Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ключевая идея : Поведение направляют силы внутри человеческой личности , которые часто бывают скрытыми или неосознаваемыми .
Делает упор на внутренние импульсы, желания и конфликты, преж - де всего неосознаваемые; рассматривает поведение как результат столкновения сил внутри личности; придерживается скорее нега - тивного, пессимистического взгляда на человеческую природу. Бихевиористский подход Ключевая идея: поведение формируется и контролируется средой, окружающей человека. Делает упор на изучение наблюдаемого поведения и результаты на - учения; придает значение влиянию внешних вознаграждений и на - казаний; нейтральный, научный, скорее механистический взгляд на человеческую природу. Гуманистический подход Ключевая идея: поведение обусловлено собственным образом человека, субъективным восприятием мира и потребностями в личностном росте. Направляет внимание на субъективный, сознательный опыт, чело - веческие проблемы, потенции и идеалы; делает упор на собствен - ный образ и самоактуализацию при объяснении поведения; пози - тивный, философский взгляд на человеческую природу. [ Д. Кун, 2002] Идеи новой психологии рождаются в атмосфере острых дискуссий. «Гуманистические психологи критикуют ведущие психологические шко- лы первой половины ХХ века за редуцированную модель человеческой природы. Именно борьба за новый и лучший концепт человечности обе- спечивала мотивацию раннего расцвета гуманистической психологии» [Moos, 2001, р. 5]. Появление гуманистической психологии и надежды, которые с ней связывали, основывались на ее открытости актуальным запросам своего времени. Ее возникновение, как принято считать, было связано и с теоре- тическими проблемами тогдашней психологии, и с ее неспособностью отве- чать на вызовы времени, обеспечивать теоретические и методологические основания психологической работы со здоровыми людьми, создавать объ- яснительные модели психологических проблем здоровых людей, находить удовлетворительные альтернативы изживавшей себя идее приспособления как главной цели жизни человека. Кардинальные изменения происходят и в окружающей действительно- сти. Как уже отмечалось, понимание логики развития такой научной обла- сти, как психология, требует учета не только самих научных тенденций, но и особенностей социального контекста и изменяющейся реальности.
Историки науки практически единодушно связывают возникновение гуманистической психологии с особенностями социальной ситуации 1960-х годов. Крах ценностей прошлого, стремление к новым идеалам и способам существования, интеллектуальный поиск, оживление философской мысли, атмосфера перемен, движение «по направлению к жизни», характеризую- щие социальную ситуацию и ситуацию в гуманитарной мысли, захватывают и психологию. В умонастроениях тогдашнего общества происходят карди- нальные изменения, нашедшие свое отражение в том числе в разного рода неформальных движениях, среди которых самыми яркими стали волнения молодежи, так называемая студенческая революция во Франции 1968 года, движение хиппи, интеллектуальный поиск французских «левых». Общее ос- нование этих движений — поиск новых ценностных моделей существова- ния, новых способов диалога человека с этим миром. Оппозиция этих новых смыслов человеческого существования его старым моделям сформулирова- на Э. Фроммом в названии его книги «Иметь или быть» (1976). Появление гуманистического подхода, таким образом, стало след- ствием новых тенденций в психологии и потребности в ответах на вызовы реальности. Историки психологии считают, что «гуманистическая психо- логия способствовала оформлению тех изменений, которые уже назрели в психологической мысли» [Шульц, Шульц, 1998, с. 480]. Описывая эту новую психологию, Н. Смит отмечает, что она «посвяще- на вопросам самоактуализации, креативности, любви, автономии, “Я”-су- ществования, радости и печали, смысла, удовлетворения потребностей, предназначения и выбора», и даже если эти понятия не являются до конца определенными, «эти темы звучат более приближенно к реальной жизни, чем те, что предлагает психология, которую интересуют вопросы выработ- ки условных реакций у крыс или голубей, и более интригующе, чем такие темы, как научение, восприятие и мотивация, “нейронные основы” поведе- ния, “психические” измерения, методология исследований или “обработка информации”, которым обычно посвящены обзорные курсы психологии.
