Спаситель начинает исцеление слепорожденного с объяснения, что есть день, что есть Свет, а что ночь. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Спаситель начинает исцеление слепорожденного с объяснения, что есть день, что есть Свет, а что ночь.



 

Спаситель не случайно начинает исцеление слепорожденного с объяснения, что такое день и что такое свет. Здесь прямая связь с Шестодневом и сотворением Адама.

Многочисленные варианты, что понимать под словом «день»: миг или бесконечность, один день или тысячу лет, повторять не будем, они хорошо известны. Надо сказать, что из множества вариантов перевода слова «йом» нельзя выбирать только выгодный и объявлять его единственным или единственно верным. Это не научно. Древнееврейский язык действительно беден: в библейском иврите очень ограниченный словарный запас – приблизительно 3100 слов, в отличие, например, от 4 млн. слов английского языка. Сами евреи при толковании Торы говорят, что Бог сотворил мир в одно мгновение, Бог так велик, что время ему не нужно, сказал – сделал.

А с точки зрения синтеза Библии с наукой нас больше интересует то, что Библия первой заговорила об относительности времени. "Дни вечности кто исчислит?" (Сир. 1: 2)

Добавлю интересные мысли:

Мнение самих иудеев, энциклопедия иудаизма (в следующей главе).

Как бы кто ни спорил про перевод слова «йом» - день это или не день, спор не имеет смысла, поскольку сам смысл слова «день» в любом языке вовсе не обязательно ограничивается 12 часами. Это может быть и 24 часа, и вообще любой неопределенный период времени. И даже не про время, а про события, про действия, про веру, про жизнь.

Например, в Ин. 9:4. Сам Спаситель объясняет: «Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день». Понятно, что День Божий - это не 12 часов, и даже не 24. И вообще не время. А действие Бога в мире. Вера людей в Бога. И сама жизнь. Св. Златоуст: «Вот значение этих слов: дондеже день есть, – доколе можно людям веровать в Меня, доколе продолжается эта жизнь».

В битве при Гаваоне Иисус Навин остановил солнце и луну, чтобы продолжить день и победить противников. Если продолжительность дня подвластна человеку, как может она быть не подвластна Богу?

Кто скажет, что Бог зависит от смены дня и ночи? Наоборот, смена дня и ночи зависит от Бога. В Ин. 9:5. Сам Спаситель объясняет: «Доколе Я в мире, Я свет миру». То есть день – это свет Бога, действие Бога в мире. Пока Он творит, в мире – день. А ночь – это когда Он не творит. Почему не творит? Неужели потому, что солнце зашло за горизонт? Нет, конечно. Но потому, что люди Его убили, их вера – как ночь. Это вопрос синергии Бога с человеком. А когда человека ещё не было, Бог действовал в мире без синергии с человеком. Когда Он творил – это день. Когда не творил – это ночь. Всё просто.

Библейская Энциклопедия Брокгауза https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/biblejskaja-entsiklopedija-brokgauza/1167?=день

«День Господень. Под Д.Г. в ВЗ понимается день или момент, когда Бог вмешивается в человеч. историю для суда или спасения.»

Слово «дондеже» в ЦСЯ и слово «гЭос» в оригинальном древнегреческом тексте имеют смысл не только «доколе», но и «до тех пор», «в то время». Поэтому смысл предложения не такой простой. Он подразумевает равенство двух событий. «Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день» = «Мне должно делать дела Пославшего Меня, до тех пор есть день». Или «День есть до тех пор, доколе Мне должно делать дела Пославшего Меня». Если это равенство неявно из грамматики, то явно из смысла сказанного. Предложение имеет многозначительный поэтический характер, с двойным, даже с тройным подтекстом. Третий смысл – про синергию с верой людей.

Бог сказал Адаму в Быт. 2:17 «А от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь». Адам вкусил и прожил 930 лет. Это день или не день? Или почти один день?

Моисей не мог знать про 24 часа. Приписывать ему этого нельзя. Тогда люди меряли время событиями, а не часами. Деление дня на часы ученые обнаруживают у израильтян только после вавилонского плена; в еврейском языке в тот период еще не было слова, обозначающего час как отрезок времени, оно появилось только в арамейском языке. А.П. Лопухин пишет: «Только уже после Рождества Христова у иудеев вошло в употребление разделение дня на двенадцать часов, считавшихся от восхода солнца до заката, но и это разделение не имело особенной точности, так как часы или удлинялись, или уменьшались в своем протяжении, смотря по долготе или краткости дней в летние или зимние месяцы года». Так что у евреев с часами всё сложно.

 

2.3.2. Креационистов и младоземельцев можно спросить: "Это в каком полушарии был вечер - в Северном или в Южном?

