Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Распределение обязанностей и полномочий в областиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
экологического менеджмента среди категорий сотрудников промышленного предприятия [34]
В целях закрепления ответственности по выполнению определенных функций в области экологического менеджмента за конкретными отделами (службами, подразделениями) и сотрудниками промышленного предприятия, они должны включаться в положения об отделах (службах, подразделениях) и должностные инструкции. Важным моментом является формирование матрицы распределения ответственности в СЭМ, рекомендуемая форма которой приведена в приложении Д. Ее использование способствует вовлечению каждого отдельного сотрудника в СЭМ предприятия благодаря пониманию собственной роли в достижении экологических целей и задач предприятия и превращает экологическую деятельность в действительно эффективный процесс. Важным регулирующим механизмом формирования и функционирования СЭМ является система стимулирования сотрудников промышленного предприятия в данной сфере. При этом стимулирование должно основываться на том, что нарушения внутренних и внешних экологических требований не могут оставаться безнаказанными, а добросовестная эффективная деятельность в области экологического менеджмента – незамеченной. По мнению К. Нортона [43], успешное использование этой системы базируется на следующих принципах: · четкое определение требований, от соблюдения которых зависит эффективное проведение мероприятий в области экологического менеджмента, а также определение поощрений за эффективные действия и наказаний за нарушение должностных обязанностей; · система поощрений и наказаний должна быть хорошо известна и неукоснительно применяться ко всем участникам проведения мероприятий в области экологического менеджмента. Дело в том, что человек может добровольно выполнять определенную систему действий при условии, что он четко оценивает те последствия, которые ожидают его и предприятие в случае тех или иных нарушений, и знает, какие его действия гарантируют для него экономическую выгоду, поддержку со стороны коллег, признание со стороны руководства; · применение гибкой системы изменения степени доверия и жесткости контроля, что означает следующее: повышение доверия и ослабление контроля при четком выполнении требований; и наоборот, усиление контроля и уменьшение доверия при систематических нарушениях; · совмещение административных и экономических методов стимулирования деятельности в области экологического менеджмента. В качестве элементов комплексной системы стимулирования сотрудников промышленного предприятия в области экологического менеджмента предлагается рассматривать следующие: · использование форм материального поощрения и наказания по отношению к сотрудникам предприятия, обязанным соблюдать экологические требования; · формирование оптимальной системы оплаты труда работников экологических служб (отдела охраны окружающей среды, службы экологического менеджмента и т. п.); · поддержка рационализаторского движения в экологической сфере; · применение форм морального поощрения и наказания. Решения по материальному стимулированию должны приниматься самим генеральным директором промышленного предприятия на основе информации, предоставляемой ему руководителем экологической службы (управления) по окончании каждого месяца в отчете о выполнении персоналом своих обязанностей в данной сфере. Руководители производственных цехов и участков промышленного предприятия в соответствии с их должностными инструкциями должны следить за использованием сырья, материалов и топлива подчиненными им работниками в соответствии с утвержденными нормами их расхода. На большинстве промышленных предприятий применяется вполне обоснованная мера: в случае отклонения от принятых норм рекомендуется делать определенные вычеты из заработной платы «нарушителей». На предприятиях также предусмотрена система возмещения работниками части убытков, имевших место вследствие произошедших по их вине аварийных ситуаций. Довольно эффективной мерой по повышению заинтересованности работников промышленного предприятия в обеспечении экологической безопасности производства, позаимствованной из практики японских компаний, является выплата специальных премий за подачу рационализаторских предложений, способствующих осуществлению выбранной руководством экологической политики. Это могут быть различные инженерные разработки по созданию малоотходных и экологически чистых технологий, организации системы комплексного использования природного сырья, а также идеи по сокращению использования в производственном цикле различных дефицитных и дорогостоящих материальных и энергетических ресурсов. Развитию рационализаторского движения на промышленном предприятии