Роль транспорта в экономике. Транспортные системы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль транспорта в экономике. Транспортные системы.



Экономическая теория, определяя место и роль транспорта в развитии современного общества, рассматривает его как всеобщее средство труда, как одно из общих условий производства. Перемещая средства труда и рабочих внутри предприятий, транспорт осуществляет связи, порождаемые технологическим разделением труда. Эти функции выполняет внутрипроизводственный транспорт.

Перемещая различные виды продукции между производителями (поставщиками) и потребителями, транспорт осуществляет связи, порождаемые территориальным разделением труда. Эти функции выполняет транспорт сферы обращения, который в ходе исторического процесса общественного разделения труда выделился в самостоятельную сферу производства.

Перевозки в процессе обращения в современных условиях выполняет в основном транспорт общего пользования — железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный, а также специальный транспорт (трубопроводы, высоковольтные линии электропередачи и железнодорожные подъездные пути предприятий, связывающие их с сетью магистральных путей сообщения). Эти виды транспорта вместе с системой складов являются материальной основой процесса обращения.

Вместе с тем транспорту свойственны некоторые особенности, отличающие его от других отраслей народного хозяйства.

Во-первых, транспорт не производит новой вещественной продукции, а как бы является продолжением процесса производства в пределах процесса обращения. Процесс производства продукции заканчивается тогда, когда она доставлена к месту потребления, поэтому транспорт есть продолжение процесса производства, начатого в промышленности и сельском хозяйстве. Конечный результат производства реализуется у потребителя, этим и определяется отношение к транспорту работников промышленности и сельского хозяйства, их забота об условиях пере­возки своей продукции, улучшении показателей использования подвижного состава и экономии транспортных затрат.

Во-вторых, продукция транспорта — перевозка грузов и пассажиров — неотделима от процесса транспортного производства. Ее нельзя накопить, создать ее запасы. Поэтому проблема резервов на транспорте состоит в создании не запасов продукции, а резервов пропускной и провозной способности. Маневрирование резервами по районам транспортной сети затруднительно и накладно, а часто невозможно, поэтому оптимальные резервы пропускной и провозной способности должны создаваться повсеместно, и в первую очередь на направлениях с быстрорасту­щими перевозками.

В-третьих, продукция транспорта не содержит сырья.

Доля заработной платы в ее себестоимости вдвое выше, чем в промышленности. Затраты на амортизацию, топливо и электроэнергию составляют почти половину всех эксплуатационных расходов транспорта. Поэтому важнейшее значение для снижения себе­стоимости перевозок имеет увеличение производительности труда, улучшение использования транспортных средств, особенно подвижного состава, сокращение расхода топлива и электроэнергии на единицу перевозочной работы.

В-четвертых, кругооборот средств, выделяемых на развитие транспорта, отличается от кругооборота средств, направляемых на развитие промышленности и сельского хозяйства. На транспортном рынке реализуется не товар в виде новой вещи, а сам производственный процесс транспортной промышленности, следовательно, требования к эффективности и качеству работы транспортной системы относятся не только к его рыночной продукции, конечному результату транспортной деятельности, но и непосредственно к транспортному производственному процессу.

Особое значение имеют ускорение и бесперебойность транспортного процесса, сокращение сроков доставки и улучшение сохранности грузов, безотказность в работе всех звеньев транспортного конвейера, повышение качества работы каждого рабочего, бригады, каждого предприятия, производственного объединения, каждого вида транспорта и транспортной системы в целом.

Транспорт способен существенно влиять на экономический рост, расширение торговли, повышение уровня жизни. Он способствует повышению производительности труда, сокращая время доставки грузов или проезда до места работы.

Транспорт активно влияет на окружающую среду, причем это воздействие носит в основном негативный характер. Так, на долю транспорта в общем валовом выбросе в атмосферу всех продуктов производственной деятельности приходится 40%, в том числе основную долю загрязнений (более 80%) дает автомобильный транспорт. Из этого следует, что практически уменьшение загрязнения атмосферного воздуха транспортом во многом определяется решением экологической проблемы на автомобильном транспорте.

Темпы развития транспорта должны соответствовать экономическому росту.

Транспортная система — это транспортная инфраструктура, транспортные предприятия, транспортные средства и управление в совокупности. Транспортная система предназначена для удовлетворения транспортных потребностей человека и включает в себя средства транспортировки, объекты транспортировки, а также окружающую среду.

