Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Татьяна Черниговская и Макарий Египетский о мышлении человека

Поиск

 

Современные научные исследования, о которых говорит профессор Татьяна Черниговская, позволили увидеть воочию борьбу между помыслами за внимание мозга, и эту деятельность по выбору, как изменение активности нейронов и нейронных связей в коре головного мозга, на экране специального мозгового электроэнцефалографа.

Но что Татьяна Черниговская, если ещё преп. Макарий Великий (Египетский) в 4 веке уже говорил практически теми же словами о борьбе помыслов между собой за внимание нашего ума, о выборе и отвержении: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/trudy-po-patrologii-tom-1-svjatye-ottsy-2-4-vv/3

«Итак, источник и сущность греха скрываются в душе, в чувствах и мыслях. В позднейшей аскетической литературе подробно и тонко разработана психология греха, его зарождение в форме простой мимолетной мысли, его развитие по мере того, как отвлеченная мысль все более и более будит соответствующее чувство, его завершение в акте решимости воли. Такого подробного и точно сформулированного психологического анализа греховных движений в сочинениях прп. Макария мы не найдем. Однако в общем учение о нравственном соотношении психических сил намечено и в «Духовных беседах» нашего подвижника. Пользуясь как комментарием аскетическими сочинениями более поздней эпохи, в которых начатки идей и нравственного опыта, отразившихся в «Духовных беседах», развиты подробней и систематизированы, воззрения прп. Макария касательно этих предметов можно представить в таком виде. Поводом ко греху всегда служит мысль. Внутренняя нравственная жизнь сводится в последнем своем основании к борьбе представлений, которую прп. Макарий изображает в наглядных картинах, напоминающих борьбу идей психологии Гербарта. В сознании ежеминутно проносится множество помыслов: одни из них добрые, другие подсказаны демонами или тем греховным началом, которое проникает все существо падшего человечества 660. Мысли эти находятся во взаимной борьбе между собой, и их столкновение напоминает состязание колесниц на ипподроме: колесницы перегоняют друг друга и опередившая задерживает других, мешает им нестись вперед и одержать победу (661). Так в душе проносятся греховные помышления, и если им удается остановить на себе внимание ума, то вот уже грех врывается в душу, ниспровергает добрые помыслы и овладевает полем состязания (662). Такую власть представление получает не само по себе, а лишь поскольку оно возбуждает соответствующее чувство, поскольку человек начинает услаждаться им и испытывает слабую степень того удовольствия, с которым связано самое совершение греха. Так, когда диавол внушил Адаму мысль нарушить заповедь Божию, прародитель сначала воспринял ее только «внешним слухом», но потом она проникла в сердце его и таким образом овладела всем его существом (663). Всякий грех совершается ради удовольствия, которое он сулит. Но вместе с представлением дано и соответствующее чувство. Поэтому можно ощущать удовольствие, совершая грех только в воображении, и это чувство, по существу своему, не отличается от того наслаждения, которое дает действительное совершение того же греха. Отсюда, если с греховной мыслью соединяется приятное возбуждение чувства, то грех внутренне уже совершен. «Есть нечистый огонь, – говорит Макарий, – который воспламеняет сердце, пробегает по всем членам и побуждает людей к непотребству и тысячам злых дел. И те, которые раздражаются и соуслаждаются, внутренне, в сердце, совершают блуд» (664). «Если видимо соблюдаешь ты тело свое от растления и блуда, внутренне же ты любодействовал и творил блуд в помыслах своих, то прелюбодей ты пред Богом и не принесет тебе пользы девственное тело твое» (665). То же относится, прибавляет Макарий, к сребролюбию, тщеславию, гордости, ревности, раздражительности (666). Но корни греха скрываются глубже сознательных мыслей и чувств – в темной, бессознательной области души, из которой, иногда так неожиданно, врываются в сферу ясного сознания безумные мысли и преступные вожделения. «Змей таится под самым умом, в глубине помыслов, гнездится и умерщвляет тебя в так называемых тайниках и хранилищах души, потому что сердце есть бездна» (667).

660 Idem. Homilia 43, 6, PG 34, 776.

661Ibidem.

662 Idem. Homilia 10, 9 и 43, 9, PG 34, 460, 777.

663 Idem. Homilia 11, 5, PG 34,5 48. Cp. Homilia 27, 2, PG 34, 693.

664 Macarius Aegyptius. Homilia 15, 48, PG 34, 608–609. Рус. пер. C. 176.

665 Idem. Homilia 26, 13, PG 34, 681–684. Рус. пер. C. 257.

666 Idem. Homilia 15. 48. PG 34, 608–609.

667 Idem. Homilia 17,15, PG 34, 633. Рус. пер. C. 202.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.74.192 (0.009 с.)