Раздел 1. Концептуальные и нормативно-методические основы устойчивого развития и экологического менеджмента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Концептуальные и нормативно-методические основы устойчивого развития и экологического менеджмента



Оглавление

 

Введение………………………………………………………………………….... 4

 

Раздел 1. Концептуальные и нормативно-методические основы устойчивого развития и экологического менеджмента………………….….... 5

1.1. Концепция устойчивого развития и экологический менеджмент......5

1.1.1. Концепции эколого-экономического развития………………………5

1.1.2. Основные положения концепции устойчивого развития……...…..19

1.1.3. Концепция экологического менеджмента..………………………...31

1.2. Экологический менеджмент как стандартизированная система управления экологической деятельностью …………....................................46

 

Раздел 2. Основные элементы экологического менеджмента ……………... 53

2.1. Общая последовательность формирования и развития экологического менеджмента на предприятии ……………………………………………….53

2.2. Разработка и оформление экологической политики предприятия……59

2.3. Планирование деятельности предприятия в области экологического менеджмента…………………………………………………………………..72

2.4. Организация и функционирование экологического менеджмента на предприятии…………………………………………………………………...94

2.5. Контроль, оценка и анализ деятельности предприятия в области экологического менеджмента ………………………………………………117

Библиографический список…………………………………………………… 125

Приложения……………………………………………………………………… 132

Введение

Объективной закономерностью современного этапа является экологизация общественного развития как комплекса мер по обеспечению экологической безопасности. В Декларации Рио (1992 г.) прозвучал призыв к «новой эре экологического развития, безопасного для окружающей среды», а на очередной конференции ООН по охране окружающей среды, проходившей ровно через 10 лет в 2002 г. в Йоханнесбурге, было достигнуто понимание необходимости координации усилий всех стран для его реализации.

Значительную роль в обеспечении качества окружающей среды может сыграть внедрение и развитие на предприятиях системы экологического менеджмента (СЭМ), системы управления экологической деятельностью в соответствии с требованиями международных стандартов ISO (Международной организации по стандартизации) серии 14000. Наличие на предприятии СЭМ способствует улучшению экологических показателей деятельности предприятия, укреплению системы менеджмента в целом, повышению уровня конкурентоспособности предприятий.

Целью преподавания дисциплины «Управление экологической деятельностью» является введение студентов в круг теоретических и нормативно-методических основ экологического менеджмента, анализа новых форм управления экологической деятельностью, а также путей реализации принципа экологически устойчивого развития на уровне предприятия.

 

 

Раздел 1. Концептуальные и нормативно-методические основы устойчивого развития и экологического менеджмента

Концепция устойчивого развития и экологический менеджмент

Вопросы для самопроверки

1. Назовите признаки экологического кризиса.

2. Перечислите сущностные характеристика антропоцентризма.

3. Охарактеризуйте специфические особенности экоцентризма.

4. Раскройте сущность социально – этических концепций.

5. Каковы особенности концепции пределов роста и ограниченного роста?

6. Раскройте сущность концепции биотической регуляции.

7. Каковы особенности концепции экоразвития и ее отличие от концепции устойчивого развития?

8. Охарактеризуйте отличительные черты концепции охраны окружающей среды.

1.1.2. Основные положения концепции устойчивого развития

 

Тщетность усилий по улучшению и даже стабилизации тенденций разрушения окружающей среды в рамках действующей модели поставила перед человечеством задачу поиска новых путей в решении проблем окружающей среды. Для осмысления надвигающихся угроз в 1983 г. была создана Всемирная (международная) комиссия по окружающей среде и развитию (МКОСР) под председательством Г. Х. Брундтланда. Существенный вклад в формирование новой концепции на глобальном уровне внес доклад «Программа устойчивого долговременного развития» (1987 г.), позже опубликованный под названием «Наше общее будущее» (1989 г.), подготовленный по заданию ООН этой комиссией, целью которого являлась разработка глобальной программы изменений в мировом развитии [42]. В докладе впервые было выдвинуто требование обеспечения устойчивого развития мировой экономики на длительный период, подтверждаемое наличием тесной взаимосвязи между экологическими проблемами и проблемами экономического, социального и политического характера. Доклад МКОСР по постановлению Генеральной Ассоциации ООН был разослан всем правительствам в качестве основы для составления национальных программ, а решения МКОСР получили отражение в очередном документе ЮНЕП «Экологические перспективы до 2000г. и на последующий период».