 

Иначе, в одном полушарии, где день, Бог творил, а в другом, где ночь - не творил? Тогда Бог не вездесущ. И зависит от смены дня и ночи. Или на Земле не может быть дня и ночи одновременно. Сначала на всем земном шаре день, а потом через 24 часа, на всем земном шаре ночь. Или шар - плоский? Но святые отцы, глядя на линию горизонта, на верхушку мачты далекого корабля, очевидно утверждали, что шар Земли круглый.

Православная энциклопедия пишет про креационизм и младоземельчество следующее: «Научным Креационизмом именуется гл. обр. возникшее в 1-й четв. XX в. в среде амер. протестантов-фундаменталистов течение, пытающееся с помощью совр. науки доказать молодой возраст Земли и потому носящее также название «младоземельного креационизма» (Young Earth Creationism). С целью научной апологетики христ. вероучения в 1972 г. в г. Сан-Диего был создан Ин-т креационных исследований (Institute for Creation Research).» «В научном мире отношение к этому направлению скептическое. Критики подчеркивают, что среди его приверженцев нет не только ни одного лауреата Нобелевской премии в области естественных наук, но и крупных ученых. Младоземельные креационисты, справедливо критикуя эволюционные теории по некоторым пунктам, допускают значительные погрешности в научном отношении». «Правосл. критики научного Креационизма указывают на его фактически сектантское происхождение, а также на несоответствие его подхода святоотеческому». http://www.pravenc.ru/text/2458993.html

Есть и противоположные мнения. Что день надо понимать буквально.

Да, это надо понимать буквально - День Божий. А про длительность мы утверждать ничего не можем. Тем более в том мире, до грехопадения. Мы не знаем, какие там были законы. Знаем только, что они были иными, чем сейчас.

Профессор А.П. Лопухин пишет: «1) Всем известно, что по-еврейски слово йом может означать и действительно означает во многих местах св. Писания неопределенный период времени (Быт. 2:4, 17; Лев. 7:35, 36; Втор. 9:24; 31:17, 18; 32:7, Пс. 2:7; Ис. 34:8; 63:4; Иерем. 46:10; Иоиль 2:31; Ам. 3:14; Зах. 14:9; Матф. 10:15; 12:36; Иоан. 8:56; Рим. 2:5; 2 Кор. 6:2).

2) По-еврейски слово период нельзя выразить иначе, как чрез слово йом, так как в этом языке не существует другого слова для выражения этого понятия. Отсюда бытописатель, и разумея период, по необходимости должен был употреблять слово йом, как имеющее это широкое значение.

3) Эти два основания показывают возможность понимания дня в смысле периода. Другие соображения затем доказывают, что Моисей и действительно употребляет слово йом не в смысле суток в 24 часа, а в смысле неопределенного периода. Он именно говорит, что солнце и луна, как светила, назначенные для отделения дня от ночи, для управления днем и ночью, были поставлены Творцом в четвертый день творения. Следовательно, три первые дня отнюдь не могут быть днями в собственном смысле этого слова, так как для них не было главного условия, определяющего их продолжительность, т.е. не было того отношения земли к солнцу, в котором она находится теперь. Если же первые три дня, очевидно, были неопределенные периоды, то таковыми же были и следующие дни, так как ничто не дает нам права делать произвольное различие между йом в приложении к первым трем и йом в приложении к последним четырем периодам творения».

Вот пример противоположного мнения: один известный уважаемый младоземельный креационист из списка литературы яростно утверждает, что «это неправда»: «Для обозначения эпохи Моисей использовал слово "олам" (Быт.49,26), а для обозначения дня или суток - слово "йом"». 

Однако его опровержение легко перепроверить: 26 בִּרְכֹת אָבִיךָ גָּֽבְרוּ עַל ־ בִּרְכֹת הוֹרַי עַֽד ־ תַּאֲוַת גִּבְעֹת עוֹלָם תִּֽהְיֶין לְרֹאשׁ יוֹסֵף וּלְקָדְקֹד      Слово עוֹלָם здесь переводится не «эпоха», а «вечность». Собственно, русский текст так и говорит: «Благословениями отца твоего, которые превышают благословения гор древних и приятности холмов вечных» Так что здесь есть серьезная натяжка. Вечность – это вполне определенный период времени – бесконечный. А неопределенный период обозначается всё-таки словом «йом».

Не будем приводить спорные аргументы типа «день как тысяча лет», лучше приведем бесспорные:

Например, А.П Лопухин говорит про Быт. 2: 4, 5 «"Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время (йом), когда Господь Бог создал землю и небо, и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла" Тут под словом йом уже прямо разумеется вся сумма дней творения, как неопределенный период времени, и во всяком случае уже не день в собственном смысле этого слова, так что и русский синодальный перевод передает здесь слово йом в смысле неопределенного времени «в то время»». Понятно, что создание земли и неба, и полевой травы происходило в разное время, а не в одно и то же. В разные дни творения.

