Глава 3. Экзистенциальные проблемы человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3. Экзистенциальные проблемы человека



• Особенности экзистенциальных проблем

• Экзистенциальный подход: переосмысление роли

психологических проблем в жизни человека


 

 

Первая часть имеет вводный характер и посвяще- на возникновению экзистенциальной психологии, ее предметному и проблемному полю.

Экзистенциальная психология, несмотря на то что

она еще только обретает самостоятельный научный статус в психологической науке, имеет свою историю. На ее фундаментальные представления и методологи- ческие подходы оказали несомненное влияние экзи- стенциальная философия, ранние идеи экзистенциаль- ного анализа, пришедшие из психотерапевтической практики, гуманистическая психология ХХ века.

Вместе с тем экзистенциальная психология — это психология современного человека, ее появление рас- сматривается как ответ на вызовы современной реаль- ности. Обращаясь к вечным вопросам человеческой жизни, экзистенциальная психология ищет на них со- временные ответы.


 

 

 


ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Возникновение экзистенциальной психологии стало одной из важнейших тенденций развития психологии ХХ века. Она развивается под влиянием идей экзистенциальной философии, экзистенциального анализа и гумани- стической психологии. Гуманистическое направление, сформировавшееся в психологии к середине ХХ века, создало условия для появления новых тенденций в ее развитии, одной из которых становится формирование эк- зистенциального подхода. Экзистенциальная психология начинает обре- тать самостоятельный научный статус в психологии в последние десятиле- тия ХХ века, а в ХХI веке влияние экзистенциального подхода в психологи- ческой науке возрастает.


 

1.1
Из истории формирования экзистенциальной традиции: экзистенциальная философия

И экзистенциальный анализ

Одной из признанных тенденций развития психологии первого десятиле- тия XXI века стал рост влияния экзистенциальных подходов.

Экзистенциальная психология сформировалась под влиянием несколь- ких научных традиций, основными из которых являются экзистенциальная философия, экзистенциальный анализ и гуманистическая психология.

Описывая историю развития экзистенциальной мысли, Р. Мэй, который по праву считается самым авторитетным американским экзистенциальным пси- хологом, начинает ее с лекций Шеллинга 1841 года в Берлинском университете. Едва ли не самым примечательным моментом этих лекций была их аудитория, в которой находились те, кому впоследствии предстояло стать более знамени-

тыми, чем их учитель, — Кьеркегор, Энгельс, Бакунин. 40-е годы XIX века стано- вятся началом формирования экзистенциального направления в философии.

В это время выходят работы Кьеркегора, Шопенгауэра, ранние работы Маркса. Именно Сёрен Кьеркегор считается признанным лидером экзистенци-

ального интеллектуального движения в XIX веке.

Впрочем, назвать Сёрена Кьеркегора лидером можно лишь с известной натяжкой — ровно настолько, насколько это энергичное понятие соответству- ет фигуре трагического затворника. Кьеркегор прожил свою короткую жизнь в Копенгагене, где получил образование в области теологии и философии. Он вступает в острую полемику с официальной церковью, прессой и сторонни- ками философии Гегеля. Здесь следует напомнить, что XIX век был временем особенных успехов естествознания с его принципами обобщения и система- тизации, в философии нашедших свое воплощение в идеях Гегеля.

Именно противостояние гегелевской философии во многом повлияло на взгляды Кьеркегора. Датский философ в крайне резкой форме крити- ковал систему Гегеля за ее абстрактность, в которой конкретный человек утрачен, принесен в жертву принципам универсальности и абсолюта. Аль- тернативой гегелевской системе, по Кьеркегору, является личность, еди-


 

 

КЬЕРКЕГОР (Kierkegaard) Сёрен (1813–1855) — датский философ, теолог и писатель. Кьерке- гор считается родоначальником экзистенциаль- ного мышления в философии. Выступив против философской системы Гегеля, Кьеркегор поднял главнейший вопрос философии: «Что есть суще- ствование?». Он считал, что этот вопрос должен

задать себе каждый человек и дать на него ответ собственной жизнью.

