Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема свободы в экзистенциальной психологии
Наиболее полное выражение принцип свободы получает в экзистенциаль- ной психологии. Свобода человека — это его свобода трансцендирования, возможность выхода за пределы границ своего эмпирического Я, возмож- ность подняться над ситуацией. Свобода человека — в его способности в любой ситуации выбирать любую позицию по отношению к ней, проти- востоять тому, чтó ограничивает или даже подавляет его в этой ситуации. Если у гуманистических психологов свобода человека — это его свобода действовать в предлагаемых обстоятельствах, то для экзистенциальных психологов — это возможность выхода за эти предлагаемые обстоя тельства. Из экзистенциально ориентированных авторов теме свободы, пожалуй, наибольшее внимание уделяет Эрих Фромм. Считается, что на его работы сильное влияние оказали Маркс и Фрейд. Возможно, именно Маркс стиму- лировал его интерес к условиям существования человека и их влиянию на формирование личности и конкретных социальных типов характера. Фромм стремится преодолеть рамки психоаналитического подхода, привлекая к из- учению развития личности человека анализ социальных, экономических, политических, антропологических и других культурных и средовых факто- ров. На их основе он описывает тенденцию развития индивидуальности на фоне обретения человеком все большей свободы в развитии собственного потенциала. Возможно, именно Фромм первым констатировал достигший в наши дни особой остроты конфликт между свободой человека и его безо-
пасностью: обретая все бóльшую свободу, автономию, возможность выбора, люди утрачивают чувство безопасности. Это проявляется прежде всего в пе- реживаемых современным человеком чувствах одиночества, отчужденно- сти, изоляции от непосредственного окружения и общества. Этому посвящена знаменитая книга Фромма «Бегство от свободы», вы- шедшая в 1941 году. В предисловии к первому изданию он пишет, что видел свою задачу в концентрации внимания «на значении свободы для современ- ного человека». Именно эта проблема, по мнению Фромма, является «клю- чевой для культурного и социального кризиса наших дней» [Фромм, 1995, с. 7]. Книга Фромма имеет социальную направленность, поскольку акценти- рует внимание на социальном контексте, социальных проблемах современ- ного общества и современного человека, при этом он постоянно апеллиру- ет к историческим примерам и социальным фактам. Однако это не должно дезориентировать читателя: Фромм обозначает проблему свободы прежде всего как психологическую. В предисловии к первому изданию он с сожале- нием констатирует: «Моя задача была бы значительно легче, если бы я имел возможность отослать читателя к законченному курсу психологии человека нашей цивилизации, поскольку значение свободы можно до конца уяснить лишь на основе анализа психики современного человека в целом» [Там же].
Подтверждением психологического понимания Фроммом проблемы сво- боды человека является то, что первая глава его книги, предваряющая всё по- следующее изложение, называется «Свобода — психологическая проблема?».
Человеческий аспект свободы предполагает поиск ответов на ряд вопросов: «Что такое свобода в смысле человеческого переживания? Верно ли, что стремление к свободе органически присуще природе человека? Зависит ли оно от условий, в которых живет человек, от степени развития индивида, достигнутого в определенном обществе на основе определенного уровня культуры? Определяется ли свобода одним лишь отсутствием внешнего принуждения или она включает в себя и некое присутствие чего-то, а если так, чего именно? Какие социальные и экономические факторы в обществе способствуют раз- витию стремления к свободе? Может ли свобода стать бременем, непо- сильным для человека, чем-то таким, от чего он старается избавиться? Почему для одних свобода — это заветная цель, а для других — угроза? Не существует ли — кроме врожденного стремления к свободе — и инстинктивной тяги к подчинению? Если нет, то как объяснить ту притягательность, которую имеет сегодня для многих подчинение вож дю? Всегда ли подчинение возникает по отношению к явной внеш- ней власти или возможно подчинение интериоризованным авторите- там, таким как долг и совесть, либо анонимным авторитетам вроде об- щественного мнения? Не является ли подчинение источником некоего скрытого удовлетворения; а если так, то в чем состоит его сущность?
Что пробуждает в людях ненасытную жажду власти? Сила их жиз- ненной энергии или, наоборот, слабость и неспособность жить неза- висимо от других? Какие психологические условия способствуют уси- лению этих стремлений? Какие социальные условия в свою очередь являются основой для возникновения этих психологических условий?» [Фромм, 1995, с. 15–16].
