Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Договорные и контрактные отношения на внутренних и международных перевозках.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Под источником транспортного права понимают ту юридическую форму, в которой выражается правотворческая деятельность государства и с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения. В составе транспортного законодательства различают следующие основные источники права: законы, указы Президента Российской Федерации, подзаконные нормативные акты. К источникам транспортного права также относятся санкционированные обычаи, постановления пленумов Верховного Суда Российской Федераций и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Определяющее положение по отношению ко всем другим законам занимает Конституция Российской Федерации - Основной Закон нашего государства. Конституция является источником транспортного права, выступая в качестве юридической базы его развития. В то же время Конституция содержит нормы, имеющие непосредственное отношение к транспорту. Конституция Российской Федерации (ст. 71) относит управление федеральным транспортом, путями сообщения к ведению Российской Федерации. Это положение является основополагающим при правовом регулировании деятельности транспорта. Важный источник транспортного права — это Гражданский кодекс Российской Федерации, который сконцентрировал в отдельной главе (глава 40) нормы, регулирующие основные положения по перевозкам: о договоре перевозки грузов и пассажиров, перевозке транспортом общего пользования, подаче транспортных средств, погрузке и выгрузке груза, ответственности перевозчика, претензиях и исках и т.д. Источниками транспортного права являются и транспортные уставы и кодексы, действующие в настоящее время. Они детально регулируют отношения, возникающие на транспорте. Это Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации (2003 г.), Воздушный кодекс Российской Федерации (1997 г.), Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (1999 г.), Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (2001 г.), Устав автомобильного транспорта (1969 г.). Особенностью данных нормативных актов является то, что основные положения в них регулируются нормами, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации (гл. 40). На транспорте договор и контракт – документ, определяющий взаимные обязательства договаривающихся сторон: обязанности, ответственность, права транспортных предприятий и заказчиков услуг по перевозке груза или пассажиров. Договора могут быть одноразовыми или заключаются на какой-либо срок. Основными условиями договора является: исполнение перевозчиком оговоренных сроков доставки грузополучателю и оплата за выполненные услуги со стороны заказчика. Отношение грузовладельцев и транспорта определяются нормами национального законодательства. При отсутствии единообразных правовых норм в международных документах возможно обратится к национальному праву, но при разногласиях в перевозках преимущество остается на стороне международного права. М/н документы вступают в силу только в случае принятия и подписания их определенным числом стран в зависимости от региона. Для грузовладельцев важен момент и возможности его страховки. Страхуемый риск – риск, вероятность кот можно определить заранее, по – этому предлагается приемлемое вознаграждение за происшедшие неприятности. Не страхуемый риск – связан с форс мажорными обстоятельствами; страховые комп часто уклоняются от страховых выплат. В отдельных случаях страховые компании могут отказаться от выплат при потере груза, связанными с несоответствиями тары или упаковки; сроки доставки нарушены; при перевозке опасного груза, указанного под другим наименованием. Конкретные условия перевозки груза и пассажиров содержатся в соответствующих правилах по каждому виду транспорта (уставы, кодексы; договоры на перевозку, прием, маркировку; оформление перевозочных документов). Документация на транспорте. Основными документами, регламентирующими правила перевозок, являются Устав железных дорог РФ, внутреннего водного, автомобильного транспорта, Кодекс торгового мореплавания.
Уставы и Кодекс определяют обязанности и права, а также ответственность транспортных организаций и граждан, пользующихся транспортом. Они регламентируют взаимоотношения транспортных организаций между собой и с потребителями продукции. При перевозке грузов заключается договор в виде соглашения, по которому перевозчик принимает на себя обязательства доставки груза своими средствами от места направления и до конечного пункта в установленные сроки, а отправитель обязуется уплатить за перевозку установленную плату. Для разных видов транспортных перевозок существуют разные договора. На морском транспорте основным документом является коносамент; основанием для его составления являются погрузочный ордер и штурманская расписка. Коносамент – это официальный документ, который используется во внешней торговле и выдается перевозчиком владельцу груза после его доставки и удостоверяет право собственности на груз. Погрузочный ордер является письменным предложением перевозчику заточить договор перевозки и взамен получить от него письменное доказательство его заключения в форме коносамента. Согласно Кодексу торгового мореплавания РФ погрузочный ордер должен содержать следующие данные: · наименование отправителя; · наименование порта выгрузки; · наименование получателя; · наименование и сведения о грузе и его состоянии; · информация о размере фрахта, подлежащем оплате грузополучателем. Штурманская расписка является ордером, подписанным капитаном в подтверждение фактического приема груза на борт конкретного судна. Штурманская расписка не является товарораспорядительным документом, и если на ней нет замечаний администрации судна по количеству и состоянию погруженного груза, она обменивается грузоотправителем на коносамент. Коносамент (Bill of lading, В/1, Bs/L, blading, bladings) выполняет три основные функции: · удостоверяет принятие судовладельцем груза к перевозке; · является товарораспорядительным документом; · свидетельствует о заключении договора морской перевозки. Коносамент подписывается капитаном судна или пароходным агентом. Различают следующие виды коносаментов: именной, ордерный и на предъявителя. Именной коносамент ("Recta - Bill of Lading") предполагает, что товар должен быть доставлен определенному получателю с указанием его наименования и адреса. Ордерный коносамент ("Order Bill of Lading") предполагает, что грузоотправитель может передать свои права третьему лицу, заверив коносамент, т.