К числу очевидных позитивных результатов следует отнести также признание концепции Второй Всемирной Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г) ее основных положений в ряде документов, принятых на этой конференции: Повестка дня на XXI век; Декларация Рио по окружающей среде и развитию; Заявление о принципах в отношении лесов; Рамочная конвенция об изменении климата под влиянием газов, вызывающих парниковый эффект; Конвенция о сохранении биологического разнообразия. Для текущей работы по «Повестке дня на XXI век», принятой представителями 179 государств, была учреждена специальная комиссия ООН (ЮНКУР). Основные принципы устойчивого развития, закрепленные Декларацией Рио, получившей образное название Экологического Кодекса, легли в основу 40 глав «Повестки дня на XXI век» (Агенды - XXI). Цель устойчивого развития, согласно «Повестке дня на XXI век», заключается в усилении социальной ориентации развития экономики и одновременном сохранении ресурсной базы и среди обитания для благополучия будущих поколений. При этом главой 8 «Повестки дня на XXI век» предлагается «подробный план действий по включению экологических и экономических факторов в процессы принятия решений на макро, отраслевом и проектном уровнях», который может быть использован правительствами любой страны при принятии решений относительно устойчивого развития [48]. Основные вехи создания концепции устойчивого развития отражены в табл. 1.1. [3].

Таблица 1.1

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение экологического менеджмента.

2. Перечислите основные элементы концепции ЭМ.

3. Что является объектом изучения и целью ЭМ?

4. Раскройте содержание принципов ЭМ.

5. Раскройте содержание функций управления запасами природных ресурсов и управления экологически чистым производством.

6. Каково содержание функций управления социоприродными процессами и управления финансово - экономическим аспектами осуществления экологической деятельности?

7. Что такое инфраструктура и механизм ЭМ?

Вопросы для самопроверки

 

1. Перечислите основные блоки международных стандартов ЭМ.

2. Как Вы понимаете включение СЭМ в состав общей корпоративной системы      менеджмента?

3. Опишите модель системы экологического менеджмента на предприятии согласно требованиям ISO 14001.

4. Раскройте содержание «Цикл Деминга».

5. Что такое интегрированная система менеджмента?

 

                                                                                          

Вопросы для самопроверки

 

1. Каковы прямые экономические эффекты, связанные с внедрением СЭМ?

2. В чем заключаются стратегические преимущества внедрения СЭМ?

3. Перечислите основные принципы осуществления деятельности предприятия в области СЭМ.

4. Какова последовательность действий по формированию и развитию СЭМ на предприятии.?

 

2.2.  Разработка и оформление экологической политики предприятия

Вопросы для самопроверки

1. Как осуществляется экспресс-анализ текущей экологической ситуации на предприятии?

2. Дайте определение экологической политики предприятия.

3. Раскройте содержание этапов разработки и декларирования экологической политики предприятия.

4. Каковы основные обязательства и направления деятельности, рекомендуемые для разработки основ экологической политики?

 

Планирование деятельности предприятия в области

Экологического менеджмента

В соответствии с методологией корпоративного экологического менеджмента, планирование является одной из его важнейших функций. Оно позволяет систематизировать возможные действия и мероприятия, направленные на достижение экологических целей и задач, реализацию экологической стратегии и политики предприятия, и тем самым обеспечивать более высокий уровень его экологической устойчивости. При осуществлении планирования деятельности промышленного предприятия в области экологического менеджмента необходимо придерживаться рекомендаций стандарта ISO 14001 (ГОСТ Р ИСО 14001), предусматривающего следующую последовательность действий: 

· идентификация законодательных и иных экологических требований, соблюдение которых является обязательным для предприятия;

· обоснование экологических целей и задач на определенный период времени;

· установление экологических показателей, позволяющих контролировать и оценивать достигнутые результаты;

· выработка мероприятий и действий для достижения принятых предприятием экологических целей и задач;

· оформление программ экологического менеджмента (в частности, предусматривающих назначение ответственных за осуществление мероприятий и действий лиц, а также определение необходимых для этого ресурсов) в виде самостоятельных документов и установление порядка их систематического пересмотра и корректировки [12].

