Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Договорные и контрактные отношения на внутренних и международных перевозках.

Поиск

Под источником транспортного права понимают ту юридическую форму, в которой выражается правотворческая деятельность государства и с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

В составе транспортного законодательства различают следующие основные источники права: законы, указы Президента Российской Федерации, подзаконные нормативные акты.

К источникам транспортного права также относятся санкционированные обычаи, постановления пленумов Верховного Суда Российской Федераций и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Определяющее положение по отношению ко всем другим законам занимает Конституция Российской Федерации - Основной Закон нашего государства. Конституция является источником транспортного права, выступая в качестве юридической базы его развития. В то же время Конституция содержит нормы, имеющие непосредственное отношение к транспорту.

Конституция Российской Федерации (ст. 71) относит управление федеральным транспортом, путями сообщения к ведению Российской Федерации. Это положение является основополагающим при правовом регулировании деятельности транспорта.

Важный источник транспортного права — это Гражданский кодекс Российской Федерации, который сконцентрировал в отдельной главе (глава 40) нормы, регулирующие основные положения по перевозкам: о договоре перевозки грузов и пассажиров, перевозке транспортом общего пользования, подаче транспортных средств, погрузке и выгрузке груза, ответственности перевозчика, претензиях и исках и т.д.

Источниками транспортного права являются и транспортные уставы и кодексы, действующие в настоящее время. Они детально регулируют отношения, возникающие на транспорте. Это Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации (2003 г.), Воздушный кодекс Российской Федерации (1997 г.), Кодекс торгового мореплавания Российской Фе­дерации (1999 г.), Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (2001 г.), Устав автомобильного транспорта (1969 г.). Особенностью данных нормативных актов является то, что основные положения в них регулируются нормами, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации (гл. 40).

На транспорте договор и контракт – документ, определяющий взаимные обязательства договаривающихся сторон: обязанности, ответственность, права транспортных предприятий и заказчиков услуг по перевозке груза или пассажиров.

Договора могут быть одноразовыми или заключаются на какой-либо срок.

Основными условиями договора является: исполнение перевозчиком оговоренных сроков доставки грузополучателю и оплата за выполненные услуги со стороны заказчика.

Отношение грузовладельцев и транспорта определяются нормами национального законодательства.

При отсутствии единообразных правовых норм в международных  документах возможно обратится к национальному праву, но при разногласиях в перевозках преимущество остается на стороне международного права. М/н документы вступают в силу только в случае принятия и подписания их определенным числом стран в зависимости от региона.

Для грузовладельцев важен момент и возможности его страховки. Страхуемый риск – риск, вероятность кот можно определить заранее, по – этому предлагается приемлемое вознаграждение за происшедшие неприятности.

Не страхуемый риск – связан с форс мажорными обстоятельствами; страховые комп часто уклоняются от страховых выплат.

В отдельных случаях страховые компании  могут отказаться от выплат при потере груза, связанными с несоответствиями тары или упаковки; сроки доставки нарушены; при перевозке опасного груза, указанного под другим наименованием.

Конкретные условия перевозки груза и пассажиров содержатся в соответствующих правилах по каждому виду транспорта (уставы, кодексы; договоры на перевозку, прием, маркировку; оформление перевозочных документов).

Документация на транспорте.

Основными документами, регламентирующими правила перевозок, являются Устав железных дорог РФ, внутреннего водного, автомобильного транспорта, Кодекс торгового мореплавания.

 

Уставы и Кодекс определяют обязанности и права, а также ответственность транспортных организаций и граждан, пользующихся транспортом. Они регламентируют взаимоотношения транспортных организаций между собой и с потребителями продукции.

При перевозке грузов заключается договор в виде соглашения, по которому перевозчик принимает на себя обязательства доставки груза своими средствами от места направления и до конечного пункта в установленные сроки, а отправитель обязуется уплатить за перевозку установленную плату.

Для разных видов транспортных перевозок существуют разные договора.

На морском транспорте основным документом является коносамент; основанием для его составления являются погрузочный ордер и штурманская расписка.

