Ключевая идея : Поведение направляют силы внутри человеческой личности , которые часто бывают скрытыми или неосознаваемыми . 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ключевая идея : Поведение направляют силы внутри человеческой личности , которые часто бывают скрытыми или неосознаваемыми .



Делает упор на внутренние импульсы, желания и конфликты, преж - де всего неосознаваемые; рассматривает поведение как результат столкновения сил внутри личности; придерживается скорее нега - тивного, пессимистического взгляда на человеческую природу.

Бихевиористский подход

Ключевая идея: поведение формируется и контролируется средой, окружающей человека.

Делает упор на изучение наблюдаемого поведения и результаты на - учения; придает значение влиянию внешних вознаграждений и на - казаний; нейтральный, научный, скорее механистический взгляд на человеческую природу.

Гуманистический подход

Ключевая идея: поведение обусловлено собственным образом человека, субъективным восприятием мира и потребностями в личностном росте.

Направляет внимание на субъективный, сознательный опыт, чело - веческие проблемы, потенции и идеалы; делает упор на собствен - ный образ и самоактуализацию при объяснении поведения; пози - тивный, философский взгляд на человеческую природу.

[ Д. Кун, 2002]

Идеи новой психологии рождаются в атмосфере острых дискуссий.

«Гуманистические психологи критикуют ведущие психологические шко- лы первой половины ХХ века за редуцированную модель человеческой природы. Именно борьба за новый и лучший концепт человечности обе- спечивала мотивацию раннего расцвета гуманистической психологии» [Moos, 2001, р. 5].

Появление гуманистической психологии и надежды, которые с ней связывали, основывались на ее открытости актуальным запросам своего времени. Ее возникновение, как принято считать, было связано и с теоре- тическими проблемами тогдашней психологии, и с ее неспособностью отве- чать на вызовы времени, обеспечивать теоретические и методологические основания психологической работы со здоровыми людьми, создавать объ- яснительные модели психологических проблем здоровых людей, находить удовлетворительные альтернативы изживавшей себя идее приспособления как главной цели жизни человека.

Кардинальные изменения происходят и в окружающей действительно- сти. Как уже отмечалось, понимание логики развития такой научной обла- сти, как психология, требует учета не только самих научных тенденций, но и особенностей социального контекста и изменяющейся реальности.


 

Историки науки практически единодушно связывают возникновение гуманистической психологии с особенностями социальной ситуации 1960-х годов. Крах ценностей прошлого, стремление к новым идеалам и способам существования, интеллектуальный поиск, оживление философской мысли, атмосфера перемен, движение «по направлению к жизни», характеризую- щие социальную ситуацию и ситуацию в гуманитарной мысли, захватывают и психологию. В умонастроениях тогдашнего общества происходят карди- нальные изменения, нашедшие свое отражение в том числе в разного рода неформальных движениях, среди которых самыми яркими стали волнения молодежи, так называемая студенческая революция во Франции 1968 года, движение хиппи, интеллектуальный поиск французских «левых». Общее ос- нование этих движений — поиск новых ценностных моделей существова- ния, новых способов диалога человека с этим миром. Оппозиция этих новых смыслов человеческого существования его старым моделям сформулирова- на Э. Фроммом в названии его книги «Иметь или быть» (1976).

Появление гуманистического подхода, таким образом, стало след- ствием новых тенденций в психологии и потребности в ответах на вызовы реальности. Историки психологии считают, что «гуманистическая психо- логия способствовала оформлению тех изменений, которые уже назрели

в психологической мысли» [Шульц, Шульц, 1998, с. 480].

Описывая эту новую психологию, Н. Смит отмечает, что она «посвяще- на вопросам самоактуализации, креативности, любви, автономии, “Я”-су- ществования, радости и печали, смысла, удовлетворения потребностей, предназначения и выбора», и даже если эти понятия не являются до конца определенными, «эти темы звучат более приближенно к реальной жизни, чем те, что предлагает психология, которую интересуют вопросы выработ- ки условных реакций у крыс или голубей, и более интригующе, чем такие темы, как научение, восприятие и мотивация, “нейронные основы” поведе- ния, “психические” измерения, методология исследований или “обработка информации”, которым обычно посвящены обзорные курсы психологии.