Отсюда можно сделать вывод о том, что в основе планирования деятельности промышленного предприятия в области экологического менеджмента должна прослеживаться следующая цепочка связей: принципы и обязательства экологической политики – приоритетные экологические аспекты деятельности, продукции или услуг – экологические требования – экологические цели – экологические задачи – экологические показатели – мероприятия и действия в области экологического менеджмента – ответственность – ресурсы (рис.2.2). Ориентируясь на рекомендации ISO 14001 (ГОСТ Р ИСО 14001) и имеющийся корпоративный опыт при подготовке СЭМ к сертификации, предприятиям целесообразно разрабатывать и утверждать собственные стандарты, регламентирующие различные аспекты планирования и осуществления деятельности в области экологического менеджмента. Особое место среди них должны занимать стандарты, посвященные идентификации экологических аспектов его деятельности, продукции или услуг, с которой начинается планирование деятельности предприятия в области экологического менеджмента.

 

 


Рис. 2.2. Логические взаимосвязи при планировании деятельности предприятия в области экологического менеджмента

 

Экологический аспект представляет собой элемент деятельности предприятия, его продукции или услуг, который взаимодействует или может взаимодействовать с окружающей средой. Проявлением экологического аспекта является воздействие на окружающую среду, которое характеризуется как любое (отрицательное или положительное) изменение в окружающей среде, полностью или частично выступающее результатом деятельности предприятия или производимых им продукцию и услуг. Так, отдельно взятый экологический аспект деятельности промышленного предприятия, его продукции или услуг может служить причиной и/или загрязнения воды и атмосферы, и/или истощения природных ресурсов, и/или оказания физического (шумового, электромагнитного, радиационного и др.) воздействия на окружающую среду. В табл. 2.2 представлены примеры экологических аспектов горнодобывающего предприятия, его продукции и услуг.

Таблица 2.2

Примеры экологических аспектов деятельности горнодобывающего предприятия, его продукции или услуг

 

Вид деятельности Экологический аспект Воздействие на окружающую среду
Взрывание буровых скважин Пылегазовыделение Ухудшение состояния воздушного бассейна
Сброс рудничных и сточных вод в открытые водоемы Загрязнение поверхностных вод Ухудшение состояния водного бассейна
Проведение горных выработок Создание полостей в недрах. Нарушение водоносных горизонтов Истощение запасов полезных ископаемых. Ухудшение качества подземных вод

 

В соответствии со стандартом ISO 14001 (ГОСТ Р ИСО 14001) промышленное предприятие должно устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуру(ы) идентификации экологических аспектов своей деятельности, продукции или услуг, которые она может контролировать и на которые она предположительно может влиять, с тем чтобы определить те аспекты, которые оказывают или могут оказывать значительные воздействия на окружающую среду. Эти аспекты называют приоритетными (существенными, значимыми, важными). Их необходимо учитывать при определении экологических целей и задач. Результатом идентификации экологических аспектов деятельности предприятия является составление «Реестра экологических аспектов», а если предприятие крупное – «Реестров экологических аспектов структурных подразделений». Примерная форма последнего представлена в приложении В.

Приоритетность (значимость, важность) каждого из идентифицированных экологических аспектов определяется при использовании экспертных оценок в соответствии с методикой, разрабатываемой самим предприятием. Как показывают результаты исследований, выстраивание алгоритма определения уровня приоритетности (значимости) экологических аспектов, как правило, является довольно сложной для предприятия задачей. Об этом свидетельствует анализ методик оценки значимости экологических аспектов, разработанных и используемых на двух крупных металлургических предприятиях Свердловской области.  Однако и они довольно не совершенны. В первую очередь потому, что они не дают возможности выделить именно те экологические аспекты, которые можно проконтролировать и на которые можно повлиять, как этого требует стандарт ISO 14001 (ГОСТ Р ИСО 14001).

Авторы [10] указывают еще на две проблемы, связанные с идентификацией приоритетных экологических аспектов деятельности предприятия, его продукции или услуг. Первая заключается в том, что внимание многих предприятий приковано к прямым экологическим аспектам (выбросы в атмосферу, сбросы в водные объекты, размещение отходов, использование природных ресурсов и т. д.), непрямые (косвенные) же экологические аспекты (эффективность СЭМ, компетентность персонала предприятия в решении экологических проблем, мониторинг воздействия на окружающую среду), как правило, не учитываются. Учет непрямых экологических аспектов особенно важен предприятиям, продукция которых взаимодействует с окружающей средой за пределами предприятия и завоевывает новые рынки. В данном случае оказываются полезными рекомендации стандартов, связанных с оценкой жизненного цикла продукции, экологической маркировкой и декларированием.