По Кьеркегору, существуют разные способы человеческого существования, между которыми человек делает выбор, неся за него полную ответ- ственность. Эстетический путь — это, скорее, ори- ентация на внешний мир, удовольствия, достиже- ния. В силу этого «эстетик» недостаточно свободен, он не контролирует свою жизнь, его существование лишено определенности и смысла. Осознание этого

ведет к отчаянию, подавляя или игнорируя которое человек отказывается от свободы и от-

ветственности за свою жизнь, что означает саморазрушение. Альтернатива состоит в том, чтобы принять на себя ответственность за собственное существование, и первостепенная задача состоит в «выборе себя». Это, по Кьеркегору, этический путь, ориентированный на внутренний мир. «Этик» пытается познать себя и измениться в соответствии с собствен - ным волевым выбором. Возможный синтез этих двух противоположностей — эстетической и этической — образует третий путь, или третью возможную стадию жизни, если рассма- тривать их последовательно, — религиозную как объединение внешней и внутренней жизни. Человеческому существованию сопутствует неизбежное отчаяние, осознанное или скрытое, которое и является единственной возможностью прорыва к Богу.

Интерес к работам Кьеркегора возрождается в начале ХХ века. Он признан осно-

вателем экзистенциализма (хотя сам термин «экзистенциализм» утверждается гораз- до позже), его имя неизменно фигурирует в любых работах, обращающихся к экзи- стенциальной тематике. Считается, что почти все представители экзистенциальной традиции в той или иной мере испытали его влияние, хотя современные работы эк- зистенциального подхода далеки от текстов Кьеркегора.

Рекомендовано к прочтению:

• «Или-или».

• «Страх и трепет. (Понятие страха. Болезнь к смерти)».

 

ничный индивид. Кьеркегор потому и считается основателем экзистенциа- лизма, что сформулировал его исходную идею — экзистенция человека как свобода и возможность. Сам Кьеркегор в соответствии со своей философ- ской позицией приговаривает себя к одиночеству и страданию и прожива- ет свою жизнь согласно этому решению.

Центральное понятие экзистенциальной философии, давшее ей на- звание, — экзистенция как «возможность быть». Этим человек отличает- ся от окружающего мира, от мира растений и животных: он есть то, чем он решил быть. «С духовной стороны человека характеризует его свойство быть единственным в своем роде. В животном мире преобладает родовое начало, а потому царствует необходимость, законы которой изучает наука.


 

В сфере становящегося, исторического, событийного экзистенция уже больше напоминает царство свободы. Человек выбирает свое бытие, а зна- чит его экзистенциальная реальность не столько необходимость, сколько возможность» [Реале, Антисери, 1997, с. 159–160].

Д. А. Леонтьев в своей работе по проблемам психологии выбора отмечает, что «глубокий и блестящий анализ» темы выбора, принадлежащий Кьеркего- ру, до сих пор во многом остается непревзойденным. Особенность позиции философа в том, что «Кьеркегор задал экзистенциальный ракурс рассмотре- ния выбора не как отдельного психического акта или рационального решения, а как ситуации, в которую оказывается неминуемо вовлечена вся личность

в целом. Выбор или уход от него имеют последствия для всей жизни человека и для его Я, последствия, существенно выходящие за рамки того порой част- ного вопроса, который является предметом решения» [Леонть ев, 2014, с. 57].

Место Кьеркегора в истории философии во многом определяется имен- но тем, что он первым в европейской философии предлагает принципиаль- но иной, отличный от доминировавшего в тот период взгляд на природу человека: человеческое существование не может быть сведено к законам су- ществования природы, а значит должно иначе описываться и пониматься. Человек выбирает свою жизнь, и в этом его величие и его уникальность.

Зародившиеся в 40-х годах XIX века идеи вновь привлекают внимание в 80-х годах благодаря работам Дильтея, Бергсона и — особенно — Фрид- риха Ницше.

Именно от Ницше прозвучал призыв «стать тем, что вы есть». Коммен- тируя этот известный тезис Ницше, Т. Флинн пишет: «Мы рождаемся биоло- гическими существами, но мы должны стать экзистенциальными индиви- дами, принимая ответственность за свои действия… Многие люди никогда не узнают такой ответственности, но, скорее, уходят от своей экзистенци- альной индивидуальности в комфорт безликой толпы» [Flynn, 2006, см. пре- дисловие]. «Формула величия человеческого бытия» Ницше акцентировала внимание на важности каждого момента жизни, на полноте ее прожива- ния. Его возвышенные и романтические идеи приобретают популярность, но философские и этические теоретические положения считаются довольно слабыми. Возможно, Ницше импонировал последующим поколениям экзи- стенциалистов своим бунтарским духом, но его слава выходит за пределы философии прежде всего благодаря влиянию на писателей [Стретерн, 2014].

