Клавишные и щипковые инструменты XIV – XVII вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Клавишные и щипковые инструменты XIV – XVII вв.



(краткие сведения)

Клавишные инструменты уже со времен позднего Средневековья заявили о себе как наилучшим образом приспособленные для многоголосной игры. Фортепиано появляется лишь ок. 1700 г., и музыка XIV-XVII вв. рассчитана на орган, клавесин, спинет и клавикорд, хотя были попытки создания инструментов и с молоточковой механикой (трактат А. Арно из Зволле, ок. 1440), и с фрикционным колесным механизмом, позволяющим издать тянущийся звук смычкового типа (Geigenwerk, описанный Преториусом: [I.2] Praetorius 1619). Кроме того, клавиорганум (двухмануальный инструмент — соединение клавесина и органа) пользовался известным распространением в XVI–XVIII вв.

Орган уже ок. 900 г. становится в Западной Европе церковным музыкальным инструментом (на долгое время единственым). С XIII в. его эволюция направлена в сторону приспособления к исполнению все более сложной полифонии. В XVI–XVII вв. сосуществовали несколько национальных и региональных школ органостроения. Итальянские мастера уже в конце XV в. разделяют единое массивное звучание средневекового органа, включавшее одновременно и основной тон, и разные обертоны (т.н. blockwerk), на отдельные регистры, которые можно комбинировать вручную с помощью регистровых рукояток, добиваясь разных оттенков звучности ([II.7] Silbiger 2004, p. 240). Итальянский орган обычно имел лишь один мануал и слабо развитую педальную клавиатуру. Его звучание — светлое (возможность подключения очень высоких обертонов), однородное и с ясной аттакой, что придает отчетливость в проведении голосов полифонической музыки и в исполнении диминуций.

К северу от Альп складываются иные школы органостроения. Если южнонемецкие инструменты часто еще ориентированы на итальянский тип, северонемецкие органы более позднего времени (с конца XVI в.) используют принцип многохорности (не в последнюю очередь, правда, под влиянием итальянских многохорных вокальных композиций XVI в.). Несколько мануалов (обычно 2-3, иногда и 4) заведуют каждый как бы отдельным небольшим органом (Werk), особым образом пространственно расположенным по отношению к другим Werke. Их совместное и попеременное звучание как раз и создает пространственный эффект многохорности, вкупе с эффектом одновременного смешения разных тембров. Педальная клавиатура заведует отдельным Werk и значительно более развита, чем в итальянских или испанских инструментах[28]. В плане музыкальных жанров северонемецкий орган, окончательно сложившийся в XVII в., вообще-то больше связан со «свободными» композициями (прелюдиями, фантазиями, фугами) и с хоральными фантазиями и вариациями, чем с обработками полифонических вокальных моделей. Однако поздние немецкие интабуляции (Шайдеман, Д. Штрунк) рассчитаны именно на такой инструмент и пользуются всеми его ресурсами.

Кроме больших церковных органов, скромных размеров одномануальные органы- позитивы (чаще всего «четырехфутовые» — звучащие октавой выше написанного), а также регаль (маленький язычковый орган) пользовались распространением в светском музицировании. Это означает, что с органным звучанием вполне можно ассоциировать не только переложения мотетов и прочие религиозные сочинения, но и интабуляции шансон, мадригалов, и даже танцы[29].

Клавикорд (в старину часто называвшийся также монохордомmonocordio, monacordio, manicordion...) в своем относительно зрелом виде появляется, по-видимому, в XV в. (рис. 1).Принцип звукоизвлечения в клавикорде таков: соединенный с клавишей металлический штырь — тангент — приходит в соприкосновение с латунной струной (обычно двойной), одновременно извлекая звук и служа «порожком» (т.е. ограничивая звучащую часть струны отрезком между самим собой и приклеенной к деке подставкой). В инструментах XV–XVII вв. несколько соседних клавиш — от 2 до 4 — извлекают звук из одной и той же струны (пары струн): их тангенты касаются этой струны в разных местах и делят ее в разной пропорции. Такие клавикорды называют связанными; не все интервалы секунды (в одновременном звучании) могут на них играться, и реальное исполнение на них полифонической музыки иногда требует адаптаций.

Рис. 1. Связанный клавикорд (анон., ок. 1690.):

Рим, Museo Nazionale degli Strumenti Musicali

Звук клавикорда — очень богатый оттенками (широкие возможности нюансировки) но и очень слабый. Этот инструмент служил в первую очередь для обучения и для домашних занятий органистов. Поэтому некоторые клавикорды строились с педальной клавиатурой и иногда — с двумя мануалами ([II.7] Silbiger 2004, p. 365). Клавикорд мог служить для исполнения любой музыки (в т. ч. интабуляций музыки вокальной) в домашних условиях, и богатство его нюансов (в этом отношении он сравним с лютней) тогда оказывалось, несомненно, большим плюсом в воссоздании вокальной выразительности.