Более того, возможно, они звучат именно так, как, по предположению че- ловека, собирающегося заняться изучением психологии, и должны звучать темы, которые рассматривает эта наука» [Смит, 2003, c. 116]. Гуманистическая психология пытается вернуть психологии ее перво- начальный, «человеческий» смысл. Не случайно фактически первый вы- шедший в России сборник работ, посвященных тематике гуманистической психологии, получил название «Психология с человеческим лицом» (1997). Гуманистическая психология возникает в оппозиции к психоанализу и бихевиоризму, она отстаивает другую психологическую науку, — ориен- тированную на изучение психологических особенностей и психологиче- ской реальности здорового человека, направленного на реализацию своего потенциала и своих возможностей. Соответственно, представители данно- го направления предлагают принципиально иной взгляд на природу чело-
века, отличный от прежней, классической психологии. Человек, с их точки зрения, — это активный, свободный субъект, способный выстраивать свою жизнь, реализовывать свой потенциал и возможности. Один из главных постулатов гуманистического направления: жизнь представляет собой осу- ществление тенденции к максимальному выражению заложенного в чело- веке потенциала, процесс самоактуализации.
С точки зрения гуманистической психологии, сама сущность человека постоянно движет его в направлении личного роста, творчества и са- модостаточности, если только чрезвычайно сильные обстоятельства окружения не мешают этому. Сторонники гуманистической психологии также утверждают, что люди — в высшей степени сознательные и ра- зумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конф ликтов. В общем, гуманистические персонологи рассматривают людей как активных творцов собственной жизни, обладающих свободой выбирать и развивать стиль жизни, которая ограничена только физи- ческими или социальными воздействиями [Хьелл, Зиглер, 1997, с. 480].
Благодаря ученым, работавшим в рамках гуманистического направ- ления (признанными лидерами которого являются прежде всего А. Мас- лоу и К. Роджерс), психология обращается к фундаментальным проблемам человеческого существования. И в какой-то мере, безусловно, оправдан пафос А. Маслоу, который отождествлял гуманистическое направление в психологии с революцией «в истинном, старейшем смысле этого слова», т. е. говорил о «создании нового способа восприятия и мышления, нового образа человека и общества, нового понятия об этике и ценностях, нового направления движения» [Маслоу, 2002, с. 7]. В основе теоретических положений гуманистической психологии — представление о присущем человеку стремлении к самоактуализации, ре- ализации своего потенциала, к полноте функционирования. Модель само- актуализации, ставшая теоретической основой «третьей волны» в психоло- гии, отвечала представлениям своего времени о целях человеческого суще- ствования, была созвучна настроениям времени — стремлениям человека и признанию его права быть самим собой. В отличие от «адаптивного» подхода прежней психологии в контексте гуманистического направления психологические проблемы человека ин- терпретируются как следствие его недостаточной самоактуализации; на- против, успешная самоактуализация, основанная на реализации потенци- ала и личностном росте, создает условия его психологического благополу- чия. Ценность самоактуализации рассматривается как очевидная: свобода самовыражения, право на собственный выбор и собственную жизнь были созвучны настроениям своего времени и идеалам различных нонконфор- мистских движений.