ХХ век усиливает актуальность проблем, которые почувствовали или предчувствовали С. Кьеркегор и Ф. Ницше. После Первой мировой войны, обострившей кризисные проблемы западного общества и возродившей ин- терес к духовному поиску первого поколения экзистенциальных филосо- фов, начинается следующий этап в развитии экзистенциальной мысли.

По свидетельству историков науки, экзистенциализм, или философия су- ществования, утвердился в Европе в период между двумя мировыми войнами в качестве ответа на социальные и духовные кризисы своего времени. В отличие


 

 

НИЦШЕ (Nietzsche) Фридрих (1844–1900) — немец - кий философ, представитель философии жизни.

В Бонне и Лейпциге изучает классическую филологию.

Сильное влияние на Ницше оказали произведения А. Шопенгауэра, а также личное знакомство и дружба с Р. Вагнером. Основные философские представления Ницше связаны с идеями воли к власти, сверхчело - века, «вечного возвращения» (мы снова и снова про- живаем свои жизни в вечности). Его стиль философ-

ствования отличался от присущего философам того времени. Ницше не склонен к последовательному и методичному изложению своих идей, которые он предпочитает выражать в образах и афоризмах.

В первом философском романе Ницше «Так говорил Заратустра» появляется идея сверхчело- века, лишенного каких-либо моральных ограниче- ний. Единственное, что им движет, — воля к вла-

сти. Воля к власти есть основной и определяющий принцип жизни, источник всех действий человека, его мораль. Жизнь — это полнота обновляющих себя повторе- ний, при этом Ницше призывает «жить в полную силу».

Немалую известность приобрела критика Ницше современной ему культуры. Он пишет об эпохе мирового нигилизма. Все ценности, на которых построена культура, должны быть пересмотрены. «Смерть Бога» — один из ключевых символов, исполь-

зуемых Ницше для обозначения наступления новой всемирной эпохи переоценки всех ценностей, следующей за эпохой нигилизма.

Считается, что влияние Ницше на интеллектуальные круги XX в. было огромным.

Практически все крупные европейские философы так или иначе откликнулись на идеи Ницше. Однако наибольшее его влияние связано с литературой, философско-художе- ственной мыслью, и оно практически не распространяется на научную философию.

Рекомендовано к прочтению:

• «Так говорил Заратустра».

• «По ту сторону добра и зла».

• «Ecce Homo».

• «Человеческое, слишком человеческое».

 

от разных форм «философского оптимизма» «экзистенциализм рассматривал человека как конечное существо, “заброшенное в мир”, постоянно находящееся в проблематичных и даже абсурдных ситуациях» [Реале, Антисери, 1997, с. 397].

Экзистенциализм — философия суровая и трезвая. В центре ее исследова- ний находится человек, ставший благодаря опыту двух мировых войн реа- листичным. Сил человеку едва хватает на то, чтобы существовать и внутрен- не справляться с бременем судьбы. Вот почему именно экзистенциалисты приступили к разработке философского понятия «человеческое бытие», вы- ражавшего особую форму человеческой реаль ности [Гуревич, 2009, с. 14].

 

Мартин Хайдеггер считается наиболее видным представителем экзи- стенциальной философии ХХ века. По мнению авторов авторитетного из- дания по теориям личности К. Холла и Г. Линдсея, «Хайдеггер — своего рода


 

 

ХАЙДЕГГЕР (Heidegger) Мартин (1889–1976) — не - мецкий философ. В 1909–1913 годах во Фрайбурге изу чал теологию, затем философию, гуманитарные и естественные науки. В 1913 году защитил диссерта- цию «Учение о суждении в психологизме» (1914). Ра- ботал во Фрайбургском университете, пройдя путь от ассистента Гуссерля до ректора университета (1933).

Считается, что именно Хайдеггер продол- жает и развивает идеи С. Кьеркегора и Ф. Ниц- ше, кроме того, на него оказали влияние идеи феноменологии Э. Гуссерля, учеником и млад- шим коллегой которого он был. Его работы от- носят к проблематике феноменологии, герме- невтике, фундаментальной онтологии. Хайдег- гера считают видным представителем экзистен- циальной мысли ХХ века, хотя сам он категори- чески отвергал ярлык экзистенциалиста.

