Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Переосмысление роли психологических проблем в жизни человека
В свое время К. Юнг говорил о том, что «серьезные проблемы жизни, одна- ко, никогда полностью не разрешаются. Если кажется, что они разрешены, это явный знак, что что-то упущено. Значение и цель проблемы состоят не в ее разрешении, а в нашей постоянной работе над ней». Это не озна- чает, что экзистенциальные проблемы являются предметом постоянных раздумий или переживаний человека. Они обостряются и требуют ответа в определенные моменты жизни, которые могут быть связаны с возрастом (например подростковым), кардинальными изменениями в жизненной ситуации (например разводом, потерей работы, утратой близкого) или нарастающей потребностью в переменах, возникающей в силу каких-то внутренних причин, — изменений жизненных приоритетов, ценностей, фундаментальных планов и целей, разочарований, неудовлетворенности жизненной ситуацией и др.
Экзистенциальные психологи исходят из того, что человек всегда су- ществует в процессе становления. Они предпочитают именно этот термин, подчеркивая постоянный процесс движения жизни. К. Роджерс отмечает, что, поскольку человеческая природа определяется тем, как человек осоз- наёт свое бытие, она никогда не может быть определена полностью: «Жизнь в ее лучшем виде — это текущий и изменяющийся процесс, в котором ни- что не является неизменным». Цель становления — реализовать всю полноту бытия. В сущности, в этом и состоит функция экзистенциальных проблем — они для того и су- ществуют в нашей жизни, чтобы служить вызовом, тревожить, заставлять перепроверять и пересматривать жизненные приоритеты и отношения. Еще экзистенциальные философы Ясперс и Хайдеггер считали, что имен- но кризисные жизненные ситуации являются средством прорыва челове- ка из повседневности и рутинности существования к его аутентичности и подлинности. Человек постоянно оказывается перед вызовами существования: кри- зис надежды и поиски смысла, сложные отношения между индивидами и социальными системами, вечные вопросы ответственности за свои дей- ствия. Эти вызовы приводят к «сущностным напряжениям», побуждают к изменениям и дают возможность роста — развития новых схем само- организации, надежнее обеспечивающих психологическое благополучие или физическое здоровье. При этом, отмечают специалисты, само по себе уменьшение напряжения или даже разрешение конфликта не обязательно ведет к развитию, наоборот, ослабляя энергию и нивелируя вызовы, необ- ходимые для такого развития, снятие напряжения может фактически за- держивать его или препятствовать ему.
В этом отношении экзистенциальный подход занимает принципиаль- но иную позицию, чем классическая психология прошлого, представленная прежде всего психоаналитической традицией. В парадигме классическо- го психоанализа задачей психологической работы фактически становится устранение любых проблем, порождающих у человека трудности, внутрен- ние переживания, эмоциональный дискомфорт и т. д.
Классический подход к личностным проблемам рассматривает их как проблемы в негативном смысле. Борьба, конфликт, вина, неспокойная совесть, тревога, депрессия, фрустрация, напряжение, стыд, самона- казание, чувство подавленности и бесполезности — все они являются причиной психической боли, нарушают эффективность человеческой деятельности и не поддаются контролю. Поэтому их автоматически за- носят в разряд болезни, считают их нежелательными и требующими как можно более быстрого удаления [Маслоу, 2002, с. 18–19].
Данное представление вытекает из принципа гомеостаза, лежащего, по мнению Фрейда, в основе человеческой личности, в соответствии с кото-
рым человеком движет — в качестве основной мотивации — «прежде всего (или исключительно) необходимость уменьшения напряжения и сохране- ния состояния внутреннего равновесия» [Хьелл, Зиглер, 1997, с. 48]. Целью практической работы, таким образом, является восстановление «душевной целостности». Описание природы человека с позиции принципа гомеостаза было признано многими психологами, не только психоаналитической ориен- тации. Однако идея личностного роста и самоактуализации, выдвинутая представителями гуманистического подхода, не согласовывалась с принци- пом гомеостаза. Как в свое время писала Ш. Бюлер, «невозможно одновре- менно верить в гомеостаз и осуществление самореализации как в конечную цель» [Цит. по: Хьелл, Зиглер, 1997, с. 48].