Принципы и идеи гуманистического подхода оказали несомненное влияние на развитие психологии ХХ века. Считается, в частности, что
«гуманистическая психология стоит у истоков движения когнитивной пси- хологии. Основатель когнитивной психологии Ульрик Найссер отмечал, что на него “самое сильное влияние оказал дух гуманистической психоло- гии. Собственно, когнитивный подход и есть гуманистический взгляд на организм человека”» [Шульц, Шульц, 1998, с. 480]. Энтузиазм первого поколения гуманистических психологов, опирав- шийся на критику тогдашней психологии, позволил им утвердить право на существование «третьей психологии». Единодушие в критике психоанали- тиков и бихевиористов, однако, не обеспечивало полного совпадения идей и взглядов в отношении теоретических оснований гуманистической психо- логии. Представители гуманистической психологии, в том числе и ее лиде- ры, начинают сталкиваться не только с задачами отстаивания своих идей в мире психологии, но и с внутренними проблемами своего движения. Так, Маслоу и Сютич довольно быстро начинают испытывать разочарование в связи с трансформацией гуманистических идей, вынесшей, по их мнению, духовность за скобки. Они уходят с организационных позиций в гумани- стическом движении и в 1969 году основывают «Журнал трансперсональ- ной психологии» и Ассоциацию трансперсональной психологии. В новом фокусе их внимания — духовное измерение существования, актуализация себя и своей сущности, метаценности и высокие состояния сознания. В сво- их последних работах Маслоу фактически предстает как экзистенциальный психолог, обсуждающий проблемы бытия, метапотребности человека, цен- ности бытия и др. Дальнейшее развитие идей гуманистического подхода постепенно при- водит к расхождению взглядов его представителей. Внутренняя полемика в рамках гуманистического направления в конце 1980-х годов переходит в серьезную дискуссию, начатую статьей Дж. Роуэна под примечательным названием «Две гуманистические психологии или одна?» [Цит. по: Леонть- ев, 1997б, с. 41]. Эта дискуссия, как и другие возникающие противоречия, имеет большие последствия для общего гуманистического движения,
в рамках которого постепенно начинают выделяться отдельные относи- тельно самостоятельные направления. Фактически «выполнив свою консо- лидирующую роль как “третья сила”, гуманистическая психология превра- тилась в одно из направлений современной психологии, тесно связанное с остальными направлениями» [Леонтьев, 1997а, с. 28]. Следует признать, что гуманистическая психология оказалась доста- точно чуткой к проблемам своего времени. По мнению историков науки, она была «самым широким и согласованным теоретическим направлением в психологии 1950-х гг.» [Лихи, 2003, с. 413]. Оценка подлинного влияния того или направления в науке требует более широкого контекста, чем координаты актуальной ситуации. Это тем более актуально для психологии, объект исследования которой не остается неизменным. Безусловно, однако, что гуманистическая психология, изме-
нив лицо психологии в целом, создала условия для появления новых тен- денций в ее развитии, в том числе задающих новые векторы психологии XXI века. Одним из них становится усиление экзистенциальных подходов, которые, по мнению ряда специалистов, в перспективе могут претендовать на лидирующие, авангардные позиции в науке.
обретение самостоятельного статуса Решающую роль в формировании экзистенциальной психологии, ее раз- витии и обретении самостоятельного статуса сыграли психологи. Д. А. Ле- онтьев называет «вершинами экзистенциальной психологии» работы В. Франкла, Р. Мэя и Дж. Бьюдженталя [Леонтьев, 2001, с. 3–4]. Той же точки зрения придерживаются и западные коллеги: отдавая должное работам фи- лософов — экзистенциальных феноменологов, давшим начало феномено- логическим исследованиям экзистенции, и экзистенциальным аналитикам, они отдают приоритет в формировании экзистенциально-психологическо- го подхода именно психологам. Такие ученые, как Мэй, Олпорт, Роджерс, Лэнг, Франкл, Фромм, Бюдженталь и др., по их мнению, широко используют европейское экзистенциальное мышление. В их клиническую психологию и критический анализ современной западной культуры проникают такие понятия, как «свобода», «отчуждение», «возможность стать аутентичным», «онтологическая вина» и др. [Churchill, Wertz, 2001]. Дж. Гринберг, С. Куул и Т. Пижински, составители и редакторы уни- кального издания по экспериментальной экзистенциальной психологии, считают, что экзистенциальное движение в свое время во многом возникло как реакция на ортодоксальный фрейдизм. Отто Ранк был первым теоре- тиком, включившим экзистенциальные концепты — страх перед смертью и страх перед жизнью — в широкую теоретическую концептуализацию че- ловеческого поведения, анализ развития в детстве и на протяжении жизни. Европейские ученые, такие как Л. Бинсвангер, М. Босс и В. Франкл, разви- вают идеи экзистенциального анализа, необходимости поиска основ чело- веческого поведения в феноменологическом мире субъекта. К. Хорни опи-
сывает образ будущего как важнейшую детерминанту поведения. Э. Фромм анализирует поиск и бегство от свободы. К. Роджерс делает акцент на ау- тентичности, А. Маслоу — на самоактуализации. Из современных ученых отмечают имена Р. Лэйнга, Э. Беккера, Р. Лифтона и И. Ялома [Handbook of Experimental Existential Psychology, 2004, р. 6]. К этому перечню надо, без- условно, добавить имена Р. Мэя и А. Лэнгле. Именно их идеи сформирова- ли не только общую парадигму рассмотрения экзистенциальной тематики в психологии, но и конкретные ракурсы описания экзистенциальных проб- лем, способы их анализа, понимания и приложения на практике.
