Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая характеристика транспорта↑ Стр 1 из 11Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ВВЕДЕНИЕ Электронное учебное пособие по дисциплине «Транспортная система России» направлено на формирование универсальных/общепрофессиональных компетенций в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами по уровню бакалавриата 38.03.01 «Экономика» и 38.03.02 «Менеджмент»: - ОК-3 Способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности; - ОПК-2 Способностью находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений Электронное учебное пособие предназначено для обучающихся по направлениям подготовки бакалавриата 38.03.01 «Экономика» и 38.03.02 «Менеджмент», а также может быть использовано при изучении других дисциплин, направленных на формирование аналогичных компетенций. В электронном учебном пособии содержится 6 разделов. Рассмотрены основные понятия о транспорте и транспортных системах, производственном процессе, продукции транспорта и ее особенностях. Представлены показатели работы транспорта, основные технико-эксплуатационные особенности, достоинства и недостатки различных видов транспорта, обозначены принципы выбора транспорта для перевозки грузов. Также в пособии дано понятие единой транспортной системы, охарактеризованы различные виды сообщений. Выделены основные положения транспортно-экспедиционного обслуживания (ТЭО) и дана характеристика договорных и контрактных отношений на внутренних и международных перевозках. Цель электронного учебного пособия – сформировать у обучающихся полное представление о роли и значении транспорта и транспортных системах, особенностях формирования транспортных издержек, системе показателей, характеризующих работу транспорта, ознакомиться с основными положениями транспортно-экспедиционного обслуживания (ТЭО) и сущностью договорных отношений на перевозках. Содержание данного электронного учебного пособия соответствует рабочей программе дисциплины и основано на материалах отечественных и зарубежных исследований, включая современные публикации. Каждый раздел электронного учебного пособия включает контрольные вопросы и тестовые задания.
АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «Транспортная система России» 1. Место дисциплины в структуре образовательной программы Дисциплина «Транспортная система страны» относится к базовой части Блока 1 и изучается на 2 курсе в IV семестре. Для изучения дисциплины студент должен: знать: основы экономической географии транспорта, состояние отдельных видов транспорта, пространственное размещение транспорта; уметь: определять состояние транспортной инфраструктуры на различных видах транспорта. Для успешного освоения дисциплины «Транспортная система России» студент должен изучить курс «Экономической географии транспорта». Дисциплина «Транспортная система страны» необходима в качестве предшествующей для дисциплин «Логистика» и «Экономика предприятия».
2. Планируемые результаты обучения по дисциплине
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: цели, задачи и методы оценки результатов деятельности при выборе видов транспорта при различных вариантах доставки грузов, теоретические и методические основы при организации и управлении транспортными системами. Уметь: использовать достоинства и недостатки при выборе того или иного вида транспорта, рассчитывать эксплуатационно-экономические показатели работы транспорта, использовать теоретические и методические основы при управлении транспортными системами Владеть: методами выбора перевозчиков, посредников на транспорте, методами выбора вида транспорта при организации перевозок, посредника, документального оформления 3. Объем дисциплины по видам учебных занятий Объем дисциплины составляет 2 зачетные единицы; всего 72 часа, из которых по очной форме 51 часа составляет контактная работа обучающегося с преподавателем ( 17) часов – занятия лекционного типа, 34 часа – практические занятия; ГЛОССАРИЙ
Основные понятия о транспорте и транспортных системах. Отличительные особенности транспорта.