Уже в первых своих работах Хайдеггер отка- зывается от традиционной системы философских категорий — субъект, объект, материя, дух, познание — и ставит основной вопрос, вопрос о бытии. Человеческое существование,

«присутствие», «бытие-в-мире», Dasein имеет дело с целостностью мира в своей «заботе». Смысл «есть» (иначе говоря, смысл «бытия») становится основой новой фило- софской проблематики и главной темой основного труда Хайдеггера «Бытие и вре- мя». Вопрос о смысле бытия решается исходя из активности вопрошающего сущего (человека). В своих более поздних работах Хайдеггер пытается осмыслить бытие «из

самого бытия», выяснить, как реализуется его открытость.

Влияние Хайдеггера испытывали на себе многие видные представители экзистен- циальной мысли — такие как Бинсвангер, Босс, Ясперс, французские экзистенциалисты Сартр, Камю и др. Вклад Хайдеггера в философию ХХ века считается весьма значительным.

Рекомендовано к прочтению:

• «Бытие и время».

• «Время картины мира».

• «Письмо о гуманизме».

• «Время и бытие».

 

мост к психологам и психиатрам» [Холл, Линдсей, 1997, с. 308]. Этим опре- деляется его значение для экзистенциальной психологии. Главные вопросы, которыми задавался Хайдеггер: «Что такое бытие?», «Что значит существо- вать?», «В чем смысл бытия?». В своих работах он ставил цель создать онто- логию, определяющую смысл бытия. Центральная идея философии Хайдег- гера сформулирована в базовом постулате: индивид есть бы тие-в-мире. Это означает, что человек — не объект, взаимодействующий с другими объекта- ми в этом мире, но он не должен рассматриваться и как субъект, противо- стоящий миру. «Люди существуют через бытие-в-мире, а мир обретает свое существование, поскольку есть раскрывающее его Бытие» [Там же]. Хай- деггер обозначает человеческую реальность понятием Dasein, которая пе- реводится на русский язык как «вот-бытие», «здесь-бытие», «присутствие», однако в современной литературе всё чаще используется без перевода.


 

 

ЯСПЕРС (Jaspers) Карл (1883–1969) — немец - кий психиатр и философ, ведущий предста ви - тель экзистенциализма. Изучал право, позднее

медицину и психиатрию в немецких универси-

тетах. Начинает работу в качестве профессора психологии и, позднее, профессора философии в Гейдельберге. Позже переезжает в Швейца- рию и с 1948 года преподает в университете Базеля.

Первые работы Ясперса связаны с его про- фессиональной деятельностью в роли психиат- ра и психолога: «Общая психопатология» (1913),

«Психология мировоззрений» (1919). В фило-

софии Ясперс ищет ответы на вопросы живой жизни. Он обращается к трудам своих предше- ственников, представителей экзистенциальной мысли — Кьеркегора и Ницше (о последнем он даже пишет монографию).

Важнейшей частью идей Ясперса является его концепция так называемых по- граничных ситуаций. Пограничные ситуации — это жизненные потрясения, когда человек оказывается перед лицом «крушения» повседневного существования, кри- тические обстоятельства, в которых раскрываются подлинный смысл и значение бы- тия. В эти моменты человек отстраняется от мира повседневности и своих представ- лений, возникает истинное переживание, «озарение экзистенции».

Свою деятельность Ясперс называл не философией, но философствованием, де- лая акцент на деятельностном начале, а также открытости процесса мышления, в ко- тором вопросы преобладают над ответами. Такое «философствование» дает шанс на

«экзистенциальное высветление» действительности человека.

Масштабы творчества Ясперса оцениваются как сопоставимые с работами Хай- деггера по своему богатству; считается, однако, что потенциал работ Ясперса во мно- гом еще не использован экзистенциальной психологией и психотерапией.

Рекомендовано к прочтению:

• «Общая психопатология».

• «Смысл и назначение истории».