МЭЙ (May) Ролло (1909–1994) — американский психолог. Получив филологическое и теологи- ческое образование, Мэй начинает работать в качестве священника. Он завязывает тесные дружеские отношения с П. Тиллихом, который оказал огромное влияние на его взгляды и миро- воззрение. Мэй также проходит курс по клиниче- ской психологии в Колумбийском университете. Постепенно Мэй окончательно посвящает себя психологии. Занимаясь практической де- ятельностью, он все более утверждается в сво- их экзистенциалистских воззрениях. Именно Мэй становится главным пропагандистом идей европейского экзистенциализма в США, разви- вая их в контексте проблем психологии лично- сти и психотерапии. В конце 1950-х — начале 1960-х годов он, наряду с Маслоу и Роджерсом, становится одним из организацион- ных и идейных лидеров гуманистической психологии. В своих книгах Мэй рассматривает ключевые проблемы человеческой жизни. Анализируя проблемы современного человека, он выдвигает на передний план проб лему тревоги, развивая идеи «нормальной» тревоги, ее функций, способности человека с ней справляться. Другие темы — становление Я человека, «открытие Бы- тия», свобода человека. Свобода, по Мэю, соотносится с конкретными данностями и неизбежностями, которые необходимо сознательно принять, и только по отноше- нию к которым она и определяется. Эти данности, неизбежности и ограничения, об- разующие пространство детерминизма человеческой жизни, Мэй называет судьбой. Психотерапия должна стремиться к осознанию человеком своих возможностей, сво- боды выбирать свой путь, принимая неизбежное. Другие ключевые темы творчества Мэя — аутентичность, ответственность, трансцендентность, присутствие, экзистен- циальная вина и другие экзистенциальные проблемы. В 1950–1980-х годах Мэй издает много книг, сделавших его имя известным дале- ко за пределами психологического сообщества. Его вклад в развитие экзистенциаль- но-психологического подхода в американской и мировой психологии беспрецедентен. Рекомендовано к прочтению: • «Искусство психологического консультирования». • «Любовь и воля». • «Проблема тревоги». • «Открытие Бытия». • «Свобода и судьба». • «Человек в поисках себя». • «Взывая к мифу».
Таким образом, несмотря на связи экзистенциального направления с философскими и другими идеями, именно психологам принадлежит ре- шающая роль в формировании экзистенциального подхода в психологии. Наиболее известными для российского читателя представителями аме- риканской экзистенциальной психологии являются Р. Мэй и И. Ялом. Ролло Мэй фактически открыл экзистенциальную психологию амери- канским ученым и, по словам Д. Леонтьева, «сам Мэй стал точкой отсчета
ЯЛОМ (Yalom) Ирвин (род. 1931) — американ - ский психолог и психотерапевт. Сын выходцев из России, эмигрировавших сразу после Первой мировой войны. Получив медицинское образо- вание, специализируется в области психиатрии. С 1973 года работает профессором психиатрии в Стэнфордском университете. Ялом посвятил себя развитию идей экзистенциальной психо- терапии, изложенным в его многочисленных работах, прежде всего в «Экзистенциальной психотерапии» (1980), ставшей для огромного числа психологов в разных странах мира своего рода введением в экзистенциальную тематику. Ялом известен своими многочисленными книгами, которые написаны в своеобразном жанре, сочетающем психологизм, художествен- ные достоинства, доступность и увлекательность языка. Этот выбор Ялома продик- тован, по его словам, желанием донести свои идеи до максимально большого числа людей. Эту миссию ему удалось с честью выполнить. Рекомендовано к прочтению: • «Экзистенциальная психотерапия». • «Групповая психотерапия. Теория и практика». • «Лечение от любви». • «Мамочка и смысл жизни». • «Когда Ницше плакал». • «Шопенгауэр как лекарство». • «Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти». • «Проблема Спинозы».
