) показатели одиночества снижа- ются. В другой части этого исследования были получены данные о динами- ке одиночества с 1991 по 2012 год в различных подгруппах студентов уни- верситета (белых и темнокожих студентов, мужчин и женщин), и они также показали общую тенденцию к уменьшению показателей одиночества. В то же время были получены данные о том, что если чувство одиночества как субъективной изоляции снижается, то чувство изоляции в социальных от- ношениях, напротив, возрастает. Последнее проявляется, например, в том, что студенты ниже оценивают свои отношения с окружающими и поддерж- ку со стороны друзей. В целом авторы приходят к довольно оптимистично- му выводу о том, что одиночество имеет тенденцию уменьшаться во вре- мени, и это контрастирует с распространенными в литературе, в том числе научной, суждениями об усиливающемся чувстве одиночества современно- го человека [Clark, Loxton, Tobin, 2015].

Результаты подобных исследований заставляют еще раз задуматься

o сложной природе одиночества. Люди по-прежнему нуждаются в общении друг с другом и переживают неудачи в отношениях. В то же время объек- тивные данные говорят о том, что люди стали проводить меньше времени с друзьями, реже встречаться, меньше посещать клубы и другие коллектив- ные мероприятия. Распространено представление о том, что традиционные формы социальных отношений замещаются общением в интернете.

Но общение в социальных сетях может стать и серьезной проблемой, усугубляющей переживания человека. Еще К. Хорни когда-то писала о том,


 

что мы живем в культуре сравнения. Однако сравнение в те времена по пре- имуществу ограничивалось людьми из ближайшего окружения. Сегодня его ареной становится мир фейсбука — мир сконструированных образов, красивых мифов и легенд о себе. Видя красивые картинки из чужой жизни и читая истории о преуспевании своих сверстников, бывших однокласс- ников и товарищей по студенческой группе, молодые пользователи сетей начинают считать других успешными, процветающими, пользующимися всеми благами жизни, а себя — несостоявшимися неудачниками. И даже если закрадывается подозрение, что в рассказах других, может быть, не всё правда, а у тебя самого всё не так уж и плохо, всё равно вызовы сравнения порождают дискомфорт и переживания.

В социологических опросах часто обнаруживается тенденция к умень- шению количества близких друзей у современного человека, в то же время увеличивается процент тех, кому, по их собственному свидетельству, не с кем поговорить о своих проблемах. В цитированном выше американском иссле- довании его авторы особенно отметили тот факт, что в наши дни студенты говорят не только о меньшем количестве людей, с которыми они контакти- руют, но и о меньшем желании иметь много друзей. Таким образом, наряду

5.4
с объективными тенденциями в изменении характера человеческих отно- шений для понимания природы одиночества важно учитывать субъектив- ные потребности самого человека (насколько он действительно нуждается в близких отношениях с другими), его собственную оценку своих отноше- ний с окружающими (насколько они удовлетворяют его и соответствуют его представлениям о том, какими должны быть эти отношения), а также инди- видуальные различия в понимании и интерпретации одиночества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.9.7 (0.05 с.)