С момента первой публикации книги Фромма прошло более семидеся- ти лет, но сформулированные им вопросы по-прежнему остаются актуаль- ным вызовом для психологии. Поскольку в соответствии с развиваемыми Фроммом идеями именно растущая свобода человека способна порождать у него чувства одиноче- ства, потерянности, отчужденности, может возникнуть впечатление, что свобода человека сегодня проявляет себя скорее как негативный феномен. Именно поэтому Фромм считает нужным ввести понятие позитивной сво- боды как такого ее вида, когда человек чувствует себя частью общего мира, но не ощущает своей зависимости от него. Человек способен быть автоном- ным и уникальным, но при этом ощущать близость и единство с другими людьми. В этом и состоит главная идея книги Фромма: «Человек перерас- тает свое первоначальное единство с природой и с остальными людьми, че- ловек становится “индивидом” — и чем дальше заходит этот процесс, тем категоричнее альтернатива, встающая перед человеком. Он должен суметь воссоединиться с миром в спонтанности любви и творческого труда или найти себе какую-то опору с помощью таких связей с этим миром, которые уничтожают его свободу и индивидуальность» [Там же, с. 29]. В своих последующих работах Фромм неоднократно возвращается к теме свободы, содержание которой всё более уточняется им как свобода выбора. В совершенно экзистенциальной манере он утверждает: свобода — это не то, что мы имеем или не имеем, это то, что мы выбираем. Следующий ученый, который непременно должен быть упомянут, ког- да речь идет о понимании свободы психологами с выраженной экзистен- циальной ориентацией, — это В. Франкл. Свое эссе «Духовность, свобода и ответственность» он начинает с критического высказывания в адрес пси- хологии естественнонаучного толка, которая не может знать и «не знает ни- какой свободы». Естественные науки оперируют понятием необходимости, а «необходимость и свобода не принадлежат к одному и тому же уровню. На том уровне, на котором локализуется зависимость человека, невозможно обнаружить его автономию. <…> Необходимость и свобода локализованы не на одном уровне; свобода возвышается, надстроена над любой необхо- димостью. Таким образом, причинные цепи остаются всегда и везде зам- кнуты, и в то же время они разомкнуты в высшем измерении, открыты для высшей “причинности”» [Франкл, 1990, с. 105–106]. Более конкретно Франкл квалифицирует свободу как свободу по от- ношению к влечениям, по отношению к наследственности, по отношению к среде. Свободу по отношению к влечениям Франкл обозначает афори- стично: «Человек обладает влечениями, однако влечения не владеют им». Наша свобода или несвобода по отношению к влечениям определяется тем, в какой степени мы позволяем им управлять нашим поведением. «Чело- век — это существо, которое всегда может сказать “нет” своим влечениям» [Там же, с. 107]. Это и есть его свобода, недоступная животным, которые
Ваше место там, где защищают свободу. Издание Отдела агитации и популяризации идей милиционной системы. 1918–1919
идентифицированы со своими влечениями. Свобода по отношению к на- следственности проявляется свободой по отношению к своим задаткам. Речь идет о свободе выбора. Приводимые Франклом примеры, в частно- сти примеры близнецовых исследований, показывают, насколько различ- ная жизнь может быть построена на основе одних и тех же задатков. Один из его любимых примеров — два брата-близнеца, один из которых стано- вится хитроумным преступником, а другой — незаурядным криминали- стом; тем самым они на основе одних и тех же задатков реализуют свою сво- боду выбора разных жизненных моделей. Свобода по отношению к среде, по мнению Франкла, определяется тем, что «влияние среды больше зависит от того, что человек из нее делает, как он к ней относится» [Там же, с. 109]. Безусловно, невозможно отрицать то, что Франкл называет «естествен- ной заданностью»: она включает в себя витальную основу и социальное положение человека, которые задают некую установленность, фиксируе- мость. При этом «собственно человеческое бытие начинается лишь там, где
