Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Клавишные и щипковые инструменты XIV – XVII вв.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
(краткие сведения) Клавишные инструменты уже со времен позднего Средневековья заявили о себе как наилучшим образом приспособленные для многоголосной игры. Фортепиано появляется лишь ок. 1700 г., и музыка XIV-XVII вв. рассчитана на орган, клавесин, спинет и клавикорд, хотя были попытки создания инструментов и с молоточковой механикой (трактат А. Арно из Зволле, ок. 1440), и с фрикционным колесным механизмом, позволяющим издать тянущийся звук смычкового типа (Geigenwerk, описанный Преториусом: [I.2] Praetorius 1619). Кроме того, клавиорганум (двухмануальный инструмент — соединение клавесина и органа) пользовался известным распространением в XVI–XVIII вв. Орган уже ок. 900 г. становится в Западной Европе церковным музыкальным инструментом (на долгое время единственым). С XIII в. его эволюция направлена в сторону приспособления к исполнению все более сложной полифонии. В XVI–XVII вв. сосуществовали несколько национальных и региональных школ органостроения. Итальянские мастера уже в конце XV в. разделяют единое массивное звучание средневекового органа, включавшее одновременно и основной тон, и разные обертоны (т.н. blockwerk), на отдельные регистры, которые можно комбинировать вручную с помощью регистровых рукояток, добиваясь разных оттенков звучности ([II.7] Silbiger 2004, p. 240). Итальянский орган обычно имел лишь один мануал и слабо развитую педальную клавиатуру. Его звучание — светлое (возможность подключения очень высоких обертонов), однородное и с ясной аттакой, что придает отчетливость в проведении голосов полифонической музыки и в исполнении диминуций. К северу от Альп складываются иные школы органостроения. Если южнонемецкие инструменты часто еще ориентированы на итальянский тип, северонемецкие органы более позднего времени (с конца XVI в.) используют принцип многохорности (не в последнюю очередь, правда, под влиянием итальянских многохорных вокальных композиций XVI в.). Несколько мануалов (обычно 2-3, иногда и 4) заведуют каждый как бы отдельным небольшим органом (Werk), особым образом пространственно расположенным по отношению к другим Werke. Их совместное и попеременное звучание как раз и создает пространственный эффект многохорности, вкупе с эффектом одновременного смешения разных тембров. Педальная клавиатура заведует отдельным Werk и значительно более развита, чем в итальянских или испанских инструментах[28]. В плане музыкальных жанров северонемецкий орган, окончательно сложившийся в XVII в., вообще-то больше связан со «свободными» композициями (прелюдиями, фантазиями, фугами) и с хоральными фантазиями и вариациями, чем с обработками полифонических вокальных моделей. Однако поздние немецкие интабуляции (Шайдеман, Д. Штрунк) рассчитаны именно на такой инструмент и пользуются всеми его ресурсами. Кроме больших церковных органов, скромных размеров одномануальные органы- позитивы (чаще всего «четырехфутовые» — звучащие октавой выше написанного), а также регаль (маленький язычковый орган) пользовались распространением в светском музицировании. Это означает, что с органным звучанием вполне можно ассоциировать не только переложения мотетов и прочие религиозные сочинения, но и интабуляции шансон, мадригалов, и даже танцы[29]. Клавикорд (в старину часто называвшийся также монохордом – monocordio, monacordio, manicordion...) в своем относительно зрелом виде появляется, по-видимому, в XV в. (рис. 1).Принцип звукоизвлечения в клавикорде таков: соединенный с клавишей металлический штырь — тангент — приходит в соприкосновение с латунной струной (обычно двойной), одновременно извлекая звук и служа «порожком» (т.е. ограничивая звучащую часть струны отрезком между самим собой и приклеенной к деке подставкой). В инструментах XV–XVII вв. несколько соседних клавиш — от 2 до 4 — извлекают звук из одной и той же струны (пары струн): их тангенты касаются этой струны в разных местах и делят ее в разной пропорции. Такие клавикорды называют связанными; не все интервалы секунды (в одновременном звучании) могут на них играться, и реальное исполнение на них полифонической музыки иногда требует адаптаций. Рис. 1. Связанный клавикорд (анон., ок. 1690.): Рим, Museo Nazionale degli Strumenti Musicali Звук клавикорда — очень богатый оттенками (широкие возможности нюансировки) но и очень слабый. Этот инструмент служил в первую очередь для обучения и для домашних занятий органистов. Поэтому некоторые клавикорды строились с педальной клавиатурой и иногда — с двумя мануалами ([II.7] Silbiger 2004, p. 365). Клавикорд мог служить для исполнения любой музыки (в т. ч. интабуляций музыки вокальной) в домашних условиях, и богатство его нюансов (в этом отношении он сравним с лютней) тогда оказывалось, несомненно, большим плюсом в воссоздании вокальной выразительности. Клавесин, или чембало (от лат. clavicymbalum – «клавишные цимбалы»; ит. clavicembalo, cembalo или cimbalo, тж. arpicordo; фр. Claveci n; англ. Harpsichord; нем. Instrument [30] , позднее Cembalo), клавишно-струнный инструмент с щипковой механикой,упоминается с 1397г. ([II.7] Silbiger 