Вторая проблема касается критериев идентификации приоритетных экологических аспектов, четких пояснений в процедуре определения которых в стандартах ISO 14001 и 14004, к сожалению, не содержится. Анализ разнообразных критериев, используемых на практике различными предприятиями при идентификации экологических аспектов, позволил ученым [10] выделить следующие группы: критерии фактического воздействия на окружающую среду (воздействие на землю, воду, атмосферу, подземные воды и др.); критерии потенциального воздействия на окружающую среду, учитывающие экологические риски (частота или вероятность воздействия на окружающую среду; объем выбросов, сбросов, масштаб, сила воздействия, токсичность); критерии воздействия на население (воздействие на здоровье населения; дискомфорт от воздействия запаха, шума и др.); критерии позиционирования общественности и заинтересованных лиц; критерии управления экологической деятельностью предприятия (контроль за сбросами/выбросами отходов, выполнением требований экологического законодательства; технические и технологические возможности снижения воздействия на окружающую среду; взаимосвязь с затратами на предотвращение загрязнения).

Первые четыре критерия связаны с учетом внешнего воздействия предприятий на окружающую среду, последние критерии (управленческий, технический и экономический) направлены на учет внутреннихвозможностей предприятия по сокращению экологических нарушений при формировании экологических программ предприятия. Для целей стратегического планирования, столь важного в условиях динамично развивающихся рынков, необходим учет именно перспективных оценок, основанных на определении различного рода ущербов, возникающих в результате негативного воздействия на окружающую среду.

На промышленном предприятии в обязательном порядке происходит оформление «Реестра приоритетных экологических аспектов деятельности предприятия». Предназначение данного документа заключается в документальном отображении процесса описания приоритетных экологических аспектов деятельности всего предприятия, его производственных и вспомогательных подразделений. По мере развития СЭМ на предприятии, а также при любом изменении видов его деятельности, продукции и услуг «Реестр приоритетных экологических аспектов деятельности предприятия» должен уточняться, корректироваться и дополняться. Его примерная форма приводится в приложении Д.

Как уже было сказано, при идентификации приоритетных экологических аспектов большую роль играет учет как внешних (международных, федеральных, региональных, местных, отраслевых), так и внутренних (устанавливаемых самим предприятием) экологических требований. Предприятия всегда выигрывают, создавая и обновляя перечень законодательных и иных нормативных документов, действие которых на них распространяется. Более того, многие руководители с энтузиазмом относятся к введению собственных корпоративных стандартов, которые должны разрабатываться, оформляться, согласовываться и утверждаться в соответствии с действующим на предприятии порядком и зачастую бывают строже, чем внешние нормативы и требования.

По оценкам представителей промышленных предприятий, разработка механизма идентификации законодательных и иных экологических требований, предъявляемых к их деятельности, продукции и услугам, также является одним из сложных этапов в процессе внедрения СЭМ. Ведь до формирования данной системы на предприятиях идентификация внешних экологических требований, как правило, не носит систематического характера, а решение о соответствии им деятельности предприятий, их продукции и услуг время от времени выносится государственными контролирующими органами по результатам инспекционных проверок. Однако тяжелая, кропотливая работа по выявлению экологических требований, касающихся конкретного промышленного предприятия, во многом оправдывает себя. Разработанная и действующая на предприятиях процедура идентификации новых, измененных и отмененных документов, содержащих экологические требования, позволяет проводить самооценку соответствия этим требованиям и вовремя предпринимать соответствующие меры, что значительно повышает кредит доверия к предприятиям со стороны контролирующих органов.

