Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контроль, оценка и анализ деятельности предприятия в области экологического менеджмента

Поиск

 

Каждый виток, называемый «циклом Деминга» в спирали СЭМ, включает контроль, оценку и анализ ее функционирования. Посредством осуществления данных процедур (последовательность: контроль – оценка – анализ) руководство промышленного предприятия получает информацию обратной связи, которая создает условия для корректировки его экологической политики, целей и задач, разработки уточненных экологических программ и таким образом обеспечивает возможность достижения предприятием высокого уровня экологической устойчивости.

Контроль в сфере менеджмента характеризуется как процесс отслеживания (мониторинга) деятельности для обеспечения гарантии того, что она ведется так, как запланировано, и исправления существенных отклонений. В свою очередь, контроль в сфере экологического менеджмента представляет собой процесс, связанный с получением информации о том, в какой степени деятельность в рамках СЭМ ведется в соответствии с существующими экологическими требованиями и/или разработанной экологической стратегией и политикой, поставленными экологическими целями и задачами, а также с выявлением любых возникших отклонений от требуемого и/или намеченного [16].

По правилам менеджмента осуществление какой-либо деятельности сопровождается тремя видами контроля, отличающимися своим функциональным назначением: 1) предварительным, проводимым перед осуществлением деятельности для оценки текущей ситуации и разработки планов по ее улучшению; 2) текущим, осуществляемым в процессе выполнения деятельности для выявления и устранения отклонений от намеченных планов; 3) заключительным, проводимым в конце выполнения деятельности с целью сравнения полученных результатов с намеченными. Текущий контроль назван стандартом ISO 14001 (ГОСТ Р ИСО 14001) регулярным мониторингом, осуществляемым в ходе реализации целей, задач и программ экологического менеджмента с целью своевременного решения возникающих проблем и недопущения излишних затрат в последующем. Итоговый контроль представлен как внутренний аудит СЭМ, в рамках которого осуществляется проверка функционирования системы в целом и разрабатываются рекомендации по ее совершенствованию. Для каждого вида контроля характерен свой перечень задач, решаемых в ходе их осуществления.

Содержание предварительной экологической оценки было раскрыто ранее в разделе 2.2. Регулярный мониторинг, осуществляемый в рамках СЭМ промышленного предприятия, призван быть механизмом, позволяющим корректировать корпоративные действия и мероприятия в соответствии с поставленными экологическими целями и задачами и принятыми экологическими программами, а также существующими законодательными и иными экологическими требованиями. Цели регулярного мониторинга довольно разнообразны, поэтому формы его осуществления требуют определенной систематизации. Основная деталь, которую необходимо учитывать, это то, что содержание любой формы текущего контроля должно сводиться к сравнению фактических показателей, оценивающих уровень экологической устойчивости промышленного предприятия, с плановыми показателями.

В качестве форм регулярного мониторинга в рамках СЭМ предлагается рассматривать:

· экологический мониторинг, проводимый с целью оценки состояния окружающей природной среды; в центре внимания при этом оказываются показатели состояния окружающей природной среды в районе расположения предприятия (табл. 3.4; показатели 1-й группы - собственно экологические);

· производственный экологический контроль, направленный на соблюдение законодательных и иных экологических требований на всех стадиях жизненного цикла продукции; он подразумевает использование показателей 2-й группы – эколого-экономических;

· мониторинг производственной среды, осуществляемый с целью анализа и оценки условий труда работников предприятия, а также уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; при этом используются показатели 3-й группы – социально-экологические;

· контроль реализации намеченных действий и мероприятий, предназначенный для проверки степени эффективности реализуемых мероприятий в рамках программ экологического менеджмента, оценивающий результативность деятельности структурных подразделений, отдельных элементов СЭМ и т. д.; данная форма контроля подразумевает использование показателей 4-ой группы – социально-эколого- экономических.

Проведение регулярного мониторинга в рамках СЭМ может осуществляться собственными силами предприятия и при необходимости с привлечением сторонних организаций, обладающих специальными навыками, знаниями и техническими возможностями. С целью обеспечения условий для осуществления регулярного мониторинга собственными силами на промышленном предприятии должно быть налажено обслуживание специального измерительного оборудования, в частности, обеспечена точность данных по калибровке приборов и контрольных устройств, а также компьютеров и программного обеспечения. Записи, фиксирующие результаты процесса контроля, должны храниться в соответствии с порядком, принятым на предприятии. Процесс подбора контролируемых показателей экологической деятельности промышленного предприятия должен идти непрерывно. Они должны быть объективными, удобными и поддающимися проверке.