Более того, возможно, они звучат именно так, как, по предположению че- ловека, собирающегося заняться изучением психологии, и должны звучать темы, которые рассматривает эта наука» [Смит, 2003, c. 116].

Гуманистическая психология пытается вернуть психологии ее перво- начальный, «человеческий» смысл. Не случайно фактически первый вы- шедший в России сборник работ, посвященных тематике гуманистической психологии, получил название «Психология с человеческим лицом» (1997).

Гуманистическая психология возникает в оппозиции к психоанализу и бихевиоризму, она отстаивает другую психологическую науку, — ориен- тированную на изучение психологических особенностей и психологиче- ской реальности здорового человека, направленного на реализацию своего потенциала и своих возможностей. Соответственно, представители данно- го направления предлагают принципиально иной взгляд на природу чело-


 

века, отличный от прежней, классической психологии. Человек, с их точки зрения, — это активный, свободный субъект, способный выстраивать свою жизнь, реализовывать свой потенциал и возможности. Один из главных постулатов гуманистического направления: жизнь представляет собой осу- ществление тенденции к максимальному выражению заложенного в чело- веке потенциала, процесс самоактуализации.

 

С точки зрения гуманистической психологии, сама сущность человека постоянно движет его в направлении личного роста, творчества и са- модостаточности, если только чрезвычайно сильные обстоятельства окружения не мешают этому. Сторонники гуманистической психологии также утверждают, что люди — в высшей степени сознательные и ра-

зумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конф ликтов. В общем, гуманистические персонологи рассматривают

людей как активных творцов собственной жизни, обладающих свободой выбирать и развивать стиль жизни, которая ограничена только физи- ческими или социальными воздействиями [Хьелл, Зиглер, 1997, с. 480].

 

Благодаря ученым, работавшим в рамках гуманистического направ- ления (признанными лидерами которого являются прежде всего А. Мас- лоу и К. Роджерс), психология обращается к фундаментальным проблемам человеческого существования. И в какой-то мере, безусловно, оправдан пафос А. Маслоу, который отождествлял гуманистическое направление

в психологии с революцией «в истинном, старейшем смысле этого слова», т. е. говорил о «создании нового способа восприятия и мышления, нового образа человека и общества, нового понятия об этике и ценностях, нового направления движения» [Маслоу, 2002, с. 7].

В основе теоретических положений гуманистической психологии — представление о присущем человеку стремлении к самоактуализации, ре- ализации своего потенциала, к полноте функционирования. Модель само- актуализации, ставшая теоретической основой «третьей волны» в психоло- гии, отвечала представлениям своего времени о целях человеческого суще- ствования, была созвучна настроениям времени — стремлениям человека и признанию его права быть самим собой.

В отличие от «адаптивного» подхода прежней психологии в контексте гуманистического направления психологические проблемы человека ин- терпретируются как следствие его недостаточной самоактуализации; на- против, успешная самоактуализация, основанная на реализации потенци- ала и личностном росте, создает условия его психологического благополу- чия. Ценность самоактуализации рассматривается как очевидная: свобода самовыражения, право на собственный выбор и собственную жизнь были созвучны настроениям своего времени и идеалам различных нонконфор- мистских движений.

Принципы и идеи гуманистического подхода оказали несомненное влияние на развитие психологии ХХ века. Считается, в частности, что


 

«гуманистическая психология стоит у истоков движения когнитивной пси- хологии. Основатель когнитивной психологии Ульрик Найссер отмечал, что на него “самое сильное влияние оказал дух гуманистической психоло- гии. Собственно, когнитивный подход и есть гуманистический взгляд на организм человека”» [Шульц, Шульц, 1998, с. 480].

Энтузиазм первого поколения гуманистических психологов, опирав- шийся на критику тогдашней психологии, позволил им утвердить право на существование «третьей психологии». Единодушие в критике психоанали- тиков и бихевиористов, однако, не обеспечивало полного совпадения идей и взглядов в отношении теоретических оснований гуманистической психо- логии. Представители гуманистической психологии, в том числе и ее лиде- ры, начинают сталкиваться не только с задачами отстаивания своих идей

в мире психологии, но и с внутренними проблемами своего движения. Так,

Маслоу и Сютич довольно быстро начинают испытывать разочарование

в связи с трансформацией гуманистических идей, вынесшей, по их мнению, духовность за скобки. Они уходят с организационных позиций в гумани- стическом движении и в 1969 году основывают «Журнал трансперсональ- ной психологии» и Ассоциацию трансперсональной психологии. В новом фокусе их внимания — духовное измерение существования, актуализация себя и своей сущности, метаценности и высокие состояния сознания. В сво- их последних работах Маслоу фактически предстает как экзистенциальный психолог, обсуждающий проблемы бытия, метапотребности человека, цен- ности бытия и др.