может способствовать выпуск формы заявки на подачу рационализаторского предложения, которая при желании заполняется любым специалистом или их группой по стандартной форме, рассматривается впоследствии координационным комитетом предприятия, состоящим из представителей различных отделов предприятия. При вынесении суждения о целесообразности реализации проекта должны учитываться как экономические, так социальные и экологические результаты. Для придания большей значимости проделанной работе премии за самые лучшие проекты должны вручаться самими руководителями предприятия на специально организованном обеде или другом торжественном собрании. В завершение всего целесообразно издавать одностраничные листы с описанием новых идей, методов, результатов проектов, проведенных на предприятии, сообщением имен сотрудников, имевших к этому отношение, что послужило бы еще одним стимулом развития рационализаторского движения и имело бы исключительно важное значение в плане обмена информацией об ноу-хау в экологической сфере между предприятиями. Не менее результативными средствами стимулирования сотрудников промышленного предприятия в экологической сфере являются различные индивидуальные и групповые формы морального поощрения и наказания. Знаками одобрения работы отдельного работника, добросовестно выполняющего возложенные на него функции и проявляющего инициативу, могут быть: помещение портрета сотрудника на доску почета; вручение наградного значка, почетной грамоты и т. д. Что касается поощрения деятельности какой-то группы работников (производственного цеха, участка, бригады), то лучше использовать метод «переходящего знамени (или вымпела)». В свою очередь моральное наказание может проявляться в публичном рассмотрении действий нарушителей экологической дисциплины, усилении контроля за ними, снижении количества предоставляемых льгот и др. [49, 56, 59]. Помимо стимулирования эффективность реализации мероприятий и действий в области экологического менеджмента на промышленном предприятии во многом зависит и от степени экологической подготовки, а в более широком смысле - от характера мышления сотрудников, являющихся непосредственными их исполнителями. Руководству промышленного предприятия следует иметь четкое представление о знаниях и умениях сотрудников, которые необходимы для достижения общекорпоративных экологических целей и задач, и учитывать их при проведении отбора персонала, найма, подготовки, повышения квалификации и обучения без отрыва от производства. Возможность прохождения экологического обучения и переподготовки должна предоставляться всем сотрудникам предприятия, обязанным обладать определенной суммой знаний и умений, необходимых для эффективного и компетентного выполнения заданий в области экологического менеджмента. Уровень и глубина обучения должны зависеть от выполняемых сотрудниками заданий. Организация и развитие системы экологического обучения и подготовки сотрудников промышленного предприятия должны способствовать не только восполнению у них недостатка знаний в экологической сфере, а также изменению отношения к природе, но и воспитанию у них нового «экологического» образа мышления и поведения, чувства личной ответственности и причастности к проблемам окружающей среды. Экологическое обучение сотрудников предприятия должно начинаться с их приема на работу в виде вводного инструктажа по требованиям экологической безопасности. Оно должно быть не обрывочным, а системным, ориентированным на поэтапное получение различных экологических знаний и формирование четкого представления о связи конкретной профессиональной деятельности с возможными неблагоприятными экологическими последствиями, Как показывает практический опыт, традиционная система экологического обучения, основанная на монологе даже самых эрудированных специалистов, практически не приводит к заметным результатам в производственной деятельности «повысивших квалификацию» сотрудников. Пассивное прослушивание цикла лекций, посвященных экологической тематике, зачастую способствует и пассивности при проведении экологический действий и мероприятий на производстве, то есть к прямо противоположному эффекту, который должен достигаться в результате проведения экологического обучения. В отличие от традиционной системы экологического обучения, система активных методов обучения (экологические обучающие курсы, тренажеры и компьютерные игры) позволяет формировать у обучаемых основу «экологического» мышления. Главным образом такой результат достигается за счет экологического обучения, основанного на изучении реальных ситуаций, возникающих на производстве, что позволяет выработать у каждого обучаемого условные рефлексы «правильного поведения»; активного обучения, исключающего пассивное прослушивание лекций и направленного на интенсивный