кончается любая установленность и фиксируемость, любая однозначная и окончательная определенность. А начинается там, прибавляясь к есте- ственной заданности человека, где есть его личностная позиция, установка, его личное отношение ко всему этому, к любой витальной основе и к любой ситуации» [Там же, с. 109]. Франкл называет это судьбой. «Судьба может быть представлена человеку в трех принципиальных формах: 1) как его естествен- ная предрасположенность или природный дар — то, что Тандлер в свое время назвал “телесной неизбежностью”; 2) как ситуация, то есть целостность его внешнего окружения; 3) как взаимодействие предрасположенности и ситуа- ции, которое формирует человеческую позицию» [Там же, с. 208]. Свободу человека Франкл связывает с его духовной сущностью. «Всё че- ловеческое обусловлено. Но собственно человеческим оно становится лишь тогда и постольку, когда и поскольку оно поднимается над собственной обу- словленностью, преодолевая ее, “трансцендируя” ее. Тем самым человек вооб- ще является человеком тогда и постольку, когда и поскольку он как духовное существо выходит за пределы своего телесного и душевного бытия». И еще:
«То, что может противостоять всему социальному, телесному и даже психи- ческому в человеке, мы и называем духовным в нем. Духовное, по определе- нию, и есть свободное в человеке. Духовная личность — это то в человеке, что всегда может возразить. <…> Мое личностное бытие и означает свободу — свободу стать личностью. Это свобода от своей фактичности, свобода своей экзистенциальности. Это свобода стать иным» [Там же, с. 111–112]. Экзистенциальный подход в отношении к свободе еще более опреде- ленно представлен в работах Р. Мэя. Отдавая должное Фрейду, идеи которо- го о побудительных силах, определяющих поведение человека, внесли свой вклад в разрушение характерного для викторианской эпохи иллюзорного образа рационального, волевого человека, Мэй обращает внимание на по- явление нового образа человека: «Возникший образ был образом челове- ка уже не управляющего, но управляемого». Он напоминает высказывание Фрейда: «Глубоко укоренившаяся вера в психическую свободу и выбор <…> совершенно не научна и должна уступить место утверждениям детер- минизма, который управляет психической жизнью» [Мэй, 1997, с. 195]. Мэй говорит о практическом значении, которое имела эта позиция: «Она отражала, объясняла и играла на руку наиболее распространенной склонно- сти современного человека — которая превратилась чуть ли не в повальное заболевание в середине ХХ столетия — считать себя пассивным, безвольным продуктом могучей, неутолимой силы психических побуждений. (И эконо- мических сил, можем мы добавить, как продемонстрировал это на социаль- но-экономическом уровне Маркс своим не менее блестящим, чем у Фрейда, анализом)». Впрочем, он оговаривается, что ни Фрейд, ни Маркс, конечно, не являются причиной упадка «индивидуальной воли и ответственности», они лишь являются авторами открытий, до такой степени повлиявших на общественное сознание, что «тенденция рассматривать себя как следствие
детерминизма в последние десятилетия дошла до крайности в убеждении со- временного человека, что он является беспомощным объектом научных сил, нашедших воплощение в атомной энергии» [Там же, с. 195–196]. Наиболее примечательным — в связи с темой свободы — в идеях Мэя явля- ется различение двух видов свободы — ego-self и psyche-self. В русском переводе они соответственно обозначаются как «свобода действия» и «свобода бытия». Свобода действия — это свобода повседневного опыта, свобода выбо- ра и принятия решений в жизненных ситуациях. Но истинная свобода — это свобода бытия. Свобода бытия проявляется, во-первых, в способности человека изменять свое отношение к существующим ограничениям, в том числе и к самому себе; во-вторых, в способности человека расширять гра- ницы своей идентичности, «превосходить» самого себя, при этом оставаясь самим собой [Кузьмина, 2007, с. 132]. Представленные взгляды зарубежных авторов — Фромма, Франкла, Мэя — раскрывают разные аспекты экзистенциального понимания свобо- ды человека. Вместе с тем более полное и объемное понимание проблемы свободы, имеющее, как уже отмечалось, абсолютно экзистенциальное зву- чание, представлено в работах отечественного ученого