При идентификации законодательных и иных требований должен предусматриваться реальный практический результат, выражающийся в реализации необходимых мероприятий и действий, направленных на устранение несоответствия деятельности, продукции или услуг предприятия экологическим требованиям; необходимо постоянно демонстрировать соблюдение законодательных и иных экологических требований; обязательно документальное оформление выявленных экологических требований. С целью систематизации работы в области изучения внешней нормативно-правовой базы в экологической сфере на промышленных предприятиях необходимо оформление и постоянное обновление специального документа – «Реестра законодательных и иных нормативных документов», содержащего конкретные экологические требования, соблюдение которых рассматривается предприятием как обязательное. Структура Реестра и способы классификации в нем законодательных и нормативных документов определяются каждым предприятием самостоятельно, в зависимости от его масштабов, многопрофильности, количества и разнообразия экологических аспектов и др.

В [58] для формирования Реестра законодательных и нормативных документов рекомендуется использовать следующие источники информации: информационные базы контролирующих и регулирующих органов; электронные базы данных (Консультант Плюс, региональное законодательство и др.); периодическую печать («Российская газета» и др.); информационные бюллетени промышленных ассоциаций и др. Классифицировать документы в Реестре можно по следующим признакам: назначение (атмосфера, вода, почвы, отходы, физические факторы, недра и т. д.); иерархия документа (международные, федеральные, отраслевые, областные, городские и т. д.); атрибуты документа. В том случае, когда определенные внешние экологические требования не отвечают потребностям предприятия или их не существует, следует разрабатывать и использовать собственные требования (внутренние критерии эффективности), отражающие, упорядочивающие и, как правило, ужесточающие внешние требования в отношении ряда аспектов и элементов СЭМ. Они могут устанавливаться в форме или приказа руководителя высшего звена, или технологического регламента, или стандарта предприятия. Целесообразно ведение «Реестра собственных экологических требований предприятия» [34, 47].

Принципы и обязательства экологической политики промышленного предприятия, выявленные приоритетные экологические аспекты его деятельности и связанные с ними воздействия на окружающую среду, а также предъявляемые по отношению к ним законодательные и иные экологические требования позволяют определять основные направления деятельности в области экологического менеджмента и разрабатыватьсобственные экологические цели и задачи.

Экологические цели промышленного предприятия должны представлять собой экологически значимые направления его деятельности, самостоятельно определяемые, осуществляемые и по возможности количественно и качественно им оцениваемые. Экологические цели должны отвечать ряду критериев.

· Конкретность. Экологическая цель должна быть связана с определенной областью экологической деятельности предприятия, должна быть доступной и понятной для руководства и персонала предприятия, внешних заинтересованных сторон.

· Реальная достижимость. Достижение поставленных экологических целей должно быть подтверждено наличием необходимых финансовых, материальных и трудовых ресурсов. Постановка недостижимых целей (желаемых, идеальных) нередко приводит к игнорированию персоналом экологической деятельности в целом.

· Взаимосвязанность и взаимодополняемость. Так как экологические цели объединены экологической политикой предприятия, то реализация каждой из них зависит от реализации других целей. Постановка же взаимодополняющих целей способствует интенсификации процесса их достижения, развитию коммуникаций в системе экологического менеджмента, повышению ее эффективности в целом.

· Измеримость. При установлении экологических целей следует учитывать фактор возможности оценки их достижения. Для этого необходимо разработать набор показателей (критериев), как количественных, так и качественных, позволяющих оценивать достигаемые в рамках поставленных целей результаты.

· Результативность. Каждая цель должна быть связана с получением предприятием (в частности, руководством и персоналом) определенных выгод.

· Ориентированность во времени. Цели устанавливаются на определенный период времени, в течение которого ведется систематическое наблюдение за поэтапным процессом их достижения. По истечении установленного периода реализации целей проводится оценка достигнутых результатов и постановка новых, скорректированных целей.

Каждая из поставленных экологических целей должна давать возможность определения конкретных задач (краткосрочных, среднесрочных, долгосрочных) на планируемый период. Экологическая задача характеризуется стандартами серии ISO 14000 (ГОСТ Р ИСО 14000) как конкретное требование в отношении экологических показателей деятельности предприятия в целом или его подразделений, устанавливаемое и выполняемое для достижения определенной экологической цели [13, 15].

Экологические цели и задачи могут иметь общий характер (относиться ко всему предприятию) или более узкий характер (относиться к конкретному объекту или отдельному виду деятельности). Общее количество целей на начальных этапах внедрения СЭМ целесообразнее ограничивать. В первую очередь следует устанавливать цели, рассчитанные на достижение очевидных результатов. Экологические цели и задачи обязательно должны быть согласованы и утверждены высшим руководством промышленного предприятия. Их следует периодически анализировать и пересматривать при учете мнений всех заинтересованных сторон.