Транспорт (от лат. transporto — перемещаю) представляет собой отрасль производства, обеспечивающую жизненно необходимую потребность общества в перевозке грузов и пассажиров. Транспорт входит в состав инфраструктуры производства, обслуживающей основные отрасли экономики: добывающую, перерабатывающую промышленность и сельское хозяйство. Инфраструктура включает в себя также связь, энергетику, систему материально-технического снабжения. Транспорт как отрасль производства представляет собой совокупность средств и путей сообщения, нормальную деятельность которых обеспечивают различные технические устройства и сооружения. Средства сообщения — это подвижной состав (автомобили, прицепы, полуприцепы на автомобильном транспорте; локомотивы, вагоны на железнодорожном транспорте; суда, баржи на водных видах транспорта и т.п.). Пути сообщения — это пути, специально предназначенные и оборудованные для движения подвижного состава данного вида транспорта (автомобильные дороги, железнодорожный, речной пути и т.п.). Технические устройства и сооружения — это комплекс грузовых и пассажирских станций, терминалов, погрузочно-разгрузочных пунктов, ремонтных мастерских, заправочных станций, средств связи и сигнализации, систем управления и т.д. В понятие «транспорт» входят также отдельные элементы (подвижной состав, дороги, терминалы и др.), взаимодействующие между собой для выполнения определенных работ, поэтому необходимо рассматривать транспорт как систему. Система представляет собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей (элементов), подчиненных определенному принципу. Транспорт рассматривают как элемент большой системы — экономики в целом — или как подсистему экономики, предназначенную обслуживать экономические связи в сфере обращения всеми видами транспорта, включая городской, промышленный (технологический) и специализированный. Существует транспорт общего, ведомственного и личного пользования. Общее пользование — это использование всех видов транспорта, кроме промышленного, любым предприятием с любой формой собственности, а также городского транспорта — населением. К ведомственному относят промышленный транспорт, обслуживающий конкретное предприятие и находящийся на балансе этого предприятия. Личное пользование — это применение какого-либо транспортного средства (автомобиля, велосипеда, яхты, самолета и т.д.) отдельной личностью (семьей). На всех этапах развития экономики транспорт обеспечивает потребности ее отраслей и населения в оперативном перемещении грузов и пассажиров. Основной особенностью транспорта является нематериальный характер производимой продукции. Транспорт обеспечивает нормальное функционирование производственной и непроизводственной сфер экономики, удовлетворяет нужды населения и, следовательно, является обслуживающей отраслью. Отсюда и его специфическая роль в обеспечении (опосредованно) роста общественного продукта и национального дохода и улучшении работы отраслей, производящих материальную продукцию. Эта роль заключается в своевременной доставке требуемой продукции от производителя к потребителям, уменьшении потерь и порчи готовой продукции и сырья, сокращении времени омертвления материальных средств, находящихся на транспорте, улучшении транспортного обслуживания населения путем быстрой его доставки в комфортных условиях. Транспорт одновременно выступает и в роли потребителя и в роли работодателя, так как использует транспортные средства, топливо и другую продукцию различных отраслей экономики, а также трудовые ресурсы. Темпы развития транспорта должны несколько опережать потребности в перевозке грузов и пассажиров. Резервы транспорта считаются самыми целесообразными видами резервов, так как отсутствие возможностей перемещения грузов и пассажиров является серьезным тормозом в развитии экономики. Транспорт участвует в производственном процессе любого предприятия, перевозя сырье, полуфабрикаты, готовую продукцию, что является обязательным условием общественного производства. Продукт только тогда готов к использованию, когда закончилось его перемещение к месту потребления. При этом следует иметь в виду, что внутрипроизводственный транспорт включен в средства производства и процессы выработки товаров на тех предприятиях, которые он обслуживает, т.е. в определенных случаях транспорт является составной частью технологического процесса производства данного продукта. Однако роль транспорта не сводится лишь к перемещению грузов или пассажиров, он активно воздействует на весь процесс расширенного воспроизводства, на формирование и потребление запасов продукции на производстве и в сфере потребления, на стоимость складского хозяйства и т.