Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 4. История интабуляции (продолжение): орнаментальная↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 17 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
интабуляция (passeggiato) в конце XVI и XVII вв................................229
[ Аналитические этюды ] Клаудио Меруло. Канцоны и «Susanne un jour»......................................................269 Б. Шмид, 1607.....................................................................................................286
Заключение........................................................................................................................307 Приложение I. Интабуляции: каталог источников (XIV – XVII вв.) ……….…..309 I. Орган, клавир, арфа…………………………………………………………....…… 309 1. Италия……………………………………………………………………..……….309 а) печатные клавирные источники.......................................................................309 Печатные партитуры.........................................................................................312 а) печатные издания...............................................................................................314 а) печатные источники...........................................................................................317 XV – 1-я половина XVI вв. (рукописи в «старонемецкой» табулатуре)......318
II. Лютня, щипковая виола (виуэла), теорба………………………………………323 1. Италия……………………………………………………………………………..323
III. Гитара, цистра, мандора………………………………………………………….346 1. Гитара (4-хорная).....................................................................................................346
Приложение II. Музыка для виолы бастарды и иные обработки вокальных моделей в «бастардном» стиле (источники) ………………………………...349 1. Печатные издания.........................................................................................................349
Приложение III. Популярнейшие шансон и мадригалы и их инструментальные обработки ………………………………………………….353 III.1. «Susanne un jour» (Орландо Лассо)………………………………….......……353
Приложение IV. Клавишные и щипковые инструменты XIV-XVII вв. (краткие сведения).......................................................................................................570
Названия (incipit) цитируемых вокальных произведений..........................................578 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …. ………………………………………………………………623
[1] Мы переводим слово intavolatura как «табулатура», если имеем дело с цифровой нотацией, и оставляем его в оригинальной форме, когда речь идет об итальянской двустрочной клавирной системе. [2] По общей нумерации клавирных сочинений А. Габриели, выпущенных стараниями его племянника Джованни. Данная книга является не пятой книгой канцон, но пятым томом собрания в целом (включая «Интонации» и ричеркары). [NB: четвертый том утерян.] [3] В подавляющем большинстве партитур текст выписан один раз, посередине системы или под басом, а не для каждого голоса в отдельности. Подробнее о рукописных партитурах см. в [II.6] Lowinsky 1960, [II.5] Барсова 1997.
[4] Основная часть собрания (в т.ч. многочисленные сочинения Кабесона) предназначена прежде всего, несомненно, для клавишных или арфы. Но и использование виуэлы (щипковой виолы), упомянутой в заглавии сборника, не исключено, хотя тип нотации — не «щипковый». Венегас перепечатывает в своей «клавирной» нотации несколько виуэльных сочинений из сборников Нарваэса (15381) и Мударры (154614). [5] По поводу виуэлы: см. предыдущее примечание. [6] Слово Instrument в Германии XVI-XVII вв. означало в принципе любой клавишно-струнный инструмент (клавесин, спинет, клавикорд...). [7] См. также интабуляции его сочинений в ркп. Vilnius 284. [8] Порядковый номер книги означает, несомненно, ее место в ряду всех лютневых сборников (разных авторов), выпущенных Петруччи. [9] Издание не фигурирует в каталоге Брауна (II.3 Brown 1965/2000). [10] По имени Женевьевы Тибо, в собственности которой ркп. находилась до 1975 г. [11] Многочисленные несоответствия между порядковым номером лютневых и гитарных книг да Рипы, Ле Руа и Морле и хронологией изданий объясняются тем, что зачастую все экземпляры первых изданий утеряны. Так, три первые книги да Рипы в публикации Ле Руа и Баллара известны только из переизданий 1562 г. и описаны под этим годом. [12] Они перепечатаны в «A briefe and plaine Instruction» (15742) как сольные лютневые пьесы. [13] Содержание рукописей с некоторыми примерами (в нотной транскрипции) приводится в работе [II.8] Brenet 1901-02. Интабуляции проанализированы в [II.8] Vaccaro 1981, p. 223-226. [14] Т.