тренинг. Несомненно то, что необходимым элементом системы экологического обучения и переподготовки кадров промышленного предприятия должна быть экологическая подготовка и переподготовка руководителей разных уровней управления, так как на них, в первую очередь, лежит ответственность за реализацию принципов и обязательств корпоративной экологической политики. Практическими целями экологического обучения руководителей является выработка следующих навыков: · умение действовать с опережением и своевременно выявлять возможности не только совершенствования технологических процессов, но и устранения риска возникновения всевозможных опасных и чрезвычайных ситуаций, связанных с нанесением ущерба окружающей среде; · умение доходчиво доводить до подчиненных значение деятельности в области экологического менеджмента; · выявление источников и характера негативного воздействия на окружающую среду и принятие необходимых мер, если не для полного прекращения, то значительного уменьшения этого воздействия; · умение находить оптимальные технологические решения с учетом экологических требований; · умение оценивать экологический риск, связанный с недостатками культуры эксплуатации, моральным и физическим износом оборудования, и предотвращать его; · эффективное использование системы поощрений и наказаний при реализации экологической политики; · способность выработать подходящий стиль руководства при осуществлении деятельности в области экологического менеджмента. Немаловажную роль в экологическом образовании руководителей предприятия играет их участие в соответствующих выставках, семинарах, конференциях. Излишне говорить, что данные посещения должны быть не бесполезными, а приносящими ощутимую пользу всему предприятию в организации деятельности в области экологического менеджмента. Как правило, отделы по подготовке и переподготовке кадров на промышленных предприятий разрабатывают и реализовывают программы по экологическому обучению персонала, при соблюдении следующей стадийности: определение потребностей сотрудников в отношении экологического обучения; составление учебного плана экологического обучения; проверка соответствия программы обучения внутренним и внешним нормативным требованиям; обучение целевых групп сотрудников; разработка и оформление документа о прохождении курса экологического обучения; разработка критериев оценки полученного экологического образования. Основной проблемой при разработке программ по экологическому обучению персонала является оценка имеющейся и необходимой компетентности персонала предприятия, определение расхождений между ними и, наконец, расчет потребности в обучении. Возникают трудности и при составлении учебного плана экологического обучения с учетом этих потребностей, который требует рассмотрения всех возможных способов приобретения персоналом и руководителями предприятия необходимых знаний и навыков, например, на краткосрочных курсах; на курсах подготовки и повышения квалификации руководителей, в программу которых может быть включен экологический раздел; при изучении различных учебно-методических пособий (например, иллюстративных материалов, описывающих экологические проблемы предприятия и подходы к их решению, методических указаний по конкретным направлениям деятельности в области экологического менеджмента); на выставках, семинарах и конференциях; с помощью заочного обучения; наконец, путем самообучения, инструктажа и наставничества. Практическая реализация намеченных действий и мероприятий в области экологического менеджмента требует помимо всего прочего и осуществления различного рода коммуникаций, т. е. взаимосвязей между людьми в процессе обмена информацией. Все коммуникации в сфере экологического менеджмента можно подразделить: на внутренние (между сотрудниками предприятия) и внешние (между предприятием и внешней средой). Внутренние коммуникации составляют основу организационной структуры СЭМ на промышленном предприятии. Они могут быть формальными (информация в обязательном порядке предоставляется руководству предприятия) и неформальными (информация предоставляется на неформальной основе в зависимости от конкретной ситуации). Формальные коммуникации оговариваются в регламентах, описаниях процедур, должностных инструкциях. Однако в области экологического менеджмента более характерно активное использование неформальных коммуникаций (не зафиксированных на бумаге). Примером внутренних коммуникаций может служить передача информации об изменениях в экологической политике, экологических аспектах деятельности, законодательных и нормативных актах, регламентах, правилах, инструкциях, экологических целях, задачах и показателях, а также сообщения о превентивных и корректирующих действиях, результатах внутренних аудитов и др. Опыт предприятий показывает, что внутренние