Р. Мэй категорически возражает против того, что «простая предель- ная целостность личности является идеалом», против упрощенного пред- ставления, что «чем полнее целостность личности, тем она здоровее; стало быть, надо стремиться к предельной целостности, а всякие психологиче- ские конфликты уже сами по себе признак нездоровья». С его точки зрения, «предельная целостность человеческой личности не только невозможна, но и нежелательна», соответственно, в практической работе «наша цель — но- вое, конструктивное перераспределение напряжений, а не абсолютная гар- мония» [Мэй, 1994, с. 29–30]. Современная психология, естественно, не может согласиться с тем, что переживание таких проблем, как поиск смысла жизни, стремление к само- реализации, потребности и трудности личностного роста и другие возни- кающие у человека на этой почве внутренние конфликты и даже кризисы являются признаком внутренней деструкции. Не сами по себе внутренние напряжения становятся источником личностных проблем, но, в соответ- ствии с формулировкой Р. Мэя, «причиной личностных проблем является нарушение правильного распределения напряжений во внутренней струк- туре личности. <…> Личность никогда не бывает статичной. Она подвиж- на, она постоянно изменяется. Поэтому не стоит говорить о внутрилич- ностном “равновесии” или “балансе”, поскольку это подразумевает, что личностные напряжения можно отрегулировать раз и навсегда, т. е. сделать личность статичной» [Там же, с. 40]. В связи с разрабатываемым им понятием самоактуализации А. Маслоу писал: «Самоактуализация — это не отсутствие проблем, а движение от преходящих и нереальных проблем к проблемам реальным». Это означа- ет, что, если рассматривать самоактуализацию как некую (возможную) эф- фективную модель человеческого существования, то само это эффективное существование означает не свободу от любых проблем, а отсутствие «пре- ходящих и нереальных» проблем, которые имеют невротический характер и уводят человека от его подлинности. Именно поэтому так важно помочь человеку справиться с неуверенностью в себе, трудностями принятия ре-
Михаил Врубель. Демон сидящий. 1890
шений, социальными фобиями и др. — со всеми теми проблемами, кото- рые поглощают человека, блокируя его развитие и жизненное движение. Освобождаясь от них, человек получает возможность работы с «реальны- ми» проблемами своей жизни — такими как смысл жизни, обретение соб- ственной подлинности, конструктивные отношения с реальностью — теми проблемами, которые действительно стоят того, чтобы человек затрачивал на них свои усилия и время жизни. Каждая экзистенциальная проблема, подобно любой кризисной ситуа- ции, может проживаться человеком конструктивным и деструктивным об- разом. Р. Мэй, например, определяет и саму цель практической психологии как «превращение деструктивных конфликтов в конструктивные». Приро- да кризиса, как известно, двойственна: он содержит как разрушительное, так и созидательное начало. Результатом проживания кризиса становится некое новообразование, соответствующее его содержанию. Ничто новое не появляется без разрушения старого. Постепенность изменений реальности в прошлом делала их фактически неощутимыми при жизни одного поколе- ния, как и отдельного индивида, а скорость сегодняшних изменений неред- ко делает процесс разрыва с прошлым болезненным, увеличивая давление реальности и порождая стремление человека к избавлению от проблем. Эта тема приобретает все бóльшую остроту, поскольку формы ухода современ- ных людей от реальности становятся все более тревожащими.