е. поставив на обороте свою подпись и печать. Такой коносамент применяется в тех случаях, когда платеж производится против предъявления документов банку. Коносамент на предъявителя ("Bill of Lading to bearer") предполагает, что товар передается любому лицу - держателю коносамента. В связи с использованием коносамента в качестве документа для расчетов за цену товара банки требуют выписывать ордерные коносаменты с оговоркой "приказу грузоотправителя" ("Bill of Lading to order of Shipper") или "приказу грузополучателя" ("Bill of Lading to consignee's order"), И экспедиторам и агентам при работе с ордерными коносаментами и с коносаментами на предъявителя во взаимоотношениях с клиентурой целесообразно помнить, что держатель оригинала такого коносамента имеет право собственности на товары и право на их выдачу по условиям документа. Такие коносаменты считаются оборотными (negotiable bill of lading). Таким образом, выдача товара по коносаменту может быть произведена: · по именному коносаменту - лицу, на чье имя выписан коносамент; · по ордерному коносаменту - лицу, на чье имя индоссирован коносамент; · по коносаменту на предъявителя - лицу, которое предъявит коносамент. В тех случаях, когда грузополучатель продает не всю партию товара по коносаменту, а только часть или когда партия товара продается одновременно нескольким покупателям, он может как бы раздробить коносамент на несколько частей и каждому покупателю выписать долевой коносамент, или деливери--ордер ("delivery order"), по которому каждый покупатель может получить соответствующую часть груза. Деливери-ордер, выданный перевозчиком, а также деливери-ордер, выданный грузополучателем и подтвержденный капитаном судна, носят характер товарораспорядительного документа. Особым видом коносамента является прямой ("Direct Bill of Lading"). Он выдается в тех случаях, когда нужно доставить груз в порт назначения с перегрузкой его на другое судно в промежуточном пункте. Осуществление и оплата перевалочных работ в пути лежат на обязанности судовладельца, как правило, второго (третьего) перевозчика. При этом перевозка сопровождается (тоже, как правило) выпиской сопровождающих коносаментов на руз ("Local", "Service Bs/L") агентом первого перевозчика в адрес второго третьего) перевозчика. Коносаменты обычно составляются в трех и более экземплярах с тем же удержанием и той же датой: один экземпляр для грузоотправителя или его экспедитора, один для грузополучателя и один для судовладельца. Все экземпляры коносамента, составляющие так называемый полный комплект, являются) оригиналами, и на них ставится штамп "оригинал" (Original). В некоторых случаях обозначается порядковый номер оригинала - первый, второй, третий. Кроме оригиналов может быть выписано необходимое количество копий коносамента, которые юридической силы не имеют и обычно необходимы капитану судна для проверки погруженного и выгруженного товара, агентам судна, портовой администрации, таможенным органам, транспортно-экспедиционной фирме. На железнодорожном транспорте накладная и ее копия-дубликат являются транспортными документами при внутренних и международных железнодорожных грузовых перевозках. Накладная является документальным оформлением договора перевозки между грузоотправителем и администрацией железной дороги. Во внутренних сообщениях копию-дубликат называют "квитанцией в приемке груза". Транспортными документами являются также "Дорожная ведомость" и 'Корешок дорожной ведомости". Накладная вместе с дорожной ведомостью следуют с грузом до станции назначения, где накладную выдают грузополучателю. Дорожная ведомость - это внутренний документ железнодорожного транспорта. Он служит для контроля за правильностью начисления провозных платежей, для расчетов железных дорог между собой за перевозку груза. Квитанция в приеме груза к перевозке остается на станции отправления у грузоотправителя, корешок дорожной ведомости - на станции отправления. В настоящее время бланки накладной, дорожной ведомости, корешка дорожной ведомости и квитанции в приеме груза к перевозке печатаются комплектом, именуемым "перевозочный документ" с идентичной разметкой граф. Груз считается принятым к перевозке, когда он принят станцией отправления вместе с накладной и отправитель внес причитающиеся за перевозку платежи или оформил свое платежное обязательство через систему централизованных расчетов. На воздушном транспорте грузовая авианакладная или квитанция воздушного сообщения (Air way bill) является документом, который удостоверяет наличие договора перевозки между грузоотправителем и перевозчиком на доставку грузов по воздушным линиям. Авианакладная заполняется грузоотправителем в трех экземплярах и вручается перевозчику вместе с грузом. Первый экземпляр носит пометку "для перевозчика" и подписывается грузоотправителем; второй экземпляр носит пометку "для получателя" и подписывается грузоотправителем и перевозчиком и следует с грузом; третий экземпляр подписывается перевозчиком и возвращается грузоотправителю после того, как груз к перевозке принят. В накладной указываются наименование груза, наименования аэропортов отправления и прибытия, прилагаемые к накладной документы, объявленная ценность груза, сумма