 

Не последнее место в рассуждениях Хайдеггера отводится обсуждению темы подлинности / неподлинности существования человека. Неподлин- ность чаще всего связана с погруженностью людей в повседневную жизнь, во многом обезличенную вследствие нашей подчиненности общим прави- лам и стандартам: думая и поступая как другие, мы теряем свою подлин- ность, утрачивая свою индивидуальность, мы тонем в окружении. При- влекательность такого модуса существования — в его безопасности и со- путствующем ему спокойствии, чувстве уверенности, что может создавать иллюзию «правильной» жизни. Однако, теряя способность отличать под- линное от неподлинного, существенное от несущественного в окружающем мире и в собственном бытии, мы лишаемся опоры, переживаем тревогу, чувства отчаяния, тоски, скуки, которые призваны пробудить в нас стрем- ление к поиску нашей подлинности.


 

Хайдеггер разработал систему особых понятий — экзистенциалов. Су- ществование человека, по М. Хайдеггеру, связано с переживанием онтоло- гических данностей, таких как заброшенность в мир, бытие-к-смерти, сво- бода, ответственность, одиночество и др.

Карл Ясперс развивает важную для психологии идею о «пробуждении для экзистенции» благодаря опыту пограничных ситуаций. Пограничные ситуации — это часть нашего человеческого существования, в котором присутствуют и боль, и осознание конечности жизни, и несчастья. Его взгляды, возможно, в немалой степени были связаны с личным опытом: страдая с раннего детства тяжелым заболеванием, Ясперс с молодых лет жил с мыслью о скоротечности существования.

Проживание пограничных ситуаций дает человеку возможность уси- лить свою самость, свою подлинность. Представления о подлинности и не- подлинности занимают немалое место в рассуждениях Ясперса. Он явля- ется сторонником «понимающей психологии», противопоставляемой им естественнонаучным подходам в психологии. Наиболее известная книга Ясперса «Общая психопатология» (1913), описывающая феноменологиче- ский метод, оказала большое влияние на идеи и практику экзистенциаль- ной психотерапии.

Философия существования, или экзистенциализм, становится од- ним из крупнейших и влиятельных направлений философии, сыгравшим

огромную роль в развитии гуманитарной мысли и интеллектуально-духов- ном поиске середины ХХ века.

Кьеркегор и Ницше, Хайдеггер и Ясперс — это ученые хотя и извест- ные, но принадлежащие скорее к академическим кругам. Более популярная ассоциация, которая возникает у образованного человека, когда речь захо- дит об экзистенциальной философии ХХ века, — парижское кафе на левом берегу Сены, где Жан-Поль Сартр и Симона де Бовуар, окруженные моло- дыми интеллектуалами, ведут яростные споры о свободе, жизни, окружа- ющем мире. Это один из немногих случаев, когда философские дискуссии в новое время превращаются в особый культурный феномен определенно- го исторического периода [Flynn, 2006].

Особая атмосфера, дух времени — освобождение Парижа от оккупа- ции, близящийся конец Второй мировой войны, рождающие невероятное чувство свободы, ожидание перемен — оказывают огромное влияние на этот уникальный феномен в истории экзистенциальной философии (а мо- жет быть, и философии в целом). Первые работы Сартра были посвящены психологии, феноменологическому анализу эмоций и воображения. Ин- терес к психологии и сознанию приводит его к более фундаментальным воп росам о бытии человека. Главная тема для Сартра — это тема свободы. Свобода, по Сартру, — сущностная характеристика человека, важнейшее условие, благодаря которому сущность вообще возможна. Свобода чело- века безусловна, он осуществляет постоянный выбор, позволяющий ему


 

 

САРТР (Sartre) Жан Поль (1905–1980) — француз - ский философ, публицист, литератор.                                                      Изучал классическую философию, феноменологию, экзи-

стенциальную философию. В послевоенное время

преподает в колледже, становится соучредителем газеты Les temps modernes и целиком посвящает себя литературной и политической деятельности.

Под влиянием идей Гуссерля и Хайдеггера Сартр начинает увлеченно работать над феноменологиче- ской и экзистенциальной проблематикой. С самых

первых своих работ он определяет человеческое существование как свободу. Свобода человека — это прежде всего его способность к автономии (само- определению). Свобода становится ключевой идеей экзистенциального подхода Сартра, а сам Сартр счи- тается главным выразителем идеи свободы во фран- цузском, а возможно, и во всем экзистенциализме.

Основное произведение Сартра — трактат «Бы-

тие и ничто» (1943), где представлены фундаментальные методологические принципы и положения его экзистенциального подхода. Человек самоопределяет себя в бытии, си-

туация человека представляет собой нерасторжимый синтез сознания и данного, свободы  и фактичности. Бытие есть то, на что человек решается.