истории экзистенциального движения в США» [Леонтьев, 2009, с. 47]. По- лучив разнообразное образование и непростой жизненный опыт, пережив сильнейший экзистенциальный кризис, Мэй обращается к экзистенциаль- ной тематике и посвящает себя помощи людям в ситуациях переживаемых трудностей. Он занимается психологическим консультированием и пишет диссертацию на тему «Смысл тревоги». Мэй работает над самыми разно- образными проблемами, много пишет, причем не только для профессио- нальной аудитории, и предпринимает немалые усилия для развития экзи- стенциальной тематики в американской науке. Многие его книги переве- дены на русский язык и хорошо известны отечественным ученым. Ролло Мэй «был и навсегда останется первым американским экзистенциальным психологом» [Летуновский, Есельсон, 2002, с. 111]. Другое знаковое для российской психологии имя — Ирвин Ялом; его книга «Экзистенциальная психотерапия» стала для российского читателя первым источником знакомства с экзистенциальной психологией. Свое- образие этой работы в том, что она написана психотерапевтом и основана на клиническом опыте. Ее вряд ли можно рассматривать как исчерпывающее
ФРАНКЛ (Frankl) Виктор (1905–1997) — венский психиатр и психотерапевт. Интерес к психоло- гии и философии возникает у него еще в школь- ные годы, в 16 лет он читает свою первую лек- цию о смысле жизни — теме, которая становится основным мотивом всей его профессиональной жизни. В течение нескольких лет Франкл являл- ся активным членом Общества индивидуальной психологии, которое покинул в 1927 году из-за расхождений с позициями Адлера и его сто- ронников. В 1928 году Франкл основал Центр консультирования в Вене, который возглавлял на протяжении нескольких лет. В 1930 году по- лучил степень доктора медицины и начал ра- ботать в области клинической медицины. Уже к концу 1930-х годов в статьях, опубликованных им в различных медицинских журналах, можно найти формулировки всех основных идей логотерапии и экзистенциального анализа. С 1942 по 1945 год Франкл проходит через опыт четырех концентрационных ла- герей (Аушвиц, Дахау, Освенцим, Терезиенштадт), где погибли его близкие. Опыт этих страшных лет и смысл, извлеченный из него, он описал в книге «Психолог в концлаге- ре» (1946), вышедшей на разных языках общим тиражом до 9 млн экземпляров. Именно там получил подтверждение его взгляд на природу человека. В нацистском лагере мож- но было наблюдать, что те, у кого была какая-то задача, ждущая своего решения и осу- ществления, были в большей степени способны к выживанию. Когда Франкла забрали в Освенцим, его уже готовая рукопись была конфискована, и «только глубокое стрем- ление написать эту рукопись заново помогло выдержать зверства лагерной жизни». В послевоенное время Франкл работает руководителем Венской неврологиче- ской клиники, преподает в университете, возглавляет Австрийское общество психо- терапии. Книги Франкла приносят ему мировую известность. Франкл выступает по всему миру, является почетным профессором многих университетов мира, в том чис- ле Гарвардского и Стэнфордского университетов в США. Основной вклад Франкла в развитие экзистенциальной психологии связан с со- зданной им концепцией смысла жизни, которая является ключевой в его творчестве, предметом его многолетних раздумий, подкрепленных личным драматическим опытом. Его имя прочно связано и с практической работой — созданием логотерапии, практики работы со смыслом, его утратой и восстановлением. Многолетняя деятельность Виктора Франкла и его работы сделали его одной из легендарных фигур психологии ХХ века. Рекомендовано к прочтению: • «Человек в поисках смысла». • «Доктор и душа. От психотерапии к логотерапии». • «Основы логотерапии. Психотерапия и религия».