В случае выявления в процессе регулярного мониторинга в рамках СЭМ несоответствия фактических результатов деятельности предприятия запланированным предусматривается разработка и реализация необходимых корректирующих и предупреждающих действий и мероприятий. При этом корректирующие и предупреждающие меры должны быть пропорциональны важности несоответствий и соразмерны выявленным проблемам в области экологического менеджмента.

Все результаты регулярного мониторинга в рамках СЭМ и предпринятых корректирующих и предупреждающих действий и мероприятий должны быть документированы. Например, на многих промышленных предприятиях, прошедших процедуру внедрения СЭМ, ведутся:Журнал регистрации данных текущего мониторинга деятельности предприятия в области экологического менеджмента и Журнал регистрации корректирующих и превентивных действий по устранению несоответствия деятельности предприятия намеченным экологическим целям и задачам (законодательным и иным экологическим требованиям).

Внутренний аудит СЭМ, предназначенный для оценки эффективности функционирования системы в целом, необходим руководству промышленного предприятия для получения сведений о том, работает ли внедренная система так, как она должна работать в соответствии с заявленной экологической политикой, целями и задачами.

Внутренний аудит СЭМ проводится самим предприятием, в отличие от внешнего, который бывает двух видов: аудит второй стороной, осуществляемый потребителем или другой заинтересованной стороной, и аудит третьей стороной, проводимый независимой организацией с целью сертификации (предсертификационный и надзорный аудит). Для проведения внутреннего аудита СЭМ руководство предприятия поручает ответственным специалистам из числа персонала формирование аудиторской команды, в которую могут входить и специалисты со стороны. Специалисты предприятия, осуществляющие внутренний аудит СЭМ, должны соответствовать требованиям стандарта ISO 19011. В этом же стандарте отмечается, что перед проведением аудита необходимо разрабатывать программу его проведения. Менеджмент программы аудита должен учитывать элементы, позволяющие проследить применение методологии PDCA: полномочия по программу аудита, установление программы аудита, реализацию программы аудита, компетентность и оценка аудиторов, действия при аудите, мониторинг и анализ, улучшение программы аудита. Процедуры внутреннего аудита СЭМ должны обеспечивать возможность оценки соответствия проверяемой СЭМ установленным критериям аудита, в качестве которых могут быть: политика, методы, процедуры или определенные требования. Частоту аудита следует определять при учете особенностей производства в части экологических аспектов и потенциальных воздействий на окружающую среду [10, 31].

Результаты внутреннего аудита СЭМ должны в конечном итоге быть основой для такой процедуры, как анализ СЭМ со стороны руководства. Данный анализ должен инициироваться высшим руководством (Советом директоров) промышленного предприятия, проводиться с определенной периодичностью (еженедельно, ежемесячно, ежеквартально и т. д.) и охватывать все экологические аспекты его деятельности, продукции и услуг, включая оценку влияния СЭМ на финансовое состояние предприятия и его конкурентоспособность на рынке. Он должен быть направлен на постоянное совершенствование и предусматривать: анализ достижения плановых экологических показателей, анализ результатов внутренних аудитов СЭМ, оценку экологической эффективности деятельности промышленного предприятия и эффективности функционирования СЭМ, оценку ее пригодности с учетом изменяющихся условий и информации, оценку изменений в ожиданиях и требованиях заинтересованных сторон.

Процедура анализа функционирования СЭМ со стороны высшего руководства должна подразумевать следующую последовательность действий: сбор входных данных, подготовку отчета для руководства предприятия о результатах функционирования и возможностях дальнейшего развития СЭМ, анализ отчета руководством предприятия, подготовку заключения по итогам рассмотрения отчета и разработку мероприятий для дальнейшего совершенствования СЭМ.