Клавесин, или чембало (от лат. clavicymbalum – «клавишные цимбалы»; ит. clavicembalo, cembalo или cimbalo, тж. arpicordo; фр. Claveci n; англ. Harpsichord; нем. Instrument [30] , позднее Cembalo), клавишно-струнный инструмент с щипковой механикой,упоминается с 1397г. ([II.7] Silbiger 2004, p. 2). Почти полностью забытый в конце XVIII в., этот инструмент успешно возрождается — вместе со своим репертуаром — в XX в., особенно начиная с 1950-х гг. (движение за воссоздание «аутентичных» клавесинов по старинным моделям и чертежам). Однако вплоть до сегодняшнего дня большинство моделей, используемых в нашей концертной и учебной практике, основано на образцах довольно поздних, XVII–XVIII вв., часто имевших две клавиатуры и два-три ряда струн (регистра). Клавесины XVI – начала XVII вв. значительно отличаются от этих инструментов и по техническим, и по звуковым характеристикам. Типичный клавесин XVI в., в первую очередь итальянский (рис. 2), очень легок по конструкции (сделан буквально как гитара с клавишами), имеет одну клавиатуру и обычно всего один ряд латунных струн (т.е. смены звучности невозможны). Звук его довольно громок, с четкой, взрывной аттакой и быстрым затуханием. Аттака не только сильна, но и красочна («древесный» тембр), но в целом этот инструмент гораздо менее «вокален», чем орган, клавикорд или лютня. Если верить некоторым источником, клавишно – щипковые инструменты использовались в первую очередь в музыке танцевального характера ([I.4] Diruta 1593, f. 5v-6). Однако ничто не указывает на то, что на них менее охотно, чем на органе или на клавикорде, играли переложения шансон и мадригалов. Недостаток «певучести» мог восполняться орнаментацией. Репертуар клавишных инструментов в XVI в. в значительной степени был общим, даже если отдельные жанры были, быть может, более рассчитаны на определенные виды инструментов (литургическая музыка — на церковный орган, танцы — на клавесин и его разновидности, с их четкой аттакой и ритмической энергией).

Рис. 2. Итальянский клавесин (Giovanni Baffo, Venezia, 1574):

Лондон, Victoria and Albert Museum

Венецианские клавесины с середины XVI в. обзаводятся вторым рядом струн, настроенным октавой выше основного, — так называемым четырехфутовым регистром (4’) [31] , что дает возможность варьировать звучность и несколько усиливает forte. В конце же века появляются инструменты с двумя рядами струн в унисон (8’+8’), что станет классической диспозицией XVII–XVIII вв. Не давая значительного выигрыша в громкости, она несколько смягчает аттаку и делает звук более долгим. Таким образом, она лучше подходит для аккомпанирования (basso continuo).

Спинет (ит. spinetta, от spina — колючка, острие, перышко, которым защипывается струна; фр. é pinette...) — особая разновидность клавесина, появившаяся в конце XV в. В отличие от длинного крыловидного клавесина, струны которого натянуты перпендикулярно клавиатуре, спинеты более компактны по размерам, благодаря расположению струн параллельно клавиатуре или под углом. Существуют спинеты разных форм — прямоугольные, многоугольные (в частности, итальянские: рис. 3), в XVII–XVIII вв. — также крыловидные, но менее длинные, чем клавесины, и со струнами, натянутыми по диагонали. Спинеты несут в большинстве случаев один ряд струн. Их басовые струны более коротки, чем у клавесинов, и обладают меньшей силой и продолжительностью звука (хотя средний и верхний регистры звучат не менее громко, чем на клавесине).

Рис. 3. Итальянский «многоугольный» спинет (Annibale dei Rossi, Milano, 1555):

Лондон, Victoria and Albert Museum

Другое название прямоугольного и многоугольного спинета в латиноязычной литературе и в Англии XVI–XVII вв. — виргинал или вирджинал (virginal: по-видимому, от лат. virga – палочка).

Арфа. Долгое время арфа оставалась диатоническим инструментом — несущим один ряд жильных струн, настроенных по ступеням диатонической гаммы. Смена тона (лада) требовала перестройки определенных струн, а исполнение альтераций (musica ficta) было затруднительным. Арфы с двумя рядами струн отмечены начиная с XIV в., но собственно двойные арфы — инструменты с двумя рядами струн, диатоническим и хроматическим, – по-видимому, появляются в Испании ок. середины XVI в. ([II.8] Bordas & Fulton 2001, p. 901-902). В испанской традиции два ряда струн натягивались крест-накрест, в итальянской — параллельно (V. Galilei, Dialogo della musica antica e della moderna, 1581). В XVII в. строились также арфы с тремя рядами струн: два крайних — диатонические, средний — соответствующий «черным клавишам» ([I.2] Mersenne 1636, III, p. 169-170).

Особую популярность в XVI–XVII вв. арфа получает в Испании, Португалии и в вассальном Испании Неаполитанском королевстве. На «двойной» хроматической арфе можно исполнить любую полифоническую музыку, и ее репертуар редко отличен от клавирного. В Испании и Португалии собрания музыки издаются для «клавишных, арфы и виуэлы» (Venegas de Henestrosa 1557; Cabezón 1578[32]) или «клавишных и арфы» (Rodrigues Coelho 1620). Неаполитанские издания включают также отдельные специфически арфовые пьесы (Trabaci 1615), а композиции А. Майоне (Mayone 1603 & 1609) с их широкими расстояниями между голосами вообще лучше ложатся на арфу, чем на клавишные инструменты, и, вероятно, сочинялись с арфой в руках. Тем не менее даже собственно арфовые сочинения могут играться на клавесине, как то отмечает Трабачи (Trabaci 1615, p. 117).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.152.173 (0.007 с.)