Сартр стремится заново обосновать в пространстве философской мысли свободу человека. Пик его активности приходится на время освобождения Парижа от нацист- ской оккупации, когда тема свободы звучит особенно остро. Человек яркого гражданско- го темперамента, Сартр ведет бесконечные дискуссии со своими учениками и оппонен- тами в кафе на левом берегу Сены, что придает французскому экзистенциализму черты своеобразного культурно-исторического феномена. Воинствующая атеистическая по- зиция Сартра вызывала немало критики. Вместе с тем его влияние на духовный и ин- теллектуальный климат Европы в течение послевоенных десятилетий было огромным. Сартр справедливо считается важнейшей фигурой французского экзистенциализма.

Рекомендовано к прочтению:

• «Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии».

• «Стена».

• «Тошнота».

• «Экзистенциализм — это гуманизм».

 

менять свой жизненный проект, и потому он полностью ответственен за фундаментальный проект своей жизни. Среди работ Сартра — ряд жизне- описаний (Стендаля, Бодлера, пьеса о Фрейде и др.), представляющих со- бой примеры экзистенциальной аналитики.

Сартр — удивительная фигура для своего времени. Литератор, публи- цист, страстно отстаивающий идеи свободы человека, отзывающийся на острые вопросы своего времени, харизматичная личность, он, по отзывам современников, имел огромное влияние не только на студенчество и ин- теллектуальную среду Парижа, но и на духовный климат Европы середи- ны ХХ века. Если Хайдеггер систематизировал идеи экзистенциализма, то Сартр и другие французские экзистенциалисты его популяризовали.


 

Именно в работах Сартра наиболее отчетливо проявляется единство и на- пряжение между философией и литературой, концептуальностью и вооб- ражением, критичностью и вовлеченностью, философией как рефлексией и философией как образом жизни [Flynn, 2006].

Экзистенциализм оказал огромное влияние на искусство, кинемато- граф, литературу. В числе представителей экзистенциальной традиции в литературе часто называют А. Камю, Ф. Достоевского, Ф. Кафку. Лю- бопытно в этой связи замечание Холла и Линдсея: «Большая литература всегда была, да и является экзистенциальной, так как имеет дело с быти- ем-в-мире» [Холл, Линдсей, 1997, с. 318].

Кроме С. Кьеркегора, Ф. Ницше, М. Хайдеггера, К. Ясперса, Ж.-П. Сарт- ра, идеи и работы которых отражают сущность экзистенциальной тра- диции, в связи с ней часто упоминаются имена Г. Марселя, М. Унамуно,

М. Бубера, П. Тиллиха, М. Мерло-Понти, русских философов Н. Бердяева, Л. Шестова, уже упоминавшихся литераторов А. Камю, Ф. Достоевского, Ф. Кафки, художников П. Пикассо, В. Ван Гога и др.

Специалисты (и отечественные, и зарубежные) не раз отмечали роль российской науки и культуры в становлении экзистенциализма. Темы смысла жизни, осмысления своего места в этом мире, вопросы свободы, ответственности, веры всегда были в центре внимания русской филосо- фии и литературы. Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой являются, пожа- луй, наиболее цитируемыми писателями в мировой экзистенциальной литературе. И. Ялом, известнейший американский психотерапевт экзи- стенциального направления, утверждает: «Я считаю, что великие пси- хологи прошлых времен были великими же писателями. К числу самых великих психологов я отношу в том числе Л. Н. Толстого и Ф. М. Досто- евского» [Ялом, 2010, с. 166–167]. Достаточно вспомнить идею «велико- го сиротства» человека, «Легенду о Великом инквизиторе» Достоевского и рассказ Л. Толстого «Смерть Ивана Ильича», который считается пре- дельно точным, хрестоматийным описанием переживания человеком своего ухода из жизни с экзистенциальной точки зрения. В сущности, интерес к экзистенциальной тематике был свойственен многим рос- сийским философам, из которых чаще других упоминаются Л. Шестов

и Н. Бердяев.