Опровержения нет.

Разговаривая с фарисеями Иисус Христос говорит: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой» (Ин. 8: 56); здесь слово день означает приход Спасителя, период (см. также Иоил. 2: 1; Соф. 1: 7, 14).

В Пс. 89 «утро» обозначает начало жизни, а «вечер» - конец жизни».

«Святые отцы Церкви считают седьмой день продолжающимся и поныне, а затем, по воскресении мертвых, настанет вечный восьмой день, т. е. вечная будущая жизнь. Как и пишет о том, например, св. Иоанн Дамаскин (8 век): "Считается семь веков сего мира, от сотворения неба и земли до общего скончания и воскресения людей. Ибо хотя есть частное скончание - смерть каждого; но и есть общее совершенное скончание, когда будет общее воскресение людей. А осьмый век - будущий". Автор известного учебника «Закон Божий» прот. С. А. Слободско́й (1912 – 1971), Азбука.ру. О его авторитете говорит следующее: «Архиепископ Аверкий (Таушев), будучи тяжело больным, прибыл лично проводить батюшку «в путь всея земли». Отпевание отца Серафима в Покровском храме, продолжавшееся четыре часа, владыка совершил в сослужении восемнадцати священников, приехавших отовсюду. (Издательство Московской Патриархии).

В седьмом дне нет завершения о «вечере и утре», как в других днях творения. Это указывает на то, что субботний покой Бога продолжается и сейчас.

Восьмидневный Праздник кущей не доказывает, что странствия в пустыне при Моисее заняли всего восемь дней.

В Лев. 25:4 график один к семи дублируется шестью годами засевания земли и одним годом «субботнего покоя для земли».

Снова повторю, что у святых отцов есть противоположные мнения о длительности дней Творения. Но нет Consensus Patrum.

Вот что говорит об этом профессор А.П. Лопухин, и его позиция особенно ценна для синтеза Библии с наукой: «Могут возражать против изложенного объяснения дней творения, что оно не имеет ясного подтверждения в предании, в толкованиях отцов и учителей церкви. Но на это нужно сказать, что предание не дает единогласного решения, и хотя у древних толкователей преобладает понимание буквальное, но нет недостатка и в толковании иносказательном, именно в смысле неопределенных периодов. Так вся школа александрийских отцов и учителей церкви понимала выражение день, вечер и утро иносказательно. Затем блаж. Августин прямо говорит, что «нам трудно вообразить, какого рода могли быть эти дни», и для уяснения их прибегал к современным наукам, показывая этим и нам, что мы также должны пользоваться всем тем светом, который наука проливает на таинственные вопросы бытия. А новейшая наука, неизвестная древним, именно наука о земле, геология, дает положительные данные в подтверждение того, что дни творения — это продолжительные периоды, и правильная последовательность их, вполне согласующаяся с показанием бытописателя, писавшего историю творения за тысячи лет до появления самой геологии, служит новым поразительным доказательством богооткровенности книги Бытия.»

 

В библейском иврите вечер (эрев) имеет несколько значений, среди них «закат», «при наступлении вечера» и может нести в себе смысл постепенного прекращения или уменьшения деятельности. Утро (бокер) тоже имеет несколько значений, среди них «момент, когда ночь начинает сменяться днём», «конец ночи», «рассвет», «заря», «начало дня» и может нести в себе смысл нового начала деятельности.

Утром, днем, вечером и ночью можно считать начало и окончание каждого творческого процесса Бога, ведь Он Сам был Светом, когда светил еще не было. Или позже, когда их еще не было видно очевидцу Моисею сквозь непрозрачную атмосферу Земли (визионерская теория, что Бог показывал Моисею все этапы Творения, и тот записал, что видел).

В аллегорическом и сотериологическом толковании день – это наша земная жизнь. А в историческом и буквальном толковании день – это пребывание Спасителя в мире и творение. А не просто астрономическая смена дня и ночи. В первые дни Бытия ещё не было светил, Солнца и Луны, но свет уже был. Это Свет Самого Спасителя, Света миру. Следовательно, день длится до тех пор, пока осуществляется творение. А не наоборот, что творение осуществляется лишь днём, а дело творения и Сам Творец зависят от продолжительности дня. Такого не может быть.

Пока в одном полушарии Земли день, в другом ночь. Одного этого уже достаточно против 24-часового понимания дней творения.

Много путаницы сюда прибавил «Перевод короля Иакова», где вечер и утро совмещены: «And the evening and the morning were the nth day» (И вечер и утро были n-ым днём). Как указывает Коллинз, «Грамматически Авторизованный перевод короля Иакова сжимает два события в сумму, а именно, вечер плюс утро были одним днём». Это неверно.

