Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 14. Уголовная ответственность. Понятие, признаки и цели наказанияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Понятие и пределы уголовной ответственности. 2. Формы реализации уголовной ответственности. 3. Содержание уголовной ответственности. 4. Соотношение уголовной ответственности и наказания. 5. Понятие и признаки уголовного наказания. 6. Цели уголовного наказания. Методические указания к Теме 14. При подготовке к семинарским занятиям уделить внимание основным научным позициям, сформированным в науке уголовного права по вопросу о понятии уголовной ответственности: «уголовная ответственность – наказание», «уголовная ответственность – обязанность преступника отвечать за совершенное преступление», «уголовная ответственность – уголовное правоотношение, возникшее по поводу совершенного преступления», «уголовная ответственность – совокупность охранительного уголовного правоотношения, уголовно-процессуальных и уголовно-исполнительных правоотношений», а также «уголовная ответственность – осуждение виновного обвинительным приговором суда, вступившим в законную силу». Поскольку все указанные точки зрения так или иначе связаны с понятием охранительного уголовного правоотношения, то студентам необходимо разобраться с вопросом о моменте возникновения охранительного уголовного правоотношения, а также его содержании. Очень важно понять, что научные позиции, признающие возможность существования так называемой «досудебной уголовной ответственности» являются оправданием обвинительного уклона в уголовном судопроизводстве. Ст. 4 УК РФ устанавливает, что лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные деяния, в отношении которых установлена его вина, а в соответствии со ст. 49 Конституции РФ каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Это значит, что уголовная ответственность возникает в момент вступления обвинительного приговора в законную силу и представляет собой государственное осуждение, порицание преступления и лица. его совершившего. Следует обратить внимание на то, что основной формой реализации уголовной ответственности является вынесение обвинительного приговора с назначением уголовного наказания и его реальным отбыванием (исполнением). Кроме этого уголовная ответственность может быть реализована в формах, предусмотренных ст. ст. 73, 80.1, 82, 92 УК РФ. Необходимо понимать, чем отличается вынесение обвинительного приговора без назначения наказания (ст. 80.1 УК РФ) от условного осуждения (ст. 73 УК РФ) и отсрочки отбывания наказания (ст. 82 УК РФ). Важно, что к лицам, совершившим преступление в возрасте до восемнадцати лет, можно применить уголовную ответственность в форме обвинительного приговора с назначением вместо наказания принудительных мер воспитательного воздействия (ст. 92 УК РФ). Охранительное уголовное правоотношение возникает в момент совершения преступления, а уголовная ответственность – только тогда, когда вступает в силу обвинительный судебный приговор, максимально конкретизирующий взаимные права и обязанности преступника и государства. Уголовная ответственность и охранительное уголовное правоотношение прекращаются в момент погашения или снятия судимости. Поэтому осуждение является общей формой реализации уголовной ответственности, а ее содержанием следует считать охранительное уголовное правоотношение с момента вступления в силу обвинительного судебного приговора и до момента погашения или снятия судимости. Важно понять, что уголовная ответственность и наказание – это относительно самостоятельные институты уголовного права. Применение наказания невозможно без реализации уголовной ответственности, тогда как уголовная ответственность может быть применена без назначения или реального исполнения назначенного наказания. При подготовке к семинарским занятиям следует уделить внимание научной дискуссии по вопросу об основании уголовной ответственности. Необходимо уяснить, почему состав преступления является основанием для квалификации деяния и не может служить в качестве основания уголовной ответственности. Важно понять, что уголовная ответственность как конкретная форма реализации ответственности юридической и социальной помимо традиционного негативно-ретроспективного аспекта может быть рассмотрена с позиции позитивного аспекта, когда ответственным является тот субъект, который соблюдает установленные уголовным законом запреты или использует предоставленные ему субъективные права. Студентам в ходе подготовки следует обратить внимание на наличие различных точек зрения по вопросу об определении понятия наказания, существование различных взглядов на цели уголовного наказания. При подготовке к семинарским занятиям следует изучить историю возникновения уголовного наказания (от частной мести к публичному уголовно-правовому институту), а также рассмотреть признаки уголовного наказания, перечисленные в ч. 1 ст. 43 УК РФ. Содержанием уголовного наказания является кара, однако, следует знать об ограничениях карательного характера, которые установлены российским и международным правом. Необходимо знать отличие уголовного наказания от уголовной ответственности, от принудительных мер медицинского и воспитательного характера, а также от иных принудительных уголовно-правовых мер. Важно уяснить, что имеется несколько разных субъектов, которые определяют цели уголовного наказания: законодатель, суд и орган, исполняющий наказание. Важно, что цель восстановления социальной справедливости достигается на этапе вынесения обвинительного судебного приговора, тогда как остальные цели наказания реализуются в процессе его исполнения. Следует понять, что такое социальная справедливость и каков механизм его восстановления, особенно в связи с тем, что уголовное наказание является мерой карательного, а не восстановительного характера. Следует обратить внимание на то, что перевоспитание осужденного не является целью уголовного наказания, а также на то чем исправление отличается от перевоспитания и каков механизм реализации цели исправления лица, совершившего преступление. Необходимо также различать цели исправления и предупреждения совершения новых преступлений осужденным, как по содержанию, так и по механизму реализации. Важно понимать, что цель предупреждения совершения новых преступлений иными лицами не обладает избирательностью и не реализуется только в отношении так называемых неустойчивых лиц. Каждый и любой является субъектом реализации цели общего предупреждения преступлений.
Задачи к Теме 14.
1. В ходе производства по уголовному делу в квартире Л. был проведён обыск. В дальнейшем уголовное дело было прекращено в связи с истечением срока давности. Л. обратился в суд с требованием о возмещении морального вреда причинённого ему незаконным привлечением к уголовной ответственности. Подлежат ли требования Л. удовлетворению? Какой момент следует считать моментом начала уголовной ответственности? Изменится ли решение, если Л. был привлечён в качестве обвиняемого?
2. В. был осуждён за преступление предусмотренное ч. 1 ст. 111 УК РФ. Судимость погашена в 2019 году. В 2020 году В. устроился на работу в школу учителем физкультуры в соответствии с имевшейся у него квалификацией. Однако через два месяца он был уволен в связи с тем, что у него имелась судимость по ч. 1 ст. 111 УК РФ и заниматься педагогической деятельностью он не может. В. обратился с жалобой в прокуратуру указав, что его увольнение было незаконно. Запрет для лиц, совершивших тяжкие преступления заниматься педагогической деятельностью является элементом уголовной ответственности. Судимость у него погашена и согласно ст. 86 УК РФ с момента погашения или снятия судимости уголовная ответственность заканчивается, все правовые последствия связанные с совершённым преступлением аннулируются и лицо считается ранее не совершавшим преступлений. Обоснованны ли доводы жалобы? Каков момент окончания уголовной ответственности? Имеет ли В. право заниматься педагогической деятельностью после погашения судимости?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.156.84 (0.007 с.) |