Оценка и демонстрация эффективности достижения поставленных экологических целей и задач, а также контроль осуществляемых действий и мероприятий могут производиться с использованием максимально возможного количества разнообразных целевых и плановых экологических показателей. В соответствии с ISO 14001 (ГОСТ Р ИСО 14001) целевой экологический показатель является общим целевым показателем состояния окружающей среды, выражаемым количественно, если это возможно, и вытекающим из экологической политики организации. Плановый экологический показатель выступает детализированным требованием в отношении эффективности достижения целевых экологических показателей; при этом требование по возможности выражается количественно, предъявляется организации и ее структурным подразделениям. Таким образом, целевой экологический показатель указывает на эффективность достижения определенной экологической цели, а плановый экологический показатель – на эффективность достижения конкретной экологической задачи организации.

Как показывает практика, в процессе установления экологических показателей, используемых для планирования и оценки эффективности деятельности предприятия в экологической сфере, решаются следующие задачи:

· установление общего возможного спектра экологических показателей для каждого из приоритетных экологических аспектов деятельности предприятия;

· определение способов расчета или оценки установленных показателей;

· разработка процедур и методов контроля за выполнением установленных показателей;

· оформление систематизированного перечня показателей, описаний процедур и методов контроля за их выполнением в виде самостоятельных документов (например, в виде приложений к «Реестру приоритетных экологических аспектов деятельности предприятия»); установление требований к их систематическому пересмотру и корректировке.

Рекомендуется разрабатывать как внешние (показатели, входящие в состав или непосредственно связанные с обязательной экологической отчетностью предприятия), так и внутренние (показатели, самостоятельно устанавливаемые предприятием и не имеющие непосредственной связи с обязательной экологической отчетностью) экологические показатели. И внешние, и внутренние экологические показатели бывают количественными и качественными. В свою очередь количественные показатели могут быть представлены в натуральном и относительном выражении. Такое многообразие экологических показателей приводит к необходимости их систематизации.

Стандарт ISO 14031 (ГОСТ Р ИСО 14031) предлагает использовать показатели оценивания экологической эффективности, подразделяемые на две группы: показатели экологической эффективности (ПЭЭ) и показатели состояния окружающей среды (ПСОС). При этом ПЭЭ включают в себя два типа показателей: показатели эффективности управления (ПЭУ), обеспечивающие информацию об условиях, предпринимаемых руководством с целью воздействия на экологическую эффективность организации и  показатели эффективности функционирования (ПЭФ), обеспечивающие информацию об эффективности функционирования организации. ПСОС дают представление о фактическом или потенциальном воздействии на окружающую среду экологических аспектов деятельности и тем самым способствуют планированию и внедрению оценивания экологической эффективности.

Специалисты РОО «Эколайн», основываясь на рекомендациях стандартов серии ISO 14000 (ГОСТ Р ИСО 14000), разработали свою систему экологических показателей, состоящую из трех групп: 1) показатели, характеризующие процесс производства, включая основную и вспомогательную деятельность предприятия (внутреннюю среду); 2) показатели, отражающие степень развитости экологического менеджмента на предприятии (взаимосвязь внутренней и внешней среды); 3) показатели, характеризующие состояние окружающей среды с учетом местных условий (внешнюю среду). В качестве показателей первого типа, по их мнению, выступают такие, как объемы потребления природных ресурсов, объемы выбросов и сбросов загрязняющих веществ в атмосферу и водные объекты, доля транспортных средств, работающих на неэтилированном бензине и др. Расчет большинства из них основан на анализе обобщенных и детализированных схем материальных потоков в системе «производство – окружающая среда». Ко второму типу показателей относятся затраты на осуществление превентивных экологических мероприятий, платежи за загрязнение окружающей среды, ежегодное количество человеко-часов на экологическую подготовку, ежемесячное количество жалоб населения по поводу нанесенного ущерба и т. д. Показатели третьего типа отражают состояние отдельных элементов окружающей среды (воды, земель, воздуха, флоры и фауны).