коммуникации в области экологического менеджмента бывают вертикальными (между уровнями управления) и горизонтальными (между подразделениями и сотрудниками одного уровня). Вертикальными коммуникациями являются нисходящие (информация передается с высших уровней на низшие) и восходящие (информация передается с низших уровней на высшие) коммуникации; коммуникации между руководителем и подчиненным, между руководителем и рабочей группой. В качестве горизонтальных коммуникаций выступают коммуникации между подразделениями предприятия и между членами рабочей группы. Внутренние коммуникации отражают взаимоподчинение и подотчетность субъектов в СЭМ. Служба экологического менеджмента (менеджер-эколог) как основной субъект в данной системе может иметь различные формы подчинения руководству предприятия. Информационно она связана с руководством предприятия и такими подразделениями, как отдел главного энергетика, отдел главного механика, бухгалтерия, отдел маркетинга и сбыта, планово-экономический отдел, экологическая служба, подразделения, занимающиеся эксплуатацией средозащитного оборудования, размещением и удалением отходов; промышленно-санитарная лаборатория и др. Служба экологического менеджмента аккумулирует всю информацию по осуществлению данной деятельности на промышленном предприятии, а затем анализирует ее, представляет в различных внутренних и внешних документах, разрабатывает и корректирует программу(ы) экологического менеджмента, разрабатывает и ведет инициативную экологическую отчетность. Внешние коммуникации в области экологического менеджмента промышленного предприятия позволяют ему устранять конфликты экологического характера с группами и организациями, занимающимися экологическими вопросами. В идеале система внешних коммуникаций предприятия должна включать в себя следующее: · эффективную и четко отработанную систему отношений с регулирующими органами на местном, региональном и национальном уровнях; · эффективную и четко отработанную систему связей с прессой и другими средствами массовой информации, местным населением, различными группами и широкой общественностью с использованием при необходимости услуг специалистов по связям с общественностью; · систему информирования местной общественности и специальных групп о воздействии предприятия на окружающую среду и природные ресурсы с предоставлением при необходимости данных экологического мониторинга; · систему регистрации и рассмотрения жалоб, по которым принимаются необходимые меры; · систему оповещения людей о грозящей опасности [34, 41]. Развитие активных внешних экологических связей промышленного предприятия следует начинать с установления круга лиц и сторон, заинтересованных в экологических аспектах его деятельности. Здесь важна идентификация экологических интересов сторон, как традиционно взаимодействующих с предприятием (например, органов государственного экологического контроля, деловых партнеров, смежников, поставщиков, потребителей продукции и услуг, уже существующих инвесторов), так и сторон, взаимодействие с которыми на данный момент времени не осуществляется (например, других предприятий региона, потенциальных инвесторов, конкурентов, международных организаций, поддерживающих деятельность в области экологического менеджмента). По словам сотрудников предприятий, прошедших или проходящих через процесс внедрения и сертификации СЭМ, наибольший объем трудовых затрат в нем занимают разработка процедур ведения и подготовка всей необходимой документации. Ситуация несколько упрощается в случае наличия на предприятии сертифицированной системы менеджмента качества (из-за дублирования значительного числа документов). В любом случае количество документов измеряется томами. Необходимость подготовки такого большого объема документации сертифицирующими организациями объясняется тем, что только посредством нее может поддерживаться информированность сотрудников предприятия относительно способов достижения его экологической политики, поставленных экологических целей и задач, а также проводиться анализ результатов корпоративной деятельности в области экологического менеджмента. В соответствии с [13] документация по СЭМ должна удовлетворять следующим общим требованиям: · быть полезной, удобной для просмотра, а также четкой и ясной для понимания (то есть ясно и понятно отвечать на следующие вопросы: кем, что, как, когда, где и за счет чего было сделано); · иметь учетные номера, легко идентифицироваться по виду производства, подразделения, деятельности, функции и др.; · указывать на соответствующие обязанности и полномочия ответственного лица; · быть доступной для руководителей, специалистов и рядовых сотрудников предприятия в процессе их деятельности в соответствии с установленными полномочиями и обязанностями; · иметь ссылки к смежной, дополняющей