Дальнейшее развитие идей гуманистического подхода постепенно при- водит к расхождению взглядов его представителей. Внутренняя полемика в рамках гуманистического направления в конце 1980-х годов переходит

в серьезную дискуссию, начатую статьей Дж. Роуэна под примечательным названием «Две гуманистические психологии или одна?» [Цит. по: Леонть- ев, 1997б, с. 41]. Эта дискуссия, как и другие возникающие противоречия, имеет большие последствия для общего гуманистического движения,

в рамках которого постепенно начинают выделяться отдельные относи- тельно самостоятельные направления. Фактически «выполнив свою консо- лидирующую роль как “третья сила”, гуманистическая психология превра- тилась в одно из направлений современной психологии, тесно связанное

с остальными направлениями» [Леонтьев, 1997а, с. 28].

Следует признать, что гуманистическая психология оказалась доста- точно чуткой к проблемам своего времени. По мнению историков науки, она была «самым широким и согласованным теоретическим направлением в психологии 1950-х гг.» [Лихи, 2003, с. 413].

Оценка подлинного влияния того или направления в науке требует более широкого контекста, чем координаты актуальной ситуации. Это тем более актуально для психологии, объект исследования которой не остается неизменным. Безусловно, однако, что гуманистическая психология, изме-


 

нив лицо психологии в целом, создала условия для появления новых тен- денций в ее развитии, в том числе задающих новые векторы психологии XXI века. Одним из них становится усиление экзистенциальных подходов, которые, по мнению ряда специалистов, в перспективе могут претендовать на лидирующие, авангардные позиции в науке.

 

1.3
Экзистенциальная психология:

обретение самостоятельного статуса

Решающую роль в формировании экзистенциальной психологии, ее раз- витии и обретении самостоятельного статуса сыграли психологи. Д. А. Ле- онтьев называет  «вершинами экзистенциальной психологии» работы

В. Франкла, Р. Мэя и Дж. Бьюдженталя [Леонтьев, 2001, с. 3–4]. Той же точки зрения придерживаются и западные коллеги: отдавая должное работам фи- лософов — экзистенциальных феноменологов, давшим начало феномено- логическим исследованиям экзистенции, и экзистенциальным аналитикам, они отдают приоритет в формировании экзистенциально-психологическо- го подхода именно психологам. Такие ученые, как Мэй, Олпорт, Роджерс, Лэнг, Франкл, Фромм, Бюдженталь и др., по их мнению, широко используют европейское экзистенциальное мышление. В их клиническую психологию

и критический анализ современной западной культуры проникают такие понятия, как «свобода», «отчуждение», «возможность стать аутентичным»,

«онтологическая вина» и др. [Churchill, Wertz, 2001].

Дж. Гринберг, С. Куул и Т. Пижински, составители и редакторы уни- кального издания по экспериментальной экзистенциальной психологии, считают, что экзистенциальное движение в свое время во многом возникло как реакция на ортодоксальный фрейдизм. Отто Ранк был первым теоре- тиком, включившим экзистенциальные концепты — страх перед смертью и страх перед жизнью — в широкую теоретическую концептуализацию че- ловеческого поведения, анализ развития в детстве и на протяжении жизни. Европейские ученые, такие как Л. Бинсвангер, М. Босс и В. Франкл, разви- вают идеи экзистенциального анализа, необходимости поиска основ чело- веческого поведения в феноменологическом мире субъекта. К. Хорни опи-

сывает образ будущего как важнейшую детерминанту поведения. Э. Фромм анализирует поиск и бегство от свободы. К. Роджерс делает акцент на ау- тентичности, А. Маслоу — на самоактуализации. Из современных ученых отмечают имена Р. Лэйнга, Э. Беккера, Р. Лифтона и И. Ялома [Handbook of Experimental Existential Psychology, 2004, р. 6]. К этому перечню надо, без- условно, добавить имена Р. Мэя и А. Лэнгле. Именно их идеи сформирова- ли не только общую парадигму рассмотрения экзистенциальной тематики в психологии, но и конкретные ракурсы описания экзистенциальных проб- лем, способы их анализа, понимания и приложения на практике.