Коносамент – это официальный документ, который используется во внешней торговле и выдается перевозчиком владельцу груза после его доставки и удостоверяет право собственности на груз.

Погрузочный ордер является письменным предложением перевозчику за­точить договор перевозки и взамен получить от него письменное доказательство его заключения в форме коносамента.

Согласно Кодексу торгового мореплавания РФ погрузочный ордер должен содержать следующие данные:

· наименование отправителя;

· наименование порта выгрузки;

· наименование получателя;

· наименование и сведения о грузе и его состоянии;

· информация о размере фрахта, подлежащем оплате грузополучате­лем.

Штурманская расписка является ордером, подписанным капитаном в подтверждение фактического приема груза на борт конкретного судна. Штурманская расписка не является товарораспорядительным документом, и если на ней нет замечаний администрации судна по количеству и состоянию погруженного груза, она обменивается грузоотправителем на коносамент.

Коносамент (Bill of lading, В/1, Bs/L, blading, bladings) выполняет три основные функции:

· удостоверяет принятие судовладельцем груза к перевозке;

· является товарораспорядительным документом;

· свидетельствует о заключении договора морской перевозки.

Коносамент подписывается капитаном судна или пароходным агентом.

Различают следующие виды коносаментов: именной, ордерный и на предъ­явителя.

Именной коносамент ("Recta - Bill of Lading") предполагает, что товар должен быть доставлен определенному получателю с указанием его наимено­вания и адреса.

Ордерный коносамент ("Order Bill of Lading") предполагает, что грузоот­правитель может передать свои права третьему лицу, заверив коносамент, т.е. поставив на обороте свою подпись и печать. Такой коносамент применяется в тех случаях, когда платеж производится против предъявления документов бан­ку.

Коносамент на предъявителя ("Bill of Lading to bearer") предполагает, что товар передается любому лицу - держателю коносамента.

В связи с использованием коносамента в качестве документа для расчетов за цену товара банки требуют выписывать ордерные коносаменты с оговоркой "приказу грузоотправителя" ("Bill of Lading to order of Shipper") или "приказу грузополучателя" ("Bill of Lading to consignee's order"), И экспедиторам и аген­там при работе с ордерными коносаментами и с коносаментами на предъявите­ля во взаимоотношениях с клиентурой целесообразно помнить, что держатель оригинала такого коносамента имеет право собственности на товары и право на их выдачу по условиям документа. Такие коносаменты считаются оборотными (negotiable bill of lading).

Таким образом, выдача товара по коносаменту может быть произведена:

· по именному коносаменту - лицу, на чье имя выписан коносамент;

· по ордерному коносаменту - лицу, на чье имя индоссирован коносамент;

· по коносаменту на предъявителя - лицу, которое предъявит коносамент.

В тех случаях, когда грузополучатель продает не всю партию товара по коносаменту, а только часть или когда партия товара продается одновременно нескольким покупателям, он может как бы раздробить коносамент на несколько частей и каждому покупателю выписать долевой коносамент, или деливери--ордер ("delivery order"), по которому каждый покупатель может получить соответствующую часть груза.

Деливери-ордер, выданный перевозчиком, а также деливери-ордер, выданный грузополучателем и подтвержденный капитаном судна, носят характер товарораспорядительного документа.

Особым видом коносамента является прямой ("Direct Bill of Lading"). Он выдается в тех случаях, когда нужно доставить груз в порт назначения  с перегрузкой его на другое судно в промежуточном пункте.

Осуществление и оплата перевалочных работ в пути лежат на обязанности судовладельца, как правило, второго (третьего) перевозчика. При этом перевозка сопровождается (тоже, как правило) выпиской сопровождающих коносаментов на руз ("Local", "Service Bs/L") агентом первого перевозчика в адрес второго третьего) перевозчика.

Коносаменты обычно составляются в трех и более экземплярах с тем же удержанием и той же датой: один экземпляр для грузоотправителя или его экспедитора, один для грузополучателя и один для судовладельца.