С. Л. Рубинштейна. Основанием для этого утверждения является соединение в его работах сво- боды человека как способности к самоопределению с ответственностью за свои действия и поступки. При этом человек — это активный субъект, который во взаимодействии с миром создает свой жизненный мир, изме- няя и созидая и самоё себя. Он является автором и творцом собственной жизни и собственной личности. И в этом смысл самоопределения человека как проявления его свободы. Рубинштейн считал, что человек в результате самоопределения способен отстаивать свою свободу, что означает избира- тельное отношение к внешним воздействиям, а не слепое им подчинение. Именно Рубинштейн вводит в отечественную психологию понятие челове- ка как субъекта жизни — человека, соединяющего свободу с ответственно- стью, человека, способного к самоопределению, к внутренней свободе. От-
ветственность, по Рубинштейну, относится к этическому аспекту проблемы свободы. Как отмечает Кузьмина, анализируя концепцию Рубинштейна, его определение ответственности абсолютно уникально, поскольку ни у кого из психологов нет такого определения: «Человек ответственен за всех дру- гих людей и за свои поступки по отношению к ним» [Там же, с. 171]. В. А. Петровский (в продолжение ранее приведенной цитаты) задается вопросом: «Соответствует ли философской идее “свободной причинности” нечто реальное в психологии?» [Петровский, 1997, с. 125]. По его мнению, в психологии «свод представлений о личности, если вдуматься, есть по сути реализация идеи субъекта как носителя свободной причинности, как при- чины себя». Петровский обращает наше внимание на то, что «разделенные временем и пространством, говорившие на разных языках Гегель и Достоев- ский использовали одно и то же слово — личностность — для обозначения
собственно человеческого в человеке: истины его бытия, состоящей в воз- можности быть причиной себя, свободно определять себя к жизни и даже смерти» [Там же, с. 127]. Обсуждение темы свободы философами и психологами выявляет две одновременно сосуществующие и противоречащие друг другу тенденции. С одной стороны, история развития человеческого общества и существу- ющие в науке представления о формировании человеческой личности указывают на безусловное движение к свободе в процессе этого развития. История человеческого общества, как и становление человеческой лично- сти, — это история нарастающей свободы человека. Но, с другой стороны, тонко чувствующий время и человеческие проблемы Фромм называет свою книгу «Бегство от свободы», а один из самых авторитетных экзистенциаль-
Эмпирические иллюстрации Возможна ли эмпирическая проверка того, что же действительно свой- ственно человеку — стремление к свободе или — осознанное или неосоз- нанное — желание уйти от нее? Еще Л. С. Выготский искал «возможность средствами психологического эксперимента решить, в сущности, чисто философские проблемы и эмпирически показать происхождение свободы человеческой воли» [Выготский, 1983, с. 291]. Психологические данные скорее свидетельствуют в пользу стремления человека ограничить внешний контроль над своими поступками и действо- вать более эффективно в условиях свободы действий и принятия решений. Известны эксперименты, в которых сравнивалась деятельность человека в условиях жестко заданного режима и при возможности варьирования или управления условиями. Фактически однозначным результатом этих весьма разнообразных экспериментов является демонстрация преимуществ ситу- ации, наделенной бóльшими степенями свободы, — преимуществ как для эффективности осуществляемой деятельности, так и для психологического самочувствия ее участников. Один из наиболее знаменитых экспериментов — опыт, проведенный К. Левином и его коллегами в 1939 году по выяснению влияния авторитар- ного и демократического климата на отношения членов группы и группо- вые явления. Придавая огромное значение влиянию среды и отмечая рас- плывчатость и неуловимость такого понятия, как «свобода» (как и «власть» и «социальная атмосфера»), Левин подчеркивает, что именно эти особенно- сти «являются наиболее важными динамическими характеристиками лю- бой социально-психологической ситуации» [Левин, 2000, с. 109].