Лев Шестов, российский философ и литератор, считал Кьеркегора наиболее близким себе мыслителем. Знатоки его творчества отмечают, что

«самым главным делом Шестова, делом всей его жизни, была борьба за че- ловека» [Кудишина, 2007, с. 11]. В центре его внимания — темы свободы человека, его достоинства, обращение к самым глубинам человеческого су- щества. Человек идет к обретению экзистенциальной, живой истины сво- его существования через отчаяние, боль, страх, одиночество, когда «поч- ва уходит из-под наших ног». По мнению Шестова, задача философии —

«научить человека жить в неизвестности — того человека, который боль-


 

 

ШЕСТОВ Лев Исаакович (1866–1938) — россий - ский философ и литератор. Учился на матема- тическом, затем на юридическом факультете Ки- евского университета. Начал с литературно-фи- лософских работ — анализа творчества русских писателей Достоевского, Толстого, Чехова и др.

В 1920 году эмигрирует во Францию, где начинает заниматься философией. Сам Шестов определял свою философию как религиозную и экзистенци- альную, рассматривая человека прежде всего как свободное и творящее существо. Возможность

реализовать свою свободу и творческое начало человек обретает в религиозном опыте. Исполь- зовал понятие беспочвенности как символа осво-

бождения человека от власти общепринятого

и общеобязательного, как пути постижения исти- ны теми, кто идет навстречу новому.

Рекомендовано к прочтению:

• «Достоевский и Ницше (философия трагедии)».

• «Афины и Иерусалим».

• «На весах Иова».

• «Апофеоз беспочвенности (опыт адогматического мышления)».

• «Николай Бердяев. Гнозис и экзистенциальная философия».

 

ше всего боится неизвестности и прячется от нее за разными догматами. Короче: задача философии не успокаивать, а смущать людей» [Шестов, 2011, с. 35].

Николай Бердяев, русский философ и публицист, является, пожалуй, наиболее известным западному читателю представителем российской эк- зистенциальной мысли. Автор множества работ по проблемам свободы человека, его жизни и судьбы, Бердяев в своем взгляде на человеческую личность фактически исходит из экзистенциальной позиции. Его основ- ные идеи: «идея самовозрастания человека, его способность преодолевать себя, выходить за пределы себя как данного и уже существующего»; «идея самотворения личности» — личность не является готовым продуктом при- роды, социума или Бога; идея незавершенности личности, уникальности человека и др. [Кудишина, 2007, c. 114–115]. Главное — это то, что сущность личности не есть нечто готовое и данное человеку, человек — активный, сам себя осуществляющий субъект.

Несмотря на общепризнанное влияние экзистенциальной философии на формирование экзистенциального направления в психологии, следует иметь в виду замечание Р. Мэя: «Было бы ошибкой думать об экзистенци- альной психологии как о воскресении старой “философской психологии” XIX века. Экзистенциальный подход не представляет собой движения на- зад к кабинетным спекуляциям, но является попыткой понять человеческое


 

 

БЕРДЯЕВ Николай Александрович (1874– 1948) — российский философ и публицист. Учился на естественном и юридическом факуль-

тетах Киевского университета, но был отчислен

за участие в студенческих беспорядках, впослед- ствии выслан. Неоднократно выступал с крити- кой мировоззрения революционной интелли- генции, за что подвергался преследованиям и

в 1922 году был выслан из страны и вместе с дру- гими учеными России покинул ее на «философ- ском пароходе». Жил сначала в Берлине, затем, до своей смерти, в Париже. Семь раз номиниро- вался на Нобелевскую премию по литературе.

Считается одним из видных представителей русской экзистенциальной мысли, автором ориги- нальной концепции философии свободы. В центре внимания Бердяева — судьба человека, главными в его работах являются понятия свободы и творче-

ства. Для личности существуют два пути самореализации — принятие «общеобязательных»

форм жизни и путь «трансцендирования», «жизнь в свободе», при этом судьба человека

в мире трагично несвободна. Важное место в творчестве Бердяева занимали вопросы этики и морали.

Рекомендовано к прочтению:

• «Философия свободы».

• «Смысл творчества».

• «Опыт парадоксальной этики».

 

 

поведение и опыт с помощью основополагающих структур, — структур, ле- жащих в основе нашей науки и нашего представления о человеке. Это по- пытка понять природу тех людей, которые получают опыт, и тех, с которы- ми это только случается» [Мэй, 2001, с. 11].

Т. Флинн следующим образом суммирует основные постулаты фило- софии экзистенциализма, оговариваясь, правда, что речь идет не столько о строгих определениях, сколько об общих обсуждаемых темах.