Все экземпляры коносамента, составляющие так называемый полный комплект, являются) оригиналами, и на них ставится штамп "оригинал" (Original). В некоторых слу­чаях обозначается порядковый номер оригинала - первый, второй, третий.

Кроме оригиналов может быть выписано необходимое количество копий коносамента, которые юридической силы не имеют и обычно необходимы ка­питану судна для проверки погруженного и выгруженного товара, агентам суд­на, портовой администрации, таможенным органам, транспортно-экспедиционной фирме.

На железнодорожном транспорте накладная и ее копия-дубликат являют­ся транспортными документами при внутренних и международных железнодо­рожных грузовых перевозках.

Накладная является документальным оформле­нием договора перевозки между грузоотправителем и администрацией желез­ной дороги.

Во внутренних сообщениях копию-дубликат называют "квитанцией в приемке груза". Транспортными документами являются также "Дорожная ведомость" и 'Корешок дорожной ведомости".

Накладная вместе с дорожной ведомостью следуют с грузом до станции назначения, где накладную выдают грузополучателю.

Дорожная ведомость - это внутренний документ железнодорожного транспорта. Он служит для контроля за правильностью начисления провозных платежей, для расчетов железных дорог между собой за перевозку груза.

Квитанция в приеме груза к перевозке остается на станции отправления у грузоотправителя, корешок дорожной ведомости - на станции отправления.

В настоящее время бланки накладной, дорожной ведомости, корешка дорожной  ведомости и квитанции в приеме груза к перевозке печатаются ком­плектом, именуемым "перевозочный документ" с идентичной разметкой граф.

Груз считается принятым к перевозке, когда он принят станцией отправления вместе с накладной и отправитель внес причитающиеся за перевозку платежи  или оформил свое платежное обязательство через систему централизованных расчетов.

На воздушном транспорте грузовая авианакладная или квитанция воз­душного сообщения (Air way bill) является документом, который удостоверяет наличие договора перевозки между грузоотправителем и перевозчиком на дос­тавку грузов по воздушным линиям.

Авианакладная заполняется грузоотправителем в трех экземплярах и вру­чается перевозчику вместе с грузом. Первый экземпляр носит пометку "для пе­ревозчика" и подписывается грузоотправителем; второй экземпляр носит по­метку "для получателя" и подписывается грузоотправителем и перевозчиком и следует с грузом; третий экземпляр подписывается перевозчиком и возвраща­ется грузоотправителю после того, как груз к перевозке принят.

В накладной указываются наименование груза, наименования аэропортов отправления и прибытия, прилагаемые к накладной документы, объявленная ценность груза, сумма платежа за перевозку, дата составления накладной и др.

Авианакладная не является ни товарораспорядительным, ни передаточным документом. Она выполняет лишь функцию доказательства заключения дого­вора перевозки, принятия товаров к перевозке и условий перевозки. По тамо­женному законодательству ряда стран авианакладная используется в качестве таможенной декларации, при этом в ней содержится подробное описание груза.

Текст авианакладной международного воздушного сообщения был разра­ботан Международной ассоциацией по воздушным перевозкам на основе Вар­шавской конвенции 1929 года. Он содержит общие условия перевозки.

В соответствии с нормами ИАТА в авиагрузовой накладной указывают дующие данные:

· наименование груза;

· наименование аэропортов отправления и прибытия;

· объявленная ценность груза;

· сумма платежа за перевозку;

· прилагаемые к накладной документы;

· дата составления накладной и т.д.

Кроме того, для каждой авиагрузовой накладной оформляется грузовой манифест,  который используется для указания сведений о перевозимом грузе на данном рейсе. В обязательном порядке в грузовой манифест вносятся следующие  сведения:

· наименование перевозчика и его национальная принадлежность;

· номер и дата рейса;

· пункт отправления и пункт назначения;

· номер авиагрузовой накладной; количество мест, масса и наименова­ние груза.