 

 

МЭЙ (May) Ролло (1909–1994) — американский психолог. Получив филологическое и теологи- ческое образование, Мэй начинает работать

в качестве священника. Он завязывает тесные дружеские отношения с П. Тиллихом, который оказал огромное влияние на его взгляды и миро- воззрение. Мэй также проходит курс по клиниче- ской психологии в Колумбийском университете.

Постепенно Мэй окончательно посвящает себя психологии. Занимаясь практической де- ятельностью, он все более утверждается в сво- их экзистенциалистских воззрениях. Именно

Мэй становится главным пропагандистом идей европейского экзистенциализма в США, разви- вая их в контексте проблем психологии лично- сти и психотерапии. В конце 1950-х — начале

1960-х годов он, наряду с Маслоу и Роджерсом, становится одним из организацион- ных и идейных лидеров гуманистической психологии.

В своих книгах Мэй рассматривает ключевые проблемы человеческой жизни.

Анализируя проблемы современного человека, он выдвигает на передний план проб лему тревоги, развивая идеи «нормальной» тревоги, ее функций, способности человека с ней справляться. Другие темы — становление Я человека, «открытие Бы- тия», свобода человека. Свобода, по Мэю, соотносится с конкретными данностями и неизбежностями, которые необходимо сознательно принять, и только по отноше- нию к которым она и определяется. Эти данности, неизбежности и ограничения, об- разующие пространство детерминизма человеческой жизни, Мэй называет судьбой. Психотерапия должна стремиться к осознанию человеком своих возможностей, сво-

боды выбирать свой путь, принимая неизбежное. Другие ключевые темы творчества Мэя — аутентичность, ответственность, трансцендентность, присутствие, экзистен- циальная вина и другие экзистенциальные проблемы.

В 1950–1980-х годах Мэй издает много книг, сделавших его имя известным дале- ко за пределами психологического сообщества. Его вклад в развитие экзистенциаль- но-психологического подхода в американской и мировой психологии беспрецедентен.

Рекомендовано к прочтению:

• «Искусство психологического консультирования».

• «Любовь и воля».

• «Проблема тревоги».

• «Открытие Бытия».

• «Свобода и судьба».

• «Человек в поисках себя».

• «Взывая к мифу».

 

 

Таким образом, несмотря на связи экзистенциального направления

с философскими и другими идеями, именно психологам принадлежит ре- шающая роль в формировании экзистенциального подхода в психологии.

Наиболее известными для российского читателя представителями аме- риканской экзистенциальной психологии являются Р. Мэй и И. Ялом.

Ролло Мэй фактически открыл экзистенциальную психологию амери- канским ученым и, по словам Д. Леонтьева, «сам Мэй стал точкой отсчета


 

 

ЯЛОМ (Yalom) Ирвин (род. 1931) — американ - ский психолог и психотерапевт. Сын выходцев из России, эмигрировавших сразу после Первой

мировой войны. Получив медицинское образо-

вание, специализируется в области психиатрии. С 1973 года работает профессором психиатрии в Стэнфордском университете. Ялом посвятил себя развитию идей экзистенциальной психо- терапии, изложенным в его многочисленных работах, прежде всего в «Экзистенциальной психотерапии» (1980), ставшей для огромного

числа психологов в разных странах мира своего рода введением в экзистенциальную тематику.

Ялом известен своими многочисленными книгами, которые написаны в своеобразном жанре, сочетающем психологизм, художествен-

ные достоинства, доступность и увлекательность языка. Этот выбор Ялома продик- тован, по его словам, желанием донести свои идеи до максимально большого числа людей. Эту миссию ему удалось с честью выполнить.

Рекомендовано к прочтению:

• «Экзистенциальная психотерапия».

• «Групповая психотерапия. Теория и практика».

• «Лечение от любви».

• «Мамочка и смысл жизни».