Входными данными для проводимого анализа могут быть:

· результаты достижения целевых и плановых экологических показателей;

· данные государственной статистической отчетности;

· результаты соблюдения законодательно установленных экологических требований;

· результаты экологических проверок со стороны государственных контролирующих органов;

· результаты экологических аудитов;

· результаты оценки экономической и экологической эффективности реализованных мероприятий и действий предприятия в области предотвращения воздействия на окружающую среду и СЭМ в целом;

· результаты осуществления внешних и внутренних коммуникаций в области экологического менеджмента;

· результаты оценки соответствия экологической политики предприятия изменившейся ситуации;

· результаты работы по обучению и повышению осведомленности персонала предприятия по вопросам экологической безопасности и экологического менеджмента;

· результаты оценки подготовленности персонала предприятия к аварийным ситуациям и др.

Собственно анализ достигнутых результатов в области экологического менеджмента промышленного предприятия должен проводиться с учетом следующих положений:

· анализ и оценка достигнутых результатов в области экологического менеджмента предприятия осуществляются на основе заранее разработанных процедур и механизмов;

· особое значение для развития деятельности в области экологического менеджмента имеет объективная оценка и анализ отрицательных результатов деятельности (например, недостигнутых экологических целей и задач);

· при анализе и оценке экономической эффективности деятельности предприятия в области экологического менеджмента, способствующей стимулированию ее развития, должны учитываться не только стоимостные экономические эффекты, но и разнообразные стратегические выгоды и преимущества;

· руководство предприятия должно принимать активное участие в анализе эффективности реализации его экологической стратегии и политики, разработке рекомендаций и предложений по их совершенствованию и развитию.

Итогом проводимого анализа эффективности СЭМ промышленного предприятия должны быть подготовка и предоставление соответствующего отчета его руководству.

Отчет руководству по СЭМ рекомендуется строить следующим образом.

1. Общая часть (исполнители, цели и задачи деятельности).

2. Основные результаты деятельности промышленного предприятия в области экологического менеджмента (фактические результаты в сравнении с поставленными целями и задачами, динамика основных показателей за ряд лет, прямые и косвенные экономические и экологические эффекты).

3. Рекомендации и предложения по дальнейшему развитию деятельности предприятия в области экологического менеджмента и повышению ее экономической и экологической эффективности, которые могут состоять в следующем:

· корректировка и дополнение экологической стратегии, политики, целей и задач предприятия;

· дальнейшее развитие планирования и организации деятельности (например, расширение объектов и экологических аспектов планируемой деятельности, увеличение числа показателей и планируемых задач по отдельным целям и аспектам, развитие текущего мониторинга, повышение эффективности работы с персоналом);

· развитие и повышение эффективности внутреннего аудита СЭМ;

· увеличение поддержки руководством предприятия деятельности по экологическому менеджменту;

· развитие экологической отчетности, внешних коммуникаций, повышение экономической эффективности использования достигнутых результатов деятельности в области экологического менеджмента.

Отчет для руководства предприятия должен быть кратким, четким и предельно конструктивным, рассчитанным на активную поддержку развития СЭМ лицами, принимающими решения. На основании Отчета руководством предприятия готовится заключение, служащее основанием для последующего пересмотра, корректировки и дополнения экологической стратегии, политики, целей и задач предприятия, объектов экологического менеджмента, приоритетных экологических аспектов деятельности, а также разработки программ экологического менеджмента на следующий планируемый период, что способствует постоянному совершенствованию СЭМ, приводящему в свою очередь к повышению уровня экологической устойчивости деятельности промышленного предприятия в целом, и главным образом к сокращению объемов его воздействия на окружающую среду.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Дайте определение контроля в сфере ЭМ и назовите виды контроля.

2. Раскройте содержание предварительной экологической оценки.

3. Назовите формы регулярного мониторинга в рамках СЭМ.

4. Раскройте содержание внутреннего аудита СЭМ.

5. С какой целью выполняется анализ СЭМ со стороны руководства и каков порядок его проведения?

6. Каковы выходные данные для проведения анализа СЭМ?

7. Какова структура отчета руководству по СЭМ, основные требования по его составлению?

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Акимова Т. А., Хаскин В. В., Сидоренко С. Н. Макроэкология и основы экоразвития. М.: Изд-во РУДН. 2005. 367 с.

2. Акимова Т. А., Хаскин В. В. Экология. М. ЮНИТИ, 1999. 455 с.

3. Акимова Т.А., Мосейкин Ю.Н. Экономика устойчивого развития: учебное пособие. М.: ЗАО «Из-во Экономика, 2009. 430 с.

4. Бабина, Ю. В., Варфоломеева Э. А.  Экологический менеджмент: учеб. пособие. М.: Социальные отношения. Перспектива, 2002. 207 с.