Аэропорт отправления должен подготовить такое количество документов, которое соответствует количеству пунктов разгрузки груза. Использование информации грузовых манифестов позволяет более оперативно разгружать партии грузов в промежуточных аэропортах.

На речном транспорте транспортным документом перевозки груза, свидетельствующим о наличии договора перевозки, является либо речная накладная, которая сопровождает груз на всем пути его следования и выдается грузополучателю в пункте назначения вместе с грузом, либо морской коносамент - в случае перевозки грузов на судах смешанного река - море плавания.

Накладная и коносамент выписывается по единому образцу. Накладная выписывается грузоотправителем. В речной накладной, составляемой на каждую партию груза, указываются перевозчик, наименование судна или его номер, порты отправления и назначения, полное наименование отправителя и получателя груза с указанием адреса, также перечень сведений о грузе: наименование, марки, знаки, число мест,упаковки, вес, состояние груза. На накладной и дорожной ведомости в пункте приема груза ставится штемпель с указанием даты приема грузов к перевозке и отметка о предстоящей сдаче грузов.  Этот акт подписывается грузоотправителем или грузополучателем и пред­ставителем судовладельца.

Такие акты служат также основанием для расчета между портом и грузоотправителем или грузополучателем по результатам сто­янки судна под грузовыми операциями (за задержку судна грузоотправитель платит штраф по утвержденному тарифу, за досрочную погрузку получает пре­мию).

Погрузочный ордер вручается перевозчику не позднее чем за 24 ч до нача­ла погрузки на груза на судно. Кроме того, грузоотправитель должен иметь все необходимые документы в соответствии с портовыми, таможенными, санитар­ными и другими правилами. Ответственность за предоставленную неверную информацию несет грузоотправитель.

При выполнении автомобильных перевозок в России транспортными документами являются путевой лист и товарно-транспортная накладная (ТТН).

Путевой лист является основным перевозочным документом внутреннего характера, определяющим показатели для работы АТС и водителя, начисления заработной платы водителю и расчеты за перевозку.

Заполнение путевого листа производится должностными лицами автотранспортного предприятия:

· до выезда атс на линию (сведения о водителе, сопровождающих лицах, атс, временем начала и окончания работы, заказчике перевозок, планируемом пробеге, движении горючего);

· на линии (сведения о работе атс и результаты проверки контролирующими лицами);

· после возвращения в автотранспортную организацию (сведения о фактически выполненной работе водителем и атс, движении горючего).

Товарно-транспортная накладная передается грузоотправителем перевозчику и является основным документом для списания груза грузоотправителем и приема его грузополучателем. Грузоотправитель оформляет отдельную ТТН для каждого грузополучателя не менее, чем в четырех экземплярах:

- первый остается у грузоотправителя;

- второй остается у грузополучателя;

- третий и четвертый поступает в автотранспортную организацию.

После выполнения расчетов за перевозку третий экземпляр возвращается грузоотправителю вместе со счетом за перевозку.

ТТН состоит из 2-х разделов:

· товарного (заполняется грузоотправителем и содержит сведения о грузе и лице, отпускающем груз);

· транспортного (приводятся сведения о погрузочно-разгрузочных операциях и показатели работы АТС).

Международные перевозки автомобильным транспортом оформляются товарно-транспортной накладной CMR, которая служит доказательством условий договора и удостоверением принятия груза перевозчиком. Форма накладной разработана Международным союзом автомобильного транспорта.

Накладная CMR представляет собой бланк, состоящий из 12 страниц пустых граф, отпечатанных на самокопирующей бумаге. Первые 4 экземпляра (страницы) накладной пронумерованы и определены участникам договора перевозки:

– грузоотправителю;

– грузополучателю;

– перевозчику;

- для расчетов.

Только первые 3 экземпляра комплекта имеют юридическую силу.

Количество последующих экземпляров, определяется количеством пересекаемых грузом таможенных постов.

