Святитель Лука Крымский о Дарвине 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Святитель Лука Крымский о Дарвине



Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Наука и религия. Глава тринадцатая. Мысли великих ученых о взаимоотношениях между наукой и религией.

«Чарльз Дарвин (1803-1882 гг.). Вокруг имени Дарвина идет борьба. Дарвинизм пытаются противопоставить религии. На наш взгляд, каждому мыслящему человеку должно бы быть ясным, что никакая теория происхождения видов, если только она не противоречит здравому смыслу, не может противоречить Библии, так как в Библии излагается лишь принципиальная сторона вопроса о происхождении человека, а именно, что Бог завершает творение мира созданием человека. Библия говорит, что человек — это венец создания, образ и подобие Самого Бога. Она утверждает, что человек (по своему строению тела) состоит из земли, а по духу своему божественному душа человека — это "дыхание Божества". О том, как появились все виды на земле и как долго продолжался процесс их развития, а также о самом процессе создания человека, Библия ничего не говорит, потому что это уже сфера науки, но не религии. Поэтому дарвинизм, совершенно независимо от того, истинен он или неистинен, как естественнонаучная теория, не может быть противопоставлен религии. Но так как есть люди, которые держатся иных взглядов, то лучше всем показать, как на этот вопрос смотрел сам Дарвин.»

Доктор богословия и медицинских наук святитель Лука вовсе не опровергает теорию Дарвина. Он объясняет, как теорию Дарвина пытаются противопоставить религии. Доказывает, что теория происхождения видов не противоречит Писанию и не может быть противопоставлена религии. Для просвещения заблуждений по обе стороны баррикад он приводит следующие доказательства:

«Приведем выдержки из его знаменитой книги "Происхождение видов", в которой ясно изложены его взгляды на вопрос о взаимоотношении Бога и вселенной. Книгу эту он сам несколько раз переиздавал, причем последний раз уже незадолго до смерти, следовательно, этих взглядов он держался до конца жизни. Прежде всего обращают на себя внимание эпиграфы, помещенные в начале книги. Первый эпиграф: "Но по отношению к материальному миру мы можем допустить, по крайней мере, следующее: мы можем видеть, что явления вызываются не отдельными вмешательствами Божественной силы, оказывающей свое влияние в каждом отдельном случае, но установлением общих законов" - Удвелль. Здесь, как мы видим, отнюдь не отрицается само наличие Божественной силы и значение в деле происхождения вселенной. Второй эпиграф разъясняет смысл слова "естественный". Третий эпиграф направлен уже против тех, кто хотел противопоставить разум человеческий Разуму Божественному и использовать дарвинскую теорию развития как нечто антирелигиозное: "Заключаем поэтому, что ни один человек, ошибочно переоценивая здравый смысл или неправильно принимая умеренность, не должен думать или утверждать, что человек может зайти слишком глубоко в своем исследовании или изучении книги Слова Божия или книги творений Божиих, богословия или философии. Но пусть люди стремятся к бесконечному совершенствованию или успехам в том и другом" - Бэкон. Процесс науки.

Этот эпиграф, поставленный во главе всего труда, настолько ясно говорит, какого мировоззрения держался сам Дарвин, что всякие споры просто излишни.»

Здесь святитель Лука привел взгляды Чарльза Дарвина наилучшим образом – через эпиграфы в его самой главной работе «Происхождение видов». Особенно, как сам Дарвин предупреждает переоценку здравого смысла и противопоставление науки и религии.

«Если интересны эпиграфы, то еще больший интерес, разумеется, представляют заключительные слова книги, в которых Дарвин подытоживает свою теорию происхождения видов: «Есть величие в этом воззрении на жизнь с ее различными силами, изначально вложенными Творцом в незначительное число форм или только одну; и между тем, как наша планета описала и продолжает описывать в пространстве свой путь, согласно неизменным законам тяготения, и с такого пространства его начали возникать и продолжают развиваться несчетные формы, изумительно совершенные и прекрасные". Этими словами заканчивается книга "Происхождение видов".

От себя добавлю, что это самое последнее (шестое) прижизненное издание «Происхождения видов» (1872).

Теперь святитель Лука приводит концовку труда «Происхождение видов», где Дарвин считает Творца именно Творцом. Творцом жизни и её законов.

В следующем труде "Происхождение человека и половой отбор" святитель Лука приводит абсолютную убежденность Дарвина в существовании Бога независимо ни от каких человеческих теорий. Эта убежденность Дарвина основывается на таких же взглядах величайших умов человечества, и на не просто чувствах и вере, но на разумном осмыслении Дарвиным такого чудесного совершенства мира и человека, что это не может быть слепой случайностью.