Часто экзистенциальные проблемы формулируются как дилеммы. Ди- лемма означает «суждение, в котором предмету приписываются два проти- воречащих признака, исключающих возможность третьего»; в повседневном
Хаим Сутин. Опустошение. 1921–1922
употреблении дилемма означает «обстоятельства, заставляющие принять одно из двух решений, выбор между которыми крайне затруднителен» [Но- вейший философский словарь, 1998, с. 218]. Бинарность довольно харак- терна для описания социального мира и жизненного мира человека, равно как и для обыденного сознания человека. Ю. М. Лотман пишет, что «в ос- нове внутренней организации элементов текста, как правило, лежит прин- цип бинарной семантической оппозиции: мир будет члениться на богатых и бедных, своих и чужих, правоверных и непросвещенных, людей Природы и людей Общества, врагов и друзей» [Лотман, 1998, с. 227]. Эта бинарность кажется очевидной и потому может породить заблуж- дения. Принцип бинарности является способом упрощения картины мира и подвергается критике современными философами [Гуревич, 2009, с. 5]. Еще бóльшие сомнения вызывает традиционное противопоставление ряда категорий, использующихся в психологии. А. В. Брушлинский считал основными характеристиками нового мышле- ния «отказ от оперирования жесткими, заранее заданными и чаще всего ди-
хотомическими альтернативами; глубокий анализ альтернативных возмож- ностей и, соответственно, выделение проблемы в новом, более глубоком ка- честве». Такие традиционные для психологии и на первый взгляд взаимоис- ключающие противоречия, как «абстрактное и конкретное, психологическое и физиологическое, процесс и результат формирования психологических новообразований, в действительности представляют собой такую иерархи- чески организованную целостность, которая не требует от субъекта делать выбор — либо одно, либо другое. Как бы это ни было трудно, современный человек должен научиться мыслить целостно и стремиться к интеграции, ка- залось бы, несовместимых противоположностей» [Фоменко, 2009, с. 226].
Схожие идеи относительно ложности противопоставления ряда при- вычных категорий психологии всё чаще высказываются современными уче- ными. Леонтьев пишет в этой связи об исчерпавших себя бинарных оппо- зициях биологического—социального, свободы—детерминизма, врожден- ного—приобретенного и др. [Леонтьев, 2011]. Тем более это относится к экзистенциальным проблемам. Б. Якобсен формулирует экзистенциальные проблемы в виде следую- щих жизненных дилемм: (1) «счастье vs страдания»; 2) «любовь vs изоли- рованность»; (3) «несчастья vs успешность»; (4) «страх смерти vs вовлечен- ность в жизнь»; (5) «свободный выбор vs обязательства жизненной реаль- ности»; (6) «смысл жизни vs бессмысленность» [Jacobsen, 2007]. Однако хотя экзистенциальные проблемы и ставят перед человеком задачу выбора, они не могут и не должны рассматриваться как дилеммы. Каждый из полюсов существует постольку, поскольку существует другой. Мы понимаем счастье через страдание, любовь через изолированность, а смысл жизни через бессмысленность. А. Маслоу в своем описании само- актуализации как проявления личностной зрелости подметил эту «неоппо- зиционность» традиционных оппозиций:
На уровне самоактуализации разрешаются многие противоречия, оп- позиции превращаются в неразрывное единство, а мышление через оперирование дихотомиями превращается в незрелое. Для самоак- туализирующихся людей наличествует сильная тенденция к слиянию эгоизма и неэгоистичности в единую, высшую целостность. Работа превращается в игру, отдых и труд также ненамного отличаются друг от друга. Когда долг становится удовольствием и удовольствие прони- зано чувством долга, теряется их оппозиционность, они становятся не- раздельными. Высшая зрелость открывает в себе детские качества, и в здоровом ребенке мы обнаруживаем некоторые качества, присущие зрелому человеку, находящемуся на высоком уровне самоактуализа- ции. Разорванность между внутренним и внешним, между самостью и всем остальным делается не столь яркой, менее выражена, и на выс- ших уровнях развития они взаимопроникают друг в друга. «Дихото - мизация» становится характеристикой низшего уровня личностного развития и психологического функционирования, являясь одновременно причиной и эффектом психопатологии (курсив мой. — Н. Г.) [Маслоу, 2002, с. 167].
Мы привели столь обширную цитату ради последней фразы, кото- рая, однако, не была бы понятна без предыдущих рассуждений. «Дихото- мизация» экзистенциальных проблем дает их плоское изображение, тогда как в действительности их биполярность создает напряжение, требующее «третьего» решения. Проиллюстрируем это конкретными примерами. Альтернативой смерти как жизненного факта является бессмертие. Однако если считать, что смерть есть зло, то и бессмертие не кажется бла- гом. Философский анализ темы бессмертия дает основания для вывода o бессмысленности бесконечной жизни [Уильямс, 1988], который находит разнообразные подтверждения в мифологии, фольклоре, обыденных пред- ставлениях. Бессмертие часто становится наказанием за грехи, а Кащей Бессмертный — далеко не симпатичный персонаж.