Количественными показателями транспортной системы являются:

· протяжённость путей сообщения

· численность занятых

· грузо- и пассажирооборот

Транспортная система имеет сложную структуру, она включает несколько подсистем (железнодорожную, автомобильную, морскую, речную, воздушную и трубопроводы), каждая из которых состоит из основных элементов: инфраструктуры, транспортных средств и управления. К транспортной системе относятся транспортные узлы и коридоры, а также промышленный и общественный транспорт. Инфраструктуру обычно рассматривают по отраслям.

В зависимости от масштаба выполняемых задач можно различать транспортные системы:

· единая транспортная система страны;

· транспортная система региона, города;

· транспортная система отрасли хозяйства или промышленного предприятия.

Для выполнения функций перемещения в составе транспортных систем имеются следующие элементы: транспортные сети (коммуникации); подвижной состав для транспортирования; транспортные узлы (вокзалы, погрузочно-разгрузочные системы и склады) для обслуживания пассажиров, передачи и хранения грузов; средства обслуживания клиентов; системы управления транспортом; предприятия и средства для технической эксплуатации средств транспорта и другие элементы инфраструктуры. Часть элементов системы выполняет основные функции – перемещение пассажиров и грузов. Это транспортные сети, транспортные узлы и подвижной состав. Другие элементы обеспечивают функционирование первых, – это подсистемы управления транспортом, обслуживания клиентов, технической эксплуатации средств транспорта.

В состав единой транспортной системы страны обычно включают следующие виды транспорта: железнодорожный, морской, внутренний водный (речной), автомобильный, воздушный и трубопроводный.

Городской транспорт может быть представлен разными видами преимущественно пассажирского транспорта: метрополитен, трамвай, троллейбус, автобус, такси и другие, функционирующие обособленно в разных городах.

Промышленный (производственный) транспорт может быть представлен всеми видами транспорта, обслуживающими внутренние нужды собственно промышленных, сельскохозяйственных, строительных, торговых и других предприятий и организаций.

Понятия «промышленный» и «городской» транспорт – собирательные, они применяются к конкретному предприятию, городу, действуют независимо от аналогичного транспорта других предприятий и городов, они также не существуют как единое взаимосвязанное хозяйство в масштабе страны.

Транспорт, который в соответствии с действующим законодательством должен осуществлять перевозки грузов и пассажиров, независимо от того, кем они предъявлены к перевозке, называют транспорт общего пользования. Транспорт общего пользования составляет основу единой транспортной системы страны. Именно он представляет самостоятельную «транспортную промышленность», которая обеспечивает основные нужды страны в перевозках, вытекающие из необходимости кооперации производства и взаимодействия всех отраслей народного хозяйства, а также основные перевозки в сфере торговли и обслуживания населения.

Транспорт необщего пользования – ведомственный транспорт, выполняет перевозки только для своего ведомства и не обязан выполнять заказы всех других заказчиков. Ведомственный транспорт промышленных предприятий называют промышленным. К этой же группе транспорта можно отнести и транспорт индивидуального пользования или личный.

Транспортная сеть – совокупность коммуникаций всех видов транспорта осуществляющие перевозки грузов и пассажиров за пределами населенных пунктов и промышленных предприятий.

Транспортную сеть составляют наземные коммуникации, внешние водные пути, трубопроводы, и инфраструктурные сети.

К наземным коммуникациям относят автомобильные и железнодорожные.

К внутренним водным коммуникациям - судоходные участки рек, озер, каналов.

Трубопроводная сеть состоит из  магистральных и местных трубопроводов.

Для характеристики транспортной сети применяются показатели её протяженности в километрах и густоты в км /1000 м^3.

Для железнодорожного транспорта  важным показателем является доля электрифицированных путей и общая их протяженность. Критерием качества автомобильной сети является для дорог с твердым покрытием. Качественным показателем внутренних водных путей служит доля путей с гарантированными судоходными габаритами. Для трубопроводов характеризующими показателями являются диаметр трубы, и объем транспортировки грузов в единицу времени.

На транспорте к органам управления относится Министерство транспорта РФ с его линейными подразделениями, а так же органы хозяйственного управления, т.е. частные и акционерные компании.

Средства управления - информационный центр экономики в целом и транспорта в частности. Здесь идет речь о транспортной логистике.

Её  составные  части:

• компьютеризация

• создание, обработка, хранение, распространение документации

• телескопические средства связи и слежения за движением транспортных средств.

• безбумажная транспортная документация

Транспортный комплекс иногда употребляется в качестве синонима транспортной системы, но под комплексом понимается - совокупность отраслей экономики, предназначенной для удовлетворения потребностей общества в перевозке грузов и пассажиров.