• «Когда Ницше плакал».

• «Шопенгауэр как лекарство».

• «Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти».

• «Проблема Спинозы».

 

 

истории экзистенциального движения в США» [Леонтьев, 2009, с. 47]. По- лучив разнообразное образование и непростой жизненный опыт, пережив сильнейший экзистенциальный кризис, Мэй обращается к экзистенциаль- ной тематике и посвящает себя помощи людям в ситуациях переживаемых трудностей. Он занимается психологическим консультированием и пишет диссертацию на тему «Смысл тревоги». Мэй работает над самыми разно- образными проблемами, много пишет, причем не только для профессио- нальной аудитории, и предпринимает немалые усилия для развития экзи- стенциальной тематики в американской науке. Многие его книги переве- дены на русский язык и хорошо известны отечественным ученым. Ролло Мэй «был и навсегда останется первым американским экзистенциальным психологом» [Летуновский, Есельсон, 2002, с. 111].

Другое знаковое для российской психологии имя — Ирвин Ялом; его книга «Экзистенциальная психотерапия» стала для российского читателя первым источником знакомства с экзистенциальной психологией. Свое- образие этой работы в том, что она написана психотерапевтом и основана на клиническом опыте. Ее вряд ли можно рассматривать как исчерпывающее


 

 

ФРАНКЛ (Frankl) Виктор (1905–1997) — венский психиатр и психотерапевт. Интерес к психоло- гии и философии возникает у него еще в школь- ные годы, в 16 лет он читает свою первую лек- цию о смысле жизни — теме, которая становится

основным мотивом всей его профессиональной жизни. В течение нескольких лет Франкл являл- ся активным членом Общества индивидуальной психологии, которое покинул в 1927 году из-за

расхождений с позициями Адлера и его сто-

ронников. В 1928 году Франкл основал Центр консультирования в Вене, который возглавлял на протяжении нескольких лет. В 1930 году по- лучил степень доктора медицины и начал ра- ботать в области клинической медицины. Уже к концу 1930-х годов в статьях, опубликованных

им в различных медицинских журналах, можно найти формулировки всех основных идей логотерапии и экзистенциального анализа.

С 1942 по 1945 год Франкл проходит через опыт четырех концентрационных ла- герей (Аушвиц, Дахау, Освенцим, Терезиенштадт), где погибли его близкие. Опыт этих страшных лет и смысл, извлеченный из него, он описал в книге «Психолог в концлаге- ре» (1946), вышедшей на разных языках общим тиражом до 9 млн экземпляров. Именно там получил подтверждение его взгляд на природу человека. В нацистском лагере мож- но было наблюдать, что те, у кого была какая-то задача, ждущая своего решения и осу- ществления, были в большей степени способны к выживанию. Когда Франкла забрали в Освенцим, его уже готовая рукопись была конфискована, и «только глубокое стрем- ление написать эту рукопись заново помогло выдержать зверства лагерной жизни».

В послевоенное время Франкл работает руководителем Венской неврологиче-

ской клиники, преподает в университете, возглавляет Австрийское общество психо- терапии. Книги Франкла приносят ему мировую известность. Франкл выступает по всему миру, является почетным профессором многих университетов мира, в том чис- ле Гарвардского и Стэнфордского университетов в США.

Основной вклад Франкла в развитие экзистенциальной психологии связан с со- зданной им концепцией смысла жизни, которая является ключевой в его творчестве, предметом его многолетних раздумий, подкрепленных личным драматическим опытом. Его имя прочно связано и с практической работой — созданием логотерапии, практики работы со смыслом, его утратой и восстановлением. Многолетняя деятельность Виктора Франкла и его работы сделали его одной из легендарных фигур психологии ХХ века.

Рекомендовано к прочтению:

• «Человек в поисках смысла».

• «Доктор и душа. От психотерапии к логотерапии».

• «Основы логотерапии. Психотерапия и религия».