описание экзистенциальной тематики, но ее практическое обсуждение, многочисленные примеры, приводимые Яломом, как и опыт его практи- ческой работы, делают книгу уникальной. Кроме того, Ялом пользуется огромной популярностью благодаря своим многочисленным трудам, жанр которых трудно определить однозначно. Это и анализ психотерапевтиче- ской практики с разбором конкретных случаев («Лечение от любви» или
«Мамочка и смысл жизни»), и психологическая проза («Когда Ницше пла- кал» или «Проблема Спинозы»), в которой художественная линия объ- единяется с глубоким анализом психотерапевтического характера. Сам И. Ялом объясняет свой уход в написание художественных произведений тем, что с их помощью можно «научить людей большему». Соответственно, цель своих книг он формулирует следующим образом: «…дать своего рода учебный материал для молодых психотерапевтов, да и просто интересую- щихся людей, рассказать им о том, что такое экзистенциальная основа на- шей жизни» [Ялом, 2010, с. 167]. Европейская линия современной экзистенциальной психологии пред- ставлена именами Виктора Франкла и Альфрида Лэнгле. Виктор Франкл — не только один из самых влиятельных представите- лей современной экзистенциальной психологии, но и по-своему легендар- ная фигура европейской психологии. В создание своего учения он вложил личный опыт пребывания в концлагере, убедивший его в уникальной роли смысла жизни как основной движущей силы человеческого существования, как мощного ресурса выживания, жизненной мотивации и жизнестойко- сти. Основной акцент в своем творчестве Франкл делает на свободном и ду- ховном в человеке, на поиске духовного бытия и смысла. Занимаясь практи- ческой помощью людям, он создает свою логотерапию — терапию смысла. Прошедшие десятилетия подтвердили значимость выбора Франкла — в со- временном мире тема смысла жизни выходит на первый план с точки зрения главных проблем современного человека и задач практической помощи ему. Альфрид Лэнгле, президент Общества экзистенциального анализа и лого- терапии в Вене, начинавший как ученик В. Франкла, вырабатывает собствен- ное понимание экзистенциального анализа. Лэнгле делает акцент на моти- вации человека как последовательном поиске своей жизни и себя в ней, как процессе решения жизненных задач — ответов на экзистенциальные вопросы («могу ли я быть в этом мире?», «нравится ли мне быть в этом мире?» и т. д.). Если говорить о российской психологии, то и здесь экзистенциальная традиция, фактически лишь определяющаяся, однако, имеет свои истоки — прежде всего в работах отечественного классика С. Л. Рубинштейна. Рубинштейн в своей последней работе «Человек и мир» обобщает свое понимание онтологии бытия и человека в мире в концепции философской антропологии. Центральным ее пунктом является понимание природы человека через совокупность его отношений к миру, что предполагает ис- следование структуры бытия, включающей в себя человека, и способов его существования в этом бытии. На страницах этой работы он не раз вступает в полемику с представлениями экзистенциалистов, что само по себе сви- детельствует об общности обсуждаемой тематики. Рубинштейн отмечает, что «вопрос о включении в мир специфического способа существования человека ставится в определенной мере и экзистенциализмом», и призна- ет правоту экзистенциализма «по вопросу о сущности и существовании»,
Рекомендовано к прочтению: ЛЭНГЛЕ Альфрид (род. 1951) — австрийский психолог и психотерапевт. Имеет докторские степени по медицине и психологии. Был ближай- шим учеником В. Франкла, на базе идей которого и его практики логотерапии создает свою само- стоятельную практику психотерапии, названную им экзистенциальным анализом. Разработал оригинальную концепцию фундаментальных эк- зистенциальных мотиваций. Возглавляет Обще- ство экзистенциального анализа и логотерапии, имеющее отделения, а также образовательные центры в ряде европейских стран. Ведет актив- ную просветительскую и преподавательскую деятельность по продвижению идей экзистенци- ального анализа, в том числе активно сотрудни- чает с российскими психологами. • «Современный экзистенциальный анализ: история, теория, практика, иссле- дования». • «Person. Экзистенциально-аналитическая теория личности». • «Жизнь, наполненная смыслом. Прикладная логотерапия». • «Что движет человеком? Экзистенциально-аналитическая теория эмоций».