е. третья из опубликованных Фалезом книг шансон в лютневой интабуляции. [15] Ввиду малочисленности источников мы их не разделяем по странам. [16] Т.е. третья из изданных М. Фезанда гитарных книг (разных авторов). Первая и вторая книги дошли до нас в позднейших переизданиях и описаны далее. [17] В общей серии из пяти гитарных книг, изданных Ле Руа и Балларом. [18] См. тж. список литературы (раздел I.7). [19] В тетради баса соло. [20] В большинстве случаев мы приводим разные инструментальные обработки одна над другой, параллельным тектом. Этот метод оказался неудобен для «Susanne un jour» ввиду многочисленности отобранных версий и особенностей музыкальной формы некоторых из них. [21] P. Phalèse (éd.), Tiers livre des chansons a quatre cinq et six parties, Louvain, 1560 (RISM 1560b). [22] См.: [II.6] Levy 1953, p.375; [II.6] Dobbins 1985-6. [23] В нашем Приложении в качестве «тактов» пронумерованы семибревисы (для удобства сравнения с инструментальными версиями). [24] См.: Levy, op.cit., p.379. [25] Если ориентироваться на самые распространенные типы соответствия между лютневым строем и обычным сольфеджио (лютня in G или in A). [26] Строй архилютни у Мелии, конечно, относителен (как и вообще любой лютневый строй). Наш выбор высотной позиции продиктован удобством сравнения, но с таким же основанием он может читаться тоном ниже. Мадригал тогда оказывается транспонированным не на квинту, а на большую сексту вниз. [27] Существуют инструментальные обработки и диминуции В. Галилеи (15682), Г. Фалламеро (15843), Далла Казы (15841), Бассано (15912), Терци (15937). [28] Подробнее о северонемецкой органной традиции см.: [II.7] Насонова 1999. [29] Не исключено, что чисто светская музыка могла исполняться, в силу тех или иных обстоятельств, и на церковных органах. Встречаемые временами в документах эпохи увещевания органистов не играть танцы на службе как раз и указывают, что иные органисты прибегали к такого рода репертуару. [30] В нем. источниках XVI – нач. XVII вв. слово Instrument означает клавишно-струнный инструмент вообще (в т.ч. клавикорд). [31] Терминология эта имеет органное происхождение. В органостроении регистры, звучание которых соответствует номинальной высоте исполняемой ноты, называются восьмифутовыми (обозначение 8’), ибо их самая длинная труба (С большой октавы) имеет длину порядка 8 футов (ок. 2,7 м). Трубы регистров, дающих верхнюю октаву, в два раза короче (4’), нижнюю октаву — в два раза длиннее (16’) и т.д. По отношению к клавесинам эта терминология не является исторической, но используется ради удобства. [32] См. Приложение I. [33] В Средние века гитарой (guitarra, guiterne, gittern, quintern) называли иной инструмент – небольших размеров, с миндалевидным корпусом, выдолбленным из цельного куска дерева. Исторически от этого инструмента (в современной литературе, как правило, называемого гитерной) происходят скорее мандолины, чем наши современные гитары. Прямым его потомком была, в частности, мандора XVI-XVII вв. – маленький лютнеобразный инструмент с 4-5 струнами, обычно одинарными, на котором играли плектром. «Итальянская гитара» XVI-XVII вв., о которой пишет, в частности, Черрето ([I.2] Cerreto 1601, p.320-2, см. тж. Пример 1.10), была инструментом того же типа. [34] Итальянские авторы начала XVI в., когда используют слово «виола» без прилагательного, обычно имеют в виду именно щипковую разновидность (см. [I.1] Castiglione, «Il secondo libro», XIII). Если же речь идет о смычковой виоле, они уточняют: viola da arco или d ’ arco (Ibidem; [I.6] Ganassi 1543). [35] Как правило, диатонические инструменты используют «французский» строй (e 1 -d 1 -g -a), а хроматические — «итальянский» (e 1 -d 1 -g -h). [36] Струны основного ряда теорбы могут быть двойными (как у лютни) или простыми; струны басового ряда — как правило, простые. [37] Цифры нижнего ряда при датах изданий XVI века отсылают к номерам по каталогу Х.М. Брауна «Instrumental music printed before 1600» ([II.3] Brown 1965/2000).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.183.161 (0.009 с.) |