платежа за перевозку, дата составления накладной и др. Авианакладная не является ни товарораспорядительным, ни передаточным документом. Она выполняет лишь функцию доказательства заключения договора перевозки, принятия товаров к перевозке и условий перевозки. По таможенному законодательству ряда стран авианакладная используется в качестве таможенной декларации, при этом в ней содержится подробное описание груза. Текст авианакладной международного воздушного сообщения был разработан Международной ассоциацией по воздушным перевозкам на основе Варшавской конвенции 1929 года. Он содержит общие условия перевозки. В соответствии с нормами ИАТА в авиагрузовой накладной указывают дующие данные: · наименование груза; · наименование аэропортов отправления и прибытия; · объявленная ценность груза; · сумма платежа за перевозку; · прилагаемые к накладной документы; · дата составления накладной и т.д. Кроме того, для каждой авиагрузовой накладной оформляется грузовой манифест, который используется для указания сведений о перевозимом грузе на данном рейсе. В обязательном порядке в грузовой манифест вносятся следующие сведения: · наименование перевозчика и его национальная принадлежность; · номер и дата рейса; · пункт отправления и пункт назначения; · номер авиагрузовой накладной; количество мест, масса и наименование груза. Аэропорт отправления должен подготовить такое количество документов, которое соответствует количеству пунктов разгрузки груза. Использование информации грузовых манифестов позволяет более оперативно разгружать партии грузов в промежуточных аэропортах. На речном транспорте транспортным документом перевозки груза, свидетельствующим о наличии договора перевозки, является либо речная накладная, которая сопровождает груз на всем пути его следования и выдается грузополучателю в пункте назначения вместе с грузом, либо морской коносамент - в случае перевозки грузов на судах смешанного река - море плавания. Накладная и коносамент выписывается по единому образцу. Накладная выписывается грузоотправителем. В речной накладной, составляемой на каждую партию груза, указываются перевозчик, наименование судна или его номер, порты отправления и назначения, полное наименование отправителя и получателя груза с указанием адреса, также перечень сведений о грузе: наименование, марки, знаки, число мест,упаковки, вес, состояние груза. На накладной и дорожной ведомости в пункте приема груза ставится штемпель с указанием даты приема грузов к перевозке и отметка о предстоящей сдаче грузов. Этот акт подписывается грузоотправителем или грузополучателем и представителем судовладельца. Такие акты служат также основанием для расчета между портом и грузоотправителем или грузополучателем по результатам стоянки судна под грузовыми операциями (за задержку судна грузоотправитель платит штраф по утвержденному тарифу, за досрочную погрузку получает премию). Погрузочный ордер вручается перевозчику не позднее чем за 24 ч до начала погрузки на груза на судно. Кроме того, грузоотправитель должен иметь все необходимые документы в соответствии с портовыми, таможенными, санитарными и другими правилами. Ответственность за предоставленную неверную информацию несет грузоотправитель. При выполнении автомобильных перевозок в России транспортными документами являются путевой лист и товарно-транспортная накладная (ТТН). Путевой лист является основным перевозочным документом внутреннего характера, определяющим показатели для работы АТС и водителя, начисления заработной платы водителю и расчеты за перевозку. Заполнение путевого листа производится должностными лицами автотранспортного предприятия: · до выезда атс на линию (сведения о водителе, сопровождающих лицах, атс, временем начала и окончания работы, заказчике перевозок, планируемом пробеге, движении горючего); · на линии (сведения о работе атс и результаты проверки контролирующими лицами); · после возвращения в автотранспортную организацию (сведения о фактически выполненной работе водителем и атс, движении горючего). Товарно-транспортная накладная передается грузоотправителем перевозчику и является основным документом для списания груза грузоотправителем и приема его грузополучателем. Грузоотправитель оформляет отдельную ТТН для каждого грузополучателя не менее, чем в четырех экземплярах: - первый остается у грузоотправителя; - второй остается у грузополучателя; - третий и четвертый поступает в автотранспортную организацию. После выполнения расчетов за перевозку третий экземпляр возвращается грузоотправителю вместе со счетом за перевозку. ТТН состоит из 2-х разделов: · товарного (заполняется грузоотправителем и содержит сведения о грузе и лице, отпускающем груз); · транспортного (приводятся сведения о погрузочно-разгрузочных операциях и показатели работы АТС). Международные перевозки автомобильным транспортом оформляются товарно-транспортной накладной CMR, которая служит доказательством условий договора и удостоверением принятия груза перевозчиком. Форма накладной разработана Международным союзом автомобильного транспорта. Накладная CMR представляет собой бланк, состоящий из 12 страниц пустых граф, отпечатанных на самокопирующей бумаге. Первые 4 экземпляра (страницы) накладной пронумерованы и определены участникам договора перевозки: – грузоотправителю; – грузополучателю; – перевозчику; - для расчетов. Только первые 3 экземпляра комплекта имеют юридическую силу. Количество последующих экземпляров, определяется количеством пересекаемых грузом таможенных постов. В накладной CMR указываются следующие сведения: - место и дата составления; - наименование и адрес грузоотправителя; - наименование и адрес перевозчика; - место и дата приема груза к перевозке и предусмотренное место его сдачи; - наименование и адрес грузополучателя; - обозначение характера груза и способ его упаковки; - количество грузовых мест, их маркировка и номера; - количество груза.