2004, p. 2). Почти полностью забытый в конце XVIII в., этот инструмент успешно возрождается — вместе со своим репертуаром — в XX в., особенно начиная с 1950-х гг. (движение за воссоздание «аутентичных» клавесинов по старинным моделям и чертежам). Однако вплоть до сегодняшнего дня большинство моделей, используемых в нашей концертной и учебной практике, основано на образцах довольно поздних, XVII–XVIII вв., часто имевших две клавиатуры и два-три ряда струн (регистра). Клавесины XVI – начала XVII вв. значительно отличаются от этих инструментов и по техническим, и по звуковым характеристикам. Типичный клавесин XVI в., в первую очередь итальянский (рис. 2), очень легок по конструкции (сделан буквально как гитара с клавишами), имеет одну клавиатуру и обычно всего один ряд латунных струн (т.е. смены звучности невозможны). Звук его довольно громок, с четкой, взрывной аттакой и быстрым затуханием. Аттака не только сильна, но и красочна («древесный» тембр), но в целом этот инструмент гораздо менее «вокален», чем орган, клавикорд или лютня. Если верить некоторым источником, клавишно – щипковые инструменты использовались в первую очередь в музыке танцевального характера ([I.4] Diruta 1593, f. 5v-6). Однако ничто не указывает на то, что на них менее охотно, чем на органе или на клавикорде, играли переложения шансон и мадригалов. Недостаток «певучести» мог восполняться орнаментацией. Репертуар клавишных инструментов в XVI в. в значительной степени был общим, даже если отдельные жанры были, быть может, более рассчитаны на определенные виды инструментов (литургическая музыка — на церковный орган, танцы — на клавесин и его разновидности, с их четкой аттакой и ритмической энергией). Рис. 2. Итальянский клавесин (Giovanni Baffo, Venezia, 1574): Лондон, Victoria and Albert Museum Венецианские клавесины с середины XVI в. обзаводятся вторым рядом струн, настроенным октавой выше основного, — так называемым четырехфутовым регистром (4’) [31] , что дает возможность варьировать звучность и несколько усиливает forte. В конце же века появляются инструменты с двумя рядами струн в унисон (8’+8’), что станет классической диспозицией XVII–XVIII вв. Не давая значительного выигрыша в громкости, она несколько смягчает аттаку и делает звук более долгим. Таким образом, она лучше подходит для аккомпанирования (basso continuo). Спинет (ит. spinetta, от spina — колючка, острие, перышко, которым защипывается струна; фр. é pinette...) — особая разновидность клавесина, появившаяся в конце XV в. В отличие от длинного крыловидного клавесина, струны которого натянуты перпендикулярно клавиатуре, спинеты более компактны по размерам, благодаря расположению струн параллельно клавиатуре или под углом. Существуют спинеты разных форм — прямоугольные, многоугольные (в частности, итальянские: рис. 3), в XVII–XVIII вв. — также крыловидные, но менее длинные, чем клавесины, и со струнами, натянутыми по диагонали. Спинеты несут в большинстве случаев один ряд струн. Их басовые струны более коротки, чем у клавесинов, и обладают меньшей силой и продолжительностью звука (хотя средний и верхний регистры звучат не менее громко, чем на клавесине).
Рис. 3. Итальянский «многоугольный» спинет (Annibale dei Rossi, Milano, 1555): Лондон, Victoria and Albert Museum Другое название прямоугольного и многоугольного спинета в латиноязычной литературе и в Англии XVI–XVII вв. — виргинал или вирджинал (virginal: по-видимому, от лат. virga – палочка). Арфа. Долгое время арфа оставалась диатоническим инструментом — несущим один ряд жильных струн, настроенных по ступеням диатонической гаммы. Смена тона (лада) требовала перестройки определенных струн, а исполнение альтераций (musica ficta) было затруднительным. Арфы с двумя рядами струн отмечены начиная с XIV в., но собственно двойные арфы — инструменты с двумя рядами струн, диатоническим и хроматическим, – по-видимому, появляются в Испании ок. середины XVI в. ([II.8] Bordas & Fulton 2001, p. 901-902). В испанской традиции два ряда струн натягивались крест-накрест, в итальянской — параллельно (V. Galilei, Dialogo della musica antica e della moderna, 1581). В XVII в. строились также арфы с тремя рядами струн: два крайних — диатонические, средний — соответствующий «черным клавишам» ([I.2] Mersenne 1636, III, p. 169-170). Особую популярность в XVI–XVII вв. арфа получает в Испании, Португалии и в вассальном Испании Неаполитанском королевстве. На «двойной» хроматической арфе можно исполнить любую полифоническую музыку, и ее репертуар редко отличен от клавирного. В Испании и Португалии собрания музыки издаются для «клавишных, арфы и виуэлы» (Venegas de Henestrosa 1557; Cabezón 1578[32]) или «клавишных и арфы» (Rodrigues Coelho 1620). Неаполитанские издания включают также отдельные специфически арфовые пьесы (Trabaci 1615), а композиции А. Майоне (Mayone 1603 & 1609) с их широкими расстояниями между голосами вообще лучше ложатся на арфу, чем на клавишные инструменты, и, вероятно, сочинялись с арфой в руках. Тем не менее даже собственно арфовые сочинения могут играться на клавесине, как то отмечает Трабачи (Trabaci 1615, p. 117).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.29.190 (0.007 с.) |