 

 

описание экзистенциальной тематики, но ее практическое обсуждение, многочисленные примеры, приводимые Яломом, как и опыт его практи- ческой работы, делают книгу уникальной. Кроме того, Ялом пользуется огромной популярностью благодаря своим многочисленным трудам, жанр которых трудно определить однозначно. Это и анализ психотерапевтиче- ской практики с разбором конкретных случаев («Лечение от любви» или


 

«Мамочка и смысл жизни»), и психологическая проза («Когда Ницше пла- кал» или «Проблема Спинозы»), в которой художественная линия объ- единяется с глубоким анализом психотерапевтического характера. Сам И. Ялом объясняет свой уход в написание художественных произведений

тем, что с их помощью можно «научить людей большему». Соответственно, цель своих книг он формулирует следующим образом: «…дать своего рода учебный материал для молодых психотерапевтов, да и просто интересую- щихся людей, рассказать им о том, что такое экзистенциальная основа на- шей жизни» [Ялом, 2010, с. 167].

Европейская линия современной экзистенциальной психологии пред- ставлена именами Виктора Франкла и Альфрида Лэнгле.

Виктор Франкл — не только один из самых влиятельных представите- лей современной экзистенциальной психологии, но и по-своему легендар- ная фигура европейской психологии. В создание своего учения он вложил личный опыт пребывания в концлагере, убедивший его в уникальной роли смысла жизни как основной движущей силы человеческого существования, как мощного ресурса выживания, жизненной мотивации и жизнестойко- сти. Основной акцент в своем творчестве Франкл делает на свободном и ду- ховном в человеке, на поиске духовного бытия и смысла. Занимаясь практи- ческой помощью людям, он создает свою логотерапию — терапию смысла. Прошедшие десятилетия подтвердили значимость выбора Франкла — в со- временном мире тема смысла жизни выходит на первый план с точки зрения главных проблем современного человека и задач практической помощи ему.

Альфрид Лэнгле, президент Общества экзистенциального анализа и лого-

терапии в Вене, начинавший как ученик В. Франкла, вырабатывает собствен- ное понимание экзистенциального анализа. Лэнгле делает акцент на моти- вации человека как последовательном поиске своей жизни и себя в ней, как процессе решения жизненных задач — ответов на экзистенциальные вопросы («могу ли я быть в этом мире?», «нравится ли мне быть в этом мире?» и т. д.).

Если говорить о российской психологии, то и здесь экзистенциальная традиция, фактически лишь определяющаяся, однако, имеет свои истоки — прежде всего в работах отечественного классика С. Л. Рубинштейна.

Рубинштейн в своей последней работе «Человек и мир» обобщает свое понимание онтологии бытия и человека в мире в концепции философской антропологии. Центральным ее пунктом является понимание природы человека через совокупность его отношений к миру, что предполагает ис- следование структуры бытия, включающей в себя человека, и способов его существования в этом бытии. На страницах этой работы он не раз вступает в полемику с представлениями экзистенциалистов, что само по себе сви- детельствует об общности обсуждаемой тематики. Рубинштейн отмечает, что «вопрос о включении в мир специфического способа существования человека ставится в определенной мере и экзистенциализмом», и призна- ет правоту экзистенциализма «по вопросу о сущности и существовании»,


 

 


 

 

Рекомендовано к прочтению:


ЛЭНГЛЕ Альфрид (род. 1951) — австрийский психолог и психотерапевт. Имеет докторские степени по медицине и психологии. Был ближай-

шим учеником В. Франкла, на базе идей которого

и его практики логотерапии создает свою само- стоятельную практику психотерапии, названную им экзистенциальным анализом. Разработал оригинальную концепцию фундаментальных эк- зистенциальных мотиваций. Возглавляет Обще- ство экзистенциального анализа и логотерапии, имеющее отделения, а также образовательные центры в ряде европейских стран. Ведет актив-

ную просветительскую и преподавательскую деятельность по продвижению идей экзистенци- ального анализа, в том числе активно сотрудни- чает с российскими психологами.


• «Современный экзистенциальный анализ: история, теория, практика, иссле- дования».

• «Person. Экзистенциально-аналитическая теория личности».

• «Жизнь, наполненная смыслом. Прикладная логотерапия».

• «Что движет человеком? Экзистенциально-аналитическая теория эмоций».

 

 

которая «заключается в защите первородного права существования приме- нительно к человеку» [Рубинштейн, 2003, с. 297]. Далее, однако, он указы- вает на неудовлетворительный, по его мнению, характер решения вопроса соотношения понятий сущности и существования средствами экзистен- циальной философии. Следует отметить, что экзистенциализм для Рубин- штейна — это экзистенциализм Хайдеггера и Сартра, причем в довольно радикальной форме. Его несогласие с их суждениями в основном касается трактовки базовых понятий и их соотношения.