В качестве необходимых коррективов представленной системы показателей следует назвать следующие. Во-первых, группу показателей, связанную непосредственным с процессом производства, следует расширить показателями по всем стадиям жизненного цикла промышленной продукции (проведение маркетинговых исследований, проектирование продукции, ее производство, упаковка, транспортировка, эксплуатация и утилизация, захоронение отходов). Во-вторых, следует учесть, что эколого-экономическая система «промышленное производство – окружающая природная среда» пересекается с социально-экологической системой «человек – окружающая природная сырья» и социально-экономической системой «человек – промышленное производство», поэтому система экологических показателей должна учитывать собственно экологические, социально-экологические, эколого-экономические и социально-эколого-экономические показатели. В-третьих, при использовании экологических показателей следует делать упор на периодичность их пересчета с целью отображения динамической картины, позволяющей оценить происходящие изменения во времени.

В усовершенствованном варианте система показателей промышленного предприятия представлена на рис. 2.3, а детализированный перечень количественных показателей – в табл. 2.3. Бесспорно, перечень представленных экологических показателей довольно велик, что приводит к неудобству его использования руководителями высшего звена промышленного предприятия, поэтому в качестве основных следует использовать показатели эффективности экологического менеджмента, динамика значений которых, пусть с некоторым опозданием, отражает динамику значений показателей всех остальных групп. Отсюда следует, что, планируя показатели 4-й группы, можно при умении идентифицировать их взаимосвязь с показателями 1-й, 2-й и 3-й групп, прогнозировать, какими должны быть ориентировочные значения последних.

Рис. 2.3. Система показателей оценивания экологической

устойчивости промышленного предприятия

 

Таблица 2.3

Примерная структура программы экологического менеджмента

 Экологические цели Экологические задачи Экологические показатели Мероприятия и действия Ответственные за реализацию Срок реализации Объемы и источники финансирования Ожидаемая эффективность

 

Как правило, на промышленных предприятиях разрабатывается пятилетняя комплексная экологическая программа, согласующаяся со стратегическим планом развития предприятия, и в развитие ее формируются годовые планы мероприятий в области экологического менеджмента, которые являются составными элементами комплексных годовых планов производственной, технической и финансовой деятельности, а также социального развития сотрудников промышленного предприятия. К примеру, в ОАО «Ураласбест» был разработан «Перспективный план развития комбината на период 2006-2010 годы», в котором были выделены стратегические цели по четырем областям: персонал, клиенты, внутренние процессы, обучение и рост. В области «Клиенты» в качестве одной из целей была указана «Минимизация отрицательного воздействия на окружающую среду», для достижения которой была сформирована «Комплексная экологическая программа на период 2006-

-2010 годы» с характеристикой экологических аспектов деятельности комбината, оценкой их воздействия на окружающую среду и планом мероприятий по его минимизации с указанием сроков реализации.

Следует помнить, что промышленное предприятие должно разрабатывать программы экологического менеджмента, исходя из существующих возможностей реализации намечаемых мероприятий и действий. В программы экоменеджмента не должны включаться мероприятия и действия, реализация которых в настоящее время невозможна (например, по причинам отсутствия необходимых ресурсов, технических и технологических решений, квалифицированных кадров). В качестве приложений к программам экоменеджмента нередко используются разнообразные материалы и расчеты, обосновывающие конкретные мероприятия и действия, их ожидаемую экологическую и экономическую эффективность (например, схемы материальных потоков, материальные балансы, технологические и аппаратурные схемы, технико-экономические и эколого-экономические оценки и расчеты и т. п.). Актуальное в данном случае экономическое обоснование экологических инвестиционных проектов, планируемых к реализации в рамках СЭМ, может стать возможным при использовании методики, разработанной сотрудниками ИЭ УРО РАН, или методики РПОИ [35, 36].

Подготовка и осуществление программ экологического менеджмента, по признанию руководителей предприятий, являются индикатором реализации их экологической стратегии и политики. Присутствие некоторых элементов, фрагментов, частичного отражения поставленных задач, мероприятий, необходимых ресурсов в планах по достижению, к примеру, ПДВ (предельно допустимых выбросов) загрязняющих веществ программ экологического менеджмента заменить не может [13, 34, 47]. Для достижения должного результата одновременно с разработкой программ менеджерам промышленного предприятия следует определить процедуру контроля за их реализацией и достижением поставленных экологических це



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.86.95 (0.068 с.)