которая «заключается в защите первородного права существования приме- нительно к человеку» [Рубинштейн, 2003, с. 297]. Далее, однако, он указы- вает на неудовлетворительный, по его мнению, характер решения вопроса соотношения понятий сущности и существования средствами экзистен- циальной философии. Следует отметить, что экзистенциализм для Рубин- штейна — это экзистенциализм Хайдеггера и Сартра, причем в довольно радикальной форме. Его несогласие с их суждениями в основном касается трактовки базовых понятий и их соотношения. Обращаясь к идеям Рубинштейна с позиций современных представле- ний экзистенциальной психологии, нельзя не отметить их близость. Философская антропология Рубинштейна описывает человека через его отношения с миром. Будучи философом, Рубинштейн немало внима- ния уделил собственно философским вопросам бытия человека, в том чис- ле обсуждению тезиса «бытие определяет сознание», показав при этом, что и сознание определяет бытие, поскольку субъект своей активностью, своей деятельностью участвует в детерминации событий. Существование челове- ка Рубинштейн понимает как процесс изменения, становления, действия, как его «участие в процессе жизни». Обсуждая данную тематику, Рубинштейн постоянно апеллирует к по- нятиям, которые являются базовыми для экзистенциальной психологии: свобода, ответственность, смысл жизни. Свобода человека трактуется им
РУБИНШТЕЙН Сергей Леонидович (1889–1960) — российский философ, психолог, один из созда - телей отечественной психологической науки. Получил образование в университетах Германии, изучал философию, социологию, математику, естествознание, логику и психологию. Благодаря семейному воспитанию свободно владел несколь- кими европейскими языками, блестяще знал ми- ровую литературу, российскую философию. Увле- кается проблемами методологии научного позна- ния, посвящает ей свою диссертацию («К пробле- ме метода»). В 1913 году Рубинштейн возвращает- ся в Россию и начинает преподавать психологию и логику в одесской гимназии. Через несколько лет по приглашению Н. Н. Ланге переходит на его ка- федру философии и психологии в Одесском университете. С 1922 года Рубинштейн возглавляет кафедру, однако вскоре вынужден покинуть ее из-за научных и идеоло- гических разногласий со старой профессурой. С 1925 года начинается период станов- ления Рубинштейна как психолога, разработки его собственной концепции философ- ской антропологии. В 1930 году Рубинштейн переезжает в Ленинград, где становится заведующим кафедрой психологии Пединститута им. А. И. Герцена. В этот период он начинает ра- ботать над разработкой основ психологии. Главные задачи, которые ставит перед со- бой Рубинштейн, связаны с созданием системы психологии как науки и разработкой ее методологии. В 1940 году выходит его книга «Основы общей психологии». Рубинштейн переезжает в Москву, где становится директором Института психологии АПН СССР и одновременно создает кафедру психологии в МГУ. Он перерабатывает свою книгу «Основы общей психологии», готовит новую фундаментальную работу — «Фило- софские корни психологии». Однако в конце 1940-х годов Рубинштейн подвергается гоне- ниям, его снимают со всех постов, включая руководство кафедрой психологии МГУ. Несмотря на это Рубинштейн продолжает упорно работать над созданием фунда- ментальных трудов, заложивших основы психологии. В 1950-х годах выходят его рабо- ты «Бытие и сознание», «О мышлении и путях его исследования», «Принципы и пути развития психологии». Уже после его смерти выходит его работа «Человек и мир». Рекомендовано к прочтению: • «Принципы и пути развития психологии». • «Проблемы общей психологии». • «Основы общей психологии». • «Бытие и сознание. Человек и мир».