5. Бабина Ю. В. Новая версия международных стандартов ISO 14001:2004 // Экология производства, 2005. № 2. С. 42-46.

6. Белов Г. В. Экологический менеджмент предприятия. М.: Логос, 2006. 240 с.

7. Бринчук М. М. Экологическое право. М. Юристъ, 1998. 688 с.

8. Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. М. Айрис-пресс, 2004.575с.

9. Винтер Г. Модель экологического менеджмента: Разработка собственного экологического плана действий вашей компании / пер. с англ. Мн. УП «ТЕХНОПРИНТ», 2002. 320 с.

10. Волков В. В., Волкова Н.В., Гончаренко В. Л. Экологический менеджмент и экологический аудит// Проблемы окружающей среды и природных ресурсов: обзорная информация, 2004. № 6. С. 7-13.

11. Горшков В. Г. Физические и биологические основы устойчивости жизни. М.: 1995. 467 с.

12. ГОСТ Р ИСО 14001-2007. Системы управления окружающей средой. Требования и руководство к применению.

13. ГОСТ Р ИСО 14004-98. Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования.

14. ГОСТ Р ИСО 14031-2001. Управление окружающей средой. Оценивание экологической эффективности. Общие требования.

15. ГОСТ Р ИСО 14050-99. Управление окружающей средой. Словарь.

16. ГОСТ Р ИСО 19011-2003. Рекомендации по аудиту систем менеджмента качества и систем экологического менеджмента

17. ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Требования и руководство к применению.

18. Гринин, А. С., Орехов Н. А., Шмидхейни С.. Экологический менеджмент М. ЮНИТИ-ДАНА. 2001. 206 с.

19. Гусева И. Г., Бобошко В. И., Гусев А. А. Экологическая стандартизация в системе институциональных инструментов устойчивого развития// Экономика природопользования: обзорная информация. 2006. № 5. С. 3-10.

20. Дайман С. Ю. Системы экологического менеджмента в РФ: от информирования заинтересованных сторон к внедрению и сертификации // Материалы сайта РОО «Эколайн» http://www.ecoline.ru.

21. Экологический менеджмент на предприятии. Дерягина С.E., Астафьева О.В., Струкова М.Н., Струкова Л.В. Екатеринбург: УрОРАН, 2007. 119 с.

22. Залесский Л. Б. Экологический менеджмент. М. ЮНИТИ-ДАНА. 2004. 220 с.

23. Игнатов В. Г., Кокин А. В. Экология и экономика природопользования. Ростов-на-Дону. Феникс. 2003. 512 с.

24. Кондратьев К. Я., Крапивин В. Ф. Проблемы устойчивого развития современной цивилизации // Проблемы окружающей среды и природных ресурсов: обзорная информация. 2005. № 2. С. 3-10.

25. Королева О. Система экологического менеджмента на предприятии // Стандарты и качество. 2005. № 4. С. 32-35.

26. Коротков Э. М. Концепция экологического менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. 1998. № 2. С. 12-23.

27. Кошкин Л. И., Хачатуров А. Е., Булатов И. С.. Менеджмент на промышленном предприятии // Материалы сайта РОО «Эколайн» http://www.ecoline.ru.

28. Лестер Р. Браун Экоэкономика. М.: 2000 Из – во «Весь мир», 2003. 391с.

29. Лотош В. Е. Экология природопользования. Екатеринбург:

Из – во  УрГЭУ, 2000. 540 с.

30. Макаров С. В., Гусева Т. В.. Экологический менеджмент. М.: РОО «Эколайн», 1998. 130 с.

31. Макаров С.В., Шагирова Л.Б. Экологическое аудирование промышленных предприятий. М.: 1997. 210с.

32. Максименко Ю.Л. Система подготовки и принтия хозяйственных решений. Взгляд экологии. М.: Диалог, МГУ, 1999. 187с.

33. Материалы сайта http:// www. ibk. ru.

34. Методические рекомендации по внедрению и развитию системы экологического менеджмента на предприятиях в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 14001 / М. Н. Игнатьева и др. Екатеринбург: УФ ЦПРП, 2000. 131 с.

35. Методические рекомендации по отбору и оценке инвестиционных природоохранных проектов. Утверждены Председателем Госкомэкологии России В. И. Даниловым-Данильяном 15 мая 2000 г. // Материалы сайта Российской программы организации инвестиций в оздоровление окружающей среды (РПОИ) http:// www.npaf.ru.