д. Таким образом, транспорт способствует прогрессу общества, в связи с чем считается одной из важнейших баз экономики. При этом транспорт объединяет в единое целое все отрасли экономики. Кроме того, он является единственным средством, обеспечивающим циркуляцию товаров путем их перемещения, и как бы продолжает процесс производства, доставляя товар в сферу потребления для продажи. Только в этом случае образуется система «деньги —товар—деньги», на которой строится любая экономика. Транспорт — трудоемкая отрасль, в которой занято более 10 % работающих граждан страны. Транспортная отрасль потребляет 60 % мирового производства жидких нефтепродуктов, 20 % стали, 80 % свинца, 70 % синтетических каучуков, 40 % лакокрасочных изделий и др. На транспорте одновременно находится примерно 27 — 30 млн. тонн различных грузов Затраты на перевозку продукции и погрузочно-разгрузочные работы могут составлять в среднем 15— 18 % от общей стоимости перевозимой продукции, но по отдельным видам грузов могут быть значительно выше (например, при перевозке нефтепродуктов они доходят до 40 %, строительных грузов — до 50 %, пищевых продуктов — до 25). Тестирование 1. Транспортная продукция – это? а) перемещение вещественного продукта других отраслей; б) производство вещественного продукта; в) коммерческие перевозки; г) перевозка грузов за свой счет. 2. Автомобильные перевозки – это? а) перемещение грузов; б) перемещение пассажиров; в) перемещение грузов и пассажиров; г) обслуживание предприятий. 3. Грузовые перевозки классифицируются по: а) по отраслям; б) по размеру партий; в) по территориальному признаку; г) по всем выше перечисленным. 4.Выбрете правильное утверждение: а) продукция транспорта не содержит сырья б) транспорт не является капиталоемкой отраслью в) на транспорте возможно формирование больших запасов г) транспорт не способен существенно влиять на экономический рост. 5. Одной из главных особенностей транспортной системы РФ является её тесная взаимосвязь с: а) Москвой б) регионами в) производством 6. Какую структуру имеет транспортная система РФ? а) сложную б) простую в) доступную 7. Что из перечисленного относится к транспортной системе: а) транспортные перекрестки б) транспортные пути в) транспортные узлы 8. Количественным показателями транспортной системы являются: a) протяжённость путей сообщения, b) общая грузоподьемность транспортных средств c) фондоотдача транспортных средств
Тестирование 1. Преимуществом автомобильного транспорта является а) высокая грузоподъемность транспортных средств б) доставка грузов "от двери до двери" в) низкая себестоимость г) высокая скорость доставки д) низкая стоимость транспортного пути
2. Недостатками автомобильного транспорта являются а) территориальная универсальность б) сильное загрязнение окружающей среды в) низкая себестоимость перевозки г)высокая трудоемкость д) доставка грузов "от двери до двери"
3. Недостатками железнодорожного транспорта являются а) высокая капиталоемкость б) сильное загрязнение окружающей среды в) высокая себестоимость перевозки г) высокая трудоемкость
4. Недостатком воздушного транспорта является а) независимость от погодных условий б) низкая скорость доставки грузов в) высокие капиталовложения в транспортные пути г) высокая трудоемкость д) высокая себестоимость перевозок
5. Преимуществами речного транспорта являются а) низкие удельные затраты энергии б) кратчайший путь следования в) низкая себестоимость г) высокая скорость доставки грузов д) независимость от погодных условий
6. Преимуществами морского транспорта являются а) высокая провозная способность б) независимость от погодных условий в) низкие удельные затраты энергии г) доставка грузов «от двери до двери»
7. Видом транспорта, осуществляющего перевозку «от двери до двери», является а) железнодорожный б) внутренний водный в) автомобильный г) воздушный
8. Узкая номенклатура возможных к перевозке грузов - недостаток транспорта а) водного б) автомобильного в) трубопроводного г) железнодорожного
9. С рыночной точки зрения железнодорожному транспорту присущи признаки а) сравнительно небольшая себестоимостью перевозок б) доставка грузов «от двери до двери» в) достаточно высокой скоростью доставки грузов г) высокая маневренность подвижного состава д) всепогодность
10. Укажите последовательность видов транспорта по фактору «время доставки» в порядке возрастания а) автомобильный б) трубопроводный в) железнодорожный г) воздушный д) водный
11. Укажите последовательность видов транспорта по фактору «стоимость перевозки» в порядке возрастания а) воздушный б) водный в) железнодорожный г) трубопроводный д) автомобильный
12. Укажите последовательность видов транспорта по фактору «частота отправлений» а) автомобильный б) водный в) железнодорожный г) воздушный д) трубопроводный
Тестирование 1.Какой из перечисленных показателей является качественным показателем работы транспорта? a) объем перевозок; b) грузооборот; c) себестоимость перевозок; d) грузонапряженность.
2. Как соотносятся величины грузооборота на промышленном транспорте и транспорте общего пользования? a) равны; b) грузооборот на промышленном транспорте в несколько раз меньше, чем на транспорте общего пользования; c) грузооборот на промышленном транспорте в несколько раз больше, чем на транспорт общего пользования; d) грузооборот на промышленном транспорте незначительно больше, чем на транспорте общего пользования 3. В чем измеряется грузооборот транспорта? a) В пассажирокилометрах; b) В тонно-километрах.