не как простая альтернатива необходимости, ее отрицание, но как заво- евание, достижение человека, принятие на себя ответственности за свою жизнь. Человек, включенный в жизнь, становится субъектом ответствен- ного выбора, ответственного решения. «Линия, ведущая от того, чем че- ловек был на одном этапе своей истории, к тому, чем он стал на следую- щем, происходит через то, что он сделал» [Рубинштейн, 1989, т. 2, с. 246]. При этом ответственность описывается Рубинштейном в абсолютно
экзистенциальном понимании — как ответственность не только за свои действия, за содеянное, но и за упущенное. Именно Рубинштейн вводит в психологию понятие человека как субъекта жизни. Как отмечают специалисты, это была тема всего его творчества. Глава «Человек как субъект жизни» в книге «Человек и мир» начинает- ся с рассуждений Рубинштейна о двух способах существования человека. Первый из них — это «жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей, в которых живет человек», «человек весь внутри жизни, всякое его отношение — это отношение к отдельным явлениям, но не к жизни в це- лом». Второй способ существования связан с выходом «из полной погло- щенности непосредственным процессом жизни» с появлением рефлексии: «…она как бы приостанавливает, прерывает этот непрерывный процесс жизни и выводит человека мысленно за ее пределы. Человек как бы зани- мает позицию вне ее. Это решающий поворотный момент. Здесь кончает- ся первый способ существования. Здесь начинается либо путь к душевной опустошенности, к нигилизму, к нравственному скептицизму, к цинизму, к моральному разложению (или в менее острых случаях — к моральной не- устойчивости), или другой путь — к построению нравственной человече- ской жизни на новой сознательной основе. С появлением рефлексии связа- но философское осмысление жизни». Это, как пишет Рубинштейн, «обоб- щенное, итоговое отношение человека к жизни» определяет его поведение в любой ситуации, в том числе и «степень зависимости его от этой ситуации или свободы в ней» [Рубинштейн, 2003, с. 367]. Личность как субъект жизни — это не только ее активность и деятель- ность по преобразованию окружающего и построению собственной жиз- ни, но и преобразование и созидание собственной сущности в процессе взаимодействия с жизнью. При этом человек может быть в большей или меньшей степени включен в жизнь, и мера этой включенности зависит от самого субъекта. Понимание личности как субъекта жизни апеллирует к высшим структурам и качествам личности, связанным с выстраиванием жизненного пути и его регуляцией. Более того, по Рубинштейну, именно жизнь, выстраиваемая, осуществляемая самим человеком, и есть подлин- ная. Развитие человека, его становление Рубинштейн описывает как «воз- никновение всё более высокоорганизованных и качественно новых уров- ней бытия». Смысл жизни, по Рубинштейну, — это жизненная концепция человека, в которой обобщается вдение человеком своих жизненных це- лей и задач, понимание им своих возможностей, своей ответственности, своего места в жизни. Концепция личности как субъекта жизни, намеченная в работах Ру- бинштейна, не получила дальнейшего развития в отечественной психоло- гии, в которой продолжали доминировать структурные подходы к лично- сти, а поведение изучалось вне жизненного процесса. Понимание личности как движущей силы жизненной динамики, предложенное Рубинштейном,
фактически до последнего времени не находит отражения в психологии личности. И только уже в современной отечественной психологии начина- ется активная разработка понятия человека как субъекта жизни. Р. Мэй отмечает в качестве одной из особенностей экзистенциального направления в психологии то, что его возникновение не является резуль- татом деятельности какого-то одного признанного лидера, как это было со многими другими подходами в психологии. В своей книге, вышедшей несколько десятилетий назад, И. Ялом в свой- ственной ему образной манере пишет: «Экзистенциальная психотерапия, по- добно бездомному бродяге, ничему не принадлежит. У нее нет ни законного места жительства, ни формального образования, ни собственной организа- ции. Академические соседи не признают ее за свою. Она не породила ни офи- циальное сообщество, ни стабильный журнал (немногочисленные хилые чада скончались во младенчестве); не имеет ни стабильной семьи, ни определен- ного главы семейства. Однако у нее есть генеалогия, несколько разбросанных по свету кузин и кузенов, а также друзья семьи — кое-кто в Европе и кое-кто в Америке» [Ялом, 1999, с. 19]. Генеалогия — это «родовой очаг», представлен- ный экзистенциальной философией, и «кузены из Старого Света» — экзи- стенциальные аналитики, к которым, помимо уже упомянутых Бинсвангера и Босса, Ялом добавляет еще некоторые имена, в том числе Виктора Франкла. Трудно спорить с И. Яломом. Но за последние десятилетия многое изменилось. Так, уже в 1960-х годах выходит ряд книг, сыгравших огромную роль в знакомстве психологического сообщества с идеями экзистенциального подхода. Это такие издания, как знаменитые сборники работ классиков эк- зистенциального направления «Existence» и «Existential psychology», выпу- щенные под редакцией Ролло Мэя (в русском переводе [Экзистенциальная психология, 2001]).
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.106.69 (0.14 с.) |