Обращаясь к идеям Рубинштейна с позиций современных представле- ний экзистенциальной психологии, нельзя не отметить их близость.

Философская антропология Рубинштейна описывает человека через его отношения с миром. Будучи философом, Рубинштейн немало внима- ния уделил собственно философским вопросам бытия человека, в том чис- ле обсуждению тезиса «бытие определяет сознание», показав при этом, что и сознание определяет бытие, поскольку субъект своей активностью, своей деятельностью участвует в детерминации событий. Существование челове- ка Рубинштейн понимает как процесс изменения, становления, действия, как его «участие в процессе жизни».

Обсуждая данную тематику, Рубинштейн постоянно апеллирует к по- нятиям, которые являются базовыми для экзистенциальной психологии: свобода, ответственность, смысл жизни. Свобода человека трактуется им


 

 

РУБИНШТЕЙН Сергей Леонидович (1889–1960) — российский философ, психолог, один из созда - телей отечественной психологической науки.

Получил образование в университетах Германии, изучал философию, социологию, математику, естествознание, логику и психологию. Благодаря семейному воспитанию свободно владел несколь- кими европейскими языками, блестяще знал ми- ровую литературу, российскую философию. Увле- кается проблемами методологии научного позна- ния, посвящает ей свою диссертацию («К пробле- ме метода»). В 1913 году Рубинштейн возвращает-

ся в Россию и начинает преподавать психологию и логику в одесской гимназии. Через несколько лет по приглашению Н. Н. Ланге переходит на его ка-

федру философии и психологии в Одесском университете. С 1922 года Рубинштейн возглавляет кафедру, однако вскоре вынужден покинуть ее из-за научных и идеоло- гических разногласий со старой профессурой. С 1925 года начинается период станов- ления Рубинштейна как психолога, разработки его собственной концепции философ- ской антропологии.

В 1930 году Рубинштейн переезжает в Ленинград, где становится заведующим кафедрой психологии Пединститута им. А. И. Герцена. В этот период он начинает ра- ботать над разработкой основ психологии. Главные задачи, которые ставит перед со- бой Рубинштейн, связаны с созданием системы психологии как науки и разработкой ее методологии. В 1940 году выходит его книга «Основы общей психологии».

Рубинштейн переезжает в Москву, где становится директором Института психологии АПН СССР и одновременно создает кафедру психологии в МГУ. Он перерабатывает свою книгу «Основы общей психологии», готовит новую фундаментальную работу — «Фило- софские корни психологии». Однако в конце 1940-х годов Рубинштейн подвергается гоне- ниям, его снимают со всех постов, включая руководство кафедрой психологии МГУ.

Несмотря на это Рубинштейн продолжает упорно работать над созданием фунда- ментальных трудов, заложивших основы психологии. В 1950-х годах выходят его рабо- ты «Бытие и сознание», «О мышлении и путях его исследования», «Принципы и пути развития психологии». Уже после его смерти выходит его работа «Человек и мир».

Рекомендовано к прочтению:

• «Принципы и пути развития психологии».

• «Проблемы общей психологии».

• «Основы общей психологии».

• «Бытие и сознание. Человек и мир».

 

 

не как простая альтернатива необходимости, ее отрицание, но как заво- евание, достижение человека, принятие на себя ответственности за свою жизнь. Человек, включенный в жизнь, становится субъектом ответствен- ного выбора, ответственного решения. «Линия, ведущая от того, чем че- ловек был на одном этапе своей истории, к тому, чем он стал на следую- щем, происходит через то, что он сделал» [Рубинштейн, 1989, т. 2, с. 246]. При этом ответственность описывается Рубинштейном в абсолютно


 

экзистенциальном понимании — как ответственность не только за свои действия, за содеянное, но и за упущенное.

Именно Рубинштейн вводит в психологию понятие человека как субъекта жизни. Как отмечают специалисты, это была тема всего его творчества.