В транспортный комплекс входит:

1. транспорт, обеспечивающий процесс перемещения

2.транспортная инфраструктура и транспортная промышленность (машиностроение, транспортное строительство, материально-техническое обеспечение перевозок)

Единая транспортная система обеспечивает согласованное развитие и функционирование всех видов транспорта с целью максимального удовлетворения транспортных потребностей при минимальных затратах.

Обязательным элементом транспортной сети являются начальные, конечные и промежуточные пункты, где формируются, расформировываются и переформируются грузовые и пассажирские потоки- транспортные узлы.

Транспортным узлом называется комплекс транспортных устройств в пункте стыка нескольких видов транспорта, совместно выполняющих операции по обслуживанию транзитных, местных и городских перевозок грузов и пассажиров.

Транспортный узел как система — совокупность транспортных процессов и средств для их реализации в местах стыкования двух или нескольких магистральных видов транспорта. В транспортной системе узлы имеют функцию регулирующих клапанов. Сбой в работе одного такого клапана может привести к проблемам для всей системы.

В транспортных узлах грузы готовятся к отправке, формируются партии грузов, происходит передача груза перевозчику и от перевозчика получателю, передача с одного вида транспорта на другой, кратковременное хранение грузов, расформирование партий груза и другие технологические операции.

Функции транспортных узлов с развитием сервиса транспортных услуг расширяются. Погрузочно-разгрузочные пункты, выполнявшие роль приема, формирования партий грузов и отправки их в пункты назначения, постепенно трансформировались в терминалы – где мелкопартионные отправки трансформируются в полнопартионные для перевозок крупными партиями.

Терминалы стали крупными грузообрабатывающими объектами транспорта с комплексной механизацией погрузочно-разгрузочных и складских работ; последнее время функции терминалов расширяются за счет транспортно-экспедиционных, таможенных, биржевых, информационных и прочих услуг, сопутствующих товародвижению. Появился новый термин для таких узлов – «хабы».

Интенсивное развитие международных экономических связей потребовало новых подходов для сокращения времени на производство и реализацию продукции. Особое место в этой проблеме занимает скорость доставки грузов. Разница в средствах передвижения и путях сообщения, инфраструктуре, системах контроля и управления, нормативно-правовых требованиях в разных государствах приводят к увеличению стоимости транспортировки грузов в международном сообщении, зачастую к потере качества грузов и, как следствие, к потере рынка сбыта. Логистический подход к системам транспортировки показал необходимость создания так называемых коридоров на наиболее значимых направлениях движения грузов.

Транспортные коридоры — это совокупность магистральных транспортных коммуникаций различных видов транспорта с необходимыми обустройствами, обеспечивающих перевозки пассажиров и грузов между различными странами на направлениях их концентрации. В систему международных транспортных коридоров входят также экспортные и транзитные магистральные трубопроводы.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение термина «транспорт».

2. Что представляет собой транспорт как отрасль производства?

3. Какие виды транспорта выделяют в современном мире?

4. Что относится к транспорту общего пользования?

5. Что такое транспорт необщего пользования?

6. Что является продукцией транспорта?

7. Перечислите основные элементы и составляющие транспорта.

8. Что понимается под термином «транспортная система»?

9. Перечислите элементы транспортной системы.

10.Поясните понятия транспортные коридоры и транспортный узел

Тестирование

1. Транспортная продукция – это?

а) перемещение вещественного продукта других отраслей;

б) производство вещественного продукта;

в) коммерческие перевозки;

г) перевозка грузов за свой счет.

2. Автомобильные перевозки – это?

а) перемещение грузов;

б) перемещение пассажиров;

в) перемещение грузов и пассажиров;

г) обслуживание предприятий.

3. Грузовые перевозки классифицируются по:

а) по отраслям;

б) по размеру партий;

в) по территориальному признаку;

г) по всем выше перечисленным.

4.Выбрете правильное утверждение:

а) продукция транспорта не содержит сырья

б) транспорт не является капиталоемкой отраслью

в) на транспорте возможно формирование больших запасов

г) транспорт не способен существенно влиять на экономический рост.

5. Одной из главных особенностей транспортной системы РФ является её тесная взаимосвязь с:

а) Москвой

б) регионами

в) производством

6. Какую структуру имеет транспортная система РФ?

а) сложную

б) простую

в) доступную

7. Что из перечисленного относится к транспортной системе:

а) транспортные перекрестки

б) транспортные пути

в) транспортные узлы

8. Количественным показателями транспортной системы являются:

a) протяжённость путей сообщения,

b) общая грузоподьемность транспортных средств

c) фондоотдача транспортных средств

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.51.3 (0.038 с.)