Однако если бессмертие лишает нашу жизнь смысла, то не сама смерть, но осознавание конечности жизни, необратимо уходящего времени прида- ет ее событиям особый смысл, позволяет осознать ценность жизни. В под- тверждение этого И. Ялом (как, впрочем, и другие экзистенциально ориен- тированные авторы) приводит эмпирические свидетельства мощного экзи- стенциального эффекта конфронтации со смертью, которую он рассматри- вает как «шанс личностных изменений». Конструктивной альтернативой смерти является, таким образом, не бессмертие, а «третье» решение — способ жизни, обеспечивающий полно- ту бытия и высшую удовлетворенность человека. И. Ялом указывает на на- личие эмпирических данных, свидетельствующих о том, что удовлетворен- ность жизнью способствует снижению страха смерти, выступая тем самым в качестве фактора позитивной защиты от страха смерти. Другой пример — зависимость как характеристика человеческих отно- шений, которая, по мнению психотерапевтов, является довольно распро- страненной и болезненной психологической проблемой. Однако ее альтер- нативой не может быть независимость, так как она невозможна для любо- го человека, включенного в систему социальных отношений. Более того, фиксированность на ложной цели независимости может, в свою очередь, породить психологические проблемы у человека. «Третье» решение, являю- щееся конструктивным ответом на экзистенциальную задачу выбора чело- веком своего способа отношений с окружающим миром, — это личностная автономия. Таким образом, экзистенциальные проблемы человека — это пробле- мы скорее «трехмерного» пространства, конструктивное решение в кото- ром находится не через предпочтение или отказ от одного из очевидных, «полярных» выборов, но путем нахождения альтернативы, индивидуально выстраданной и пересматриваемой. В своей книге «По направлению к психологии бытия» Маслоу обра- щается к экзистенциальному подходу (уже упоминалась соответствующая глава под названием «Чему психология может научиться у экзистенциали-
стов?»). За экзистенциалистами Маслоу, прежде всего, признаёт приоритет в постановке проблемы «интеграции двоякой природы человека, его ни- зости и высоты, его человечности и божественности». Обращая внимание на то, что «большинство философов и религий, как западных, так и вос- точных, выстраивают ее как дихотомию, уча, что путь к “высшему” — это отказ и преобразование “низшего”», Маслоу предпочитает точку зрения экзистенциалистов, в соответствии с которой «как высшее, так и низшее единовременно определяют человеческую природу и являются ее характе- ристиками. Ничто не может быть отброшено, только интегрировано» [Мас- лоу, 2002, с. 23]. Принципиальное отличие экзистенциальных от других психологиче- ских проблем связано с тем, что они не требуют устранения. Проживание экзистенциальных проблем составляет фундаментальное содержание жиз- ни человека. Экзистенциальные проблемы — это вызовы жизни, вопросы, которые она нам задает. Переживание этих проблем может быть мучительно, однако именно они ведут к постижению истины и обретению подлинности существова- ния. Как считает Маслоу, «состояния безнадежности, отчаяния, безысход- ности, крушения ценностей, острой вины иногда, если у человека достанет силы и мужества, могут способствовать постижению истины и реально- сти» [Маслоу, 1999, с. 140]. Позитивные аспекты переживаемых экзистенциальных кризисов, как правило, сводятся к двум основным категориям, которые могут быть опи- саны как «усиление через страдание» и «повышение значимости через экзи- стенциальную переоценку». Представление о том, что страдание человека несет в себе высокий по- зитивный смысл, является довольно распространенным в самых разных областях. Ницше принадлежит известный тезис — «То, что нас не убивает, делает нас сильнее», а Мамардашвили говорил, что страдание является ме- тафизической нормой. Другая категория экзистенциального «выигрыша» связана с тем, что пе- режитые экзистенциальные кризисы усиливают ценность жизни. Эмпириче- ские результаты показывают, что они в большей степени затрагивают сферы духовности, близких отношений и отношений с природой, при этом фокус активности может смещаться в область более осмысленных и аутентичных занятий [Janoff-Bulman, Yopyk, 2004]. Так, конфронтация со смертью (на- пример, в результате какой-то экстремальной ситуации, когда человек ока- зывается на волосок от гибели, или переживает опыт клинической смерти, или узнает о своей смертельной болезни) переживается как фундаменталь- но важное жизненное событие, результатом которой могут стать позитив- ные личностные изменения. «Будучи полной боли, травма является дорогой к созданию ценности. Это не единственная, но — как ни парадоксально — очень эффективная дорога» [Ibid., р. 134]. По результатам исследований,
к наиболее часто упоминаемым личностным изменениям относятся умень- шение страха смерти, снижение ценности материальных аспектов жизни, возрастание заботы о других, усиление акцента на любви и дружбе, увели- чение открытости духовным измерениям жизни. Это усиление личности в результате конфронтации со смертью имеет параллели в ритуалах дале- кого прошлого. Так, у примитивных племен практиковался ритуал симво- лической смерти воина, включавший погребение, который, по поверью, де- лал воина неуязвимым. Из реальных примеров — такое изменение произо- шло в судьбе Ф. Достоевского, пережившего собственную несостоявшуюся казнь. Опыт этих переживаний он вложил в уста герою романа «Идиот».