В соответствии со сформулированной целью в эксперименте создава- лась соответствующая среда — ситуация с разными условиями. В одном случае ведущий целиком определял деятельность группы, он говорил, что и как делать, распределял задания, формировал работающие пары, оце- нивал и критиковал работу — так создавалась атмосфера авторитарного лидерства. Во втором случае цели деятельности и средства их достижения устанавливались самими участниками в результате свободного группово- го обсуждения, они всегда имели возможность и право выбора действий, сами распределяли работу и выбирали себе напарников, что определяло демократический климат группы. (Напомним, что речь шла о группах под- ростков, которые после школы под руководством одного из помощников Левина мастерили поделки.) Результаты эксперимента были впечатляющими. Была продемонстри- рована прямая связь между групповой атмосферой и уровнем напряже- ния членов группы и показано, как социальная атмосфера может влиять на взаимодействие людей и их психологическое состояние. В атмосфере авторитарной группы мальчики утрачивали инициативу, испытывали на- пряжение и недовольство, становились агрессивными, враждовали друг с другом и т. д. Левин был крайне удовлетворен результатами эксперимента. Он обо- значил принципиальное различие между ситуациями в эксперименталь- ных группах как «величину пространства свободного движения». Левин называет эту характеристику в числе основных факторов, определяющих уровень напряжения личности или атмосферы группы. «Слишком огра- ниченное пространство свободного движения обычно приводит к усиле- нию напряжения, что было убедительно доказано в исследованиях гнева и экспериментах по созданию демократической и авторитарной групповой атмосферы. В авторитарной атмосфере напряжение гораздо выше, и его ре- зультатом обычно бывает либо апатия, либо агрессия» [Там же, с. 222]. Схожие задачи были поставлены в исследовании Е. И. Кузьминой, в центре внимания которого было взаимодействие в диадах, организован- ное по авторитарному и демократическому типу. Участники взаимодей- ствия должны были решать творческие задачи, что оказалось невозмож- ным в условиях авторитарного типа взаимодействия, и это побудило автора сделать вывод: «авторитаризм разрушает свободу творчества». В автори- тарных диадах чаще проявлялось сопротивление по отношению к партнеру как «показатель несвободы» [Кузьмина, 2007, с. 254]. Еще один фактор напряжения, выделенный К. Левином, имеющий от- ношение к обсуждаемой теме, — «внешние барьеры». «Напряжение или конфликт зачастую приводят к тому, что человек пытается покинуть не- приятную ситуацию. Если это возможно, то напряжение не будет слиш- ком сильным. Если же человек недостаточно свободен, чтобы покинуть ситуацию, если ему мешают какие-то внешние барьеры или внутренние
Зенос Фрудакис. Памятник Свободе. 2001. Филадельфия, Пенсильвания, США
обязательства, это с высокой вероятностью приведет к возникновению сильного напряжения и конфликта» [Левин, 2000, с. 223]. Понятно, однако, что в эксперименте К. Левина (как, впрочем, и других, которые были упомянуты) речь идет о характеристиках ситуации, в кото- рой оказывается индивид и которые объективно предоставляют ему бóль- шие возможности выбора и свободных действий. В какой мере человек на самом деле стремится к этому и готов ли он этим воспользоваться? Индивидуальное развитие человека есть движение ко всё большей самостоятельности. С детского «я сам» начинается стремление к освобо- ждению от опеки взрослых и, соответственно, зависимости от них. В сущ- ности, наступление зрелости — это достижение автономности, обретение способности к самостоятельному и независимому существованию. Будучи взрослыми, мы еще больше ценим чувство собственной свободы и неза- висимости, поскольку ощущение контроля над ситуацией и овладения ею придает нам уверенность в себе. В отличие от одиночества, которое хоть как-то может быть соотнесе- но с объективными фактами существования человека и его взаимодей- ствия с окружением, свобода есть субъективное ощущение себя в мире. Именно поэтому феномен свободы труднодоступен для эмпирических исследований. Очевидно, что существуют особенности в инфантильном и зрелом по- нимании свободы. Можно попытаться связать их с определенным возрас- том. В одном из исследований изучалось понимание свободы в различных