 

1. Существование предшествует сущности. То, что вы есть (ваша сущ- ность), есть в большей степени результат ваших выборов (вашего су- ществования), чем наоборот. Сущность не есть предопределенность.

2. Время сущностно. Мы существа, фундаментально включенные во вре- менные рамки. В отличие от измеряемого, «часового» времени, время жизни, проживаемое время имеет качественный характер: «еще нет»,

«уже» и «сейчас» различаются между собой по значениям и ценности.

3. Гуманизм. Экзистенциализм — это философия, центрированная на человеке. Она фокусируется на индивидуальном поиске челове- ком идентичности и значения среди социального и экономическо-

го давления массового общества в направлении поверхностности и конформизма.


 

4. Свобода / ответственность. Экзистенциализм — это философия свободы. В этом смысле мы всегда «больше», чем мы есть. Но мы ответственны настолько, насколько мы свободны.

5. Этические рассуждения обладают особой важностью. Несмотря на возможные различия в интерпретации этического, признает-

ся фундаментальная необходимость исследования аутентичности наших собственных жизней и общества [Flynn, 2006, p. 8].

 

Экзистенциальный анализ представляет собой еще один влиятельный источник формирования экзистенциальной психологии. Европейские пси- хиатры — прежде всего Л. Бинсвангер и М. Босс — оказали значительное влияние на американских психологов, применив экзистенциальные идеи

к клинической практике [Churchill, Wertz, 2001]. Работая в Швейцарии, они имели возможность непосредственно контактировать с Хайдеггером, жившим неподалеку в Южной Германии, и, как считается, именно в тесном сотрудничестве с ним развивали идеи приложения его онтологии абстракт- ного бытия к изучению бытия индивидуального.

Людвиг Бинсвангер, швейцарский психиатр, последователь Фрейда, вместе с Юнгом учившийся у Блейера, создает свой метод экзистенциаль- ного анализа. Он считает, что для понимания проблем пациентов и их ду- шевных расстройств необходимо анализировать способ существования человека в этом мире. На профессиональные взгляды Бинсвангера боль- шое влияние оказали феноменологические идеи Э. Гуссерля и философия М. Хайдеггера, в частности ее центральное понятие «бытие-в-мире». Леон- тьев отмечает, что выход статьи Бинсвангера «Сновидение и существова- ние» (1930), в которой он пишет о приложении идей Хайдеггера к практике психиатрии и психотерапии, считается точкой отсчета в истории экзистен- циальной психологии. Экзистенциальный анализ ориентирован на иссле- дование подлинного бытия, «жизненного мира» личности, выбирающей свой «жизненный план». По Бинсвангеру, экзистенциальный анализ — это

«феноменологический анализ актуального человеческого существования», целью которого является «реконструкция человеческого опыта» [Холл, Линдсей, 1997, с. 311]. Человек живет в мире значений, которые он припи- сывает фактам и событиям. Экзистенциальный анализ предполагает вос- становление исторической биографии индивида, истории его внутренней жизни, что позволяет выявить тот индивидуальный способ, с помощью которого человек конструирует и мир, и себя. Бинсвангер описывает су- ществование человека с точки зрения временнх параметров, его прош- лого, настоящего и будущего. Преобладание одного из этих параметров приводит к ограничениям внутреннего мира личности; особенно деструк- тивным для человека является уменьшение открытости будущему. Бинс- вангера называют первым экзистенциальным врачом-психотерапевтом, оказавшим большое влияние на более поздних авторов [Летуновский, Есельсон, 2002].


 

 

БИНСВАНГЕР (Binswanger) Людвиг (1881– 1966) — швейцарский психиатр. Получил ме- дицинское образование, обучаясь в Лозанне, Гейдельберге и Цюрихе, специализировался в области психиатрии. Во время работы асси- стентом у Э. Блейлера в Цюрихе познакомился с К. Юнгом и проявил интерес к психоаналити- ческим идеям. В 1907 году вместе с Юнгом при- нимал участие в заседаниях венских психоана- литиков, проходивших в доме З. Фрейда. Между ним и Фрейдом установились дружеские отно- шения. Бинсвангер входил в правление Цюрих- ской психоаналитической группы, в 1910 году был избран президентом швейцарского психо-



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.200.197 (0.149 с.)