4. Что такое эксплуатационная скорость?
a) средняя скорость подвижного состава за время движения с учетом остановок, связанных с погрузкой, разгрузкой и другими транспортными операциями; b) максимальная скорость подвижного состава за время движения с учетом остановок связанных с погрузкой, разгрузкой и другими транспортными операциями.
5. Себестоимость перевозок зависит от a) расстояния перевозки; b) вида груза; c) эксплуатационных условий; d) все ответы верны.
6. Денежные средства за перевозку, полученные транспортной компанией являются: а) чистой прибылью б) доходом в) прибылью от реализации услуг 7. Производительность транспортных средств зависит от a) грузоподъемности b) скорости движения c) провозной способности
8. В себестоимость перевозки не включается такая статья затрат как: a) амортизация b) расходы на топливо c) управленческие расходы
9. К финансовым показателям деятельности транспортной компании не относится a) прибыль b) выручка c) грузооборот
Тестирование 1.Перевозка грузов осуществляется обычно двумя видами транспорта, например: железнодорожным – автомобильным, речным – автомобильным, морским – железнодорожным и т.п. –это: a) смешанная b) комбинированная c) разновидная d) быстрая
2. Чем являются любые предметы и материалы с момента их принятия к транспортировке и до сдачи получателю? a) товаром b) продукцией c) грузом d) частной собственностью 3. Смешанная перевозка, выполняемая транспортными средствами, принадлежащими одному и тому же юридическому лицу или находящимися в его оперативном управлении называется: a) мультимодальная b) унимодальная c) интермодальная d) терминальная
4. Перевозка грузов, организуемая и осуществляемая через терминалы в крупных морских портах, транспортных узлах, аэропортах и пр. называется: a) мультимодальная b) унимодальная c) интермодальная d) терминальная
5. Смешанная перевозка грузов «от двери до двери», осуществляемая под руководством оператора по одному транспортному документу с применением единой (сквозной) ставки фрахта; a) мультимодальная b) унимодальная c) интермодальная d) терминальная 6. Ответственность перед клиентом возникает у грузоперевозчика с момента __________договора о перевозках. a) рассмотрения b) предложения c) подписания d) исполнения 7. Для того, чтобы отправленная претензия (клиента к грузоперевозчику) была максимально полной и информативной, к ней нужно приложить документы: a) договор между клиентом и перевозчиком; b) квитанция или чек, подтверждающий факт оплаты услуг транспортной компании; c) акт приема-передачи груза с указанием степени повреждений товара. d) все выше перечисленные пункты Основные понятия транспортно-экспедиторской деятельности Экспедиторская деятельность — часть транспортного процесса, охватывает комплекс сложных и трудоемких работ, связанных с перевозкой грузов, но выходящих за пределы обязанностей перевозчика, и направлена на товар. Транспортно-экспедиционное обслуживание (ТЭО) — деятельность в области перевозок, охватывающая весь комплекс операций и услуг по доставке товара от производителя продукции к потребителю. Понятие ТЭО существенно шире понятия перевозки. Необходимость в транспортной экспедиции обусловлена тем, что процесс доставки груза от грузоотправителя до грузополучателя, как правило, состоит из нескольких этапов перевозки, в том числе с использованием разных видов транспорта. При этом возникает потребность как в организации и координации выполнения этих этапов, так и в выполнении сопутствующих перевозочному процессу вспомогательных работ. Эти работы могут выполняться как непосредственно грузовладельцами (грузоотправителями или грузополучателями), так и специализированной организацией (посредником). Экспедитор — сторона договора транспортной экспедиции, организующая и предоставляющая транспортно-экспедиционные услуги. На этапе становления мировой торговли экспедитор выступал главным образом в роли комиссионера и был связан только с товаром. Он осуществлял от имени производителя, купца или, говоря современным языком, экспортера-импортера все операции, связанные с поставкой товара: перевозку, погрузку, таможенную очистку, хранение, реализацию и производство платежей. Необходимо отметить, что экспедитор почти всегда обладал собственными или арендованными складами. Такому положению экспедитора в деле поставки товара способствовало то, что он лучше других знал требования, предъявляемые к правильному хранению и складской обработке груза. Ему лучше других были известны самые экономичные пути доставки груза и доступны самые эффективные транспортные средства. В сферу деятельности ТЭК входят такие операции, как транспортировка