или уточняющей документации; · датироваться (включая установление даты оформления и пересмотра), храниться в течение установленного срока; · периодически анализироваться, пересматриваться и модернизироваться; при необходимости изыматься из обращения или выделяться способом, предотвращающим ее непреднамеренное использование; · содержать описание всех необходимых процедур, касающихся ее использования, пересмотра, хранения и др.; · предоставлять возможности для демонстрации практического внедрения и эффективности функционирования СЭМ и ее отдельных элементов. Степень детализации документации по СЭМ должна быть достаточной для описания основных ее элементов. Всю документацию по данной системе на предприятии рекомендуется сводить к единому справочному документу под названием «Руководство по системе экологического менеджмента». Перечень входящих в Руководство документов должен определяться самим предприятием, в зависимости от размеров и сложности его производственной структуры. Однако его объем не должен выходить за пределы 35-40 страниц. В противном случае документ становится нечитаемым [21]. Как правило, в «Руководстве по СЭМ» включается описание области распространения СЭМ, описываются ответственность и полномочия руководящего состава предприятия в рамках СЭМ, дается краткое описание всех элементов системы и их взаимодействия. На промышленном предприятии должны быть разработаны и документально оформлены процедуры, определяющие порядок основных действий в рамках СЭМ. Значимость данной рекомендации стандарта ISO 14001 (ГОСТ Р ИСО 14001), соблюдаемой промышленными предприятиями, объясняется тем, что при отсутствии документированных процедур возможны отклонения от установленных ими экологической политики, целей и задач. При этом общий перечень конкретных процедур, подлежащих документированию, устанавливается каждым предприятием самостоятельно, исходя из объектов, целей и задач СЭМ на соответствующем этапе ее развития. Определение действий, для которых должны разрабатываться документированные процедуры, является одним из ключевых аспектов разработки эффективной СЭМ. Процедуры в данной системе могут касаться не только традиционных действий (например, мониторинг технологических операций), но и порядка информирования и обучения персонала, взаимосвязи с внешними заинтересованными лицами и сторонами, а также аудита самой системы и др. Не следует стремиться к формализации всех действий в СЭМ. В первую очередь необходимо документировать ключевые процедуры, непосредственно взаимосвязанные с ее эффективностью в целом и постоянным совершенствованием. Не рекомендуется разрабатывать и документировать процедуры, для которых отсутствуют условия реализации. Общий перечень документированных процедур должен систематически корректироваться и дополняться предприятием. Неработающие процедуры следует исключать из перечня. Наряду с формальными (документированными) процедурами при создании и развитии СЭМ могут широко использоваться неформальные процедуры. В стандарте ISO 14001 (ГОСТ Р ИСО 14001) содержатся рекомендации по разработке и документальному оформлению следующих процедур: · определение приоритетных экологических аспектов деятельности предприятия, его продукции или услуг; · идентификация законодательных и иных требований, которые предприятие обязано выполнять; · оценка вероятности возникновения аварийных ситуаций; · действия в условиях аварийных ситуаций и ликвидация их последствий; · информирование и обучение персонала предприятия в области экологического менеджмента; · осуществление внутренних коммуникаций в рамках СЭМ; · взаимосвязь предприятия с внешними заинтересованными лицами и сторонами относительно решения экологических проблем; · контроль за внутренней документацией предприятия в области экологического менеджмента; · организация и осуществление мониторинга технологических операций и действий, связанных с приоритетными экологическими аспектами деятельности предприятия, его продукции или услуг; · оценка соответствия деятельности предприятия законодательным и иным экологическим требованиям; · определение виновных лиц и сторон при обнаружении фактов несоответствия отдельных видов деятельности предприятия законодательным и иным экологическим требованиям; · определение ответственных лиц за осуществление корректирующих и превентивных действий, направленных на совершенствование деятельности предприятия в рамках СЭМ; · регистрация данных об осуществляемой деятельности предприятия в области экологического менеджмента; · организация и проведение аудита СЭМ предприятия. К разработке процедур следует активно привлекать персонал промышленного предприятия (в первую очередь тех специалистов, которые будут непосредственно участвовать в их реализации). Необходимо максимально использовать возможности, связанные