Ниже толкование Василия Великого на Быт. 1:5 «И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.»

«Ныне, по сотворении уже солнца, день есть освещение воздуха солнцем, которое сияет в полушарии, лежащем над землею, а ночь - покрытие земли тенью, когда сокрывается солнце. Но тогда, не по солнечному движению, но потому что первобытный оный свет, в определенной Богом мере, то разливался, то опять сжимался, происходил день и следовала ночь.»

Здесь святой Василий Великий указывает, что в первые Дни Творения день и ночь сменялись не по нынешнему солнечному движению, а по определенной Богом мере. Действительно, солнца ещё не было. 

Потому Моисей главу времени назвал не первым, но единым днем, чтобы день сей по самому наименованию имел сродство с веком. Хотя Писание представляет нам многие веки, часто говоря: век века и веки веков, однако в нем не перечисляются ни первый, ни второй, ни третий век, чтобы из этого были нам видны более различия состояний и разнообразных вещей, нежели ограничения, окончания и преемство веков. Ибо сказано: велик день Господень и светел (Иоил. 2, 11). И еще: для чего вам этот день Господень? он тьма, а не свет (Ам. 5, 18). Ибо по нашему учению известен и тот невечерний, не имеющий преемства и нескончаемый день, который у Псалмопевца наименован осьмым (Пс. 6, 1), потому что он находится вне сего седмичного времени. Посему назовешь ли его днем или веком, выразишь одно и то же понятие; скажешь ли, что это день или что это состояние, всегда он один, а не многие; наименуешь ли веком, он будет единственный, а не многократный. Посему и Моисей, чтобы вознести мысль к будущей жизни, наименовал единым сей образ века, сей начаток дней, сей современный свету, святой Господень день, прославленный воскресением Господа. Потому и говорит: был вечер, и было утро, день един.»

 

А.П. Лопухин  о соглашении Билии с наукой http://bible.optina.ru/old:gen:01:05

«Мысль о соглашении в этом пункте Библии с наукой сильно занимала еще отцов и учителей Церкви, среди которых представители Александрийской школы - Ориген, святые Климент Александрийский, Афанасий Александрийский, и др. стояли даже за аллегорическое толкование библейских дней в смысле более или менее продолжительных периодов.

Итак, Библия говорит об обычных днях, а наука о целых периодах или эпохах. Лучшим выходом из этого противоречия является, по нашему мнению, так называемая «визионерская» теория. По смыслу этой теории, библейское повествование о творении мира представляет собой не строго научное и фактически детальное воспроизведение всей истории действительного процесса мирообразования, а лишь его главнейшие моменты, открытые Богом первому человеку в особом видении (visio). Здесь вся история происхождения мира, развившаяся в недоведомое для нас время, прошла пред духовным взором человека в виде целой серии картин, из которых каждая представляла известные группы явлений, причем как общий характер, так и последовательность этих картин являлись верным, хотя и мгновенным отображением действительной истории. Каждая из этих визионерных картин образовывала собою особую группу явлений, фактически развивавшихся в течение одного и того же периода, в видении же получившего название того или другого дня.

На вопрос, почему же геологические эпохи творения получили в библейском космогоническом видении название обычного «дня», ответить сравнительно нетрудно: потому, что «день» был самой удобной, самой простой и легко доступной сознанию первобытного человека хронологической меркой. Следовательно, чтобы внедрить в сознание первого человека идею о последовательном порядке творения мира и раздельности его процессов, целесообразнее всего было воспользоваться уже знакомым ему образом дня как цельного и законченного периода времени.

Итак, по вопросу о днях творения Библия и наука отнюдь не сталкиваются между собой: Библия, разумея обыкновенные дни, отмечает этим самым лишь различные моменты космогонического видения, в котором Бог благоволил открыть человеку историю мироздания; наука же, указывая на геологические эпохи и продолжительные периоды, имеет в виду исследовать фактический процесс происхождения и постепенного устройства мира; и такое допущение научных гипотез нисколько не колеблет собою божественного всемогущества, для которого было совершенно безразлично - создать ли весь мир во мгновение ока, употребить ли на это целую неделю, или, вложив в мир известные целесообразные законы, предоставить им более или менее естественное течение, приведшее к продолжительному мирообразованию. Последнее, на наш взгляд, еще даже более отвечает идее божественной премудрости и благости Творца. Указанная нами здесь визионерная история, находя своих защитников и среди отцов и учителей Церкви (святой Иоанн Златоуст, святой Григорий Нисский, Феодорит, Юнилий Африканский), разделяется многими новейшими экзегетами (см. об этом подробнее в диссертации А. Покровского «Библейское учение о первобытной религии»)».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.173.166 (0.04 с.)