грузов, фрахтование судов и расчеты по фрахту, расчетные операции по внешнеторговым контрактам, оформление транспортных документов, прием, сдача груза, погрузо - разгрузочные работы, информирование заказчика о поступлении в его адрес груза и др. ТЭК обеспечивают надежную доставку грузов от места производства к местам потребления и перевозку, которая обеспечивает сохранность их потребительских качеств. Экспедиторская деятельность является формой организации сложных транспортно-складских и прочих грузовых процессов, определяющих формирование торговой инфраструктуры. На наш взгляд, наиболее полно совокупность транспортно - экспедиторских услуг можно представить следующим образом (табл. 3). В приведенной классификации представлен наиболее полный перечень услуг, предоставляемых ТЭК, который охватывает достаточно широкий круг задач, решаемых при доставке груза. В каждой конкретной ситуации набор услуг, будет зависеть от роли субъектов ТЭК в данном транспортном процессе, при этом перечень работ и услуг оговаривается в договоре экспедиции. Таблица 3 Конкуренция на транспорте В рыночных условиях, когда даются одинаковые права всем субъектам рыночных отношений, встает вопрос о конкурентной борьбе, соперничестве между различными видами транспорта или внутри каждого из них за право получения заказов. Конкуренция основана на различиях в возможностях разных видов транспорта, их предприятий, технологий, затрат, предоставляемых заказчику услуг и качества этих услуг, организации работ и пр. Важный фактор в конкурентной борьбе — это соблюдение сроков доставки. Например, срывы доставки по железной дороге связаны с нарушениями плана формирования поездов, опозданием из-за несвоевременного оформления грузов в связи с занятостью вагонов под разгрузкой, длительной сортировкой вагонов по направлениям. Конкуренция имеет и положительные стороны — в этой борьбе победит тот, кто максимально качественно удовлетворит требования заказчика и предоставит максимум удобств пассажирам при низких ценах. Одну из главных ролей в конкурентной борьбе играет стоимость проезда и срок доставки, поэтому конкурирующие предприятия не будут завышать цены даже при уменьшении сроков доставки, что положительно скажется на экономике страны и благополучии населения. Обычно конкуренция является неотъемлемой частью полноценного рынка, но монополизация какого-либо вида деятельности может привести к ущемлению прав потребителей, нерациональному расходованию ресурсов и социально неблагоприятным последствиям. Поэтому во многих странах мира создаются антимонопольные законы, так как монополизм устраняет конкуренцию. Конкуренция внутри каждого вида транспорта носит, как правило, демпинговый характер при наличии (избыточности) предложений. Такая ситуация характерна прежде всего для автомобильного транспорта в связи со спецификой его рынка. На морском транспорте на Дальневосточном направлении активную конкуренцию составляют китайские так называемые «боевые суда», предлагающие дешевые транспортные услуги параллельно с судами линейных конференций, забирая тем самым значительный грузопоток. Такую же политику проводят транспортные работники Китая и в отношении железнодорожных перевозок, активно развивая Трансазиатскую магистраль от порта Ляньюньгань. При применении принципов логистики и развитии экспедиционного обслуживания конкуренция между разными видами транспорта переходит в область взаимодополняемости, что расширяет возможности заказчика по выбору наиболее подходящего вида транспортного обслуживания. Железная дорога при перевозке грузов на относительно небольшие расстояния конкурирует с автомобильным транспортом; при перевозке грузов и пассажиров на средние расстояния в летний сезон — с автомобильным и речным транспортом (в основном, в районах прилегания к рекам); при перевозке пассажиров на средние расстояния — с воздушным транспортом. В последнее время в конкурентной борьбе за перевозки между железнодорожным и автомобильным транспортом, особенно при перевозках грузов в контейнерах, явное преимущество имел последний. Однако экологическая ситуация в мире способствует распространению электрифицированного железнодорожного транспорта как экологически более чистого, дешевого и высокоскоростного. Кроме того, железнодорожный транспорт предпринимает попытки внедрения новых технологий (положительный аспект конкурентной борьбы), в частности специализированных прямых скоростных поездов с минимальным сроком доставки для перевозки контейнеров с грузом из России в Германию и другие европейские страны, грузов из Япони
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.252.8 (0.013 с.) |