Глава «Человек как субъект жизни» в книге «Человек и мир» начинает- ся с рассуждений Рубинштейна о двух способах существования человека. Первый из них — это «жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей, в которых живет человек», «человек весь внутри жизни, всякое его отношение — это отношение к отдельным явлениям, но не к жизни в це- лом». Второй способ существования связан с выходом «из полной погло- щенности непосредственным процессом жизни» с появлением рефлексии:

«…она как бы приостанавливает, прерывает этот непрерывный процесс жизни и выводит человека мысленно за ее пределы. Человек как бы зани- мает позицию вне ее. Это решающий поворотный момент. Здесь кончает- ся первый способ существования. Здесь начинается либо путь к душевной опустошенности, к нигилизму, к нравственному скептицизму, к цинизму, к моральному разложению (или в менее острых случаях — к моральной не- устойчивости), или другой путь — к построению нравственной человече- ской жизни на новой сознательной основе. С появлением рефлексии связа- но философское осмысление жизни». Это, как пишет Рубинштейн, «обоб- щенное, итоговое отношение человека к жизни» определяет его поведение

в любой ситуации, в том числе и «степень зависимости его от этой ситуации или свободы в ней» [Рубинштейн, 2003, с. 367].

Личность как субъект жизни — это не только ее активность и деятель- ность по преобразованию окружающего и построению собственной жиз- ни, но и преобразование и созидание собственной сущности в процессе взаимодействия с жизнью. При этом человек может быть в большей или меньшей степени включен в жизнь, и мера этой включенности зависит от самого субъекта. Понимание личности как субъекта жизни апеллирует

к высшим структурам и качествам личности, связанным с выстраиванием жизненного пути и его регуляцией. Более того, по Рубинштейну, именно жизнь, выстраиваемая, осуществляемая самим человеком, и есть подлин- ная. Развитие человека, его становление Рубинштейн описывает как «воз- никновение всё более высокоорганизованных и качественно новых уров- ней бытия». Смысл жизни, по Рубинштейну, — это жизненная концепция человека, в которой обобщается вдение человеком своих жизненных це- лей и задач, понимание им своих возможностей, своей ответственности, своего места в жизни.

Концепция личности как субъекта жизни, намеченная в работах Ру- бинштейна, не получила дальнейшего развития в отечественной психоло- гии, в которой продолжали доминировать структурные подходы к лично- сти, а поведение изучалось вне жизненного процесса. Понимание личности как движущей силы жизненной динамики, предложенное Рубинштейном,


 

фактически до последнего времени не находит отражения в психологии личности. И только уже в современной отечественной психологии начина- ется активная разработка понятия человека как субъекта жизни.

Р. Мэй отмечает в качестве одной из особенностей экзистенциального направления в психологии то, что его возникновение не является резуль- татом деятельности какого-то одного признанного лидера, как это было со многими другими подходами в психологии.

В своей книге, вышедшей несколько десятилетий назад, И. Ялом в свой- ственной ему образной манере пишет: «Экзистенциальная психотерапия, по- добно бездомному бродяге, ничему не принадлежит. У нее нет ни законного места жительства, ни формального образования, ни собственной организа- ции. Академические соседи не признают ее за свою. Она не породила ни офи- циальное сообщество, ни стабильный журнал (немногочисленные хилые чада скончались во младенчестве); не имеет ни стабильной семьи, ни определен- ного главы семейства. Однако у нее есть генеалогия, несколько разбросанных по свету кузин и кузенов, а также друзья семьи — кое-кто в Европе и кое-кто в Америке» [Ялом, 1999, с. 19]. Генеалогия — это «родовой очаг», представлен- ный экзистенциальной философией, и «кузены из Старого Света» — экзи- стенциальные аналитики, к которым, помимо уже упомянутых Бинсвангера и Босса, Ялом добавляет еще некоторые имена, в том числе Виктора Франкла.

Трудно спорить с И. Яломом. Но за последние десятилетия многое изменилось.

Так, уже в 1960-х годах выходит ряд книг, сыгравших огромную роль в знакомстве психологического сообщества с идеями экзистенциального

подхода. Это такие издания, как знаменитые сборники работ классиков эк- зистенциального направления «Existence» и «Existential psychology», выпу- щенные под редакцией Ролло Мэя (в русском переводе [Экзистенциальная психология, 2001]).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.106.69 (0.14 с.)