возрастных группах учащихся — учеников 5–6-го и 9–10-го классов, а так- же студентов 1–2-го курса. Как и следовало ожидать, младшим школьникам свойственно «детское» восприятие свободы: чаще всего они понимают ее как «возможность делать то, что нравится, так, как хочется», как свободу от, «от- сутствие контроля, запрета, давления», свободу что-то не делать («не ходить в школу и не делать уроки»). По мере взросления понятие свободы связы- вается со свободой личности, с самостоятельностью действий, со свободой выбора и возможностью принимать решения, а на уровне поведения осозна- ется как возможность действовать в рамках своих убеждений в соответствии с принятыми нормами, культурой и т. д., как «ответственность за свои мысли и действия» [Кузьмина, 2007, с. 255]. Полученные данные вполне правдопо- добны и отражают реалии возрастных изменений. В то же время понятно, что и людям зрелого возраста могут быть свойственны черты инфантильного сознания. В своей статье Дж. Барг обращает внимание на то, что люди не име- ют себе равных по своей способности к мысленной трансформации соб- ственного мира. Он ссылается на работы в области социального познания, позволяющие утверждать, что наша способность отстраняться от прямого контроля и влияний актуального окружения решающим образом зависит от нашей способности к мысленной трансформации и конструированию этого окружения. Именно она позволяет нам создавать «позитивные иллю- зии». Одна из таких позитивных иллюзий, по Баргу, — чувство контроля или персонального владения ситуацией или ответственности за свои соб- ственные действия и их последствия — имеет существенные социальные преимущества. Он утверждает — и не без оснований — что даже в детер- минирующих ситуациях способность людей вести себя так, как если бы они обладали свободной волей и были персонально ответственны за свои дей- ствия, является огромной, принципиальной ценностью для функциониро- вания современного общества [Bargh, 2004, p. 385–386]. На ту же тему высказывается В. А. Петровский: «Говоря: “Я хочу”, “Я стремлюсь”, “Я совершу это”, — человек трактует себя как причину про- исходящего, причину среди причин, но в этом же акте противопоставля- ет себя всему остальному миру причинности, выделяет себя из причин- но-следственного ряда как независимую силу. Здесь же и иллюзия свободы: воспринимая себя как причину, человек не замечает, что сам он зависим» [Петровский, 1997, с. 129]. Действительно, человек весьма вольно обращается с проблемой своей свободы: он рассматривает себя как причину происходящих событий, если происходящее подчеркивает его сильные стороны, поддерживает самоува- жение и позитивную самооценку, но способен интерпретировать события как независимые от него, а свое положение как безвыходное, если проис- ходящее его не устраивает. Наиболее очевидным образом это проявляется в отвержении или принятии на себя ответственности.
Традиционным для экзистенциальных рассуждений о свободе является про- тивопоставление свободы от свободе для. Рассуждения в начале данной главы относительно расширения возможностей человека, увеличения сте- пеней свободы и появления выбора относятся по преимуществу к свободе от. Стремление человека к свободе от достаточно очевидно: мы стремимся избавиться от контроля родителей, не любим авторитарных начальников, го- товы отстаивать основные свободы человека — свободу слова, вероиспове- дания и т. д. Наша свобода — это способность действовать вопреки давлению обстоятельств, способность сказать «нет», как об этом пишет Франкл. Однако освобождение от давления внешних обстоятельств и ограни- чений не только не решает, но скорее даже усиливает проблему свободы для. Как ты распорядишься своей свободой, для чего ты ее используешь? Это твоя ответственность. Свобода для — это свобода для того, чтобы чело- век мог выстроить свою собственную жизнь в соответствии со своим соб- ственным Я. Этот аспект и является главным в экзистенциальном понимании сво- боды. Свобода — это прежде всего свобода человека в его праве быть субъ- ектом, творцом собственной жизни. Извечный гамлетовский вопрос: «быть иль не быть?» — это вопрос о выборе жизненной позиции: «Достойно ль смиряться под ударами судьбы, иль надо оказать сопротивленье?», плыть по воле волн или стать творцом собственной судьбы. Свобода — это свобо- да выбирать и действовать. Может быть, именно в различении свободы от и свободы для и мож- но найти ответ на вопрос: свобода — это нечто желанное или невыноси- мое для человека. Такой точки зрения придерживается А. Лэнгле: «Свобода только тогда воспринимается как благо, когда человек знает, чего он хочет и что он будет делать, став свободным. Ибо свобода, если человек не пони- мает, что с ней делать, “к чему” ее применить, сопровождается невыноси- мым ощущением пустоты и может превратиться в настоящую муку» [Лэнг- ле, 2009, с. 37]. Р. Мэй, обсуждая детерминистскую интерпретацию личности, пишет: «Если принять этот детерминизм, человеческая ответственность будет уничтожена. Вор сможет сказать: “Не я украл яблоко, а мой голод”. И что же будет с интенциональностью, свободой и креативным решением индиви- да?» [Мэй, 1994, с. 14]. Свобода человека — это и свобода выстраивания собственной лично- сти, способность меняться, преодолевать груз неблагоприятного опыта, не быть его рабом. Это наша возможность пересматривать, переоценивать прошлое. Это наша способность творить и управлять своим будущим через желание возможного и его осуществление.
|
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.30.162 (0.067 с.) |