Мгновения перед казнью «он прожил под несомненным убеждением, что через несколько минут он вдруг умрет». Это время он помнил «с не- обыкновенной ясностью и говорил, что никогда ничего из этих минут не забудет». После обычных приготовлений «выходило, что остается жить минут пять, не больше. Он говорил, что эти пять минут казались ему бес- конечным сроком, огромным богатством; ему казалось, что в эти пять минут он проживет столько жизней, что еще сейчас нечего и думать o последнем мгновении, так что он еще распоряжения разные сделал: рассчитал время, чтобы проститься с товарищами, на это положил мину- ты две, потом две минуты еще положил, чтобы подумать последний раз про себя, а потом, чтобы в последний раз кругом поглядеть. Он очень хорошо помнил, что сделал именно эти три распоряжения и именно так рассчитал. Он умирал двадцати семи лет, здоровый и сильный; проща- ясь с товарищами, он помнил, что одному из них задал довольно посто- ронний вопрос и даже очень заинтересовался ответом. Потом, когда он простился с товарищами, настали те две минуты, которые он отсчитал, чтобы думать про себя, он знал заранее, о чем он будет думать: ему всё хотелось представить себе как можно скорее и ярче, что вот как же это так: он теперь есть и живет, а через три минуты будет уже нечто, кто-то или что-то, — так кто же? что же? Всё это он думал в эти две минуты ре- шить! Невдалеке была церковь, и вершина собора с позолоченною кры- шей сверкала на ярком солнце. Он помнил, что ужасно упорно смотрел на эту крышу и на лучи, от нее сверкавшие; оторваться не мог от лучей; ему казалось, что эти лучи его новая природа, что он чрез три минуты как-нибудь сольется с ними… Неизвестность и отвращение от этого но- вого, которое будет и сейчас наступит, были ужасны; но он говорит, что ничего не было для него в это время тяжелее, как беспрерывная мысль: “Что, если бы не умирать! Что, если бы воротить жизнь, — какая беско- нечность! И всё это было бы мое! Я бы тогда каждую минуту в целый век обратил, ничего бы не потерял, каждую минуту счетом отсчитывал, уж ничего бы даром не истратил!”» (Достоевский Ф. Идиот).