В накладной CMR указываются следующие сведения:

- место и дата составления;

- наименование и адрес грузоотправителя;

- наименование и адрес перевозчика;

- место и дата приема груза к перевозке и предусмотренное место его сдачи;

- наименование и адрес грузополучателя;

- обозначение характера груза и способ его упаковки;

- количество грузовых мест, их маркировка и номера;

- количество груза.

 

Контрольные вопросы

1. Дайте определение договора или контракта на перевозку грузов.

2. Перечислите нормы национального законодательства, определяющие отношения грузовладельцев и транспорта.

3. Как регламентируются международные перевозки?

4. Какой документ является главным, определяющим взаимоотношения заказчика и транспортных организаций?

5. В каком документе накануне перевозок конкретизируются дополнительные условия?

6. Какие документы должен оформить грузоотправитель в процессе выполнения перевозок?

7. Какими транспортными документами узаконена ответственность всех участников перевозочного процесса?

Тестирование

1.Прием груза к перевозке железнодорожным транспортом оформляется:

а) дорожной ведомостью;

б) коносаментом;

в) накладной.

 

2. Договор перевозки груза является:

а) реальным б) консесуальным в)возмездным г)публичным

1. верно авг

2. верно бвг

3. верно абвг

 

3. Срок действия договора перевозки начинается:

1. с момента подачи заявки (заказа) грузоотправителя

2.с момента подписания транспортной накладной

3. с момента погрузки груза

 

4.Верны ли утверждения:

а) перевозчиком может быть как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель

б) в качестве грузоотправителя и грузополучателя могут быть физические лица

1. верно только а

2. верно только б

3. оба варианта верны

 

5.Предметом договора перевозки груза является:

1. услуги по доставке груза в пункт назначения

2. транспортировка груза

3.погрузка и выгрузка груза

 

6. Верны ли утверждения:

а)провозная плата за перевозку груза устанавливается перевозчиком

б) провозная плата за перевозку груза в транспорте общего пользования фиксирована тарифами

1. верно только а

2. верно только б

3. оба варианта верны

 

7. На морском транспорте основным документом перевозки является:

a) коносамент;

b) погрузочный ордер

c) штурманская расписка.

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Электронное учебное пособие по дисциплине «Транспортная система России» направлено на формирование универсальных/общепрофессиональных компетенций в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами по уровню бакалавриата 38.03.01 «Экономика» и 38.03.02 «Менеджмент»:

- ОК-3 Способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности;

- ОПК-2 Способностью находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений        

Электронное учебное пособие предназначено для обучающихся по направлениям подготовки бакалавриата 38.03.01 «Экономика» и 38.03.02 «Менеджмент», а также может быть использовано при изучении других дисциплин, направленных на формирование аналогичных компетенций.

В электронном учебном пособии содержится 6 разделов.   Рассмотрены основные понятия о транспорте и транспортных системах, производственном процессе, продукции транспорта и ее особенностях.  Представлены показатели работы транспорта, основные технико-эксплуатационные особенности, достоинства и недостатки различных видов транспорта, обозначены принципы выбора транспорта для перевозки грузов.

Также в пособии дано понятие единой транспортной системы, охарактеризованы различные виды сообщений. Выделены основные положения транспортно-экспедиционного обслуживания (ТЭО) и дана характеристика договорных и контрактных отношений на внутренних и международных перевозках.

Содержание данного электронного учебного пособия соответствует рабочей программе дисциплины и основано на материалах отечественных и зарубежных исследований, включая современные публикации.


Библиографический список

1.Единая транспортная система: учебник   Троицкая Н. А., Чубуков А. Б. Учебник    -М.: Издательский центр "Академия", 2015. - 240 с.

 

2.Троицкая, Н. А. Общий курс транспорта. [Текст]: учебник / Н. А. Троицкая. – М.: Академия, 2014. – 174, [1] c.: ил. – (Высшее образование. Бакалавриат).

 

2. Общий курс транспорта: Михайличенко Ю. Д.  учебное пособие ФБОУ ВПО Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций. - СПб.: ФБОУ ВПО СПбГУВК, 2012. - 212 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.152.69 (0.014 с.)