36. Методические рекомендации по оценке экологического эффекта от реализации природоохранных инвестиционных проектов. Руководство по оперативной деятельности РПОИ. М.: 2001. 22 с.

37. Миркин, Б. М., Наумова Л. Г.. Курс лекций по устойчивому развитию. М.: Тайдекс Ко, 2005. 248 с.

38. Моисеев, Н. Н. Судьба цивилизации. Путь разума // Материалы сайта http: www.iiueps.ru.

39. Мочалова Л. А., Игнатьева М. Н. Экологический менеджмент: учебное пособие. Екатеринбург: Из-во УГГГА, 2003. 304 с.

40. Мочалова Л. А., Игнатьева М. Н.  Теоретико-методологические основы управления экологической деятельностью в условиях устойчивого развития. Препринт. Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 2005. 60 с.

41. Мочалова Л.А. Экологический менеджмент как инструмент обеспечения устойчивого развития промышленных предприятий. Екатеринбур: Изд – во УГГУ 2008 456с.

42. Наше общее будущее: доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию. М.: Прогресс, 1989. 376 с.

43. Нортон К. Основы экологического менеджмента. Введение в экологию промышленного производства / пер. с англ. М.: ИНФРА-М. Премьер, 1994. 309 с.

44. Одум Ю. П. Экология / пер. с англ. М.: Мир., 1986. 740 с.

45. Пахомова, Н. В., Эндрес А., Рихтер К. К.. Экологический менеджмент. СПб. Питер, 2003. 544 с.

46. Пахомова Н. В., Рихтер К. К.. Экономика природопользования и экологический менеджмент. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1999. 488 с.

47. Пашков, Е. В., Фомин Г. С., Красный Д. В. Международные стандарты ИСО 14000. Основы экологического управления. М.: ИПК Изд-во стандартов, 1997. 464 с.

48. Повестка дня на XXI век // Материалы сайта http://www.un.org.

49. Природоохранная деятельность на предприятии: метод. пособие. Екатеринбург: ЦПРП, 2000. 136 с.

50. Свиткин, М. Интегрированные системы менеджмента // Стандарты и качество, 2004. № 2. С. 56-61.

51. Тамбовцева Т. ISO 14001  в Латвии: опыт, эффекты и возможности развития // Экономика природопользования. 2006. № 4. С. 52-63

52. Указ Президента РФ «О государственной стратегии РФ по охране окружающей природной среды и обеспечению устойчивого развития» от 4 февраля 1994 г. № 236.

53. Управление природоохранной деятельностью в Российской Федерации. М.: Изд-во МГУ. 2001. 440 с.

54. Урсул А. Д. Перспективы экоразвития. М.: 1990. 130 с.

55. Ферару Г. С. Тенденции развития системы экологического менеджмента в России // Экономика природопользования.2006. № 3. С. 75-94.

56. Хамзина Л. В., Каримов Р. Ш. Эколого-экономический эффект // ЭКО. 1997. № 5. С. 100-104.

57. Хусанов Т., Безбородов А. Основы экологического менеджмента// Проблемы теории и практики управления, 1998. № 5. С. 79-84.

58. Чижикова В. Практика сертификации систем управления окружающей средой на предприятии по ГОСТ Р ИСО серии 14000 // Стандарты и качество. 2003. № 2. С. 88-91.

59. Щиборщ К. Принципы построения системы материального стимулирования на предприятии // Консультант директора. 1999. № 20. С. 31-33.

60. Эггерт М., Эмих В. Системы менеджмента: подходы к внедрению, // Стандарты и качество. 2000. № 2. С. 34-37.

61. Экологическая политика // Материалы сайта ОАО «Ураласбест» http://www.uralasbest.ru.

62. Экологическая политика // Материалы сайта ОАО «Уралэлектромедь» http://www.elem.ru.

63. Экологически чистое производство: подходы, оценка, рекомендации: учебно-метод. пособие / под ред. С. А. Пегова. Екатеринбург: УФ ЦПРП. 2000. 394 с.

64. Экономика природопользования /под ред. М. Н. Игнатьевой. Екатеринбург.: Изд – во УГГУ, 2009. 741с.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение А



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.94.221 (0.016 с.)