 «В своем не менее знаменитом труде "Происхождение человека и половой отбор" Дарвин в главе "Происхождение идеи Божества" писал: "Следует отметить, что вопрос о происхождении идеи Бога не имеет ничего общего с вопросом о самом бытии Бога-Творца, вопросом, на который величайшие умы человечества давали утвердительный ответ". Там же: "На меня производит гораздо более сильное впечатление другой источник, убеждающий в существовании Бога и исходящий не от чувства, но от разума. Такое убеждение возникает вследствие чрезмерной трудности и даже невозможности рассматривать безграничную и чудесную вселенную вместе с человеком, обладающим даром обсуждать прошедшее и думать о будущем, как результат слепого случая или необходимости. Когда я над этим размышляю, я чувствую себя принужденным признать Первопричину, которая обладает в известной мере человеческим интеллектом, и я вполне заслуживаю названия теиста, то есть верующего в Бога".

Здесь святитель Лука приводит неоспоримые доказательства – признание самого Дарвина, что он является верующим в Бога и признающим Первопричину.

https://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jasenetskij/nauka-i-religija/

Эволюция самого Дарвина

 

Чарльз Дарвин ходил в англиканскую школу, затем в Кембридже изучал англиканскую теологию, чтобы стать пастором, и был полностью убеждён в том, что разумное устройство, видимое в природе, доказывает существование Бога.

Чарльз Дарвин. Воспоминания о развитии моего ума и характера. Сочинения, т.9, стр. 166—242, Изд-во АН СССР, Москва, 1959.

В середине жизни Дарвин болезненно колебался между различными взглядами на веру, но в 1879 году, за три года до смерти, написал, что он «никогда не был атеистом в том смысле, что отвергал существование Бога», «было бы более правильно описать состояние моего ума как агностическое».

Агностици́зм (от др.-греч. ἄγνωστος — непознаваемый, непознанный) — термин в философии, теории познания и теологии, полагающий принципиально невозможным познание объективной действительности только через субъективный опыт и невозможным познание любых предельных и абсолютных основ реальности. Отрицается также возможность доказательства или опровержения идей и утверждений, основанных полностью на субъективных посылах.

На многочисленные письма гимназистов и студентов по вопросу, следует ли выбирать между теорией Дарвина и верой в Бога, Дарвин отвечал, что «он считает, что теория эволюции вполне совместима с верой в Бога; но Вы обязаны иметь в виду, что разные люди по-разному определяют то, что они понимают под словом Бог», «Невозможность представить себе, чтобы эта величественная и чудесная вселенная вместе с нашим самосознанием "я" возникла случайно, кажется мне главным доводом в пользу существования Бога».

На прямой вопрос, считает ли он себя атеистом, он отвечал: «Нет, я скорее агностик (человек, который не берется ни доказывать, ни отрицать бытие Бога) и теист».

22 мая 1860 г. на 51 году жизни Дарвин пишет корреспонденту Эйса Грею: "У меня не было намерения выражать атеистические взгляды... Я никак не могу взирать на эту чудесную вселенную и, особенно на природу человека и довольствоваться заключением, что все это – результат грубой силы. Я склонен смотреть на все, как на результат предначертанных законов…», «Я сознаю, что безнадежно запутался. Я не могу допустить, что мир, каким мы его видим, является результатом случайности; и, однако, я не могу рассматривать каждое отдельное явление как результат предустановления". «Я очень ясно чувствую, что этот вопрос чересчур глубок для человеческого разума. … Пусть каждый человек уповает и верит как может. Конечно, я согласен с Вами, что мои взгляды вовсе не обязательно атеистичны».

В письме к близкому другу, геологу Ч. Лайелю, есть такие строки: «… Я не вступаю ни в какие споры с Книгой Бытия, а привожу лишь факты и некоторые заключения из них, которые мне кажутся справедливыми». В другом письме Лайелю он признает: «При современном состоянии наших знаний мы должны допустить сотворение одной или нескольких немногих форм, точно так же, как физики допускают существование силы притяжения без объяснения ее».

Дарвин пишет своему другу и наставнику Адаму Седжвику: «Иногда кажется невозможным доказать, что весь этот разнообразный чудесный мир, в том числе и мы, мыслящие, возник случайно. Вот в чём главный аргумент в пользу существования Бога».

Менее чем за два месяца до смерти, в письме от 28 февраля 1882 г. английскому геологу Д. Макинтошу (1815-1891) Ч. Дарвин отмечал, что по его мнению "до сих пор не было выдвинуто сколько-нибудь стоящих доказательств в пользу образования живого существа из неорганической материи».

Жена Дарвина до конца жизни оставалась ортодоксальной англиканкой.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.159.74 (0.01 с.)