Таким образом, именно в экзистенциальном подходе, пожалуй, наи- более ярко проявилось изменение отношения психологов к переживанию человеком критических жизненных ситуаций. Стоит отметить, что и сами психологические проблемы, их значение и отношение к ним со временем подвергаются пересмотру. Р. Мэй рассказывает о том, каким поразительным фактом для него и других терапевтов в конце 1930-х — начале 1940-х годов стало то, что со-
стояние тревоги, которое в то время считалось симптомом патологии, на- чинает проявляться у пациентов как «общее свойство характера». Попытки Мэя представить концепцию «нормальной тревоги» столкнулись с серьез- ным сопротивлением научного сообщества. Но уже в конце 1940-х годов одно за другим появляются произведения искусства, отражающие карти- ны «грядущего тревожного века», в 1950-е годы происходит радикальный сдвиг в массовом сознании и концепция «нормальной тревоги» занимает свое законное место в психиатрической литературе. Как об этом пишет Р. Мэй, «все люди, как нормальные, так и невротики, осознали, что живут в “тревожное время”» [Мэй, 1997, с. 21]. Еще один пример. Как отмечают специалисты, симптомы ностальгии в историческом прошлом рассматривались как болезненные проявления соматического или неврологического характера. Еще сто лет назад, в конце XIX — начале XX века, ностальгию относили к психиатрическим или пси- хосоматическим нарушениям. В современном понимании ностальгия — это переживаемые нами чувства, относящиеся к прошлому, времени или месту, вызывающим у человека теплые позитивные ассоциации. Более того, по мнению современных экзистенциально ориентированных авторов, но- стальгия может выполнять важные экзистенциальные функции: (1) усили- вать идентичность человека, (2) восстанавливать и укреплять жизненные смыслы, (3) поддерживать и оживлять социальные связи. Кроме этого, но- стальгия может выступать в качестве механизма совладания с некомфорт- ными состояниями, возникающими в силу «разрыва» с привычной средой [Sedikides et al., 2001]. Таким образом, экзистенциальная психология с ее акцентом на самых главных вопросах человеческого существования, чутко реагируя на вы- зовы времени, способствует расширению проблемного поля психологии и побуждает к поиску новых ответов на «вечные» для психологии вопро- сы. Экзистенциальные проблемы человека — это «вечные» вопросы его существования, не умещающиеся в рамки бинарных оппозиций проблемы «трехмерного пространства», конструктивное решение которых должно быть индивидуально выстрадано. Они не требуют устранения, напротив, проживание экзистенциальных проблем — это и есть жизнь. Экзистенци- альные проблемы — это те вызовы, ответы на которые и составляют сущ- ность жизнетворчества.
РЕЗЮМЕ 1. Главным предметом экзистенциальной психологии являются экзистен- циальные проблемы человека, которые проистекают из его столкнове- ния с проблемами бытия.
2. Экзистенциальные проблемы отличаются от традиционно понимае- мых, «обычных» психологических проблем своим содержанием, свя- занным с данностями существования. Они имеют фундаментальный характер, затрагивают самые сущностные проблемы нашей жизни, ле- жат в основе других, более частных проблем. Экзистенциальные про- блемы проходят через всю жизнь человека, актуализируются на разных этапах его существования и требуют соответствующего ответа. 3. Экзистенциальные проблемы, как и любые кризисные ситуации, мо- гут проживаться конструктивным и деструктивным образом. Будучи проблемами «высшего порядка», они требуют решений, не сводящихся к традиционным дилеммам или дихотомиям. 4. Классические подходы к личностным проблемам рассматривают их как помеху в развитии человека и его эффективном функционирова- нии, требующую устранения. Экзистенциальные проблемы выполняют важную функцию в жизни человека, позволяя подтверждать, уточнять и пересматривать жизненные приоритеты и отношения. 5. Экзистенциальная психология пересматривает традиционные пред- ставления психологии о психологическом благополучии, рассматривая проживание экзистенциальных проблем как важнейшую часть жиз- ненного процесса.
Контрольные вопросы для самопроверки 1. Каковы особенности содержания экзистенциальных проблем? 2. В чем проявляется универсальный характер экзистенциальных проб лем? 3. В чем проявляется фундаментальный характер экзистенциальных проблем? 4. Как можно сформулировать позитивную роль экзистенциальных проблем в жизни человека?
Задание для самостоятельной работы 1. Опишите экзистенциальную ситуацию (на основе своего собственного опыта или хорошо вам известной ситуации другого человека). Проана- лизируйте ее с точки зрения способов проживания. 2. Представьте себя в роли психолога, которому рассказывают опи- санную вами ситуацию. Продумайте поведение психолога в данной си туации.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., 1994. Мэй Р. Любовь и воля. М., 1997. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М., 1999.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА Концепт душевного здоровья в человекознании / отв. ред. О. И. Даниленко. СПб., 2014. Мэй Р. Любовь и воля. М., 1997. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.197.201 (0.065 с.) |