Контрольные вопросы 1. Дайте определение договора или контракта на перевозку грузов. 2. Перечислите нормы национального законодательства, определяющие отношения грузовладельцев и транспорта. 3. Как регламентируются международные перевозки? 4. Какой документ является главным, определяющим взаимоотношения заказчика и транспортных организаций? 5. В каком документе накануне перевозок конкретизируются дополнительные условия? 6. Какие документы должен оформить грузоотправитель в процессе выполнения перевозок? 7. Какими транспортными документами узаконена ответственность всех участников перевозочного процесса? Тестирование 1.Прием груза к перевозке железнодорожным транспортом оформляется: а) дорожной ведомостью; б) коносаментом; в) накладной.
2. Договор перевозки груза является: а) реальным б) консесуальным в)возмездным г)публичным 1. верно авг 2. верно бвг 3. верно абвг
3. Срок действия договора перевозки начинается: 1. с момента подачи заявки (заказа) грузоотправителя 2.с момента подписания транспортной накладной 3. с момента погрузки груза
4.Верны ли утверждения: а) перевозчиком может быть как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель б) в качестве грузоотправителя и грузополучателя могут быть физические лица 1. верно только а 2. верно только б 3. оба варианта верны
5.Предметом договора перевозки груза является: 1. услуги по доставке груза в пункт назначения 2. транспортировка груза 3.погрузка и выгрузка груза
6. Верны ли утверждения: а)провозная плата за перевозку груза устанавливается перевозчиком б) провозная плата за перевозку груза в транспорте общего пользования фиксирована тарифами 1. верно только а 2. верно только б 3. оба варианта верны
7. На морском транспорте основным документом перевозки является: a) коносамент; b) погрузочный ордер c) штурманская расписка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Электронное учебное пособие по дисциплине «Транспортная система России» направлено на формирование универсальных/общепрофессиональных компетенций в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами по уровню бакалавриата 38.03.01 «Экономика» и 38.03.02 «Менеджмент»: - ОК-3 Способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности; - ОПК-2 Способностью находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений Электронное учебное пособие предназначено для обучающихся по направлениям подготовки бакалавриата 38.03.01 «Экономика» и 38.03.02 «Менеджмент», а также может быть использовано при изучении других дисциплин, направленных на формирование аналогичных компетенций. В электронном учебном пособии содержится 6 разделов. Рассмотрены основные понятия о транспорте и транспортных системах, производственном процессе, продукции транспорта и ее особенностях. Представлены показатели работы транспорта, основные технико-эксплуатационные особенности, достоинства и недостатки различных видов транспорта, обозначены принципы выбора транспорта для перевозки грузов. Также в пособии дано понятие единой транспортной системы, охарактеризованы различные виды сообщений. Выделены основные положения транспортно-экспедиционного обслуживания (ТЭО) и дана характеристика договорных и контрактных отношений на внутренних и международных перевозках. Содержание данного электронного учебного пособия соответствует рабочей программе дисциплины и основано на материалах отечественных и зарубежных исследований, включая современные публикации. Библиографический список 1.Единая транспортная система: учебник Троицкая Н. А., Чубуков А. Б. Учебник -М.: Издательский центр "Академия", 2015. - 240 с.
2.Троицкая, Н. А. Общий курс транспорта. [Текст]: учебник / Н. А. Троицкая. – М.: Академия, 2014. – 174, [1] c.: ил. – (Высшее образование. Бакалавриат).
2. Общий курс транспорта: Михайличенко Ю. Д. учебное пособие ФБОУ ВПО Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций. - СПб.: ФБОУ ВПО СПбГУВК, 2012. - 212 с.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.152.69 (0.014 с.) |