с модификацией уже существующих процедур для реализации экологических целей и задач предприятия. Разработанные процедуры важно использовать в образовательных программах. При разработке и документировании процедур следует стремиться к простоте и краткости, избегая чрезмерной детализации. В описание процедур рекомендуется включать: наименование процедуры, цель и область ее использования; имена и должности ответственных лиц за выполнение данной процедуры; содержание и последовательность действий; порядок (способ) действий, включая привлечение необходимых ресурсов, регистрацию данных, использование результатов, взаимодействие подразделений; требования к систематической корректировке и пересмотру процедуры. К выполнению отдельных процедур, как правило, привлекается нескольких лиц, поэтому помимо разработки процедур требуется подготовка и документирование рабочих инструкций, содержащих описание действий, выполнение которых предписывается отдельному сотруднику. Так же как процедуры, рабочие инструкции должны утверждаться высшим руководством предприятия, должны быть понятны сотрудникам, для которых они предназначены, и, естественно, должны ими соблюдаться. Не следует забывать, что на промышленном предприятии в рамках СЭМ должен эффективно работать механизм предупреждения аварийных ситуаций и реагирования на них. Как показывает анализ работы промышленных предприятий, возникших, как правило, в советское, дорыночное время, данная область у них не вызывает особых проблем. Причина этого кроется в наличии у них большого опыта по решению вопросов гражданской обороны, охраны труда и техники безопасности. Внедрение и поддержание системы предупреждения аварийных ситуаций на промышленных предприятиях обязательно в связи с тем, что вероятность их возникновения довольно велика, они могут быть разнообразными и связаными со значительными нежелательными последствиями. В качестве основных элементов данной системы выступают: выявление установок – потенциальных источников крупных аварий; получение информации об установках и оценка их экологической опасности; анализ причин крупных промышленных аварий и выработка политики безопасной эксплуатации оборудования; планирование на случай аварийных ситуаций; проведение регулярных проверок опасных участков производства. Для обеспечения правильного реагирования на аварийные ситуации на предприятии должны разрабатываться соответствующие планы и процедуры, с которыми должны быть ознакомлены все лица, связанные с опасными участками производства. В «Плане действий по аварийным ситуациям» должно содержаться следующее: · четко расписываться обязанности сотрудников предприятия в области предупреждения и ликвидации последствий аварий; · приводиться перечень служб реагирования на аварийные ситуации (например, пожарная служба, служба по очистке разливов); · четко расписываться все необходимые мероприятия и действия на случай различных типов аварийных ситуаций; · указываться наиболее опасные с экологической точки зрения участки производства; · приводиться информация по всем применяемым на предприятии опасным материалам, включающая потенциальное экологическое воздействие каждого; · четко определяться способы внутренней и внешней (с местными властями и другими учреждениями) связи на случай аварийной ситуации; · устанавливаться взаимосвязь с другими внутрифирменными планами; · расписываться планы тренировок и проверок на эффективность подготовки к реагированию на аварийные ситуации. «Планы действий по аварийным ситуациям» должны постоянно пересматриваться, корректироваться и обновляться. На случай возникновения непредвиденных ситуаций на предприятии постоянно должны находиться в рабочем состоянии соответствующая техника и оборудование. Требуется также разработать и реализовывать программы для подготовки персонала по использованию оборудования и техники, предназначенных для устранения аварийных ситуаций. Вопросы для самопроверки 1. Назовите механизм формирования и функционирования ЭМ. 2. Каковы виды структур СЭМ их преимущества и недостатки? 3. Как осуществляется распределение обязанностей и полномочий в области ЭМ? 4. Назовите основные принципы, на базе которых формируется система стимулирования сотрудников в сфере ЭМ. 5. Назовите цель экологического обучения руководящих работников предприятия. 6. Как осуществляется экологическое обучение на предприятии? 7. Что такое коммуникации в сфере ЭМ? 8. Чем представлены внутренние коммуникации на предприятии? 9. Что включают в себя внешние коммуникации? 10. Каким требованиям должна отвечать документация по СЭМ? 11. Раскройте основные взаимосвязи между документами СЭМ. 12. Что представляет собой механизм предупреждения аварийных ситуаций на предприятии?
|
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.26.209 (0.013 с.) |